Что значит классическая психология

Классическая психология.

От части философии к самостоятельной науке.Обычно всю историю психологии делят на два больших этапа: развитие психологии в рамках философии и развитие психологии как самостоятельной науки. В лоне философии возникли представления о душе с противоположностью идеалистических и материалистических трактовок. Аристотель разработал не только спекулятивную концепцию, но и обобщил древний эмпирический опыт о психических явлениях. В античности сложились основные темы: «душа и тело», «чувство и интеллект», «ощущение и мышление». В средние века господство христианства и ислама обновило тематику: «вера и знание», «душа и дух». Новое время выдвинуло проблематику, связанную с научным познанием: «вера и сомнение», «предрассудки и разум», «страсти и мышление». Если Р. Декарт ввел понятие рефлекса, то английские философы Ф. Бэкон, Т. Гоббс и Дж. Локк заложили основы эмпирической психологии, центрированной сенсуализмом («нет ничего в разуме, чего не было бы в чувстве»). Локк предложил термин «ассоциация идей», подразумевая им образование сложных образов из простых. Это понятие стало ведущим для английской ассоциативной психологии XVIII в. (Дж. Беркли, Д. Юм, Д. Гартли).

Психология – это наука о непосредственном опыте. Вундт многое переосмыслил заново. Традиционно психология считалась учением о душе и внутреннем опыте. Немецкий ученый дал новое определение психологии как науки о непосредственном опыте. Объект и субъект здесь выступают в неразрывном единстве и всякий объект является представляемым объектом. Единый опыт может рассматриваться с двух позиций: как психическое содержание, данное нам и как способ нашего восприятия этого содержания. Первое изучает естествознание, второе – психология. Ее предмет есть сознание в полном объеме: желания, воля, аффекты и интеллект. Все это существует в виде психических процессов. Эксперименту поддаются только самое простое – ощущения, чувствования, время реакций и ассоциаций.

Основой психики являются рефлексы. Основные идеи оформились в виде рефлекторной теории, где началом любого психического акта выступает внешний чувственный раздражитель. Материалистическая стратегия здесь очевидна цепью детерминации: материальные стимулы – физиологические реакции – психические процессы. Отсюда вытекала дискуссия Сеченова с Константином Дмитриевичем Кавелиным (1818-1885), признавшим некоторую зависимость от нервов и мозга, но отстаивавшего самостоятельность содержания психики. Идеи Сеченова развивались И. П. Павловым, А. А. Ухтомским и др. Так возникла российская физиологическая школа в психологии.

Учение об условных рефлексах. Деятельность пищеварительных желез у животных весьма успешноисследовалИван Петрович Павлов (1849-1936), за что и был удостоен Нобелевской премией (1904). Но оказалось, что этот процесс обусловливается не только физиологическими, но и психическими факторами (вид пищи, ее запах и т. п.). Объяснение фактов «психической секреции» и было развито теорией условных рефлексов. Павлов оценил их вторичными сигналами безусловных (первичных) раздражителей. Создав физиологическую психологию, ученый понимал большую сложность «субъективной психологии».

Дата добавления: 2016-04-02 ; просмотров: 4854 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Психология классическая и неклассическая

Неклассический прорыв в психологии.

Концом 1920‑х-началом 1930‑х годов можно датировать несколько сделанных в разных местах разными учеными очень важных прорывов, которые привели к существенному изменению общего образа человека. Этот прорыв, который можно назвать гуманитарным, или неклассическим прорывом, обеспечили в первую очередь пять ученых — Курт Левин, Лев Выготский, Михаил Бахтин, Альфред Адлер и Людвиг Бинсвангер.

Курт Левин (см.: Левин, 2001) выдвинул идею галилеевского способа мышления как антитезу аристотелевскому способу мышления. Свойства, которые проявляют объекты, как показал Галилей по отношению к физическим объектам и физическим свойствам, не принадлежат природе самих этих объектов. Они обнаруживаются только при взаимодействии этого объекта с другими объектами, тела — с другими телами. Так, например, вес не есть свойство самого тела, а есть характеристика взаимодействия этого тела с гравитационным полем Земли. Если убрать это взаимодействие, то тело потеряет вес. Аналогичным образом, как показал Левин, психологические свойства мы также должны рассматривать не как внутренние атрибуты самих людей, черты диспозиции, а как что-то, что проявляется в некотором поле взаимодействия человека с окружающим миром и другими людьми.

Л.С.Выготский заложил основы неклассического подхода в узком смысле слова. Неклассическая психология в узком смысле слова — это методологическая позиция, эксплицированная Д.Б.Элькониным, который выводит ее из общего замысла подхода Л.С.Выготского, особенно в его поздних работах. Суть его заключается в том, что психические содержания и процессы существуют не только в интраиндивидной форме, будучи привязаны к активности нервной системы индивида. Они существуют также в объективированной, опредмеченной форме в культурных артефактах и могут передаваться (транслироваться) от индивида к индивиду. По мере нашего развития мы усваиваем эти содержания из окружающего культурного мира через взаимодействие с этим миром, опосредованное взаимодействием со взрослыми. Неклассическая психология — это наука «о том, как из объективного мира искусства, из мира орудий производства, из мира всей промышленности рождается и возникает субъективный мир отдельного человека» (Эльконин, 1989, с. 478). Можно говорить о процессе циркуляции психологических содержаний из индивидуально-психологической в предметно-объективированную форму и обратно, осуществляемом посредством механизмов опредмечивания и распредмечивания (Леонтьев А.Н., 1977).

М.М.Бахтин в своих новаторских работах показал принципиальную разомкнутость сознания человека и смысловое взаимодействие сознаний. Он показал, что в таком процессе как диалог, который выходит за рамки классической парадигмы в человекознании, происходят взаимодействия и взаимопереходы смыслов, то есть в диалогическом общении сознание разных людей оказывается разомкнутым по отношению друг к другу (см. напр.: Бахтин, 2000).

Альфред Адлер произвел революцию в психологии тем, что ушел от естественнонаучного детерминизма применительно к поведению человека. Человек не детерминирован причинами, которые толкают его к определенным действиям. Наоборот, причиной действия выступает цель. Мы должны по отношению к человеку задавать не вопрос «почему?», который задавал Фрейд, а вопрос «зачем?», и только через указание на цели, которые человек себе ставит, мы можем понять действие человека (см.: Adler, 1980).

И наконец Людвиг Бинсвангер — основоположник экзистенциальной психологии и психиатрии — ввел в обиход такое понятие как жизненный мир: чтобы понять человека, бесполезно его обмерять, изучать, тестировать, надо проникнуть в его жизненный мир, который включает в себя внешний мир (то, что окружает человека), внутренний мир и совместный мир, в котором осуществляется диалог, обмен, взаимодействие с другими людьми (см.: Бинсвангер, 2001).

Эти прорывы (не случайно все они оказались так синхронны) привели к развитию и становлению нового взгляда на человека, который можно назвать неклассическим в широком смысле слова. Неклассическая психология в широком смысле слова — это все способы построения психологического знания и психологической практики, отличающиеся от классического. Под классической психологией мы будем при этом понимать психологию, строящуюся по образцу естественных наук, как субъект-объектное познание, основанное на методологии эмпирического исследования (см.: Дорфман, 2002; 2005). К характерным образцам классической психологии можно отнести бихевиоризм, особенно классический, и дифференциальную психологию (Штерн, 1998), а также (в более современной модификации) когнитивную психологию.

Соответственно, к неклассическим будут относиться все подходы, пытающиеся в той или иной степени отойти от этой парадигмы или полностью ее заменить, противопоставить естественнонаучной методологии гуманитарную. Гуманитарный подход я связываю прежде всего с двумя ключевыми особенностями. Первая — это активное включение в рассмотрение социально-исторического, культурного контекста, рассмотрение человека не как вещи среди вещей, а как укорененного в мире культуры, с которым он взаимодействует и из которого себя строит. Гуманитарная, или неклассическая психология рассматривает личность не как природный объект, а как культурный, искусственный объект (см.: Мамардашвили, 1994), как произведение. Вторая особенность — рассмотрение личности как творца этого произведения, активного субъекта, не столько формируемого извне или изнутри заранее заложенными программами, сколько как самосозидающего, самодетерминируемого. Только гуманитарный подход в состоянии понять субъектность человека (agency) — его способность быть не просто побуждаемым изнутри и извне, а источником и причиной своих действий.

