Что значит каденция у дальнобойщиков
Дальнобойщик рассказал о горячих рабочих буднях
Вырулить из зноя
24-летний минчанин Александр Александров недавно вернулся из рейса длиною в пять месяцев: «Это так называемая каденция, когда ты порой долго и беспрерывно ездишь из одной страны в другую. И при этом живешь в машине». Корреспондент «НГ» узнала, как выглядит спальное место, что выручает в жару и чего стоит опасаться на бесплатных парковках.
В холодильнике недельный запас еды
Говоря о своей «ласточке», Александр уверяет, что спать в машине вполне комфортно:
— Есть два спальных места. Верхний спальник — для одного и нижний — для другого. Что касается габаритов кровати — это примерно два на метр.
В дальних рейсах выгоднее готовить самому. Парень шутит, что за время поездки стал первоклассным поваром. Для хранения продуктов предусмотрен холодильник в салоне. По словам Саши, запаса в нем хватает примерно на неделю:
— Еще в машине есть газовый баллон, от которого работает плитка.
Кстати, многие водители-международники умудряются установить в своей машине бытовые блага, такие как микроволновка, электрочайник или мультиварка:
— Можно купить преобразователь напряжения, который подключается к прикуривателю, но на выходе получаешь 220 вольт. Правда, мотор при этом должен работать, чтобы не сел аккумулятор.
Водителям-международникам нужно соблюдать режим труда и отдыха. Что это значит? Есть специальные правила, которые регламентируют время вождения в течение дня, недели экипажем из одного водителя или нескольких, период отдыха, время перерывов. Специальный тахограф все действия регистрирует, а у водителя своя карточка и ячейка, куда она вставляется, поэтому каждый отдыхает и едет определенное количество часов. За выполнением всего этого следит транспортная инспекция.
— Если ты едешь дольше, чем положено, то тебя могут оштрафовать. Ты должен отдыхать 11 часов в сутки. Допускается сокращение времени отдыха до 9 часов, но к этому прибегать часто нельзя.
Приходится следить за временем, проведенным за рулем. Нужно проехать минимум 9 часов. При этом через четыре с половиной часа следует сделать остановку. Важно, чтобы в сутки работа не занимала более 13 часов либо три раза в неделю по 15 часов.
Ночь для дальнобойщиков — самое беспокойное время. Голова болит от поиска парковки: к вечеру бесплатные все будут заняты, а платные стоят недешево. Однако есть проблема похуже. Платная, бесплатная — бандитам разницы нет, где обчищать фуру. Но, по словам Саши, грабят на определенных маршрутах машины с определенным грузом. Как-то под все критерии воров попал и его тягач. Было это пару месяцев назад во Франции:
— Вез алкоголь. Утром просыпаюсь, смотрю — у меня порезан тент и большей части товара нет. Вызвал полицию. Об итогах расследования больше ничего не слышал.
Но ограбление — не самое страшное, что может случиться вдали от дома. Если водитель решит броситься на защиту груза, то последствия предсказать сложно.
— Бывает, в кабину пускают газ. Однажды не закрыл люк на ночь, утром просыпаюсь — тяжело дышать. Я давай быстро открывать двери, чтобы выветрилось все из кабины. Потом смотрю, а часть фуры вынесли… — делится Александр. — Редко, но случаются и убийства. Последнее было во Франции, там муж с женой были в рейсе. Муж ночью вылез осмотреть груз, когда возвращался в кабину, на него напали с ножом.
Бывает, в грузовики забираются нелегальные мигранты. В этой ситуации нет ничего необычного — ЕС наводнен выходцами из африканских и азиатских стран. Если есть подозрения, что в прицепе могут быть нежеланные гости, то под присмотром полиции его вскрывают:
— Мой прицеп плыл на пароме от Марокко до испанского порта. Нелегалы залезли в него еще в Марокко. Я об этом узнал на выгрузке в Австрии, когда мне показали порезанный сверху тент.
quicargo.com
Маршрут по сорокаградусной жаре
В Испании температура доходит частенько до 40 градусов. По словам Александра, из-за низкой влажности она переносится не так тяжело, как 30 градусов у нас в стране.
