Что значит кондовый персонаж
Кондовый – это про дерево и не только
Многие определения воспринимаются разными поколениями несколько иначе. Если люди старшего возраста дают характеристику с самыми благими намерениями, молодежь может использовать то же слово с прямо противоположным значением. Один из ярких примеров метаморфозы – это «кондовый». Хотя изначально термин являлся специализированным, известным лишь среди мастеров по работе с деревом, сегодня каждый употребляет понятие в меру своего разумения. Но что оно означает на самом деле?
Финские корни
Вам будет интересно: Омское летное училище гражданской авиации. Поступление и обучение
С ходу отвергая шведское kada или «древесная смола», Фасмер ориентируется на фонетическую схожесть с другим иностранным словом. Конда, конга соотносится с финским honka. Оно обозначает зрелую сосну с хорошей, плотной древесиной. Почему сделан такой выбор? Оттого, что кондовый – это описание высококачественного дерева, пригодного для последующей обработки, изготовления дорогой мебели. Однако возможны иные трактовки.
Правильное употребление
Если не желаете запутать собеседника и точно донести мысль, опирайтесь на основные словарные значения. Всего их два, уместных, когда высказываетесь:
Говорящий подразумевает отсутствие гнили, трухи, насекомых. Для специалистов «кондовый» значит, что работать с материалом будет легко и приятно. Что скажется на качестве изделий, их внешнем виде и долговечности.
От дерева к человеку
Логичен перенос эпитета с древесины на саму мебель. Постепенно характеристика обыкновенного стола или шкафа стала ассоциироваться с чем-то добротным, долговечным. Возникла ныне устаревшая иносказательная трактовка, что кондовый – это консервативный. А если точнее:
Со временем речь уже шла не столько о предметах обихода, сколько о людях. О представителях купечества или дворянского сословия, которые придерживались традиций, а не гнались за сиюминутными веяниями.
От хорошего к дурному
Но прогресс бывает жестоким. Консерваторы на фоне модных франтов и обновленного этикета казались невоспитанными, неотесанными. Так появилось современное переносное значение:
И теперь, если человек совершает нечто возмутительное, это кондовый персонаж с соответствующими манерами. По аналогии емкое определение дают устаревшим, сломанным или некрасивым вещам.
Повседневное общение
Что же делать с прилагательным? Если отправляетесь в столярную мастерскую или планируете закупку дерева, смело включайте в лексикон! Это поможет легче найти общий язык с профессионалами. А вот собеседника называть подобным образом уже не стоит. Пусть на страницах классических произведений слово выступает в качестве комплимента, но в условиях XXI века наполнено негативной коннотацией, когда речь не о древесине.
Кондовый ватник и кондовая Россия. Значение слова кондовый
Александр Блок. «Двенадцать»
Он кондовый бюрократ, для него бумажки важнее дела.
Кондовая училка литературы объясняет, что хотел сказать автор.
В магазинах только кондовая советская мебель.
Это кондовая пропаганда.
Кто такие «кондовый ватник» и «кондовый совок»
Несмотря на ряд устаревших значений, сегодня это слово используют в основном с пренебрежением, критикуя кого-то недостаточно прогрессивного, отсталого.
Например, « кондовым ватником » дразнят неумного ура-патриота, несгибаемого сторонника российской власти, отвергающего все аргументы «либерастов».
Ударение в слове кондовый ставится на второй, реже на первый слог: конд о́ вый или к о́ ндовый. Не рекомендуется форма кондов о й.
Кондовый. Первоначальный смысл и просихождение слова
Как на отбор вырубали они кондовую беломорскую сосну, лучшую корабельную сосну на свете.
Л.М. Леонов. «Русский лес» (1950-1953)
Толковый словарь В.И. Даля
В дальнейшем слово стало употребляться в переносном смысле. Им стали обозначать нечто старинное, традиционное, надежное и исконно-народное. Сейчас это значение также считается устаревшим.
Старинного-то, кондового купечества немного осталось, а развелся теперь разный мусор.
Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Хлеб» (1895)
Мать у него забубенная учительница, а отец кондовый инженеришка.
Галина Щербакова. «Мальчик и девочка» (2001)
Производством кондовых прикроватных тумбочек, шитьем телогреек и садовых варежек теперь не обойдешься.
«Инвалидам предложат рынок и конкуренцию» // «Российская газета» (2003)
Синонимы к слову кондовый
Синонимы к слову кондовый : прочный, крепкий, плотный, надежный, патриархальный, традиционный, старый, старинный, устаревший, замшелый, косный, ограниченный, примитивный, твердолобый, узколобый, обскурантский, мракобесный.
Кондовый. Примеры употребления в разных смыслах
Так говорят за Волгой. Старая там Русь, исконная, кондовая.
П.И. Мельников-Печерский. «В лесах» (1871-1874)
Небольшая избушка. Ну, рублена из кондового лесу. Такого по нынешним временам близко жилья не найдешь.
П.П. Бажов. «Шелковая горка» (1947)
Ветром успокоения потянуло на меня от этих названий. Они обещали мне кондовую Россию.
Александр Солженицын. «Матренин двор» (1960)
Я автоматически считал всех профессиональных, кондовых моряков хорошими людьми.
Виктор Конецкий. «Вчерашние заботы» (1979)
Первые рекламные ролики, конечно, кондовенькие: пробовали говорить сексуально и с придыханием на два голоса.
Дмитрий Кувшинчиков. «Ассорти» // «Рекламный мир» (2000)
На очередной экскурсии он купил в киоске какой-то кондовый советский роман.
Татьяна Набатникова. «День рождения кошки» (2001)
Нынешний Агитпроп по изощренности уже давно превзошел кондовый, советский.
Михаил Любимов. «Агитпроп в действии» // «Независимая газета» (2003)
«Оттепель» растопила нашу зарежимленную, кондовую журналистику. На волне «оттепели» возникла и тогдашняя-сегодняшняя «Наука и жизнь».
Р.Н. Аджубей. «О науке, о жизни и о себе» // «Наука и жизнь» (2009)
Значение слова «кондовый»
2. перен. Старинный, исконный. — Старинного-то, кондового купечества немного осталось. Мамин-Сибиряк, Хлеб.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
кондо́вый
1. имеющий плотную, прочную древесину с малым количеством сучков ◆ Цел тот город до сих пор ― с белокаменными стенами, златоверхими церквами, с честными монастырями, с княженецкими узорчатыми теремами, с боярскими каменными палатами, с рубленными из кондового, негниющего леса домами. П. И. Мельников-Печерский, «В лесах», Книга первая, 1871-1874 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Сибирская «кондовая» сосна прямоствольна и хорошо очищается от сучьев. М. И. Помус, «У Ангарских порогов» // «Наука и жизнь», 1953 г. (цитата из НКРЯ)
2. состоящий из деревьев с плотной, прочной древесиной с малым количеством сучков ◆ Бор ― дремучий, кондовый, с берлогами медвежьими, с крепким грибным и смоляным духом, с седыми лохматыми мхами. Е. И. Замятин, «Русь», 1923 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Когда вошли в кондовый древостой, он закричал: «— И эту тайгу рубить?» В. Чивилихин, «Над уровнем моря.»
3. перен. устар. старинный, исконный ◆ Живут русские люди, бородачи, кондовый народ, рыбу ловят, сено косят; у кого три коровы, у кого пять, а то и пятнадцать. С. Т. Григорьев, «Оптический глаз», 1925 г. (цитата из НКРЯ)
4. устар. цвет влажной древесины свежесрубленной сосны; желтовато-красноватый, несколько напоминающая по цвету жар раскалившихся в печке углей
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: сачковать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Кондовость. Опыт рассмотрения понятия
Кондовость. Опыт рассмотрения понятия
Мне приятна роса поутру
И тоска поездов по вокзалу.
Папиросы кислинка во рту,
Как ступаю со шпалы на шпалу.
Товарняк помнит рельс унисон,
И акации шелест вдоль сквера.
Мне приятен простой закусон.
Мне приятен товарищ Валера.
Мне приятны изгибы вдоль рек
И простая одежда прораба.
Мне приятен простой человек,
Как и скромная, честная баба.
Степан Ж., «Напутствие в большую жизнь».[132]
Слово «кондовость» — типичный диалектизм, пролезший в «большой язык» благодаря переносному значению. В вологодском, вятском, сибирском наречиях «прочный, плотный, крепкий»; относится обычно к характеристике древесины хвойных пород. Литературная норма вроде бы требует ударения на первом слоге, но в обыденном языке более принято ударение на второй слог.
Очень часто на этом и останавливаются — то есть отождествляют кондовость с набором фобий, часто с приставкой «ксено». Это неправильно. Хотя бы потому, что «кондовость» отнюдь не тождественна фанатизму, с его тщательным выискиванием и вынюхиванием «чужого». Фанатик воспринимает «чужое» как возбуждающую опасность и поэтому тщательно выискивает мельчайшие его следы везде и всюду, чтобы истребить и очиститься. У кондового оно вызывает, скорее, отвращение и желание избежать всякого контакта с «гадостью». Отсюда и разница в поведении: фанатик стремится истребить «чужое» (например, ересь или евреев) где только можно, расширяя сферу контроля до бесконечности. Кондовый же хочет только, чтобы «чужое» не попадалось ему на глаза. Фанатик одержим волей к видению, в то время как кондовость начинается с «глаза б мои не глядели на это безобразие».[134]
Слово «безобразие» тут уместно. Кондовость не любит не столко «чужое», — напротив, к обвычному и известному чужому она равнодушна — сколько именно непонятное и неизвестное, в особенности претендующее на «своё, но новое»
При этом неизвестное воспринимается как злонамеренное искажение известного. «Чё кривляисся?» — естественная реакция кондового сознания на любую непонятку или неясность. Кондовый настрой[135] таков, что всё не-сразу-ясное представляется ему каким-то «кривлянием», одновременно и жалким и злонамеренным.
Например, кондовый настрой выражается в известной максиме «Нужен Порядок». Если кто-нибудь позволяет себе спросить, зачем и почему нужен порядок, на это следует быстрый ответ — «а вот шоб ты не спрашивал, чмошник мля». И это по-своему правильный ответ: порядок в кондовом его понимании — это ситуация, когда никаких вопросов о порядке не задаётся. Собственно, «порядок» в кондовом настрое этим и исчерпывается. Никаких других функций (в том числе и собственно «упорядочивающих») он не несёт. Порядок есть то, что снимает все вопросы о порядке, только и всего. Снимает, в том числе, и возможностью засветить в рыло чересчур любопытному.
Было бы, однако, ошибкой представлять себе кондовость исключительно как чистую репрессивность. Репрессивный импульс, как бы он себя ни опрадывал, предполагает желание сломать противника и насладиться этой сломленностью. Кондовый же больше всего ненавидит именно сломленность, «трещину», травму.[136] Битый бит за дело, но смотреть на него противно. Просто в задавании вопросов, в проблематизации ясного, и проч., он видит именно эту сломленность, кривизну, а главное — желание запутать в неё других, «подсадить на рефлексию», как на иглу. Кондовый человек отвергает проблематизацию не как опасность, а как уродство и нездоровье. «Сам урод и ещё других портит». «Нормальным ребятам мозги вкручивает, пидор».
Собственно, кондовость в идеале предполагает полное отсутствие вопроса: видеть вопрос там, где его нет — означает в данном случае вообще оставлять возможность для спрашивания, возможность для того, чтобы видеть, что существуют какие-то вопросы. Что и утверждает кондовость, так это отсутствие вопросов: вопросы для нее всегда появляются без спроса. И это является её открытием, которое она предъявляет через запрет или цензуру: вопрос не проистекает из вопроса, как не проистекает он и из данного на шаг раньше ответа (коль скоро этот ответ сам в свою очередь порожден вопросом). Одновременно этот запрет или цензура служат свидетельством простой вещи: кондовость пресекает бесконечную цепочку вопрошания, исключая вопрошание как бесконечный процесс и лишая, тем самым, перспективы бесконечности всякую коммуникацию. Если же выразить то же самое грубее и кондовее, то кондовое мышление исходит из максимы «пиздеть — не мешки ворочать», и всегда предпочитает болботанию языком суровое, кряжистое молчание.[137] Более того, с кондовой точки зрения именно молчание — лучший, совершеннейший способ коммуникации, ибо он исключает разночтения. Сидеть рядом, курить, молчать — прекрасное, никогда не надоедающее времяпрепровождение. Лучше этого только молча пить водку. Можно и без водки, лишь бы рот был закрыт: всё то хорошо, что закрывает бормотало. «Ешь давай», бросает мать любопытной и вертлявой дочке, скучающей над тарелкой и пристающей с расспросами, — тем самым давая ей первый урок кондовости.
Это не значит, что кондовость нема. Напротив, она бывает очень говорлива — в том случае, когда слова используются как затычки, заглушки для чужой (или своей, но некондовой) речи или мысли.
Ещё один модус кондовости — честность. Точнее сказать, сама кондовость не знает другой честности, кроме самой себя. Кондовый человек очень любит подчёркивать, что он, может, и не «мыслитель какой», но зато он не врёт и не «крутит», к тому же отвечает за свой базар. На самом деле кондовость не чурается хитринки, а то и наглого вранья в глаза — особенно если разговор идёт с человеком некондовым, с которым нельзя молча попить водки или побазлать «за жизнь» (то есть ни о чём: «жизнь» в данном случае означает нечто заведомо непознаваемое, о чём ниже).
Но ясность в модусе кондовости, вопреки этому, безответственна, она не в ответе (перед кем-либо и за что-либо) и не дается в ответ (кому-либо или чему-либо). Более того, безответ(ствен)ность и есть содержание кондовости. Честность состоит в том, чтобы «не п—здеть», то есть либо молчать, либо говорить слова, не отличающиеся, по сути дела, от молчания.
Последней инстанцией для кондового сознания выступает уже упомянутая Жизнь.
Это смысловой горизонт всех представлений, предлагаемых кондовостью взамен ненавистной рефлексии. «Жизнь-как-она-есть» для кондового сознания предстаёт как самой-себе-данный-ответ, ответ, не требующий никаких вопросов, а наоборот, исключающий любое вопрошание. Это ответ, который может быть понят и принят только при отказе от любых вопросов. Ответ, даваемый в ответ на понимающее молчание кондовости. Это понимающее молчание и есть «проживание жизни». «Жизнь прожить — не поле перейти».
Кондовое сознание сугубо серьёзно. В спокойном состоянии оно не мыслит (кондовость не предполагает бесплодных размышлений), а когда всё-таки приходится «морщить лоб», это вызывает раздражение. Быстро переходящее в ярость, когда выясняется, что на мучительный труд мышления вызывают понапрасну, зазря, просто чтобы «потрепаться», «поп—здеть». Поэтому спрашивающий, проблематизирующий, видящий вопрос там, где его нет (а жизнь-как-она-есть не содержит в себе никаких вопросов[138]) — это девиант: «чмо», «пидор», «псих».
Девиант не подозревается даже в глумлении, ибо глумление — признак силы, а у него её нет. Зато у него есть заразная слабость, сломленность, которой он пытается заразить других, здоровых. «Ты чё, больной?» — ещё одно типическое выражение кондового настроя.
Кондовость — это неизменное запаздывание подразумеваемого в самом акте подразумевания, это то, что в русском языке именуется «задним умом»: мысль, поставившая на тавтологию, вечно чего-то «не догоняет».
При этом кондовость предполагает осознание этого факта: «неухватывание» переживается, но не как собственная неудача, а как непозволительная вёрткость ускользающего смысла, который в своём убегании обнаруживает только свою злонамеренность. Убегающий воспринимается как мелкий воришка, пытающийся удрать от «настоящей жизни» с «правдой» за пазухой. Но «правда», как известно, «глаза колет» и жжёт ручки белоручки. Только грубые мозолистые мослы кондового сознания способны перенести мучительную ордалию «несения правды жизни», а умник убежит от неё сам, дуя на пальчики.[139] Однако сама попытка похитить эту правду заслуживает наказания — и поэтому «умнику» всё-таки следует дать в рыло.
Логической противоположностью кондовости является своего роде «выёживание», этакая помесь эпигонства, лживости, и попыток всучить дрянь, выдать одно за другое (старое, ложное, тупое — за современное, истинное, умное), то бишь демонстративная имитация, утверждающая себя ложь.
Если кондовость по существу интровертна и настраивает на пребывание «в собi», то качество, о котором мы говорим — даже не экстравертность, а экстравертлявость.
Можно назвать это состояние изолганностью.
Кондовый настрой претендует на честность, но ради этого снимает проблему честности с повестки дня как таковую. Его противоположность — та самая кривизна и надлом, который он так ненавидит. «Понты» и «выгребоны» суть иные способы уйти от вопроса — не уничтожив его, а имитировав ответ, или, в более сложном и тонком случае, подменив сам вопрос. Самая тонкая изолганность может доходить до того, что вопрос, формально не меняясь, ставится в зависимости от других вопросов («прежде чем мы будем говорить об этом, мы должны выяснить то-то и то-то») и уходит в дурную бесконечность отступающего вопрошания, когда цепочка вопросов ведёт не вперёд, а назад, на «глухие, окольные тропы».
Нетрудно догадаться, что полюс кондовости, служа противоположностью (и реакцией) на все виды «изолганности», «кривляния» и «выёбывания», является одновременно их извечным и назойливым спутником. Это как раз те противоположности, которые отлично живут рядышком: кондовость выступает отправной точкой изолганности, а изолганность, соответственно, финальным моментом кондовости.
Отношения между ними можно определить как «пространственно-временные». Изолганность обретает в кондовости «почву». Кондовость же относится к изолганности как к условию или предпосылке собственной неопровержимости. Для кондовости изолганность открывает перспективу вечной жизни, непроходящим, но и не наступающим событием пришествия которой первая — безусловно, при помощи второй — и оказывается в собственных глазах.
Иными словами, кондовость возникает как эффект фундаментализма (также возведенного в принцип обретения идентичности).
Фундаментализм, как особая форма кондовости, предполагает особенно вычурную форму изолганности: демонстративное ненахождение того, что на самом деле никуда не девалось.
Например, фундаменталист сокрушается об утраченных формах «простой жизни», не желая (более того — запрещая другим) видеть, что они никуда не исчезли, и даже не сильно изменились. Так, деревенские пересуды у колодца мало чем отличаются от многочасового сидения перед телевизором — и поэтому, кстати, «мудрый селянин» так легко превращается в «банального телезрителя».[140] Однако в фундаменталистской ретроспективе он обращается в «мудрого носителя вечных ценностей», кондово просветлённого созерцателя «живой жизни», которая «сама на всё даёт ответы». Точно так же религиозный фундаментализм точно так же рассказывает байки о временах простой, бесхитростной веры, когда люди меньше говорили и больше молились в сердце своём, а также изумляли небеса моральной чистотой. Опять же, с реальностью это не имеет ничего общего — зато эта олеография прекраснейшим образом снимает вопросы.
То есть в фундаменталистском дискурсе кондовость утверждает себя через демонстративное сокрушение о своём же оскудении.
Опять же, противоположностью фундаментализма выступает особая форма изолганности: наглое, хуцпанское[141] любование тем, чего нет или даже никогда не было, но что можно симулировать — например, упоение мнимыми достоинствами или мнимыми же страданиями. Одной из таких фигур является приписывание другим того же самого фундаментализма. Например, вся современная «антиантисемитская» риторика густо замешана на фигурах типа «антисемитизм — реакция иррациональной, звериной ненависти…», «из глубин быдляцого подсознания поднимается чёрная зависть к еврею — умному, находчивому, успешному…», «неотменимое наследие христианских преследований, ужас кровавого навета, впечатанный в гены антисемитов…» и так далее. Эти фигуры предельной изолганности зеркально отражают исходный кондовый посыл еврейского самосознания: «мы лучше всех, потому что мы лучше всех, и нечего тут».
Итак, кондовость выступает первичной формой недавания ответа путем отрицания вопроса. Это означает только одно: она выступает «нулевой степенью» изолганности.
Выступая отправной точкой изолганности, кондовость сводит акт денотации: «Это есть то-то и то-то» к жесту, имеющему цель пометить территорию: «на том стою и не могу иначе» (или, грубее, «я здесь насрал и теперь это моё»).
Пространство в данном случае предстает расширяющимся местечком. Остается только добавить: современное пространство и есть такое расширившееся местечко — «глобализованный мир»; аналогично этому «современное время», «современность», «модерн», устроено именно как обжитая воронка.
В этом пространстве-времени современности «почвой» неизменно является только то, что уходит из-под ног. Почва обнаруживает себя именно в том, что на ней нельзя просто стоять — за неё чем дальше, тем больше приходится цепляться. Но сам жест судорожного цепляния за то, что, по идее, должно просто лежать под ногами, показывает нам, насколько неотрадиционализм всех мастей — от ваххабизма до американского неоконсерватизма и либертаризма, — близок постмодернизму, во всех его проявлениях — от идеологии утраченного авангарда до идеологии возвещения хорошо забытой «новизны».
Кондовость — в описанном выше смысле — обычно приписывается «народу», в особенности русскому народу. В особенности — потому, что русским в принципе отказывают в каком бы то ни было «интересном содержании», не говоря уже о других свойствах. Там где даже в каких-нибудь отвратительных горцах принято усматривать этнографическую живописность (черкески-папахи-газыри и прочий чуркаганский фаршлык) и дикое величие страстей и нравов (кровная месть, джигит-кинжал, «мужчина не работает» и так далее), у русских разрешается видеть только серую, неинтересную жизнь, проводимую в бедных селеньях среди скудной природы и исполненную той самой кондовости. На возражения (русские-де не такие) обычно следует кондовый ответ: «да, мы[142] вот такие, и неча тут рассуждать, про нас всю правду сказал ещё маркиз де Кюстин и другие приличные люди».
