Что значит исторический деятель
Исторический деятель
На волне поста про звезду, решил поделится историей которую услышал от своего коллеги сегодня. История была такова, что его дочке которая учится в 8-9 классе учительница по английскому задала написать реферат на английском про какого нибудь исторического деятеля нашей страны. Дочка же вечером подошла к отцу и спросила, является ли А. С. Пушкин таковым, на что коллега не раздумывая ответил что да. А сеня узнал следующее, как объяснила ему его дочка после школы: учительница сказала, что рассказала малая на 5, но так как Пушкин по её мнению не считается историческим деятелем, то в журнал она ставит 3. Ну и в общем коллега задумался, а кто же прав на самом деле, учительница английского языка или его дочка и он, который помог ей с выбором темы для реферата. А как считаете вы?
Я, конечно, не юрист, но тут на стороне дочери. Преподаватель английского могла бы объяснить, кто в нашем случае является историческим деятелем. Истолковать это можно по-всякому. Тот же алкаш, который у нас в центре города предоставляет свои странные услуги, он тоже может быть историческим деятелем в моем понимании.
Но мне кажется, что такое большое снижение оценки не справедливо.
Я считаю оценку, поставленную в журнал, не справедливой. Но вместо Пикабу, к учителю подошла бы сначала. Не корректно задана тема.
Вот Дантес внёс вклад в историю России 🙂
А в какой стране это происходило автор не указал. Может он из Казахстана пишет.
кто же прав на самом деле, учительница английского языка или его дочка и он
ну, если права училка, то дочь тут не причем) она же у отца спросила, косяк его.
Вот, что говорит Вики. про исторического деятеля тут ни слова.
Алекса́ндр Серге́евич Пу́шкин (26 мая [6 июня] 1799, Москва — 29 января [10 февраля] 1837, Санкт-Петербург) — русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления[8], критик и теоретик литературы, историк, публицист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века.
А чо директора школы не спросили?
Он бы правдиво рассудил.
А если бы не смог, то деп.образования точно бы разобрался))
Косяк отца всё-таки. Но и трояк тут не светит раз речь идёт про английский язык.
Урок истории от Собчак
Удивительно, как она в МГИМО училась.
5 копеек на пост «Польза от регистратора»
Немножко не в тему.
Купил регистратор, хотя по деньгам тогда напрягало. Жена периодически грызла.
Однажды поворачиваю направо под мигающую зелёную стрелку и. Вы нарушили, ехали на красный!
Г: Нас двое, мы оба видели!
Я: у меня телевизор, предлагаю посмотреть кино.
Г: счастливого пути! (даже документы не спросил)
Я (жене): вот и окупился!
— Без бюстгальтера и без трусиков
— Не делись своими финансовыми проблемами тут
Знакомо?
Пусть лучше смеётся
Ответ на пост «Skoda запретила своим автосалонам в РФ навязывать «допы» покупателям»
Спасибо машинистам за радость!
Я часто хожу с сыном погулять к жд путям. У нас возле дома есть место, где можно безопасно встать так, чтобы увидеть вблизи проезжающий сапсан, или электричку. А уж если совсем повезет и попадешь на грузовой, то радости полные штаны:)
А если честно, то и мне тоже, ведь за меня машет руками мой сынок, но радуемся как дети мы оба!
Суровый ребёнок
Всё просто!
Мамкин бизнесмен
И в самом деле
За похищение инвалида и превращение его в раба — суд приговорил к штрафу в 10000 рублей
Не пойму кто издевается над людьми
За удержание в рабстве и раздробленный таз Дмитрия Бурцева фермер Магомед из Калмыкии осужден на 1 год ограничения свободы
В Калмыкии осудили жителя республики, который три месяца удерживал на своей ферме и истязал ставропольчанина. В отношении работодателя возбудили уголовное дело. Об этом сообщило управление следственного комитета по Калмыкии.
Мужчина оказался в трудовом рабстве на три месяца. В марте Дмитрий попытался сбежать, но «хозяин» быстро об этом узнал. Магомед догнал его, переехал на автомобиле, избил и оставил умирать на дороге, с раздробленным тазом. Ставропольчанина спас водитель, проезжающий мимо. Позже надзорники сообщили о задержании Магомеда.
