Что значит когда мы говорим что человек с исключенным ребенком
Глава 6. Структурная патология
До сих пор мы предполагали, что всегда можно четко отличить содержание одного эго-состояния от другого. Мы также считали, что при желании люди могут менять свое эго-состояние. Однако, что происходит, если два эго-состояния смешаны друг с другом? Или когда человек не может войти или выйти из какого-то эго-состояния? Эрик Берн назвал эти две проблемы контаминацией и исключением (включением). Оба эти явления имеют общее название — структурная патология.
Контаминация.Иногда я могу принять содержание эго-состояния моего Ребенка или Родителя за содержание Взрослого. В этом случае считается, что мой Взрослый контаминирован. Происходит как будто бы вторжение одного эго-состояния в границы другого. На диаграмме эго-состояний мы обозначаем это закрашиванием накладывающихся друг на друга участков кружков. Эти закрашенные участки означают контаминацию.
На рис. 6.1а показано содержание Родителя, вторгнувшееся во Взрослого — контаминация Родителем. На рис. 6.1б — контаминация Ребенком, а на рис. 6.1в — двойная контаминация, при которой Родитель и Ребенок накладываются на Взрослого.
Рис. 6.1. Контаминация
Контаминация Родителем происходит тогда, когда я ошибочно принимаю Родительские девизы за реальность Взрослого. Когда они принимаются за реальные факты, Берн называл их предрассудками. Например: «Все шотландцы злые»; «Черномазые — лентяи»; «Белые — эксплуататоры»; «Мир ужасен»; «Людям нельзя доверять»; «Если сначала у тебя что-то не получается, пытайся еще и еще». Если я считаю, что подобные высказывания являются отражением реальности, то я контаминирован.
Когда человек говорит о себе, употребляя безличные предложения, вместо того чтобы говорить «я», то, скорее всего, содержание его речи будет контаминировано Родителем. Например, Мейдж рассказывает о своей жизни: «Нужно делать то, что говорят, и не показывать людям свои чувства». Существует вероятность, что Мейдж обучилась этим двум девизам у своих родителей. Очевидно, они также полагали, что эти высказывания являются отражением реальности.
Контаминация Ребенком. При контаминации Ребенком я затуманиваю мое взрослое мышление заблуждениями (детскими представлениями). Это фантазии, принимаемые за реальную действительность. Возможно, уходя с вечеринки, я слышу, что люди начинают смеяться. Я говорю себе: «Они смеются надо мной!» В этот момент проигрываю случай из раннего детства, когда, не задумываясь, решил: «Я хуже других. Но никто мне об этом не скажет». Я не осознаю, что это контаминация, и ошибочно принимаю эту детскую ситуацию за реальную действительность. Если бы я захотел, то мог бы вернуться в комнату и убедиться, на самом ли деле гости смеются надо мной. Если бы они честно сказали нет, то я бы вышел из контаминации, отделив мою Взрослую оценку данной ситуации от старых представлений о мире моего Ребенка. Я, вероятно, убедился бы, что люди в комнате смеются над анекдотом, который не имеет ко мне никакого отношения. Предположим даже, что они смеялись надо мной. Я вышел бы из контаминации, осознав следующее: «Ну и что? Если они хотят смеяться надо мной, это их дело. Я все равно ОК». Однако в тот день я, возможно, был не готов выйти из контаминации Ребенком. В этом случае, когда шутники сказали мне: «Мы смеялись не над тобой», я мог подумать: «Они лгут, чтобы не портить со мной отношения».
Двойная контаминация бывает в том случае, когда человек проигрывает какой-то Родительский девиз, соглашается с ним, веря как Ребенок, и ошибочно воспринимает его за действительность. Например:
(Р) «Людям нельзя доверять», в сочетании с:
(Д) «Я никому никогда не верю». Или:
(Р) «Детей нужно видеть, но не слышать», в сочетании с:
(Д) «Чтобы нормально жить, я должен молчать».
Некоторые современные авторы ТА считают все контаминации двойными. Для них содержание двойной контаминации состоит из всех старых, искаженных убеждений, которые человек имеет о себе, других людях и о мире. В ТА они получили название сценарных убеждений.
Упражнение. Возьмите лист бумаги и озаглавьте его: «Я человек, который. ». Затем за две минуты напишите все возможные способы закончить это предложение. После этого расслабьтесь и в течение некоторого времени осматривайте комнату, в которой вы находитесь. Для того, чтобы помочь себе «войти» во Взрослого, сядьте на стуле прямо. Ногами упритесь в пол. Посмотрите, что вы написали. Каждый вариант законченного предложения проверьте на то, является ли он отражением реальной действительности или контаминацией Ребенком. Если вы решите, что какие-то варианты исходят из контаминации Ребенком, подумайте, какова реальная действительность. Выделите контаминированные Ребенком слова и употребите слова Взрослого. Например, если вы написали: «Я человек, который не умеет ладить с людьми», то это предложение можно переделать и так: «Я разумный и дружелюбный человек и вполне способен ладить с людьми». Измените подобным образом все контаминированные Ребенком варианты.
А теперь возьмите другой лист бумаги. За две минуты напишите все девизы и убеждения, которые вы слышали от своих родителей или парентальных фигур. Как и раньше, «включите» Взрослого. Посмотрите ваш список Родительских девизов и убеждений. Отметьте, какие варианты отражают реальность, а какие контаминированы Родителем. Если вы решите, что некоторые варианты нуждаются в изменении в соответствии со взрослой реальностью, вычеркните их и замените на новые. Например, вы могли вычеркнуть: «Если у тебя сначала что-то не получается, пытайся еще и еще» и написать вместо этого: «Если у тебя сначала что-то не получается, измени то, что ты делаешь так, чтобы получилось». Это упражнение можно делать в часы отдыха.
Исключение. Берн считал, что иногда человек «выключает» одно или более из своих эго-состояний, и назвал этот процесс исключением.
На рис. 6.2. показаны три возможных случая исключения одного из эго-состояний. На диаграммах исключенное эго-состояние обозначено крестом и линией, отделяющей его от соседнего кружка.
Люди, которые исключили Родителя, не будут действовать в соответствии с готовыми жизненными принципами. Вместо этого они в каждой ситуации заново создают для себя собственные принципы. Они прекрасно используют интуицию Маленького профессора для оценки того, что происходит вокруг них. Эти люди — заправилы и воротилы: ведущие политики, преуспевающие бизнесмены.
При исключении Взрослого я «выключаю» свою взрослую способность к апробированию действительности. Вместо этого слышу лишь внутренний диалог Родитель-Ребенок. В результате мои действия, чувства и мысли будут отражать их постоянную борьбу. Из-за того, что я не использую ресурсы Взрослого к тестированию реальности, мои мысли и поступки могут казаться даже странными, при этом существует вероятность того, что мне могут поставить диагноз психически больного.
При исключении Ребенка мы «выключаем» воспоминания детства. На вопрос: «Какое у тебя было детство?», такие люди ответят: «Я не знаю. Я ничего об этом не помню». Когда мы, будучи взрослыми, выражаем свои чувства, то часто находимся в эго-состояний Ребенка. Поэтому человека с исключенным Ребенком часто называют холодным или бесчувственным.
Если исключены два из трех эго-состояний, то действующее эго-состояние называют константным или исключающим. На диаграмме оно обозначается более жирным кругом. На рис. 6.3. показаны три возможных случая.
Рис. 6.3. Константные (исключающие) эго-состояния
Человек с константным Родителем будет жить только по родительским принципам. На вопрос: «Как по вашему мнению можно осуществить этот план?», он ответит: «Я думаю, что это хороший план. Выполняйте его, вот и все». На вопрос: «Как вы себя чувствуете?», он ответит: «В такие времена надо сохранять спокойствие, не так ли?».
Согласно Берну, человек с константным Взрослым «не способен испытывать удовольствие». Вместо этого он «только и делает, что планирует, собирает и обрабатывает информацию».
Человек в константном Ребенке будет всегда действовать, думать и чувствовать, как будто бы он еще находится в детстве. При встрече с какой-нибудь проблемой чувства этого человека усиливаются и «выключают» как Взрослое тестирование реальности, так и Родительские принципы. Такого человека другие люди будут рассматривать как незрелого или истеричного.
Исключение не бывает тотальным, напротив, оно будет зависеть от конкретной ситуации. Например, когда мы говорим о человеке с исключенным Ребенком, то имеем в виду тот факт, что он редко бывает в эго-состоянии Ребенка. Люди не могут жить без каких-то элементов эго-состояния Ребенка. Без элементов Взрослого они не могут действовать вне организаций, а без элементов Родителя не могут хорошо жить в обществе.
Что значит когда мы говорим что человек с исключенным ребенком
КТО ТАКИЕ «ИСКЛЮЧЕННЫЕ ИЗ РОДА»
Светлана | Дата: Понедельник, 04.09.2017, 19:00 | Сообщение # 1 | |
КТО ТАКИЕ «ИСКЛЮЧЕННЫЕ ИЗ РОДА» Что подразумевается под исключенными из рода? Это люди, которые в результате каких-то трагических событий несут на себе негативную оценку членов семьи. Я говорю в настоящем времени «несут», поскольку это продолжается из поколения в поколение, пока это не будет исправлено. Эта негативная информация передается, но не осознается. А этой фигуре для обретения покоя нужна реабилитация имени или «прощение», если осуждение было «за дело». Слово прощение беру в кавычки, поскольку оно понятно в описании процесса, но не совсем корректно, поскольку прощать предков у нас нет такого права. Они выше нас с родовой иерархии. И вместо прощения мы должны вернуть им наше уважение, что бы они не натворили. Такая неспокойная душа может проявлять себя в разных семейных симптомах: от загадочных или тяжёлых заболеваний до дублирования (повторения) типовых ситуаций, в которой пострадала так фигура, тот предок. Цель души — заявить о себе, чтобы ситуация была исправлена. Призрак ходит по замку до тех пор, пока его история не будет разгадана. Абортированные дети всегда получаются исключены из рода — их надо признавать своими детьми — это важный процесс для материнства. Иногда психологические причины бесплодия (если врачи не видят физиологической невозможности иметь детей) как раз связаны с такими исключениями из рода. При исправлении этой «несправедливости» больше шансов родить здоровое потомство. Часто бывает, что уже невозможно достоверно выяснить, что за «призрак» всплыл в расстановке, поскольку участников события уже может не быть в живых. Обычно бывает понятно только по линии отца эта история или по линии матери. Но исправить историю можно. Такие «призраки в шкафу» обычно в народе называют родовыми проклятиями. автор Елена Канатчикова | ||
Светлана | Дата: Понедельник, 04.09.2017, 19:16 | Сообщение # 2 |
Чем может обернуться изгнание из рода? Моё место в роду — это та самая опора, позволяющая мне чувствовать себя частью целого. Чувствовать себя той частью, без которой род не будет полным. Понять, какое место в роду — моё — это то, чего мне не хватало на протяжении нескольких лет. Последствия прошлого сегодняПоследние несколько лет меня не покидало ощущение, что я — оторванная часть от чего-то большого. Это ощущение оторванности сопровождало меня в любом коллективе, где бы я ни оказалась. Всегда легко могла почувствовать себя отдельно от дружного сообщества коллег.Перебирая в памяти коллективы, в которые я была включена за годы своей жизни, не могла понять: почему всегда так происходит? И лишь недавно, обратив внимание на семью, в которой я выросла, а затем и на свой род, я поняла, что никогда не чувствовала себя частью рода. Белой вороной — да, а частью рода — нет.Не обходилось без наблюдений друзей семьи, с детства твердивших, что «старшая дочь и сынок сразу видно, что папины, а эта вообще как не из вашей семьи». Годам к тридцати я настолько обросла чужими шаблонами, что несколько раз ловила себя на мысли, что я приёмный ребёнок в семье. А узнав, что моя группа крови отличается от маминой и папиной, практически запаниковала. Мне выпал уникальный шанс узнать свой род самостоятельно: на втором курсе Института Реинкарнационики мы занимались проработкой родовых программ. Я воспользовалась возможностью самостоятельно увидеть, что именно происходило в жизни предков, почему это происходило и как их поступки влияют сейчас на меня и мою семью.Собственные воплощения в роду — мощный ресурс для изменения жизненных сценариев. Поначалу я не представляла до конца, что такое род. Есть семья папы, есть семья мамы — это ведь не одно целое? Оказывается, родившись именно у этих родителей я связала род каждого из них в один, свой. Постепенно линии мамы и папы слились в единую массу, где не стало больше пустых мест. Тогда я своими глазами увидела, что мой род един. И меня когда-то изгоняли из него.Те, кто это делал, не задумывались о том, чем грозит изгнание из рода потомкам изгоев.Изгнание из рода Вдруг в общей массе людей, ближе к самому началу рода кто-то зашевелился. Движение шло от папиной линии. Кто-то бежал сквозь весь род, выбежал с левой, маминой стороны. Это бежала молодая женщина из племени индейцев. Трое мужчин-колонизаторов на лошадях по линии отца гнали её сквозь весь род, закидывая камнями. Добежав до меня, женщина упала, протянув ко мне руку со словами: «Помоги мне!»