Что значит клиническая поликлиника
Различия между клиническими и неклиническими медицинскими учреждениями
Разница между клинической и неклинической работой довольно проста. Просто потому, что вы работаете в клинике или больнице, не означает, что ваша роль является клинической. Этот термин имеет отношение к тому, лечите ли вы пациентов или предоставляете прямой уход за пациентом любого типа, и в этом случае ваша работа является клинической. Неклиническая работа может поддерживать уход за пациентом, но эта работа не предусматривает прямой диагностики, лечения или ухода за пациентом. — подробнее тут
Примеры клинической роли в здравоохранении
Клинические роли часто имеют непосредственный контакт с пациентами с целью диагностики, лечения и постоянного ухода. Некоторые клинические профессии являются закулисными, например, лабораторные специалисты, работа которых поддерживает диагностику и лечение.
Клинические роли часто требуют сертификации или лицензирования.
Это роли, где профессионал обеспечивает непосредственную помощь пациенту:
Врач (MD) : врачи обычно лечат пациентов, хотя в зависимости от их административных обязанностей это может стать менее заметным, как и у руководителей отделений.
Госпиталист (MD): госпиталист-это врач, который специализируется на уходе за госпитализированными пациентами и чья практика находится в больнице, а не в офисе. Госпиталисты сертифицированы в области внутренней медицины и хорошо разбираются в уникальных потребностях госпитализированного пациента.
Помощник врача (по) : ПО предоставляет широкий спектр медицинских услуг, которые традиционно выполнялись врачом. ПА может проводить физические обследования, диагностировать и лечить болезни, заказывать и интерпретировать тесты, консультировать по вопросам профилактического здравоохранения, обеспечивать образование для пациентов и членов их семей, оказывать помощь в хирургии, давать медицинские указания и выписывать рецепты.
Практикующая медсестра (NP): NP-это зарегистрированная медсестра (RN), которая завершила сертификацию степени магистра и продвинутой практики в области управления острыми и хроническими медицинскими состояниями, включая диагностическое тестирование, управление лекарствами и мониторинг, обучение пациентов и семьи и последующую помощь. Практикующие медсестры (НП) обеспечивают тот же уровень ухода, что и врачи первичной медико-санитарной помощи, и могут выступать в качестве регулярного поставщика медицинских услуг для пациента.
Зарегистрированная медсестра (RN) : RN управляет уходом за пациентом, берет на себя основную ответственность за уход за пациентом и руководит уходом, предоставляемым другими воспитателями.
Лицензированная практическая медсестра (LPN): LPN помогает в координации и реализации плана медицинской помощи, делегированного RN. LPN имеет лицензию на управление указанными лекарствами, принимать жизненно важные показатели и выполнять многие процедуры по уходу за пациентами.
Медсестра анестезиолог (CRNA): CRNA является передовой практикой медсестра, которая имеет специальное образование и подготовку в области анестезии. Медсестра анестезиолог работает с анестезиологом, чтобы составить свою команду по уходу за анестезией.
Технический специалист по уходу за пациентами (PCT): PCT помогает в уходе за пациентами, как это поручено RN, принимая жизненно важные показатели, собирая образцы крови для тестирования и вставляя мочевые катетеры. PCT также обеспечивает личную внимательность к пациентам.
Хирургический ассистент (CSA): CSA является сертифицированным специалистом, который помогает хирургам в широком спектре хирургических процедур, включая ортопедическую, сосудистую и общую хирургию.
Ассистент медсестер (CNA): CNA обеспечивает качественный уход за пациентами в учреждениях сестринского ухода и клиниках под руководством RN или LPN.
Союзные специалисты в области здравоохранения: это медицинские помощники, медицинские технологи, медицинские лаборанты, физиотерапевты, трудотерапевты, респираторные терапевты, речевые патологи, диетологи, диагностические медицинские сонографы, рентгенологи, фармацевты и многое другое.
Примеры неклинических ролей в здравоохранении
Неклинические роли-это те, которые не обеспечивают никакого вида медицинского лечения или тестирования. К неклиническим ролям относятся медицинские биллеры и программисты, транскрипционисты, руководители больниц, регистраторы и все, кто работает за кулисами в больнице, такие как отдел кадров, ИТ, биомедицинские техники, административные помощники и т. д.
Некоторые неклинические работники действительно взаимодействуют с пациентами, но фактически не оказывают им медицинскую помощь.
Есть много других неклинических ролей в медицинской промышленности, таких как медицинский транскрипционист, фармацевтический представитель, биомедицинская инженерия, медицинский рекрутер и продажи медицинских изделий.
Клиники
Не обязательно обладать энциклопедическим умом, чтобы знать, чем отличаются друг от друга больница и поликлиника. Эти заведения сопровождают нас на протяжении всей, без преувеличения, жизни. Однако существует целая плеяда синонимичных им слов: клиника, диспансер, амбулатория и многие другие. Сегодняшний ликбез поможет разобраться в многообразии названий лечебниц.