— Ехать нормально, а на стоянке я завожу двигатель, включаю кондиционер, чтобы салон полностью остыл, и у меня есть час, чтобы поспать. Естественно, когда кабина нагревается, ты просыпаешься. Выспаться не получается. Но с этим ничего не поделаешь…
Можно найти спасение от палящего солнца на пляже, но и то не везде. Однако самое сложное вовсе не жара, не недели, проведенные в дороге:
— Уже после двух месяцев ощущается усталость. Конечно, есть WhatsApp, Viber, Telegram, по которым можно держать связь с родными, друзьями. Но не хватает живого общения. Есть пары, семьи, которые в экипаже вдвоем.
Через несколько недель Александр снова отправится в рейс, более длительный — на полгода. Опять бесконечные погрузки-разгрузки, вечное «давай, давай быстрее!»…
В разных странах свои душевые системы на паркингах. Например, есть душ с таймером, который работает около 20 минут. По словам Александра, обычно этого хватает. Есть еще и душевые кабины с кнопкой. Ее можно нажать ограниченное количество раз, и опять же вода льется недолго — не более двух минут.
А во Франции на многих парковках душ бесплатный. Если его нет, то водители набирают на заправках в бутылки воду, ставят у окон, и за пару часов она нагревается…
К счастью, в наших СМИ практически нет новостей о том, что родители оставляют сейчас малышей в салонах автомобилей, когда сами куда-то уходят. Зато у соседей подобные сводки периодически появляются. Почему категорически запрещается оставлять свое чадо в жару в машине? Температура в автосалоне поднимается очень быстро, как в парнике. А дети особенно уязвимы к тепловым ударам. Температура их тела повышается в 3—5 раз быстрее, чем у взрослых. И обезвоживание также происходит быстрее.
Людмила Холодинская, инструктор по вождению:
— В сильную жару машина ведет себя немного по-другому. И хотя летняя резина, казалось бы, приспособлена к высоким температурам асфальта, но и она порой не выдерживает. Когда на улице выше 25 градусов, дорога нагревается до 50 и более. Начинается все с того, что машина реагирует на повороты с руля с некоторым опозданием и при резком торможении ощущается замедленная реакция. В городе вы этого не почувствуете, а вот на свободных трассах при скорости выше 60 км/ч — да.
Когда асфальт только положили, он начинает «потеть» — на поверхности появляются маслянистые жирные пятна и сцепные качества машины с дорогой ухудшаются. Это важно всегда помнить. Есть еще один нюанс: в жару над асфальтом могут появляться так называемые миражи. Их опасность в том, что происходит обман зрения и водитель может неправильно оценивать расстояние до впереди едущего автомобиля.
Что такое каденция для дальнобойщика
Профессия дальнобойщик популярна по всему миру. Количество грузоперевозок растет с каждым днем. Большинство водителей работают на иностранные компании, заключают с ними договоры, но так и не знают значения слова – каденция. Рассмотрим это понятие подробно.
Что такое каденция для дальнобойщика
Профессиональный дальнобойщик, умеющий доставлять товар в срок, всегда ценился. За границей эта профессия также популярна. Иностранные фирмы регулярно вербуют водителей и заключают с ними контракт на некое количество рейсов или на определенный промежуток времени.
В переводе с испанского языка слово обозначает – повторение движения, как бы рейсы. С итальянского – падение, тоже некое движение. В музыке термин обозначает завершение действия (акта). Все вышесказанное подходит к дальнобою. Съездил в рейс, завершил доставку груза, вот и каденция.
Принцип формирования
Каденция у дальнобойщиков состоит из ряда факторов, которые должны быть учтены перевозчиком:
Первый показатель самый значимый. Качество дорог, по которым осуществляется перемещение груза, низкое (зачастую дороги с неровностями и выбоинами), а расстояние – большое. Соответственно будут поломки и износ запчастей и автомобиля.
Исходя из вышесказанного, затраты на ремонтные работы и поддержание транспорта в форме – главная статья расходов грузовой компании.
Сроки
Каденция в дальнобое имеет регламентированные временные сроки.
Она может составляться:
Условия прописываются в договоре, который оформляется между дальнобойщиком и компанией-перевозчиком. Документ имеет регламентированные сроки и обяза-тельства с обеих сторон.
Оплата
Большое количество компаний формируют тарифы по зональному принципу. То есть происходит определение по расстоянию группы регионов, осуществление доставки по которым производится по одной фиксированной цене.
