Что значит канонный характер
Что значит канонный характер
Если вы идете в ролевую на кп, то вы должны соблюдать ряд строгих правил, знать канон своего персонажа, участвовать в ролевой отыгровке и общаться с участниками, а еще заниматься пиаром и развитием ролевой. Работа кп очень сложна, поэтому в нашей ролевой человеку сначала дается испытательный срок. Обычно это неделя, за которую человек должен понять, нравится ли ему у нас, все ли его устраивает или нет, после чего он может остаться в ролевой при условии того, что проработает минимум месяц, либо же уволиться.
Правила принятия нкп обговариваются с управляющим. Он должен попросить у вас анкету на кп и анкету конкретно на вашего персонажа, проверить того на сьюшность, и одобрить, либо же нет.
Страницы нкп создаются самими людьми, которые хотят работать в ролевой, при условии того, что редакторы они не получают. После увольнения нкп может забрать свою страницу из ролевой и ликвидировать своего персонажа из нашего мира.
• КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ У КП И НКП?
Помимо должностных обязанностей, кп и нкп должны выполнять:
• 2 лимита;
• 2 рассылки;
• 10 в гг;
• 5 в ст;
Несгораемые тут 1 лимит и 1 рассылка, которые нельзя никак заменить. В том случае, если вы что-то из этого не можете\не хотите делать, то можно заменить лимит, рассылку, предложки на что-то другое.
1 лимит = 10 в гг
1 рассылка = 5 в ст
Еще к обязанностям относится:
• лайки главной группы;
• проведение ролевых квестов;
• общение в фб участников.
Остальные обязанности зависят от занимаемой вами должности.
• ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ СТРАНИЦЫ.
1. Аватарка и фотостатус.
1.1. Обязательно присутствие имени персонажа и ссылки на ролевую на аватарке. Можно на латинице. Размер аватарки 3 к 2.
1.2. Аватарка должна стоять во весь свой размер. Это можно сделать через полную версию вк, если вы с телефона.
1.3. Фотостатус состоит из четырех квадратиков одинакового размера. На нем может быть написана как цитата, так и название должности. Все что угодно в пределах разумного.
1.4. На аватарке арт\фото конкретно вашего персонажа, а не кого-то другого. Если на персонажа артов\фоток актера мало\нет совсем, то можно любой, но подходящий под внешность.
1.5. Нельзя менять аватарку слишком часто.
1.6. Развратные авы запрещены.
2.1. На странице обязательно должен быть репост меню из Сети (storytown) и ролевых ст.
2.2. Нельзя репостить что-то, что не относится к ролевым или проектам нашей Сети.
2.3. В закрепленной записи обязательно либо репост меню (если оно есть), либо набор кп.
2.4. Можно репостить записи из ролевых сети и самой сети себе на стену.
2.5. Текст для закрепа:
• Приветственный текст, который отвечает на вопросы:
1. Имя персонажа и кто ты (управ\кп) в каком фэндоме.
2. Что за сеть ты представляешь.
3. Зачем ты добавился? (выполнение лимита, пиар ролевой)
4. Что можно найти в ролевой? (общение, ролевую отыгровку, эстетику, рубрики)
5. Что нужно сделать, чтобы стать частью ролевой?
ㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤʷᵉˡᶜᵒᵐᵉ ᵗᵒ ˢᵗᵒʳʸᵗᵒʷⁿ
3.1. Вы должны быть подписаны на все наши работающие (или находящиеся в стадии разработке) паблики.
3.2. Запрещено иметь лишние ис.
4. Настройки страницы.
Канонный персонаж
Этот материал был написан для журнала ARRU Style и опубликован в 33 номере журнала*. Написание фанфикшна по аниме – отдельная и очень интересная тема и в данном мастер-классе мы касаемся лишь вершины айсберга – канонных персонажей. Это лишь один из десятков аспектов написания фанфика по аниме.