Для начала уточним значение самого часто употребляемого слова. Больница – заведение для стационарного лечения больных – или, проще говоря, стационар (от латинского stationarius – стоящий на месте, неподвижный) – это лечебное учреждение, имеющее постоянные койки для больных. Слово «стационар» могло бы целиком заменить «больницу», если бы не имело других значений: в широком смысле оно означает вообще любое постоянно действующее учреждение, например библиотеку, театр или тому подобное. Также стационаром называют неподвижное основание, фундамент чего либо. Первые больницы были известны уже в древности в Греции, при храмах Эскулапа. В христианские времена появляются госпитали (от латинского hospes – гость), называемые так потому что открывались при странноприимных домах, и лазареты – лечебницы во имя Лазаря, есть предположение, что это название появилось от проказы, известной как болезнь святого Лазаря. Госпиталь и лазарет – лечебные заведения военного ведомства, до XIX века они означали одно и то же, а позже произошло смысловое разграничение. Лазаретом стали называть небольшие подвижные лечебные учреждения при войсковых частях, в отличие от крупных стационаров-госпиталей.
Поликлиника (от греческого polis – город и klinike – врачевание) – медицинское учреждение, осуществляющее внебольничное лечебно-профилактическое обслуживание населения как при её посещении, так и на дому. Очень похожа на поликлинику амбулатория (от латинского ambulatorius – совершаемый на ходу), однако отличается от неё тем, что оказывает медицинскую помощь только по основным специальностям: терапия, хирургия, стоматология и тому подобное. Интересно, что в США, например, амбулаториями (ambulance) называют машины скорой помощи, в которых лечение осуществляется действительно во время движения. Особо хочу отметить, что слово «поликлиника» пишется с одной буквой «н». Проверочное слово – клиника.
Клиниками (от греческого kline – ложе, постель) или клиническими больницами называют такие стационары, в которых лечение больных сочетается с медицинской научно-исследовательской работой и учебно-преподавательской работой.
И, наконец, диспансер (от французского dispensaire) – по своей сути, это лечебно-профилактическое учреждение, сочетающее в себе функции и поликлиники, и больницы, однако специализирующееся на каком-то одном виде заболеваний. Существуют туберкулёзные, кожно-венерологические, онкологические, психоневрологические и другие диспансеры. Напоминаю, что ударение в слове «диспансер» благодаря французскому происхождению падает на последний слог, а слово читается как [диспансЭр]. На этом, пожалуй, всё. Будьте здоровы.
больница клиническая
Смотреть что такое «больница клиническая» в других словарях:
больница клиническая — Городская больница, на базе которой организована клиника [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] EN clinic(s) … Справочник технического переводчика
БОЛЬНИЦА КЛИНИЧЕСКАЯ — городская больница, на базе которой организована клиника (Болгарский язык; Български) клинична болница (Чешский язык; Čeština) klinická nemocnice (Немецкий язык; Deutsch) Klinik (Венгерский язык; Magyar) klinika (Монгольский язык) клиник эмнэлэг… … Строительный словарь
Клиническая инфекционная больница имени С. П. Боткина — Клиническая инфекционная больница им. С. П. Боткина … Википедия
Больница имени И. И. Мечникова — Больница имени И. И. Мечникова. Больница имени И. И. Мечникова. Один из корпусов. Санкт Петербург. Больница имени И. И. Мечникова, Центральная клиническая городская (Пискарёвский проспект, 47), заложена в связи с 200 летием основания Петербурга.… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
Больница имени С. П. Боткина — Больница имени С. П. Боткина, городская инфекционная клиническая № 30 (Миргородская улица, 3/4), построена в 187880 на бывшем Александровском плацу, открыта в 1882 как Александровская городская барачная больница на 300 коек для лечения… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
Больница имени С. П. Боткина — городская инфекционная клиническая № 30 (Миргородская улица, 3/4), построена в 1878 80 на бывшем Александровском плацу, открыта в 1882 как Александровская городская барачная больница на 300 коек для лечения инфекционных больных. Инициатор… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
Больница имени В. В. Куйбышева — Больница имени В. В. Куйбышева, городская клиническая № 16 (Литейный проспект, 56), основана в 1803 как Мариинская больница для бедных. Главный корпус и флигели построены в 180305 (архитектор Дж. Кваренги) в стиле ампир. Первым… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
Больница Петра Великого — Клиническая больница Петра Великого Расположение … Википедия
Больница имени В. В. Куйбышева — городская клиническая № 16 (Литейный проспект, 56), основана в 1803 как Мариинская больница для бедных. Главный корпус и флигели построены в 1803 05 (архитектор Дж Кваренги) в стиле ампир. Первым консультантом в 1831 приглашён И. В.… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
Больница имени В. И. Ленина — городская клиническая № 1 (Большой проспект Васильевского острова, 85), основана по инициативе Н. И. Пирогова в 1859 как больница на 10 коек при Покровской общине сестёр милосердия. В 1876 расширена до 50 коек, тогда же по предложению С. П … Санкт-Петербург (энциклопедия)
ПОЛИКЛИНИКА
Поликлиника (греч. poly много + клиника) — лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания врачебной медицинской помощи приходящим больным и для лечения больных на дому. Поликлиника от амбулатории (см.) отличается большим количеством врачей, а следовательно, и большими возможностями в оказании специализированной медпомощи.
Поликлиники по контингентам обслуживаемого населения, задачам и функциям в СССР делятся на городские (для взрослых и подростков), городские детские, центральные районные, на водном транспорте, на ж.-д. транспорте, студенческие, курортные, гарнизонные (для обслуживания военнослужащих). При областных, краевых и республиканских больницах, клиниках мединститутов и НИИ создаются консультативно-диагностические Поликлиники. Кроме того, функционируют специализированные П.: стоматологические, стоматологические детские, физиотерапевтические и др.
По объему работы (числу посещений в смену) П. делятся на пять категорий, а по принципу финансирования — на бюджетные и хозрасчетные.