Что значит классическая психология. Смотреть фото Что значит классическая психология. Смотреть картинку Что значит классическая психология. Картинка про Что значит классическая психология. Фото Что значит классическая психология

Очевидно, что классический и неклассический способы построения психологического знания не во всех отношениях жестко альтернативны друг другу, а в чем-то друг друга дополняют. Не вдаваясь здесь в детальное рассмотрение их соотношения в определенном временном срезе, ограничусь диахроническим рассмотрением, при котором правомерно говорить о постепенной трансформации психологической науки как целого в направлении, которое обозначено здесь в общем виде как неклассический вектор, — от классической модели к отходу от нее в пользу все большего признания уникальности человека и его сознания как объекта изучения, что требует разработки иной, гуманитарной методологии. Этот общий вектор складывается из ряда более частных и конкретных векторов, обозначающих направления, в которых классическая модель психологической науки претерпевала изменения в разных конкретных психологических подходах.

Дата добавления: 2015-09-13 ; просмотров: 22 ; Нарушение авторских прав

Источник

Признаки и характеристики классической и неклассической психологии.

Что значит классическая психология. Смотреть фото Что значит классическая психология. Смотреть картинку Что значит классическая психология. Картинка про Что значит классическая психология. Фото Что значит классическая психология Что значит классическая психология. Смотреть фото Что значит классическая психология. Смотреть картинку Что значит классическая психология. Картинка про Что значит классическая психология. Фото Что значит классическая психология Что значит классическая психология. Смотреть фото Что значит классическая психология. Смотреть картинку Что значит классическая психология. Картинка про Что значит классическая психология. Фото Что значит классическая психология Что значит классическая психология. Смотреть фото Что значит классическая психология. Смотреть картинку Что значит классическая психология. Картинка про Что значит классическая психология. Фото Что значит классическая психология

Что значит классическая психология. Смотреть фото Что значит классическая психология. Смотреть картинку Что значит классическая психология. Картинка про Что значит классическая психология. Фото Что значит классическая психология

Что значит классическая психология. Смотреть фото Что значит классическая психология. Смотреть картинку Что значит классическая психология. Картинка про Что значит классическая психология. Фото Что значит классическая психология

1.Классическая наука (естествознание) – система знаний и способов его получения, построенная на абстракции познающего субъекта, вынесенного за пределы самого процесса познания и тем более познаваемого объекта.

В эпоху так называемой классической науки (т.е. с XVII в. до середины XIX в.) объективность действительно выступала как абсолютный идеал научного познания; при этом предполагалось, что каждому фрагменту объективной реальности соответствует строго одно определенное знание, которое необходимо получить, отвлекаясь от свойств познающего субъекта. Таким образом, на этом этапе развития науки, называемом также этапом классической рациональности, объективность означала элиминацию (вынесение за скобки) исследователя с его сознанием, т.е. стремление к познанию мира самого по себе вне зависимости от используемых исследователем методов его познания.

Эта стадия науки соответствует такой форме методологической рефлексии, как «онтологизм»:

Онтологизм – 1) осознание взаимоотношения «знание – объект»

2) каждому объекту приписывается определенное знание

3) процесс получения знания – движение к объективной истине.

4) задача – достигнуть истинного знания.

В рамках методологии классической рациональности оформлялись разные теоретические концепции научной психологии:

1. Человека как субъекта познания изучали вюрцбурская школа мышления, гештальтпсихология (?), современная когнитивная психология.

2. Человека как деятеля изучали другие концепции (от бихевиоризма до деятельностных подходов)

3. Переход от деятельностной парадигмы к личностной или субъектной также характеризует многие направления.

4.Психология сознания стала первой парадигмой зарождающейся психологии. По мере развития подхода и более четкой кристаллизации парадигмы, он получал дополнительные названия-характеристики: ассоцианизм (основной объяснительный принцип), интроспекционизм (основной метод исследования), атомизм (основная задача – поиск простейших элементов психического), механицизм (выбор науки в качестве образца для построения психологии), структурализм(вторая задача – изучение типов связи элементов и механизмов их объединения), функционализм (третья задача – выявление функций сознания)

5. Фактически единой или общепризнанной научной или исследовательской парадигмы, подобной парадигме классического естествознания в психологии сознания не существовало. Наблюдался и большой временной разрыв между началом использования различных исследовательских схем и рефлексией их парадигмальных основ. Остается открытым вопрос о том, действительно ли психология сознания – первая научная парадигма из-за внутренней противоречивости, неоднородности исследований в данном русле психологической науки.(см. выше) Кризис психологии сознания проявился в конце 19в. и был вызван тем, что метод интроспекции исчерпал и дискредитировал себя: а)процедура интроспекции недоступна детям, больным, животным, в) огромная область психических процессов вообще недоступна сознательной рефлексии, г) самонаблюдение как интроспекция часто изменяет и даже разрушает те процессы, на изучение которых оно направлено, д) субъективный характер оценок так сильно выражен, что не удается повторить и воспроизвести результаты, что требует наука от действительно научного метода. В результате единая методологическая основа психологии была разрушена и сформировалось множество разных психологий со своими предметами исследования, но фактически все они строились на критике и определенном преодолении недостатков психологии сознания. (бихевиоризм пытался преодолеть субъективизм метода интроспекции, психоанализ пытался изменить сам объект исследования (бессознательное вместо сознания).

2.Примерно с середины XIX в. предметом особого внимания специалистов по науке становятся сам субъект и его познавательные действия, которые определяются не только природой объекта, но и задачей, стоящей перед субъектом. Сложились предпосылки для формирования неклассического типа рациональности, решающий вклад в оформление которого внесло неклассическое естествознание, особенно физика конца XIX — первой половины XX в. Обнаружилось, что для изучения законов существования, скажем, элементарных частиц невозможно абстрагироваться от способа наблюдения за ними; их поведение зависит от того, какой метод наблюдения при этом используется. Таким образом, в центре внимания исследователей оказались средства познания и процессы их конструирования субъектом. Неклассический тип рациональности, следовательно, предполагает обязательный учет зависимости результатов познания от методов его получения. Однако и здесь можно говорить о стремлении научного познания к определенной объективности.

Что значит классическая психология. Смотреть фото Что значит классическая психология. Смотреть картинку Что значит классическая психология. Картинка про Что значит классическая психология. Фото Что значит классическая психология

Неклассическая наука (неклассическое естествознание) – система знаний и способов их получения, основанная на представлениях, что сам процесс и продукты познания нельзя абстрагировать от процедур и средств (в т.ч. научные теории), с помощью которых мы познаем мир.

С точки зрения неклассической науки вопрос об объективной реальности лишен смысла, т.к. познавая мир, человек конституирует его и не только обнаруживает, но и создает определенные свойства реальности. И научная картина мира есть совокупность всех свойств, обнаруживаемых миром в ходе познавательного взаимодействия с субъектом познания. Форма методологической рефлексии неклассической науки называется «гносеологизм»:

Гносеологизм- 1).осознание взаимоотношения (субъект-объект)

2) роль организации познания в содержании и организации самого знания

3)признание относительности истины

4)задача – увеличить конструктивную силу познания.

В рамках парадигмы «познающего субъекта» специфическую направленность эксперимента разработалагештальтпсихология, сосредоточившаяся на борьбе с атомизмом и провозгласившая приоритет свойств целого над свойствами составляющих целое частей.

Однако называть психологические школы самостоятельными парадигмами не правомерно. Общность целевой и методической ориентаций позволяет говорить по мнению Т.В.Корниловой и С.Д.Смирнова об общей классической парадигме применительно к разным школам, отличающимся выделенным предметом исследования и пониманием основных психологических законов. Но В.В.Знаков пишет о смещении к концу 20в. акцента с познавательной парадигмы на экзистенциональную. Экзистенциональный подход предполагает изучение конкретных ситуаций бытия человека и целостного их понимания. Сознание и деятельность, мысли и поступки субъекта оказываются не только средствами преобразования бытия, в мире людей они выражают подлинно человеческие способы существования. В психологии эта позиция связана прежде всего с развитием субъектно-деятельностного подхода и формированием психологии человеческого бытия как относительно самостоятельной области психологической науки (основатели психологии человеческого бытия В.Франкл и С.Л.Рубинштейн), а это уже постнеклассическая парадигма в психологии.

Концом 1920‑х-началом 1930‑х годов можно датировать несколько сделанных в разных местах разными учеными очень важных прорывов, которые привели к существенному изменению общего образа человека. Этот прорыв, который можно назвать гуманитарным, или неклассическим прорывом, обеспечили в первую очередь пять ученых — Курт Левин, Лев Выготский, Михаил Бахтин, Альфред Адлер и Людвиг Бинсвангер.

