Что значит климатическая система в автомобиле ваз
Управление климатической системой автомобиля Лада Гранта
В 2014 году отечественный завод АвтоВАЗ предоставил вниманию своих фанатов очередную доработанную версию Лады Гранта. Хорошо оснащенный, содержащий в себе практически весь перечень современного оборудования, которым славятся знаменитые западные и восточные модели, этот автомобиль покорил сердца многомиллионной аудитории и на сегодняшний день вышел в тройку лидеров на российском рынке.
Одним из преимуществ модели Лада Гранта является неплохая климатическая система, о которой еще каких-то пять-семь лет назад производители и водители могли только мечтать. Что же такое климатическая система Лада Гранта, каковы ее конструктивные особенности, плюсы и минусы, возможные поломки?
Климат-контроль Гранты
В прежние годы все, на что мог рассчитывать автовладелец, это средненькая печка, которая то и дело давала сбой. Но время не стоит на месте, и технологии тоже. Появились различные системы, которые можно было устанавливать на авто, такие как кондиционер Фрост, Август, Фриджет и другие. Но и на этом развитие не остановилось.
Теперь отечественные производители решили пойти по проторенному западными и японскими концернами пути и начать устанавливать на свои проекты систему климат-контроль. Таким первопроходцем стала элегантная и динамичная Лада Гранта. Климат-контроль Гранты включает в себя совершенную систему отопления и систему дополнительной вентиляции.
Климат-контроль представляет собой довольно сложную конструкцию, работающую за счет электрического устройства, которое приводит в движение установленный турбинный вентилятор. Здесь выполняется не только вентиляция, но и очистка воздуха, что происходит благодаря наличию особых фильтров из долговечного, экологически чистого материала.
При открытых окнах вытяжка производится через окна, но зимой и осенью, когда холодная погода не позволяет опускать стекло, в прежние времена создавалась проблема с вытяжкой, теперь же она осуществляется за счет рефлекторов, расположенных под задним бампером. Так что атмосфера в салоне идеальна в любое время года, никакой духоты, посторонних запахов и прочего. И это, конечно, огромный плюс конструкторам машины.
Климатическая система Лады Гранта переходит с одного режима на другой простым нажатием на переключатель, который приводит в действие тросик, а тот, в свою очередь, воздействует на заслонку. Таким образом происходит перенаправление потока воздуха либо с улицы, либо с печки радиатора.
Возможные неисправности
Как и любому сложному устройству, климат-контролю Лады Гранта свойственно выходить из строя, и чтобы сэкономить время на обнаружение поломки, стоит знать возможные неисправности этой системы. Как правило, поломки возникают в режиме отопления (столь важном для экстремальных условий российского климата). Уже на второй-третий год работы может наблюдаться значительное снижение подачи горячего воздуха или сбой в системе переключения потоков горячего и холодного воздуха.
Подобные нарушения в системе происходят либо по причине засоренности фильтров, либо из-за дефекта вентилятора. Зачастую он подвержен выходу из строя в силу того, что изготовлен из непрочного материала. Чтобы восстановить работу системы, следует заменить фильтры, а если и после этого вы замечаете падение оборотов электромотора, то нужно проверить его напряжение. Идеальное напряжение — это 0.5 В.
Если показатель ниже этой цифры, значит, нарушен контакт в вентиляторе. Если напряжение находится в норме, а проблема налицо, то придется чинить, а то и вовсе заменить электромотор. Бывает и так, что на улице стоит жара и хочется морозной свежести. Садишься в автомобиль в уверенности, что климат-контроль не подведет. Но включив систему, вы понимаете, что вместо ожидаемого холодного ветерка в салон идет горячий воздух от печки.
Что значит перемена местами холода и тепла в таком случае? Это значит, что пришел в негодность привод заслонки: излом, тросик, переключатель и т. п. Возможно также, что и уровень тосола упал, отчего нарушился круговорот охлаждающей жидкости.
И наконец, третьей причиной подобного сбоя может быть банальное засорение трубок радиатора. Для устранения неполадки нужно либо заменить трубки или же прочистить их, либо нормализовать уровень тосола, либо привести в порядок заслонку. Очень часто климатическая система дает сбои из-за образовавшейся воздушной пробки. Ее можно убрать двумя способами:
Ремонт своими руками
Климат-контроль Лады подвержен возникновению различных механических дефектов, обнаружить которые порой довольно непросто, но они и приводят к реальным сбоям системы. Поэтому здесь нужно применить такой прибор, как дефектоскоп, и с его помощью обнаружить неисправность. Для ремонтных работ понадобится следующее:
Допустим, мы имеем проблему нерабочего контроллера скорости отопителя. Первое, что мы должны сделать, это демонтировать климат-контроль, для чего понадобится выкрутить саморезы и снять устройство. Вынимать его следует осторожно, чтобы не повредить слишком хрупкую пластмассу. Снять нужно и разъемы. Здесь положительным моментом является то, что разъемы помечены, какой и куда нужно потом ставить.
Дальше в самом блоке проводим демонтаж. В задней панели выкручиваем шурупы и снимаем крышку. Теперь вашему взору предстанет завораживающая картина сложнейшей платы. Здесь нужно вооружиться инструкцией. Далее пропаиваем все места с дефектами (трещины и прочие неисправности можно обнаружить при помощи лупы).
Закончив пайку, монтируем устройство назад и обязательно подключаем разъемы. Останется только проверить работу и наслаждаться отличной атмосферой тепла и уюта в салоне красавицы Лады Гранта.
Как это работает: климат-контроль
Выясняем, каким образом устроен климат-контроль и в чем его преимущества над обычным кондиционером.
Как это работает: климат-контроль
Многие водители и пассажиры, наверное, обращали внимание, что если в машине, оснащенной кондиционером, включить режим охлаждения воздуха, то через какое-то время в салоне станет неестественно холодно. Обратную ситуацию можно заметить и с работающей печкой — когда через определенное время в автомобиле вместо теплого климата образуется «Ташкент». Все дело в том, что обычные кондиционер и печка не умеют измерять температуру в салоне и с упрямством осла будут работать с неизменным напором, пока водитель вручную не сбавит обороты вентилятора и не прикроет воздушную заслонку.
Климат-контроль же лишен таких недостатков — водителю достаточно задать нужную температуру (комфортными условиями для человека считаются 22-24 градусов по Цельсию) и забыть о нем, поскольку «погода» в машине будет поддерживаться автоматически. Каким же образом достигается такая благодать? Вот тут как раз резонно обратиться к устройству климат-контроля. Простыми словами, инженеры подружили между собой кондиционер и печку (отопитель), научив их работать сообща, а кроме этого установили внутри машины датчики, которые и помогают поддерживать столь желанное постоянство. Как только датчики фиксируют, что температура в салоне начинает падать, то задействуется печка, а когда становится жарко — на первый план выходит кондиционер. При детальном рассмотрении устройство и принципы работы «среднестатистического» климат-контроля, понятное дело, окажутся несколько сложнее.
В упрощенном варианте работа климат-контроля осуществляется следующим образом: воздух с улицы нагнетается вентилятором в испаритель (один из ключевых элементов кондиционера), в котором он охлаждается и сушится. Затем воздушный поток направляется в печку, в которой он прогревается и затем подается в салон. Таким образом, основной задачей климат-контроля является смешивание холодного и теплого воздуха, чтобы он отвечал заданной водителем или пассажирами температуре.
Что задействовать в тот или иной момент (кондиционер или печку) климат-контроль решает не только основываясь на показаниях температурных датчиков в салоне, но и с оглядкой на температуру воздуха за бортом. Тут ему на помощь приходит датчик наружной температуры. То есть, если на улице мороз, то комфортный климат в салоне будет создавать отопитель, а если жара — то кондиционер. Другими словами, установив однажды нужную температуру, и летом, и зимой она будет поддерживаться автоматически.
Каждый климат-контроль имеет свой алгоритм работы, совершенство которой будет зависеть от количества датчиков, потенциометров заслонок, воздуховодов, программного обеспечения. Например, в морозный период простые системы могут сразу направить в салон прохладный воздух, в то время как более продвинутые климатические установки сперва направят поток на стекла, чтобы они оттаяли и не запотевали, а потом по мере прогрева двигателя направят его в ноги и только лишь по достижению заданной комфортной температуры — в область лица. Более того, дорогие системы могут даже учитывать интенсивность солнечного излучения, влажность, а также анализировать качество забираемого с улицы воздуха, активируя в случае его загрязнения режим внутренней рециркуляции.
В режиме Auto электроника самостоятельно решает куда, с какой силой и какой температуры гнать воздух. Для достижения заданной водителем или пассажирами температуры зачастую потребуется определенное время, которое будет зависеть от уличной температуры. Современные климатические установки позволяют выбрать температуру от 14 до 28 градусов Цельсия.
Климат-контроль бывает одно-, двух- (можно установить разную температуру для водителя и переднего пассажира), трех- и даже четырехзонным. В последних двух вариантах создать свой индивидуальный микроклимат могут и задние пассажиры.
Советы по выбору климат-контроля
Если у вашей второй половинки другие температурные предпочтения, то безусловно есть смысл выбрать двухзонный климат-контроль. На самом деле, в современных машинах именно такие зачастую и устанавливают. Тут нужно не забыть поинтересоваться о максимально допустимой разнице температур. Иногда климатические установки не позволят установить для водителя, к примеру, 17 градусов, а для переднего пассажира — 25. Порой максимально возможная разница составляет 2-3 градуса по Цельсию. То есть если водитель установит 21 градус, то пассажир сможет лишь установить температуру в диапазоне между 18 и 24 градусами соответственно. Тем не менее, чем климатическая установка современней, чем она дороже, тем больше свободы получают как водитель, так и пассажир.
Кроме этого, стоит обратить внимание на количество температурных датчиков в салоне. Не секрет, что горячий воздух подымается вверх, в то время как холодный собирается в нижней части салона. Поэтому если датчик будет установлен, например, в крыше, то не исключен вариант, что вместо теплого воздуха на пассажиров будет подаваться холодный. Все дело в том, что расположенный сверху датчик будет считать, что салон прогрет до необходимой температуры, хотя на самом деле это не так. Системы, у которых датчики температуры установлены как снизу, так и сверху, понятное дело, будут работать гораздо совершенней. Компромисс — когда датчики устанавливаются непосредственно в передней панели, то есть по центру.
При выборе трех- или четырехзонного климат-контроля не лишним будет поинтересоваться, установлен ли сзади дополнительный блок отопителя/кондиционера. Нередко даже на автомобилях премиум-класса производители ограничиваются лишь дополнительным вентилятором, из-за чего в задней части салона растет погрешность между заданной и реальной температурами.
Как пользоваться кондиционером на автомобилях LADA
Кондиционерами оснащаются все современные автомобили LADA (Granta, Vesta, Largus, XRAY, 4×4, Niva). Среди владельцев много тех, для кого LADA стала первым автомобилем. В связи с этим появляется множество вопросов связанных с климатической системой. Например, как правильно включать и пользоваться кондиционером или чем климат-контроль отличается от кондиционера. Ответы на вопросы связанные с кондиционером есть в руководстве по эксплуатации автомобиля.
Важные замечания
Про рециркуляцию
Включение рециркуляции производится рукояткой №3 (Granta, Kalina) или нажатием на кнопку со стрелками по кругу №19 (Vesta, XRAY).
Как пользоваться
Рекомендации по выбору режима работы кондиционера:
Рекомендации по выбору режима работы климат-контроля:
Профилактика кондиционера
Перед первым включением кондиционера после покупки автомобиля, а также после перерыва в эксплуатации кондиционера 60 и более дней, независимо от внешних условий эксплуатации и времени года, рекомендуется производить профилактику системы кондиционирования:
При эксплуатации автомобиля в холодное время года (зимой) рекомендуется не реже одного раза в месяц при положительных температурах наружного воздуха (в теплом помещении, но не ниже +2 °С) производить профилактику системы кондиционирования по алгоритму, описанному выше.
Климатическая система. Часть 1. Теоретическая
Что же нам предлагает стандартная система отопления и вентиляции салона в ваз 2114 и родственных моделях? Перечислю основные недостатки:
1. Отсутствие кондиционера и, как следствие, необходимость открывать окна. В результате — пыль, шум и вонь. Невозможность сушки воздуха в салоне.
2. Отсутствие внятной вентиляции салона. В результате — долгий прогрев салона зимой, затруднен продув салона.
3. Отсутствие нормального салонного фильтра, системы рециркуляции воздуха. В результате — пыль и вонь даже с закрытыми окнами.
