Что значит концептуальный сад
Концепция, дендроплан и попытки сэкономить – ландшафтный архитектор Юрий Штагер о нюансах работы
Добавление статьи в новую подборку
Вы задумали изменить свой сад или только приобрели участок, но уже мечтаете, как будете проводить вечера у костра в окружении красивых растений. Как же приступить к осуществлению своей мечты? Попробовать реализовать задуманное или прибегнуть к помощи профессионалов?
Если вы хотите разбить красивый сад, который будет отвечать именно вашим требованиям, без специалиста по ландшафтному дизайну не обойтись. Как выбрать дизайнера и выстроить с ним отношения, как избежать ошибок при планировке, чтобы сэкономить время и средства, рассказывает Юрий Штагер.
Юрий, с чего нужно начинать работу с ландшафтным дизайнером?
– Главное – когда ее начинать. В идеале (или, скорее, в мечтах каждого ландшафтного архитектора) специалиста по ландшафту нужно привлечь еще при выборе участка, чтобы дизайнер увидел все нюансы территории и рассказал о них заказчику. Такой вариант, к сожалению, встречается крайне редко. Поэтому, как правило, мы знакомимся с заказчиком позже.
Я настоятельно рекомендую советоваться со специалистом при размещении дома и других построек, а также на каждом этапе строительства. Задача ландшафтного архитектора – правильно расположить все объекты, создать комфортное зонирование, удобные пешеходные связи и интересные сценарии времяпрепровождения. Согласитесь, делать это при уже готовых постройках гораздо сложнее, да и вариантов остается меньше.
Что нужно предоставить дизайнеру, чтобы работа началась как можно скорее?
Концептуальный план сада от Юрия Штагера
– Проект дома и строений, геодезическую съемку объекта и рассказать о своих пожеланиях. Дизайнер должен знать, какие планируются зоны (зона барбекю, плодовая зона, детская зона, зона очага и т.д.), сколько человек будет проживать в доме, есть ли дети, домашние животные, количество парковочных мест. Например, я, получив такую информацию, начинаю предлагать заказчику аналоги, чтобы понять, что ему нравится, а что нет. А после этого приступаю к разработке концептуального плана участка. Стадия концептуального проектирования – самая недорогая, но, сэкономив на ней, вы рискуете получить, мягко говоря, не то, что хотели. Ведь именно в разработку проекта в дальнейшем вкладываются большие деньги.
Визуализация концептуального плана от Юрия Штагера
Вот когда на плане нарисованы все зоны и есть концепция всех решений, общая идея проекта хорошо видна. После этого я создаю альбомы с аналогами для каждой из зон.
А чего заказчику не нужно делать самостоятельно?
– Располагать на участке дом и другие постройки. При самостоятельной планировке допускается множество ошибок, которые потом сложно исправить или даже просто скрыть. Бывает, заказчик купил участок, выбрал проект дома и уже начал его строительство, а в затем оказывается, что человек не учел инсоляцию, и теперь тень от дома практически все время падает на лужайку и террасу, которые большую часть дня должны были быть освещены.
Визуализация концептуального плана от Юрия Штагера
Не нужно самостоятельно покупать растения только потому, что просто захотелось, а тем более на этапе строительства. Для работы с посадочным материалом мы всегда привлекаем дендролога. Этот специалист подскажет, какие растения будут расти на данном типе почв, учтет, что и в какое время лучше высаживать, чтобы культуры легко прижились и хорошо чувствовали себя на новом месте. Бывает, что заказчик желает видеть определенные растения, а дендролог понимает, что в этом месте они расти не будут. Тогда подбираются более уместные в данном случае аналоги, и в итоге сад все равно будет выглядеть так, как планировали его хозяева.
Ну и нельзя пытаться сэкономить там, где дизайнер и так принял оптимальные решения.
Юрий, но согласитесь, что сэкономить хочется всем, как сделать это не в ущерб проекту?
Визуализация концептуального плана от Юрия Штагера
– Можно сэкономить на посадочном материале. Если заказчик готов подождать 3-4 года, прежде чем его сад приобретет завершенный вид, можно купить молодые деревья и кустарники, они будут гораздо дешевле своих старших товарищей. Опять же, некоторые растения можно заменить похожими, но менее прихотливыми и дешевыми.
То же самое касается и строительного материала. Профессионалы знают, какие аналоги можно применить, а на чем экономить категорически нельзя. Например, можно построить дорожку из дорогих пошаговых цельных плит, а можно создать такую же дорожку из наборного мощения с маленьким швом. Выглядеть это будет не хуже, а сэкономить получится прилично.
Сегодня практически каждый заказчик просит создать малоуходный сад. И конечно, каждому приходится объяснять, что садов без ухода не бывает. Особенно в первый год саду потребуется много внимания специалиста. Самостоятельно разобраться во всех нюансах выращивания выбранных растений очень сложно. Чтобы не испортить сад, лучше консультироваться с профессионалами своего дела или полностью доверить уход им.
Визуализация концептуального плана от Юрия Штагера
Приходилось сталкиваться и с тем, что заказчик в целях экономии начинает сотрудничать с «дизайнером» без образования и опыта. Мне самому доводилось видеть профили таких специалистов, которые после сомнительных краткосрочных курсов позиционируют себя сразу как дизайнера, архитектора и дендролога в одном лице. Как правило, такое сотрудничество ни к чему хорошему не приводит.
Часто ли приходится переубеждать заказчика?
Визуализация концептуального плана от Юрия Штагера
– Иногда приходится объяснять какие-то вещи. Чаще всего заказчик сразу понимает и принимает нашу сторону. Были в моей практике случаи, когда после правок заказчика проект становился действительно лучше. Настолько тонко человек чувствовал место, в котором живет. А случается, что спорить бесполезно. Сложнее всего работать с людьми, которые нахватались поверхностных знаний – таких «профессионалов» переубедить нереально. Зачастую от этого страдает проект. Но в целом работать с людьми и угадывать их желания очень интересно.
