Что значит коммуникативные действия
действие коммуникативное
Полезное
Смотреть что такое «действие коммуникативное» в других словарях:
ДЕЙСТВИЕ КОММУНИКАТИВНОЕ — англ. action, communicative; нем. Handeln, kommunikatives. Символически опосредствованное действие, регулируемое нормами, направленное на достижение взаимодействия. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
ДЕЙСТВИЕ КОММУНИКАТИВНОЕ — англ. action, communicative; нем. Handeln, kommunikatives. Символически опосредствованное действие, регулируемое нормами, направленное на достижение взаимодействия … Толковый словарь по социологии
Коммуникативное действие — символически опосредованное действие, регулируемое нормами, направленное на достижение взаимодействия. По английски: Communicative action См. также: Коммуникативные процессы Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
Коммуникативное намерение (интенция) — обозначает конкретную цель высказывания говорящего, т. е. спрашивает ли он, или утверждает, или призывает, осуждает или одобряет, советует или требует и т. д. К. н. является регулятором речевого поведения партнеров. Кроме того, отражая… … Педагогическое речеведение
Коммуникативное действие — целостный акт, адресованный др. человеку и направленный на него. Выделяются 2 осн. категории коммуникативных, адресованных др. человеку и направленных действий: инициативные и ответные действия. Коммуникативные операции это средства О., с помощью … Психология общения. Энциклопедический словарь
ХАБЕРМАС — (Habermas) Юрген (р. 1929) нем. философ, представитель символического интеракционизма. В 1949 1954 изучал философию в ун тах Гёттингена, Цюриха и Бонна, одновременно занимаясь психологией, историей, литературоведением и политэкономией. В 1956… … Философская энциклопедия
коммуникативная рациональность — КОММУНИКАТИВНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ (от лат. communicare делать общим, связывать, общаться; и rationalis разумный) одно из центральных понятий теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса; теоретическая конструкция, ставящая своей целью… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
прагматика — ПРАГМАТИКА (от греч. pragma дело, действие) область исследований, в которой изучаются отношения знаков к субъектам, которые их производят и интерпретируют. Термин «П.» был введен в конце 30 х гг. 20 в. Ч.У Моррисом для обозначения одного… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
ХАБЕРМАС — (Habermas) Юрген (р. в 1929) немецкий социальный философ и социолог, концепция которого выступает рубежной точкой поворота неклассической философии от модернизма к постмодернизму (см. Модернизм, Постмодернизм). Ассистент у Адорно в Институте… … История Философии: Энциклопедия
ХАБЕРМАС (HABERMAS) Юрген — (р. 1929) немецкий социальный философ и социолог, концепция которого выступает рубежной точкой поворота неклассической философии от модернизма к постмодернизму ( Модернизм). Ассистент у Адорно в Институте социальных исследований (Франкфурт на… … Социология: Энциклопедия
Универсальные учебные действия учеников. Виды УУД
Универсальные учебные действия представляют собой совокупность различных способов действий учеников, обеспечивающих способность самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Понятие «универсальные учебные действия»
Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Функции универсальных учебных действий
Виды УУД
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
Логические универсальные действия:
Постановка и решение проблемы:
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:
Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:
Условия, обеспечивающие развитие УУД
Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:
Источник статьи. Статья перепечатана при выполнении условий активной ссылки на источник статьи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативная компетентность – это умение ставить и решать многообразные коммуникативные задачи, способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, умение определять цели
Коммуникативные действия по А. Г. Асмолову
Коммуникативные действия Содержание коммуникативных действий
— с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
— адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
— представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме;
— спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё;
— вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
— готовность к обсуждению различных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;
— умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;
— умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом
— планирование общих способов работы;
— обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
— способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);
— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение убеждать
— интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
— переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать её как задачу через анализ её условий
— адекватное межличностное восприятие;
— готовность адекватно реагировать на нужды других (напр., эмоциональная поддержка партнёров в процессе достижения общей цели совместной деятельности);
— стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания, способность к эмпатии
— речевое отображение (описание, объяснение) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) в предметно-практической или иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения, служащей этапом интериоризации – процесса переноса во внутренний план в ходе усвоения новых умственных действий и понятий
Виды коммуникативных действий:
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра, помощь;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (на языке предметной области);
— владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами, культурными и нравственными нормами общения.