Поликлиника — ведущее звено в организации первичной [ПЕРВИЧНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ|медико-санитарной помощи]] (см.), важнейшее достижение в организации медицинской помощи в СССР, в системе социалистического здравоохранения.
П. является формой наиболее массовой леч.-проф. помощи населению СССР. Здесь обследуется и лечится ок. 80% заболевших. П. реально обеспечивают доступность внебольничной специализированной медпомощи населению по многим специальностям благодаря широкой сети этих учреждений и максимальному приближению их к населению.
П. на современном этапе развития советского здравоохранения является не только крупным лечебно-диагностическим, но и важнейшим профилактическим центром. Именно это учреждение осуществляет генеральную линию развития советского здравоохранения — профилактическое направление.
Содержание
История
Поликлиники в их современном понимании как учреждений внебольничной леч.-проф. специализированной помощи возникли в системе социалистического здравоохранения, хотя леч. учреждения для приходящих больных типа амбулаторий организовывались за рубежом и в России до Великой Октябрьской социалистической революции. Имевшиеся в 1913 г. 5,7 тыс. врачебных учреждений, в к-рых оказывалась внебольничная медпомощь, были размещены в основном в сельской местности; в каждом из них работал, как правило, один врач общей практики. Уже на 1-м совещании заведующих леч. подотделами здравотделов, проведенном Наркомздравом РСФСР в декабре 1920 г., был разработан план мероприятий по развитию сети внебольничных мед. учреждений, а на V Всероссийском съезде здравотделов, состоявшемся в 1924 г., были определены пути дальнейшего развития и совершенствования амбулаторно-поликлинической помощи населению. Особое внимание при этом было уделено более тесному сочетанию в работе амбулаторно-поликлинических учреждений лечебных и профилактических функций.
Реализация на практике ленинских принципов здравоохранения, в частности принципа общедоступности медпомощи для широких слоев населения, способствовала быстрому и широкому развитию сети амбулаторно-поликлинических учреждений в СССР. Уже к 1928 г. по сравнению с 1913 г. численность амбулаторно-поликлинических учреждений увеличилась почти в 5 раз.
Для разработки мер по дальнейшему совершенствованию деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений, изучению, обобщению и распространению передового опыта при Наркомздраве РСФСР в 1935 г. был создан поликлинический совет. Он сыграл положительную роль в развитии сети амбулаторно-поликлинических учреждений, в улучшении их работы. В результате получили дальнейшее развитие профилактические функции П., существенно расширилось применение диспансерного метода, повысился уровень лечебно-диагностической работы во внебольничных условиях.
Новым важным этапом в развитии амбулаторно-поликлинической помощи в нашей стране явилась проведенная в 1947—1949 гг. реформа по объединению П. с больницами в единые леч.-проф, учреждения (см. Здравоохранение). Это мероприятие было направлено на обеспечение максимальной преемственности в обследовании и лечении больных, повышение качества и систематическое совершенствование профессиональной квалификации врачей поликлиник путем их периодической работы в стационаре. В результате объединения П. с больницами более быстрыми темпами стала развиваться в П. специализированная медпомощь, быстрее и шире внедряться современные методы обследования и лечения больных, в т. ч. и такие, которые до этого осуществлялись только в условиях стационара (см. Больница).
Бурное развитие и изменение принципов жилищного строительства (строительство высотных домов) привели к тому, что в городах значительно сократился радиус обслуживания населения амбулаторно-поликлиническими учреждениями. В результате в жилых р-нах стало предусматриваться строительство самостоятельных П. Вопрос о путях дальнейшего развития сети поликлинических учреждений был предметом обсуждения на состоявшихся в 1960 и 1974 гг. всесоюзных совещаниях по амбулаторно-поликлиническому обслуживанию населения. В рекомендациях совещаний нашли отражение тенденции по развитию сети самостоятельных П. В 1960 г. приказом м 3 СССР «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению амбулаторно-поликлинического обслуживания городского населения» были предусмотрены мероприятия и пути совершенствования работы П., разработаны положения о поликлинике и должностных лицах, утверждены примерная структура П. и ее категорийность, временные (расчетные) нормы нагрузки врачей на один час работы в П. и др.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 г. «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране» были намечены пути дальнейшего улучшения амбулаторно-поликлинической помощи. С 1 января 1971 г. в план народнохозяйственного развития по отрасли здравоохранения (по строительству мед. учреждений) был введен показатель, отражающий строительство П., выраженный в посещениях в смену. Планом развития народного хозяйства на 1971 — 1975 гг. предусматривалось построить поликлиники на 404 тыс. посещений. План был успешно выполнен. За 1971 —1975 гг. введены в действие новые амбулаторно-поликлинические учреждения общей мощностью на 566 тыс. посещений.
В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» (1977) в числе мер по развитию амбулаторно-поликлини-ческой помощи предусмотрено применять этот показатель с 1981 г. для планирования развития всей сети леч.-проф, учреждений, оказывающих населению амбулаторно-поликлиническую помощь.
Всего за 1971 —1980 гг. было построено св. 1500 крупных П. (поликлинических отделений больниц) общей мощностью на 1263 тыс. посещений в смену. Это позволило органам здравоохранения существенно приблизить амбулаторно-поликли-ническую помощь к населению и повысить ее уровень. В 1980 г. количество амбулаторно-поликлинических учреждений достигло 36,1 тыс. Развитие сети амбулаторно-поликлинических учреждений системы м 3 СССР в городах с 1913 по 1980 г. приведено в таблице 1.