Следственный комитет Калмыкии возбудил уголовное дело в отношении фермера о незаконном лишении человека свободы. Суд признал его виновным и приговорил к ограничению свободы на год. Приговор еще не вступил в законную силу.
Выдающиеся граждане России: список, биографии, интересные факты и достижения
Российская Федерация — это великое государство, занимающее первое место на планете по территории и величине национального богатства. Однако главную её гордость составляют выдающиеся граждане, оставившие заметный след в истории. Наша страна взрастила огромное количество известных учёных, политиков, полководцев, спортсменов и деятелей искусства с мировым именем. Их достижения позволили России занять одну из лидирующих позиций в списке супердержав планеты.
Рейтинг
Кто же они, выдающиеся граждане России? Список их можно продолжать бесконечно, ведь каждый период в истории нашего Отечества имеет своих великих людей, прославившихся в разных сферах деятельности. Среди наиболее ярких личностей, которые в той или иной степени оказали влияние на ход как российской, так и мировой истории, стоит упомянуть следующих:
Минин и Пожарский
Выдающийся гражданин России Кузьма Минин и его не менее знаменитый современник князь Дмитрий Пожарский вошли в историю как освободители русских земель от польских захватчиков. В начале XVII столетия в Русском государстве началось Смутное время. Кризис, охвативший многие сферы жизни, усугублялся нахождением на столичном престоле самозванцев. В Москве, Смоленске и ряде других городов полным ходом хозяйничала польская шляхта, а западные границы страны были заняты шведскими войсками.
Чтобы выгнать иноземных захватчиков с русских земель и освободить страну, духовенство призвало население создать народное ополчение и освободить столицу от поляков. На призыв откликнулся новгородский земской староста Кузьма Минин (Сухорук), который был хоть и не знатного происхождения, но являлся настоящим патриотом своей Родины. За короткое время ему удалось собрать войско из жителей Нижнего Новгорода. Возглавить его согласился князь Дмитрий Пожарский из рода Рюриковичей.
Постепенно к народному ополчению Нижнего Новгорода стали присоединяться жители окружающих городов, недовольные господством польской шляхты в Москве. К осени 1612 г. войско Минина и Пожарского насчитывало около 10 тысяч человек. В начале ноября 1612 г. нижегородскому ополчению удалось изгнать поляков из столицы и заставить их подписать акт о капитуляции. Успешное проведение операции стало возможным благодаря умелым действиям Минина и Пожарского. В 1818 г. память о героических освободителях Москвы была увековечена скульптором И. Мартосом в монументе, который установлен на Красной площади.
Пётр Первый
Значение правления Петра I, прозванного за свои заслуги перед государством Великим, сложно переоценить. Выдающийся гражданин России Пётр Первый находился на престоле 43 года, придя к власти в 17-летнем возрасте. Он превратил страну в величайшую империю, основал на Неве город Петербург и перенёс в него столицу из Москвы, провёл ряд удачных военных походов, благодаря чему значительно расширил границы государства. Пётр Великий начал торговать с Европой, основал Академию наук, открыл множество учебных заведений, ввёл обязательное изучение иностранных языков, заставил представителей знатных сословий носить светские наряды.
Значение правления Петра I для России
Реформы государя укрепили экономику и науку, способствовали развитию армии и флота. Его успешная внутренняя и внешняя политика стала основой для дальнейшего роста и развития государства. Вольтер высоко оценил внутренние преобразования России в петровские времена. Он писал, что русским людям за полвека удалось добиться того, чего другие народы не смогли достичь за 500 лет своего существования.
А. В. Суворов
Самый выдающийся гражданин России второй половины XVIII века — это, безусловно, великий полководец, генералиссимус русских сухопутных и морских сил Александр Суворов. Этот талантливый военачальник провёл более 60 крупных битв и ни в одной из них не получил поражения. Армии под командованием Суворова удавалось побеждать даже в тех случаях, когда силы противника значительно превосходили её по численности. Полководец принимал участие в русско-турецких войнах 1768-1774 и 1787-1791 годов, блестяще командовал российскими войсками во время штурма Праги в 1794 г., а в последние годы жизни руководил Итальянским и Швейцарским походами.
