Что значит колонки мидбас

Автозвук FAQ

Что значит колонки мидбас. Смотреть фото Что значит колонки мидбас. Смотреть картинку Что значит колонки мидбас. Картинка про Что значит колонки мидбас. Фото Что значит колонки мидбас

нашёл в интернете,
интересно почитать когда голова потихой начинает западать в сторону автозвука, вот ссылка на источника

azlk-team.ru/articles/akustika/autozvukfaq/

Наиболее часто задаваемые вопросы и ответы на них (FAQ)
По разделам:
1. Основы и понятия.
2. Отзывы об акустике разных фирм.
3. Вопросы выбора акустики.
4. Сабвуферы.
5. Головные устройства.
6. Усилители.
7. Кроссоверы.
8. Вопросы настройки систем.
9. Измерения.
10. Особенности систем — по автомобилям.
11. Установка.
12. Общие вопросы.
13. Силовая электропроводка.
14. Тематические публикации рекомендованные для прочтения.
15. Примеры установок.
17. Шумоизоляция.

1.1. Что такое мидбас?

Мидбас — это динамик воспроизводящий диапазон среднего баса. Принято условное деление, мидбас 80-400 Гц. Но обычно его режут только сверху и гораздо выше (если система двухполосная). Мидбас как явление природы — полоса частот выше того, что считается «сабвуферной» полосой, но ниже «речевой» полосы. То есть, скажем, 80-200 Гц. Мидбас как товар — динамик, способный (или якобы способный) работать в этой полосе. При этом он может с большей — меньшей правдоподобностью отыграть и среднечастотную полосу (до 3-5 кГц), а может, и нет. Вот тут начинается путаница, и в просторечии мидбасом называется все (от 8 до 4 дюймов), что играет от сабвуфера до пищалки (не обязательно справляясь с нижней частью этой полосы). Если речь о задней акустике, то мидбаса в смысле частотной полосы 80-200 ей не нужно, значит действительно «обычных» 13см хватит, а как обрезать — все есть на сайтах АвтоЗвука. И все причиндалы для кроссовера сведутся к конденсатору в пару сантимов ценой плюс проводка.

1.2. Мидбасы для чайников

Постановка задачи: Информации по изготовлению и расчету сабвуферов — море, то же по установке и ориентированию пищалок, но как дело доходит до мидбасов, все описания идут, как правило, по одной схеме: «Взял динамики за ХХХ баксов, изготовил подиумы и наслаждаюсь звуком“. Получается, что влиянием двери на работу мидбасов можно пренебречь, а динамики следует выбирать какой-нибудь известной фирмы — чем дороже, тем лучше. В итоге вывел для себя некоторые постулаты, вот они: 1. В 99% случаев для 5“-6“ мидбасовых динамиков передняя дверь является типом акустического оформления free-air. Как следствие — влиянием двери на добротность и резонансную частоту динамика можно пренебречь. 2.Подиумы нужны лишь для придания жесткости конструкции и ориентирования динамиков. 3.Обработка внутренней поверхности двери нужна для устранения посторонних призвуков, шумов и.т.д. и в принципе не обязательна. 4.При выборе динамиков (5“-6»)следует ориентироваться на добротность порядка 0,7-0,9 и возможно более низкую резонансную частоту. Ну конечно приемлемую цену.