Случается, что цена доставки товара на расстояние в 1000 км такая же, как и в 5000 км. Именно в этом заключается суть зонального принципа. Он позволяет немного удешевить перевоз груза и наполняет фонд компании. В случае, если товар доставляется в сложные регионы, к примеру, Север, подсчет стоимости проводится по иным, гораздо большим показателям.
Большинство перевозчиков, работающих в густонаселенных городах с развитым производством, проводят расчеты тарифа исходя из стоимости километра пути при средней загруженности.
При этом также учитывается ряд факторов:
Эти условия в совокупности дают окончательную цену, которая будет заявлена для дальнейшей транспортировки товара.
Детальная информация видна на видео:
Куда лучше ехать
Вопрос о том, куда лучше ехать, актуален для большинства водителей. Каждый из них имеет жизненные приоритеты, которые влияют на принятие решения. Так, дальнобой по региону позволяет находиться в близости с домом, перемещаться на меньшие расстояния, отдыхать и чаще видеть свою семью, но он не имеет перспектив. Работа-дом, дом-зарплата и все.
Каденция в Польшу или другое государство более привлекательна. Многие водители, проработав в чужой стране определенный промежуток времени, перевозят свои семьи и остаются там жить.
Бывает, что иностранные компании предлагают водителям выгодные условия, а также возможность перевезти семью на весь срок каденции. Затраты на переезд и оформление документов покрывает работодатель. Этот вариант приветствуется дальнобойщиками больше всего.
Какая каденция лучше. Отзывы
Количество отзывов о каденции большое. Все они разные, но в основном положительные.
Рассмотрим некоторые из них.
Казавшееся для многих незнакомым слово каденция – многозначное и легкое в понимании. Большинство водителей неоднократно сталкиваются с ним, не понимая сути.
Заключая договор с иностранной компанией, обращайте внимание на каждый пункт контракта, оговаривайте все непонятные моменты. Любая мелочь важна.
Определяясь с местом, куда планируете поехать на работу, отталкивайтесь от преследуемой цели. Если хотите заработать, то компания не принципиальна, если эмигрировать в другую страну – выбор важен. Оговорите с менеджером компании такой вариант. Зачастую это практикуется.
Детальная информация видна на видео:
Что значит каденция у дальнобойщиков
Авторизуйтесь, чтобы воспользоваться функцией:
Автор: Николай Стальной
Четыре года назад Роман Пинчук из Жлобина устроился дальнобойщиком в польскую фирму на каденцию. Каденция, если простыми словами, — рейс продолжительностью в несколько недель, когда ты без каких-либо перерывов ездишь из одной страны в другую. Все это время водитель живет на рабочем месте. Мы узнали, насколько комфортно спать в машине, где готовить и хранить еду, как принимать душ и почему никогда не стоит останавливаться в Бельгии.
«Спать удобнее, чем дома»
— Внешне кровать напоминает койко-место в плацкарте: под спальником даже есть где хранить одежду. Однако по функционалу в несколько раз круче. Тут хороший ортопедический матрас для спины. Плюс она просторная: больше 2 метров в длину и примерно 90 сантиметров в ширину. Еще у меня установлен автономный отопитель, который поддерживает в салоне установленную температуру. Так что спать в машине удобнее, чем дома, — описывает дальнобойщик.
К слову, иногда Рома может позволить себе ночлег в комфортабельных условиях. Происходит это во время паромных переправ из Польши либо Германии в Швецию или из Швеции в Финляндию.
— По правилам, если продолжительность поездки на пароме превышает 3 часа, мне обязаны предоставить каюту. Там есть все удобства: туалет, душ, телевизор, где показывают даже белорусские каналы. Все оплачивает либо моя фирма, либо логистическая компания, которая организует перевозку. Иногда в стоимость тикета входит еще и шведский стол, так что мне и вовсе не приходится на что-то тратиться в пути. Помню, как-то из Гданьска в Стокгольм паром шел 14 часов, так за это время три раза кормили, — делится подробностями Роман.
«100 евро хватает, чтобы питаться целую неделю»
К слову, о еде. С большего Рома готовит сам. Под кроватью есть встроенный холодильник: небольшая камера, выполняющая еще и функции морозильника при определенных настройках. Туда, по словам дальнобойщика, вмещается недельный запас провизии:
— Обычно закупаюсь в Польше или Германии мясом, курицей, яйцами, фруктами и замороженными овощами где-то на 50 евро. В Швеции могу купить морепродукты: 500-граммовая пачка креветок стоит 40 крон ( 4 евро), а 300 грамм филе лосося — 30 крон ( 3 евро). Потом в течение недели 1−2 раза в день готовлю. Для этого у меня есть кемпинговая плитка, работающая от газового баллона. Одного баллона на 400 миллилитров, если готовить что-то быстрое, хватает на 3 дня. Если варить суп, то тогда израсходуется в два раза быстрее. Но в любом случае получается выгодно. Обед в немецком придорожном кафе, куда входит картофель фри, две колбаски, небольшая порция салатика и маленькая бутылка « Колы», обойдется в 15 евро, а тут я примерно за 100 евро, с учетом стоимости двух газовых баллонов, могу питаться неделю.
При этом готовить можно с запасом, так как в некоторых фурах предусмотрено наличие стационарной микроволновки. Но даже если такого девайса нет, то его всегда можно установить самостоятельно.
— Мужики подключают к прикуривателю на 24 вольт преобразователь напряжения — инвертор, который выдает 220 вольт — и уже от него включают микроволновки, мультиварки и электрочайники. Единственный момент, машина должна быть запущена, иначе легко можно быстро разрядить аккумулятор, — объясняет дальнобойщик.
«В Швеции даже на самой глухой парковке будет туалет с автосмывом и подогревом»
Еще один важный бытовой момент: как компенсировать отсутствие санузла? В теории, конечно, малую нужду можно справлять старым дедовским методом под первым деревом в лесу. Собственно, по словам Ромы, большая часть водителей, причем не только с просторов СНГ, но и из продвинутых европейских стран, поступают именно таким образом, однако есть нюансы:
— В Скандинавии проблем с туалетами нет: они имеются на каждой заправке и даже « дикусах» — простых парковках. При этом везде бесплатные и очень комфортабельные. В Швеции даже на самом глухом « дикусе» туалет будет с горячей водой, автосмывом, а в холодную пору года еще и с подогревом. А вот в Германии уже иначе. Там тоже есть бесплатные туалеты, только они особо ничем не отличаются от белорусских. В платных, конечно, условия гораздо лучше: есть даже роботы, которые вытирают стульчак. Стоит такое удовольствие от 50 до 70 евроцентов. Правда, часть этих денег тебе возвращается в виде чека, за который ты можешь купить батончик или хот-дог на заправке. Оно, может быть, и хорошо, но получается, как в мультике « Простоквашино»: чтобы купить что-нибудь ненужное, нужно продать что-нибудь ненужное. Поэтому многие экономят, ведь за день, особенно когда жарко и много пьешь, на походы в туалет может уйти около 3 евро. За месяц неплохая сумма выходит.
Еще дальнобойщикам важно соблюдать режим труда и отдыха: в Европе за этим пристально следит полиция и транспортная инспекция. То есть, отработав положенные часы, тебе нужно какое-то время постоять.
Но перед тем, как завалиться спать, необходимо найти площадку, где можно поставить фуру. И тут целая наука. Ближе к вечеру все бесплатные паркинги, как правило, заняты, а свободные платные могут потянуть от 10 до 30 евро за сутки. Но это еще полбеды. Главная проблема — выбрать безопасное место. Дело в том, что даже в самых развитых европейских странах из фуры ночью могут запросто украсть часть груза, и не важно, находишься ты на платной или бесплатной стоянке. Тут уже как повезет.
— Подобное может произойти и в Германии, и во Франции, и даже в скандинавских странах. Однако опаснее всего останавливаться в Бельгии. Между собой мы ее называем бандитской деревней, потому что там с большей долей вероятности тебе порежут тент и что-нибудь сопрут. Причем необязательно это будут мигранты. Промышляют грабежом и местные жители с низким доходом, — объясняет Рома.