Курт Левин (см.: Левин, 2001) выдвинул идею галилеевского способа мышления как антитезу аристотелевскому способу мышления. Свойства, которые проявляют объекты, как показал Галилей по отношению к физическим объектам и физическим свойствам, не принадлежат природе самих этих объектов. Они обнаруживаются только при взаимодействии этого объекта с другими объектами, тела — с другими телами. Так, например, вес не есть свойство самого тела, а есть характеристика взаимодействия этого тела с гравитационным полем Земли. Если убрать это взаимодействие, то тело потеряет вес. Аналогичным образом, как показал Левин, психологические свойства мы также должны рассматривать не как внутренние атрибуты самих людей, черты диспозиции, а как что-то, что проявляется в некотором поле взаимодействия человека с окружающим миром и другими людьми.

Л.С.Выготский заложил основы неклассического подхода в узком смысле слова. Неклассическая психология в узком смысле слова — это методологическая позиция, эксплицированная Д.Б.Элькониным, который выводит ее из общего замысла подхода Л.С.Выготского, особенно в его поздних работах. Суть его заключается в том, что психические содержания и процессы существуют не только в интраиндивидной форме, будучи привязаны к активности нервной системы индивида. Они существуют также в объективированной, опредмеченной форме в культурных артефактах и могут передаваться (транслироваться) от индивида к индивиду. По мере нашего развития мы усваиваем эти содержания из окружающего культурного мира через взаимодействие с этим миром, опосредованное взаимодействием со взрослыми. Неклассическая психология — это наука «о том, как из объективного мира искусства, из мира орудий производства, из мира всей промышленности рождается и возникает субъективный мир отдельного человека» (Эльконин, 1989, с. 478). Можно говорить о процессе циркуляции психологических содержаний из индивидуально-психологической в предметно-объективированную форму и обратно, осуществляемом посредством механизмов опредмечивания и распредмечивания (Леонтьев А.Н., 1977).

М.М.Бахтин в своих новаторских работах показал принципиальную разомкнутость сознания человека и смысловое взаимодействие сознаний. Он показал, что в таком процессе как диалог, который выходит за рамки классической парадигмы в человекознании, происходят взаимодействия и взаимопереходы смыслов, то есть в диалогическом общении сознание разных людей оказывается разомкнутым по отношению друг к другу (см. напр.: Бахтин, 2000).

Альфред Адлер произвел революцию в психологии тем, что ушел от естественнонаучного детерминизма применительно к поведению человека. Человек не детерминирован причинами, которые толкают его к определенным действиям. Наоборот, причиной действия выступает цель. Мы должны по отношению к человеку задавать не вопрос «почему?», который задавал Фрейд, а вопрос «зачем?», и только через указание на цели, которые человек себе ставит, мы можем понять действие человека (см.: Adler, 1980).

И наконец Людвиг Бинсвангер — основоположник экзистенциальной психологии и психиатрии — ввел в обиход такое понятие как жизненный мир: чтобы понять человека, бесполезно его обмерять, изучать, тестировать, надо проникнуть в его жизненный мир, который включает в себя внешний мир (то, что окружает человека), внутренний мир и совместный мир, в котором осуществляется диалог, обмен, взаимодействие с другими людьми (см.: Бинсвангер, 2001).

Эти прорывы (не случайно все они оказались так синхронны) привели к развитию и становлению нового взгляда на человека, который можно назвать неклассическим в широком смысле слова. Неклассическая психология в широком смысле слова — это все способы построения психологического знания и психологической практики, отличающиеся от классического. Под классической психологией мы будем при этом понимать психологию, строящуюся по образцу естественных наук, как субъект-объектное познание, основанное на методологии эмпирического исследования (см.: Дорфман, 2002; 2005). К характерным образцам классической психологии можно отнести бихевиоризм, особенно классический, и дифференциальную психологию (Штерн, 1998), а также (в более современной модификации) когнитивную психологию.

Соответственно, к неклассическим будут относиться все подходы, пытающиеся в той или иной степени отойти от этой парадигмы или полностью ее заменить, противопоставить естественнонаучной методологии гуманитарную. Гуманитарный подход я связываю прежде всего с двумя ключевыми особенностями. Первая — это активное включение в рассмотрение социально-исторического, культурного контекста, рассмотрение человека не как вещи среди вещей, а как укорененного в мире культуры, с которым он взаимодействует и из которого себя строит. Гуманитарная, или неклассическая психология рассматривает личность не как природный объект, а как культурный, искусственный объект (см.: Мамардашвили, 1994), как произведение. Вторая особенность — рассмотрение личности как творца этого произведения, активного субъекта, не столько формируемого извне или изнутри заранее заложенными программами, сколько как самосозидающего, самодетерминируемого. Только гуманитарный подход в состоянии понять субъектность человека (agency) — его способность быть не просто побуждаемым изнутри и извне, а источником и причиной своих действий.

Очевидно, что классический и неклассический способы построения психологического знания не во всех отношениях жестко альтернативны друг другу, а в чем-то друг друга дополняют. Не вдаваясь здесь в детальное рассмотрение их соотношения в определенном временном срезе, ограничусь диахроническим рассмотрением, при котором правомерно говорить о постепенной трансформации психологической науки как целого в направлении, которое обозначено здесь в общем виде как неклассический вектор, — от классической модели к отходу от нее в пользу все большего признания уникальности человека и его сознания как объекта изучения, что требует разработки иной, гуманитарной методологии. Этот общий вектор складывается из ряда более частных и конкретных векторов, обозначающих направления, в которых классическая модель психологической науки претерпевала изменения в разных конкретных психологических подходах.

Источник

Классическая психология и её основные особенности

С именем Декарта (1596 – 1650) связан важнейший этап в развитии

психологических знаний. Психика стала пониматься как внутренний мир человека,имеющий особое – духовное –бытие. Декарт ввел понятие рефлекса и этим положилначало естественнонаучному анализу поведения животных и части человеческих действий. Итак, по Декарту: Тело может только двигаться, душа – только мыслить. Принцип работы тела – рефлекс. Принцип работы души – рефлексия. В первом случае мозг отражает внешние толчки; во втором – сознание отражает собственные мысли, идеи. Новое решение проблем, выдвинутых Декартом, дал голландский философ–материалист Б. Спиноза (1632 – 1677). Он поставил задачу объяснить все великое многообразие чувств (аффектов) как побудительных сил человеческого поведения. Спиноза выделял три главные силы, которые правят людьми и из которых можно вывести все многообразие чувств: влечение, радость и печаль. Он доказывал, что из этих фундаментальных аффектов выводятся любые эмоциональные состояния, причем радость увеличивает способность тела к действию, тогда как печаль ее уменьшает.

При этом он связывает эмоции с волей. Свобода состоит не в том, чтобы следовать своим аффектам, а в познании необходимости и в подчинении этой необходимости.

Учения Декарта и Спинозы составили рациональную линию в трактовке сознания.

Развитие производства и науки потребовало новой теории, которой стал эмпиризм. Родоначальником этого направления явился Ф. Бэкон, продолжателем Т. Гоббс.Окончательно эмпиризм оформился у Дж. Локка.

Т. Гоббс (1588 – 1679) отказался от понятия души как особой сущности. В мире нет ничего, утверждал Гоббс, “кроме материальных тел, которые движутся по законам механики. Материальные вещи, воздействуя на организм, вызывают ощущения. Из ощущений возникают представления, образующие цепи мыслей, которые следуют друг за другом в том же порядке, в каком сменялись ощущения. Такая связь получила впоследствии название ассоциаций.

Далее исследования продолжил Локк. Он утверждал, что “в сознании нет ничего, чего бы не было в ощущениях”. Исходя из этого он доказывал, что психика ребенка формируется только в процессе его жизни. Он утверждал, что нет врожденных идей. “Локк впервые ввел термин “ассоциация идей”. По Локку, ассоциации – это неверное соединение идей, когда “идеи, сами по себе не родственные, в умах некоторых людей соединяются так, что очень трудно разделить их». Примерами являются все наши симпатии и антипатии.

После Локка этот механизм сознания получил наибольшую разработку, на базе которой возникла и развилась ассоциативная психология”.

Большой интерес представляет полемика с Локком немецкого философа–идеалиста и ученого Г. Лейбница (1646 – 1716). Он признает врожденные интеллектуальные идеи, склонности, предрасположения. Лейбниц верно указал на невозможность объяснить только из индивидуального опыта приобретение всех знаний, в том числе всеобщих и необходимых понятий, как это думал Локк.

Полемика между Лейбницем и Локком углубляет решение вопросов, касающихся и природы человеческого сознания. Она вскрывает недостаточность центрального пункта локковского понимания опыта – его индивидуальный характер. Опыт действительно является единственным источником развития человеческой психики, если его не ограничивать рамками личной истории индивида. Опыт –это вся социокультурная система представлений о мире, которая усваивается человеком и определяет его поведение.