Задачи по дальнейшему совершенствованию первичного звена медпомощи поставлены XXVI съездом КПСС.
В отчетном докладе Центрального Комитета КПСС XXVI съезду партии товарищ Л. И. Брежнев говорил: «Должна быть существенно улучшена работа поликлиник, диспансеров, амбулаторий, где лечится 80 процентов всех больных. К сожалению, в ряде мест они отстали от возможностей медицины, не хватает кадров, особенно среднего и младшего персонала, устарело оборудование, недостает современных лекарств» (Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981, с. 61).
На состоявшемся в декабре 1981 г. Всесоюзном совещании актива работников здравоохранения намечены мероприятия по дальнейшему совершенствованию работы П., открытию в городских П. отделений профилактики.
Мощность и структура поликлиник
Мощность Поликлиники характеризуется числом ее посещений в смену, исключение составляют стоматол. П., мощность к-рых определяется количеством врачей-стоматологов. В зависимости от мощности устанавливают категорию П. (табл. 2).
Категория П. на водном транспорте (центральной бассейновой, бассейновой, портовой, линейной), на ж.-д. транспорте (центральной, дорожной, отделенческой, узловой, линейной), центральной районной и др. устанавлршается применительно к городским П. в зависимости от численности обслуживаемого населения.
Структура П., организация кабинетов и отделений зависят от ее мощности и поставленных задач. Примерная организационная структура городской П., городской П. консультативно-диагностической помощи и др. определена приказом м 3 СССР № 1000 от 23.IX.1981 г. Во всех П. должны вести прием следующие врачи-специалисты: терапевт, хирург, акушер-гинеколог, оториноларинголог, офтальмолог, невропатолог, кардиолог. В крупных П., кроме приемов указанных основных специалистов, организуются врачебные приемы по более узким профилям: урологии, эндокринологии, гематологии, гастроэнтерологии, пульмонологии, психоневрологии, рефлексотерапии, аллергологии (см. Кабинет аллергологический) и др. Как правило, в П. организуются лечебно-диагностические и вспомогательные кабинеты (отделения): подростковый, инф. болезней (см. Кабинет инфекционных заболеваний), профилактических осмотров, рентгенологический (см. Рентгеновский кабинет), физиотерапевтический (см. Физиотерапевтический кабинет), лечебной физкультуры, функциональной диагностики, электрокардиографический, процедурный, эндоскопический и др., а также лаборатории — клинико-диагностическая, биохимическая, бактериологическая, цитологическая и т. д. (см. Лаборатория). Данные о развитии специализированных отделений (кабинетов) и лабораторий в самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждениях СССР в 1960—1980 гг. приведены в таблицах 3 и 4.
При отсутствии в р-не обслуживания П. специализированных диспансеров (см. Диспансер), женской консультации (см.) и детской поликлиники (см.) в составе городской П. (для взрослых) создаются соответствующие отделения: туберкулезное, детское, акушерско-гинекологическое и др. Указанные и другие специализированные отделения организуются при наличии в штате отделения не менее 4 врачебных должностей (включая должность заведующего отделением). Кроме указанных кабинетов и отделений лечебно-диагностического и профилактического назначения, в структуре П. предусматриваются: регистратура, административно-хозяйственная часть и бухгалтерия (в самостоятельных П.).
Планирование развития сети П., определение их мощности и структуры осуществляются на основе изучения потребности населения в амбулаторно-поликлинической помощи с учетом численности обслуживаемого населения, системы расселения и числа посещений к врачам П., приходящегося на каждого жителя в год (см. Планирование здравоохранения). В качестве норматива потребности населения в амбулаторно-поликлинической помощи принято 12,9 посещения на одного городского жителя и 8,2 посещения на одного сельского жителя в год, что составляет 250 посещений в смену на 10 тыс. городских жителей и 160 посещений в смену на 10 тыс. сельских жителей.
При расчете необходимого числа врачей-специалистов учитываются также нормы нагрузки врачей на 1 час работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Расчетные нормы обслуживания для врачей амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений) утверждены приказом м 3 СССР № 1000 от 23.IX.1981 г.
Важнейшим звеном Поликлиники является терапевтический врачебный участок (см. Врачебный участок), который организуется из расчета обслуживания одним участковым врачом-терапевтом 2000 чел. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» (1977) численность населения на терапевтическом врачебном участке должна быть доведена к 1985 г. до 1700 чел. В составе П. организуются цеховые терапевтические отделения (см. Цеховой врачебный участок) для оказания медпомощи рабочим промышленных предприятий и строительных организаций, размещенных на территории деятельности П. Развертывание сети цеховых врачебных участков осуществляется в зависимости от отрасли производства из расчета 1 участок на 1500—2000 рабочих.
Развитие сети терапевтических врачебных участков (территориальных и цеховых) в СССР за 1960— 1980 гг. приведено в таблице 5.
Развитие сети амбулаторно-поликлинических учреждений, расширение и укрупнение подразделений П., систематический процесс специализации поликлинической помощи, а также оснащение П. современной аппаратурой для диагностики и лечения больных значительно изменили характер ее деятельности и увеличили объем работы (табл. 6 и 7).
Проектирование помещений поликлиник
Объем и характер деятельности Поликлиники, их задачи и функции определяют планировку помещений и их набор. Типовые проекты П. предусматривают возможность их строительства как в виде отдельно стоящих зданий, так и объединенных под одной крышей со стационаром. При комплексном строительстве П. и стационара между ними устраивается соединяющий их блок, в к-ром размещаются единые для П. и больницы лечебно-диагностические отделения — рентгеновский кабинет (отделение), лаборатории, физиотерапевтические отделения (кабинеты), отделения (кабинеты) функциональной диагностики и др., что позволяет более эффективно использовать дорогостоящее оборудование для обследования и лечения как поликлинических, так и стационарных больных.
Типовые проекты П. периодически пересматриваются, перерабатываются или разрабатываются вновь.
При относительно высокой технической оснащенности наиболее экономичными являются П. на 1000 и более посещений в смену.
Основные подразделения поликлиники
Регистратура. Основной задачей регистратуры является равномерное распределение посещений больными врачей-специалистов в течение рабочего дня и недели. Для этого работники регистратуры организуют запись больных к врачу и устанавливают очередность. В регистратуре на каждого больного заводится мед. карта амбулаторного больного (форма № 025/у) — основной медицинский и юридический документ, куда заносятся данные о больном (результаты обследования, назначения врачей, советы, касающиеся режима). Они хранятся в регистратуре (или в специальном хранилище) в течение 25 лет; размещаются, как правило, по принципу участковости.
Отделение профилактики организуется в городских П., мощностью 500 и более посещений в смену и включает, как правило, кабинет доврачебного приема, смотровой женский кабинет, кабинет организации и контроля за диспансеризацией населения и ведения картотеки лиц, состоящих на диспансерном учете, анамнестический кабинет для выявления лиц с повышенным риском заболевания и кабинет сан. просвещения и гиг. воспитания населения.
Кабинет доврачебного приема создается с целью освобождения врачей от выполнения несвойственных им функций и сокращения времени, затрачиваемого больными на посещение П. В нем работают 1—2 фельдшера, 1—3 медсестры. Работники кабинета должны иметь стаж работы не менее 5 лет, действовать в тесной взаимосвязи с регистратурой и врачами-специалистами. Штат кабинета составляется за счет общей численности среднего медперсонала П. Режим работы кабинета определяется с учетом мощности П. Так, в П., обслуживающих до 30 тыс. населения, рекомендуется организовывать работу кабинета в одну смену, а в П., обслуживающих св. 30 тыс.,— в две смены.
В кабинете ведется прием больных, повторно посещающих П., но не имеющих талона к врачу в день обращения; кроме того, в нем измеряют температуру и АД, принимают посетителей, обратившихся в П. для оформления различной мед. документации. Работники кабинета оформляют паспортную часть документа с выкопировкой необходимых данных из мед. карт амбулаторного больного, выдают направления на лабораторнодиагностические обследования, оформляют запросы в другие мед. учреждения и т. п. Все документы, выдаваемые больным, должны быть подписаны лечащим врачом и при необходимости — заведующим отделением.
Специализированные кабинеты врачей. Работа этих кабинетов организуется с учетом наиболее полного удовлетворения потребности населения, особенно занятого на производстве. При наличии в П. двух и более врачей-специалистов одного профиля прием больных по этому профилю должен проводиться в течение всего времени работы П. с тем, чтобы обеспечить в нерабочее время прием работающих как в первую, так и во вторую смену, а служащих — после окончания работы.
Работа участковых врачей
Важным звеном в деятельности П. является организация работы участковых врачей-терапевтов (см. Врач участковый) и организация медпомощи больным на дому. В большинстве П. имеются два вида участковых врачей-терапевтов: врач на территориальном участке (участковый врач) и врач на цеховом участке (цеховой врач). Территориальные врачебные участки создаются для обслуживания населения в р-не деятельности П.; цеховые врачебные участки организуются на промышленных предприятиях и стройках, на к-рых нет своей медико-санитарной части (см.), а рабочие и служащие получают медпомощь в соответствующей территориальной П. Из 6,5 час. рабочего времени участкового врача-терапевта 3,5 он использует для приема больных в кабинете П. и 3 часа — для оказания помощи больным на дому, из расчета затраты времени на каждого больного на дому 30—40 мин. Запись к врачу для посещения больных на дому производится в зависимости от режима работы П., а их посещение участковым врачом-терапевтом, как правило, до 19—21 часа. После этого времени неотложную медпомощь (на дому) оказывают учреждения скорой медпомощи. До 1977 г. в П. для этой цели имелись отделения по оказанию неотложной медпомощи населению. Затем эти отделения были объединены с учреждениями скорой медпомощи (см. Помощь на дому, Скорая и неотложная медицинская помощь).
Для обслуживания населения на дому участковым врачам (при значительных расстояниях) выделяется специальный транспорт. Участковый врач-терапевт должен иметь фонендоскоп, тонометр, портативный электрокардиограф типа «Салют», «Малыш», аптечку. Для выполнения назначений участкового врача-терапевта ему в помощь выделяется медицинская сестра (см.).
Цеховой врач-терапевт, как правило, профилактическую работу осуществляет непосредственно на предприятии, где ему для этой цели выделяется помещение. Прием больных он чаще проводит в кабинете П. Цеховой врач-терапевт руководит работой фельдшера (фельдшеров) здравпункта соответствующего предприятия (см. Здравпункт).
Отделение (кабинет) восстановительного лечения обеспечивает комплексное применение различных методов лечения: физиотерапии, механотерапии, трудотерапии, леч. физкультуры, массажа и др. Восстановительное лечение широко назначается больным, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, нарушениями функции опорно-двигательного аппарата вследствие травм, ортопедических, неврологических и других заболеваний. В результате восстановительного лечения существенно сокращаются сроки временной нетрудоспособности больных, увеличивается число больных, вернувшихся к труду, снижается процент лиц, переведенных на инвалидность (см. Реабилитация).
При организации отделения следует руководствоваться положениями об отделении и о кабинете восстановительного лечения городской поликлиники, утвержденными приказом м 3 СССР № 1000 от 23 сентября 1981 г.
Врачебная экспертиза трудоспособности
В Поликлинике обращается значительное число работающих, и врачу-специалисту наряду с лечением больных необходимо решать вопросы по определению трудоспособности (ок. 40% больных от общего числа посещений нуждается в освобождении от работы в связи с временной нетрудоспособностью). Кроме того, определенное число больных требует решения вопроса о стойкой утрате трудоспособности (см. Инвалидность). Врачи-специалисты П. систематически проходят подготовку по этим вопросам. В их обязанность входит установление временной нетрудоспособности (см.), прогнозирование длительности течения заболевания и в этой связи решение вопроса о выборе вида лечения (амбулаторно или в условиях стационара), выдаче листка нетрудоспособности (см.), его продлении и закрытии. В случае стойкой утраты трудоспособности подготавливаются и оформляются мед. документы, в т. ч. посыльный лист на ВТЭК. Для руководства указанной работой в П., имеющих в штате 15 и более должностей врачей по амбулаторному приему больных, устанавливается должность заместителя гл. врача П. по экспертизе временной нетрудоспособности и создается ВКК (см. Врачебно-консультационная комиссия).
Работа по организации диспансеризации
Одной из важнейших сторон работы Поликлиники является диспансеризация (см.). Приказом м 3 СССР № 1129 от 2 ноября 1979 г. «О введении в действие инструкции по дальнейшему совершенствованию диспансеризации больных в амбулаторно-поликлинических учреждениях для взрослых» определены контингенты, подлежащие диспансеризации (диспансерному наблюдению), порядок отбора больных на диспансерный учет, утверждена документация, установлены формы и методы активного оздоровления больных, определены критерии оценки эффективности диспансеризации, приведены нормы нагрузки врачей-специалистов по диспансеризации. Напр., на участкового и цехового врача-терапевта предусмотрена нагрузка по диспансерному обслуживанию не менее 150—170 чел. (по мере разукрупнения терапевтических врачебных участков число находящихся на диспансерном учете на одного участкового врача-терапевта будет постепенно увеличиваться), на хирурга, акушера-гинеколога и невропатолога — 100— 120 чел., на офтальмолога — 160— 180 чел., оториноларинголога — 120—150 чел. и на дерматолога — 80—120 чел.
На 1 больного, состоящего под диспансерным наблюдением, следует планировать в среднем в течение года не менее 3—4 активных посещений, в т. ч. не менее двух посещений врача, у к-рого больной непосредственно состоит под диспансерным наблюдением.
Все диспансеризуемые больные должны получать активное против о-рецидивное амбулаторное и при необходимости стационарное лечение. Для их оздоровления широко используются физиотерапевтические методы лечения, ЛФК, диетическое питание, сан.-кур. лечение и оздоровление в санаториях-профилакториях (см.).
Как показывает опыт, из каждой 1000 диспансеризируемых больных нуждаются в противорецидивном лечении не менее 820 чел., в диетическом питании — 315, в сан.-кур. лечении и оздоровлении в санаториях-профилакториях — 430, в стационарном лечении — 400, в трудоустройстве — 150 чел. Организацию и контроль за диспансеризацией населения осуществляет отделение профилактики. Здесь ведется централизованная картотека лиц, состоящих на диспансерном учете.
Взаимосвязь поликлиники с больницей
С целью сокращения сроков пребывания больных в стационаре за счет уменьшения времени, необходимого для их обследования,особое внимание обращается на полноту и качество обследования больных в П. при направлении их в стационар.
Врачи П. при этом должны четко и полноценно оформить мед. документы с приложением данных специальных исследований. В свою очередь, при выписке больного из стационара на него в П. должна быть передана документация с рекомендациями о дальнейшем лечении и наблюдении в условиях П.
Кабинет санитарного просвещения и гигиенического воспитания населения входит в состав отделения профилактики. Наиболее важной формой его работы является индивидуальная беседа врача с больным, особенно участкового врача-терапевта, который фактически является домашним врачом и хорошо знаком с жизнью и бытом населения своего участка. Эффективной формой пропаганды сан.-гиг. знаний являются краткие коллективные беседы врачей с населением, а также применение в П. средств массовой и наглядной пропаганды — плакаты, памятки, диапозитивы, стенные газеты, бюллетени и др. (см. Санитарное просвещение). При составлении плана сан.-просвет, работы учитываются возрастная характеристика населения, уровень и структура заболеваемости, время года и другие факторы. Эта работа проводится под методическим руководством городского (районного) Дома санитарного просвещения (см.).
Деятельность П. оценивается по двум группам показателей. К показателям первой группы (количественным) относятся: число посещений к врачам на одного больного в год, кратность (повторность) посещений, активность посещений больных на дому, показатель участковости (обслуживание больных конкретного терапевтического участка одним врачом); к показателям второй группы следует отнести: эффективность диспансеризации (по установленным критериям), уровень заболеваемости с временной утратой трудоспособности, инф. заболеваемости, результаты восстановительного лечения инвалидов и др.