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действия Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система еще пластична, а действия, связанные с приемом пищи,.
Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Глагол. Действия» Уважаемые коллеги! Я с удовольствием продолжаю работу над информационным проектом. И начинаю новый раздел – ГЛАГОЛ. Говорить, сегодня мы.
Конспект занятия для учащихся 9–11 классов «Коммуникативные способности» Конспект занятия для учащихся 9-11 классаТема «Коммуникативные способности»Цель: совершенствование коммуникативных умений и навыков. Задачи:.
Коммуникативные универсальные учебные действия: понятие и уровни сформированности
Дата публикации: 09.05.2020 2020-05-09
Статья просмотрена: 1710 раз
Библиографическое описание:
Дуда, И. В. Коммуникативные универсальные учебные действия: понятие и уровни сформированности / И. В. Дуда, Е. В. Измайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 458-462. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69797/ (дата обращения: 02.12.2021).
Ключевые слова: универсальные учебные действия, коммуникативная компетенция, совместная деятельность, дети.
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения четко обозначены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования: личностным (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, личностные качества и др.), метапредметным (умение учиться), предметным умениям [7].
Индикаторами метапредметных образовательных результатов являются универсальные учебные действия, которые представляют собой способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [2].
Остановимся более подробно на коммуникативных универсальных учебных действиях. В теории сложились разные подходы к определению понятия коммуникативных универсальных учебных действий.
Рассмотрим коммуникативные действия, коммуникацию. Изучению коммуникативных способностей посвящено множество работ зарубежных и отечественных исследователей. В отечественной философии и психологии проблемой коммуникации занимались такие ученые как: Б. Г. Ананьев (учение об общении как детерминанте психического развития), Л. С. Выготский, М. С. Каган, А. П. Назаретян, С. Л. Рубинштейн, и др.
Так, например, М. С. Каган понимает под коммуникацией информационную связь субъекта с тем или иным объектом — человеком, животным, машиной. Она выражается в том, что субъект передает некую информацию (знания, идеи, деловые сообщения, фактические сведения, указания и т. п.), которую получатель должен принять, понять, хорошо усвоить и в соответствии с этим поступать. В общении информация циркулирует между партнерами, поскольку оба они равно активны, и информация увеличивается, обогащается; при этом в процессе и в результате общения происходит превращение состояния одного партнера в состояние другого [4].
А. П. Назаретян, определяет коммуникацию в более широком смысле. Человеческая коммуникация во всем многообразии ее форм представляет собой неотъемлемую сторону любой деятельности, пишет философ. Процесс коммуникации представляет собой передачу информации посредством языка и других знаковых средств и рассматривается как составляющий компонент общения [5].
С. Л. Рубинштейн рассматривает коммуникацию как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [6]. Такое определение коммуникации основывается на методологических положениях, которые признают непрерывность общественных и межличностных отношений.
Л. С. Выготский также активно занимался изучением коммуникативных способностей детей. Исходя из его концепции, можно утверждать, что формирование коммуникативных умений ребенка является одной из приоритетных задач школы, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных умений субъектов общения [3].
Коммуникативная деятельность в соответствии с культурно-исторической теорией Л. С. Выготского определяется как «взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» [3, с. 61]. Особенностью точки зрения этого автора является то, что для развития коммуникативной деятельности ребенка необходимо формирование у него способности к совместным и согласованным действиям, в которых участвуют другие лица, одноклассники, учителя, учитывается мнение всех участников образовательного процесса.
В современной психологии и педагогике проблемой коммуникации занимаются такие ученые деятели как А. Г. Асмолов, М. И. Субботкина, Н. Е. Попова и Е.В Еремина, Г. С. Королева и О. Б. Логинова и др., представляющие системный подход, в контексте которого коммуникативные способности рассматриваются в рамках основных признаков системности: целостности, структурности, и динамичности.
А. Г. Асмолов в своих работах выделяет понятие коммуникативные действия и раскрывает содержание этого явления. Рассмотрим эту позицию более подробно:
Способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия:
– понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной;
– готовность к обсуждению различных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;
– умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;
– умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом
Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками:
– определение цели и функций участников, способов взаимодействия;
– планирование общих способов работы;
– обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
– способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);
– разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
– управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение убеждать.
Умение работать в группе, включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы:
– умения устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
– интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
– переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать её как задачу через анализ её условий.
Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества:
– уважительное отношение к партнёрам, внимание к личности другого;
– адекватное межличностное восприятие;
– готовность адекватно реагировать на нужды других (напр., эмоциональная поддержка партнёров в процессе достижения общей цели совместной деятельности);
– стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания, способность к эмпатии.
Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности:
– использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира;
– речевое отображение учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения) [1, с. 43].
Таким образом, можно сказать, что содержанием коммуникативных действий является: умение слушать и слышать друг друга; с полнотой и точностью выражать свои мысли согласно задачам и условиям коммуникации; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё; вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Общим для позиций теоретиков к определению понятия коммуникативных универсальных учебных действий является то, что они рассматривают коммуникативные УУД как способность действовать с учетом позиции другого человека, и как взаимодействие с партнерами по совместной деятельности, умение работать в группе. Особенно важно учитывать планирование и организацию сотрудничества с учителем и сверстниками, в том числе одноклассниками. Необходимо следование психологическим и морально-этическим принципам общения и сотрудничества. Содержание коммуникативных УУД определяется наличием таких компонентов, как коммуникация — взаимодействие, коммуникация — сотрудничество и коммуникация — условие интериоризации.
В целом можно сказать, что под коммуникативными универсальными учебными действиями понимается умение обучающимися планировать учебное сотрудничество с учителем и своими сверстниками. При этом, создание коммуникативной образовательной среды обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Это основывается на подходе к обучению как к общению и позволяет использовать коммуникацию для развития младших школьников на уроках.
В связи с вышесказанным нами была предпринята экспериментальная работа по выявлению уровня сформированности коммуникативных УУД по трем показателям: коммуникация как взаимодействие, как кооперация и как условие интериоризации. Экспериментальная работа осуществлялась на базе общеобразовательной Гимназии. Испытуемыми были обучающиеся двух вторых классов, в возрасте 8–9 лет.
Целью проведения констатирующего среза было выявление уровня сформированности коммуникативных УУД детей 2 классов.
При оценивании уровня сформированности коммуникативных УУД мы ориентировались на следующие критерии:
1) Метод «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже).
Методика позволила нам выявить уровень сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника, понимание ребенком возможности различных позиций и точек зрения. Данная методика направлена на индивидуальную беседу с ребенком.
Ребенку задают вопросы, на которые он должен ответить, или предлагают задания, на которые он должен отреагировать действиями.
Количественный анализ работ обучающихся показал следующие результаты по умению обучающихся взаимодействовать:
Результаты тестирования «Левая иправая»
Что такое коммуникативные УУД
По ФГОС 2 ПОКОЛЕНИЯ
Коммуникативная компетентность – это умение ставить и решать многообразные коммуникативные задачи, способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, умение определять цели
– формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности,
– умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения,
– участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений,
– строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках.
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
— управление поведением партнера;
— умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
— владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка
Коммуникативные действия по А. Г. Асмолову
— умения слушать и слышать друг друга;
— с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
— адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
— представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме;
— спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё;
— вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
Способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия
— понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной;
— готовность к обсуждению различных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;
— умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;
— умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом
Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
— определение цели и функций участников, способов взаимодействия;
— планирование общих способов работы;
— обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
— способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);
— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение убеждать
Умение работать в группе, включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы
— умения устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
— интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
— переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать её как задачу через анализ её условий
Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества
— уважительное отношение к партнёрам, внимание к личности другого;
— адекватное межличностное восприятие;
— готовность адекватно реагировать на нужды других (напр., эмоциональная поддержка партнёров в процессе достижения общей цели совместной деятельности);
— стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания, способность к эмпатии
Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности
— использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира;
— речевое отображение (описание, объяснение) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) в предметно-практической или иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения), служащей этапом интериоризации – процесса переноса во внутренний план в ходе усвоения новых умственных действий и понятий
Виды коммуникативных действий:
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра, помощь;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (на языке предметной области);
— владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами, культурными и нравственными нормами общения.