Что значит классическая литература
Пять шагов к пониманию классической литературы
Чтобы понимать и анализировать классику, нужно любить читать, развивать художественный вкус и поближе познакомиться с авторами и эпохой.
Начните с беллетристики
Корней Чуковский считал, что путь к «Евгению Онегину» начинается с детской литературы. Воспринимать сложные и многозначные тексты классических произведений, не имея читательского опыта, и в самом деле довольно сложно. Поэтому первый шаг к пониманию классики — это чтение беллетристики, то есть развлекательной литературы.
Известные, любимые многими поколениями юных читателей проверенные временем произведения в жанре приключений, детектива или фантастики, авторства Марка Твена или Жюля Верна, а также Джоан Роулинг и её цикл о Гарри Поттере — эти и подобные книги помогут полюбить сам процесс чтения, познакомится с разными сторонами жизни, увидеть героев в неожиданных обстоятельствах. У каждого человека есть та книга, что станет его проводником в мир литературы. Самое главное — отыскать её.
Читайте о современности
Понять и полюбить классическую литературу помогут произведения, описывающие наши современные реалии. Чем ближе действие к нашему времени, тем проще воспринимается книга: от читателя не требуется знание исторического и культурного контекста, он может ассоциировать героев с собой и своим окружением. На примере подобной книги неопытный читатель может потренироваться в анализе произведения: определить её идею, проблематику, авторскую позицию и языковые средства, которыми она выражена, и тем самым улучшить свои читательские навыки.
Подборку таких произведений можно составить самостоятельно. Я могу посоветовать следующий список:
Йорн Риэль «Мальчик, который хотел стать человеком»
Нина Дашевская «Я не тормоз»
Алексей Варламов «Лох»
Евгений Водолазкин «Лавр»
Дмитрий Быков «Июнь»
Хайтани Кэндзиро «Взгляд кролика»
Исигуро Кадзуо «Погребённый великан»
Полюбите стихи
Один из путей к пониманию классики — чтение стихов. Стихотворения, как правило, короче, чем рассказы, повести и тем более романы, но при этом эмоционально насыщены. Прочитав всего несколько строк, можно почувствовать авторское настроение и уловить образы, которые он стремился передать. Чтение стихов развивает литературный вкус, учит получать удовольствие не только от содержания, но и от формы произведения, неожиданной рифмы. Благодаря стихам читатель начинает видеть в тексте не только информацию, но и скрытые смыслы, а это умение — важная ступенька к пониманию классики.
📚 Планируете переход на домашнее обучение?
Пример гармоничного сочетания формы и содержания — фигурные стихи. Их писали многие поэты: Г. Державин, В. Брюсов, И. Рукавишников, А. Вознесенский и другие.
Кроме того, стихотворения дают представление и о культурном контексте, в них часто упоминаются разные подробности быта и образа жизни людей. Впоследствии это поможет в понимании более объёмных классических произведений. Например, прочитав стихотворение Пётра Вейнберга «На Невском проспекте», можно уловить особое настроение этой улицы, почувствовать характер проспекта. Это очень пригодится для понимания повести Н. Гоголя «Невский проспект», в которой Невский выведен в качестве самостоятельного персонажа.
Изучайте историю
Современным школьникам трудно понимать классику, потому что за сто или двести лет с момента написания произведения повседневная жизнь людей кардинально изменилась: другими стали обычаи, привычки, нормы, этикет. Из-за этого и персонажи, и события классических произведений кажутся далёкими и непонятными.
Здесь поможет изучение истории и культуры того периода, которому посвящено произведение, расширение кругозора в этом направлении.
Необязательно читать скучный учебник по истории — составить представление об эпохе помогут фильмы, ролики в интернете или другие книги писателей той эпохи. В любом произведении обязательно отражаются культурные реалии своего времени: быт, одежда, образ жизни разных сословий, любимые блюда и напитки. Помните, что авторы могут описывать не только свое время, но и прошлое, которому они не были свидетелями и которое изучали по историческим документам, воспоминаниям и мемуарам. Именно так, например, Пушкин написал «Капитанскую дочку».