ОТВЕТ: Т.к. автор частично прав. 0. Сабвуферы нужно и можно считать, а вот по динамикам для дверей параметры дают только ну очень серьезные производители динамиком — Динаудио, Фокал, Сеттемила, Рокфорд Фосгейт. Все остальные стыдливо умалчивают. 1. Передняя дверь является закрытым ящиком объема 30-50 литров. Какой именно тип выравнивания АЧХ получается — зависит от параметров динамика. То, что называют фри-эйр это тоже закрытый ящик, только ну очень большой. Как правило, на практике влиянием двери на добротность и резонансную частоту пренебрегают. Типичный пример — старые динамики DLS Ultimate, диффузор которых с течением времени отрывался от каркаса. В то же время, уважающие своих потребителей фирмы могут указывать конкретное предназначение динамиков. Например, Фокал 165 KS хорошо играет в двери, но его нельзя засунуть в БОКС, в кики, а вот кажется 165 KX — можно. (это все динамики из старой линейки фокала). 2. Подиумы нужны для обеспечения отсутствия акустического короткого замыкания в месте прикрепления динамика к основанию, для придания жесткости конструкции — при ударе по струнам или бочке динамик не должен болтаться как полено в проруби, и для ориентирования динамиков. Ориентирование динамиков самый сложный процесс (особенно в двухполоске). Необходимо их развернуть так, чтобы в районе ушей каждого из слушателей не возникало встречного уничтожения басовых сигналов, записанных в фазе на левом и правом канале. Дальше, необходимо не перекрутить динамик слишком сильно, чтобы у слушателя не возникало слишком сильной привязки к ближнему динамику. Грубо говоря — в диапазоне частот от 1700 Гц человек определяет направления на кажущийся источник звука по громкости. А частота раздела у двухполосок как правило выше. Поэтому желательно попробовать выставить сцену на монофонической записи только по мидбасам. Сделать это очень сложно, но желательно избежать хотя бы грубых ошибок ориентации. 3. Обработка внутренней поверхности нужна для устранения посторонних призвуков, возникающих при возбуждении поверхностей ударной волной от динамика. В принципе она не обязательна, если машина делается только для какого-нить хэви метала, а призвуки и искажения нормальной партии бас гитары и контрабаса воспринимаются как признак крутости системы. В обратном случае возникает необходимость обработки виброгасящими материалами внутренней поверхности салонной обшивки дверей, внутренней поверхности всех пластмассовых деталей, внутренней поверхности потолка, крыши кузова, заливания демпфирующей жидкости в зеркало. В принципе — на любом этапе можно остановиться и слушать, как крыша подпевает, например. 4. Числовые параметры динамика не имеют никакого существенного отношения к качеству звучания. Если конечно не гоняться за цифрами искажений и т.д. Динамик может иметь собственные наследственные проблемы, которые могут просто не понравиться слушателю. Например, кевлар имеет проблемы горбов в АЧХ на 2, 3, 4х кГц. Фокал научился с этим бороться, но не до конца, поэтому в домашней линейке Джи-Эм Лаба кевлар не применяется уже лет пять. Рекомендуется слушать динамики перед покупкой и выбирать те фирмы, которые действительно разрабатывают и изготавливают динамики и для автомашины, и для дома. В этом случае можно придти в салон и попросить завести Динаудио контур, например. Или Джи Эм ЛАб Кобальт. Это позволит понять характер звучания динамиков.

1.3. Принципы построения системы начального уровня?

1.4. Как распределяется в процентном отношении вклад компонентов в системе?

Акустике 70%, усилителю 20% и голове 10%.

Уровень Звукового Давления (это если просто перевести). А так есть соревнования по SPL, по простому говоря чья установка громче (но только на басах). Ставим микрофон и замеряем этот самый уровень SPL на сигнале, который до 80 герц.

1.6. Можно ли верить цифрам выходной мощности, написанным на магнитолах?

Выходную мощность 45 ватт мостовые усилители способны развить при напряжении питании — 14,5 вольт (заведеный двигатель) и на активной нагрузке немного меньшей, чем 2 ома. При этом каждый канал будет потреблять ток 5 ампер. При такой мощности на четыре канала потребуется предохранитель: минимум — 20 ампер. Кроме того, корпус магнитолы не будет успевать рассеивать и половины тепла, выделяемого усилителями при работе на мощности 4 X 45 ватт. Так что забудьте цифры выходной мощности, которые, написаны на лицах магнитол. Больше тот, кто наглее!

1.7. Можно ли брать за основу схемы установок из журналов?

Дело в том, что описать, как звучит система на страницах журнала не так уж сложно. Но поскольку эти машины практически никто не слышал и возможно не услышит, то те, кто описывают установки, предпочитают об этом не писать. А вот про инсталяцию они пишут. К ней и картинки можно прицепить. В общем, есть чего показать. Поэтому каждый из установщиков стремится показать свои возможности. Отсюда и крутые установки, аудио-видео системы и т.д. А, что касается звука, то его надо слушать. Не все аудиосистемы хорошо звучат. Это точно. А описание аудиосистем в журналах остается на совести тех, кто пишет. К примеру, журнал Аудиомобиль, специально присылает подготовленного человека для прослушивания, перед тем как писать статью.

1.8. Что такое подиум?

Подиум — это небольшое возвышение. Часто используется как элемент малых архитектурных форм в доме, офисе, квартире и т.д. В плане применения к авто-акустике — это тоже небольшое возвышение над обшивкой для установки в него динамика. Т.е. динамик ставится не заподлицо с обшивкой, а заподлицо с подиумом. Хотя может быть случай, когда подиум, как инженерная конструкция, размещается за обшивкой и тогда динамик будет стоять в одном уровне с ней, но это редкий случай. Возвышение (подиум) делают для решения сразу нескольких задач: для увеличения жесткости крепления динамика, для размещения крупного динамика в относительно мелкой по глубине двери и для изменения ориентации динамика по отношению к плоскости обшивки.

1.9. Как измеряется мощность усилителя?

RMS означает «среднеквадратичное значение». Это не метод измерения мощности, а шкала её измерения. На синусоидальном сигнале пиковое значение будет ровно вдвое больше среднеквадратичного. И всё. Нет никаких «номинальных», а тем более, оборони господь, «допустимых» значений мощности усилителя. Вы здесь спутали карты с акустикой, которая мощность не ПРОИЗВОДИТ, а ПОТРЕБЛЯЕТ. Здесь есть понятие допустимой мощности, которую можно привести и в виде среднеквадратичного значения, оговорив (или подразумевая) длительный характер работы динамика, или же — пиковое значение, оговорив (или, для пущего эффекта, не оговорив) кратковременный характер тестового сигнала. Тогда, вполне справедливо, можно говорить о допустимой мощности 200 Вт у 4-дюймовой питюльки. Если подать эти 200 Вт в течение одной миллисекунды. По поводу мощности акустики у нас идут непрерывные и неприятные разговоры с импортёрами, которые искренне считают, что чем больше написано, тем лучше продаётся (возможно, они по-своему правы). В результате бывают казусы: в одном из недавних тестов акустики долговременная мощность одной из моделей (в Ваттах RMS, по всем правилам) оказалась неуказанной по настоянию импортёра. «У других написано 200, а у нашего 40. Его покупать не будут». Речь при этом шла о продукте одной из самых уважаемых и технически грамотных европейских марок, которые всегда мощность указывают безупречно корректно, со ссылкой на международный стандарт её измерения. На досуге можете поискать. Возвращаясь к усилителям. Их мощность определяется как наибольшее значение, при котором не превышается некое пороговое значение коэффициента нелинейных искажений. Для мощных усилителей это обычно 1%, как и было сказано. Измеряется она (у нас в тестах) в Ваттах по среднеквадратичной шкале, RMS то есть. Это и есть максимальная мощность усилителя в истинном смысле слова «максимальная». То есть — наибольшая, которую он может развить до начала ограничения. Никакой объективно обоснованной «номинальной» мощности у усилителя нет. Это всё очень похоже на хорошо нам знакомые автомобили. У двигателя (ПРОИЗВОДЯЩЕГО мощность) етсь максимальное её значение на оплном газу и максимальных оборотах. Если газ нажат не оплностью, или обортоы нидже максимальных, мощность будет ниже. Какое её значение принять за «номинальное»? Да любое, соль и перец по вкусу. 14,4 В как «ходовое» напряжение — наиболее распространённый стандарт de facto. Мы его придерживаемся (когда; можем, в недавнем тесте моноблоком не смогли), чтобы обеспечить сравнимость результатов: производители в большинстве приводят мощность для 12 и 14,4 В.

1. 10. Чувствительность, это что?

Чувствительность (если грамотно, то характеристическая чувствительность) измеряется как среднеквадратическое значение АЧХ по звуковому давлению в РАБОЧЕЙ полосе частот. Делается это в заглушенной камере, подавая на головку (или АС, если гр-ль имеет две или несколько полос) мощность в 1 Вт. Микрофон располагается по продольной оси АС на расстоянии в 1 метр и направляется на ВЧ излучатель. Хитростей здесь несколько.
1. АС для измерений должна быть в акустическом оформлении (т.е. в боксе) или на акустическом щите — экране. И если размеры последнего оговорены (IEC 268-5, ГОСТ 16122), то объёмом бокса никто не оговаривает. Вполне очевидно, что в малом и большом по объёмам боксах РАБОЧАЯ полоса будет различной (из-за спада низких частот и неравномерности АЧХ на верхней середине из переотражений от передней стенки бокса). Отсюда и характеристическая чувствительность будет иметь разные значения. В последнее время метрологи стали склонятся к измерительному боксу (закрытый ящик) со стандартным объёмом 10,0 литров для обычных головок и 38 литров для сабвуферных.
2. Поскольку на нагрузке следует рассеять 1 Вт, на 4-х оммную головку или АС нужно подавать напряжение 2,0 Вольта. 2,83 Вольта подаётся на 8-ми оммную головку (следует из закона Товарища Ома). На 4-х оммной головке при 2,83 В значение чувствительности окажется на 3 дБ выше, что неправильно. Этим методом, кстати, пользуется большинство производителей головок и АС, поднимая показатель чувствительности в рекламных целях, т. е. одуривая простых смертных.
3. При отсутствии заглушенной камеры измерения можно провести в том месте, где отражения от стен минимальны, или совсем отсутствуют. Так, весьма точные результаты можно получить на крыше многоэтажной башни (если рядом не будет окружающего шума от вентиляторов. пролетающих самолётов и прочих ворон). В салоне автомобиля сложнее. Наибольшие погрешности в АЧХ будут на средних частотах (отражения от стёкол, торпедо) и на самых низких, за счёт передаточной функции салона.
4. Измерения чувствительности акустических излучателей на частоте в 1 кГц совершенно непоказательно за счет большой неравномерности АЧХ (по сравнению, например, с УЗЧ, где она практически линейна).

1.11. Что такое «bass reflex port»?

В каталоге некоторые субы с фазиком писались как ventedbox а некоторые как bass reflex. Это одно и то же. Но bass reflex звучит приятнее, вроде как что-то солидное, а не просто вентиляция.

Источник

Акустика мидбасовая: технические характеристики

Что значит колонки мидбас. Смотреть фото Что значит колонки мидбас. Смотреть картинку Что значит колонки мидбас. Картинка про Что значит колонки мидбас. Фото Что значит колонки мидбас

Мидбасовая акустика бюджетная

Акустика мидбасовая является классификацией по диапазону частот. Она всегда берет один бас (средний), работая в диапазоне собственных частот. Входит в состав компонентной акустики. Рассмотрим ее подробнее.

Как грамотно устанавливается автозвук

Лучшим вариантом для инсталляции акустической системы в машину считается следующий: коаксиальные динамики устанавливают сзади, в тыл, а компонентную (твитер и мидбас) на фронт. Таким образом, можно будет обеспечить полноценное, настоящее звучание, которого тщетно ожидают многие автовладельцы, неправильно организовавшие автозвук.

Коаксиальная акустика – это всегда более дешевый вариант, рассматриваемый экспертами, как модель для нетребовательного автовладельца, которому нужно только какое-нибудь звучание. Например, играют динамики хорошо, звук громкий, ничего не хрипит и не рычит. В этом случае вполне хватит немного средств для выбора лучшей модели среди коаксиалов.

Что значит колонки мидбас. Смотреть фото Что значит колонки мидбас. Смотреть картинку Что значит колонки мидбас. Картинка про Что значит колонки мидбас. Фото Что значит колонки мидбас

Напротив, если автовладелец в поисках чего-то более серьезного, и не ограничивается лишь желанием получить посредственный звук, ему следует обратить внимание на компонентную акустику. Такая стоит сегодня около 30 тысяч рублей. Безусловно, в состав КМП акустики входит и качественный мидбас.

Для меломана хорошая акустика сродни мотору для автомобиля. В большинстве современных автомобилей хорошая, настоящая акустическая система не устанавливается. Исключения могут составить разве что топовые версии машин. В результате этого возникает желание обзавестись новыми динамиками, заменить головное устройство, установить производительный сабвуфер и т.д.

Коаксиалы или компонентная

Выбирать между коаксиалами и компонентной акустикой приходится всегда (см. Чем отличается акустика компонентная от коаксиальной). Это первый этап на пути к правильной инсталляции. Такой подход решает задачу о том, как установить акустику в машину практически на все 70 процентов.

Рассмотрим более подробно выбор между ними:

Что значит колонки мидбас. Смотреть фото Что значит колонки мидбас. Смотреть картинку Что значит колонки мидбас. Картинка про Что значит колонки мидбас. Фото Что значит колонки мидбас

Схема подключения автоакустики

Теперь, что касается установки компонентной АС:

Принципиальной разницы в местоположении мидбасового динамика нет. Он лишь отличается от твитеров большим диаметром.

Внимание. Чтобы не стать жертвой автоакустической неграмотности, выбирая мидбасы, следует акцентировать внимание на больших размерах. Дело в том, что маленькому динамику будет крайне сложно одновременно воспроизводить и НЧ, и СЧ. Лучший вариант – 6 дюймовый.

Второй этап выбора хорошей акустики в машину должен подразумевать соответствующую мощность и чувствительность. Принято различать мощность N, M и P. Значение N самое низкое, P- самое пиковое, высокое.

Примечание. Многие производители акустических динамиков, идя на маркетинговую хитрость, указывают в паспортных данных значение мощности P, не углубляясь в подробности. Клиент видя самое высокое значение, решает сделать выбор в пользу этих динамиков. Но реальные показатели их мощности значительно ниже. Поэтому желательно ориентироваться на N.

Что значит колонки мидбас. Смотреть фото Что значит колонки мидбас. Смотреть картинку Что значит колонки мидбас. Картинка про Что значит колонки мидбас. Фото Что значит колонки мидбас

Схемы подключения автоакустики

Отметим, что динамик с мизерной мощностью также может развить столько же громкости, как и динамик с большей мощностью, если он будет иметь высокие показатели чувствительности. Немаловажное значение имеет и значение Ом. Так, если настроить акустику на сопротивление 2.5-3.5 Ом, это будет наиболее эффективным для повышения громкости мидбасовых или каких-либо других динамиков.

Наконец, грамотное акустическое оформление считается завершающим этапом правильного продолжения выбора динамиков. Фактор этот напрямую влияет на воспроизведение звуков. Какой бы качественной ни была мидбасовая акустика, ее эффект могут свести на нет акустические колебания.

Обзор известных и лучших мидбасовых динамиков

Что значит колонки мидбас. Смотреть фото Что значит колонки мидбас. Смотреть картинку Что значит колонки мидбас. Картинка про Что значит колонки мидбас. Фото Что значит колонки мидбас

Подобрать акустику в авто

Рассмотрим теперь самые популярные мидбасовые динамики, чтобы получить более подобную информацию об их возможностях. Многие знатоки автозвука слышали о производителе Морел. Так вот, он выпускает одни из лучших мидбасовых динамиков.

Что значит колонки мидбас. Смотреть фото Что значит колонки мидбас. Смотреть картинку Что значит колонки мидбас. Картинка про Что значит колонки мидбас. Фото Что значит колонки мидбас

Акустика мидбас от Морел

Например, модель Dotech Ovation 6W:

Пройдемся по техническим возможностям:

Эквивалентный объем (Vas)13л
Частота собственного резонанса диффузора (Fs)65 Гц
Механическая добротность (Qts)5,6
Полная добротность (Qts)1,09
Максимальное механическое перемещение (от пика до пика)8 мм
Электрическая добротность (Qes)1,35
Площадь диффузора (Sd)119 sm2
Активное сопротивление обмотки3,5 Ом
Показатель индуктивности0,21 кГц
Пиковая мощность (P)300Вт
Номинальная мощность (N)140Вт
Частотность40Гц-4000Гц
Чувствительность90 дБ
Номинальное сопротивление4Ом
Размер динамика6,5 дюймов
Вес600 граммов

Компонентная акустика Аудио Систем, в состав которой входят вполне приличные мидбасы.

N мощность2х120 Вт
P мощность2х180Вт
Материал диффузораКевлар
Диаметр звуковой катушки32 мм
Установочная глубина58 мм
Размер акустики130 мм

Тем, кто ищет более бюджетные варианты мидбасовой акустики, рекомендуем ознакомиться с акустикой Тейк ТЕ-М80. Стоит такая модель всего 1,5 тысячи рублей, размер – 8 дюймов. Но это не единственный вариант мидбасовых динамиков по цене ниже 10 тыс. рублей.

Что значит колонки мидбас. Смотреть фото Что значит колонки мидбас. Смотреть картинку Что значит колонки мидбас. Картинка про Что значит колонки мидбас. Фото Что значит колонки мидбас

Ниже представлены и другие, в том числе, и от именитых производителей:

Частоты автозвука, о которых надо знать

Итак, напомним, что весь звуковой спектр принято делить на три основные части: НЧ, СЧ и ВЧ. Мидбасовая зона в данном случае – это СЧ или средние частоты.

Что значит колонки мидбас. Смотреть фото Что значит колонки мидбас. Смотреть картинку Что значит колонки мидбас. Картинка про Что значит колонки мидбас. Фото Что значит колонки мидбас

Особенности звуковых регистров

Границы частот можно разделить следующим образом:

Но представленная выше информация не может являться точной, так как представляет лишь поверхностное понимание звукового спектра. Чтобы подробнее ознакомиться со звуковым спектром, рекомендуем изучить нижеприведенные данные.

Что значит колонки мидбас. Смотреть фото Что значит колонки мидбас. Смотреть картинку Что значит колонки мидбас. Картинка про Что значит колонки мидбас. Фото Что значит колонки мидбас

Мидбас в заднюю полку

Узнать больше про мидбасовую акустику можно из фото и видео. Читайте также другие полезные статьи, ознакомьтесь с инструкцией по установке акустики своими руками.

Источник

Что такое мидбас – задачи, установка и возможности мягкого баса

Оркестр – тщательно подобранный коллектив, в котором каждый инструмент дополняет оттенок совершенства композиции. За годы здесь сформировались традиции и правила состава и взаимодействия между всеми участниками. Аналогична ситуация и с компонентной аудиосистемой в автомобиле.

Что такое мидбас – только конкретика и факты

Очевидно, что ни один динамик не может в точности воспроизвести все слышимые частоты и, соответственно, каждый динамический громкоговоритель «играет» свой определенный диапазон. Так, например, сабвуфер способен донести до слушателя частоты от 25 Гц и до 60-70 Гц, среднечастотники от 400 Гц, а дальше инициативу уже подхватывают твитеры.

В этой связке для точного раскрытия частот часто не хватает мидбасовых динамиков, потому что именно они занимают нишу воспроизведения звука от 60 до 400Гц важную часть воспроизведения звука. Если сказать просто, без мидбаса музыка теряет несколько октав. Некоторые считают, что купить мидбас не нужно – его легко можно заменить среднечастотником. Но здесь есть серьезные нюансы.

Представьте себе оркестр из которого убрали валторны, виолончели и фаготы. Отсутствие мидбаса – такой же провал в звуке. Кстати, большинство мужских голосов, будь то пение или просто речь также попадают в диапазон средних частот. Если в вашей автоакустике отсутствует мидбас, попросту теряете некоторые из важных тонов в этом диапазоне, и музыка будет восприниматься с ощущением недостатка глубины, теплоты, естественности и сочности звука.

Какой мидбас лучше ставить?

Так куда же устанавливать мидбасовые колонки?

Как правило, мидбасовые динамики ставят в передние двери, но во время инсталляции динамиков не следует забывать об уплотнителях, во избежание дребезжания от резонирующих элементов. Лучше всего устанавливать мидбас в специализированный подиум, а дверь внутри оклеить материалом для шумоизоляции авто.

В любом случае, если вы решили ставить в ваш автомобиль компонентную акустику, если вы любите слушать действительно качественную музыку в поездке, с раскрытием всей теплоты и многогранности звучания, без мидбаса часто не обойтись.

Источник

Разбираем типичные проблемы мидбасового диапазона в «эстрадных» динамиках на примере Edge EDPRO6BP-E8 и Edge EDPRO8BP-E8

Что значит колонки мидбас. Смотреть фото Что значит колонки мидбас. Смотреть картинку Что значит колонки мидбас. Картинка про Что значит колонки мидбас. Фото Что значит колонки мидбас

Обычно я скептически отношусь к выражениям вроде «эстрадные мидбасовые динамики». Ну какой нафиг мидбас, если в подавляющем большинстве случаев «эстрада» – это чистейшие среднечастотники, а при попытке отпустить их играть пониже начинают, пардон, «пускать петуха» или перекрикивать орущими средними частотами всё остальное? Исключения из этого правила крайне редки, но всё же бывают.

ПОЧЕМУ «ЭСТРАДНЫЕ» ДИНАМИКИ ТАК СЛОЖНО ЗАСТАВИТЬ РАБОТАТЬ В МИДБАСОВОМ ДИАПАЗОНЕ?

Мидбас – это самая больная (хотел написать «большая», но с такой опечаткой получилось даже лучше) проблема большинства «эстрадных» систем. Давайте разберём, почему автомобильной «эстраде» так тяжело даётся этот диапазон.

Для начала нужно понимать, что чем ниже частота, тем больший объём воздуха нужно «двигать» динамику для получения одной и той же громкости. Это физика. Сделать это можно только двумя способами – или увеличивать площадь диффузора, или увеличивать его ход.

На самом деле есть и третий способ – поставить динамик в корпус с фазоинвертором, и тогда в мидбасовом диапазоне в работу включится порт. Такое акустическое оформление широко используется, например, в сценических аудиомониторах. Но для машины в большинстве случаев нужно, чтобы динамики играли тупо при установке в двери, мало кто городит для них специальные корпуса. Так что этот вариант в нашем случае, к сожалению, обречён на провал.

Остаётся выбирать что увеличивать – размер диффузора или его ход. Но более крупный динамик имеет и более тяжёлую подвижную систему. Для сабвуферов это ещё нормально, потому что им не нужно забираться высоко по частоте. А вот для НЧ/СЧ динамиков – не очень, потому что они должны уметь работать ещё и на средних частотах, а там диффузор должен двигаться гораздо быстрее.

Первый вывод. Чтобы автомобильный «эстрадный» динамик хоть как-то забирался в мидбасовый диапазон, оставаясь при этом жизнеспособным на средних частотах, он должен иметь, как минимум, достаточный для этого ход диффузора. И главную роль в этом играют совсем не подвесы, а длина намотки звуковой катушки.

Теперь пару слов о параметрах. Точнее – об электрической добротности Qes. С одной стороны, её низкое значение – это хорошо, потому что это означает хороший «держак» динамика, мотор не отпускает диффузор болтаться как известный продукт в проруби.

С другой стороны, чем ниже добротность, тем более пологой получается АЧХ динамика – его отдача в мидбасовой области сильно падает. Что толку, если точный и чёткий мидбас не будет слышно за орущим среднечастотным диапазоном?

Вот тут как раз и нужно бы «подтянуть» отдачу динамика в мидбасовом диапазоне с помощью фазоинвертора. Но мы уже решили, что в машине с этим мало кто будет заморачиваться. А это значит, что низкая Qes для автомобильного «эстрадного» НЧ/СЧ динамика – не такое уж и подходящее решение. По крайней мере, в двухполосных системах, когда от динамика ожидается работа и на мидбасе, и на СЧ одновременно.

Компромисс для двухполосных систем – Qes порядка 0,7. В этом случае при обычной дверной установке и отдача на мидбасе не пострадает, и электрический «держак» у динамика хоть какой-то ещё будет сохраняться.

НА КОНКРЕТНОМ ПРИМЕРЕ

Теперь, собственно, конкретный живой пример, который как раз и стал поводом собрать все эти мысли воедино. Эти динамики я видел ещё на стадии прототипов, но сесть за статью решил уже после того, как они пошли в серию. Как обычно у Edge, они имеют длиннющие многобуквенные индексы EDPRO6BP-E8 (6.5 дюймов) и EDPRO8BP-E8 (8 дюймов).

На деле они оказались редкими представителями «эстрады», которые имеют все признаки универсальных динамиков – могут работать в классических системах в мидбасовом (да-да, они умеют играть мидбас) звене и при желании позволяют жёстко «навалить волюмэ».

Что значит колонки мидбас. Смотреть фото Что значит колонки мидбас. Смотреть картинку Что значит колонки мидбас. Картинка про Что значит колонки мидбас. Фото Что значит колонки мидбас

С виду ничто не выдаёт в них каких-то особенных мидбасовых способностей. Оба динамика имеют диффузоры, почти традиционные для обычной «эстрады» – целлюлоза средней плотности. Ну, может, чуть поплотнее и пожёстче привычного.

Что значит колонки мидбас. Смотреть фото Что значит колонки мидбас. Смотреть картинку Что значит колонки мидбас. Картинка про Что значит колонки мидбас. Фото Что значит колонки мидбас

Что значит колонки мидбас. Смотреть фото Что значит колонки мидбас. Смотреть картинку Что значит колонки мидбас. Картинка про Что значит колонки мидбас. Фото Что значит колонки мидбас

Конусы диффузоров тут глубже, чем обычно принято делать. Это сделано по двум причинам. Во-первых, для жёсткости – при прочих равных глубокие диффузоры меньше «ломает» во время работы динамика. Во-вторых, из-за крупных звуковых катушек. А они здесь имеют просто ломовые размеры – аж целых 2.5 дюйма у 6.5-дюймовой модели и 3 дюйма у 8-дюймовой.

Что значит колонки мидбас. Смотреть фото Что значит колонки мидбас. Смотреть картинку Что значит колонки мидбас. Картинка про Что значит колонки мидбас. Фото Что значит колонки мидбас

Что значит колонки мидбас. Смотреть фото Что значит колонки мидбас. Смотреть картинку Что значит колонки мидбас. Картинка про Что значит колонки мидбас. Фото Что значит колонки мидбас

Узнать точную длину намотки катушек не удалось, но судя по тому, что я подсмотрел через отверстия под фланцем центрирующей шайбы у 6.5-дюймовой модели, линейный ход диффузора составляет что-то около 3 мм в каждую сторону (получается около 6 мм от края до края). Конечно, не сабвуфер, но предпосылки к работе на мидбасе уже вполне достаточные.

Магнитные системы немаленькие: 128 мм для 6.5-дюймового Edge EDPRO6BP-E8 и 155 мм для 8-дюймового Edge EDPRO8BP-E8. Но при столь гигантских (для «эстрадных» НЧ/СЧ динамиков) диаметрах звуковых катушек вряд ли могло быть иначе.

Что значит колонки мидбас. Смотреть фото Что значит колонки мидбас. Смотреть картинку Что значит колонки мидбас. Картинка про Что значит колонки мидбас. Фото Что значит колонки мидбас

Что значит колонки мидбас. Смотреть фото Что значит колонки мидбас. Смотреть картинку Что значит колонки мидбас. Картинка про Что значит колонки мидбас. Фото Что значит колонки мидбас

Похоже, динамик сделан с толком, а не просто как конструктор собран из первых попавшихся и подходящих по размеру элементов. Смотрим и анализируем параметры:

Что значит колонки мидбас. Смотреть фото Что значит колонки мидбас. Смотреть картинку Что значит колонки мидбас. Картинка про Что значит колонки мидбас. Фото Что значит колонки мидбас

Что значит колонки мидбас. Смотреть фото Что значит колонки мидбас. Смотреть картинку Что значит колонки мидбас. Картинка про Что значит колонки мидбас. Фото Что значит колонки мидбас

Измеренные параметры Edge EDPRO6BP-E8:
Fs (собственная резонансная частота) – 78 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 6,2 л
Qms (механическая добротность) – 5,97
Qes (электрическая добротность) – 0,74
Qts (полная добротность) – 0,66
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 16 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 6,0 Тл м
Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,3 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88,1 дБ

Измеренные параметры Edge EDPRO8BP-E8:
Fs (собственная резонансная частота) – 79 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 9,3 л
Qms (механическая добротность) – 8,39
Qes (электрическая добротность) – 0,81
Qts (полная добротность) – 0,73
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 27 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 7,6 Тл м
Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,4 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 89,7 дБ

В конструкции моторов явно присутствует кольцо Фарадея (оно же – короткозамкнутый виток). В прошлых тестах я уже рассказывал о том, для чего оно нужно и как работает, поэтому сейчас скажу коротко – кольцо Фарадея как бы «компенсирует» индуктивность звуковой катушки, и на высоких частотах усилитель начинает «видеть» динамик почти как обычный резистор (обратите внимание на графики чуть выше – с ростом частоты импеданс почти не лезет вверх, как это бывает у обычных динамиков). Как результат – динамик имеет более высокую отдачу на СЧ/ВЧ, да ещё и искажения при этом уменьшаются.

Есть, конечно, и минусы, и один из них – это увеличение электрической добротности (иными словами, ухудшается электрический «держак» мотора). Но если параметры кольца подобраны умело, то его можно использовать как инструмент для коррекции Qes. В нашем случае им подогнали значение добротности как раз к нужной величине, о которой как раз говорил чуть выше.

Оба динамика начинают уверенно работать достаточно низко для «эстрады», и при этом неплохо чувствуют себя наверху. Их можно спокойно использовать в двухполосных системах. Под углом к динамикам АЧХ становится корявой, но при таких глубоких диффузорах этого и следовало ожидать. Впрочем, для «эстрады» работа динамика под углом не столь важна.

Что значит колонки мидбас. Смотреть фото Что значит колонки мидбас. Смотреть картинку Что значит колонки мидбас. Картинка про Что значит колонки мидбас. Фото Что значит колонки мидбас

Что значит колонки мидбас. Смотреть фото Что значит колонки мидбас. Смотреть картинку Что значит колонки мидбас. Картинка про Что значит колонки мидбас. Фото Что значит колонки мидбас

Не скажу, что диффузоры ведут себя идеально при работе динамиков, но откровенной «ломки», как это иногда бывает, удалось избежать. Опять же спасибо их форме и здоровенным колпакам.

Что значит колонки мидбас. Смотреть фото Что значит колонки мидбас. Смотреть картинку Что значит колонки мидбас. Картинка про Что значит колонки мидбас. Фото Что значит колонки мидбас

Что значит колонки мидбас. Смотреть фото Что значит колонки мидбас. Смотреть картинку Что значит колонки мидбас. Картинка про Что значит колонки мидбас. Фото Что значит колонки мидбас

С искажениями на верхнем мидбасе и СЧ дела обстоят типично для «эстрады», но тут самое главное, что гадкая третья гармоника нигде не пытается вылезти на первый план. А вот с повышением частоты отчасти начинает сказываться влияние кольца Фарадея – искажения не просто снижаются, а получаются даже немного ниже, чем обычно приходится видеть в традиционных конструкциях «эстрады».

Что значит колонки мидбас. Смотреть фото Что значит колонки мидбас. Смотреть картинку Что значит колонки мидбас. Картинка про Что значит колонки мидбас. Фото Что значит колонки мидбас

Что значит колонки мидбас. Смотреть фото Что значит колонки мидбас. Смотреть картинку Что значит колонки мидбас. Картинка про Что значит колонки мидбас. Фото Что значит колонки мидбас

КАК СТАВИТЬ И НАСТРАИВАТЬ?

Чтобы не ударяться снова в теорию, вот вам готовый рецепт, как использовать возможности этих динамиков по полной и получить по-настоящему универсальную систему – и для обычного повседнева (наконец-то с нормально звучащим мидбасовым диапазоном), и для «наваливания волюмэ на поляну».

Ставим по два динамика в каждую дверь (неважно, 6.5 или 8 дюймов, главное, чтобы одного размера). Про твитеры не говорю, их выбираем по вкусу, но одной пары для четырёх мидбасовых Edge будет достаточно.

Подбираем 4-канальный усилитель, способный выдать в каждый канал по 200-300 Вт на 2 Ом. Обязательное условие – либо усилитель, либо головное устройство должны иметь фильтры для поканалки (с возможность резать не ниже 7 кГц). Я бы выбрал второй вариант, в таких ГУ обычно ещё и задержки есть.

В каналах НЧ/СЧ подрезаем сигнал сверху на 5-6 кГц (за счёт горба на АЧХ динамики по факту будут доигрывать немного выше). В каналах твитеров подрезаем сигнал снизу на 7-10 кГц – при такой частоте твитеры лучше «срастутся» с динамиками.

В обычном «повседневе», когда вы просто катаетесь на машине, НЧ/СЧ динамики можно спокойно подрезать снизу на 60-80 Гц, на обычной и даже повышенной громкости они будут чувствовать себя нормально. Когда же нужно совсем «сорвать башню» громкостью, перестраиваете фильтр выше – вплоть до 150-200 Гц. Просто следите при этом за ходом диффузора, чтобы он оставался в небольших пределах.

Я уже давно планировал собрать мысли по поводу проблем с мидбасом в «эстрадных» системах, и Edge как-то удачно для этого подвернулись. На самом деле некоторые «эстрадные» динамики вполне умеют играть мидбас, но делают это либо только в фазоинверторном оформлении (что для машины не слишком удобно), либо только в составе трёхполосных систем.

Здесь же получается исключение из правила – мы можем ставить динамики в двери, нам не нужны дополнительные среднечастотники, и при этом мы не получаем типичную «мидбасовую дырку» между СЧ динамиками (которые не умеют играть низко) и сабвуфером (который слишком тяжёл, чтобы дотягивать до СЧ).

В общем, если вы не готовы к «бразильским стенам» или к увешиванию орущими динамиками всех калиток до отказа, а хотите получить просто очень громкую универсальную систему, эти модели динамиков очень даже достойны внимания. Несмотря на свою «эстрадную» сущность и способность переваривать дикую мощность (с такими-то катушками), они могут нормально работать и в классических системах тоже.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *