Что значит ключевые ресурсы
Ключевые ресурсы
Блок 6: Ключевые ресурсы
Каждой бизнес-модели требуются ресурсы, которые позволяют создавать и доносить их до потребителя ценностные предложения, выходить на рынок, поддерживать отношения с клиентами и получать прибыль.
Материальные ресурсы
К этой категории относятся материальные объекты, такие как здания и сооружения, производственные мощности, точки продаж, транспорт и т.д. Некоторые отрасли, например крупные ритейлеры, очень сильно зависят от материальных ресурсов и требуют больших капиталовложений.
Интеллектуальные ресурсы
Интеллектуальная собственность, например, торговая марка, авторские права или патент на технологию очень важные составляющие бизнес-модели. Интеллектуальные ресурсы нелегко создавать, но отдача в случае успеха будет в виде большой прибыли.
В нашем технологичном и динамичном мире интеллектуальная собственность является самым дорогостоящим активом, потому к ней так все стремятся.
Примеры: бренд Nike является ключевым ресурсом компании. Microsoft владеет правами на программное обеспечение и связанной с ним интеллектуальной собственностью.
Финансы
Ряд бизнес-моделей требует наличия определенных финансовых ресурсов для нормального функционирования деятельности предприятия. Некоторые выстраивают конкурентные преимущества на выгодных условиях оплаты своих продуктов, продавая товар с отсрочкой платежа. Для этого могут понадобиться финансовые ресурсы в виде наличности, кредитных линий, резервов, которые будут составлять оборотный капитал предприятия. Необходимо спроектировать такую модель оборотного капитала, чтобы она помогала в полной мере реализовывать функционирования бизнес-модели.
Обзор структурного блока №6 «Ключевые ресурсы (КР)»
Обзор структурного блока №5 «Потоки поступления доходов (ПД)»
Обзор структурного блока №7 «Ключевые виды деятельности (КД)»
Обзор структурного блока №6 «Ключевые ресурсы (КР)»
В этом информационном блоке мы поговорим с Вами о том, что такое ключевые ресурсы компании и приведем классификацию типов ресурсов компании.
Краткое определение: Ключевые ресурсы (КР) компании – это активы (человеческие, материальные, интеллектуальные и финансовые), которые необходимы компании для создания, поддержания, реализации, доставки и обслуживания ее ценностных предложений для конкретных потребительских сегментов.
Существуют следующие типы ключевых ресурсов компании:
1) человеческие ресурсы (персонал компании);
2) материальные ресурсы (оборудование, здания, офисы, инструменты, транспортные средства и т.п.);
3) интеллектуальные ресурсы (торговые марки, патенты, инновационные разработки, клиентская база компании и т.п., которые защищены правами собственности правообладателя);
4) финансовые ресурсы (денежные средства в наличном и безналичном эквиваленте).
» Для успешного функционирования всей бизнес-модели, каждой компании требуется уникальное сочетание определенных типов и определенное количество различных ключевых ресурсов. Такое уникальное сочетание типов и количества ключевых ресурсов компании способно создавать, реализовывать, поддерживать, доставлять и обслуживать ее уникальные ценностные предложения для конкретных потребительских сегментов.
» С точки зрения конкурентоспособности и успеха компании на рынке, нужно обратить внимание на тот факт, что одни ключевые ресурсы легко поддаются копированию компаниями-конкурентами, а другие – скопировать практически невозможно. К примеру: такие типы ключевых ресурсов как материальные, финансовые и интеллектуальные (если они не защищены авторскими правами правообладателя) скопировать относительно легко, и в тоже время, уникальный совокупный потенциал человеческих ресурсов и, тем более, уникальный совокупный потенциал компании от владения уникальным сочетанием типов и количества всех ресурсов – практически невозможно. В этом кроется секрет лидерства, высокой конкурентоспособности и превосходства бизнес-моделей многих успешных компаний, таких как Sony, Toyota, Apple, Google и Microsoft.
Компания может являться собственником своих ключевых ресурсов, а также привлекать дополнительные ресурсы, необходимые для успешного функционирования всей своей бизнес-модели, со стороны компаний-партнеров на взаимовыгодных для обеих сторон условиях.
Главные вопросы, которые мы должны задать себе при выборе сочетания типов и количества ключевых ресурсов компании:
» 1. Какие конкретно ключевые ресурсы, их типы и количество требуются нам для создания уникального ценностного предложения для конкретных потребительских сегментов?
» 2. Для реализации нашего уникального ценностного предложения по каналам сбыта?
» 3. Для создания и поддержания взаимоотношений с нашими потребительскими сегментами?
» 4. Для доставки и послепродажного обслуживания для наших потребительских сегментов?
» 5. Для поддержания и развития наших потоков поступления доходов?
В следующем информационном блоке мы расскажем Вам о структурном блоке №7 – Ключевых видах деятельности (КД).
Персональные ключевые ресурсы бизнеса
Начинающим предпринимателям следует знать, что представляют собой ключевые ресурсы в бизнесе. Есть четыре разновидности таких базовых ресурсов. Это материальные ресурсы, персонал, финансовые ресурсы и интеллектуальные ресурсы.
В первую очередь, ключевые ресурсы, определяют или отображают, кто есть вы в бизнесе и чем вы в этой сфере деятельности владеете.
К персональным ключевым ресурсам относят то, что может позиционировать вас самих. Это ваши способности/навыки; интересы; личностные качества (психологические, интеллектуальные, физические, духовные).
Ну, и конечно, вас в какой-то мере отображает как предпринимателя то, чем вы обладаете, владеете. Это опыт, знания, профессиональные, личные контакты, прочие нематериальные/материальные ресурсы, активы.
Людям, планирующим заниматься бизнесом или уже начавшим его формировать, стоит знать, что интересы (увлечения, симпатии, то, что вас привлекает) — тоже могут стать ценными личностными ресурсами. Потому как интересы являют собой движущую силу карьерного роста.
Поэтому обязательно необходимо включать ваши базовые интересы в структуру ключевых бизнес-ресурсов.
Далее следуют навыки и способности. Способности подразумевают врожденные, природные таланты, посредством которых вам без труда многое удается.
Вспомните все, что присуще конкретно вам. К примеру: пространственное, логическое, образное, креативное мышление; умение координировать чужую работу; творческие, технические способности.
Навыки — приобретенные посредством личного опыта способности. Определите наиболее пригодные в бизнесе. Это могут быть: навыки финансового анализа, умения: выращивать растения, строить здания, разрабатывать ПО.
Завершающим штрихом здесь может быть описание своих личностных качеств (существующих на данный момент). К таковым могут относиться: трудолюбие, коммуникативность, уравновешенность, умение понимать других, целеустремленность, обязательность и тому подобное.
А что может относиться к ключевым ресурсам вашего владения? Это материальное имущество, а также нематериальные активы.
К примеру, имеющаяся у вас база профессиональных (деловых) контактов, клиентская база и т.д. Сюда можно также включить отличную, безупречную профессиональную репутацию, обширный опыт, практику, высокие интеллектуальные показатели в определенной области знаний, ваши публикации, иная интеллектуальная собственность.
Это, безусловно, ваши достижения.
Также ключевые ресурсы — личная собственность в виде материального имущества, необходимого либо потенциально полезного для вашей работы, бизнеса. В частности, это могут быть инструментарий, транспортные средства, спецодежда, физические активы, деньги, необходимые для организации, расширения дела, построения карьеры.
Конечно же, персонал тоже является ключевым ресурсом бизнеса. Если дело не может обходиться без наемных работников, то от последних многое зависит.
Поэтому подбор персонала должен быть самым тщательным. Также в процессе работы необходимо проводить итоговую или промежуточную аттестацию для вычленения “слабых звеньев”, которые могут тянуть вас на дно.
Интеллектуальные ресурсы тоже напрямую связаны как с персоналом, так и с вашими личностными качествами. Потому что в бизнесе могут быть задействованы и ваш личный интеллектуальный потенциал и соответствующие способности ваших наемных работников.
Все вышеперечисленное дает необходимый эффект, когда задействуется в комплексе, в своей совокупности. Каждый из ресурсов играет значительную роль, но по отдельности они малоэффективны.
Бизнес-модель
Создайте рассылку в конструкторе за 15 минут. Отправляйте до 1500 писем в месяц бесплатно.
Отправить рассылку
Бизнес-модель — это анализ и схематичное описание взаимосвязанных бизнес-процессов компании. Модель наглядно показывает: что, кому и как именно продавать, а также насколько это выгодно.
Это не глубинное исследование бизнеса, а скорее экспресс-анализ, который позволяет понять:
Стартапам бизнес-модель помогает оценить нишу, увидеть перспективы и скрытые риски, протестировать идеи. Действующему бизнесу — нащупать слабые места и точки роста, чтобы скорректировать свою работу.
Структура бизнес-модели
Самый популярный шаблон бизнес-модели предприятия (Business Model Canvas) разработали Александр Остервальдер и Ив Пинье. Он состоит из 9 блоков — ключевых элементов бизнеса.
Сегменты целевой аудитории (ЦА). Это ключевое место всей бизнес-модели. Нужно описать сегменты целевой аудитории, то есть людей, которые будут покупать ваши товары или услуги. Важно понять, кто ваши клиенты, какие качества продукта для них важны, сколько они готовы платить и за что.
Сегментов ЦА может быть несколько.Для каждого нужно сформировать отдельное предложение и взаимодействовать с его представителями, исходя из их потребностей и предпочтений. Чем лучше вы узнаете своих покупателей, тем эффективнее будут рекламные кампании и выше продажи.
Достоинства предложения (УТП). Опишите товары или услуги, которые планируете продавать. Проанализируйте: какую проблему покупателя решает продукт, почему человек будет его покупать у вас, а не у конкурентов.
Суть в том, чтобы построить бизнес-модель вокруг создания большей ценности для покупателя. Чем лучше вы удовлетворите его потребности, тем охотнее он купит продукт и тем с большей вероятностью вернется к вам снова.
Каналы взаимодействия (сбыта). Опишите, какими путями будете «касаться» клиента и рассказывать о продукте, как донесете ценность предложения, как будете доставлять продукт и обслуживать клиентов, как сформируете положительное впечатление от сотрудничества и будете напоминать о себе после продажи.
Отношения с клиентами. Решите, как вы будете привлекать и удерживать клиентов. Нужно понять, как лучше общаться с покупателями (например, лично или через автоматическую рассылку), нужно ли обучать их и чему именно, предполагает ли продукт самообслуживание или требуется ваша помощь.
Источники доходов. Перечислите откуда, за что и как именно вы будете получать деньги.
Деньги можно зарабатывать разными путями:
Здесь же опишите принципы ценообразования и способы оплаты. Проанализируйте, сколько каждый из сегментов ЦА готов платить. В будущем это поможет посчитать доходность бизнес-модели.
Ключевые ресурсы. Перечислите, что вам нужно, чтобы запустить бизнес, обеспечить его дальнейшее функционирование и развитие. Это всё то, что поможет вам произвести продукт, рассказать о нём покупателям, обеспечить доставку, продажу, послепродажное обслуживание и так далее. Ресурсы могут быть финансовыми, людскими, интеллектуальными, физическими.
Ключевые процессы (активности). Опишите:
Ключевые партнеры. Перечислите поставщиков и партнеров, с которыми будете сотрудничать. Определите взаимные выгоды.
Структура издержек. Опишите, на что и сколько именно денег будете тратить. Этот блок поможет наглядно увидеть, какой объем инвестиций потребуется для старта, поддержания и развития бизнеса, какие статьи расходов самые затратные.
Как построить бизнес-модель: пример
Допустим, мы планируем запустить онлайн-курс по обучению ораторскому мастерству. Построить бизнес-модель можно в любой таблице или просто набросать на бумаге от руки.
Сегменты ЦА. Курс будет интересен тем, кто боится публичных выступлений, или публичным людям, которым приходится часто выступать и есть необходимость улучшить ораторские навыки.
УТП. Клиентам важно, чтобы курс вели признанные профессионалы и цена при этом была невысокой.
Каналы взаимодействия. Касаться клиентов будем через рекламу в интернете. Кроме того, проведем бесплатные вебинары, дадим тестовый доступ к обучающей платформе.
Отношения с клиентами. Предоставим несколько тарифов на выбор, бессрочный доступ к базе знаний, круглосуточную поддержку куратора.
Источники доходов. Продажа курса, дополнительные индивидуальные занятия.
Ключевые ресурсы. Для запуска надо будет сделать образовательную платформу, создать группы в соцсетях, нанять кураторов, запустить рекламные кампании.
Ключевые активности. Чтобы создать и поддерживать ценность продукта, надо будет постоянно актуализировать информацию в курсе, поддерживать и обновлять обучающую платформу, давать обратную связь студентам, собирать отзывы, привлекать новых спикеров, создавать новые услуги под потребности клиентов.
Партнеры. Будем привлекать маркетолога, специалиста по интернет-рекламе, блогеров.
Структура издержек. Будем платить спикерам, кураторам, привлеченным партнерам, вложимся в рекламные кампании, заплатим за разработку и поддержание обучающей платформы.
Анализ показал, что курсов по ораторскому мастерству немного, а спрос на них растет. Клиенты готовы платить за профессионализм спикеров и дополнительные услуги. Нам не нужно содержать постоянный штат работников, достаточно привлекать специалистов по мере необходимости. Больших вложений запуск курса не требует, при этом затраты окупятся достаточно быстро. Если содержание курса удовлетворит запросы ЦА, то, скорее всего, запуск будет успешным и принесет хорошую прибыль.
Конечно, это сильно упрощенный и утрированный пример, но он наглядно показывает, что такое бизнес-модель и как ее построить.
Популярные виды бизнес-моделей
В свое время перечисленные ниже бизнес-модели были инновационными. Они выстрелили и обогатили своих создателей. Сегодня ими уже никого не удивишь, и все же каждая продолжает приносить прибыль тысячам компаний.
Популярные виды бизнес-моделей, которые доказали свою эффективность:
Пример: Lenta.ru, YouTube.
Пример: Diets.ru, Яндекс.Дзен.
Пример: Avon, Кухня на районе.
Пример: Пятерочка, Etsy.
Пример: McDonald’s, Додо Пицца.
Пример: Gillette, HP (принтеры).
Пример: каршеринг, коворкинг.
Пример: Netflix, ЛитРес.
Пример: Сравни.ру, Aviasales.
Пример: Spotify, Lingualeo.
Бизнес-модель — это не бизнес-план. Построение модели не предполагает глубокого анализа и поэтому не может быть основанием для принятия стратегических решений. Но бизнес-модель идеально подходит для быстрой оценки гипотез и выявления текущих рисков для компании.
Как заполнять бизнес-модель Остервальдера: ключевые ресурсы, виды деятельности и партнеры
Бизнес-модель Остервальдера, или Business Model Canvas — это шаблон из девяти блоков — ключевых элементов бизнеса.
Бизнес-модель Остервальдера.
Содержание цикла:
Ключевые ресурсы
Любая компания нуждается в ключевых ресурсах, иначе она не сможет донести свои ценностные предложения для потребителей и выйти на рынок. Ключевой ресурс — актив, который помогает держаться на плаву.
При заполнении этого блока необходимо избавиться от иллюзий и четко понимать, что вы имеете и какова его ценность. Разные бизнес-модели требуют разных ресурсов. Для успешного бизнеса вам могут понадобиться материальные, финансовые и человеческие ресурсы. В этом блоке важно выявить какие именно.
Джейме Ланнистер захватил ресурсы семьи Тиррелл, чтобы оплатить долги Железному Банку Браавоса.
Материальные
К ним можно отнести здания, точки продаж, транспортные средства, производственные мощности. Такие ресурсы — ключевое звено крупных розничных сетей, типа Amazon, и требуют крупных финансовых вложений.
Материальные ресурсы Ланнистеров — утес Кастерли, одна из сильнейших крепостей Вестероса.
Интеллектуальные
Этот тип ресурсов сложнее всего создать, но и приносит он больше прибыли. Случаи, когда логотип, имя или девиз бренда запоминается и в дальнейшем способствует его узнаваемости, нередки. Все торговые марки относятся к интеллектуальной собственности, поэтому крупным компаниям, таким как Coca-Cola, очень важно вкладывать в брендовую рекламу. Она формирует потребительскую лояльность к товару и компании.
Также интеллектуальные ресурсы могут быть в виде программного обеспечения, как у компании Microsoft, накопившей огромное количество патентов.
Интеллектуальные ресурсы Тайвина Ланнистера сделали его самым успешным политиком Вестероса.
Человеческие
Человеческие ресурсы важны для проектов, где успех предприятия зависит от правильно подобранной команды, или в исследовательских группах. Особое внимание им уделяется в компаниях, где важен штат специалистов серьезного уровня.
Петир Бейлиш умел грамотно пользоваться человеческими ресурсами, вовремя производя ребрендинг.
Финансовые
Финансовые ресурсы — вид ресурсов, в которых нуждаются компании вне зависимости от сферы. Большинство бизнес-моделей требуют либо наличия изначального капитала, либо финансовых гарантий в виде кредитных линий или фондового резерва, чтобы нанимать сотрудников. Успешный пример здесь покажет компания Ericsson при производстве оборудования для мобильной связи. Умело используя банковские займы, они финансируют разработки по заказам клиентов.
Купец Иллирио Мопатис очень богат и постоянно приумножает свое состояние выгодными инвестициями.
Вопросы, на которые необходимо ответить при заполнении блока:
Ключевые виды деятельности
Без ключевых видов деятельности работа компании невозможна. Правильное определение видов деятельности способствует реализации ценностных предложений и грамотному выходу на рынок. Говоря проще — это то, чем вы занимаетесь, чтобы поддерживать результативность процессов.
Тирион Ланнистер был хороший мастером над монетой. Сумел стабилизировать финансовую систему в момент кризиса короны.
Например, основной вид деятельности Microsoft — разработка программного обеспечения. А если мы говорим о крупном интернет-магазине, то одним из основных видов деятельности будет поддержание отношений с поставщиками и выстраивание четкого процесса взаимодействия.
Рассмотрим основные виды деятельности компаний.
Производство
Это разработка нового продукта, внедрение его на рынок либо в нужном количестве, либо в требуемом качестве. Производственная деятельность — основная бизнес-модель для фирм-производителей.
Корабли Грейджоев — самые маневренные и быстрые в Вестеросе.
Разрешение проблем
Клиент приходит к вам за решением проблемы. Консалтинговые компании и больницы — типичный пример представителей организаций в данной сфере деятельности. Здесь ключевую роль играют профессиональные навыки персонала. Эта модель будет успешной, если человеческие ключевые ресурсы у вас на хорошем уровне.
Бейлиш — непревзойденный мастер по решению деликатных вопросов.
Платформы и сети
В таких моделях главным видом деятельности будет та, которая связана с платформой или сетью, где ведется бизнес. Коммерческие платформы, торговые марки, программное обеспечение — все это может выступить фундаментом, на котором построена модель. Яркий тому пример — компания e-Bay. Постоянная поддержка платформы сайта в рабочем состоянии обеспечивает функционирование модели.
Широкая сеть информаторов Вариса позволяла находить нужную информацию для любого клиента.
Вопросы, на которые необходимо ответить при заполнении блока:
Ключевые партнеры
Рассмотрим основных поставщиков (или партнеров) для реализации бизнеса. Главное в этом блоке — разобраться зачем нужны партнеры или поставщики, и какие области бизнеса с их помощью можно улучшить. Одни компании сознательно вступают в партнерство, чтобы снизить риски, для других поставщики — источник ресурсов.
Наемник Бронн стал незаменимым партнером для Джейме Ланнистера, неоднократно спасая его из разных неприятностей.
Основные типы партнерских отношений для построения собственной модели:
Теперь разберемся, для чего нам нужны партнерские отношения.
Оптимизация и экономия в производственной сфере
Мы не можем владеть всеми ресурсами и контролировать все стадии производства продукта. Вступить в партнерство, снизив издержки, и привлечь ресурсы со стороны — эффективный способ воплощения успешной модели. В качестве примера удачного можно привести сотрудничество компании Sony с производителем оптики Carl Zeiss при создании фотоаппаратов.
Джон Сноу сумел выгодно договориться с Дейенерис Таргариен, получив от нее драконье стекло — ключевой ресурс в войне с Белыми ходоками.
Снижение риска
Практически для каждой конкурентной среды характерна неопределенность. Здесь партнерские отношения помогут выдвинуться на лидерские позиции и снизить уровень риска. Например, формат Blu-ray был разработан именно так: совместно с конкурентными фирмами в области техники, компьютеров и носителей.
Интеллектуальные способности Сэмвелла Тарли помогли Джону Сноу стать лордом-командующим Ночного Дозора и избежать последствий интриг.
Поставки ресурсов и совместное ведение дел
Получить доступ к потребителю не так просто. И здесь на помощь может прийти выгодное партнерство, основанное на получении лицензионных прав. Так, поставщику сотовых телефонов проще вступить в партнерство с производителем операционной системы и продавать ее по лицензии, чем разрабатывать собственную, на которую не хватает ключевых ресурсов.
Джон Сноу в тяжелой ситуации сумел привлечь на свою сторону Одичалых и вернул родовое гнездо Старков.
Вопросы, на которые необходимо ответить при заполнении блока:
В следующей части рассмотрим, что такое структура издержек и как с ней работать.
Всегда рядом