Вы уже представляете, каким должен быть ваш сад? Расскажите поскорее об этом ландшафтному архитектору и начинайте осуществлять мечту!
Концептуальный сад «Озеро Вдохновений»
Автор проекта: Корж Светлана, Проценко Ольга, Нецепляев Михаил
Вид из сада ароматных трав и растений | Озеро вдохновения |
Остров «Розовой мечты» тоже может стать реальным, ведь каждый художник имеет свою «розовую мечту». А для ландшафтного архитектора это вполне осуществимая мечта. Всю поверхность острова можно укрыть тимьяном или вереском (Calluna vulgaris “Peter Sparkes” ). Весной хорошими украшениями «Розового Острова» может быть миндаль, пион древовидный или рододендрон- Rhododendron “Cannon’s Doubl”, а летом –спирея японская, кольквиция прелестная, розовые розы. «Остров Розовой мечты» соединен мостиком с «Гаванью Пылкой страсти». В эту гавань есть и другой путь (по берегу) через каменистый сад, мимо «Бухты Надежды». Выход из «Бухты Надежды» в «Озеро Вдохновения» перегораживает «Каменный Остров препятствий». Ведь не все наши надежды сбываются и превращаются во всепобеждающую страсть вдохновения. Некоторым нашим надеждам мешают сбыться различные препятствий.
Остров белых цветов (Остров светлых идей) |
Но есть у «Озера вдохновения» укромный уголок –это «Бухта тайных идей и мыслей». Водопад идей из этой бухты и питает «Озеро вдохновений». Ландшафтный архитектор окружает эту бухту плотной ширмой из колючих елей, деревьями с плотной и нежной листвой, добавляет красиво цветущих растений, что бы было уютно и уединенно. Сидя на скамейке здесь можно созерцать водопад, озеро, разноцветные острова, цветущие растения и вдыхать их аромат.
Остров с посадкой розовоцветветущих растений (остров розовой мечты) |
Фантазии и реальность… Как любой художник проходит путь от фантазий до их реализаций, так и «Озеро Вдохновений» может стать реальным. Для его воплощения потребуется участок земли 30х40м, вдохновение и фантазии ландшафтного архитектора и заказчик с душой художника.
Предлагаемые растения для концептуального проекта сада «Озеро Вдохновений»
Раздел 4 Вересковые
А. Чайногибридные розы (крупноцветковые).
Раздел 8 “Садовые многолетники”
Концептуальные сады: семь смертных грехов RHS Hampton Court
RHS Hampton Court Palace Flower Show: Conceptual gardens.
Репутация мозговых штурмов на летнем цветочном шоу RHS Hampton Court стремительно растет. Начальные трудности с финансированием и критика в “непрактичности” творческих изысканий, преодолены. Сейчас внимание и публики, и спонсоров огромное. Без преувеличения скажу, концептуальные сады 2014 года меня заворожили. Конечно, таких крайностей, как инсталляция типа «Моя кровать» от Трейси Эмин здесь не увидеть, однако ощущение авангардного искусства меня не покидало!
Концептуальные сады: Семь смертных грехов.
Дерзкие концептуалисты творили в этом году на тему «семи смертных грехов» человечества – «Seven Deadly Sins». В христианском богословии к ним относятся: гордыня, зависть, гнев, лень, алчность, чревоугодие и похоть. Причем, в такой последовательности мы знаем о них со времен папы Григория, который «душевные» грехи ставил выше «плотских», а самым тяжким пороком рассматривал гордыню.
Итак, представлю семь темных, греховно-великолепных, творений концептуалистов.
Ярость «Wrath – Eruption of Unhealed Anger».
Драматический проект Нилуфер Денис (Nilufer Danis), имеющей диплом архитектора университета Гринвича, «Извержение необузданной ярости», получил золотую награду. Образ экстремальных чувств человека, злости, неистовства и гнева, ассоциируется с разрушительной силой вулкана.
Богатая цветовая палитра проекта меняется от жгучих оттенков желто-оранжевого и красного, символизирующих искры и языки пламени, к багрянцево-траурному. Графитовый фон передает охлажденную лаву, застывшую на склонах вулкана, который был возведен из переработанной угольной пыли и цементного клинкера.
Растения сада поставлены ведущим питомником «Hortus loci». Многочисленные злаки сочетаются с красивоцветущими растениями, что редкость авангардных проектов. Это георгины, хелениумы, рудбекии, эхинации, тысячелистники, монтбреции, книфофии, а также кустарники с контрастной листвой – барбарис, физокарпус, черная бузина. Скопления растений чередуются с выжжеными кипящей лавой полосами земли. Концепцию также подчеркивает обгоревшее дерево, выкрашенное в красный цвет, а гримасы людей с художественной панели на задворках добавляют ощущение эмоционального взрыва.
Мне нравится, когда дизайнеры преподносят посетителям сюрпризы! Два проекта выставки включали увлекательные спецэффекты: шоу-сад «Квинтэссенция Австралии» и «Извержение необузданной ярости». Нилуфер Денис устроила театрализованное представление – из вулкана извергались потоки дыма, пахло паленным, громыхало и включалась подсветка. Детей было не оттащить от зрелища! Некоторым повезло – вулкан брызгался струйками воды!
Обжорство «Gluttony – E 123».