В XVIII веке английская психология развивалась от эмпиризма Локка к

ассоцианизму в трудах Беркли, Юма и Гартли.

Исследуя психику, Гартли (1705 – 1757) дал первую законченную систему

ассоциативной психологии. Самые сложные психические процессы, в том числе мышление и волю, Гартли объяснял, считая что в основе мышления лежит ассоциация образов предметов со словом (сводя таким образом, мышление к процессу образования понятий), а в основе воли – ассоциация слов и движения. Исходя из представления о прижизненном формировании психики, Гартли считал, что возможности воспитания, воздействия на процесс психического развития ребенка поистине безграничны. Его взгляды на возможности воспитания и необходимость управлять этим процессом созвучны подходам рефлексологов и бихевиористов, разрабатываемым в XX веке”.

По–иному истолковывали принцип ассоциации два других английских мыслителя — Д.Беркли (1685 – 1753) и Д. Юм (1711 – 1776). Они полагали, что источником знания служит образуемый ассоциациями чувственный опыт. Согласно Беркли – опыт – это непосредственно испытываемые субъектом ощущения:зрительные, мышечные и осязательные.

Английский мыслитель Д. Юм занял иную позицию. Вопрос о том, существуют ли физические объекты независимо от нас, он полагал теоретически неразрешимым, допуская в то же время, что эти объекты могут способствовать возникновению у человека впечатлений и идей. В своих трудах он развил понятие ассоциации и попытался представить все человеческое познание как ассоциацию идей.

Становление эмпирического направления во французской психологии XVIII

Большое значение имели взгляды на природу биологического и социального. Именно Гельвеций и Дидро одними из первых рассматривали наследственность и среду как основные факторы, определяющие психическое развитие ребенка, связывая их влияние с проблемой способностей.

Материалисты эпохи Просвещения сыграли огромную позитивную роль в

интеллектуальной жизни. Они отстаивали идею целостности человека, нераздельной связи его телесно – духовного бытия с окружающей средой.

Зарождение психологии как науки

В начале XIX века стали складываться новые подходы к психике. Отныне не

механика, а физиология стимулировала рост психологических знаний.

Английский историк и экономист Д. Милль (1773 – 1836) вернулся к представлению о том, что сознание – это своего рода психическая машина, работа которой совершается строго закономерно по законам ассоциаций. Никаких врожденных идей не существует.

А. Бэн в своих главных трудах последовательно проводил курс на сближение психологии с физиологией. Он особое внимание уделял тем уровням психической деятельности, связь которых с телесным устройством очевидна, а зависимость от сознания минимальна: рефлексам, навыкам, инстинктам.

Английский философ и психолог Г. Спенсер (1820 – 1903) был одним из основателей философии позитивизма, в русле которого, по его мнению, должна развиваться психология.Пересматривая предмет психологии, Спенсер писал, что психология изучает соотношение внешних форм с внутренними, ассоциациями между ними.

В теории немецкого психолога и педагога И. Гербарта (1776 – 1841) соединились основные принципы ассоцианизма с традиционными подходами немецкой психологии – активности души, роли бессознательного. С его точки зрения, методика обучения должна строиться так, чтобы новое знание сразу же попадало в центр внимания человека, для чего оно должно или быть достаточно привлекательным, или соединяться с другими, имеющимися уже у субъекта знаниями. Механизмом такого соединения понятий являются классические законы ассоциаций.

В середине XIX века в науках о жизни произошли революционные изменения. Средствами точной науки было доказано, что одни и те же

молекулярные процессы объединяют организм и окружающую среду.

Что значит классическая психология. Смотреть фото Что значит классическая психология. Смотреть картинку Что значит классическая психология. Картинка про Что значит классическая психология. Фото Что значит классическая психология

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Что значит классическая психология. Смотреть фото Что значит классическая психология. Смотреть картинку Что значит классическая психология. Картинка про Что значит классическая психология. Фото Что значит классическая психология

Что значит классическая психология. Смотреть фото Что значит классическая психология. Смотреть картинку Что значит классическая психология. Картинка про Что значит классическая психология. Фото Что значит классическая психология

Что значит классическая психология. Смотреть фото Что значит классическая психология. Смотреть картинку Что значит классическая психология. Картинка про Что значит классическая психология. Фото Что значит классическая психология

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *