Что значит колледж при вузе
Хорошие колледжи при вузах
Сейчас отношение к среднему профессиональному образованию меняется. Его перестают воспринимать как нечто второсортное. Колледж — это полноценное учебное заведение, которое дает возможность получить востребованную профессию и начать строить карьеру раньше своих сверстников. А если это ещё и колледж при вузе…
Кому стоит уходить в колледж после 9 класса?
Формат колледжа подходит тем, кто к 9 классу определился с профессией или желаемой сферой деятельности и хочет получить более прикладное образование. Колледж позволяет применять свои знания сразу на в рамках студенческих практик. Кроме того, колледж подходит и тем, у кого есть необходимость в том, чтобы начать работать как можно раньше.
Какие есть преимущества у колледжа при вузе?
При поступлении в колледж при вузе у студентов есть некоторые бонусные условия:
Список колледжей при вузах в Москве и не только
Список колледжей при вузах по специализациям
Для удобства мы выбрали популярные специализации в СПО и распределили колледжи при вузах на соответствующие группы.
Дизайн
Экономика и право
Медицина
Педагогика
Политехнические
Транспорт
Мы выбрали всего несколько самых популярных направлений колледжей при российских вузах. Конечно, их гораздо больше. Все колледжи можно посмотреть в разделе «Колледжи» на нашем сайте.
Колледжи при вузах
Тамара Коновалова
Есть несколько возможностей поступить в престижный вуз: получить высокие баллы по ЕГЭ, участвовать в олимпиадах или программе целевого образования. Для тех школьников, которые определились с выбором профессии уже в 9 классе, есть возможность поступить сначала в колледжи при вузах, а потом в вуз.
Поступление в колледжи при вузах необязательно подразумевает дальнейшее поступление в вуз. Выпускник колледжа получает профессию в течение трех лет и может начать работать. Многие решают продолжить образование и поступить после колледжа в вуз, в этом случае колледжи при вузах – идеальный вариант. При условии, что выпускник выбирает ту же специализацию, по которой учился в колледже при вузе, чтобы поступить в вуз, ему не придется сдавать ЕГЭ. Срок образования в вузе при этом сокращен до 2,5-3,5 лет.
В Москве, например, около 30 колледжей при вузах. Это колледжи при МЭСИ, МИФИ, колледж юридического факультета МГПУ, социальный при РГСУ и др. При СПбГУ есть колледж физкультуры и спорта, экономики и технологии.
Поступить после колледжа в соответствующий вуз не составляет труда при условии прилежной учебы в колледже, хотя учеба в колледже при вузе и не дает 100-процентной гарантии поступления. Получение высшего образования после колледжа — органичное продолжение образовательной программы.
Учеба в колледже при вузе не обязывает студента поступать в этот вуз, выпускник колледжа может выбрать другой вуз и поступить на ту же специальность, по которой заканчивал ссуз на общих основаниях.
Колледж при университете: что это и что дальше?
Содержание
Абитуриент ещё в 8-9 классе должен решить, будет ли он поступать в колледж, или продолжит обучение до 11 класса включительно. В техникум можно идти на базе 9 или 11 классов, но с небольшой оговоркой. Так как существуют специализированные учреждения, студенты могут сразу после колледжа попасть в ВУЗ, при котором функционирует колледж. Преимущество в том, что абитуриент может поступить сразу на 2 или 3 курс, что выгодно по оплате и экономии времени.
Кому нужен колледж после 9 класса?
Поскольку дети ещё не всегда могут принять правильное решение относительно своего будущего, родителям стоит прислушаться к их пожеланиям и дать рекомендации на предмет выбора учреждения. Если до 9 класса ученик занимается усердно, он – отличник, то смысла уходить в колледж после 9 класса нет. Троечники, которые учатся в углублённых классах по предметам, изучают профильные науки, им, конечно же, сложно будет достичь высоких оценок в старшей школе. Нередко бывает и так, что родители понимают и переживают за ЕГЭ. Не сдавать его – прямая дорога в никуда, а сдать плохо – получить справку или аттестат низкого качества.
В обоих случаях можно рассмотреть вариант поступления в колледж или техникум:
Выбирая специализацию, которой нет в ВУЗе, нужно понимать, что продолжение обучения по этой специальности невозможно. Придётся поступать или на смежную область, либо и вовсе получать второе образование в совершенно другой стезе. Но есть и другой выбор: колледж, функционирующий на базе университета. ВУЗ нередко предлагает абитуриентам возможность поступить сначала в колледж, если студент чувствует, что не вытянет программу.
Чтобы поступить в ВУЗ наверняка на желаемую специальность, нужно учитывать личные возможности. Конкурс аттестата проводится среди всех абитуриентов. Если ученик понимает, что ему не попасть в университет, лучше обратиться в колледж, который работает при институте, и может предложить смежные направления и программы подготовки.
Этапы поступления в колледж при ВУЗе
Обычный техникум или колледж при университете – единые учебные учреждения, которые представляют право ученикам после школы или 9 класса поступить и обрести профессию, диплом СПО. На базе диплома абитуриент может подать документы в ВУЗ, при котором учиться в колледже. Поступление в техникум возможно на базе аттестата за 9/11 классы:
Важно! Результаты ОГЭ могут влиять только на выведение общих оценок в аттестате за 9 класс. ЕГЭ влияет на все оценки независимо от того, получены ли они на экзамене или же сданы по иным школьным предметам.
Единственным преимуществом, которым обладает колледж, это возможность подавать документы в неограниченное число заведений. Где-то повезёт, и абитуриент будет зачислен на бюджет. При выборе СПО нужно обращать внимание и на предоставленные программы обучения, и на руководство, и на последующее трудоустройство, так как многие СПО дают рекомендации выпускникам, особенно тем, кто идёт работать по профессии.
Интересно! Если ученик в первый год обучения в колледже оканчивает его без троек, можно перевестись на бюджет при условии сохранения успеваемости.
Что делать после колледжа?
Окончив колледж при университете, Россия и ее законодательная база в сфере образования позволяет продолжить обучение в ВУЗе по той же специальности. Основное преимущество перед старшей школой – университетская программа, где изучаются похожие темы и предметы. После окончания техникума абитуриент может сдать ЕГЭ, чтобы поступить в ВУЗ. То же самое можно сделать, отучившись 2 года там, как вместо 10 и 11 классов.
Студенты колледжей при университетах имеют ряд преимуществ:
Студенты могут попасть и на заочное отделение колледжа. Учиться придётся дольше, самостоятельности прибавится, но стоимость обучения гораздо ниже. Это выгодно, если абитуриент не рассчитывал попасть в платное отделение. На бюджет довольно сложно попасть, и отбор довольно жёсткий, как в ВУЗе.
Как поступить в ВУЗ с дипломом СПО?
После окончания колледжа студенты могут выбрать диаметрально противоположную специальность, либо продолжить обучение по тому же направлению. До 2015 года Минобрнауки, согласно приказу №1147, выпускники колледжей пользовались преимуществами. Им было позволено поступать на основании собеседования, не сдавая ЕГЭ и не проходя конкурс аттестатов и дипломов. На более сложные профессии ВУЗ отбирал выпускников техникумов на базе тестирований (ИЗО и физические данные) в зависимости от направления программы.
Сейчас эти послабления отменили из-за того, что к 2020 году многие выпускники ССУЗов не работают по специальности, а продолжают обучение в университетах. Небольшой % студентов может устроиться на работу без высшего образования даже на базе первой профессии. К тому же, получение диплома СПО не даёт шансов на карьерный рост, многие вынуждены получать смежные профессии, квалификации и повышать уровень знаний. Среднее образование не является полноценным во многих сферах деятельности.
Поступать в ВУЗ можно на базе ЕГЭ, а также сдавая вступительные экзамены. Зависит это от ВУЗа – он решает, где и когда, что и кому сдавать. Первое намного сложнее, так как внутривузовские экзамены довольно примитивны составлены по профильным предметам по сравнению с 11-летней базой знаний. Также с 2016 года все абитуриенты могут поступать на первый курс. Это касается выпускников школ и колледжей. Потом, если хорошо учиться, можно на базе СПО перейти на 3 или 4 курс, а также на бюджет.
Институты принимают всех, но для владельцев СПО есть отдельные негласные правила:
Для сокращения программы обучения проводятся дополнительные экзамены. На базе тестирования выявляются самые сильные студенты, которым позволительно заочно учиться без трудоустройства, либо перейти через год обучения в следующий поток групп. В МЭИ выпускники колледжа могут учиться 3 года тогда, как для «чужих» срок образования увеличивается до 5 лет. Есть практика «занятий выходного дня», когда студенты не могут совмещать работу с учёбой, а также вынуждены уезжать в командировки.
Россия позиционирует образовательные ступени «школа – колледж – ВУЗ», как наиболее сильную, и зачастую колледж принимается за первую ступень обучения по программе бакалавриат. Выпускникам легче освоить профессию, зная азы профильных дисциплин, пройдя уже практику и имея реальный опыт в конкретной сфере.
Колледжи при вузах
1. Московский финансовый колледж Финансового университета при Правительстве РФ
Поступить в колледж так же сложно, как и в сам Финуниверситет. Выпускников 9 класса ожидает серьезный конкурс, один из самых высоких среди всех колледжей Москвы. На специальность «Финансы» необходим средний балл аттестата 5,0, на специальность «Экономика и бухгалтерский учет» — 4,67. Особенность колледжа — подготовка бухгалтеров и специалистов по налогам для бюджетной сферы. Среди его выпускников — сотрудники финансово-казначейских окружных управлений, руководители районных инспекций Федеральной налоговой службы и структурных подразделений Минфина РФ. Все студенты изучают деловой английский язык по расширенной программе. После окончания колледжа большинство выпускников получают диплом бакалавра экономики в Финансовом университете на бюджетном отделении.
2. Московский промышленно-экономический колледж Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова
Колледж одного из ведущих экономических университетов приглашает выпускников 9 и 11 классов, в том числе на экономические и финансовые направления. Колледж сотрудничает со Сбербанком, Федеральной налоговой инспекцией Москвы, аудиторскими компаниями, «Альфа-Банком». Выпускники специальностей «Экономика и бухгалтерский учет» и «Банковское дело» могут претендовать на позиции операциониста банка, младшего бухгалтера, помощника экономиста, помощника налогового инспектора. На специальности «Земельно-имущественные отношения» здесь готовят специалистов по оценке земли и имущества, учету недвижимости, аналитиков в области недвижимости и имущества. Студенты проходят практику в Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом Москвы (Росимущество), в БТИ Москвы.
В колледже работают спортсекции волейбола, баскетбола, настольного тенниса и футбола, а также тренажерный зал. Ежегодно проводятся соревнования на первенство колледжа по легкоатлетическому кроссу, мини-футболу, волейболу, баскетболу, общефизической подготовке, настольному теннису и шахматам.
3. Колледж телекоммуникаций Московского технического университета связи и информатики
Колледж ведущего отраслевого университета готовит специалистов по телекоммуникациям и связи. Выпускники 9 класса поступают сюда на очное отделение и учатся бесплатно, для выпускников 11 классов открыты платные и бесплатные заочные программы. В распоряжении студентов — современные электронные системы коммутации, цифрового телевидения и спутниковых систем передачи данных. Среди партнеров колледжа — «Минсвязь», телецентр «Останкино», «Ростелеком», «ТВ-Центр» и ВГТРК, где студенты проходят практику и куда затем устраиваются на работу.
4. Колледж Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина
РГУ им. Косыгина — ведущий российский вуз по подготовке модельеров-конструкторов и дизайнеров одежды. Университетский колледж предлагает абитуриентам выбрать одно из нескольких профильных направлений. Правда учиться бесплатно можно лишь на специальности «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий», здесь открыто 15 бюджетных мест, для поступления нужно сдать экзамен по рисунку.
Программа обучения в колледже не уступает программам на первых курсах вуза. Большое внимание уделяется отработке художественных навыков — рисунку, живописи, инженерной графике. В рамках дисциплин профессионального цикла студенты изучают историю стилей в костюме, конструирование одежды, основы обработки изделий, оборудование швейного производства. Также здесь можно получить другие творческие профессии, в том числе профессии стилиста, визажиста и специалиста по рекламе.
5. Колледж приборостроения и информационных технологий МИРЭА — Российского технологического университета
Один из ведущих технических колледжей, где готовят программистов, системотехников, специалистов по инфокоммуникационным технологиям и информационной безопасности. Принадлежность колледжа к профильному IT-вузу дает еще больше преимуществ его выпускникам, поэтому поступить сюда очень непросто. На 1 курс принимают только выпускников 9 классов, для них открыто 170 бюджетных мест. Колледж сотрудничает с заводами «Салют», «Пульсар», «Сапфир» и другими высокотехнологичными компаниями, где студенты проходят практику и куда устраиваются на работу по окончании обучения.
6. Московский государственный институт туризма им. Сенкевича
Выпускники 9 и 11 классов могут поступить в МГИИТ им. Сенкевича на программы среднего профессионального образования. Для абитуриентов открыто 60 бюджетных мест. Будущие менеджеры отелей учатся по углубленной программе «Организация и управление гостиничными комплексами», менеджеры по туризму — по углубленной программе «Организация международного туризма». Студенты изучают географию туризма и регионоведение России, технологию продаж и продвижения турпродукта, международный туризм и туристское страноведение, гостиничный менеджмент. Программа включает изучение двух языков — обязательного английского и второго языка по выбору. Это может быть французский, немецкий, итальянский, испанский или японский. Практика проходит в гостиницах «Президент-отель», Marriott, Swissotel «Красные холмы», Ritz-Carlton и Baltschug Kempinski. Всего с институтом сотрудничают 60 гостиниц и ресторанов, а также 80 туристических компаний Москвы.
7. Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина
В ведущий юридический вуз России поступить можно уже после 9 класса, на программу среднего профессионального образования. Здесь открыто 25 бюджетных и 100 платных мест. Конкурс на бюджетное отделение составляет около трех человек на место и проводится по среднему баллу аттестата. Помимо общеобразовательных и специальных дисциплин, студенты углубленно изучают иностранный язык по программе «Английский для юристов». Практика проходит в Департаменте социальной защиты населения Москвы, в отделениях Пенсионного фонда РФ и районных управлениях соцзащиты населения. Выпускники могут продолжить обучение в МГЮА и получить степень бакалавра юриспруденции по ускоренной программе.
8. Московский колледж железнодорожного транспорта Российского университета транспорта
Колледж готовит техников-механиков, строителей, логистов и специалистов по информационным технологиям для работы на железнодорожном транспорте. Выпускникам гарантируется трудоустройство на предприятия Московской и Октябрьской железных дорог. Здесь насыщенная студенческая жизнь, много возможностей для путешествий по России. Поскольку колледж относится к системе учебных заведений РЖД, студенты постоянно принимают участие в играх КВН и спортивных мероприятиях, которые проводятся в железнодорожных колледжах по всей России.
9. Колледж Российского нового университета
Один из ведущих колледжей, который готовит специалистов для туристического и гостиничного бизнеса. Студенты проходят практику в компаниях «Горячие туры» и «Глобал-тур», в Российской ассоциации социального туризма, в гостиницах «Космос» и «Измайлово». Есть возможность поехать на зарубежные стажировки в страны Европы и поучаствовать в международных туристических выставках. Учебный план предусматривает практические занятия в гостиницах и туристических компаниях Москвы и Золотого кольца.
В колледже работает британская программа по специальности «Туризм», созданная в сотрудничестве с Walsall College. Курс обучения рассчитан на три года и предусматривает углубленное изучение английского: на 1 курсе — по восемь часов в неделю, затем — по шесть часов в неделю. На 2 и 3 курсах ряд программ преподаются на английском языке: «Индустрия гостеприимства», «Финансы в индустрии гостеприимства», «Организация питания», «Организация размещения», «Менеджмент туризма» и «Туристские маршруты». Итоговую аттестацию по всем дисциплинам проводят экзаменаторы Walsall College. Выпускники получают два документа — российский диплом о среднем профессиональном образовании и британский сертификат по программе Hospitality Management.
Научно-
образовательный
портал IQ
Путь в вуз через колледж действует как социальный лифт
Система учреждений среднего профессионального образования (СПО) стала каналом социальной мобильности, который приносит семьям с ограниченными ресурсами неплохие выгоды при низких рисках, рассказали заведующий научно-учебной лабораторией «Социология образования и науки» (НУЛ СОН) Высшей школы экономики Даниил Александров, заместитель заведующего НУЛ Светлана Савельева и младший научный сотрудник этой лаборатории Ксения Тенишева. Они изучили образовательные треки, которые выбирают для детей семьи с разным социально-экономическим статусом (СЭС), и отметили межтрековые маневры, которые характерны для небогатых родителей промежуточной группы – тех, кто находится между полюсами «низкоквалифицированные рабочие» и «высококвалифицированные профессионалы».
Обеспеченные родители с высоким уровнем образования обычно считают, что их дети поступят в университет сразу после окончания школы, а семьи из низших слоев общества нередко даже не надеются на то, что их дети попадут в вуз. Семьи же промежуточной группы идут «в обход». Если ребенок не проявляет особого рвения к учебе, но родители хотели бы для него более престижной профессии и более высокого социально-экономического статуса, чем у них самих, они отдают наследника в колледж при вузе. Вступительные экзамены в этот университет для него будут проще, чем обычные ЕГЭ. И даже провал на экзаменах не будет выглядеть драмой: у выпускника колледжа уже есть профессия, с которой он может выйти на рынок труда и обеспечивать себя и свою семью, отметили Александров, Савельева и Тенишева в статье «Мобильность без рисков: образовательный путь в университет через колледж», опубликованной в журнале ВШЭ «Вопросы образования» №3 за 2015 год. Такая стратегия оказывается популярной. Примерно половина девятиклассников, планирующих поступить в колледж, задумываются о получении высшего образования.
Статья опирается на данные, собранные НУЛ СОН. «Математика» проекта включила опросы 7500 учащихся из 100 школ Санкт-Петербурга и 4000 учащихся из 50 школ Московской области относительно образовательных траекторий детей и СЭС их родителей; 80 интервью с учениками девятого класса сельской школы в Ленинградской области, 30 интервью с работниками школ и руководителями колледжей Санкт-Петербурга и ряд других данных.
Колледжи могут повышать уровень жизни выпускников
«Избегание рисков», подстраховка – так ряд исследователей определяют стратегию получения высшего образования с помощью СПО. Однако на практике это нечто большее – социальный лифт, выяснили Александров, Савельева и Тенишева. Если в Германии колледжи обеспечивают статусное воспроизводство (дети наследуют социально-экономическое положение родителей), то в России и США они представляют собой канал восходящей социальной мобильности, которая позволяет человеку повысить социальный статус и уровень жизни относительно исходного.
И родители, и дети осознают такую роль колледжей – об этом говорят образовательные треки, выбранные учениками. Данные НУЛ СОН, полученные в 2010 году, свидетельствуют, что около половины девятиклассников рассматривали вариант поступления в колледж после девятого или одиннадцатого класса: 48,6% в Петербурге и 51,3% в Московской области (это более высокие цифры, чем по стране в целом, что объясняется высоким уровнем развития этих агломераций, более выгодным СЭС семей и пр.). Доля ребят, обдумывающих поступление в вуз после колледжа (от числа всех, кто намерен поступать в учреждения СПО), достигает в Петербурге 30%, а в Москве – почти 35%.
Данные 2014 года говорят о том, что траектория «университет через колледж» по-прежнему популярна. 43% учащихся колледжей северной столицы рассматривают в качестве опции дальнейшее обучение в вузе.
Колледжи предложили молодежи преимущества
Введение одиннадцатилетнего обязательного обучения (либо 11 классов школы, либо среднее профессиональное образование, СПО), малочисленность старшеклассников (это дети 1990-х – периода демографического спада) и введение в школах подушевого финансирования (объем государственного субсидирования стал зависеть от числа учащихся) привели к тому, что школы и колледжи стали конкурировать за учеников. Приток абитуриентов в колледжи, казалось бы, должен был резко сократиться. Однако сработал фактор ЕГЭ, поэтому после девятого класса школу стали покидать те, кто опасался провалить экзамены и не получить аттестат о полном среднем образовании.
В итоге сложился немалый поток выпускников школ в колледжи, а оттуда – в вузы. Популярные колледжи стали массово поставлять абитуриентов в университеты города, пишут исследователи: «Доля выпускников некоторых колледжей Санкт-Петербурга, поступающих в университеты, превышает 80%».
Колледжи при вузах облегчают путь в высшую школу
Повышение спроса на СПО сопровождалось реорганизацией колледжей. Часть из них по-прежнему не сотрудничала с вузами (а значит, их выпускники не получали «вступительных» преимуществ по сравнению с другими абитуриентами институтов). Другие заключили контракты с высшей школой, третьи просто вошли в состав университетов.
Колледжи второй группы позволяют молодежи не только сохранить, но и повысить статус. Их выпускникам, чтобы попасть в партнерский вуз, нередко разрешается сдавать только один экзамен не в формате единых экзаменов либо ЕГЭ в щадящем режиме, что сильно облегчает доступ к высшему образованию.
Учреждения СПО третьей группы предлагают самый простой и прямой путь повышения статуса. Такие колледжи оказываются ступенью в непрерывном образовании, встроенной в высшую школу (они могут быть даже особыми факультетами университетов; в них преподают вузовские профессора). Если выпускник такого колледжа хочет продолжить образование по профилю, ему не надо сдавать ЕГЭ, – достаточно пройти тестирование в университете по основным предметам. Основная масса студентов колледжей, инкорпорированных в вузы, нацелена на получение высшего образования.
Факультеты СПО есть и в обычных вузах, и в престижных – например, в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете, в Санкт-Петербургском национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики.
Таким образом, схема «в вуз через колледж» являет собой официальный путь к высшему образованию с низкими рисками и дополнительной гарантией в виде диплома о среднем специальном образовании, подчеркнули эксперты.
Выбор траектории зависит от социального бэкграунда семьи
Восприятие образовательных треков во многом связано с СЭС семьи, ее культурным капиталом и инфраструктурными условиями (одно дело – город с разветвленной образовательной системой, другое дело – село, где выбор учебных заведений ограничен).
Тактику поступления в университет через колледж выбирают семьи с небольшими ресурсами. Их социально-профессиональный статус выше, чем у семей школьников, которые стремятся получить профессиональное образование в училище или колледже и выйти на рынок труда, но значимо ниже, чем у семей, выходцы из которых идут в вуз сразу после школы.
Трек «школа – вуз» более характерен для высокостатусных семей. Они в состоянии оплачивать дополнительную подготовку детей к поступлению в университет и к тому же должны поддерживать свой статус, чему не способствует поступление ребенка в колледж и будущее «синего воротничка».
Небогатым семьям траектория «высшее образование через СПО» подходит не только тем, что повышает статус их детей, но и тем, что во время учебы студентам вуза, уже имеющим профессию, проще найти работу.
При этом уровень образования матери серьезно влияет на выбор траектории учащегося. Подростки, чьи матери имеют среднее профессиональное образование, чаще других выбирают поступление в университет после колледжа. Здесь сказывается и факт знакомства с системой высшего образования. Такие родители обычно недостаточно знают о ней, им сложнее помочь детям в подготовке к поступлению и труднее оценить шансы ребенка на успешную учебу. В то же время, и школьные оценки наследников (обычно средние) не позволяют родителям надеяться на моментальное поступление ребенка в вуз.
В такой ситуации у деревенских жителей больше ограничений. Они либо соглашаются с единственной образовательной возможностью, существующей в районе, либо ищут альтернативу в соседних районах и мегаполисе. Но издержки и риски в этом случае велики, многие семьи боятся отпускать 15-летних подростков в большой город с его соблазнами.
В гендерном разрезе ситуация такова: юноши больше склонны выбирать СПО, девушки – старшую школу и высшее образование. Девушки учатся лучше и более уверены в своих шансах на поступление в вуз. К тому же колледжи предлагают больше «мужских» специальностей.
Целью остается качественное образование
Многие семьи предпочитают траекторию «в университет через колледж» поступлению сразу после школы, но в вуз низкого качества. Авторы статьи считают такой выбор свидетельством того, что эти семьи «реально нацелены на повышение своего статуса»: они готовы более сложным путем идти в более престижный университет, пусть и не лучший в городе. «Скорее всего, они заинтересованы не только в уровне, но и в качестве образования», – резюмируют Александров, Савельева и Тенишева.