«Обжорство Е123» – красочный проект молодого автора Katerina Rafaj, закончившей Пражский университет и Лондонскую школу садового дизайна. Выполненный в стиле поп-арт, сад напоминает скорее инсталляцию: огромных размеров консервные банки, а-ля Энди Уорхол, кричат о проблеме избыточного консьюмизма и неоправданных пищевых отходах. Заросший водоем сделан в жестянке из под сардин.
Едкие цвета гигантских леденцов jellybeans противопоставлены естественным тонам зеленого газона и мягким оттенкам цветущих растений. Что касается названия, могу предположить, что обыгран пишевой краситель Е123, запрещенный во многих странах, но, увы, разрешенный в Великобритании. К моему удивлению, жюри присудило золотую награду, усмотрев, что сад символизирует грех чревоугодия в «абстрактной, артистичной и юмористической манере».
Концептуальные сады: «Ломая стены гордыни».
Еще один золотой медалист – «Pride – The Stonewall Garden: Breaking Down the Walls of Pride». Ни в одном из обзоров на русском языке я не увидела правильную трактовку концепции «Ломая стены гордыни», поэтому приоткрою завесу.
Стены высокомерия поперек сада – это образ людских предрассудков, реальных и невидимых преград, разделяющих жизнь двух сообществ, большинства и тех, кто не вписывается в традиционные нормы поведения. Автор, разрушая каменные стены, ведет нас из мира стереотипов и заблуждений к свободной жизни. Растительные посадки выполнены в натуралистической манере, передавая движение от подавленности и мрачности к живому, насыщенному пейзажу. Необычные сочетания растений, снабженных также питомником «Hortus loci», передают идею уникальности каждого индивидуума. Автор проекта получила образование в области ландшафтного дизайна в английском колледже Merrist Wood.
Сладострастие: «Lust».
Игривый сад дизайнера Рейчел Паркер Соден (Rachel Parker Soden), выпускницы лондонской школы садового дизайна KLC, содержит явные намеки на ряд культовых британских фильмов.
К аранжереи вела мошеная дорожка, по которой многие просто шли, не замечая, что оказались в саду! Мне понравилось, что обыгран антропоморфизм: «смазливые» растения, символизирующие похоть, были выставлены в аранжереи, как красотки на улице красных фонарей. Вокруг посадки ароматных и церемониальных растений. Красные и пунцовые розы, шоколадные космос и актеи (воронец), яркие тысячелистники, пушистые злаки, экзотические книфофии, изящные зонтики амми и даже суккуленты.
А какой чудный «диван-вожделений» с экзотическими цветами и неоновыми вывесками! В деталях чувствуется фантазия дизайнера – надписи «Peep Show» и «Live Show» – это отсылки к британским романтическо-эротическим фильмам The Go-Between и Peep Show. Если вы фанат современной культуры – обязательно посмотрите! Сад получил серебро, но я считаю, что явно недооценили.
Зеленая зависть: «Envy – The Grass is always Greener».
Маркус Грин (Marcus Green), выпускник Лондонской школы дизайна Inchbald, создал оригинальную инсталляцию, порицающую человеческую зависть и связанные с ней проявления – неудовлетворенность и неуместное соперничество. В английской традиции зависть ассоциируется не с черным, а зеленым цветом, поэтому в название сада уместно включена идиома «Трава зеленее с другой стороны забора», близкая к нашему выражению «В чужом кармане монеты звонче».
Минималистическая композиция предстает буйным лугом (фотография внизу слева). Конструкция из дуба оформляет посадки злаковых растений и луговых цветов, находящихся в постоянном движении под воздействием летнего бриза. Недосягаемый участок на пьедестале имеет идеальное зеленое покрытие и спрятан от взора ярко-зеленым кубом из оргстекла Perspex. Таким образом дизайнер противопоставляет два образа, искусственный газон и натуралистический луг, где последний не может достичь прозаического совершенства первого. Cеребрянная награда.
Алчность: «Greed – Dichotomy Garden».
«Сад Дихотомии» известного дизайнера Сары Джейн Ротвелл (Sara Jane Rothwell) в дуэте с испанцем JoanMa Roig Ortiz осуждает порок жадности. Разделенный на две части сад показывает двойственность связи «судья и грешник». Аккуратно-подстриженый и жестокий сад, тот, что с троном, связан через смотровое окно с истощенным и заброшенным садом грешника, где тумба. Разделяющая их панель выложена камнем, а с другой стороны блестит золотом. Красные декоративные аналои по периметру (фотография справа) – интересная находка.
Зрителю навязывается дилемма, кто здесь алчен, один или оба? Проект вызвал значительные дискуссии среди жюри, неудивительно! Я бы сказала, что в разных культурах возникают иные ассоциации и концепция не работает. Поменяем местами роли – а если ненасытен судья? Также не понятна линия «исповеди» – открытая книга, свечи, два сидячих места, смотровое окно – в привязке к «судье-грешнику»? Может у вас выстроится стройная концепция:) Позолоченная награда, но я бы снизила оценку.
Лень: «Sloth – Quarry of Silences».
Сад с названием «Лень – Карьер Тишины» создан Шиной Сикс (Sheena Seeks), за плечами которой дипломы Эдинбургского колледжа искусств и Ботанического сада Эдинбурга. Беспорно, являясь самой креативной, работа шокирует, обескураживает, эмоциально задевает.
Представьте массивную насыпь, как в карьере, окруженную дикой растительностью. Сбоку столпились лопаты и вилы, как бы в движении к золотому валуну на вершине. Напротив, у подножия откоса, покрытого черным базальтом и сланцем, находятся три могильные ямы с совковой лопатой в каждой, но разным наполнением: в первой – могзи, во второй – сердце, и, наконец, пара ботинок. В описание было пояснено, что могилы символизируют ум, душу и тело человека. А 150 садовых инструментов вокруг – это мы, людишки, карабкающиеся к своей мечте в жизни! Однако те из нас, кто отказываются от усилий и впадают в уныние, скатываются вниз на кладбище разочарований и несбывшихся надежд.
Концепция в ландшафтном проектировании: понятие, идеи для вдохновения
Часть 2. Понятие концепции
Концепция в ландшафтном проекте призвана обеспечить основу для процесса проектирования и принятия решений. Концепция – это то, с чего начинается ландшафтный проект. Концепция впитывает в себя место, людей, их истории и их временной контекст. Концепция – это то «семя», которое, будучи брошенным в благодатную почву, превратится позже в сильные ростки.
В большинстве случаев в нашей практике ландшафтный проектировщик использует для всего проекта одну центральную тему. Но может ли одна концепция объединить функциональные, объемно-пространственные, эмоциональные, визуальные и другие аспекты проекта? Однозначно, что одной концепции не достаточно. Нужно развивать концепцию, придавая ей форму многоуровневой системы, своего рода многослойного «пирога».
Предыдущая первая часть материала по теме концепции в ландшафтном проекте была посвящена «большой идее» проекта или parti, которая находится во главе всего концептуального сценария. [2]. Во второй части исследования речь пойдет о самом понятии концепции и о том, как развить концепцию ландшафтного проекта, где искать источники вдохновения. В частности, будут рассмотрены следующие вопросы:
Источником вдохновения для моей небольшой исследовательской работы стал материал на канале «30X40 Design Workshop» американского архитектора Эрика Райнхольдтса (Eric W. Reinholdt.) «Architecture Short Course: How to Develop a Design Concept» [1].
Что такое концепция?
Для того чтобы понять, как может в ландшафтном проекте развиваться концепция, нужно, прежде всего, вникнуть в суть термина.
Концепция, от лат. «conceptio» – «система понимания».
Концепция – это абстрактная идея, общее понятие;
– основная идея будущего проекта.
Из определений, которые дает Википедия, хорошо видно, что концепция понимается как система:
«Концепция определяет стратегию действий» [3]. То есть, о чем я уже писала в первой части, концепция является «дорожной картой» проекта.
В контексте ландшафтного проектирования работ на русском языке, разъясняющих суть концепции мало. Достаточно часто концепцию путают со стилем сада или его описанием. Для того чтобы прояснить суть понятия концепции, давайте обратимся к теории архитектурно-дизайнерского проектирования.
На мой взгляд, наиболее информативными по теме концепции в дизайне и архитектуре выступают работы доктора архитектуры Татьяны Быстровой. Кроме монографии «Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна», можно также отдельно отметить публикации «Специфика проектных концепций в архитектуре и дизайне» [4] и «Формирование дизайн-концепции в рамках курса художественное проектирование интерьера» [5].
В своей работе Т.Быстрова описывает целый ряд характеристик концепции. В контексте данного исследования я выделила следующие аспекты, наиболее актуальные для ландшафтного проектирования:
По мнению Т.Быстровой «Наличие концепции свидетельствует о более высоком уровне авторской саморефлексии, в т.ч. в процессе выбора средств реализации концепции» [4].
Какова цель концепции?
Концепция в ландшафтном проекте выполняет несколько функций:
1. Является дорожной картой проекта:
2. Является средством коммуникации с заказчиком ̶ в презентации проекта она позволяет донести в доступной форме идеи ландшафтного проектировщика.
Что лежит в основе концепции?
Разработка концепции проекта – это одна из начальных стадий дизайна сада. Концепция, в большинстве случаев, логически проистекает из результатов предпроектного исследования. Однако в некоторых случаях, концепция «формируются (в сознании) до проведения какого-либо исследования, которое, конечно, изменяется или модерируется после завершения исследования» [6]. Думаю, у каждого ландшафтного проектировщика часто бывают ситуации, когда при первом взгляде на место проектирования, в сознании возникают образы будущего сада.
Результаты предпроектного исследования являются инструментарием для разработки концепции, а затем и проекта. Инструментарий включает: информацию о месте, дизайн-программу или задание на проектирование, типологическую информацию, нарратив или повествование.
1.Информация о месте
Место должно быть исходной точкой для любого концептуального проектирования. Поэтому до начала любого проектирования необходимо провести анализ местности.
2. Дизайн-программа
Дизайн-программа или задание на проектирование — это список элементов, пространств и требований к ним, которые должны быть учтены в проекте (расположение, площадь и пр.).
Дизайн-программа составляется на основе анализа местности и интервью с заказчиком. Позже, когда выполнены эскизы сада, дизайн-программа является своего рода контрольным списком.
Дизайн-программа выполняет несколько функций. Прежде всего она выступает средством коммуникации между проектировщиком и клиентом. Следующая функция дизайн-программы — это своего рода ответ на вопрос: «Что дизайнерское решение сада должно включать?». Следует помнить, что дизайн-программа в процессе проектирования может изменяться.
3. Типологическая информация (предпроектное исследование)
Исходит из типологии ландшафтного объекта и его использование (сад при городском коттедже, сад при загородном коттедже, сад при коттедже круглогодичного или сезонного проживания; сад при таунхаусе, загородная усадьба, дача, участок в садовом товариществе, участок на территории школы или детского сада, территория общественного назначения и т.п.
Типологическое исследование предполагает:
4. Нарратив
Каждый ландшафтный проект должен иметь повествование, историю, лежащую в основе, или нарратив.
При проектировании индивидуальных ландшафтных объектов такое повествование может быть основано на рассказе клиента.
Из повествования клиента можно извлечь следующую информацию:
О том, как развить концепцию и по каким направлениям поговорим ниже в третьей части статьи.
