Что значит комплексный экзамен

Комплексный экзамен в СПО

Комплексный экзамен – новая форма промежуточной аттестации (ПА) студентов, обучающихся по программам СПО. В учебных планах он появился с вступлением в силу Приказа «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».

Что такое комплексный экзамен

Что значит комплексный экзамен. Смотреть фото Что значит комплексный экзамен. Смотреть картинку Что значит комплексный экзамен. Картинка про Что значит комплексный экзамен. Фото Что значит комплексный экзамен

Приказ Минобрнауки № 464 устанавливает количество экзаменов и зачетов в период ПА – соответственно не более 8 и 10 в году, а сроки проведения промежуточной аттестации ограничивают федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) специальности. В виду таких ограничений не всегда все необходимые экзамены и зачеты удается без проблем вписать в календарные планы зимней и летней сессии. Чтобы не нарушать нормативные предписания, для проверки профессиональных умений и навыков своих студентов колледжи и техникумы проводят комплексный экзамен сразу по нескольким предметам.

Комплексный экзамен – это проверка знаний по нескольким смежным дисциплинам одновременно. Его цель – определить, насколько целостно учащиеся воспринимают близкие науки. В него включают не более 3 предметов и проводят в случае:

Есть определенные требования к комплексному экзамену. Все включаемые в него дисциплины обязательно взаимосвязаны и относятся к общей области знаний. Их изучение завершается параллельно – в одном семестре.

Материалы, которые выносятся на экзамен, охватывают наиболее актуальные темы и разделы включаемых в него учебных дисциплин. При этом в экзаменационных билетах могут быть:

Обычно билеты составляют по второму принципу – с учетом взаимосвязи между дисциплинами. При этом также учитывают профессиональные компетенции экзаменуемых. Например, студенты, обучающиеся по программам СПО на строительных специальностях, во время комплексного экзамена по математике и информатике решают практические задачи, которые будут встречаться в реальной профессиональной деятельности.

Что значит комплексный экзамен. Смотреть фото Что значит комплексный экзамен. Смотреть картинку Что значит комплексный экзамен. Картинка про Что значит комплексный экзамен. Фото Что значит комплексный экзаменЧто значит комплексный экзамен. Смотреть фото Что значит комплексный экзамен. Смотреть картинку Что значит комплексный экзамен. Картинка про Что значит комплексный экзамен. Фото Что значит комплексный экзаменЧто значит комплексный экзамен. Смотреть фото Что значит комплексный экзамен. Смотреть картинку Что значит комплексный экзамен. Картинка про Что значит комплексный экзамен. Фото Что значит комплексный экзамен

В рамках учебных программ СПО проводят не более одного комплексного экзамена в семестр.

Подготовка

Подготовка к комплексному экзамену начинается уже в первые дни учебного полугодия. Педагогический коллектив разрабатывает и утверждает его программу. Учащихся извещают о форме проведения экзамена (устный, письменный) и критериях его оценивания.

За месяц до испытания составляется перечень вопросов и заданий для билетов. Естественно, студентам не раскрывают их полного содержания. Но за две недели до комплексного экзамена им предоставляют вопросы для повторения изученного материала. Рекомендации относительно подготовки по каждому предмету учащимся озвучивают на консультациях, которые проводятся в соответствии с учебным планом.

Перед экзаменом студент, в свою очередь, должен получить к нему допуск:

Также для допуска на экзамен необходимо иметь при себе зачетную книжку, если не предусмотрен ее электронный вариант.

Проведение

Комплексный экзамен проводится в устной или письменной форме и проходит в период зимней или летней сессии, с участием преподавателей, которые вели занятия по включаемым в него дисциплинам.

Во время письменного экзамена в аудитории присутствуют студенты всей группы. Его общая продолжительность, как правило, не превышает двух академических часов.

При сдаче экзамена в устной форме в помещение допускают одновременно не более 5 экзаменуемых. Студенту, который пожелает отвечать первым, предоставляют 20–30 минут для подготовки. В случае затруднения с ответом по выбранному билету, учащийся имеет право вытянуть другой. Время на подготовку ему продлевается, но оценка за экзамен снижается на один балл. Учащемуся, который во время ответа допускает неточности, экзаменатор может задавать дополнительные или уточняющие вопросы.

Иногда преподаватели разрешают студентам пользоваться для подготовки таблицами, наглядными и справочными материалами. А вот брать с собой мобильный телефон и другие средства передачи информации не стоит.

