Что значит кооперативная игра
Взаимодействие между игроками в кооперативной игре
Важной составляющей ко-опа является взаимодействие между игроками. Это совместные или однонаправленные действия игроков для прохождения. Оно добавляет глубины в геймплей и генерирует интересные игровые ситуации.
Например, в упомянутой Army of Two один игрок может взять в руки щит и стать передвижным укрытием, в то время как второй будет вести огонь по противникам из-за плеча напарника.
Взаимодействие не всегда добавляется в ко-оп, либо оно является вспомогательной механикой. Так, в режиме Special Operations в Call of Duty игроки могут только вылечить друг друга. В Trine персонажи между собой не взаимодействуют вообще, либо это взаимодействие опосредовано. Кроме этого взаимодействие может проявляться чисто визуально и никак не влиять на геймплей.
Как и в реальной жизни, командное взаимодействие в игре увеличивает радость от разрешения поставленной задачи. Прямой интерактив между подконтрольными воспринимается как настоящая коммуникация. Вспомните, как совместно выполненный супер приём или противостояние орде зомби заставляло вас веселиться и совместно обсуждать только что полученные эмоции. Поэтому ко-оп должен содержать в себе игровое взаимодействие в его достаточном количестве.
Давайте посмотрим, как взаимодействие между игроками влияет на получение удовольствия от игрового процессе с учётом вышеописанной классификации.
Одна роль, отсутствие взаимодействия.
Все игроки проходят уровни так же, как если бы они играли одни. Между персонажами не устанавливается связи, каждый игрок сам по себе.
Одна роль, наличие взаимодействия.
У каждого игрока в распоряжении одинаковый набор функций. Взаимодействие друг с другом позволяет им получить доступ к супер приёмам или другим возможностям. Причём у каждого игрока есть на это равное право.
Несколько ролей, отсутствие взаимодействия.
Игроки не влияют на друг друга, но комбинация уникальных для каждого персонажа способностей может создать интересные ситуации. Так же, как и в первом случае, прямого влияния на геймплей товарищей у игроков нет.
Несколько ролей, наличие взаимодействия.
Способности одного игрока могут влиять на других. Игровые роли распределяются таким образом, чтобы действительно была создана сильная команда с ясно очерченными границами ответственности.
Моим самым свежим кооперативным опытом является дилогия Knack на PlayStation 4. Благодаря ей можно увидеть разницу между подходами к архитектуре кооперативной игры.
Большим шагом вперёд в развитии кооператива стала вторая часть. Второй игрок может играть за основного персонажа и обладать теми же самыми способностями, большая часть из которых работала именно при совместном исполнении. Кроме этого на уровнях появилось много зон, которые проходятся исключительно вдвоём. В угоду равноправию между игроками в игре отсутствует разделение обязанностей.
Взаимодействие между игроками и их персонажами улучшают опыт в кооперативной игре. Не так важно, какую практическую ценность оно приносит для прохождения. Важнее, что игроки могут создавать интересные связки своих действий или валять дурака.
КООПЕРАТИВНАЯ ИГРА
В классической теории К. и. принимается:
На множестве Нвводится бинарное отношение доминирования (предпочтения) дележей по коалиции
Если для нек-рого
то полагают
Относительно этого отношения доминирования формулируются понятия оптимальности дележей.
Введение на классе К. и. алгебраич. операций приводит к исчислениям К. и. и к исследованию взаимосвязей между этими операциями и различными принципами оптимальности. Специальному изучению подвергались различные частные классы К. и., описанные ниже.
если семейство коалиций и числа
таковы,
что
где cK(i)= 1, если и 0 в противном случае.
Сбалансированные игры и только они имеют непустое с-ядро.
а характеристич. функция определяется равенством
Теория классич. К. и. подвергалась обобщениям в различных направлениях (см. также Неатомическая игра).
и
Лит.:[1] Нейман Дж., Моргенштерн О., Теория игр и экономическое поведение, пер. с англ.,М., 1970; [2] Воробьев Н. Н., «Успехи матем. наук», 1970, т. 25, № 2, с. 81-140; [3] Розенмюллер И., Кооперативные игры и рынки, пер. с англ., М., 1974.
Н. Н. Воробьев, А. И. Соболев.