От автора. Те из вас, кто читал «ФАК для настоящего писателя»**, увидят в тексте знакомые строки. Да, за основу была взята именно эта работа, но в рамках статьи упор сделан именно на аниме.
Огромное спасибо редакции AnimeReactor.ru за идею для мастер-класса и помощь в оформлении. Как обычно, посмотреть статейку с картинками можно или на сайте журнала, или на сайте Aniyou.com***
Как известно, подражание — лучшая форма лести. И это в полной мере относится к аниме. Иногда любимые миры и герои становятся нам настолько дороги, что начинают жить отдельно от авторского замысла. Именно в этом месте находит себя фанфикшен — любительское сочинение, основанное на популярном продукте — книге, фильме или аниме. Мир фанфикшена — это отдельная вселенная, мы погружаемся в нее маленькими шагами, сначала разыскивая фанарт с любимыми персонажами, потом начиная знакомиться с творчеством других авторов и, наконец, начинаем писать фанфик.
Для фанфикшена, как и для любых сочинений, существуют свои правила и наработки, созданные множеством авторов до вас. И если вы начинающий фикрайтер, этот материал для вас.
С точки зрения читателя
Иногда читатель настолько погружается в созданный мир фикрайтера, настолько срастается с персонажами, что в какой-то момент ловит себя на мысли, что герой должен быть только таким и никаким иначе. Кажется, что автор знаком с персонажем лично, что знает все его мысли, повадки, все его тайны и страхи, и рассказывает читателю о них. Обычно это вызывает такой восторг, что читающий записывает фикрайтер в разряд самых крутых авторов, а плохо пишущие нервно грызут ногти от зависти. Сегодня мы постараемся рассказать вам, как добиться этого эффекта. И поможет нам в этом наша нежно любимая и трепетно обожаемая Мэри Сью.
Прорисовка персонажей в фанфикшене
Героев в фанфикшене можно разделить на две категории — герои в рамках канона и оригинальные герои. О том, как создавать оригинальных героев, мы с вами поговорим в другой раз, в рамках этой статьи мы затронем эту тему лишь вскользь, а вот канонных персонажей давайте разберем по косточкам.
Как гласит Википедия: «Канон — это неизменная (консервативная) традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека». Иными словами, у нас есть кем-то придуманный персонаж со своими тараканами, и только с ними мы можем работать и только их мы и можем дрессировать. Но как же сделать так, чтобы герой в тексте перестал быть картонным, но при этом был легко узнаваем читателем?
Для начала разберемся, на какую публику рассчитан ваш текст.
Допустим, вы планируете выйти за рамки фандома и сделать так, чтобы ваши герои Ли Ен Хо и Пак Чун Хи были узнаваемы. Тут надо понимать, что для простых обывателей эти имена не более чем бессвязный набор звуков, не несущий никакой смысловой нагрузки. Они не определят ни пол ваших персонажей, не увидят внешности, не увидят героев вообще. С таким же успехом вы можете подсунуть им картонку из-под обуви и попросить представить, что вот это мальчик, а это девочка и у них л’ямур ту жур. То есть ваш герой с непонятным именем не будет идентифицироваться сторонним читателем, у читателя не будет в голове понятного образа. Что следует сделать в этом случае. Все просто — сделайте описание внешности вашего персонажа так, как если бы вы, автор текста, были тем самым простым обывателем и впервые увидели Ли Ен Хо. Отметьте какие-то особенности его внешности, родинку на щеке, миндалевидные глаза, красивый нос и вкусные губы. Отметьте детали, которые раскрыли бы нам персонаж как-то дополнительно — морщинки в уголках глаз (часто улыбается), складка между бровей (часто хмурится). Конечно же, не надо делать описание героя в первом абзаце первой главы и растягивать его на три страницы, вполне достаточно, если вы сделаете это легкими штрихами, как художник, постепенно прорисовывая внешность вашего героя для стороннего наблюдателя из другого фандома.