По результатам комплексного экзамена в большинстве учебных заведений выставляют одну общую оценку. Ее же считают оценкой по всем включаемым в него дисциплинам и заносят в соответствующие ведомости.

В целом проведение комплексного экзамена решает сразу нескольких задач. С одной стороны, он дает возможность ограничить число часов промежуточной аттестации, а с другой – проверить целостность восприятия изучаемых дисциплин.

Источник

Что значит комплексный экзамен

Библиографическая ссылка на статью:
Киричек К.А. Комплексный экзамен как форма промежуточной аттестации в системе СПО // Психология, социология и педагогика. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/01/4352 (дата обращения: 21.11.2021).

Промежуточная аттестация предназначена для оценивания результатов учебной деятельности обучающегося. Объем времени, отведенный на промежуточную аттестацию студентов средне специальных учебных заведений, устанавливается Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности.

В соответствии со статьёй 58 «Промежуточная аттестация обучающихся» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «освоение образовательной программы …, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией [1, с.2]».

Анализ локальных нормативных актов (положений), регламентирующих деятельность учебных заведений, реализующих программы среднего профессионального образования, по организации и проведению промежуточной аттестации студентов показал, что наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются:

— экзамен (по отдельной дисциплине, по ряду дисциплин (комплексный), по междисциплинарному курсу, квалификационный по профессиональному модулю);

— дифференцированный зачёт (по отдельной дисциплине, по междисциплинарному курсу, по ряду дисциплин или междисциплинарным курсам (комплексный), по учебной практике);

— зачёт (по отдельной дисциплине, по производственной практике).

Комплексные экзамены и дифференцированные зачёты появились в учебных планах в результате необходимости следованию Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования». «Количество экзаменов в процессе промежуточной аттестации обучающихся не должно превышать 8 экзаменов в учебном году, а количество зачетов – 10. В указанное количество не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным учебным курсам, дисциплинам (модулям) [2, с.13]».

Таким образом, с одной стороны, комплексный экзамен (дифференцированный зачет) необходим в тех случаях, если невозможно вместить все планируемые формы контроля в количество дней, определенных Федеральным государственным образовательным стандартом специальности для проведения промежуточной аттестации; либо количество экзаменов (зачётов), проводимых в учебном году, превышает верхний предел – 8 экзаменов (10 зачётов).

С другой стороны, анализируя положения о промежуточной аттестации студентов, встречаешься с описанием того, с какой целью проводится комплексный экзамен. Цели в документах схожи и примерно трактуются так: «Комплексный экзамен проводится с целью формирования у студентов СПО интегрированных знаний по разным учебным дисциплинам, приобретению комплекса профессиональных умений и навыков [3, с.1]». Действительно, по нашему мнению, при распределении форм промежуточной аттестации необходимо помнить, что комплексный экзамен (дифференцированный зачет) по двум или нескольким дисциплинам может планироваться учебным заведением при наличии между ними междисциплинарных связей. Подтверждение этому и в положении о промежуточной аттестации в форме комплексного экзамена колледжа информационных технологий при Московском государственном университете технологий и управления имени К.Г. Разумовского, в котором говорится о необходимости выделения общей межпредметной области по дисциплинам, для которых предусмотрен комплексный экзамен. Общую межпредметную область таких дисциплин необходимо отобразить в календарно-тематическом планировании с целью логического построения тем дисциплин и возможностью проведения совмещённых занятий [4].

Однако существует и другое мнение. Так, например, в положении об организации промежуточной аттестации студентов Горячеключевского медицинского колледжа, сказано «Комплексный экзамен – это экзамен, где каждый из заданных вопросов опирается лишь на одну дисциплину, но среди самих вопросов могут быть относящиеся к различным дисциплинам» [5, с.2].

Другая проблема, с которой сталкиваются преподаватели, проводящие комплексный экзамен (зачёт), это его оценка и выставление отметок. Анализ соответствующих положений показал 3 варианта решения этой проблемы:

Различные мнение о сути комплексного экзамена влекут за собой разные взгляды на способы составления экзаменационных билетов, среди которых:

По нашему мнению экзаменационные вопросы к комплексному экзамену должны быть с междисциплинарными связями. Если в образовательном стандарте указано о формировании не только общих компетенций (ОК), но и профессиональных компетенций (ПК) по дисциплинам, входящим в комплексный экзамен, то вопросы должны быть не только с междисциплинарными связями, но и профессиональной направленностью. Хотя для преподавателя составление вопросов с междисциплинарными связями и профессиональной направленностью трудоемкое занятие, но, тем не менее, оно необходимо в силу современных требований.

Рассмотрим примеры заданий для проведения комплексного экзамена по дисциплинам Математика и Информатика для студентов, обучающихся по специальности 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений. Согласно образовательному стандарту по рассматриваемой специальности в результате изучения дисциплины ЕН.01. Математика студенты должны уметь: «У1 – выполнять необходимые измерения и связанные с ними расчеты; У2 – вычислять площади и объемы деталей строительных конструкций, объемы земляных работ; У3 – применять математические методы для решения профессиональных задач [6, с.11]». Знать: «З1 – основные понятия о математическом синтезе и анализе, дискретной математики, теории вероятности и математической статистики; З2 – основные формулы для вычисления площадей фигур и объемов тел, используемых в строительстве [6, с.11]». Сформированы компетенции: «ОК 1-10; ПК 1.1, ПК 1.3-1.4, ПК 2.3-2.4, ПК 3.3, ПК 4.1-4.4 [6, с.11]». По дисциплине ЕН.02. Информатика должны уметь: «У1 – работать с разными видами информации с помощью компьютера и других информационных средств и коммуникационных технологий; У2 – организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; У3 – использовать программы графических редакторов электронно-вычислительных машин в профессиональной деятельности; У4 – работать с пакетами прикладных программ профессиональной направленности на электронно-вычислительных машинах [6, с.11-12]». Знать: «З1 – методику работы с графическим редактором электронно-вычислительных машин при решении профессиональных задач; З2 – основы применения системных программных продуктов для решения профессиональных задач на электронно-вычислительных машинах [6, с.12]». Сформированы компетенции: «ОК 1-10; ПК 1.1-1.4, ПК 2.3, ПК 3.1, ПК 3.3, ПК 4.4 [6, с.11-12]».

Задание 1. На складе находится 10 труб 159 диаметра, 15 труб 219 диаметра, 20 – 320 диаметра, 25 – 520 диаметра. Найдите вероятность того, что взятая труба окажется: а) 219 диаметра; б) 320 или 520 диаметра. Расчёты оформить в Excel.

Задание 2. Рассчитайте стоимость копки котлована размером 7х12 м с вертикальными стенками высотой 1,5 м на спланированной местности и вывозом грунта с участка, если стоимость такой работы за метр кубический 200 рублей. Как будет меняться стоимость работы при увеличении длины котлована с 7 метров до 12 метров с шагом 1 метр. Провести условное форматирование значений стоимости работы: до 30000 рублей – синий цвет шрифта (полужирный); от 30000 до 40000 – зеленый фон, цвет шрифта – белый; более 40000 – красный цвет шрифта (полужирный).

С помощью этого билета можно проверить сформированность по математике У2, У3, З1, З2; по информатике У1, У2, У4, З1, З2.

Задание 1. Из 30 труб на складе 12 металлических с резьбой, 15 – металлических окрашенных, 5 – металлических с резьбой и окрашенных, а остальные пластиковые. Какова вероятность того, что случайным образом выбранная труба окажется: а) пластиковой; б) только металлической с резьбой или только металлической окрашенной? Расчёты оформить в Excel.

С помощью этого билета можно проверить сформированность по математике У2, У3, З1, З2; по информатике У1, У2, У3, У4, З1, З2.

Задание 1. На установление каждой из 10 дверей в доме было затрачено следующее время (см. таблицу 1):

Источник

Комплексный экзамен как современная форма контроля учебной работы студентов.

Одним из основных направлений государственной политики в образовательной сфере является обеспечение качества профессионального образования.

Под качеством образования понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. На современном этапе показателями, характеризующими качество результатов образовательной деятельности студентов, является не только уровень сформированности у них знаний и умений по дисциплинам, но и готовность использовать их при решении проблем, возникающих в учебной и профессиональной деятельности или практической жизни. Следовательно, речь идет о действенности и функциональности знаний и умений, их прочности и осознанности, связи с жизнью и практикой. А поэтому приоритетным в образовании становится компетентностный подход: данные требования нашли отражение в стандарте общего среднего образования второго поколения: в качестве исходной выступает компетентностная модель подготовки выпускника средней школы. Кроме того, следует учесть, что в основе федерального государственного образования стандарта среднего профессионального образования третьего поколения также заложена компетентностная модель, а требования к результатам освоения образовательной программы представлены в виде совокупности компетенций студента – будущего специалиста. В силу этого возникает необходимость формировать компетенции у студентов 1 курса, изучающих дисциплины, которые в соответствии с рекомендациями Департамента государственной политики и нормативно – правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России (письмо от 29.05.2007 №03–1180) включены в учебные планы металлургического колледжа для реализации образовательной программы среднего полного общего образования. Одной из основных проблем внедрения компетентностного подхода является то, что компетенции имеют латентный характер и их сложно измерять и оценивать. Особенности компетенций вызывают необходимость внесения изменений в систему оценивания результата деятельности студента 1 курса колледжа.

В период подготовки к реализации ФГОС общего среднего образования и среднего профессионального образования нового поколения в процессе исследования было установлено, что, кроме традиционных методов контроля по учебным дисциплинам, следует использовать современные средства оценивания, к которым можно отнести:

Одни из них в большей степени направлены на контроль знаниевой составляющей компетенции (например, аттестационные тесты), другие оценивают деятельностную сторону (портфолио, кейс – измерители, контекстные задачи др.). В то же время их нельзя разделить, поскольку контроль осуществляется с помощью совокупности обозначенных средств, что позволяет повысить объективность контроля.

В течение пяти лет преподаватели информатики и математики в соответствии с учебными планами проводят комплексный (междисциплинарный) экзамен по дисциплинам «Математика» и «Информатика и ИКТ». При выборе этой формы промежуточной аттестации администрация колледжа руководствовалась следующим:

Преподавателями Масыгиной И.А. (дисциплина «Математика), Прищепо Л.Н., Звонцевой И.Н. (дисциплина «Информатика и ИКТ») на основе рабочих программ учебных дисциплин разработаны комплекты заданий для всех специальностей, которые обсуждались на заседаниях цикловых комиссий и утверждались заместителем директора по учебной работе.

Экзаменационные билеты комплексного задания содержат 40 тестовых заданий (т.е. аттестационные тесты), их 20 по каждой из дисциплин, а также практические задания.

При составлении тестов учитывались основные психофизические особенности обучаемых:

Предлагаемая система контроля в тестовой форме, разработанная на основе методики В.Ю. Переверзева и Г.В. Ярочкиной *, содержит три группы за­даний:

Для проведения тестирования используется программная оболочка «Hyper Service» корпорации «Диполь» (см. Приложение 4).

Для реализации практической части комплексного экзамена подготовлен контрольно-измерительный материал, междисциплинарного характера.

Например, с математической точки зрения для записи одного и того же числа можно использовать любое (но не меньше двух) количество символов. Изучение различных систем счисления, которые используются в компьютерах, арифметические операции над ними, измерение передаваемой информации переплетаются в дисциплинах «Математика» и «Информатика и ИКТ». Использование новых информационных технологий позволяет решать задачи нетрадиционными способами, а также решать прикладные задачи, которые ранее не могли рассматриваться в силу сложности математического аппарата (см. Приложения 1, 2, 3).

Использование межпредметных связей в учебном процессе существенно расширяет творческий потенциал преподавателя, повышает его профессиональный интерес, расширяет кругозор студентов, повышает уровень подготовки специалистов.

Комплексный экзамен для педагогов является зоной повышенного внимания, т.к. выступает эффективным способом контроля знаний студентов и повышения качества образования, ориентированного на раскрытие познавательных возможностей каждого обучающегося.

Источник

Что значит комплексный экзамен

В Мининском университете уже на протяжении нескольких лет у студентов есть возможность после второго курса сменить направление или профиль обучения, а также приступить к педагогической деятельности в школе уже во время периода обучения в вузе. В вузе введен комплексный экзамен готовности, индивидуальный учебный график обучающегося и клинические базы практик.

Идея внедрения комплексного экзамена готовности (КЭГ) начала осуществляться в рамках исполнения государственного контракта по проекту «Разработка моделей целевой подготовки педагогов в рамках образовательной области «Образование и педагогические науки» еще в 2016 году. Сейчас этот экзамен является элементом каждой образовательной программы бакалавриата, реализуемой в Мининском университете. КЭГ позволяет оценивать как результаты образовательной деятельности, так и индивидуальные достижения в других видах деятельности: исследовательской, проектной, социальной и т.п. Еще одной особенностью КЭГ является участие партнеров-работодателей вуза в комиссиях по приему комплексного экзамена. Это дает возможность рассматривать данную процедуру как независимую оценку достижений обучающегося. Организации могут рассматривать КЭГ в качестве механизма отбора на программу целевого обучения высокомотивированных студентов.