Было похоже на захват колонизаторами коренного населения Северной Америки.За что её гнали? Эта женщина привнесла в той жизни в род отца знание о Духе. О том, что нет людей избранных, каковыми те себя считали. Все люди равные. Предки по линии отца были расистами. Они считали, что род должен быть «без примесей, чистым». Только чистый род с чистой кровью имеет право на существование. Она пришла в их род показать, что это не так.Задача этой женщины была в том, чтобы сломать ограничения у рода и показать, как огромен и ярок этот мир. Её дух оказался сильнее духа мужчины, которого она полюбила. Она пошла за ним, в его мир, от которого он не смог её защитить.Постепенно ко мне пришло понимание, что эта женщина — я сама.Ей удалось лишь показать этим людям, что они живут в рамках, отделяющих их от гармоничного мира, в который они могут быть вписаны.Иной мир Благодаря этой женщине я увидела совсем иной, гармоничный мир. Хвойный лес, наполненный птицами и животными, озёра, в которых купались люди… Наш сегодняшний мир, где мы стремимся по большей части к материальным благам, очень узок. В нём бледные, почти прозрачные цвета.Индейская женщина показала мне, насколько мир безграничен и ярок, если к нему развернуться лицом. Деньги, движущие нами в сегодняшней жизни, не имеют никакого отношения к этому миру.Сложности, возникающие при общении с детьми сегодня — результат того, что мы отвернулись от этого мира в сторону материальных благ.Знакомство со старейшиной рода В погружении я познакомилась со старейшиной рода. Она вышла мне навстречу в образе очень древней индейской женщины с длинными белыми волосами. В левой руке она держала длинный посох, на вершине которого сидел орел.Она что-то говорила мне, но я не понимала, что именно.Я обратилась к ней с просьбой подсказать, где моё место в роду. В моем сознании развернулась картинка: в ночном лесу горит костёр. В его отблесках видны силуэты людей и вигвамов.Вокруг костра сидят люди всех возрастов: молодые матери баюкают младенцев, дети, взрослые и старики сидят на брёвнах вокруг огромного костра. Здесь легко можно узнать вождя в головном уборе из птичьих перьев. Все замерли в ожидании рассказов от старейшины рода — древней женщины с длинным посохом.Она нараспев рассказывает о сотворении мира, о древних духах, о том, кем были их предки. В этом кругу вокруг огня каждый занимал своё место, соблюдалась чёткая иерархия. Чувствовалась естественная связь поколений. При виде этой картины меня начали душить слезы. Мне было обидно, что в моей реальной жизни нет такого круга. И тут меня кто-то толкнул в спину. Это старейшина, что привела меня к этой стоянке.Делая нерешительные шаги я подошла к костру. На мгновение рассказ прервался. Люди, увидевшие меня, молча раздвинулись в разные стороны, и я заняла появившееся место. С одной стороны от меня сидел молодой мужчина — индеец, он говорил мне что-то.С другой стороны — взрослая женщина.Все взялись за руки. Круг замкнулся. В этот момент пошли потоки разных энергий. Мне стало спокойно и легко. Я ощутила единение с людьми возле костра, почувствовав себя частью чего-то огромного.Подарок предковВдруг я оказалась на ночной поляне со старейшиной рода возле древней высокой густой ели. Старейшина дала мне клубочек черных ниток. Тут же клубок выпрыгнул из моих рук и покатился быстро. Я пошла за ним вдоль своего рода.Мгновение, и вот я уже стою рядом со своим мужем по левую сторону. Кроме всеобъемлющего чувства благодарности к своему роду казалось, я больше не чувствовала в тот момент ничего. Хотелось обнять его весь.В конце погружения моё место в роду оказалось зафиксированным. Оно обозначилось яркой жёлтой точкой впереди всего рода.Видя сверху свой род, я почувствовала покой и умиротворение. Не было движений внутри рода, и каждый, кто когда-то воплощался в нём, занял своё место.