Кабинет фармацевтической информации организуется при крупной П. аптекой с целью установления повседневной связи врачей и фармацевтов. Это позволяет своевременно информировать врачей о наличии лекарственных средств в аптеках, их аналогах, более рационально использовать имеющиеся ресурсы медикаментов.
Специализированные поликлиники
Работа специализированных П. основывается на общих принципах организации амбулаторно-поликлинической помощи, однако характер заболеваемости и обслуживаемых групп населения вносит определенную специфику в их работу.
Стоматологическая поликлиника предназначена для оказания специализированной стоматологической помощи населению. Этот вид помощи населению, кроме того, оказывается в стоматол, кабинетах и отделениях, организуемых в составе большинства П. всех типов, МСЧ, санаториев, а также в школах, средних специальных и высших учебных заведениях.
Стоматол, помощь детям до достижения ими 15-летнего возраста оказывается в детских стоматологических П. или детских отделениях П. Одной из основных задач всех стоматол. учреждений является проведение плановой профилактической работы (санация полости рта, особенно у детей), организация комплексной системы профилактики и лечения стоматол, заболеваний.
Стоматологическая П. работает по участковому принципу. Число П. и объем их деятельности, особенно в городах, ежегодно возрастают (табл. 8), что обусловлено дальнейшей специализацией стоматол, помощи по терапии, хирургии, ортопедии и ортодонтии, ростом технического оснащения П., совершенствованием технологии леч.-проф, процесса (возможность применять общее обезболивание, для чего на 10 штатных должностей врачей-стоматологов выделяется 1 врач-анестезиолог; внедрение цельнометаллического литья, изготовления фарфоровых коронок и др.).
Стоматологические П. делятся на пять категорий (табл. 2).
Наиболее распространены стоматол. поликлиники IV категории (на 20 врачей-стоматологов), функционирующие в небольших городах и сельских районных центрах. По типовому проекту, утвержденному в 1979 г., они включают 5 леч. кабинетов (для санации и лечения зубов) общей площадью 142,7 м 2 (в т. ч. на 1 кресло — 2 кабинета; на 2 кресла — 1 кабинет, на 3 кресла — 1 кабинет и на 4 кресла — 1 кабинет); 3 хирургических стоматол, кабинета общей площадью 80,2 м 2 (в т. ч. помещение для проведения обезболивания); 1 ортопедический кабинет; 1 ортодонтический кабинет; 1 кабинет для рентгеновских снимков; 1 кабинет гидротерапии; 1 кабинет физиотерапии и др.
В комплект оборудования рабочего места врача-стоматолога входят: 1 стоматологическая установка, 1 электрическая микробормашина, 1 турбинная бормашина, 1 стоматол, гидроблок, 1 стоматол, кресло, 1 стол стоматолога, 1 специальный стул стоматолога, 1 стоматол, светильник, 1 компрессор и др.
Кроме того, стоматологические П. оснащаются: криохирургическими автономными стоматол, установками, вакуумными аппаратами для лечения пародонтоза, амальгамосме-сителями и другим стоматол, оборудованием и инструментарием (см. С томатологический инструментарий, С томатологическое кресло, Стоматологическая установка).
Городская детская поликлиника — структурное подразделение детской больницы или самостоятельное леч.-проф, учреждение, предназначенное для оказания медпомощи детям до достижения 15-летнего возраста как амбулаторно, так и на дому; работает по территориально-участковому принципу (см. Детская поликлиника).
Курортная поликлиника организуется в крупных курортных городах п предназначена для оказания поликлинической медпомощи и ведения больных, прибывших в курортную местность не по курортным путевкам в санатории, а по курсовкам. Больные, прибывшие по курсовкам, размещаются по частным квартирам (на основании договоров, заключаемых территориальным курортным управлением), а все виды лечения (ванны, массаж, леч. физкультура и др.) и врачебное наблюдение осуществляются в курортных П., а иногда в базовых санаториях. Кроме того, курортные П. обеспечивают консультативной медпомощью больных, находящихся на лечении в санаториях, по направлению их лечащих врачей по профилям — урологии, офтальмологии, эндокринологии, оториноларингологии, неврологии, дерматовенерологии, хирургии, травматологии и ортопедии и др.
Курортные П. организуются гл. обр. на бальнеол. курортах, иногда на климатических. Первая курортная П. в СССР была организована в 1925 г. в г. Кисловодске. В 1980 г. в стране было 32 курортных П., из них 5— в Сочи, 4 — на Кавказских Минеральных Водах (в Кисловодске, Пятигорске, Железноводске и Ессентуках). Структура и нормативы курортных П. являются типовыми, но в них внесены незначительные коррективы в зависимости от объема и характера деятельности П., а также поставленных перед ними задач.
Городская поликлиника консультативно-диагностической помощи организуется в составе областной (краевой, республиканской) больницы или клиники мед. ин-та, НИИ в городах с населением св. 400 тыс. чел. для оказания консультативной врачебной помощи больным, направленным из других леч.-проф, учреждений области (края, республики), или больным, обратившимся самостоятельно (см. Областная больница). В П. создаются гл. обр. специализированные отделения (кабинеты). Офтальмологическая консультативная поликлиника может быть организована с разрешения мин-ва здравоохранения союзной республики в составе областной, краевой и республиканской больницы.
Хозрасчетная поликлиника создается в крупных городах для оказания специализированной консультативной медпомощи тем больным, которые желают за невысокую плату получить медпомощь у выбранного ими врача. Хозрасчетные городские П. могут привлекаться для проведения профилактических медосмотров лиц, поступающих на работу, а также работающих на пищевых и коммунальных объектах, в детских и других учреждениях, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат обязательным медосмотрам (от 2 до 4 и более раз в год) с применением лабораторных, аппаратных и других методов исследования (см. Медицинский осмотр). В этих случаях оплата медосмотров осуществляется соответствующим предприятием.
Физиотерапевтическая поликлиника предназначена для осуществления восстановительного лечения с использованием методов физиотерапии, леч. физкультуры, трудотерапии и др., направленного на дальнейшее снижение временной и стойкой нетрудоспособности, сохранение трудовых ресурсов. Такие П. создаются в крупных городах.
Центральная районная поликлиника организуется в сельском административном р-не при отсутствии центральной районной больницы и выполняет функции райздравотдела.
Гериатрическая поликлиника предназначена для оказания медпомощи лицам пожилого и старческого возраста. Однако предпочтительнее организация гериатрических отделений в городских П.
Цеховая поликлиника. В ряде городов, где сосредоточены крупные промышленные предприятия, в порядке эксперимента начинают создаваться цеховые П., предназначенные для обслуживания работающих на одном предприятии. Эти П., как правило, размещаются в непосредственной близости от предприятия. В цеховой П. представлены врачи основных специальностей (терапевты, хирург, травматолог, оториноларинголог, офтальмолог, невропатолог, дерматовенеролог), организуются необходимые диагностические и леч. кабинеты. Все врачи этой П., а не только цеховые терапевты, изучают условия труда рабочих и активно влияют на их улучшение. Цеховая П. входит в состав городской больницы и, следовательно, использует все преимущество крупного многопрофильного учреждения.
Гарнизонная поликлиника — военное леч.-проф, учреждение, предназначенное для оказания медпомощи амбулаторным больным. Гарнизонная П. является самостоятельным леч.-проф, учреждением. В ряде гарнизонных госпиталей имеются поликлинические отделения, выполняющие функции гарнизонных П. На гарнизонную П. возлагаются следующие обязанности: оказание медпомощи амбулаторным больным, состоящим на обслуживании, а также лицам, направляемым в П. для консультации из частей и учреждений гарнизона; диспансеризация обслуживаемых контингентов; оказание медпомощи на дому; оказание методической и практической помощи войсковым (корабельным) врачам в организации профилактической и лечебно-диагностической работы в частях (на кораблях).
Правом на мед. обеспечение в гарнизонных П. пользуются: военнослужащие воинских частей (кораблей) и учреждений гарнизона; военнослужащие, находящиеся в командировке или отпуске в данном гарнизоне; генералы, адмиралы и старшие офицеры, уволенные в отставку или запас в соответствии с положением, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 г. № 193, проживающие на территории гарнизона, а также члены их семей.
В гарнизонных П. могут также получать медпомощь члены семей военнослужащих, а также рабочие и служащие Советской Армии и ВМФ, если оказание медпомощи в гражданских леч.-проф, учреждениях невозможно или затруднено. Это в каждом случае определяется приказом командующего войсками военного округа (флотом).
Одним из ведущих принципов деятельности гарнизонных П. является обеспечение преемственности амбулаторно-поликлинической и стационарной медпомощи. В П. подготавливают больных для плановой госпитализации и проводят своевременную восстановительную терапию больных после их выписки из стационара. Важнейшим разделом работы гарнизонной П. является диспансеризация (см.) военнослужащих.
В состав гарнизонной П. входят следующие основные функциональные подразделения: регистратура; диагностические отделения (кабинеты) — лабораторное, рентгенологическое, функциональной диагностики; лечебные отделения (кабинеты) — терапевтическое, хирургическое, неврологическое, офтальмологическое, оториноларингологическое, стоматологическое, дерматологическое, физиотерапевтическое, лечебной физкультуры; отделение помощи на дому и аптека. В необходимых случаях в составе П. предусматриваются педиатрическое и акушерско-гинекологическое отделения. При каждой гарнизонной П. имеются гарнизонная военно-врачебная и санаторно-отборочная комиссии. В связи со специализацией медпомощи в крупных гарнизонных П. создаются штатные и нештатные более узко специализированные отделения и кабинеты (кардиологические, эндоскопические, аллергологические, рефлексотерапии и др.). В армии и на флоте постоянно проводятся мероприятия по дальнейшему совершенствованию амбулаторно-поликлинической помощи.
Организация приема больных, оказания медпомощи, учета, работа функциональных подразделений гарнизонных П. строятся по тем же принципам, что и во всех леч.-проф, учреждениях страны.
Руководство деятельностью поликлиники
При Поликлинике создается и действует общественный совет, состоящий из представителей советских, профсоюзных и общественных организаций (см. Общественные советы). Руководство П. в своей работе опирается также на активистов об-в Красного Креста и Красного Полумесяца, особенно в проведении профилактических мероприятий, диспансеризации, ухода за больными на дому.
Организация работы амбулаторно-поликлинических учреждений за рубежом рассматривается в статьях о здравоохранении отдельных стран (см. Болгария, Великобритания, Венгрия, Германская Демократическая Республика и др.), а также в статье Лечебно-профилактические учреждения (см.) за рубежом.
Таблицы
Таблица 1. Развитие сети амбулаторно-поликлинических учреждений, самостоятельных и входящих в состав больниц на правах поликлинических отделений, в городах за период с 1913 по 1980 г. (системы М3 СССР)