Познакомьтесь с писателем
Необязательно подробно изучать всю его биографию или заучивать наизусть события и даты — это вряд ли продвинет вас в понимании классики. Однако некоторые детали биографии — те, которые имеют отношение к созданию конкретного произведения — могут дать ключ к пониманию его смысла или настроения. Например, стихотворения Пушкина, написанные в 1830 году в болдинской ссылке, обретают совершенно новое звучание, если знать, в каком эмоциональном состоянии в тот момент находился автор. Высланный в Болдино, Пушкин всей душой стремился обратно в Москву, где его ждала невеста Наталья Гончарова, и на этой волне эмоций и переживаний как раз и рождались его болдинские тексты. Среди них «Элегия»: «Но не хочу, о други, умирать; // Я жить хочу, чтобы мыслить и страдать…», «Бесы», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы».
Иногда, читая биографию автора, можно узнать какую-нибудь деталь, которая сразу сделает его ближе, понятнее, интереснее. Например, Гоголь очень любил макароны-спагетти с сыром, Грибоедов был дипломатом и погиб во время исполнения посольской миссии в Персии, а Анна Ахматова сочинила свое первое стихотворение в 11 лет. Порой одна такая деталь способна перевернуть представление о писателе и начать иначе воспринимать его произведения.
Что нужно запомнить:
1. Чтобы понять и полюбить классику, нужно много читать, двигаясь от простой, развлекательной литературы к сложным произведениям.
2. Чтение стихотворений поможет развить художественный вкус и умение видеть скрытые смыслы.
3. Знание истории и культуры позволит лучше ориентироваться в событиях произведения, поступках и мотивах героев.
4. Знакомство с писателем и деталями его биографии сделает его книги ближе и понятнее.
Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
Классическая литература
Классическая литература — корпус произведений, считающихся образцовыми для той или иной эпохи.
Полезное
Смотреть что такое «Классическая литература» в других словарях:
КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — В тесном смысле слова: литература древних греков и римлян. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА В тесном смысле: литературы древних греков … Словарь иностранных слов русского языка
Литература Таджикистана — литература на таджикском языке. Кратко Письменные и устные произведения, составляющие литературу, сложились на территории современного Таджикистана в 16–20 веках. Таджикскую литературу, возможно, более, чем какие либо другие, кроме иранских,… … Википедия
Литература Турции — литературные произведения, созданные на территории Анатолии, часть культуры Турции. Содержание 1 Древнетюркский период 2 Мусульманский период … Википедия
ЛИТЕРАТУРА — это управляемое сновидение. Хорхе Луис Борхес Литература это новости, которые не устаревают. Эзра Паунд В чем разница между журналистикой и литературой? Журналистику не стоит читать, а литературу не читают. Оскар Уайльд Правду сказать, мы знаем… … Сводная энциклопедия афоризмов
Классическая точка зрения — Классика (от лат. classicus образцовый) Классика период в истории древнегреческого искусства (V в. до н. э. сер. IV в. до н. э.). Классика в широком смысле «образцовый, показательный, характерный, представительный, типичный». Возникший в… … Википедия
Классическая гитара — Классификация … Википедия
Классическая культура Веракрус — и другие важные поселения классической эры … Википедия
Классическая цивилизация Веракрус — Классическая культура Веракрус и другие важные поселения классической эры Пирамида ниш, Эль Тахин Серия стенных рельефных изображений с Южного стадиона для игры в мяч в Эль Тахине, изображающая прин … Википедия
Классическая школа уголовного права — Классическая школа уголовного права направление в уголовно правовой науке, появившееся в XVIII веке. Среди основных положений, выдвигаемых сторонниками данной школы, можно назвать признание уголовного закона единственным актом, который… … Википедия
Классическая гимназия № 1 имени В. Г. Белинского — Классическая гимназия № 1 имени В. Г. Белинского … Википедия
Классическая литература
«Классическая литература» – это понятие, с которым каждый знаком еще со школьной скамьи. При этом основным критерием, по которому произведение относится к классике, многие ошибочно считают только «возраст» книги. Конечно, книга, пережившая несколько поколений читателей и не утратившая своей актуальности, скорее всего, является классической. Но как быть с книгами, которые уже спустя пару десятилетий получают звание «современной классики»? Какими еще качествами, кроме выслуги лет, обладает классическая литература?
Классика имеет художественную ценность
Классика – это книга, которая не перестает говорить о том,
что должна высказать.
Итало Кальвино, итальянский романист
Классическая литература – это отражение жизни, истины и красоты. Она должна обладать бесспорной художественной ценностью, по крайней мере, по меркам того времени, в которое была написана. И хотя одни стили со временем приходят на смену другим, классика ценится именно за самобытность формы и литературное мастерство автора. Классика не возглавляет современные списки бестселлеров (в силу медленного темпа повествования и архаичного языка), однако ее продажи стабильны год от года десятилетие за десятилетием, так как она продолжает стабильно учить и вдохновлять новых читателей.
Классическая литература универсальна
Выдающиеся произведения литературы проникают в читательское сердце, потому что обращаются к универсальным темам, понятным людям различного происхождения и жизненным опытом. Вопросы любви, ненависти, смерти, жизни и веры не могут не найти эмоциональный отклик у большинства читателей, которым постоянно приходится иметь с ними дело. Несмотря на различие эпох, по-прежнему можно проводить параллели с персонажами Джейн Остин и Сервантеса, примеряя на себя их поступки и суждения. Приоткрывая дверь в историю, классика показывает, сколь пугающе мало изменилась человеческая сущность, ведь за маской человека XXI века почти всегда скрывается поведение, которому несколько тысяч лет.
Классика выдерживает испытание временем
Кстати о времени. Произведение классической литературы, как правило, не только представляет ту эпоху, в которую было написано, но и получает признание у следующих поколений. Поэтому книга, опубликованная недавно, не может считаться классикой в классическом смысле этого слова. Хотя к некоторым знаковым книгам, написанным после 1940-х, и применяется такое понятие как «современная классика», должно пройти время (возможно, смена нескольких поколений), чтобы понять, достойны ли эти произведения войти в ряд «классики» как таковой.
Классическая литература создает связи
Изучая классику, можно обнаружить взаимосвязь и влияние друг на друга многих авторов и великих литературных произведений вне зависимости от их жанровой принадлежности. В классике всегда существует преемственность идей, будь то неосознанное заимствование или намеренное включение их в текст. Таким образом, классические произведения оказывают влияние не только на литературу своего времени, но и вдохновляют писателей последующих десятилетий, веков и даже тысячелетий, ведь мы до сих пор перечитываем произведения Гомера, Платона и Аристотеля.
Классика открывается по-новому в разном возрасте
Классика затрагивает универсальные вневременные темы благодаря чему не теряет актуальности по мере взросления читателя. Знакомясь с классическими произведениями в юности, мы учимся интерпретировать базовые темы и проблемы, поднятые автором, в то время как при более позднем повторном прочтении видим в знакомых текстах дополнительные детали и более глубокие уровни смысла. Таким образом, классическая литература обращается сквозь годы ко многим поколениям и разным возрастным группам, и не стоит думать, что, прочитав «Преступление и наказание» в школе, больше к роману Достоевского можно не возвращаться!
Что такое современная классика в литературе
Термин «современная классика» кажется оксюмороном. Такая литература одновременно должна быть близка современному читателю хронологически, но при этом пройти проверку временем. Как же возможно сочетать два столь противоречивых критерия?
Что касается временных рамок, то к современной классике принято относить книги, написанные не раньше Первой мировой войны, а во многих случаях – уже после Второй мировой. Почему? Дело в том, что эти события, равносильные мировым катаклизмам, невозвратно изменили мировоззрение человечества. Поэтому, хотя «Моби Дик» Германа Мелвилла, например, является классическим романом, его нельзя отнести к современной классике, ведь многие реалии, образ жизни и моральные принципы, описанные в нем, безвозвратно устарели.
Поколения, живущие в эпоху после двух мировых войн, интересуются вопросами новой действительности. Идеи о расовой, половой и классовой принадлежности сменяют друг друга. У читателей рождается представление о мире, как о сложной системе, где люди, образы и слова движутся с высокой скоростью в разных направлениях. В мире, ставшем свидетелем тоталитаризма, империализма и производственных конгломератов, уже нельзя повернуть время вспять. К современной классике относится литература, не просто запечатлевшая эти социальные сдвиги, но и способная повлиять на их дальнейшее осмысление.