В сражениях Суворов применял разработанную им лично тактику ведения боевых действий, которая значительно опережала своё время. Он не признавал военную муштру и воспитывал в солдатах любовь к Отечеству, считая её залогом победы в любом сражении. Легендарный полководец следил за тем, чтобы во время военных походов его армия была обеспечена всем необходимым. Он героически разделял с солдатами все тяготы, благодаря чему пользовался у них огромным авторитетом и уважением. За свои победы Суворов был награждён всеми существующими в его время в Российской империи высокими военными наградами. Кроме того, он являлся кавалером семи иностранных орденов.
М. В. Ломоносов
Выдающиеся граждане России прославляли свою страну не только в искусстве управления государством или тактике ведения боевых действий. Михаил Ломоносов принадлежит к когорте величайших отечественных учёных, которые сделали огромный вклад в развитие мировой науки. Родившись в бедной семье и не имея возможности получить достойное образование, он с раннего детства обладал высоким интеллектом и тянулся к знаниям. Стремление к наукам у Ломоносова было настолько сильным, что в 19-летнем возрасте он оставил свою деревню, отправился пешком в Москву и поступил в Славяно-Греко-Римскую академию. Далее последовала учёба в Петербургском университете при Академии наук. Для совершенствования знаний по естественным наукам Михаил был направлен в Европу. В 34 года молодой учёный стал академиком.
Ломоносова без преувеличения можно считать универсальным человеком. Он обладал блестящими знаниями по химии, физике, географии, астрономии, геологии, металлургии, истории, генеалогии. Кроме того, учёный был прекрасным поэтом, писателем и художником. Ломоносов сделал множество открытий в физике, химии и астрономии, стал основоположником науки о стекле. Ему принадлежит проект создания Московского университета, которому впоследствии было присвоено его имя.
Д. И. Менделеев
Всемирно известный химик Дмитрий Менделеев — гордость России. Появившись на свет в Тобольске в семье директора гимназии, он не имел преград для получения образования. В 21 год молодой Менделеев с золотой медалью окончил физико-математический факультет Петербургского пединститута. Спустя несколько месяцев он защитил диссертацию на право чтения лекций и приступил к преподавательской практике. В 23 года Менделееву была присвоена степень магистра химии. С этого возраста он начинает преподавать в Императорском университете Санкт-Петербурга. В 31 год он становится профессором химической технологии, а через 2 года — профессором общей химии.
Всемирная слава великого химика
В 1869 г., в возрасте 35 лет, Дмитрий Менделеев сделал открытие, которое прославило его на весь мир. Речь идёт о Периодической таблице химических элементов. Она стала основой для всей современной химии. Попытки систематизации элементов по свойствам и атомному весу делались и до Менделеева, однако он стал первым, кому удалось чётко сформулировать существующую между ними закономерность.
Периодическая таблица — не единственное достижение учёного. Он написал множество фундаментальных трудов по химии и выступил инициатором создания в Петербурге Палаты мер и весов. Д. И. Менделеев являлся кавалером восьми почётных орденов Российской империи и зарубежных стран. Ему была присвоена степень доктора Туринской Академии наук, Оксфордского, Кембриджского, Пристонского, Эдинбургского и Гёттингенского университетов. Научный авторитет Менделеева был настолько высок, что его трижды выдвигали на получение Нобелевской премии. К сожалению, лауреатами этой престижной международной награды каждый раз становились другие учёные. Однако данный факт ничуть не уменьшает заслуг прославленного химика перед Отечеством.
Ю. А. Гагарин
Юрий Гагарин — выдающийся гражданин России советской эпохи. 12 апреля 1961 г. на космическом корабле «Восток-1» он впервые за всю историю существования человечества совершил полет в космос. Пробыв на орбите Земли 108 минут, космонавт вернулся на планету героем международного масштаба. Популярности Гагарина могли позавидовать даже мировые кинозвёзды. С официальными визитами он побывал более чем в 30 иностранных государствах и объездил весь СССР.