4. Механическое управление заслонками. В результате — постоянные проблемы с неравномерной температурой из сопел. Кстати, боковые сопла в печке нового образца(а может и старого тоже) заслонкой не перекрываются.
5. Отсутствие автоматического управления. Постоянно приходится дергать заслонки вручную, а ввиду п.4 — быстрый выход из строя механизмов регулировки.
6. Некачественные воздуховоды. В результате — зимой много тепла теряется где-то в глубинах торпедо.
7. Краник отопителя. Много нервов он потратил. Кстати, при последней замене снял с него вообще тросик — вот уже год полёт нормальный, лишнего тепла летом в салоне нет.
Исходя из вышеперечисленного, начал проработку проекта по комплексной доработке климатической системы. Сформулирован ряд требований:
1. Кондиционер. Он просто необходим в летнюю жару и весенне-осеннюю влажность.
2. Электронное управление заслонками отопителя. На драйве не раз видел, как воздухораспределитель приоры сплавляли со стандартной печкой, повторю этот опыт.
3. Автоматическое управление заслонками. Раз уж пункт 2 предусматривает доработку системы заслонок, почему бы сразу не установить блок климат контроля приоры.
4. Заслонка рециркуляции. Необходимая вещь, которую не так уж и сложно реализовать.
5. Минимум доработок кузова.
6. Минимум доработок стандартной системы вентиляции.
7. Испаритель кондиционера необходимо поместить внутрь салона, иначе толку от него будет немного.
8. Адаптер салонного фильтра 2110
Рассмотрим будущие компоненты системы подробней.
Кондиционер.
На рынке представлено несколько готовых комплектов кондиционера для Самар. Краткий обзор нескольких из них.
Фрост-Лада
Крайне прост в установке, все компоненты встают штатно. Однако, конструкция испарителя ужасна. Мало того, что нормальный салонный фильтр установить не получится, так ещё и рециркуляцию к такой схеме прикрутить крайне сложно, как минимум придётся прорезать дополнительное окно в кузове. И это не считая того, что испаритель толком не охлаждает воздух и быстро забивает грязью и обмерзает.
+ простая и быстрая установка
— отвратительный испаритель, не позволяющий реализовать весь необходимый нам функционал
— цена порядка 26 тысяч
— оригинальные зап. части и, как следствие, цена на них. Один только конденсатор порядка 8000 рублей
— не слишком приветливый персонал
КА-Самара
Собран на базе серийных комплектующих, устанавливаемых на приоры и калины. Испаритель перенесли в блок отопителя, попутно видимо удалив все заслонки.
+ простая и быстрая установка
+ доступность зап. частей. На любом авторынке и авторазборке можно найти необходимую зап. часть за приемлимые деньги.
+ возможность реализовать рециркуляцию, установить адаптер салонного фильтра 2110
— отсутствие заслонок в печке
— необходимость резать кузов для трубопроводов к испарителю
Август
Клон кондиционера Фрост различных модификаций. Найти довольно сложно, но ничем почти не отличается от оригинала.
Решение предлагаю следующее:
Собрать комплект на основе комплектующих калины и приоры по примеру комплекта КА-Самара, а испаритель установить в блок печки своими силами.
+ простая и быстрая установка.
+ доступность зап. частей, т.к. подходят серийные комплектующие.
+ возможность установки салонного фильтра, системы рециркуляции.
+ все заслонки возможно оставить на месте.
+ возможно сохранить кузов нетронутым.
+ цена, т.к. многие компоненты можно взять БУ.
— трубопроводы придётся изготовить самому.
— придётся побегать и поработать головой и руками, хотя для меня это скорее плюс.
Дальше посмотрим, что нам понадобится для реализации задумки и прикинем бюджет.
Как я уже упоминал, электрические компоненты возьмём с приоры. В качестве подопытного была выбрана климатическая система Панасоник, потому что её блок управления имеет плавную регулировку скорости вентилятора, автоматический режим работы заслонок направления воздуха и режим сушки воздуха.