Кооперативная игра
Чем обычно заканчивается партия в настольную игру? Кто-нибудь выигрывает из-за того, что он первым выполнил некоторое игровое условие, набрал больше всех очков или вынес всех своих соперников. Но только не в этой игре.
Здесь предполагается, что игроки должны трудиться совместно и сообща достигнуть какой-то цели. Среди возможных вариантов окончания обязательно присутствует «игроки победили» и более того — сеттинг недвусмысленно намекает, что именно такое окончание является наиболее правильным и желательным. Другие варианты окончания являются либо провальными («все проиграли»), либо менее желательными (часть персонажей достигла личных целей, но общая цель не достигнута), так как означают, что команда не справилась.
Такие игры называются кооперативными, и они требуют от игроков несколько иного подхода к игровому процессу, за что и любимы своей аудиторией. А ещё на кооперативную механику естественным образом переносятся сюжеты книг и фильмов, в которых герои действуют командой (причём, если игра сделана удачно, то получать от неё удовольствие можно даже без знания канона!). Примеры чуть ниже.
Содержание
Какие бывают [ править ]
«Команда против игровой механики». Антагониста в игре нет, точнее, им является сама игра. Она тем или иным образом генерирует задачи или неприятности, которые команде нужно решать или преодолевать. Побеждают или проигрывают все вместе, для победы обычно нужно выполнить условие (чему игра активно препятствует) или пройти определённое количество игровых кризисов. Погибший персонаж может означать как автоматический проигрыш, так и отдельный кризис (команда уменьшилась, её функционал снизился), иногда его можно воскресить.
Такие игры обычно непросто придумывать: механика должна генерировать кризисы адекватно и правдоподобно, при этом быть в принципе проходимой и, желательно, допускать какое-то регулирование сложности. Не говоря уже о том, чтобы автоматически масштабироваться под число игроков.
«Команда с предателем». Антагонистом также может являться сама игра, но главное в другом — среди членов дружной команды есть предатель (возможно, что и не один). Его целью является сделать так, чтобы команда не выполнила игровую задачу. Средства могут быть различными, например, использование двусмысленных игровых возможностей (восполнить один ресурс за счёт убыли другого, суметь убедить команду в предательстве другого игрока и ограничить ему круг действий, предатель может раскрыться перед командой за явное обретение вредительского функционала, да мало ли что ещё). Соответственно, проигрыш команды означает выигрыш предателя.
Интересные моменты возникают, если число предателей заранее неизвестно, или их вообще может не быть, или если сам игрок узнаёт о своём предательстве только в середине партии.
«Команда против Тёмного Властелина». Один игрок управляет кризисами, остальные образуют команду. Важно понимать, что задачей «Тёмного Властелина» обычно является не только тупо гадить команде, а ещё делать игру интересной. Это может быть непросто, но если за «Властелина» садится опытный игрок с фантазией, то партия превращается в истинное удовольствие, становясь чем-то вроде настольной ролевой игры. (В отличие от последней, «Властелин» более ограничен правилами, чем мастер, длится всё намного меньше, да и возможностей отыгрыша не так много.)
«Команда против изгоя». Есть команда, и есть один-два игрока-«изгоя», которых команда сообща должна нейтрализовать. Отличие от «Тёмного Властелина» в том, что «изгои» выступают не управителями игровой механики, а просто особыми игроками с особыми способностями. Отличие от «предателя» в том, что «изгои» и их особые возможности известны с самого начала (и обычно они имеют определённое преимущество в инициативе). Типичные сюжеты: группа сыщиков ловит преступника, команда охотников на вампиров преследует вампира и т. п.
Как в это играют [ править ]
Примерно так же, как в обычную настольную игру. Основных отличий два:
Что здесь бывает интересного [ править ]
Примеры из кино [ править ]
Синематограф просто не мог обойти стороной эту благодатную тему, пусть даже в довольно специфическом ключе.
Кооперативные игры с качественным сюжетом и геймплеем
Большинство кооперативных игр сосредотачиваются на различных механиках, которые делают совместную игру проще и комфортнее, но не увлекательнее. Кроме того, часто бывает так, что в подобных проектах вообще забывают прописать интересный сюжет, и весь ваш виртуальный забег вместе с друзьями превращается в скучное повторение одних и тех же действий.