Часть 3. Концепция – идеи для вдохновения
Развитие концепции
Как уже было отмечено выше, концепция – это «дорожная карта» проекта, которая помогает обозначить пути решения конфликтных ситуаций, поставленных в дизайн-программе задач, помогает принять решения.
В большинстве случаев в нашей практике ландшафтный проектировщик использует для всего проекта одну центральную тему. Но может ли эта центральная тема объединить функциональные, объемно-пространственные, эмоциональные, визуальные и другие аспекты проекта? С этой задачей может справится многоструктурная концепция, объединяющая серию самостоятельных концептов. Об источниках вдохновения для развития концепции в проекте мы и поговорим ниже.
Все возможные слои концепции можно условно подразделить на три категории: место, дизайн и нарратив. В каждой из категорий можно выделить несколько самостоятельных концептов.
Категория Место
Концепция вдохновения #МЕСТО
Концепция вдохновения #АРХИТЕКТУРА
Дизайн
Концепция вдохновения #ПРОСТРАНСТВО
Концепция вдохновения #ФОРМА
Концепция вдохновения #МАТЕРИАЛЫ
Концепция вдохновения #РАСТЕНИЯ
Нарратив
Концепция вдохновения #КЛИЕНТ
Концепция вдохновения #ВРЕМЯ
Концепция вдохновения #МАНИФЕСТ
Концепция вдохновения #МЕТАФОРА
Концепция вдохновения #СИМВОЛИЗМ
Концепция вдохновения #ВОСПРИЯТИЕ
Концепция вдохновения #ПЕРЕЖИВАНИЕ
Некоторые из концептуальных направлений широко используются в современной практике создания сада: архитектура, материалы, растения, форма, пространство. Поэтому я привожу по ним только краткую информацию. Не в полной мере в ландшафтных проектах используются возможности места, времени, метафоры, манифеста, восприятия и переживания. Эти концепты в исследовании я рассматриваю более подробно.
Категория «МЕСТО»
Концепция вдохновения #1 МЕСТО
Художник всегда может начать рисовать с чистого листа, а писатель с листа бумаги; в то время как работа ландшафтного архитектора несколько иная. Ландшафтный архитектор начинает свою работу с участка земли с уникальными собственными свойствами.
Профессор Грант Рейд, ASLA
Информация, полученная в ходе предпроектного анализа территории, является основой для концептуальных решений. К такой информации относят данные макро-, мезо- и микроуровня.
Подобно региональному характеру в непосредственном окружении с территорией проектирования может быть ряд природных или антропогенных факторов, характеристики которых могут быть использованы в концепции сада.
К числу этих факторов относят:
Для концепции с точки зрения абстрактного графического представления могут быть интересны линии уреза воды, рельефа, очертания растительных массивов, зданий и сооружений, линии дорог и т.д.
Проект Hvidovre Beach Park (Hvidovre, Denmark, 2017). Проект VEGA landskab, скульптор Карин Лоренцен (Karin Lorentzen).
Концепция вдохновения # 2 АРХИТЕКТУРА
Существующие на территории будущего сада архитектурные постройки способны задать не только определённую стилистику, но и стать отправной точкой для концепции всего сада. Здесь и характер отношений между архитектурой и будущим садом, в том числе визуальные и пространственные связи между интерьером и экстерьером. Здесь так же и созвучность в стилистике, формах, цветоколористике.
«Картофельный ансамбль», арх. Юлиус Таминиау (Julius Taminiau), Нидерланды
Концепция сада (сад) – это своего рода диалог между застройкой и окружением. Концепция сада может определить, будет ли сад «говорить» на одном языке с естественным природным окружением или же будет следовать формам архитектуры застройки и контрастировать с природным окружением.
Может быть несколько направлений взаимодействий сада и сооружений на участке:
«Хижина в полях», дизайнер Э. ван Эгмонд (Andrew van Egmond), Нидерланды, 2015-2017 гг., фото М. де Риддер (Maike de Ridder)
Категория «ДИЗАЙН»
Концепция вдохновения #3 ПРОСТРАНСТВО
Искусство и умение проектировать местность постигается проектировщиком, когда он впервые осознает, что имеет дело не с площадями, а с объемами и пространствами.
Разработка концепции пространства или пространственной организации ведется на основе данных дизайн-программы, где обозначены функциональные зоны и их размеры.
При работе с пространством мы переходим от функциональных зон к функциональным пространствам. Поскольку именно с ними работает ландшафтный проектировщик. Для каждого функционального пространства должны быть найдены соответствующие ему размер, форма, материалы и возможное наполнение.
Здесь важны такие характеристики, как площадь пространства, его размеры и форма, вертикальные элементы пространства и предметы оборудования. Функции пространства определяют его очертания и размеры. Характер использования пространства, личное, приватное или парадное, определяет его предназначение – для семьи или приема гостей, а также будет ли пространство открытым, закрытым или полуоткрытым.
Пространство сада также имеет и ориентацию. Нам всем знакомы такие ориентационные категории, как «вверху» «внизу», «слева», «справа», «сбоку», «далеко», «близко», «внутри», «снаружи» и т.д.
Направленность пространства работает с такими категориями как «длинное», «узкое», «широкое», «короткое», «низкое», «высокое» и т.д.
В саду выделяют пространства статичные и динамичные.
Проектируемые в саду пространства увязываются с их функциями и с человеком. Последнее обусловливает учет эргономики и такой характеристики, как «масштабность».
Перечисленные характеристики пространства хорошо «ложатся» на концептуальную идею сада.
Концепция пространства может быть дальше развита в концепции материалов, формы, концепции переживания или эмоционального воздействия, концепции восприятия.
Пространство существует, чтобы жить в нем.
Проект: Sonoma Mountain, Sonoma, California, 2018. Авторы: Hocker Design Group
Источники иллюстраций: https://landezine-award.com/sonoma-mountain/
Проект: Mansion on cloud of Aoyuan in Chengdu (2019 Chengdu, China). Ландшафтный дизайн: CBULD
Источник иллюстраций: https://mooool.com/en/mansion-on-cloud-by-cbuld.html
Концепция сада может базироваться на использовании какой-либо формы, которая будет цитироваться в плоскостных и объёмных элементах сада.
Когда мы говорим о категории «формы» в саду, то подразумеваем пространственные формы. Пространственные формы включают плоскостные формы (поверхность земли с газоном, цветником, покрытием, водоемом) и объемные формы (древесно-кустарниковые насаждения, малые архитектурные формы, скульптура). Плоскостные и объемные формы являются составляющей объемно-пространственной композиции сада.
Отправными точками концепции сада могут также стать отдельные свойства пространственной формы такие как: геометрический вид, величина, масса, положение в пространстве, цвет, фактура и освещенность.
Размер участка будет предопределять положение форм в пространстве и, следовательно, тип пространственной композиции: фронтальную, объемную или глубинно-пространственную. Во фронтальной композиции формы носят плоскостной характер. Эта композиция, как правило, одноплановая и не имеет глубинных перспектив. В объемной композиции формы развиваются во всех трех измерениях. В глубинно-пространственной – формы раскрываются постепенно при движении, при этом формируются серии глубоких перспектив [7].
Растительные формы в работах бельгийского ландшафтного архитектора Жака Вирца (Wirtz International). Источник иллюстраций: https://www.architecturaldigest.com/story/landscape-design-firm-wirtz-international-creates-a-stunning-secret-garden
Концепция вдохновения #5 МАТЕРИАЛЫ
Данное направление развития концепции строиться на использовании:
Проект: Patio garden, Нидерланды. Автор проекта: Эндрю ван Эгмонд (Andrew van Egmond). Фото: Maike de Ridder, Andrew van Egmond, Inga Powileit. Источники иллюстраций: https://andrewvanegmond.com/patiotuin-nl.html
Концепция вдохновения #6 РАСТЕНИЯ
Принимая сад как живое существо, которое связано с большей экосистемой, мы открываемся для спонтанности и сюрпризам природы. Отпуская страх перед уходом и знакомясь с растениями, которые растут в нашем саду, мы строим отношения с садом и поэтому снова восстанавливаем связь с природой.
Очень часто именно растения становятся центральной темой ландшафтного проекта. В этом случае развитие концепции может происходить по нескольким направлениям. Вот некоторые из них. Во-первых, концепция может быть основана на использовании декоративных особенностей растений, их морфологических характеристик (сезонные этапы декоративности, колористическая гамма, биологические формы растений и их отдельные группы и т.п.).
Сад Дюны, дизайнер Эндрю ван Эгмонд (Andrew van Egmond), Нидерланды, Фото Annie Beugel. Источник иллюстраций: https://andrewvanegmond.com/duintuin-nl-1.html
Второе направление – это выбор приемов и ассортимента растений, соответствующих тому или иному стилистическому направлению.
Третье направление развития концепции растений – это натуралистические сады. К ним относят такие типы садов, как экосад, сад в природном стиле, естественный сад-биотоп, пермакультурный и этно-экологический, сады органической ландшафтной архитектуры или сады-прерии [8]. Созвучно с тематикой натургартена получает развитие так называемое направление «ungardening» – «несадоводство» [9].
Еще одним направлением развития данной концепции может стать использование так называемого бионического подхода, когда форма растений ложится в основу форм и пространств сада.
Проект: Froslovs Garden, Швеция, 2005. Автор проекта: BBUK. Источник иллюстраций: http://landezine.com/index.php/2010/05/froslovs-garden/ Дата входа 4.02.2020
Категория «НАРРАТИВ»
Концепция вдохновения # 7 КЛИЕНТ
Здесь необходимо выделить два аспекта.
Первый – это программа жизни клиента. Программа жизни – это совокупность пространств, которые необходимы клиенту для жизни.
В контексте дизайна сада это совокупность его функциональных зон: въездная, парадная, внешнее фойе, палисадник, терраса, патио, детская площадка, огород, хозяйственная зона, зона спа и т.д.). Кроме того, возможно потребуется разделение на зоны приватные и для приема гостей.
Клиент определяет финансовые рамки проекта и его реализации, а также условия дальнейшей эксплуатации сада с учетом возможностей самостоятельного ухода или привлечения специалистов.
Второй аспект, предопределяющий дизайн сада, – это рассказ заказчика об индивидуальности, о стиле и образе жизни его самого и семьи.
Удачный дизайн удовлетворит все потребности заказчика и создаст:
Концепция вдохновения #8 ВРЕМЯ
Дизайнер неизбежно начинает свою работу с участка земли с уникальными собственными свойствами. Эта земля использовалась раньше и также будет использоваться в будущем. Ландшафтная архитектура на этапах проектирования – это лишь небольшой шаг к последовательности изменений в течение неограниченного периода времени
Профессор Грант Рейд, ASLA [6]
Сад буквально пронизан временем: день сменяется ночью, одно время года приходит на смену другого, года проходят, и деревья вырастают, вода течет, материалы покрытий и малых форм меняют свой цвет, камни покрываются патиной времени. Сады движутся.
Образ сада складывается как результат восприятия его во времени, при движении в пространстве. Посетитель двигается по определённому пути (траектории движения) и определенное время (длительность пути). В движении меняются и картина восприятия, и сама окружающая среда: форма, цвет, запах, звук, температура, тактильность [10]. Имеет значение момент восприятия (пора суток, года) и даже контекст восприятия.
Временные изменения касаются не только материи, но и процессов. «Распределение действия во времени влияет на функционирование места и его стиль не менее, чем размещение этого действия» [10]. Возрастные циклы и сезоны меняют и людей в саду: появляются и вырастают дети, детские дни рождения сменяются шумными вечеринками, посиделками у костра, большими семейными праздниками. Со временем изменяется мировоззрение, интересы и увлечения хозяев сада, что, в свою очередь, может оказать влияние на изменения среды сада.
Помимо пространственного контекста, каждый ландшафтный объект вписан во временной контекст.
Темпоральные характеристики также присущи процессу проектирования сада: от момента идеи до момента реализации порой проходит не один месяц и даже год.
Время, как и пространство, находится в контексте ландшафтного проектирования. Изначально контекст времени проявлялся в работе с растениями и условиями восприятия, «временной организацией эстетической составляющей среды (постулат «красота»)» [10].
Развитие сада во времени делает его сродни пространственно-временным искусствам, таким как театр, кино, танец, литература, музыка. Поэтому правомерно использование тех же методов «постановки».
Центральным инструментом в пространственно-временном проектировании является метод сценарного проектирования. Этот метод широко используется в проектировании городской среды. Еще Кевин Линч, теоретик архитектуры, отмечал в своей книге «Образ города», что «проектирование должно иметь дело не только с пространственным, но и с временным рисунком, превращаясь в искусство управления меняющейся формой предметов и устойчивыми рисунками поведения людей во времени и пространстве одновременно». Методы проектирования временных процессов в ландшафтном проектирования не редки. Чаще их можно встретить в современной практике проектирования городских садов и парков [11 ].
В контексте малого сада этот метод пока широкого распространения не получил. О том, как использовать сценарный подход в ландшафтном проектировании, я уже рассказывала на семинаре «Концепция и сценарий в ландшафтном проекте сада» в учебном центре «Нестарт» в 2016 году. Этой теме также планирую посвятить одну из следующих моих статей.
Категория времени находится во взаимодействии с такими категориями, как пространство, движение и восприятие, и, следовательно, может быть тесно связана с другими слоями концепции: с формой, растениями – через их временную динамику, с историей места – через семантику, с пространством и восприятием – через глубинно- пространственную композицию.
Проект: Сад Семи моментов (Garden of Seven Moments). Ticino, Switzerland, 2014-15 гг. Автор проекта: Atelier de Molfetta Strode. Источник иллюстраций: http://landezine.com/index.php/2019/02/garden-of-seven-moments-by-atelier-de-molfetta-strode/
Концепция вдохновения #9 ДИЗАЙН-МАНИФЕСТ
Новое искусство заимствует свои элементы у природы. Бытие, природа и материя образуют неразрывное единство. Они разворачиваются во времени и пространстве… Движение, способность к развитию и самораскрытию – основное условие материи.
Художник Лючио Фонтана «Белый манифест 1946 года»
Еще одним источником вдохновения для концепции ландшафтного объекта является написание манифеста или дизайн-манифеста.
Под дизайн-манифестом понимается «предварительное описание характеристик проекта, архитектуры и базового набора шаблонов проектирования, без привязки к конкретным технологиям и платформам [12 ]. «Манифест – это всегда декларация о намерениях с оттенком утопии» [13 ].
Манифесты – изначально явление политическое. В XIX-XX столетиях они стали платформой для выражения мыслей и убеждений многих художников, архитекторов и других деятелей искусства.
Своеобразным манифестом Уильяма Морриса, основателя движения «Искусства и ремесла», в XIX столетии было изменение стиля и вкуса общества. Творчество У.Морриса коснулось и искусства устройства садов (сады Уильяма Робинсона (William Robinson) и Гертруды Джекилл (Gertrude Jekyll)).
Манифесты создавали такие художники, как Сальвадор Дали и Фредерик Хундертвассер. Манифест города Ванкувер поставил цель к 2020 году превратить город с самый зеленый город в мире. Вдохновением для многих творческих людей стал манифест канадского дизайнера Брюса Ма «Неполный манифест творческого роста». Крупные компании, такие как Apple, Google, Nike, Mozilla, Wikipedia, также имеют свои манифесты. Манифестом может считаться даже отрывок поста в Инстаграмм. Манифест есть и у Ассоциации специалистов ландшафтной индустрии.
В ландшафтной архитектуре самыми известными манифестами, реализованными в садах, выступают манифесты французского ландшафтного архитектора Жиля Клемана: «Сад в движении», «Планетарный сад» и «Пейзажи третьего сорта».
Проект: «Сад Пейзажа третьего сорта» (Le Jardin du Tiers-paysage),- 2009, Сен-Назер (Франция), автор Жиль Клеман, проект и реализация Coloco.
В дизайне сада манифест может выступить «дорожной картой» проекта, которая поставит конкретные цели и задаст направление дальнейших дизайнерских решений.
Манифест – это мировоззрение ландшафтного проектировщика. Манифест транслирует его позиции и взгляды как на процесс проектирования и создания ландшафта в целом, так и на основные авторские подходы в дизайне. В манифесте важно обозначить причины выбранной автором позиции, то, как он пришел к ней. Завершением манифеста обычно выступают описания намерений проектировщика, которые будут реализованы в проекте сада.
Концепция вдохновения #10 МЕТАФОРА
Чаще всего использование метафоры определяется «духом места» или восприятием существующего ландшафта.
И.В.Мочалов выделяет три области, из которых могут проистекать метафоры:
Использование новых метафор, в отличие от уже существующих, позволяет избежать тривиальных, неоригинальных образов и «создать новый взгляд на среду и, таким образом, позволить возникнуть новым формам и смыслам» [15].