С тем, как происходит ограбление, наш герой знаком не понаслышке. Три года назад он имел неосторожность остановиться на ночлег рядом с бельгийским городом Монс, где у него украли 6 паллет с микроволновками:
— Обычно водители стараются быстрее проехать Бельгию и ночевать во Франции или Германии, но я уже поздно ехал, ближе к 12 часам ночи, и решил рискнуть. Остановился на заправке с большим паркингом, который утыкан камерами. Думал, все будет нормально. Но в 6 утра меня будит водитель из соседней машины и говорит: «У тебя задние ворота открыты в прицепе». Пошел смотреть и вижу, что пока спал, украли 120 микроволновок — от них только один целлофан остался. Потом выяснилось, что еще в нескольких машинах порезали тент. Вызвали полицию, которую дожидались полдня. Те приехали, выписали протокол и уехали: даже записи с камер наблюдения никто смотреть не стал. Мне потом объяснили, когда груз застрахован, искать никого не будут: зачастую полицейские вообще могут не приехать на место, а просто принять сообщение и передать его страховой, которая все компенсирует.
Но ограбление — не самое страшное, что может произойти с дальнобойщиком. Зачастую грабителям мало одного груза, и за компанию с прицепом они обчищают и самого водителя, при этом нейтрализуя его разными способами.
— В Италии, Франции, Бельгии и Испании часто в кабину пускают нервнопаралитический газ. Иногда случаются убийства. Около месяца назад во Франции зарезали румынского водителя. Ночью он услышал посторонний шум из прицепа, вышел посмотреть и получил несколько ударов ножом, — делится последними новостями Рома.
От подобных ситуаций водители никак не защищены. Более того, европейское законодательство еще и заметно все усложняет, так как за хранение средств самообороны можно получить штраф или тюремный срок. Вот несколько примеров:
Фото предоставлены героем материала.
Подводные камни Европы. Рассказ человека, который вербует белорусских дальнобойщиков
Мозырянин Андрей Чередин сам когда-то работал водителем грузовика, теперь вербует белорусских водителей. Его фирмы-клиенты находятся на территории Варшавского договора. (Западнее — «другой климат».) Насмотрелся всякого, говорит, уже по разговору научился различать, из какого райцентра звонит соискатель. Кто попало не подходит, нужны приличные люди. Подведут работодателя — пострадает репутация вербовщика. В то же время и работодатель должен быть надежный — Андрей считает себя в ответе за тех, кого отправил в мир наживы и чистогана. Рассказывает, как устроена эта система и, главное, чего надо бояться.
Пока читаете, важно помнить: это рассказ человека, который целенаправленно и легально занимается вербовкой. У него свои резоны. В то же время он рассказывает интересные и полезные вещи.
Содержание
Плохая фирма
Для начала расставим некоторые точки над ё. Чередин — один из 220 (примерно) белорусских предпринимателей, получивших лицензию на такую деятельность. По его словам, из этого числа целенаправленно занимаются трудоустройством в Европе человек 60, у остальных немного другая специфика.
Многие хотели бы водить грузовик по Евросоюзу, но не все могут. В числе приятностей этой работы — относительно большая зарплата и хорошие дороги. Но нам больше интересны неприятности, которые могут встретиться на этих хороших дорогах.
Все знают, что «посредники придуманы, чтобы увеличивать цену продукта». Почему нельзя наняться шофером фуры в Польшу или Чехию за бешеные деньги напрямую? Зачем платить Андрею?
В ответ он рассказывает про стартовый подводный камень (и, видимо, это относится не только к перевозкам).
— Первая опасность: можно устроиться в плохую фирму. Многие самостоятельно их ищут и, конечно, с легкостью находят. Как ни удивительно, далеко не все доходят до того, чтобы просто поискать отзывы о конкретной фирме.
Наверное, это необходимый этап для тех, кто предпочитает учиться на собственных ошибках. Регулярно возникающие проблемы: отработал даром, не рассчитали, уволился без денег. Инструменты для этого довольно простые, все продумано, отработано и пройдено тысячу раз. Поверьте, не обязательно перепроверять это на себе. В то же время я знаю, что желающие всегда находятся.
Например, водителя вынуждают работать с нарушениями режима труда и отдыха. Это просто: работодатель назначает объем работы, который физически невозможно выполнить без нарушений. Бывает, просят выехать дополнительно в чужую смену, использовать чужую водительскую карточку. Или пытаются влиять на тахограф с помощью магнита.
А когда вас ловит транспортная инспекция в Европе, за все это полагается сумасшедший штраф. Фирма уже ни при чем, платите вы. Задача такого работодателя — сделать так, чтобы нарушение было лично вашей инициативой. Хотели заработать — нате.