Климатическая система Панасоник состоит из следующих компонентов:
— контроллер системы автоматического управления климатической установкой (САУКУ) – 21720-8121020-00; (5500 рублей) Куплен за 2000
— моторедуктор распределения воздушного потока (МРВП) – 21700-8127100-00; (860 рублей)
— моторедуктор заслонки воздухосмешения (МЗВС) – 21700-8127200-00; (995 рублей)
— электромагнитный клапан привода заслонки рециркуляции (ЭКЗР) – 21700-8119130-00; (700 рублей)
— регулятор частоты вращения (РЧВ) – 21703-8127025-00; (2500 рублей)
— датчик температуры испарителя (ДТИ) – 21700-8121030-00; (700 рублей)
— датчик температуры радиатора отопителя (ДТРО) – 21700-8101250-00; (700 рублей)
— датчик температуры окружающей среды (ДТОС) – 21720-8121210-00; (300 рублей)
— датчик температуры воздуха салона (ДТВС) – 21720-8128050-00; (300 рублей)
— датчик давления (ДД) – 21700-8127310-00.
В скобках — примерная цена нового компонента в магазине. Так же, для связки всего этого понадобятся жгуты проводов. Если не удастся найти готовые за приемлимые деньги — изготовлю самостоятельно, не велика беда.
Видно, что второй по цене компонент — регулятор частоты вращения. Цена неоправданно высокая, поэтому есть смысл взять неисправный и починить, благо ремонт несложный и крайне дешевый.
Отдельного упоминания требует Датчик давления кондиционера. В приоре он подключается напрямую к ЭБУ и уже он решает, что делать с поступившей информацией. В моём случае, ЭБУ Январь 7.2 не имеет возможности обработки информации с этого датчика, поэтому будет реализована схема, аналогичная примененной в кондиционере Фрост Лада.
Механическая часть печки.
Делается на базе печки нового образца. Для экспериментов был приобретен блок отопителя в сборе с авито за 1100 рублей. Так же, был приобретен распределитель воздушных потоков с Приоры за 700 рублей на рынке. Скрепляться всё будет с помощью технического фена, полипропиленового прутка. Вот фото начала процесса.
Схема доработки довольно непростая, поскольку я хочу оставить на месте все воздуховоды, чтобы идеально совместить новый отопитель со штатными воздуховодами, а не городить колхоз из гофр.
Отдельного упоминания требует испаритель. Оказалось, что в комплекте Фрост Лада используется испаритель, полностью аналогичный таковому в Калине и имеющий размеры 215х235х40. Он разместится под окном вентилятора, сам же вентилятор мы можем безболезненно поднять вверх(над ним порядка 50 мм свободного места под капотом).
Заслонка рециркуляции расположится сбоку от испарителя.
Окно воздушного фильтра можно перекрывать шторками как тут.
Холодильная установка.
По примеру комплекта КА-Самара, собрать необходимые комплектующие не составит труда, цену и точный состав деталей уточню позже.
О работе климатической системы
Проскочил вопрос, а почему я в своих мини-итогах не упомянул климатическую систему? Действительно. Что-ж, исправляюсь, расскажу вкратце о ее работе.
Начну с того что машину с кондиционером я не хотел. Причина проста — был у меня когда-то кондей в Accent, и после того, как я дважды заболел, решил им не пользоваться. Очень осторожно надо нагонять им холод. Может у меня руки кривые. Незнаю.
В Калине же предлагается именно климатическая система, поставил крутилку на нужное положение, включил «авто», и забыл. Так это работает на иномарках. И на Калине
Действительно, регулировка скорости вращения вентилятора настроена грамотно, а кондей включается и выключается поддерживая заданную кругляшом температуру. Мне удалось сразу после покупки испытать климатическую систему в дальней поездке в жаркий день — впечатления сугубо положительные. Сейчас уже похолодало — и система также радует. С утра, ждет пока двигатель прогреется немного, а затем включает обдув на полную катушку, пока в салоне не станет тепло. Затем выключается. Понравилось
В общем про такую вещь как регулировка температуры я вообще забыл. Единственный нюанс — система настроена на максимально бесшумную работу, поэтому при достижении определенной температуры, скорость вращения вентиляторов становится совсем уж маленькой, и лобовое/боковые стекла начинают запотевать. (Может я делаю что-то не так?). Но для того ведь и сделана кнопка быстрого обдува лобового стекла. Нажал, подождал 10 секунд — выключил. Также система издает забавные звуки в начале своей работы — это нормально, не пугайтесь)
Так что всем кто утверждает что в Калине недо-климатическая система — флаг в руки 🙂 За достаточно скромные деньги мы получаем полный комфорт. Что еще нужно?