Проект: FIBER WAVE, 1995. Автор проекта: MAKOTO SEI WATANABE
Концепция вдохновения #11 СИМВОЛИЗМ
Символы имеют тенденцию создавать слова, которые будут использоваться для общения. Каждый из них – это окно во вселенную, которое влияет на наше использование дизайна и интерпретации смысла, а также на лучшее представление об окружающей среде и ландшафте
Испокон веков объекты садового искусства были наполнены символами: японские, китайские, исламские сады, сады средневековья, парки барокко и маньеризма, пейзажные парки периода романтизма, посмодернистские ландшафты Чарльза Джекинса.
Как и метафора, символизм является частью метода образного ландшафтного дизайна. Отличие символизма от метафоры состоит в том, что символизм проистекает непосредственно из места, его истории и функции [15].
Система символов в ландшафтном проекте должна быть понятна как проектировщику, так и будущим пользователям сада. Кэтрин Ди рекомендует избегать буквальности и очевидности, которые не «оставляют зрителям свободу интерпретации» [15].
«Красота – это, конечно, эстетика места, его пропорции, формы, объёмы. Это и символьная эстетика – считываемые исторические, духовные, религиозные символы. Если эти символы наблюдателем узнаются, читаются, возникает радость узнавания – это положительно влияет на восприятие объекта, и можно говорить о том, что он является красивым» [16].
Письменный сад, Сады Мира, Белин, Германия. Проект: Relais Landschaftsarchitekten, 2007-2011 гг.
Концепция вдохновения # 12 ВОСПРИЯТИЕ
Большинство сооружений или участков, созданных человеком, имеют значение для человека только в той мере, в какой он их воспринимает
Говоря о восприятии сада, мы имеем в виду зрительное восприятие, восприятие через слух, осязание и обаяние. Концепция ландшафта может строится либо на преобладание одного из типов восприятия, либо же на их комплексе. Чаще всего в центре внимания оказывается зрительное восприятия. Как отмечал Дж.Саймондс, порой вид становится главной причиной выбора того или иного участка.
Раскрытие сада человеку происходит в большинстве случаев посредством движения, движения во времени, когда сад постепенно «раскрывается» перед наблюдателем. Работа с зрительными аспектами восприятия требует разработки самостоятельного сценария сада, чтобы человек в саду мог увидеть то, что следует увидеть. Сценография зрительного восприятия сада предполагает обозначение маршрутов восприятия, фиксирование статичных точек обзора (виды с окон, террас, выходы из дома, вход на участок и т.п.) и динамичных трасс восприятия. Сценарий помогает понять, какие виды требуется усилить или подчеркнуть, а какие –нейтрализовать.
Поток впечатлений складывается в образ сада. Здесь можно вспомнить приемы постепенного раскрытия перспектив в исторических садово-парковых ансамблях, когда по определенным маршрутам формировалась серия картин с дворцом в фокусе. Такая система восприятия способствовала формированию целостного ансамбля, его единого облика и образа.
Макс Либерманн. Вилла Ванзее.
Для отдельных ключевых объектов сада может быть составлена отдельная программа восприятия, учитывающая взаимоотношение этого объекта, со всеми теми, кто будет находится в пространстве сада. Таким образом, можно раскрыть наиболее привлекательные качества этого объекта.
Концепция вдохновения #13 ПЕРЕЖИВАНИЕ
Весь сложный процесс проектирования сада в принципе сводиться к тому, чтобы человек и тот, кто с ним рядом, были счастливы. Как говорил Платон, «счастье – это не больше, чем гармонично ощущаемые связи». По сути, самая конечная цель проекта – это эмоции.
Тем не менее, окружающая человека среда, в том числе и среда сада, оказывает непосредственное значение на психическое и физическое состояние человека.
Архитектурно-ландшафтная среда сада несет в себе информацию, подсказывающую человеку характер его поведения в данной обстановке. В задачи проектировщика входит обеспечение благоприятного психологического климата, стоит задача вызвать определенные эмоции, возбудить в сознании человека художественные образы и, наконец, удовлетворить необходимость человека в прекрасном.
Поэтому закономерно говорить о проектировании эмоций, которые закладываются в эмоциональный сценарий сада.
«Разница [сада] со скульптурой заключается в том, что она задумана, сделана и видна снаружи, а сад переживается изнутри».
Еще на начальной стадии проектирования автор проекта должен на уровне психолога «прочитать» заказчика сада, понять его образ жизни, найти вещи, которые дарят заказчику счастье, будут ему удобными, будут приносить удовольствие. Задачей проекта становится поиск взаимосвязей между человеком и окружением, человеком и человеком, человеком и отдельными элементами сада, которые в совокупности создадут определенные эмоции, определенное переживание.
Конечно, просто невозможно предугадать и запроектировать все эмоции. Но можно попытаться в пределах определенных функций и тем сада продумать, как отмечал Дж.Саймондс, «характер гармоничной взаимосвязи, запроектировать оптимальную структуру, запроектировать максимальную благоприятную возможность».
Переживание создается оптимальными взаимосвязями. По Дж.Саймондсу, степень удовольствия достигается посредством порядка, соответствия, удобства. Правильная форма, правильный размер, правильный материал дают в совокупности соответствие. Удобство подразумевает комфортное передвижение, свободу и легкость в движениях. Логическая последовательность и рациональное размещение частей дают в совокупности порядок.
Таким образом, переживание может рассматриваться в качестве одной из составляющей общей концепции и может быть представлено в виде эмоционального сценария сада.
Выводы.
Конечно, это далеко не весь перечень концептов, которые могут составлять общую концепцию сада. Каждый ландшафтный проектировщик с учетом своего опыта и мировосприятия способен выделить этот набор «слоев».
В заключении мне хотелось бы еще раз обозначить ключевые моменты данного исследования.
Основные источники информации
Часть 2. Понятие концепции