В аниме внешность персонажа всегда играет огромную роль. Цвет его глаз и волос не только безошибочно позволяет зрителю узнать персонаж, но и намекает нам на свойства его характера. Совершенно не случайно у Рукии, Исиды и Саске волосы черные, в то время как у Наруто или Ичиго — рыжие. Посмотрите на портрет команды Наруто в начале аниме, который моментально дает вам представление о характерах двух главных героев, даже если вы пока ничего о них не знаете.
Используйте подобные «хитрости» создателей ваших любимых героев для своего текста и прорисовки своих персонажей.
Если вы не претендуете на всемирную славу и ваши друзья по фандому не нуждаются в описании героев и отличают среди набора непонятных слогов не только героев, но и их пол, тогда делайте описание героя только в том случае, чтобы подчеркнуть какую-то его эмоцию. Очень часто молодые авторы страдают тем, что, увлекшись диалогами и батальными сценами, не «играют» мимикой героев от слова совсем. Герои не машут руками, не чешут носы, не морщатся от боли, не закрывают глаза, не стукаются об угол стола, не делают ничего в своей книжной жизни, что делает обычный человек, они только бесконечно говоря, говорят, говорят, зачастую говорят простыми, скучными, заштампованными фразами и полностью сливаются с другими картонными персонажами, которые их окружают. Они остаются для читателя таким же мертвым, какими, по сути, и являются в авторском исполнении. Как только вы добавляете в текст описание мимики и жестов, каких-то бытовых мелочей, чуть-чуть, очень дозировано, ваш герой становится более четким в подсознании читателя, он оживает. Нельзя не отметить, что в аниме мимика персонажей обычно утрирована и ваш читатель уже подсознательно ожидает ярких эмоций на лице героев.
Очень важный момент в описании вашего персонажа — это его привычки. У всех есть привычки. Если канонный персонаж у нас много курит, следовательно, не забывайте по тексту много курить. Если персонаж постоянно жует жвачку, то сделайте из этого изюминку в своей работе. Обратите внимание на любимую позу героя, на его движения. Когда вы работаете с канонным персонажем, вы обязаны знать все его привычки, можете добавить пару своих, практически интимных. Допустим, ваш герой, когда нервничает, грызет ноготь по канону. В вашем тексте он может постоянно мысленно одергивать себя и стыдить за эту маленькую глупость. Не бойтесь домыслить что-то не по канону, но впишите их в канон таким образом, переплетите канон и фантазию так, чтобы ни у кого и мысли не возникло, что может быть по другому.
Любой фанат Ковбоя Бибопа знает, как ведет себя Спайк, и если в вашем тексте он никогда не сунет руки в карманы — настоящий фанат это заметит, и вы потеряете читателя, поскольку он перестанет верить в связь вашей работы и его любимого аниме.
Опять-таки, если вы взяли на себя смелость выйти за рамки своего фандома, то используйте в описании одежды ваших персонажей поясняющие слова, чтобы у читателя формировалась в голове картинка и он хорошо представлял, как выглядит тот или иной элемент одежды, потому что для обывателя слова — кимоно, оби, хакама, юката — это снова пустой набор звуков, не несущий никакой смысловой нагрузки. И если слово «кимоно» худо-бедно еще выдаст нам картинку, то что такое хакама знают немногие. Возможно, сейчас вас это рассмешит, но на самом деле это так — люди, далекие от непонятно азиатской культуры, вряд ли отличат гэта от гунбай.
Если вы пишете для своего фандома и точно знаете, что ваши друзья отлично владеют терминологией, то показывайте одежду через какие-то психологические состояния героя. Например, он может стоять на вершине скалы и думать мрачные мысли, а его черный плащ зловеще трепетать под порывами ветра, как бы подчеркивая тяжелый мыслительный процесс вашего героя.
Не забывайте акцентироваться на мелочах, о которых всегда забывают. Если ваш герой третью неделю ходит в одном и том же желтом комбинезоне, и за это время вы ни разу его не сняли и не приняли душ, то есть вероятность того, что на четвертой неделе ваш герой останется один — от него будет адски вонять. То есть, чем больше вы добавите каких-то бытовых мелочей в ваш текст, тем более выпуклым станет ваш герой. Нет, безусловно, тут тоже нужна мера и «бытовые мелочи» стоит добавлять дозировано, а не лепить их в каждый абзац, но без них ваш герой не сможет стать живым и не будет близок читателю, который не может позволить себе три недели не снимать желтый комбинезон.
Как и когда делать описание
Теперь давайте обсудим, когда надо давать описание героя. В идеале лучше всего описать героя сразу же, как только он появляется на сцене. Дать сначала в общих чертах, потом по ходу повествования добавить еще какие-то детали, но ни в коем случае не вываливать все сразу, чтобы бедный чувствительный мозг вашего читателя не взорвался от переизбытка информации. Особенно это касается работ, в которых очень много персонажей. Идеально — выводить их на сцену дозировано и дозировано же давать описание. Если вы «вышли» сразу тремя, то можно дать какое-то общее короткое описание, а потом уже добавлять каждому персонажу индивидуальных особенностей.
Но как делать это самое описание? Тут есть одна хитрость — герой глазами другого героя воспринимается приятнее, чем в стандартном авторском описании. Человек, читая ваш текст, как бы залезает в шкурку вашего главного героя. Он видит его глазами, ходит им, думает его головой. Мы можем героем дать оценку нашему объекту, чего в авторской речи лучше избегать. Избегайте стандартных и штампованных описаний героя. Находите какую-то изюминку, которая присуща только этому персонажу. Зачастую, одна ловко ввинченная фраза раскроет ваш персонаж лучше, чем два абзаца перечислений его достоинств и недостатков. Найдите какое-то яркое пятно, характеризующее и раскрывающее персонаж, и преподнесите его читателю. Он увидит героя картинкой и запомнит это лучше, чем ваш нудный бубнежь на те самые два абзаца, которые читатель скорее всего вообще пропустит.
Есть еще один момент, который вы должны отслеживать, так как он достаточно часто встречается в текстах — автор выделяет какую-нибудь характерную черту (внешнюю или внутреннюю) героя и начинает на ней ездить, вставляя во всё, как автору кажется, важное, к месту и не к месту, в диалоги, повествование, действия. Например, бесконечное упоминание шрама у одного героя, или кудрявых волос, или увечий, или девственности у главной героини, или испуганных глаз сразу у части персонажей. Вы должны понимать, что ваш читатель — не кретин из спецучреждения, у него есть память и он помнит, что у героя нет пальца на правой ноге. Повторять это двадцать пять раз совершенно не обязательно, даже если вы этой ногой пытаетесь открыть сейчас замок сейфа.
Ну и, наверное, самое трудное для начинающего писателя — это придумывать синонимы к обозначению персонажа. И тут на сцену выходят волосатые, гитаристы, брюнеты, дредастые, барабанщики и прочая, прочая… Это категорически неграмотно и выглядит просто отвратительно. Фраза типа: «Брюнет подошел к блондину вплотную и схватил его за волосы» — выглядит более чем странно, если мы знаем их имена. Так же странно выглядит фраза: «Гитарист дрался с барабанщиком прямо на клавиатуре клавишника». Для стеба — вполне, для серьезной работы нет, нет и нет. В конце концов, почитайте нормальные книги и поучитесь у их авторов, как надо писать. Работайте головой, включайте фантазию, не пишите, как ни разу не видевшие ни одной приличной книги люди.
Работа со штампами
Очень важный момент ваших персонажей — это их штампованность. Если это бизнесмен, банкир или нехороший человек, он почему-то обязательно толстый, лысый и противный. Если герой — то спортивный красавец, к ногам которого женщины падают и сами собой в штабеля укладываются. Если бандит, то обязательно с лицом Николая Валуева. Если врач, то интеллигент в очочках. Уборщица — хамка, вахтер — идиот. Меняйте свои стереотипы и придумывайте таких героев, чтобы с ними и на свидание, и в разведку пойти было не стыдно. Если в фандоме ваш персонаж традиционно изображается фикрайтерами в виде феи в зеленых колготах, то ломайте канон! Уходите от того, как у всех, сделайте своих персонажей особенными, выделяющимися, запоминающимися. Не вешайте на своего героя ярлык. Запомните, нештампованность героев — один из крючков в книге и на этом можно закрутить интересную интригу, что повысит интерес к произведению в целом. Ваш герой должен запоминаться и выделяться в огромной массе других работ чем-то ярким. Прикиньте, сколько всего фиков написано в вашем фандоме с одними и теми же героями. Вы хотите, чтобы при поиске фиков на определенную тематику именно ваш фик тут же всплывал в головах читателей? Делайте героев оригинальными.
Мэри Сью — это плохо или хорошо
Мэри Сью (англ. Mary Sue) или Марти Стю (англ. Marty Stu) — принятое в англоязычной среде (с недавних пор — и в русскоязычной) обозначение персонажа (в зависимости от пола), которого автор наделил гипертрофированными способностями. Автор произведения, как правило, ассоциирует себя со своей «Мэри Сью». Создание таких персонажей обычно считается плохим тоном. Появляются они чаще всего в фанфиках и в ролевых играх.
В среде фикрайтеров обвинения автора в мэрисьюшности — очень серьезное оскорбление. Но мы вам рекомендуем очень активно использовать это прекрасное создание в своей работе? Стоп, стоп! Не кричите! Сейчас вы узнаете, как из плоского, неуклюжего картонного персонажа, сделать настоящего живого человека, способного влюбить в себя читателя. Да, всё то, что написано выше, — абсолютная правда, но мы из этого плохого сейчас вычленим один очень хороший и важный момент. Вы должны обратить внимание на одну единственную фразу — автор произведения, как правило, ассоциирует себя со своей «Мэри Сью». В чем это выражается? Все очень просто. Обычно, когда человек садится писать (это показывает практика, да-да) свое первое произведение, он пишет с себя или с чего-то очень близкого себе, с какой-то ситуации из своей жизни или из жизни друзей. Когда произведений становится слишком много, человек начинает уже фантазировать на какие-то другие темы, искать сюжеты в новостях, газетах, в историях друзей. Но он все равно награждает героев своими мыслями, своими желаниями, они поступают так, как в идеале бы поступил автор, несут в мир ту мораль, которая живет в авторе.
А теперь самое главное — чтобы ваш персонаж ожил, вы должны влезть в его шкурку и стать им. Превратитесь в своего персонажа, станьте им. Вы должны думать, как думает ваш персонаж, вы должны ходить, как ваш персонаж, вы должны ощущать себя этим персонажем. Представьте себе, что вы актер. Ваш персонаж — это ваша роль. От того, как вы в нее вживетесь и сыграете, зависит, будут ли вас приглашать в другие картины, дадут ли вам премию и будут ли вас считать гениальным актером. Почувствуйте ваш персонаж, погрузитесь в него. Сейчас вы не Марина Огурцова, а Хён Бин. Станьте им. Какие у него привычки? Как он просыпается утром? Что думает о себе, глядя в зеркало с перепоя? В конце концов, может быть, у Бина есть привычка, сидя на унитазе, играть в тетрис или петь гимн Америки! Сделайте это однажды!
Когда вы влезаете в шкуру вашего персонажа и начинаете себя ассоциировать с ним, то пишите всё, что он думает, жесты, мимику, слова-паразиты, особенности. Хочется плакать на каком-то месте — плачьте! Чешется нос в диалоге — чешите нос в тексте. Сейчас вы не Марина Огурцова, вы Хён Бин, вы звезда и вам можно всё. Описывайте себя! Не бойтесь! Чем ярче вы себя опишете, тем лучше получится ваш персонаж. Не бойтесь того, что вас обвинят в мэрисьюшности. Вы — актер, вы играете роли. Закончили текст — вышли из роли. Начали новый — начали играть новую роль, например, превратились в Хаку или Тихиро.
Значение слова «канонический»
1. Являющийся каноном (во 2 знач.). Каноническое право в православной церкви.
2. Признанный церковью в качестве священного писания, входящий в состав канона (в 3 знач.). Канонические книги.
3. Книжн. Твердо установленный, принятый за образец. [Васнецов] смело ввел в иконописную живопись русские народные типы, благодаря чему образа Владимирского собора приобрели несвойственную канонической иконописи живость и выразительность. В. Яковлев, О великих русских художниках.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
КАНОНИ’ЧЕСКИЙ, ая, ое [от греч. kanonikos]. 1. Установленный канонами церкви (церк.). Каноническое право. 2. Входящий в состав канона (в 3 знач.; церк.). Канонические книги. 3. перен. (в качестве кратк. форм употр. канони́чен, чна, чно). Обязательный, твердо установленный, принятый за образец (книжн.). К. текст стихотворений Пушкина.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
канони́ческий
1. твёрдо установленный, принятый за образец ◆ Закон и Пророки были для ессеев, бесспорно, каноническими. ◆ В собрание сочинений были внесены канонические тексты стихотворений Пушкина.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: вымахивать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Значение слова «каноничный»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
канони́чный
1. книжн. следующий канону, являющийся каноном; твёрдо установленный, принятый за образец
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: затейливый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «каноничный»
Предложения со словом «каноничный»
Понятия, связанные со словом «каноничный»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «каноничный»
С другой стороны, если такого каноничного бога нет, то наш разум и любознательность – орудия, необходимые для выживания в крайне опасное время.
Это не каноничные определения, а скорее, доступные выражения полезных для вас идей.
Я глубоко убеждён: если более или менее каноничный бог существует, то именно он наделил нас разумом и любознательностью.
Что такое церковные каноны: объясняем на пальцах
Приблизительное время чтения: 8 мин.
Какие в Церкви существуют каноны? Что они регулируют? Каноны нужны, чтобы лишить человека свободы или, наоборот, чтобы ему помочь? Почему вообще в Церкви присутствует такой юридический формализм? Неужели без него никак нельзя спастись?
На эти и другие вопросы специально для «Фомы» ответил протоиерей Дмитрий Пашков, преподаватель кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ.
Что такое церковные каноны и зачем они нужны?
Слово «канон» — греческого происхождения, и переводится оно как «правило», «норма». Каноны представляют собой общеобязательные правила поведения, принятые в Церкви. Поэтому можно сказать, что канон в Церкви по своему содержанию и смыслу есть то же самое, что и закон в государстве.
Необходимость церковных канонов в общем понятна. Оказываясь в любом обществе, мы должны соответствовать определенным, принятым в нем правилам поведения. Так и в Церкви. Став ее членом, человек должен подчиняться действующим в ее пределах нормам — канонам.
Можно прибегнуть к такой аналогии. Когда мы поправляем свое здоровье в больнице, мы сталкиваемся с определенными правилами, которым — хотим мы того или нет — должны подчиняться. И эти больничные правила могут поначалу показаться излишними или даже абсурдными до тех пор, пока мы не постараемся в них вникнуть.
При этом в Церкви не может быть канонического формализма. Каждый человек индивидуален, и потому значительную роль в его церковной жизни играет духовник. Зная слабые и сильные стороны приходящего к нему человека, священник, опираясь на каноническую норму, может действовать достаточно свободно. Ведь нельзя забывать, что основной массив канонов сформировался очень давно, еще в первое тысячелетие, и многие каноны не могут буквально применяться в нынешнее время. Поэтому у батюшки остается большое пространство для «маневра» (сами каноны это предполагают, оставляя священнику, например, право сокращать или, напротив, продлевать епитимии), и это очень важно, когда речь идет о таком сложном и чрезвычайно деликатном деле, как пастырство.
Но неужели без этого формализма невозможно спастись?
Нет, дело тут не в самом формализме, а в нас самих. Поскольку мы даже после крещения остаемся существами несовершенными, ленивыми, эгоцентричными, нас нужно приводить к какому-то соответствующему нашей вере порядку благочестивой жизни.
Конечно, не подлежит нормативному регулированию наше общение с Богом, например, как человек молится дома: долго ли, коротко ли, с лампадкой или без, глядя на икону или закрыв глаза, лежа или стоя, — это его личное дело и зависит исключительно от того, как у него получается лучше помолиться. Но если христианин приходит в собрание верующих, в Церковь, где таких, как он, уже много и у каждого есть свои взгляды, интересы, какие-то предпочтения, здесь уже без определенных правил, которые всю эту пестроту приведут к какому-то правильному единообразию, не обойтись.
То есть общеобязательные нормы, каноны, нужны там, где появляется общество, где уже требуется предписать определенные права и обязанности его членам, чтобы избежать в нем хаоса и беспорядка.
Кроме того, каноны служат поддержанию того изначального образа Церкви, который возник в день Пятидесятницы, так что она остается неизменной при любом государстве, культуре, общественной формации. Церковь всегда и во все времена одна и та же: и в I веке, и в эпоху Вселенских Соборов, и в поздней Византии, и в Московском царстве, и сейчас. И каноны оберегают эту тождественность Церкви самой себе через все века.
А разве в Евангелии Христос говорил что-либо о необходимости следовать каким-то правилам?
Конечно, говорил. Некоторые нормы христианской жизни Господь задает прямо в Евангелии. Например, есть каноны, которые регулируют таинство Крещения. И в Евангелии Христос первым эту норму устанавливает: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф 28:19–20).
Тут мы находим формулу крещения — «во имя Отца и Сына и Святого Духа», — которая произносится сегодня священником во время совершения таинства. Кроме того, сказано, что сначала нужно научить, а уже затем крестить. И вот отсюда, например, берет начало практика так называемых огласительных бесед перед крещением, когда священник или катехизатор должен подробно объяснить желающему войти в Церковь человеку основы христианской веры и благочестия.
Кроме этого, Господь Иисус Христос установил единобрачие, как норму (Мф 19:4–9). На основе именно Его слов Церковь развила свое учение о таинстве Брака. Однако она несколько смягчила «строгость» Евангелия, где, как известно, сказано: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует (Мф 19:9). Церковь, снисходя к людской немощи и понимая, что не все смогут понести бремя одиночества, позволяет при определенных обстоятельствах вступать во второй и даже в третий брак.
Однако существуют и другие каноны, не взятые напрямую из Нового Завета. Церковь, водимая Святым Духом, выступает как продолжательница Законодателя Христа, расширяя, уточняя и поновляя свои правовые нормы. При этом, повторюсь, сама эта детализация и в целом вся законотворческая деятельность Церкви опирается на принципы, данные Спасителем в Евангелии.
А какие существуют каноны? И что они регулируют?
Церковных канонов очень много. Их можно разделить на несколько больших групп. Есть, например, каноны, регулирующие административный порядок управления Церковью. Есть «дисциплинарные» каноны, которые регулируют жизнь верующих и служение клириков.
Существуют каноны догматического характера, которые осуждают определенные ереси. Есть каноны, которые упорядочивают территориальное управление Церкви. Эти каноны устанавливают полномочия высших епископов, — митрополитов, патриархов, они определяют регулярность проведения Соборов и так далее.
Все каноны во всем их многообразии были сформулированы в первом тысячелетии церковной истории, и некоторые из них в чем-то устарели. Но Церковь эти древние каноны все равно чтит и очень внимательно изучает, потому что уникальная эпоха Вселенских Соборов является своего рода эталоном, образцом для всех последующих веков.
В наши дни из этих древних норм мы извлекаем если не прямые правила поведения, то по меньшей мере их дух, принципы, чтобы установить в поновленном виде такие нормы, которые будут отвечать потребностям сегодняшнего дня.
Понятно, что если гражданин нарушит закон, то он по решению суда будет за это наказан. А что в Церкви? Предусмотрены ли в ней наказания за нарушение того или иного церковного канона?
Если говорить о церковном праве, регулирующем благочестивую жизнь христианина, канонические санкции прежде всего лишают провинившегося человека самого главного — общения со Христом в таинстве Причастия. Это не мера возмездия, не наказание в расхожем смысле слова, а «терапевтическая» мера, нацеленная на то, чтобы вылечить тот или иной духовный недуг. Однако и здесь есть очень важная и существенная оговорка: окончательное решение относительно применения того или иного церковного наказания принимает духовник или, если брать более высокий уровень, епископ. При этом каждый случай рассматривается отдельно, и в зависимости от конкретной ситуации принимается то или иное решение.
Таким образом, церковные каноны более походят на лекарства, чем на законы. Закон действует в значительной мере формально, законодательная и исполнительная власть должны быть независимы.
В этом смысле, правоприменитель (епископ или священник) должен действовать так же, как поступает хороший и внимательный доктор. Ведь не станет же врач мучить новыми препаратами своего пациента, если назначенные лекарства уже благотворно подействовали! А вот если лечение положительных результатов не приносит, тогда доктор начинает применять другие препараты до тех пор, пока пациент не пойдет на поправку. И если в медицине показателем успешности лечения является выздоровление пациента, то для епископа и духовника подобным свидетельством будет искреннее раскаяние верующего.
Это, собственно, то, ради чего и существуют церковные санкции: настроить человека на покаяние и исправление, чтобы помочь ему в духовном росте, чтобы верующий, попавший под епитимью, пережил внутренний переворот и покаялся. Чтобы он осознал, что совершенный им грех лишает общения с Богом и постарался вновь его восстановить.
Церковные каноны где-то зафиксированы? Есть ли какие-то сборники, в которых они классифицированы и представлены?
Конечно. Кодифицировать свое право Церковь начала уже в конце IV века. Именно в эту эпоху после окончания гонений на христиан появляется огромное количество канонов, которое необходимо было как-то систематизировать и упорядочить. Так появились первые канонические сборники. Одни из них были организованы хронологически, другие — тематически, по предметам правового регулирования. В VI веке появились оригинальные сборники смешанного содержания, так называемые «номоканоны» (от греческих слов «номос» — императорский закон, «канон» — церковное правило). В него вошли и каноны, принятые Церковью, и законы императоров, касающиеся Церкви.
Существуют еще и так называемые апостольские правила. К самим ученикам Христа они прямого отношения не имеют и такое название, скорее всего, получили из-за их особой значимости и авторитетности. Возникли эти каноны на территории Сирии в IV веке.
Самый известный сборник древних канонов называется «Книга правил». В нее вошли и «апостольские» правила, и каноны, принятые на Вселенских Соборах, и каноны некоторых Поместных Соборов, и авторитетные мнения святых отцов по различным проблемам церковной жизни.
А нужно ли мирянину знать нормы церковного права?
Я считаю, что нужно. Знание канонов помогает понять, какие у него есть права и обязанности. Кроме того, церковные каноны еще и очень полезны в обычной жизни.
Например, жизнь новорожденного малыша висит на волоске и его надо срочно крестить. Может ли это сделать сама мама в роддоме, и если может (и в самом деле это так), как ей это сделать правильно, чтобы таинство Крещения в самом деле совершилось? Или вас пригласили стать крестным. Что с канонической точки зрения это означает, какие обязанности у вас появляются? Множество сложных вопросов связано с таинством Брака. Например, можно ли с канонической точки зрения венчаться с инославным или иноверным?