Борьба за выживание
Послушать Андрея, жизнь дальнобойщика в Евросоюзе — это сплошная борьба за выживание.
Чем беднее страна, тем больше риск. Также есть вероятность найти приключения в районах, где концентрируются гости из определенных стран, например в районе погранпереходов тех государств, где активно принимают мигрантов.
Итак, одна из самых ходовых бед — кража топлива. По личному опыту Андрей говорит, что в Венгрии ему «не очень понравилось»:
— Конкретно слили у меня солярку на парковке. Причем почему-то выбросили пробки от баков — искал, но так и не нашел их. Потом тряпкой затыкал. Зачем забрали пробки — понятия не имею. Возможно, просто вредители такие.
— Да неужели кто-то станет рисковать здоровьем ради того, чтобы у дальнобойщика украсть топливо?
— Оказывается, станет. Если учесть, что литр стоит больше 1 евро, а в баках до тонны. Подъехал, открыл, засунул шланг, выкачал — все отработано, происходит быстро. Это все будет удержано из вашей зарплаты. Плюс надо вызвать полицию, потерять время.
Как предохраниться? Надо представить, на кого первым делом обратит внимание злодей. И постараться, чтобы это были не вы. Нельзя демонстрировать расслабленность. Парковаться надо правильно: под светом и камерами, стараться не стоять с краю. Но легко сказать — в Европе не так-то просто запарковаться, там очень активный грузовой трафик. Велика вероятность, что все равно окажешься с краю, где к тебе легче подобраться.
Также надо добиваться от работодателя, чтобы ставил специальный фиксатор на горловину. Да, это тоже не дает гарантию безопасности. Но тут выбор: или ты, или тот парень, который не перестраховался.
Даже если ты сумел отстоять свое топливо, придется побороться также за груз. Фуры стараются ставить корма к корме, чтобы страховать друг друга — тут ничего нового.
— Могут, конечно, и сбоку порезать, вынуть планки — но это, конечно, и время, и шум. Такое случается обычно в районе пограничных переходов, там, где много выходцев из. определенных стран.
Кабина — твой дом, не води кого попало
— Уж не буду рассказывать про проституток. — как-то слишком быстро проскакивает этот подводный камень Андрей.
— Стойте, почему это не будете?
— Да там ничего интересного. — предприниматель говорит, что не очень-то владеет этой темой. — Да, они действительно существуют — значит, наверное, такие услуги пользуются спросом. Про цены не скажу, не знаю. Почему они у нас такие невзрачные? Да они везде примерно одинаковые, это не только наша беда. Зато в странах, где проституция легализована, можно встретить специально оборудованные кемпинги: все основательно, работают люди. Налоги платят.
Как бы то ни было, Чередин за внутреннюю чистоту. Кабины в том числе.
— Не надо никого пускать внутрь. Кабина — это твой дом. Чтоб вы понимали, обувь остается на подножке. Ходишь в носках, все застелено ковриками, чисто и хорошо. Если ты какого-то человека не впустишь в свой настоящий дом, то и в кабине ему делать нечего.
— Эти истории мы сто раз слышали и видели в кино. Но это разве не мифы? Разве таких деятелей еще не вытравили с трасс?
— Нет, все в силе. Стоят вдоль дорог. Опять же, чем беднее страна — тем они гуще.
Не все страны одинаково полезны
Чем беднее страна, тем больше проблем, считает Андрей. В его личном рейтинге Венгрия ниже всего. Она не понравилась не только из-за украденного топлива.
— На каждом шагу полиция, которая постоянно ищет, за что оштрафовать. В то же время в Германии полиции вообще не видно. И в Польше не видно. Она появляется только когда нужна, когда что-то случилось.
То же и с транспортной инспекцией: чем беднее страна, тем больше инспекторов. А найти, к чему прицепиться, можно всегда, идеальных машин не существует. В карточке водителя информация о режиме труда и отдыха хранится 28 дней. Элементарно: он смотрит и видит, что 28 дней назад у вас было превышение по времени вождения. Все, вы попали. В общем, если бы вы были инспектором в бедной Венгрии, то вы бы не были бедным.
Усыпляющий газ — легенда или факт?
Чередин уверяет, что популярные среди водителей истории про некий усыпляющий газ — ни капельки не байки.
Никого еще не поймали, но, говорит, среди пострадавших побывал его сменщик:
— Это не легенды! Что за газ — не в курсе, знаю только результат. Делается это быстро и незаметно. Первый раз подошел к машине, пшикнул в воздухозаборник. Тот, кто внутри, засыпает. Минут через 15—20 — второй подход. Поскольку большинство водителей изнутри закрывается, надо как-то взломать кабину. Для этого используется специальная отмычка. Открыл, залез, будто сам водитель, забрал все ценное, аккуратно закрыл и ушел. Когда просыпаешься, понимаешь, что лишился всего. Первое, что их интересует, — разумеется, деньги. Это может быть и наличка фирмы, выданная на дорогу. Забирают также карточки, ноутбук, навигатор — то, что можно быстро продать.
Некоторые производители грузовиков уже предусмотрели опцию на такой случай — специальные скобы, которые не позволяют открыть дверь даже отмычкой. Если нет такого устройства, можно просто связать веревкой изнутри ручки дверей. Даже если тебя усыпили, кабину не откроют. Да, неудобно ходить в туалет, придется все это развязывать. Как вариант — использовать быстросъемный тросик.
А стекло бить они избегают, слишком шумно. Проще четыре другие машины обработать.
Большой Брат следит.
— Режим труда и отдыха в Европе контролируется очень жестко. Штрафы и вычеты такие, что нарушать нет никакого желания. Поэтому ты сам должен следить, сколько работал и сколько спал.
С помощью телеметрии диспетчер видит, где вы находитесь, стоите или едете и так далее. Все это пишется и потом учитывается при начислении зарплаты. Если не следить за режимом самому, потом можно удивиться — а за что такие вычеты.
Андрей хранит памятную фотокарточку, на которой он запечатлен в кабине с телефоном. Такие в Германии продают всем желающим по 140 евро.
— Красивая фотография. В Беларуси вас хоть раз штрафовали за такое? И меня — нет. А там, как только вот так взял телефон, — все. Причем не факт, что я именно разговариваю. Считается: раз держу в руке — значит, уже отвлечен.
Зарплаты: 2500 евро в Германии против 1800 в Польше
Чередин поставляет водителей польским и чешским фирмам. Говорит, «Россия уже не та». По словам Андрея, зарплата его подопечных — 1800—2000 евро чистыми.
— Поляки максимально полно выбрали все возможные гранты, субсидии, дешевые кредиты, которые полагались со стороны Евросоюза, — объясняет политику партии собеседник. — И теперь демпингуют на рынке перевозок. У них огромное количество машин, каждый второй грузовик на парковке в Европе будет польским.
Но почему не Германия или Голландия? Там же платят явно больше.
— Да, там очень нужны водители! Зарплата в той же Германии — примерно 2500 евро, плюс хороший соцпакет и прочие гарантии. Но это — для гражданина либо человека, который смог преодолеть документальный барьер. В частности, надо понимать, что белорусское водительское удостоверение для трудоустройства там не подходит. Кроме того, необходим нормальный язык, немецкий или английский. И так далее. Тогда вы можете рассчитывать на эту зарплату. В ином случае за ту же работу будете получать примерно на тысячу меньше.
«Белорусы надежнее»
Механизм работы рекрутингового агентства (и не только этого) выглядит просто: вы устраиваетесь, а после того, как отработали определенный срок, платите рекрутеру за услуги.
— Я заинтересован в том, чтобы у водителя не было штрафов и других ненужных расходов, — Андрей говорит, в общем, то же самое, что нам в разных вариациях не раз доводилось слышать в других похожих конторах. — Мне невыгодно, чтобы человек мало зарабатывал. Для того все это и рассказываю.
В то же время для нормального рекрутера важна репутация у работодателя.
— Мне невыгодно, чтобы моего работника уволили — это значит, я неправильно подобрал кандидата, — рассказывает Чередин. — Кстати, изначально поляки, получив доступ к ресурсам, наняли много украинских водителей. Им приезжать проще, их легче оформлять. Потом, правда, поняли, что с этой рабочей силой слишком много случается проблем. По моему опыту, белорусов там любят гораздо больше — считается, что они надежнее.
Перевозчики давно определились, каких водителей они хотят с востока. Основные требования: по возможности не украинец, старше 35, с семьей, мотивированный на зарабатывание нормальных денег, который не уволится после первой зарплаты.
— Калибровка по возрасту и семейному статусу имеет смысл, — говорит Андрей. — Если парню 21 год и он три раза получил зарплату 1800 евро, велика вероятность, что рванет тратить эти деньги. Ему не надо кормить жену и детей, его пока не беспокоит необходимость обустраивать быт, платить ипотеку. Он устал, деньги жгут карман — можно понять. Но для перевозчика это лишняя головная боль, ему нужно постоянство.
Первые признаки неадекватности кандидата лежат на поверхности. Не надо быть матерым рекрутером, чтобы держаться подальше от таких людей.
— Далеко не все подходят. Из каждых пяти человек, которые ко мне обратятся, я заключу договор с одним-двумя, — отмечает рекрутер. — Кто-то в 11 вечера звонит, кто-то пьяный, кто-то задает неадекватные вопросы, назойлив или проявляет агрессию. На стадии звонка отсеивается больше половины.
На каждого обратившегося у Андрея заведена электронная карточка. Помимо паспортных и технических данных, он педантично фиксирует обстоятельства общения, личные впечатления.
У каждого города свой характер
Вербовщик утверждает, что иногда по манере общения может угадать, откуда кандидат. Есть характерные особенности.
— Например, в Калинковичах все очень дружные, поддерживают друг друга, как родственники. Раньше машины гоняли, с тех пор держатся сообща. Один пришел — за ним по «сарафану» другие тянутся. Рекомендуют друг друга, интересуются товарищами.
До Мозыря от Калинковичей рукой подать — но тут совсем другие люди. Благодаря НПЗ город избалованный. Запросы по зарплате высокие.
Речица — тоже нефтяной город, оттуда обращаются в основном разрозненные, но очень грамотные люди. Это чувствуется по разговору: они задают толковые вопросы, рассказывают о себе, будто читают мою анкету. И это массовое явление.
Из Светлогорска почему-то звонят судимые. Спрашиваешь, как зовут, — «Называйте меня Незнакомец». Ну хорошо, Незнакомец. Из Житковичей в основном веселые люди звонят, позитивные. В Ельске — задумчивые такие.
Как правильно уволиться
На увольнение рекрутер обращает едва ли не большее внимание, чем на трудоустройство. Говорит, есть разные варианты, некоторые — плохие. Вспоминает личный опыт:
По словам Андрея, такие финты весьма популярны у польских работодателей, особенно в небольших фирмах.
— Это касается не только моей специфики. Оптимальный вариант — увольнение по соглашению сторон. Надо заранее уведомить владельца бизнеса, получить в том числе на электронную почту уведомление, что он знает о твоих намерениях.
Если заранее не предупредили и хотите уволиться, то это второй вариант. Перевозчику тоже надо время, чтобы найти замену, он может потребовать, чтобы вы отработали две недели.
Третий вариант — по окончании действия трудового договора. Но тут тоже нельзя просто уйти, «автоматически». Все организовано так, что работодатель всегда вам должен какую-то часть зарплаты. Это сумма, на которую он при окончательном расчете всегда может насчитать вам какие-то штрафные санкции.
Коротко. Общеизвестные моменты, которые «знал, но забыл». Пригодятся не только дальнобойщикам.
— Там на платных участках нет «отсечек», как у нас. Как ехал, так и можешь ехать. Если поймают — штраф 500 долларов. Причем платишь ты, не фирма. Поэтому продумывай маршрут — на грузовике ты или на легковой машине.
— Не экспериментируйте в дороге с экзотической едой. Лично я закупал продукты заранее, готовил сам. Ни разу не отравился.
— В некоторых странах нельзя перемещаться на грузовиках в выходные (за исключением некоторых ситуаций). Едешь, полиция сводит тебя с автобана, штрафует — а ты не можешь понять почему. Вам об этом могут не сказать, поэтому всегда проверяйте.
— Я использую Google Maps. Другие подобные сервисы тоже нормально работают. В Беларуси они могут многого не знать, но в Европе указано все, что должно быть указано. И этому можно доверять. Магазин, душ, прочая инфраструктура, платные участки и так далее. Если не планируешь своей высокой фурой снести низенький виадук 15-го века — тоже ориентируйся на электронные карты.