Теперь я знаю, что у меня есть ночная поляна с костром в лесу, есть мой собственный путь — клубочек ниток. Исключенные из игры, семейные расстановки по Берту ХеллингеруПояснить суть этого уникального феномена я попросила психолога, специалиста в области семейных и организационных расстановок Надежду Маркову. Надежда Маркова: Дело в том, что все члены рода имеют равное право на принадлежность к нему, и никто не имеет права им в этом отказать. Нравится вам ваш родственник или нет, одобряете вы его поведение или стыдитесь – это ваши личные чувства, а в семье действуют законы, не зависящие ни от вашей воли, ни от ваших чувств и представлений. Часто люди удивляются, почему дети или внуки повторяют судьбы своих предков. А все очень просто: заняв в роду чье-либо место, эти люди как бы доигрывают сценарий чужой судьбы, судьбы человека, который был лишен права на принадлежность. Ред.: Приведите, пожалуйста, пример, кого можно считать исключенным, и как исключение человека из родовой системы может отразиться на других членах рода. Надежда Маркова: Семья – это наши родители, братья и сестры. Но у наших родителей тоже были родительские семьи. Все члены этих семей образуют наш род. К членам рода, независимо от того, живы они или уже умерли, относятся ребенок, его братья и сестры, родители и их братья и сестры, бабушки и дедушки с обеих сторон, иногда прабабушки и прадедушки, а также все, кто уступил место в системе другим. В последнее время появилась так называемая компьютерная зависимость. Охваченный какой-то идеей фикс, человек целиком посвящает себя ей. Он с головой уходит в религию или посвящает себя работе. Тогда вся семья ощущает недостаток энергии, и включаются процессы компенсации за счет судьбы и энергии другого члена рода. Классический пример влияния исключенного на судьбу членов семьи можно увидеть в фильме «Эффект бабочки». Отец мальчика находится в психиатрической клинике из-за странной болезни. У него периодически отключается память, и он не помнит, что творит в эти моменты. Мать стыдится этого факта. Но у сына проявляется та же болезнь. Таким образом исключенный отец проявляется в судьбе сына. Эта история закончилась удачно. Мальчику была вовремя оказана помощь, и он сумел справиться с болезнью. Более того, стал психологом. Ред.: А что происходит в реальной жизни с родственниками исключенных? Надежда Маркова: Это зависит от их позиции по отношению к исключенному и к самой проблеме. Просто большинство людей не осознает этого влияния, поэтому не предпринимает никаких мер для того, чтобы исправить родовую ситуацию. Кому-то проще смириться или верить в родовые проклятия и бегать по бабкам в надежде, что снимут. Вместе с тем, эти вопросы успешно разрешаются в процессе расстановок. Таким образом исключенному воздают дань уважения. Это восстанавливает энергопоток в роду и позволяет исправить судьбы родственников, которые пострадали из-за того, что кто-то в роду был забыт и исключен. Одним из условий процветания рода является «Закон целого числа», согласно которому для каждого члена рода должно быть отведено место в душе. Тогда, как говорится и «душа на месте», т.е. человек ощущает себя целостным, гармоничным. Например, если человеку удается принять ранее исключенного из сердца родителя, его собственный внутренний образ станет более полным. Он почувствует себя легче и будет более успешен по жизни. Ред.: Какой еще закон нужно учитывать, когда речь идет об исключенных из памяти членов рода? Надежда Маркова: Семья – это живой, постоянно меняющийся организм. В этой системе кто-то появляется, кто-то покидает ее. Мы должны учитывать это постоянное непостоянство. Также нужно признать факт приоритета более раннего. Вошедший в систему первым имеет приоритет перед тем, кто приходит за ним. Родители идут перед детьми, а первый ребенок перед своими братьями и сестрами. Если стоящий по иерархии ниже берет на себя роль вышестоящего, у него возникает неосознанная потребность в крахе. Например, сын из любви к матери как бы замещает роль своего отца, ее мужа. Помимо того, что у него формируется чувство вины, которое может проявиться в самых разных искажениях его судьбы, он может не справиться со своей прямой задачей. Т.е. его собственная личная жизнь может не сложиться. Еще очень распространенный случай. Мужчина и женщина вступают во второй брак. У обоих из них в первом браке были дети. В этом случае любовь к ребенку имеет преимущество перед любовью к новому партнеру. Это часто вызывает у партнера ревность и приводит к краху отношений. На занятиях мы разбираем подобные ситуации и восстанавливаем естественный порядок энергообмена. Хочу пожелать, чтобы ничто не сдерживало потоки любви в ваших семьях, чтобы ее хватало на всех, чтобы каждый был на своем месте и успешно справлялся со своей ролью.
|