Выдающийся гражданин России Юрий Гагарин был награждён званием Героя Советского Союза и высшими знаками отличия многих стран. Он готовился к новому космическому полёту, однако авиакатастрофа, случившаяся в марте 1968 г. во Владимирской области, трагически оборвала его жизнь. Прожив всего 34 года, Гагарин вошёл в число величайших людей XX века. Его именем названы улицы и площади во всех крупных городах России и стран СНГ, памятники ему установлены во многих зарубежных государствах. В честь полёта Ю. Гагарина 12 апреля во всём мире отмечают Международный день космонавтики.
А. Д. Сахаров
Выдающиеся граждане России 21 века
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ». ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИСТОРИЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЯХ ДЕТЬМИ С СОХРАННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ». ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИСТОРИЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЯХ ДЕТЬМИ С СОХРАННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ
Ф.А.Тамакаева, России, ЯНАО, г. Новый Уренгой
THE ESSENCE OF THE CONCEPT OF «HISTORICAL PERSONALITY.» PATTERNS OF MASTERY OF THE IDEA OF HISTORICAL PERSONALITIES BY CHILDREN WITH PRESERVED INTELLIGENCE
F.A.Tamakaeva, Russia, Yanao, New Urengoy
В практике преподавания истории недостаточно уделяется внимания характеристикам исторических деятелей, не ведется систематическая целенаправленная работа по формированию у учащихся знаний об исторических личностях; учителя истории затрудняются в выборе эффективных приемов и средств для решения этой проблемы; у учащихся не формируется полное представление о той или иной личности и ее роли в истории. Методика формирования исторических знаний, представлений и навыков занимает ведущее место в системе методологии школы. Знания и представления об историческом процессе, понимание взаимосвязей между фактами, событиями и явлениями истории не только расширяют кругозор учащихся, но и помогают им определить свое место в обществе, способствуют их более успешной социализации.
Одной из сложных и специфичных тем в области методики преподавания истории является формирование у детей с ОВЗ адекватных представлений об исторических личностях, их роли и месте в историческом процессе. Эти знания важны для развития у школьников с ОВЗ чувства долга, уважения и патриотизма, любви к своей стране.
В то же время учащиеся образовательных учреждений VIII вида имеют крайне бедные, ограниченные, неточные и часто искажённые представления. А так же, рассказать ребятам о выдающихся людях, которые оказали значительное влияние на ход истории, формирование общественных ценностей и культурных традиций страны. Эти дети затрудняются ориентироваться в историческом времени, устанавливать последовательность правления русских князей и царей, а также высказывать и аргументировать собственную позицию на деятельность исторической личности с выделением положительных и отрицательных черт его характера.
У учеников с ОВЗ в длительные сроки происходит выработка навыков самостоятельной работы с историческим материалом: текстом учебника, историческим документом, научно-популярной и художественной литературой, газетой, различным наглядным материалом. Инклюзивные дети затрудняются составлять планы, вести краткие записи в тетрадях, связно излагать материал, делать небольшие сообщения о тех или иных исторических событиях, лидерах на основе дополнительной литературы.
Проблемой преподавания истории в коррекционной школе занимались такие выдающиеся ученые как Н.М. Амосович, К.В. Баранов, Е.Т. Голикова, Н.П. Долгобородова, О.Г. Зорина, В.А. Лапшин, Л.В. Петрова, Ю.Ф. Кузнецов. На примере своих исследований они показали, что исторический материал является важным звеном педагогической коррекции, что можно вполне успешно формировать представления об историческом процессе у данной категории школьников. Вместе с тем, были изучены основные трудности, возникающие у учащихся с нарушением интеллекта в процессе усвоения исторических знаний. В числе наиболее сложных проблем обозначено формирование правильных представлений об исторической личности. Однако, данный вопрос не нашел должного освещения в специальной литературе. В связи с этим представляется актуальным изучение возможности применения в педагогической практике комплекса педагогических методов и образовательных приемов, направленных на педагогическую коррекцию представлений об исторических личностях у учащихся с ОВЗ.
Названные трудности значительно затрудняют социализацию школьников с ОВЗ, задерживают процесс «врастания ребёнка в культуру».
Было установлено противоречие между высокими программными требованиями к уровню развития у учащихся среднего школьного возраста с ОВЗ представлений об исторических личностях, и недостатком методических материалов для выполнения данных требований в педагогической практике.
Можно предположить, что развитие представлений об исторических личностях у учащихся с ОВЗ в рамках уроков истории будет более эффективным, если использовать задания, предусматривающие:
— использование специальных приемов и методов педагогического воздействия на учащихся;
— использование проблемного метода на уроках истории.
Для этого необходимо:
— изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования;
— выявить уровень развития преставлений об исторических личностях у учащихся с ОВЗ;
— определить направления учебной деятельности, использование которых будет способствовать развитию у учащихся с ОВЗ представлений об исторических личностях на уроках истории;
— установить эффективность проводимых занятий.
В ходе практической деятельности на уроках использовались методы, которые определялись в соответствии с целью и задачами поставленными учителем. Для этого необходимо теоретически изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме. Пронаблюдать за действиями учащихся и за работой педагогического эксперимента прослеживая констатирующий, формирующий, контрольный этапы.
Вопрос, касающийся выявления особенностей овладения представлениями об исторических личностях детьми с лёгкой степенью умственной отсталости, глубоко изучали такие учёные-олигофренопедагоги, как Е.М. Гапонова, О.Г. Зорина, A.И. Капустин, Ю.Ф. Кузнецов, В.А. Лапшин, И.И. Логинов, Н.Б. Лурье, B.M. Мозговой, Л.В. Петрова, Б.П. Пузанов, М.П. Сергиенко, В.И. Синев, Л.В. Смирнова, К.М. Турчинская и др.
Как следует из трудов названных авторов, учащиеся с лёгкой степенью умственной отсталости испытывают выраженные трудности при усвоении курса истории, осмыслении тех или иных событий, явлений, фактов, понятий, сведений об исторических личностях. Так, у школьников данной категории в более длительные сроки, чем в норме, и с большим трудом развиваются следующие представления, препятствующие пониманию исторических событий:[1, с.35]
— представления о пространстве (знакомство с исторической картой (территории, границы государств, расположение городов, мест сражений и др.);
— представления о значимых явлениях и фактах прошлого (знакомство с наиболее важными событиями в истории Отечества, родного края, с яркими историческими личностями); начальные представления о культуре прошлого и др.
Школьники с лёгкой степенью умственной отсталости испытывают трудности при изложении событий в хронологической последовательности; при локализации их во времени, при определении периодизации событий. Историческое время представляется ребёнку с нарушенным интеллектом как прерывное (предстаёт из отдельных знаний об отдельных ярких событиях). Слабо развито или отсутствует понимание взаимосвязи временных и пространственных характеристик исторических событий. Исторические события рассматриваются школьниками с лёгкой степенью умственной отсталости по аналогии с их жизненным опытом. Представления об исторических личностях зачастую искажены. В целом у этих детей не возникает целостного образа истории как науки об историческом времени, пространстве и движении [2, с.28].
У школьников с лёгкой степенью умственной отсталости имеет место склонность к чувственному усвоению исторических знаний, как и склонность к чувственному познанию мира вообще (В.Г. Петрова, С.Я. Рубинштейн, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф и др.). Однако возможности совершенствования сенсорной деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы более обширны, чем развитие их интеллектуальной деятельности. При этом следует постоянно помнить и о том, что представления обычно бывают беднее непосредственных восприятий, а поэтому без опоры на наглядность уже известные учащимся школы VIII вида образы (помещик, боярин, купец) теряют свои индивидуальные черты.
Л.В. Петрова указывает, что у детей с нарушенным интеллектом часто прослеживается смещение исторических представлений. Это выражается в произвольном переносе исторических личностей, событий, явлений в пространстве и времени. Учащиеся с нарушением интеллекта не в состоянии понять идеалы и идеи исторических личностей, отдалённость исторических событий, их длительность. В результате этого у учеников образовательных учреждений VIII вида наблюдаются нелепые перестановки, например: «Чапаев воевал против фашистов», «Борцами против крепостного права были Ленин, рабочие, большевики».
Понять особенности исторической личности, её влияние на ход истории мешает то, что ребёнок с нарушением интеллектуальной сферы имеет неверные или искажённые представления об историческом времени. Дети данной категории не могут сообщить, в какую эпоху действовала та или иная историческая личность. Эти ученики не могут обозначить последовательность и длительность событий во времени.
Школьники с лёгкой степенью умственной отсталости испытывают трудности при изложении сведений о той или иной исторической личности, искажают этот материал. Отмечается смешение исторических личностей, приписываете одним деяний других. Исторические личности рассматриваются школьниками с лёгкой степенью умственной отсталости по аналогии с современными людьми (певцами, литературными героями, политиками).
У учеников с нарушением интеллектуальной сферы имеет место односторонний подход к оценке исторических личностей.
Детям, обучающимся в специальной (коррекционной) школе VIII вида, свойственно размежевание доброго и злого, хорошего и плохого, справедливого и несправедливого. Отсюда – разделение исторических личностей на «наших» и «не наших, «своих» и «чужих», «красных» и «белых», «советских» и «фашистских».
Ученики с лёгкой степенью умственной отсталости затрудняются или не могут обобщить единичные факты, связанные с той или иной исторической личностью. Так, при овладении историческими знаниями учащиеся с нарушением интеллекта могут доводить единичный случай до уровня широкого обобщения. Объясняется это не только конкретностью мышления этих учащихся, но и особенностью программы по истории для специальной (коррекционной) школы VIII вида. Элементарный характер курса истории, недостаточное количество фактического материала для верных выводов и обобщений приводят к подобного рода ошибкам.
Так, на вопрос учителя: «Почему Ломоносов не мог в детстве посещать школу? » ученик отвечает: «Ему мешала мачеха». Таким образом, большая социальная проблема (недоступность образования для крестьян) была подменена чисто случайными узкосемейными отношениями. Недружелюбие мачехи к Ломоносову учащимся понятнее, чем вопрос о положении крестьян и их бесправии в царской России.
Этих детей, как правило, затрудняет установление связей между историческими событиями, в результате чего они дают характеристику событий и явлений только по внешним признакам.
Для учащихся с нарушением интеллекта характерна категоричность оценок изучаемых ими событий, явлений, у них наблюдается стремление воплотить все события и явления в конкретные действия отдельных исторических личностей. Соответственно, одним из явных недочётов выступает персонификация общественно-исторических событий.
Таким образом, овладение детьми с сохранным интеллектом представлениями об исторических личностях подготавливается в период дошкольного детства благодаря высокому познавательному интересу. Во время обучения в школе ученики, не имеющие нарушений в развитии, усваивают значительное количество информации о различных фактах прошлого, о личностях, повлиявших на ход истории. Школьники способны объективно оценивать осваиваемый материал, аргументировать свою точку зрения. Учащиеся с нарушением интеллекта имеют бедные и ограниченные представления об исторических личностях. Эти дети испытывают трудности при изложении событий в хронологической последовательности; при локализации их во времени. Слабо развито или отсутствует понимание взаимосвязи временных и пространственных характеристик исторических событий. Представления об исторических личностях, как правило, фрагментарны, обеднены, искажены.
В связи с нарушением словесно-логического мышления представляется возможным сформировать у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида только понимание наиболее простых исторических связей и закономерностей.
Одной из важнейших задач преподавания истории в классах коррекции является обеспечение умственной активности и самостоятельности мышления. Ее достижение обеспечивается следующими методами: эвристическо-поисковый, беседа, рассказ, сравнение.
Следующей задачей является постепенное формирование исторических понятий, которая достигается путем последовательного использования схем с включенными в них понятиями, тестов и создания ассоциативных связей.
Еще одной задачей исторического образования в коррекционной школе является установление адекватных представлений о временной последовательности исторических событий.
Изучение исторической личности в учебном процессе коррекционной школы имеет свои особенности. Умение оценивать поведение человека, анализировать черты его характера и мотивы, побудившие к совершению того или иного поступка являются сложными мыслительными процессами, которые целенаправленно формируются у учащихся в рамках их учебной деятельности. В результате воспитанники научаются отделять главные факторы от второстепенных, видеть внутреннюю скрытую причинно-следственную связь.
Изучение исторической личности в школьном курсе истории должно основываться на умении школьников видеть и учитывать взаимосвязь между особенностями эпохи и поступками и чертами характера человека; между формированием личности и окружающей его средой, включая особенности воспитания, образования и т.д. Для правильной оценки идей и действий исторической личности необходимо знать ее происхождение – социальную группу, к которой она относится, партийную и национальную принадлежность.
Однако, как отмечают дефектологи, восприятие исторической личности учащимися с интеллектуальными нарушениями имеют ряд особенностей: излишне обобщенно, односторонне, однозначно. Такие учащиеся имеют трудности со словесным описанием исторических и литературных героев, не понимают сложных конфликтных ситуаций, сосредотачивают внимание на внешних проявлениях и конечном результате, теряя, таким образом, причинно-следственные связи и побудительные мотивы. Они не способны отделить первостепенные и малозначимые факты.
Учащимся с умственной отсталостью трудно «оторваться» от конкретного материала по исторической личности, применить разработанную на данном материале методику анализа к другому историческому персонажу, т.е. сформулировать общую методику анализа однотипных фактов.
Школьники специальной (коррекционной) школы не способны связать историческую личность и ее поступки с окружающей средой, особенностями воспитания в детстве, социальным окружением и с его социальной ролью.
Значительные затруднения, учащиеся с нарушениями интеллекта испытывают при объяснении причин тех или иных действий исторических персонажей, причинно-следственную связь устанавливают не верно, на поверхностном, примитивном уровне.
При оценке исторических личностей с большей легкостью оцениваются их моральные, нежели политические качества. Это связано с возможностью использовать собственный жизненный опыт. Отличать положительные качества и поступки от отрицательных школьникам приходилось в ходе своей жизни. Оценивать же политическую деятельность они могут только на уроках истории. Дать одновременно оценку и моральной и политической деятельности учащиеся с умственной отсталостью не в состоянии.
Еще одной трудностью для учащихся специальной (коррекционной) школы при изучении исторических личностей являются возникающие при этом ложные стереотипы, т.е. перенесение образов современной жизни в область исторических знаний, в результате чего в их ответах сливаются черты близкого детям настоящего и неизвестного им далекого прошлого.
У умственно отсталых учащихся часто встречается смещение представлений, выражающееся в произвольном переносе лиц, событий, в пространстве и времени. Они не в состоянии понять отдаленность исторических событий, их длительность, в результате чего у них наблюдаются нелепые перестановки.
Эти затруднения, по мнению дефектологов, возникают у умственно отсталых учащихся в связи с незрелостью всей личности, недоразвитием познавательных процессов и потребностей, а также эмоционально-волевой сферы, характера. У таких детей, по наблюдениям дефектологов, отмечается разобщенность между интеллектом и эмоционально-волевой сферой.
В традиционной методике преподавания истории в качестве педагогической помощи используется система вспомогательных, наводящих вопросов. Однако, в специальной (коррекционной) школе такая методика не эффективна. Наводящие вопросы способны повысить количественный показатель ответов учащихся, но не их качественный уровень.
Таким образом, для учащихся вспомогательных школ характерны фрагментарность, бессистемность, односторонность восприятия исторических персонажей, что говорит о неосознанном усвоении ими подобного учебного материала. Однако причины недостаточного усвоения материала срываются не только в физиологических особенностях учащихся, сложности самого материала, но и в методических недостатках педагогов. Таким образом, развитие специальной методики обучения истории в целом и возможности использования материалов, связанных с личностью в истории, является актуальным направлением научно-практического знания.