Здесь петля затягивается: кондовость оказывается всего лишь орудием изолганности — и её же результатом. Наивное сознание, столкнувшись с юркой мышиной повадкой экстравертлявых лгунишек, — которые, однако, быстро-быстро сгребают под себя цопкими лапками всё сколько-нибудь ценное — пытается хотя бы спасти что осталось, замыкаясь в кондовом гугнении. Увы, кондовость — это как раз и есть та самая мышеловка, куда эти мыши пытаются загнать людей, и нельзя сказать, чтобы совсем безуспешно.
И совсем не случайно ведь хрестоматийным выражением интеллигентной кондовости стали неудачные строки великого поэта «Умом Россию не понять» — написанные, разумеется, в Германии.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Опыт определения понятия «миф»
Опыт определения понятия «миф» Трудно найти такое определение мифа, которое было бы принято всеми учеными и в то же время доступно и неспециалистам. Впрочем, возможно ли вообще найти то универсальное определение, которое способно охватить все мифы и все функции мифов во
Родовые понятия
Родовые понятия В Московской Руси XVII в. сохранялись понятия единства рода и существовал крепкий родовой союз. Например, если кто-то из членов рода должен был заплатить кому-то большую сумму денег, все остальные члены обязаны были принять участие в уплате. Старшие члены
38. Понятия нации и этноса
38. Понятия нации и этноса Нация – тип этноса; исторически возникшая социально-экономическая и духовная общность людей с определенной психологией и самосознанием.Не существует единого подхода к определению этого исключительно сложного явления. Представители
28 ПОНЯТИЯ «ТИП», «ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР»
28 ПОНЯТИЯ «ТИП», «ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР» Чтобы разобраться в многообразии культур, существовавших и существующих ныне в составе мировой культуры, необходимо их некоторое упорядоченное описание (классификация).Классификация объектов культуры по существенным признакам
49 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЦИВИЛИЗАЦИЯ»
49 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЦИВИЛИЗАЦИЯ» В системе гуманитарных знаний наряду с понятием «культура» широко используется термин «цивилизация».Понятие «цивилизация» имеет довольно большое число значений. Однозначной его трактовки вплоть до настоящего времени нет ни в
Серебряный век: Опыт рационализации понятия[*]
Серебряный век: Опыт рационализации понятия[*] Совсем недавно в частной беседе с одним из видных специалистов по истории русской литературы XX века мы сошлись на том, что после выхода в свет книги О. Ронена «The Fallacy of the Silver Age»[2] безотчетное и тем более терминологическое
22.04.09 Хоружий С.С. Визуальный опыт и пространственный опыт в их отношении к духовной практике
22.04.09 Хоружий С.С. Визуальный опыт и пространственный опыт в их отношении к духовной практике Лидов А.М.: Мы начинаем наш очередной семинар. В начале разрешите вас всех поздравить с небольшим, но значимым юбилеем. Сегодня Эммануилу Канту исполняется 285 лет. Мы не
1. Понятия «культура», «цивилизация» и понятия, непосредственно связанные с ними
1. Понятия «культура», «цивилизация» и понятия, непосредственно связанные с ними Культура (от лат. cultura – обработка, возделывание, облагораживание и cultus – почитание) и цивилизация (от лат. civis – гражданин).Существует множество определений культуры и различные толкования
4. Основные понятия культуры
4. Основные понятия культуры Более подробно остановимся на основных понятиях культуры.Артефакт (от лат. artefactum– «искусственно сделанное») культуры – единица культуры. То есть предмет, который несет за собой в себе не только физические черты, но и символические. К таким
1. Терминология (основные понятия)
1. Терминология (основные понятия) Трудности изучения феномена массовой коммуникации связаны прежде всего с его поистине всеобъемлющим характером, проникновением практически во все поры современного общества, ролью и влиянием, подчас имплицитным, скрытым, которое
1.1. Основные понятия
1.1. Основные понятия Прежде всего, определим смысловую составляющую понятий «пол» (sex) и «гендер» (gender) и терминов, непосредственно с ними связанных. В англоязычной литературе понятия «пол» и «секс» определяются одним словом «sex». В русском языке слово «пол» подразумевает