Особенности процедуры комплексного экзамена готовности

Подготовка к осуществлению в вузе данной процедуры потребовала создания определенных нормативных документов. Более подробно с ними можно ознакомиться на странице сайта университета «Положения по учебно-методическому процессу»

Вынужденный временный переход на дистанционную форму обучения существенно не повлиял на подготовку к комплексному экзамену готовности и планируемый его ход.

В структуру комплексного экзамена входит тестирование по профилю подготовки (тест и кейс-задания), представление портфолио (оценка мотивационной готовности) и публичная защита проекта (проект, выполненный в рамках предметной подготовки по профилю обучения).

Данные позиции позволяют прежде всего студенту объективно и всесторонне подойти к оценке собственной готовности к будущему осуществлению профессиональной деятельности.

Распространение новой коронавирусной инфекции COVID-19 повлияло на учебный процесс в целом, однако, в отношении процедуры КЭГ значительных изменений не произошло. Это связано с логикой проведения данной формы контроля и возможностями проводить оценку готовности студента к профессиональной деятельности с использованием современных цифровых решений, заложенными еще на стадии проектирования.

Как и раньше, предполагается использовать целый спектр систем и сервисов. Например:

Рушан Анвярович Саберов, начальник учебно-методического управления:

Мы рассчитываем, что, несмотря на сложившиеся обстоятельства, комплексный экзамен готовности пройдет в рабочем, штатном режиме и будет являться новым полезным опытом для всех сторон и участников этого процесса. Отмечу, что общее число участников КЭГ в 2019-2020 учебном году составляет 1313 студентов по 15 направлениям подготовки (63 учебные группы). Накопленный на протяжении нескольких месяцев опыт подсказывает, что проблем у всех участников образовательного процесса с прохождением этого этапа КЭГ возникнуть не должно.

Справка:

Более подробно ознакомиться с материалами по КЭГ можно на сайте нашего вуза, например:

Источник

Комплексный экзамен

Экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации (далее – Комплексный экзамен). С 1 января 2015 года все иностранные граждане, желающие оформить разрешение на работу (за исключением высококвалифицированных специалистов), патент, разрешение на временное пребывание или вид на жительство, обязаны сдать экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ. Данное требование установлено принятым 20 апреля 2014 года №74-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Обращаем внимание, что с 1 августа 2021 года изменился формат Комплексного экзамена (Постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 840 «Об утверждении требований к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации»; Постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2021 года №824 «Об утверждении положения о проведении экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации»).

Комплексный экзамен проводится на следующие уровни:

Комплексный экзамен включает три модуля:

Комплексный экзамен проходит в устной и письменной форме, необходимо выбрать один вариант ответа, вписать верный ответ или ответить на вопрос собеседника.

В материалах 1 уровня все задания представлены в тестовой форме, отсутствует устная часть экзамена.

В материалах 2 и 3 уровней основная часть заданий представлена в тестовой форме, несколько заданий открытого типа (заявление и письмо другу), присутствует устная часть (диалог, монолог, описание картинки).

Материалы для подготовки к Комплексному экзамену (скачать демоверсии)

Стоимость экзамена

Стоимость Комплексного экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ зависит от уровня, необходимого кандидату, и указана в таблице.

Уровень
Стоимость тестирования, руб.

Уровень, соответствующий цели получения патента или разрешения на работу (уровень 1)

Уровень, соответствующий цели получения разрешения на временное пребывание (уровень 2)

Уровень, соответствующий цели получения вида на жительство (уровень 3)

Услуга по выдаче дубликата сертификата

Порядок пересдачи комплексного экзамена

Кандидатам, не сдавшим Комплексный экзамен, предоставляется право на пересдачу всех модулей экзамена на условиях оплаты его полной стоимости.

Подготовка к комплексному экзамену

Для подготовки к сдаче комплексного экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации кандидаты имеют возможность посетить бесплатную консультацию «Школа мигрантов», в ходе которой смогут получить информацию о процедуре проведения тестирования и ознакомиться с пробным вариантом теста. Также в ходе консультации кандидатам рассказывается об основных датах и исторических событиях, законодательных актах, относящихся к миграционному законодательству Российской Федерации, терминах и понятиях, используемых в тестах.

Консультация по подготовке к сдаче комплексного экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации «Школа мигрантов» проводится каждый вторник в 17:00.

Задайте вопрос или оставьте заявку

Расписание проведения экзамена в СПбГУ

Комплексный экзамен в СПбГУ проводится каждую неделю по вторникам и пятницам.

День недели

Уровень, время начала

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *