Что значит исследовательский проект
6. Источники информации и их использования в научно-исследовательской работе .
Одним из этапов проведения любого исследования является
— этап накопление научной информации: библиографический поиск научной информации, изучения документов, основных источников темы, составление обзора литературы, выбор аспектов исследования;
Информацию разделяют на:
— обзорную (вторичную) обзор научных материалов;
— реферативную, что содержится в описаниях прототипов научных задач;
— реферативную (вторичную), что содержится в аннотациях, резюме, рефератах;
Следовательно, при обработке информации ее можно разделить на две группы.
— информационные издания (сигнальная информация, реферативные журналы, экспресс-информация, обзоры);
— справочная литература (энциклопедии, словари);
— каталоги и картотеки;
Эта информация служит теоретическим и экспериментальным фундаментом, основой проведения научного исследования, является доказательством научной обоснованности ее работы, достоверности и новизны.
7. Технология работы с информационными источниками
К методам работы с научной̆ информацией̆ относятся методы поиска информации; методы обработки полученной̆ информации; методы систематизация и хранение научной̆ информации.
Научная информация представлена в научной̆ литературе.
Монография — научный̆ труд одного или нескольких придерживающихся единой̆ точки зрения авторов, в котором с наибольшей̆ полнотой̆ исследуется определённая проблема или тема. В монографии обобщается и анализируется литература по данному вопросу, выдвигаются новые гипотезы и решения, способствующие развитию науки. Монография обычно сопровождается обширными библиографическими списками, примечаниями, от которых можно оттолкнуться при составлении списка литературы по проблеме исследования.
Брошюра — непериодическое печатное произведение небольшого объёма (в международной̆ практике не менее 5 и не более 48 страниц); небольшого объема, как правило, научно-популярного характера.
Статья — научное произведение небольшого размера, в котором проблема рассматривается с обоснованием ее актуальности, теоретического и прикладного значения, с описанием методики и результатов проведенного исследования. Необходимо помнить о том, что в последнем годовом номере журнала предлагается список статей, которые были опубликованы в данном журнале в течение года.
Тезисы доклада — краткое изложение содержания научного сообщения.
Учебное пособие — учебная книга, предназначенная для расширения, углубления, лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной̆ программой̆ и изложенных в учебниках; дополняет или заменяет (частично или полностью) учебник.
Начинать работу лучше всего с обращения к энциклопедии и специальным словарям. Статьи энциклопедии содержат не только краткую информацию по существу той или иной̆ проблемы, но и список основных опубликованных по ней̆ работ.
Исследовательская проектная деятельность: что это такое и как ее организовать
Галина Танасюк
Исследовательская проектная деятельность: что это такое и как ее организовать
Китайская пословица гласит:
“Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму”.
Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает прочное место в работе детских садов. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.
Исследовательская проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. Это способ взаимодействия с окружающей средой; поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели ; способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника;
Проектно-исследовательская деятельностьдетей включает следующие элементы:
выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
поиск и предложение возможных вариантов решения;
обобщение полученных данных;
подготовка и представление проекта (сообщение, доклад, создание макета и т. п.)
Существует ряд оптимальных условий для исследовательской проектной работы детей:
Поддержание повышенного интереса детей к занятиям, наполняя их опытами, экспериментами, исследованиями, наблюдениями. Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному экспериментированию. Создание в группе и в саду комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей. Создание в группах уголков, зон для экспериментирования, где дети могли бы повторить проделанные вместе со взрослыми опыты самостоятельно в свободное время. Предварительное тестирование детей для выявления их интересов к исследованиям и экспериментированию с определенными объектами, о чем они хотят узнать, что исследовать, и помочь им реализовать их планы. Научить ребенка ставить вопросы и составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе исследовательской деятельности. Научить ребенка наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения. Разработка методов стимулирования и поощрения детей – активных исследователей. Привлечение родителей к исследовательским детским проектам. Проведение консультаций по созданию условий для экспериментирования в домашних условиях.
Критерии эффективности детской исследовательской проектной деятельности :
1. Самостоятельность и добровольность участия в исследовательской деятельности.
2. Системность и учет возрастных особенностей ребенка.
3. Важно, чтобы рядом находились взрослые, которые достаточно деликатны, чтобы ребенка-исследователя не ломать, не навязывать ему свое видение мира, не подменять своими действиями. Ребенок может ошибиться, но это будет его ошибка, его опыт. Методом проб и ошибок человек познает мир и приходит к правильным выводам. Пусть это будет маленький результат, но это результат, к которому ребенок пришел сам, самостоятельно (конечно же под умелом ненавязчивом руководстве педагога или родителя).
4. Презентация и оценка деятельности ребенка. Результаты исследовательской работы важно оценить для того, чтобы поднять самооценку в глазах самого ребенка и в кругу сверстников. Обязательно нужно организовать итоговую презентацию исследовательской деятельности, и тем самым создать условия для опосредованного обучения сверстников.
Все исследовательские проекты классифицируются : по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации.
Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности
Проектно-исследовательская деятельность органично вписывается в систему работы детского сада. Она активно вплетается во все виды деятельности и составляет с ними единое целое. Детские исследовательские проекты – эффективный, современный, дидактически оправданный метод обучения дошкольников.
Исследовательский проект
Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся по решению творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением, предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
Исследовательские проекты могут иметь следующие направления:
– исследования в гуманитарных областях;
Определяя тему исследовательского проекта, нужно прежде всего выбрать объект изучения, и определить, что об этом объекте мы хотим узнать, т.е., что будет предметом изучения.
Первый шаг в решении этой задачи – выбор предметной области исследования. Это может быть география, история, литература, физика, химия и др. Внутри этих областей нужно выбрать более частную предметную область. Например, в физике – это механика, оптика, электричество, магнетизм, в географии – животный, растительный мир, почвы, водные ресурсы, экология и др.
На втором шаге выбора темы исследовательского проекта можно задаться вопросом: “Какие аналогичные знания могут быть получены о более частных объектах, и которые могут быть кому-то полезны?”. Это могут быть, например, знания о растительном, и животном мире, состоянии экологии территории, на которой ты проживаешь. Или это могут быть знания не о электромагнитном излучении вообще, а об излучении конкретных бытовых проборов.
Определяя возможную тему исследования, всякий раз нужно сформулировать вопрос, на который следует ответить в результате исследования.
Примеры таких вопросов.
Что значит исследовательский проект
Исследовательские работы и проекты
Структура исследовательского проекта
Соблюдение четкой структуры исследовательского проекта при его написании учащимся школы играет важную роль в формировании у школьников навыков грамотного оформления учебных индивидуальных проектов, которые в дальнейшем могут быть использованы при написании серьезных научно-исследовательских работ. В иной формулировке смотри: структуру исследовательской работы
Первой страницей индивидуального исследовательского проекта школьника является титульный лист, на котором указывается тема работы, ее автор(-ы) и руководитель, а также общеобразовательное учреждение, в котором был написан учебно-исследовательский или научно-исследовательский проект.
Существуют установленные правила оформления титульного листа ученического исследовательского проекта, также как и соблюдение структуры проекта при его написании.
Далее составляется содержание проекта, представляющее собой указание на основные элементы исследовательского проекта: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы, приложения. Напротив всех заголовков в оглавлении индивидуального исследовательского проекта ставятся номера страниц, с которых начинаются разделы. Заголовки в оглавлении проекта должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя сокращать заголовки, переформулировать их и менять поочередность.
В заголовках глав исследовательского проекта должна соблюдаться логика исследования. Художественные и вопросительные формы предложений не подходят в качестве заголовков глав и параграфов индивидуальных проектов учащихся школы.
Оглавление исследовательского проекта помещается перед основной частью, чтобы сразу показать структуру работы.
Введение школьного проекта должно включать в себя:
Тема исследовательского проекта в школе должна быть оригинальной, перекликаться с изучаемым на уроках материалом или личными интересами ребенка, давать возможность относительно быстрого написания исследовательского проекта, но при этом не быть слишком поверхностной и простой.
Актуальность проекта формируют причины, указывающие на изучение именно этой проблемы в настоящее время.
Цель исследовательского проекта формулируется исходя из того, какой результат предполагается получить в ходе проведения исследования. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.
Задачи исследовательского проекта показывают, что автор работы собирается делать для достижения поставленной цели. Формулировка задач тесно связана со структурой ученического исследовательского проекта. В отличие от цели, которая одна, задач может быть несколько.
Структура исследовательского проекта в школе также подразумевает формулирование во введении объекта и предмета исследования обучающегося школы, описание методов исследования, используемых для достижения цели индивидуального проекта школьника, теоретической значимости проекта, выраженной описанием того, как могут применяться полученные результаты в жизни человека, обществе и практической ценности полученных результатов, указывающей на возможность их использования.
Новизной проекта может считаться отсутствие аналогичных исследований, новизна темы, методического решения, оригинальность постановки целей и задач, а также гипотез.
Литературный обзор проекта в нашей структуре – это краткое описание того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре литературы необходимо показать, что вы знакомы с областью исследований по нескольким источникам и что вами поставлена новая задача, отличная от других исследований.
Основная часть исследовательского проекта
Во 2-3 главах описываются практические этапы самого проекта, интерпретируются теоретические данные, выявляются определенные закономерности в изучаемых явлениях в ходе эксперимента. В соответствии со структурой глава индивидуального исследовательского проекта завершается выводами. Каждый элемент основной части исследования представляет собой законченный в смысловом отношении фрагмент.
Основная часть проекта, представленная главами, содержит:
Первая глава основной части является теоретическим разделом, подразумевает краткое систематизированное изложение и творческое осмысление истории развития вопроса, раскрытие понятие и сущности изучаемого явления, уточнение формулировок, рассмотрение существующих методических подходов к анализу вопроса данного исследования.
Литературный обзор в теоретической части исследовательского проекта начинается с изложения идей тех авторов, которые внесли существенный вклад в разработку проблемы. Также проводится сравнительный анализ разных точек зрения авторов по исследуемой теме.
Литературный обзор теоретического раздела в соответствии со структурой исследовательского проекта должен быть представлен в виде изложения своих впечатлений об изученном материале, уместно дополненном цитатами из авторитетных источников.
Согласно структуре проекта в заключении раздела приводится характеристика состояния проблемы и выделяются дискуссионные вопросы, из которых определяется актуальность исследования.
Текст теоретической главы в проекте должен соответствовать следующим требованиям:
Первая часть практического раздела исследовательского проекта содержит описание методов исследования и алгоритмов решения поставленных в работе задач, а также описание организации и содержания исследования: характеристика испытуемых, конкретные методики, процедуры исследования, критерии оценки результатов исследования.
Во второй части практического исследования излагается собственное исследование автора с выявлением того нового, что он внес в разработку задачи. Автору индивидуального проекта необходимо дать собственную оценку достижения цели и решения задач, оценку достоверности полученных результатов, их сравнение с аналогичными исследованиями отечественных и зарубежных авторов, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований и прочее.
При написании индивидуального исследовательского проекта обучающийся обязан указывать авторов и источники, из которых он заимствует материалы. Цитаты обязательно заключаются в кавычки. Свободное изложение заимствованного текста допускается только со ссылкой на источник заимствования.
В завершение каждой главы следует приводить краткие описательные выводы, позволяющие четко сформулировать итоги каждого этапа исследования.
Структура и содержание глав основной части индивидуального исследовательского проекта должны полностью соответствовать теме и глубоко ее раскрывать. Эти главы должны показать умение школьника кратко, логично и аргументировано излагать материал.
Исследовательский проект
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Работа над проектом
в рамках внеурочной деятельности
Описание слайда:
Описание слайда:
Проект – это «пять П»
Проблема
Планирование
Поиск информации
Продукт
Презентация
Описание слайда:
Типы проектов по доминирующей
деятельности учащихся
Исследовательский
Творческий (художественный)
Информационный
Технический
Описание слайда:
Исследовательский проект
Цель – доказательство или опровержение какой-либо гипотезы. Проект выполняется по аналогии с научным исследованием: обязательное обоснование актуальности исследуемой проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, проверка различных версий, анализ, обобщение и обнародование результатов. Проектным продуктом в данном случае является результат исследования.
Описание слайда:
Примеры исследовательского проекта
«Что таит в себе невидимый мир бакте-рий»;
«Превращения головастика»;
«Биотестирование воды в домашних ус-ловиях, с помощью улиток-ампулярий»;
«Исследование безопасности моющих средств»;
«Как продлить жизнь срезанным цветам».
Описание слайда:
Творческий проект
(художественный)
Цель – привлечение интереса к конкретной проблеме. Данный проект характеризуется свободным, творческим подходом к трактовке проблемы, ходу работы и презентации результатов, которыми могут стать литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Описание слайда:
Примеры творческого проекта
«Волшебство бумажных завитков (квилинг)»;
«Красота спасёт мир (плетение косичек)»;
«Удивительный мир мультипликаций»;
«Куклы ручной работы»;
«Дизайнер – 2014»;
«Весёлый орфографический словарь».
Описание слайда:
Описание слайда:
Примеры информационного проекта
«Национальные праздники мира»;
«Традиции русской одежды: прошлое и современность»;
«Архитектурный облик Москвы: прошлое, настоящее, будущее»;
« История ёлочной игрушки»;
«Сравнение Деда Мороза и Санта Клауса»
Описание слайда:
Описание слайда:
Примеры технического проекта
«Вечный двигатель на магнитах»;
«Энергия и её источник»;
«Многофункциональный робот»;
«Макет пожарного гусеничного вездехо-да, предназначенного для тушения лесных пожаров»;
««Самолет для видеонаблюдения»;
«Волшебный фонарь».
Описание слайда:
«Выбор темы-залог успеха»
Описание слайда:
Не допускайте ошибок в работе над проектом.
— Не скачивайте проекты из интернета!
Часто повторяющиеся темы проектов на конкурсах:
«Сравнение деда Мороза и Санта Клауса»;
«Школьная форма. Прошлое и настоящее»;
«Школьная форма: вчера, сегодня, завтра»;
«Вред пепси-колы»;
«Сколько весит здоровье ученика».
— Не подменяйте деятельность выполнением задания, не делайте работу за детей, не перепоручайте родителям. Учитель работает в стиле педагогической поддержки.
— На слайде презентации не пишите тот же текст, который рассказывает ученик. Если выступающий читает текст слайдов, то для комиссии это сигнал о том, что он не ориентируется в содержании.
— Очень хороший проект может «погубить» неудачное выступление детей. Ответственность лежит на учителе, так как обычно он сам составляет детям выступление. Не превратите проект в реферат или доклад о чём-либо или о ком-либо.
Описание слайда:
Алгоритм работы над проектом.
Теоретический блок
1 шаг: подготовка
определение темы, цели, задач проекта.
Цель – желаемый результат, который будет получен в ходе всего исследования (доказать…, обосновать…, разработать…)
Задачи – ряд промежуточных целей, необходимых для реализации общей цели (проанализировать…, описать…, выявить…, определить…, установить…)
Описание слайда:
Алгоритм работы над проектом
Теоретический блок
2 шаг:
постановка проблемы, актуальности проекта;
выдвижение гипотезы (обязательна в исследовательском проекте)
Описание слайда:
Алгоритм работы над проектом
Теоретический блок
3 шаг: планирование деятельности
по реализации проекта:
определение источников необходимой информации;
определение способа сбора и анализа информации;
определение материалов, которые необходимы для работы;
определение способа представления результатов (выбор формы презентации);
деление на рабочие группы: теоретики, исследователи, аналитики; (если в проекте задействован весь класс);
распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы.
Описание слайда:
Алгоритм работы над проектом
Теоретический блок
4 шаг: определение методов исследования, в зависимости от типа проекта
*наблюдение; *анализ и синтез;
*эксперимент; *сравнение;
*моделирование; *обобщение;
*анкетирование; *классификация
*интервьюирование;
Описание слайда:
Алгоритм работы над проектом
Практический блок
5 шаг: поэтапное выполнение задач проекта:
сбор, изучение информации;
структурирование информации;
изготовление продукта или проведение исследования.
Описание слайда:
Алгоритм работы над проектом
Анализ проведённой работы
6 шаг: выводы
— анализ информации;
формулирование выводов;
подтверждение или опровержение гипотезы.
Описание слайда:
Алгоритм работы над проектом
7 шаг: представление (защита) проекта
подготовка презентации;
защита проекта.
Описание слайда:
Как успешно презентовать
свой проект?
«Нельзя объять необъятное!»
1.Представление автора проекта.
2. Объявляется тема проекта.
3. Представление проблемы и актуальности.
4. Озвучивание цели и задач проекта.
5. Выдвижение гипотезы (если есть).
6. Достаточно полно и лаконично рассказать о решении задач проекта:
— методы работы;
— собрали информацию о…., изучили …. выяснили вот что….;
— подробно рассказать о продукте.
7. Подтвердилась или нет гипотеза.
8. Выводы.
В ходе презентации обязательно представить результат – продукт проектной деятельности. Уникальность продукта – в его значимости.
Описание слайда:
Конкурсы проектов
Окружной тур конкурса научно-исследовательских и проектных работ «Открытие» http://www.nmcuv.org/
Московская городская конференция учащихся «Открытие» http://intmarathon.ru/
Грант префекта ЦАО для школьников. Номинация для учеников начальной школы «Мал, да удал» http://www.grant-prefekta.ru
Окружной (городской) тур конкурса «Исследовательская деятельность учащихся» в рамках фестиваля «Юные таланты Московии» http://utm-idu.redu.ru/
Московская открытая конференция исследовательских и проектных работ «Путь поколений» http://omczo.org/
Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников http://www.ya-issledovatel.ru
Всероссийский конкурс «Сименс» для учащихся 10-11 классов http://science-award.siemens.ru
Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ
учащихся «Отечество»
Описание слайда:
Желаю успехов
во всех начинаниях!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
«КАРЬЕР СТРОЙ АВТО»
«Альфа-Авто: Учет рабочего времени» Дополнение к системе программ «Альфа-Авто 4»
Реализация проекта Северсталь-авто на территории ОЭЗ «АЛАБУГА»
Эффективность брендированного вагона в московском метрополитене 2 Москва, Январь-Февраль 2012. Отчёт по результатам исследования.
Подходы к разработке образовательной программы школы в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения
BMW. Технологии. Сервис.
Технический центр «АТТ-авто» предлагает сотрудничество в области ремонта автомобилей
КАК ИЗМЕНИЛСЯ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ РОССИЯН? 1990 – 2010гг.
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5345844 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
К 2024 году в каждой российской школе должен появиться спортивный клуб
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери
Время чтения: 2 минуты
Только каждый 10-й россиянин может дать платное образование своим детям
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.