Несмотря на все это, находятся видеоигры, в которых захватывающий сюжет, и при этом погружаться в историю лучше всего в кооперативном режиме с друзьями. Именно о таких «жемчужинах» сегодня и поговорим.
It Takes Two
И открывает нашу подборку недавно вышедшая It Takes Two. Как говорится, по просьбам большинства нуждающихся в комментариях к прошлому топу «Кооператив всему голова. Игры, которые невозможно пройти одному». Да-да, мы все читаем и прислушиваемся к вашему мнению, но на момент написания того материла игра еще не вышла, так что вот, исправляемся.
Новинка 21 года стала довольно увлекательным кооперативным приключением на двоих, в которое можно поиграть со своей подругой, сестрой или девушкой. Сюжет рассказывает о том, как по велению маленькой девочки ее родители превращаются в игрушки и должны преодолеть множество испытаний. Попутно супружеская пара начинает выяснять отношения и постепенно учится снова любить друг друга.
Попробовать однозначно стоит, если вы хотите попасть в увлекательное и дико интересное приключение на двоих. Проектов, которые полностью заточены под кооператив, с таким разнообразием еще никогда не было.
Dead Space 3
К сожалению, третья часть потрясающей франшизы Dead Space заметно отошла от хоррор составляющей и сделала упор на экшене, но это не значит, что здесь вас ждет неинтересный сюжет. Лично мне нравилась история в каждой игре серии. С каждой последующей частью она становилась все более драматичной и затягивающей. В Dead Space 3 разработчики резко решили сменить декорации заброшенных космических станций на ледяную планету «Tau Volantis», но наличие снега особо никак не сказалось на общей устрашающей атмосфере. К тому же вам будет интересно играть до самого финала, ведь по ходу прохождения окажется, что вы не одни пытаетесь выжить в условиях собачьего холода и даже сможете встретить персонажей из предыдущих частей.
Что касается кооперативной составляющей, то в Dead Space 3 она вписалась просто отлично, причем как с точки зрения геймплея, так и сюжетно. Пройти игру можно вместе с товарищем, который возьмет под свое управление Джона Карвера. Именно он попал на «Tau Volantis» вместе с главным героем, совершив экстренную посадку из-за аварии. И, пожалуй, один из главных плюсов этого проекта заключается в том, что игровой процесс кардинально отличается, если попробовать совместное прохождение. Так что если когда-то вы прошли Dead Space 3 в одиночку, то обязательно найдите себе напарника и попробуйте пройти ее еще раз в кооперативе.
Dying Light
Великий и беспощадный польский геймдев крайней редко подкидывает нам качественные проекты. Как правило, популярными игры из этой замечательной страны становятся из-за того, что они с треском провалились или получились настолько убогими, что в них играют, чтобы чисто поржать. Dying Light как будто не из Польши, потому что в свое время это был отличный зомби-экшен с элементами паркура, к которому прикрутили достойный кооперативный режим на 4-х.
Что касается сюжета, то большую часть прохождения все происходящее будет казаться вам банальной историей из классического фильма про постапокалипсис, но стоит дойти примерно до середины, и вы прекратите так думать. Здесь достаточно интригующих моментов и внезапных поворотов, которые четко дают понять, что в этом мире бояться нужно не только зомби, но и простых людей.
В кооперативе Dying Light прям 100% симулятор выживания без ГМО, который заставит вас в некоторых моментах переживать за своих друзей сильнее, чем за собственную жизнь. Вы научитесь жертвовать собой, принимать сложные решения, ну и просто получите удовольствие от игры, так что обязательно попробуйте в совместном режиме.
Resident Evil: Revelations 2
Перед вами, пожалуй, одно из самых захватывающих ответвлений от основной серии Resident Evil, которое предлагает интересную историю и по-настоящему увлекательный кооперативный режим. Сюжет Resident Evil: Revelations 2 достаточно запутанный, но разобраться в нем вы сможете уже ближе к середине игры. Дело в том, что она разделена, грубо говоря, на 2 акта, в которых фигурируют разные пары персонажей.
Сперва придется выбраться из тюрьмы, играя за Клэр Редфилд и Мойру Бертон, а затем спасать их, играя уже за отца Мойры по имени Барри и маленькую девочку Наталью. Что девчонка делает вместе с мужиком в возрасте? Ума не приложу, но это как-то объясняется наличием у нее сверхъестественных способностей, да и в целом они неплохо выглядят в дуэте, ничего такого не подумайте.
Что касается геймплея, то проходить Resident Evil: Revelations 2 настоятельно рекомендую только в кооперативе. Дело в том, что весь игровой процесс заточен под взаимодействие в дуэте. Один персонаж из пары всегда стреляет, а второй освещает ему путь, собирает ценный лут и всячески помогает выжить. Таким образом, если отдать роль помощника ИИ, то вы, скорее всего, уже через несколько минут испытаете невероятное жжение в заднем проходе от того, насколько сильно будет тупить NPC напарник. А вот в кооперативе легко проверить, насколько слаженно вы работаете в команде с товарищем, да и в целом именно в этом режиме Resident Evil: Revelations 2 раскрывается во всей красе.
Saints Row IV
Вряд ли еще есть люди, которые никогда не слышали про Saints Row IV. Думаю, есть много тех, кто никогда не играл в нее, но не слышать об этом проекте, который буквально переполнен черным юмором и самым настоящим трэшем, невозможно. Несмотря на то что сюжет, где президент США должен защитить планету от инопланетных пришельцев, сперва кажется банальным, прописан он довольно интересно. К тому же абсолютно все основные задания здесь логически связаны, и пусть они переполнены безумием внутри, все равно легко приведут вас к вполне внятному и адекватному завершению истории.
Если играть в кооперативном режиме на двоих, то, по сути, вас ждет просто увеличенная доза рафинированного сумасшествия, которое может предложить Saints Row IV. Я бы не сказал, что здесь есть механики, которые делались прям под совместное прохождение, но в паре тупо веселее. Если вы хотите получить дозу хорошего настроения и все-таки узнать, с помощью чего президент США может одолеть инопланетян и стать героем масштабов целой планеты, то запускайте Saints Row IV прямо сейчас.
Kane & Lynch 2: Dog Days
Продолжение скандального боевика Kane & Lynch можно назвать одним из самых достойных сюжетных проектов, который полностью адаптирован под кооперативное прохождение. По сути, в одиночку пробовать эту игру вообще не стоит, потому что именно за счет парного взаимодействия она работает лучше всего. К тому же, по сравнению с первой частью, здесь история кардинально меняется, а действия переносятся на улицы Шанхая. Вместо блеклых красок и сочащейся изо всех щелей депрессивной атмосферы, игра стала ярче и динамичней. Попробовать однозначно стоит, если вы, будучи поклонником кооперативных проектов, по какой-то причине пропустили Kane & Lynch 2: Dog Days.
Во второй части кооперативная составляющая проработана глубже. Взаимодействовать с напарником придется гораздо чаще, и на самом деле в сиквеле совместные механики реализованы куда лучше, чем в оригинале.
Очень жаль, что эта серия игр не получила продолжения или хотя бы духовного наследника. К слову, к созданию игры приложили руку создатели Hitman! Что и как у студии пошло не так, с чего вообще все начиналось и почему так закончилось мы разбирали в одном из наших прошлых видео. Посмотрите, если интересуетесь геймдевом.
Серия The Dark Pictures Anthology
Психологических хорроров, да еще и с кооперативным режимом, в последнее время выходит крайне мало. Этот жанр в целом никогда не пользовался популярностью в широких массах, но каждый его представитель быстро находил свою аудиторию. Серия The Dark Pictures Anthology на данный момент считается лучшей среди подобных игр. Вышло уже 2 части, и, судя по всему, разработчики не собираются останавливаться.
Сюжет в каждой из частей серии действительно очень интересный и увлекательный. Если первое время вам будет казаться, что вы прекрасно понимаете, к чему все идет и чем закончится, то в какой-то момент, после пары «крутых» поворотов, история по-настоящему вас удивит. К тому же играть в такое вместе с другом в онлайн кооперативе на двоих сплошное удовольствие. Вы будете вместе путешествовать, разгадывать загадки, выживать и, конечно же, пытаться помочь друг другу в необычных ситуациях. Кроме того, есть режим поочередного прохождения, рассчитанный для совместных посиделок за одним экраном до 5 человек.
Ничего подобного с настолько запоминающимся сюжетом вы больше не найдете. Именно поэтому настоятельно рекомендую пройти обе части. Наверняка после этого вы захотите продолжения.
Strange Brigade
И снова в нашей подборке игра про зомби, только на этот раз сражаться с мертвецами придется в древнем Египте, куда главные герои отправляются за сокровищами. Strange Brigade – своего рода кооперативная смесь Uncharted и Zombie Army, которая предлагает захватывающее приключение по египетским достопримечательностям. Тут вам и путешествие по пустыням, и визиты в древние пирамиды, и посещение разнообразных храмов, и еще куча всего интересного.
Играть одному в Strange Brigade точно не стоит, потому что тут каждая механика заточена под кооператив. Проходить можно в компании из 4-х человек, что невероятно увлекательно. Каждый из членов команды имеет свои уникальные способности и, по сути, отыгрывает определенную роль. Только слаженная работа приведет вас к финалу Strange Brigade и поможет отважным искателям наконец-то добраться до древних богатств египтян.
Resident Evil 5
И снова Resident Evil, на этот раз 5 часть основной серии, которая идеально показала себя именно как кооперативный экшен на двоих. Кому-то эта часть, как и последующие, не нравится из-за того, что Capcom решила отойти от хоррор составляющей, но назвать игру плохой просто язык не поворачивается. Она прекрасно заточена под кооператив, и это видно как по ключевым механикам, так и по сюжету. Стоит сыграть с напарником, и вас за уши никто не оттащит, пока не дойдете до самого финала.
Divinity Original Sin 2
Ну и, пожалуй, лучшая кооперативная игра с потрясающим сюжетом за последние 5 лет так точно – это Divinity Original Sin 2. На самом деле создать RPG с незаурядной историей нужно еще постараться, но главная фишка этого проекта в том, что здесь абсолютно все заточено под совместное прохождение. Кооператив до 4-х человек способен подарить вам увлекательную историю, которую вся ваша компашка очень долго не забудет. Причем помимо основного сюжета, здесь еще дофигища второстепенных квестов и практически каждый из них – это увлекательное мини-приключение, которое прописано не хуже, чем в ролевухах ААА класса.
Помимо потрясающего сюжета и увлекательных сайд-квестов, стоит отметить и кооперативные механики. Divinity Original Sin 2 в целом задумывалась как партийная игра, где путешествовать приходится в группе из нескольких человек. Одно дело, когда персонажами управляет ИИ, но вот когда каждому члену команды отдает приказ живой человек – это уже совершенно другая история. Попробовать Divinity Original Sin 2 в кооперативе стоит всем и каждому, причем вы мало того, что не пожалеете потраченного времени, вы точно попросите добавки. Ну недаром эта игра стала лучшим кооперативным проектом в 2017 году на нашем сайте. Хватит читать это, бегите уже устанавливать!
Оказывается, достойных кооперативных игр с интересным сюжетом не так уж и мало, как кажется. В последнее время их выходит не очень много, но нам все же удалось собрать десяток потрясающих историй, от которых вы точно получите удовольствие при совместном прохождении.
Для постоянных посетителей нашего сайта подборка может показаться банальной, ну, что сказать, возможно, стоит поделиться ей с людьми, которые еще в такое не играли? Или освежить память и перепройти некоторые из игр с близким человеком, далеким от качественных совместных игр, подарив незабываемые впечатления.
А если вы считаете, что какая-то увлекательная игра с крутой совместной сюжетной кампанией не попала в нашу подборку, то обязательно напишите об этом в комментариях.
Что не так с кооперативными играми?
15 ноября 2014
Информация
Текст
В Екатеринбурге поднялось горячее обсуждение. Я решил перенести основные мысли на «Тесеру», значительно сдобрив их своим мнением. )
Давайте определимся, что такое кооперативная игра?
Кооперативная игра — игра, в которой игроки действуют сообща против игры или одного игрока.
Определение не претендует на энциклопедическую точность и взято из обсуждения выше.
Определение и классификация игр (вообще чего угодно) — неблагодарное дело. Раньше, в эпоху Shadows over Camelot, всё было чётко и понятно, но сейчас жанр развился, смешался с другими и стал обширен и разнообразен, что затрудняет чёткую классификацию.
Таким образом, примем по условию: Rex — не кооператив, Cosmic Encounter — не кооператив. А SDE можно отнести к кооперативам. «Бэнг!», «Мафия», «Гномы-вредители» по определению не проходят. Их можно назвать кооперативом, но совсем не таким, как BSG или «Робинзон Крузо». Это, скорее, игры на вычисление ролей других игроков, филлеры, патигеймы.
Далее речь пойдёт об основной (по моему мнению) и самой глубинной проблеме кооперативов: проблеме лидера (альфа-игрок). Когда один игрок принимает решений больше, чем другие, или принимает решения за других.
Как это можно решить:
Возьмём, к примеру, «Пандемию» — идеальный пример шарообразного кооператива в вакууме. Прекрасная игра, реализующая концепцию обсуждения и совместного принятия решения. Я с ностальгией вспоминаю времена, когда мы играли в неё через VASSAL.
«Пандемия» полностью лишена всех перечисленных выше решений. С одной стороны, именно это делает её такой прозрачной, понятной и логичной. Но с другой. Как человек без иммунитета или как космические захватчики из «Войны миров», «Пандемия» никак не защищена от всевысшего зла — АЛЬФА-ИГРОКА!
По сути цель всего этого — не дать одному игроку принимать очевидно верные решения.
№1 и №2 с двух сторон подходят к проблеме, но, вообще говоря, не являются панацеей. Игрок, знающий «Ужас Аркхэма» вдоль и поперёк, будет советовать новичку, что делать (несмотря на огромный поток информации). Хотя с ограниченным временем кажется, что проблема решается, на самом деле это не так — профессионал Space Alert явно потянет одеяло на себя в команде салаг.
№3 — очень необычный вариант. Его правильной реализации я пока не вижу, к сожалению. Может быть, игрокам вообще не стоит понимать, кто из них выигрывает?
№4 — неэффективное поведение предателя сразу его выдаст, поэтому в Shadows over Camelot вообще непонятно, что делать предателю, а в BSG предатель проявляет себя только в тайных голосованиях. Конечно, самое вкусное — это ложные обвинения, но это всегда ситуативный и часто рисковый шаг, который в конкретной игре может себя не показать. Может, стоит ввести неочевидность выбора открытых игровых действий? Например, не положительный или отрицательный эффект в BSG, а один из двух путей (чего-либо)?
№5, к сожалению, часто раздражает. Не показывать карты — это ещё куда ни шло, очевидное решение для игр с предателем, но вот не называть их. В Shadows over Camelot все норовят попросить «самый крутой бой» или «бой чуть ниже крутого». В «Ангеле смерти» запрет, как я считаю, работает до тех пор, пока игроки не выучат карты — то есть он работает на повышение реиграбельности, а не борьбу с лидером. В BSG тоже постоянно просят: а есть у тебя жёлтая 1–2? Короче, тут вопрос дисциплины и самой игровой группы. Но меня такие запреты РАЗДРАЖАЮТ.
№6, не хочу никого задеть, но в BSG и «Аркхэме» история минимальна. Хотите историю — играйте в настольные ролевые игры. Современные НРИ — это просто, интересно, а с учётом времени игры в «Древний ужас», НРИ ничем не уступают. Мне встречался только один человек, который наотрез отказался от НРИ, но это клинический случай «бараньего рога и ослиного хвоста».
Очень важно понимать, что многие проблемы кооперативов (в том числе и проблема лидера) решаются на мета-уровне, то есть вне игры.
Конечно, обсуждение перед началом игры её проблем и мета-игровых путей решения кажется бредовой идеей для настольщика. Но если Nickolay будет давать лишние 20 секунд на раздумье перед своими советами, Petr после отказа от его плана не будет проклинать команду и впадать в уныние, а Vicheslavv попробует осознать правила, разобраться в первых нескольких ходах и принимать осмысленные решения, то игра может стать действительно интереснее.
Возможно, «Древний ужас» доставляет вам очень приятные ощущения, а Space Alert играется идеально именно ТАКИМ составом игроков. А может, ваша игровая ячейка уважает ЛЮБЫЕ индивидуальные решения игроков в «Ангеле смерти».
Эти игры не лишены проблем и не существует пока «идеальной игры в отрыве от игровой группы». Но это не значит, что они не могут приносить удовольствия и хорошо работать.
Все фотки, кстати, взяты с BGG.
Как ещё решается проблема лидера? У вас есть любимый кооператив?