Что значит искренне извиниться
Business Views
Не ошибается только тот, кто ничего не делает. И только тому же человеку никогда не приходится просить прощения за допущенные ошибки. Как извиняться, чтобы тебя действительно простили?
Умение осознать свою неправоту — половина дела. Еще 45% усилий уходит на то, чтобы заставить себя произнести «извини». Почему же тогда нас так редко прощают? Потому что большинство забывает об оставшихся 5% — простых, но важных. 9 простых правил помогут научиться просить прощения так, чтобы не простить было невозможно. Или почти невозможно.
1. В настоящем извинении нет слова «но»
Иначе все, что вы сказали до слова «но», автоматически теряет смысл. Запоминается последняя фраза, а в вашей словесной конструкции последним, скорее всего, прозвучит критическое замечание или оправдание. Не удивительно, что прощение заслужить так сложно.
2. В настоящем извинении внимание акцентируется на ваших действиях, а не на реакции партнера
«Мне жаль, что тебя задела моя вчерашняя шутка» — это не извинение, а анекдот про Вовочку. В самом извинении содержится скрытое обвинение партнера в «неадекватной» реакции. Если вы действительно хотите, чтобы вас простили, попробуйте перестроить фразу: «Я сожалею о том, что сказал тебе вчера вечером. Это была неуместная шутка». Отвечайте только за себя и свои поступки, не судите об «уместности» реакций других людей.
3. Не слишком усердствуйте
Извиняясь, не увлекайтесь собственными эмоциями раскаяния. Ваша основная задача — уменьшить боль, которую вы причинили другому человеку, а не любование тем, как вы искренне страдаете и мучаетесь от чувства вины.
4. Извинения — это не о поиске «виноватого» или того, «кто все это начал»
Пусть вы виноваты всего на 14% или даже на жалких 3%. Возможно, другой вас спровоцировал. Вы все равно можете извиниться: «Я тоже был неправ и искренне сожалею о размолвке».
5. Настоящее извинение должно подкрепляться действиями
Например, ваша сестра или подруга намекает, что недовольна вашим поведением: она платит за ваши совместные обеды уже несколько раз подряд. Извинитесь, скажите, что намерены «наверстать упущенное» и платить за обоих на встречах весь следующий месяц. Главное, не забудьте сделать то, что пообещали.
6. Настоящее извинение подразумевает, что вы сделаете все возможное, чтобы не повторять своих ошибок
Смысл извиняться, если вы продолжаете делать то же самое, что и делали? Ваше искреннее раскаяние, сопровожденное пламенной речью, ничего не стоит, если вы не стараетесь не допускать повторения той же ситуации, которая привела к конфликту. Да, изменить поведение сразу не всегда получается. Но пытаться обязательно нужно.
7. Настоящее извинение не используется для того, чтобы заткнуть рот другому человеку
«Я уже 10 раз извинился, что еще от меня нужно?». Если вы искренне раскаялись — это еще не значит, что трудного разговора или спора получится избежать.
8. Извинения не должны успокаивать вашу совесть за счет других
Не всегда стоит извиняться. Возможно, вам хочется попросить прощения, чтобы избавиться от мук совести. Но если вы обидили человека настолько, что ему даже говорить с вами неприятно — сделайте над собой усилие, потерпите со своими извинениями. Во-первых, вас не услышат и не простят. Во-вторых, ваша назойливость и неуместность причинят обиженному вами еще больше боли.
9. Настоящее извинение — это не всегда только «прости меня»
Научитесь определять, когда формальных извинений недостаточно, и нужны будут дополнительные усилия и конкретные действия, чтобы прощение заслужить.
Всего 9 правил, которые звучат очень просто. Но следовать им в реальных ситуациях бывает куда сложнее. В следующий раз хотя бы постарайтесь извиняться не для собственного спокойствия, а с целью утешить другого — и действительно получить прощение.
Как правильно извиниться и искренне попросить прощения
Russian (Pусский) translation by Yuri Yuriev (you can also view the original English article)
Несмотря на благие намерения, случается, что в отношениях, личных или профессиональных, одна из сторон бывает обижена или огорчена.
Возможно, вы неправильно выбрали слова или не пожалели чувства партнёра, а в некоторых случаях ваши действия могли быть не так поняты.
Вы почувствуете облегчение, поговорив с обиженным вами человеком. (Image source: Envato Elements)
Как бы то ни было, вы собираетесь извиниться перед кем-то за что-то. Так как иногда бывает трудно не задеть ваших коллег, друзей и родных в пылу спора, вам нужно научиться просить прощения и справляться с этими неловкими ситуациями.
Умение правильно и искренне извиняться важно, если вы хотите строить длительные отношения как на работе, так и вне её.
Что значит извинение и к чему оно приводит?
Вы помните, как вам говорили «извините», но прощать вам не хотелось, потому что эти извинения были неискренними? Если да, то вы знаете, что извиняться надо уметь.
У хорошего извинения есть два признака:
Мало просто сказать «извините» и оставить все как есть. Вы должны проявить раскаяние и понимание, что ваши действия причиняют боль кому-то другому. Только при таких условиях можно начать восстанавливать свои отношения.
Признание вами своей ошибки помогает обиженному вами человеку избавиться от несправедливого обвинения. Со своей стороны, принятие ответственности укрепляет вашу репутацию честного и порядочного человека, а также дает вам больше уверенности на будущее. Вы почувствуете облегчение, поговорив с человеком, которого вы обидели.
Список деловых и личных ситуаций, требующих извинений
Список служебных и бытовых ситуаций, которые требуют хороших извинений:
1. Работа и бизнес
2. Семья, друзья и личные отношения
Что будет, если вовремя не извиниться
Непризнание или полупризнание своей вины повредят вашим отношениям с друзьями, семьей и коллегами. Это отдалит вас от близких друзей, с которыми вы регулярно общались. Это может обострить служебные отношения до такой степени, что вы не сможете общаться с коллегами не только по работе, но и в обеденный перерыв.
Более того, вы лишитесь возможности участия в захватывающих проектах, потому что вам будет неудобно рядом с человеком, который на вас злится или вас просто не пригласят по причине ссоры. Ваши товарищи и коллеги могут отстраниться, если ссора разгорелась и это может повлиять на ваши возможности по работе.
Менеджеры могут чувствовать себя оправданными, не извиняясь за свои ошибки, особенно в ситуациях, когда их сотрудники частично виноваты. Умение извиняться является частью эффективной стратегии лидерства. Никто не хочет работать с боссом, который не признаёт свои ошибки. Это создаёт опасную среду безответственности, поскольку подчинённые станут перекладывать свою вину на нижестоящих, как это делает их начальник.
Учимся извиняться
Вы уже поняли, что неискренние извинения могут нанести ущерб вашим отношениям. Настало время узнать, как извиниться в следующий раз, если возникнет такая ситуация.
Ниже приводится пятишаговая структура извинений психологов Steven Scher и John Darley, которая была опубликована в Journal of Psycholinguistic Research.
1. Выражайте раскаяние в своих поступках
Начните со слов «Я прошу прощения» или «Я извиняюсь», а затем опишите словами ваше раскаяние по поводу произошедшего. Вы должны помнить и конкретно говорить о том, за что вы извиняетесь.
Например, вы говорите: «Мне жаль, что я кричал на вас, мне стыдно из-за того, что я не сдержался».
2. Сочувствуйте обиженной стороне
Следует показать, что вы знаете, какие из ваших слов причинили боль другому человеку и выразить своё сожаление. Чем конкретнее вы примете обиду другого человека, тем более искренними будут ваши извинения.
Примеры того, что вы можете сказать:
«Мне не стоило кричать, что мы никак не можем договориться о том, что делать с видео-проектом. Это было неправильно, потому что вы, вероятно, чувствовали смущение, когда на вас кричали перед всей командой».
Это извинение прозвучит искренне, потому что в нём конкретно указан проступок (кричит о видеопроекте), извиняющийся понимает чувства обиженного им (смущенно) и признаёт неловкость положения на виду у коллег.
Ниже приведены фразы на подобный случай:
Прочитайте это пособие, чтобы узнать больше о сочувствии:
3. Признание ответственности
Фразы «Извините, но…» и «Извините, если вы почувствовали…» не будут искренними, потому что «но» и «если вы чувствовали» после извинения звучат как оправдание ваших действий.
Вы часто слышите такие извинения от политиков, руководителей компаний и всех, для кого пишут речи. Но не только их авторы грешат этим, в пылу спора легко смешать извинения с объяснениями и оправданиями.
У вас будет возможность объяснить свою точку зрения, поэтому не приплетайте её к извинениям. Вы можете объяснить свое поведение позже, когда человек, которого вы обидели, успокоится и сможет вас выслушать.
Но что, если не вы источник злости, которую вызвали? Например, что, если ваш начальник установил крайний срок выполнения работы, но не предоставил для этого необходимые материалы?
Перекладывание вины может облегчить ваши переживания, но может и обострить ситуацию. Вместо этого лучше сосредоточиться на решении проблемы.
Поэтому, если ваш клиент злится на затяжку времени, вы должны признать его разочарование: «Извините, у нас возникло недопонимание (их жалоба)». Затем поверните разговор на тему их видения решения этой ситуации в будущем.
У вас трудности в отношениях с вашим боссом? Читайте эти руководства:
4. Предложить возместить ущерб
Вы выразили раскаяние, сочувствие и признали свою ошибку. Многие люди сочли бы это достаточным, но здесь отсутствуют два важных аспекта, оба из которых призваны улучшить настроение обиженной стороны.
Как улучшить настроение пострадавшего? Во-первых, предложите что-то сделать для них.
Обещайте что-то сделать взамен. Можно сказать: «Как я могу помочь?». Или просто предложите исправить то, что их расстроило.
Например, вот, что вы можете сказать после разногласий с вашим коллегой,
«Я сожалею, что усомнился в вашей способности создать презентацию для продукта XYZ. В следующий раз вы сделаете это самостоятельно, чтобы продемонстрировать свои навыки всей команде».
Будьте аккуратны в своих предложениях компенсации. Ваше предложение должно быть соразмерно вашему промаху и вашим сожалениям об этом.
5. Обещание перемен
Извинение не имеет смысла, если вы собираетесь продолжать в том же духе. Вот почему обещание перемен имеет решающее значение в ваших извинениях.
Пообещав исправить ситуацию, вы можете сказать: «С этого момента я собираюсь (как вы планируете изменить свое поведение), чтобы я не (ваше оскорбление)».
Постарайтесь выполнить это обещание, в противном случае ваши следующие извинения будут звучать фальшиво, независимо от степени вашего сожаления.
Как написать письмо с извинениями
Если человек, которого вы обидели, не хочет вас видеть, необходимо отправить письмо с извинениями или принести официальное извинение.
При написании письма с извинениями, помните:
Формальные письма с извинениями бывают разными, но этот урок посвящён трём аспектам:
Теперь давайте посмотрим тексты для каждого типа извинений:
1. Личные извинения
Как следует из названия, оно пишется от вашего имени. Это письменная версия порядка извинений, указанного выше.
Пример личного письма из Grammarly
2. Извинения за других
Случай, когда вы приносите извинения от чьего-то имени, чаще всего своего сотрудника. Это могут быть извинения от имени своих детей или членов семьи.
Ниже приведен пример извинения начальника от имени торгового представителя.
Извинения от WriterExpress.com
3. Общие извинения
Вам случалось видеть извинения политиков, руководителей компаний и знаменитостей. Но любой, кто обидел группу людей, может принести извинения.
Ниже приведен пример на случай, если вам нужно извиниться перед клиентами по поводу проблемы в вашей компании:
Пример взят на HubSpot
В статье на Front вы найдёте другие примеры apology letters.
3 вещи, которые следует учитывать при извинении
Извиняться трудно, независимо от того, за что ты извиняешься и перед кем. Надеемся, что приведенные ниже советы облегчат вам задачу.
1. Не думайте, что извинение это проигрыш
Извинения не делают вас хуже; это просто означает, что вам дороже сохранение отношений. Извинения также не означают, что вы «отступаете», это нормально, иначе зачем извиняться, если вы не ошибаетесь?
2. Не ожидайте прощения сию минуту
Просьба о прощении не означает требования о нём. Извиняясь, вы даете другому человеку возможность обдумать его чувства и реагировать на ваши извинения так, как он считает нужным.
Если ваши извинения не принимают, вы можете либо снова извиниться и подчеркнуть свою готовность исправить ситуацию, либо просто принять, что вас не хотят простить. Если это серьезное недоразумение или ошибка, возможно вам придётся извиниться несколько раз, прежде чем вы сможете восстановить доверие и прежние отношения.
3. Следите за своей речью и жестами
Ваши жесты, выражение лица и тон вашего голоса влияют на восприятие. Постарайтесь выглядеть так, чтобы ваши извинения не звучали саркастично.
Законные последствия извинения
Ваши адвокаты могут посоветовать не извиняться, если ваше заявление может быть истолковано как признание вины и, как следствие, подвергнет компанию судебному разбирательству.
Если вы не уверены в необходимости извинений от имени вашей организации, рассмотрите следующие вопросы:
Ознакомьтесь с руководством в Harvard Business Review для получения дополнительной информации по вышеуказанным вопросам.
Извинения могут быть использованы в качестве доказательств в судебном разбирательстве, поэтому жертва может использовать их в поддержку своего дела. Как ваши извинения могут сработать против вас, зависит от их языка. Например, выражение «мне жаль, что это случилось с вами» не обязательно означает, что вы или ваша компания виноваты. Заявление просто выражает ваше сочувствие тому, что произошло.
«К извинениям не всегда относятся отрицательно. Многие суды и присяжные приветствуют их. Тот факт, что вы извинились, может быть использован как смягчающий фактор и повлияет на ход дела. Отказ от раскаяния или извинений может иметь очень серьёзные последствия».
Вы должны быть осторожны в выражениях. Сосредоточьтесь на трудностях или неприятностях, которые испытала другая сторона, а не на том, что их вызвало. Скажите «я понимаю…» или «это должно быть неприятно», чтобы избежать путаницы в признании вами своей вины.
Помните 5-шаговый шаблон извинений
Вспомните эти шаги в следующий раз, когда вам предстоит извиняться:
Поначалу будет трудно привыкнуть к такому способу извинений, поэтому продолжайте работу, пока привычка просить прощения не станет вашей второй натурой.
Что отличает искренние извинения от фальшивых
Мы с детства знаем: если причинили кому-то боль, в чем-то провинились, надо попросить прощения. В отношениях мы действуем по проверенной годами схеме: извиняемся, даже если не чувствуем сожалений, чтобы не раздувать скандал. Но работает ли такое притворство? Психолог Кристин Хэммонд считает, что оно лишь еще больше разрушает отношения.
Как психотерапевт я часто слышу от клиентов извинения или сожаления. Иногда они произносят их просто потому, что хотят сменить тему, хотя на самом деле не раскаиваются. Или говорят это, чтобы успокоить супруга или супругу, если они пришли вдвоем, или когда ощущают личное поражение. Все эти извинения никуда не годятся, ведь они неискренни, не помогают улучшить отношения.
Только настоящие раскаяния помогают сблизиться. Они показывают, что вы действительно заботитесь о партнере, его мыслях и чувствах. Неудачные извинения, напротив, больше портят отношения. Приведем несколько примеров.
1. «Извини, извини, извини». Эти пассивно-агрессивные «извинения» произносятся просто, чтобы сменить тему и заставить партнера замолчать. Они показывают, что вы не воспринимаете его переживания всерьез.
2. «Мне жаль, что так вышло, но. ». «Но» — это оговорка, которая все меняет. Если не можете извиниться без «но», значит, не раскаиваетесь. Это всего лишь попытка оправдаться.
4. «Прости, но ты и сам(а). ». Так вы переносите всю вину на партнера. Такое извинение не чистосердечное.
5. «Прости, что так вышло». Слишком обобщенное извинение безо всякой конкретики показывает, что вы на самом деле не готовы брать на себя ответственность за свои поступки.
6. «Прости» (со смехом). Смех звучит как издевательство над собеседником и его переживаниями по поводу случившегося, вы словно пытаетесь его принизить.
7. «Прости» (со слезами). Излишне эмоциональные сожаления со слезами тоже не чистосердечны. Вы устраиваете шоу и переводите внимание на себя, забывая о тех, кто пострадал от ваших действий.
8. «Извини, что сделал(а) тебе больно». В подходящей ситуации это выражает сочувствие. Но часто такая фраза словно намекает партнеру, что он слишком раним и чувствителен.
9. «Извини, что помешал(а)». Вы боитесь конфликта или хотите услышать «Да ты мне не мешаешь». Это показывает вашу глубокую неуверенность и неуважение к собеседнику.
10. «Извини, но не соглашусь». Опять же, обычно таким образом вы пытаетесь смягчить последующий агрессивный выпад в сторону партнера.
7 истин, которые необходимо знать об искусстве извинения
Что мы знаем об извинениях? В сущности, только то, что они помогают вновь наладить отношения с обиженным нами человеком. Только вот обыкновенного «извини» бывает достаточно далеко не во всех случаях — всё зависит от степени серьезности нашего проступка. Поэтому так важно научиться извиняться правильно, придерживаясь определенной стратегии.
1. Для извинений не существует срока давности
Извиняться необходимо сразу после того, как ты осознаешь, что поступил неправильно. И неважно, сколько времени прошло после твоего поступка — неделя, месяц или год. Ты никогда не можешь быть уверен в том, что в это же самое время человек, которого ты обидел или расстроил, не ждет твоего скромного «извини». Иногда признание своей неправоты может вернуть тебе хорошего друга или наладить отношения с членом семьи, что на самом деле дорогого стоит.
Да и тебе самому будет полезно скинуть с себя чувство вины и зажить наконец нормальной жизнью. Людям, которые умеют вовремя признавать свою неправоту и просить прощения, приходится намного легче, чем тем, кому требуется затратить огромные усилия для одного искреннего извинения.
2. Извинения должны подкрепляться поступками
В тот момент, когда ты приносишь человеку свои извинения, сделана лишь половина дела. Вторая половина — это подкрепление извинений своими поступками, чтобы человек не мог усомниться в твоей решительности изменить ситуацию.
Всё просто: если ты извинялся перед кем-либо за свою эмоциональную несдержанность и вспыльчивость — научись держать себя в руках; приносил извинения за обман — старайся впредь не лгать человеку. В случае если твои извинения остаются лишь словами, а на деле ты продолжаешь вести себя так же, грош тебе цена. В следующий раз не удивляйся, что человек не захочет иметь с тобой ничего общего.
3. Вместе с извинениями важно объяснить человеку, почему ты так поступил
Причины у наших поступков могут быть разные, и часто бывает, что мы поступаем неправильно, руководствуясь благими намерениями. Например, если ты сказал своей девушке, что в новом платье она выглядит просто прекрасно, хотя на деле оно немного ее полнит, — это простительно, ведь ты не хотел ее расстраивать. Если ты честно поделишься с человеком причиной своего поступка — ты только укрепишь его доверие к тебе. Главное при этом — не пытаться оправдаться всеми силами и не сваливать свою вину на другого. Так ты сделаешь только хуже.
4. Если человек не может принять твои извинения сразу — не нужно давить на него
Извинения — это сложный процесс, который может занять куда больше времени, чем ты изначально предполагал. Не каждый человек готов принять твои извинения сразу — многим нужно время, чтобы прийти в себя и как следует всё обдумать. Не требуй мгновенного ответа — лучше оставь человека в покое, и он обязательно ответит тебе, когда восстановится. Давление не ускорит его решение, а лишь выставит тебя в дурном свете.
5. В процессе извинений важно постараться наладить диалог
Извинись и предложи человеку обсудить сложившуюся ситуацию вместе. Так вы сможете понять, какие ошибки были допущены вами и как их можно деликатно обойти в следующий раз. Не бойся задавать наводящие вопросы, например: «Что я могу для тебя сделать?» или «Я правильно оценил ситуацию?» Так вы быстрее поймете друг друга и придете наконец к общему мнению касательно проблемы.
6. Извиняется не всегда тот, кто был неправ
Банально? Да! И мы знаем, что ты слышал эту фразу уже сотни раз, но не лишним будет прочесть ее и 101-й. Если ситуация несерьезная и ты ничего не потеряешь, если извинишься, даже будучи прав, то сделай это. В большинстве случаев такая уступка помогает сохранить отношения с близкими людьми, а что может быть важнее?
7. Извинения нужно преподносить красиво
Никто не поверит в то, что твои извинения — это настоящий душевный порыв, вызванный муками совести, если ты обронишь сухое «извини» как бы мимолетом. Нормально извиняться надо уметь. Так что, если в действительности ты нисколечко не раскаиваешься в совершенном поступке или сказанных словах, а извиниться все-таки надо, попрактикуйся перед зеркалом и попробуй убедить в своей искренности хотя бы самого себя.