Характерные черты современного восприятия мира можно увидеть в произведениях таких авторов, уже ставших классиками, как Орхан Памук (исследует социальные процессы в современной Турции), Джон Кутзее (пишет о проблемах и последствиях апартеида в ЮАР), Гюнтер Грасс (роман «Жестяной барабан», возможно, стал первым примером послевоенного осмысления уроков истории). Хотя, разумеется, насильное причисление писателя к классикам в результате политического заказа, как это происходит с лауреатами Нобелевской премии по литературе в последние годы, приведет лишь к тому, что, когда маятник истории качнется в другую сторону, об этих людях и их книгах не вспомнит никто, кроме узких специалистов литературоведения.
Вместе с тем, не каждое новаторское произведение литературы становится классикой.
Таков удел первопроходцев – они порой выглядят менее впечатляющими, чем те, кто приходит после. Например, Филипп Рот, входящий в число выдающихся американских авторов, прославился романом «Случай Портного», в котором беспрецедентным образом исследовалась сексуальность молодого человека. Современно? Конечно. Но классика ли это? С этим легко поспорить, ведь современное поколение читателей вряд ли вспомнит о том, что такая книга когда-то существовала.
Итоги и выводы
Итак, классикой можно назвать произведение, обладающее постоянством и долголетием, рождающее единство и традицию, приспосабливающееся к культурным сдвигам и передающееся по наследству. Автор-классик обогащает человеческий разум, заставляет его сделать шаг в развитии, открывает некую истину или обнаруживает внутреннюю страсть в сердце, в котором все казалось знакомым. Он облекает свою мысль, наблюдение или новую идею в простую и при этом изящную форму, говорит с читателем в своем уникальном, и вместе с тем созвучном миллионам, стиле.
Что такое классическая литература
Содержание статьи
История термина
В 5-8 веках н.э. сложился список авторов текстов, которые определяли передаваемые в процессе обучения теории и нормы. В разных школах этот канон отличался минимально. Постепенно данный список пополнялся новыми именами, среди которых были представители языческой и христианской веры. Эти авторы стали культурным достоянием общественности, которым подражали и которых цитировали.
Современный смысл понятия
В период Эпохи Возрождения европейские писатели обратили свой взор на авторов античности, вследствие освобождения светской культуры от чрезмерного давления церкви. Результатом этого в литературе стала эпоха классицизма, при которой стало модным подражать древнегреческим драматургам, таким как Софокл, Эсхил, Эврипид, и следовать канонам классической драмы. Тогда под термином «классическая литература» в узком смысле стала подразумеваться вся античная литература.
В широком же смысле классическим стали называть любое произведение, создавшее канон в своем жанре. Например, есть классика эпохи модернизма, эпохи романтизма, реализма и т.д. Существует понятие отечественной и зарубежной, а также мировой классики. Так, признанными классиками отечественной литературы в России считаются А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский и т.д.
Как правило, в истории литературы разных стран и наций есть век, в который художественная словесность обрела наибольшее выражение, и такой век называют классическим. Существует мнение, что произведение обретает общественное признание, когда оно несет в себе «вечные ценности», что-то актуальное для всех времен, призывает читателя задуматься над какими-либо общечеловеческими проблемами. Классика остается в истории и противопоставляется произведениям-однодневкам, которые со временем предаются забвению.
Понятие литературной классики
Вы будете перенаправлены на Автор24
Литературная классика — это произведения художественной литературы, считающиеся эталоном для того или иного жанра.
История возникновение понятия литературной классики
В литературе само понятие классики сложилось в последние три столетия эпохи античности и обозначало категорию писателей, которые по каким-либо причинам, не всегда ясным, считались достойными быть наставниками и служить образцами во всем, что касается получения знаний и владения словом. Первым классическим писателем считается Гомер. Уже в классический период развития Греции его поэмы «Илиада» и «Одиссея» считались недосягаемой вершиной драмы.
У древних греков понятия «драма» и «литература» были практически тождественными.
В 5-8 вв. н. э. сформировался канонический список авторов, которые обладали текстами, определявшими теории и нормы. Эти нормы и теории передавались в процессе обучения. При этом канон не был абсолютно незыблемым, но в разных школах его ядро остается постоянным, да и сам он варьируется в минимальной степени. К 14 веку возникает тенденция к расширению этого списка. В этот период наряду с писателями эпохи Августа в этот перечень включаются авторы более поздних эпох и представители язычества и христианства 4-8 веков. Эти авторы служат общим достоянием, им постоянно подражают, их цитируют, сочиняют к ним глоссы.
Глосса – это непонятное или иноязычное слово в тексте с объяснением, которое помещается либо под самим словом, либо над ним, либо на полях.
Современное значение понятия классической литературы своими корнями уходит в эпоху Ренессанса. В этот период в процессе секуляризации европейской культуры писатели интересовались античными авторами. В результате в литературе воцарилась эпоха классицизма. Писатели подражали античными драматургам, в частности, Софоклу, Эсхилу, Эврипиду.
Готовые работы на аналогичную тему
В своей работе «Поэтическое искусство» Николя Буало описывает канон классической драмы.
С этого момента понятие классической литературы приобрело несколько значений:
Сущность литературной классики
Понятия «литературный верх», «высокая литература» не имеют полной смысловой определенности. При этом они служат логическому выделению из всей «литературной массы» части, верной своему культурно-художественному предназначению и достойной уважительного внимания. Вершиной высокой литературы является классика – часть художественной словесности, которая авторитетна и интересна для ряда поколений. Классика составляет «золотой фонд» литературы.
Литературоведческое понятие «классический стиль» связано с представлениями о гармонической цельности. Это понятие выступает в качеств ориентира для каждой национальной литературы. В отечественной словесности, например, классический стиль наиболее полно воплощен в творчестве А. С. Пушкина.
В понятии «литературная классика» содержится представление о масштабности, значимости, образцовости произведений. Как говорил Д. С. Мережковский, писатели-классики являются «вечными спутниками человечества».
Художественная (литературная) классика – это совокупность произведений первого ряда. Как правило, она опознается только из последующей эпохи.
Суть классической литературы состоит в том, что она активно включена в трансисторические диалогические отношения.
Преждевременное же возведение автора в ранг классика не всегда полезно и желательно. Автор, признанный своими современниками, является всего лишь «кандидатом» в классики. Есть немало примеров, когда литераторы, не по праву объявленные современной им публикой классиками, затем часто еще при жизни, отцветают, теряют свою значимость в глазах последующих поколений. Таким образом, вопрос о том, кто имеет право называться классиком, решают не современники писателей, а последующие поколения, их потомки. Например, в настоящее время принадлежность Б. А. Баратынского и К. Н. Батюшкова к числу поэтов-классиков не вызывает сомнений, но на протяжении долгого времени они находились во «втором ряду», вместе с Н. И. Гнедичем, В. К. Кюхельбекером, И. И. Козловым, чья заслуга перед отечественной литературой не вызывает споров, но их популярность у публики и размах творческой деятельности недостаточно велики.
Вопреки популярному мнению, литературная классика не является «окаменелостью». Бытование классических творений полна динамики при стабильно высокой репутации писателей. Как писал М. М. Бахтин, каждая эпоха по-своему переакцентирует литературные произведения прошлого. Поэтому жизнь произведений в большом историческом времени связано с их обогащением. Смысловой состав произведений может досоздаваться далее, расти, на фоне новых событий классические творения раскрывают новые смысловые моменты. При этом эти произведения в разные исторические моменты воспринимаются по-разному, часто вызывая споры и разногласия. Ярким примером является широкий диапазон трактовок творчества А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, множество совершенно разных интерпретаций трагедий Шекспира, разнообразные прочтения творчества Гёте.
Для существования классики являются неблагоприятными и авангардистское небрежение культурным наследием, произвольная модернизация произведений, и канонизация, догматическая схематизация классических произведений. Часто такая крайность по отношению к классике оспаривалась. Нормой отношения к художественной классике является свободное, неимперативное признание ее авторитета, не исключающее спора, несогласия, критического отношения.
Призвание классики заключается в том, чтобы, находясь вне современности читателя, помогать ему понять самого себя в перспективе культурной жизни. Она обращена в первую очередь к людям, живо интересующимся историческим прошлым и причастным ему, «духовно оседлым».
Часто в силу присущей ей общезначимости, классика становится предметом профанации и объектом пародии. Но если пародия придает классическим произведениям новый контекст, то профанация уничтожает произведения. Например, в постсоветский период на книжном рынке появилось множество классических произведений, адаптированных до уровня массового читателя и изданных с сокращениями.