Что значит искать философский камень
История философского камня: что это такое, для чего его искали алхимики, как выглядит и где можно его найти?
Превратить свинец в золото – возможно ли это? Средневековые алхимики были уверены, что у них получится это сделать, стоит только найти философский камень – таинственную субстанцию, способную облагораживать простые металлы. Что же это за волшебное вещество, удалось ли кому-то из алхимиков или современных ученых его отыскать и существует ли оно на самом деле?
Описание философского камня
Философский камень – что же это и какой на вид этот магический элемент? Найти описание непосредственно философского камня, того, как он выглядит, является ли твердым веществом или жидкостью, сложно. Упоминаний о нем как о камне мало, чаще всего его представляют в виде порошка или эликсира. Некоторые источники описывают его в виде красного, оранжевого или желтого полупрозрачного камня. Если камень еще не дозрел, то он белого цвета и способен превращать неблагородные металлы в серебро. Его вес больше, чем у золота, он растворяется в любой жидкости, но не горит в огне.
Средневековая философия и алхимия были пронизаны символизмом. Каждому веществу или явлению соответствовал магический символ. Так, в качестве символа философского камня чаще всего выступали:
Упоминания о волшебном камне
Первые сведения о магическом веществе, способном преобразовывать металлы, относятся к 300 г. до н. э. Древние греки называли этот элемент первичной материей и считали, что из него произошли остальные 4 элемента: вода, воздух, огонь и земля. Описание первоматерии содержится в трудах Платона и Зосима из Панополиса.
Немецкий монах Рогерус, живший в VII в., писал в своем философском трактате «Различные ремесла», как получают магическую субстанцию. Основной ингредиент – василиски, которые вылупились из яиц, снесенных старым петухом. Василисков сжигают, а их пепел смешивают с кровью рыжего юноши. Эту субстанцию растворяют в винном уксусе – и волшебный камень готов!
Волшебный камень пытались найти не только европейские, но и восточные алхимики. В VIII в. Джабир ибн Хайян предположил, что любой металл – это сочетание четырех основных элементов. Чтобы превратить один металл в другой, нужно всего лишь изменить пропорцию этих элементов. Он уверял, что у него получилось создать красный порошок, который способен вызвать такую трансмутацию, и назвал его «аль-иксира». От этого арабского слова произошло название «эликсир». Знаменитый ученый Авиценна раскритиковал предположение о возможности преобразования одних металлов в другие.
Несмотря на то, что к алхимикам в средневековье относились неоднозначно, многих из них обвиняли в колдовстве и связи с потусторонними силами, даже монахи увлекались мистической «химией» и пытались создать философский камень. В XIII в. немецкий монах Святой Альберт Великий в своих трудах пишет, что ему удалось понаблюдать за созданием магического вещества. Также утверждают, что ему самому удалось создать эликсир.
Иллюстрация из книги-инструкции Mutus Liber
Французский алхимик Николас Фламель в XIV веке написал абстрактную и очень непонятную инструкцию о том, как создать волшебный порошок – «Mutus Liber». Эта книга не содержит ни оного пояснения, лишь гравюры, по которым сложно что-либо понять. По легенде, он и его супруга Пернелла создали таинственное вещество и обрели бессмертие.
Английский алхимик Джордж Рипли в XV в. создал «Книгу двенадцати врат», где описал свой способ получения волшебного эликсира. В его рецепте основным веществом является бром, который, по его мнению, и является первоматерией.
Что делает артефакт и для чего его пытались найти или создать алхимики?
Зачем же алхимики на протяжении столетий искали загадочный магический эликсир? Основное свойство волшебного вещества – это трансмутация металлов, в результате которой неблагородные металлы, например свинец или олово, превращаются в золото.
Неужели основной целью была всего лишь нажива? Среди средневековых химиков были благородные, знатные люди, дворяне и врачи, для них обогащение стояло не на первом месте. Однако нельзя отрицать, что были и те, кто таким образом пытался разбогатеть.
Одно из основных свойств философского камня – излечение от всех болезней, именно это делает его таким желанным для средневековых философов. Он являлся универсальным лекарством, которое исцеляло бы от любых недугов, возвращало жизненные силы и молодость, а также даровало бессмертие. Для этого из волшебного порошка следовало приготовить золотой напиток и пить его, чтобы постоянно поддерживать молодость и здоровье.
Другие возможности эликсира:
Существует ли камень на самом деле?
Удалось ли кому-то из средневековых алхимиков создать философский камень? Есть много упоминаний об успешном завершении алхимических опытов. Тех, кто смог создать волшебный эликсир, называли адептами, среди них были и женщины:
То, что не удалось сделать средневековым алхимикам, получилось у ученых ХХ века. Трансмутация обычных металлов в золото все-таки возможна, но только в результате ядерной реакции. В 1941-м г. ученые в лаборатории ядерной физики бомбардировали потоком нейтронов ядра ртути. В результате этих экспериментов образовались нестабильные изотопы золота с массовыми числами 198, 199 и 200, массовое число натурального золота – 197. Из 100 мг ртути получилось 35 мкг благородного металла.
Подобное открытие вызвало ажиотаж в мировой прессе – неужели теперь можно создавать искусственное золото?! Ликование длилось недолго, мечты алхимиков о преобразовании металлов в драгоценность остались мечтами и в ХХ в. Испуская бета-лучи, полученное золото через несколько часов превратилось в обычную ртуть.
Тайна Святого Грааля и Философского камня
В чем же заключается тайна Святого Грааля? Согласно легендам христианства, существовала некая чаша, впоследствии названная Святой Грааль, в которой Иисус Христос свою кровь превратил в божественный напиток в виде вина, которым причащались Апостолы на тайной вечере. Несомненно, за этим стоит некая тайна, которая должна иметь более глубокий смысл.
Долгое время люди пытались разгадать тайну философского камня. Чисто научно это было желание найти нечто, что путем алхимии изменило бы жизнь человека.
Более интимное значение «философского камня» – это глубинная суть каждого человека, которую выражает Вечность Любви, за счет чего существует все Сущее и именно Любовь, как подлинная алхимия, может изменить и трансформировать жизнь человека.
Тайна Святого Грааля и где искать Святой Грааль
Попробуем приоткрыть завесу тайны Святого Грааля. Данная Чаша считается христианской святыней или реликвией, поскольку, согласно легенде, посредством ее Иисус Христос на тайной вечере причащал своих Апостолов.
Хотя сама Чаша была утеряна, многие люди искали ее, поскольку существует идея, что она обладает волшебной силой и может наделить человека совершенными свойствами.
И эту Вечность, этот Дух человек должен востребовать сам и это начинается с пути к Богу, с устремленности к Богу.
Где искать Святой Грааль? Этот мир непостоянен, все материальное разрушается и исчезает – мало проку в этом мире. Тогда какой смысл искать материальную Чашу Грааля, если подлинная Чаша Святого Грааля существует в сакральном сердце человека, и не в материальном мире, а духовном.
Бог и Дух вечен, а все материальное бренное и пустое по сути. Чаша Грааля также есть выражение Божественной Мудрости и Духовного Знания. Ведь человек создан по образу и подобию Творца и внутри каждого существует Вечная и Неразрушимая Чаша Святого Духа — это Истинный Святой Грааль.
В такой Внутренней Святой Чаше хранятся бесконечные источники знания, силы и Любви. Это самая Благодатная Чаша, из которой можно пить Мудрость и Вдохновение Бога, а также постоянно иметь причащение к самому Богу или Первоисточнику.
Материальный мир людей – это проявление Духовного мира, потому что все принадлежит Отцу Небесному и Духу Святому.
Нужно напомнить еще раз о том, что этот материальный мир просто отражает внутренний или духовный мир самого человека. Любая материя состоит из Света, пусть и уплотненного, но Света. Если следовать Законам Творца или Заповедям, этот внутренний Свет увеличивается, Душа и тело становятся легкими и радостными.
Что такое Истина? Все материальное непостоянно и тленно, а Душа или Дух выражают Вечность и Постоянство.
Человек бессмертен в Душе, а тело всего лишь оболочка для Души или Духа или Святого Грааля.
Когда человек живет только лишь для удовлетворения желаний своего тела и материальных потребностей, которые приносят лишь разочарование и страдание, он пытается заполнить свою Внешнюю Материальную Чашу.
Но такая Чаша тленна, непостоянна, она разрушается и приносит лишь страдания тем, кто пьет из этой чаши желаний.
Если бы этот мир был постоянен, не приносил бы несчастий и страданий, то и Материальная Чаша была бы вечной и приносящей лишь радости. Но поскольку все в мире непостоянно, чем больше привязываешься к желаниям, тем больше придется пить страданий из такой Чаши Желаний.
А потому, чем меньше привязан к материальному миру и свои желаниям, и чем больше устремлен к Богу, тем меньше страданий придется пить из Чаши Желаний и тем больше будешь пить Божественный Нектар из Внутренней Чаши Грааля, который дает Радость, Легкость, Умиротворение, Вечность и Любовь.
Это и есть тайна Святого Грааля.
Тайна Философского камня
Согласно исследованиям, первым, кто создал философский камень, был Гермес Трисмегист из Египта.
Однако Египет – это страна просветленных фараонов и мистиков, а потому мало кто из последующих поколений мог вообще понять, что из себя представляет философский камень.
Люди пытались путем алхимии создать из обычного металла или вещества золото. Это утопия, поскольку философский камень означает трансформацию внутреннюю, а не внешнюю. А золото в эзотерическом смысле всегда означает чистую Душу, чистое сознание и Любовь.
Истинный «философский камень» находится внутри каждого человека, потому что без него жизнь вообще не смогла бы существовать. Само Мироздание основано на философском камне, который есть Любовь, Вечность и Совершенство.
Философский камень составляет основу Души и Духа человека и это позволяет человеку управлять своей жизнью и совершенствовать ее.
Философский камень – это подарок самого Творца, который дает возможность производить великую алхимию в своей жизни, когда Любовь к окружающему позволяет трансформировать все жизненные обстоятельства в Божественный Свет.
Заключение
В нашем мире мы можем видеть, как разные термины выражают одну и ту же суть. В данном случае слова Душа, Дух, Святой Грааль и Философский камень выражают неизменную природу человека, его Вечность и Единство с Богом и всем Сущим.
Все, что существует в мире, существует лишь для познания себя, для осознания своего Единства со всеми вещами, объектами, природой, со всем Мирозданием.
Попытки разгадать тайну Святого Грааля и Философского камня не являются исключением. С их помощью человек надеется найти ответы на извечные вопросы Бытия, понять мир и самого себя.
Как алхимики философский камень искали?
Главной задачей алхимиков был поиск философского камня, благодаря которому можно превратить любой неблагородный металл в золото.
Также философский камень мог исцелить от любой болезни и являлся универсальным растворителем ( в этом направлении работал сам Парацельс)
Люди, которым удалось получить философский камень назывались адептами.
Таковыми были Мария Профетисса, Клеопатра Алхимик, Медера и Тапхнутия.
Она была видным алхимиком, считается, что именно она изобрела водяную баню и научилась разделять вещества с разной температурой кипения- дистилляция.
Человек, которому пришла мысль о трансформации одних металлов в другие является арабский учёный Гебер Абу Мусса Джафар аль-Софи (780–840). Главным трудом алхимика считается «Книга семидесяти», в которой есть рассуждения на теологическую, политическую и алхимические темы.
Одна из глав посвящена металлам и минералам.
По его мнению, металлы появились благодаря сере и ртути.
Алхимик считал, что сухие испарения, конденсируясь в земле, превращаются в серу, а мокрые — ртуть.
На данном изображении дракон с крыльями олицетворяет ртуть, соотносится с женским началом и обладает летучестью. Второй дракон — это сера, мужское постоянное начало. Змея пожирающая собственный хвост называется Уроборос.
Различные соотношения серы и ртути дают семь металлов.
Золото как благородный металл требует особых условий созревания только чистая сера и ртуть в благоприятных отношениях могут в него превратиться.
Для того, чтобы ускорить данный процесс необходим особый эликсир (философский камень).
Единство и борьба противоположностей вот путь, который делает возможным трансмутацию (превращение) веществ(рис. с драконами).
Следующей фигурой, занимавшейся вопросами, связанными с философским камнем является Альберт Великий.
Ему принадлежит труд «Об алхимии».
Он был значимой фигурой для своего времени занимался теологией, астрологией и алхимией.
Однажды, он пригласил на пир графа Вильгемма II на дворе была зима.
Как только гости сели за столы на улице, снег растаял, выглянуло солнце, а на деревьях распустились почки.
Рецепт философского камня:
Для этого понадобится горшок свежей земли, нужно прибавить туда фунт красной меди и полстакана холодной воды, затем прокипятить всё в районе получаса. Затем добавь к составу три унции оксида меди, прокипяти полчаса, полунции мышьяка и кору дуба и тщательно прокипяти в течении часа. Сунь гвоздь в раствор, если он изменился, то дело сделано. Благодаря этому составу можно получить полфута золота.
Николас Фламель проживал во Франции на рубеже XV века. Считается, что он и его жена обрели бессмертие, доказывающее создание могущественного артефакта.
Ангелы спустились с небес и даровали мне книгу о великом Деланье.
Алхимик оставляет ученикам «Немую книгу» с гравюрами, указывающими последовательность действий необходимых для изготовления философского камня.
В «Книге 12 врат» алхимик Джорж Рипли представил следующий рецепт философского камня:
Ранней ртуть до красного льва, измельчи его на песчаной бане с винным спиртом, выпари и получится масса, которую можно разрезать. Помести массу в реторту и дистиллируй. Собери отдельно жидкости различной природы, которые появятся при этом. Дорогой ученик, таким образом ты получишь флегму, спирт и наполненные силой красные капли. Друг, не забудь об очистке и ты получишь человеческую кровь.
В данном рецепте говорится о получении брома из свинца, где бром выступает в качестве первичной материи.
Особой популярностью среди алхимиков пользовалась реакция «Золотого дождя», где вместо золота в осадок выпадал иодид свинца.
Химизм реакции — Pb(NO3)2 + 2KI = 2KNO3 + PbI2 (осадок золотого цвета)
Дворянин Александр Сетони совершил ряд удачных экспериментов по превращению металлов друг в друга, благодаря действию философского камня. Кристиан II запер алхимика в тюрьме, надеясь выведать секрет получения золота. Однако, Александр при помощи своего ученика попал на свободу и вскоре умер, не раскрыв свой секрет.
Следует отметить, что большинство алхимиков внесли ощутимый вклад в становление химии как науки. Благодаря им были открыты дистилляция, очистка, водяная баня. Так же были тщательно изучены химические и физические свойства ртути, серы, меди и мышьяка, открыта царская водка, растворяющая золото ( смесь соляной и азотной кислоты в соотношении 3 к 1).
Такими были алхимики, гнавшиеся за открытием философского камня.
Философский камень
Заветная мечта любого алхимика – отыскать философский камень. Этот удивительный реактив мог не только обращать низкопробные металлы в золото, но и даровать вечную молодость – в рецепте эликсира бессмертия философский камень был главным ингредиентом. К сожалению, найти эту чудесную штуковину никому не удалось, однако история мифа о философском камне весьма интересна.
Существует расхожее мнение, согласно которому алхимия является лженаукой. На самом деле это не совсем так. Алхимия считается предшественницей современной химии; наряду с поисками философских камней алхимики в своих лабораториях проводили эксперименты и получали вполне реальные результаты. Они открыли способы изготовления различных кислот, селитры, пороха.
Вообще говоря, философский камень не обязательно представляли в виде камня. Это могло быть практически любое вещество (порошок или жидкость). А вот особенности его добычи регламентированы не были – алхимики изощрялись кто во что горазд, придумывая различные способы добычи драгоценного компонента.
Английский алхимик Джордж Рипли предлагал желающим получить философский камень вскипятить ртуть, смешать её с кислым виноградным спиртом, выпарить жидкость, положить оставшееся вещество в реторту и дистиллировать, затем поджечь, повторно дистиллировать и наконец ректифицировать. На самом-то деле если всё пройдет правильно, то испытатель получит самый настоящий бром. Опыт интересный, но к вечной молодости никакого отношения не имеет.
Немецкий монах Теофиль нашел способ получения золота без философского камня. Способ весьма интересный – необходимо обустроить подвал, запереть там петухов и дождаться появления яиц, после чего дать жабам высидеть яйца, из которых должны вылупиться василиски. Василисков необходимо поместить в медные горшки, кормить землей полгода, после чего сжечь. Пепел предлагается смешать с кровью рыжего мужчины и намазать получившейся смесью раскаленные медные пластины. Остынув, эти пластины станут золотыми. Наверное.
Сейчас государства тратят огромные суммы на развитие науки, а в 14-17 веках короли и герцоги спускали огромные деньги на алхимиков, вожделея вечной молодости и золотых гор. Однако ни того, ни другого они по понятным причинам не находили. Постепенно само понятие философского камня становилось метафорой. Поисками этого камня алхимики называли свой «профессиональный» путь. Его нахождение считалось чем-то вроде просветления в религиях востока.
Об алхимиках, нашедших философский камень, ходили легенды. Самым известным из них был француз Николас Фламель, который, найдя вожделенное вещество в конце 14 века, бесследно исчез. Поговаривают, что его видели и сто, и двести лет спустя – дескать, эликсир вечной молодости сделал своё дело.
Символом философского камня считался мифический змей Уроборос, пожирающий собственный хвост. Этот символ оказался пророческим: со скрипом дотянув до 18 века, алхимия полностью изжила себя, уступив место традиционным естественным наукам.
По поводу жаб высиживающих василисков в подвалах. Там ведь все процессы и формулы шифровались за образами. Такая себе криптография, которую нельзя воспринимать дословно.
Спасибо за статью! Кстати, очень интересное отношение было у духовенства к этому явлению. С одной стороны, алхимию несколько раз предавали анафеме, а с другой — множество алхииков были монахами, и даже один из пап(последнее не точно).
Интересно, почему реакция ртути с уксусом дает бром?
На нашего Буншу похож.
Где-то видела мнение, что Филосовский камень находил Теофраст фон Гогенгейм (ну, или Хоэнхайм. Или Парацельс. Кому где ассоциации ближе). В более-менее лежащих на поверхности источниках информации не нашла, но уж больно из разных мест слышала такой момент, не скажете, на чем основан?
И ты золотце
Реальный Николас Фламель
Поклонники книг о Гарри Поттере знают Николаса Фламеля как создателя философского камня, но личность великого волшебника намного интереснее, чем может показаться на первый взгляд.
Символично, что Николас по-гречески значит «победитель камня», а фамилия Фламель происходит от латинского Flamma, то есть «пламя».
Парижский переписчик книг (по другим данным — нотариус, коллекционер книг), алхимик, которому приписывают получение философского камня и эликсира жизни, Николас (Николя) Фламель родился в 1330 году в окрестностях Понтуаза в бедной семье. Считается, что его родители умерли, когда он был молодым, после их смерти Николя переезжает в Париж и становится общественным писарем. После женитьбы на Перренелль, женщине зрелых лет и дважды вдове, Фламель арендует две мастерских, одну для себя, другую — для своих подмастерьев и копировальщиков. Всё имущество супругов переходит в совместное владение. В 1357 году Фламель, будучи владельцем небольшой книжной лавки, приобретает для неё папирус, известный как «Книга Иудея Авраама». В течение 20 лет он пытается разгадать «тайный смысл» книги, часть которой была написана на арамейском языке. Для перевода этой части книги он под видом паломничества посещает еврейские общины Испании (в то время евреям запрещалось жить во Франции), после чего возникает миф о том, что Фламелю якобы удалось раскрыть секрет философского камня. Миф укрепился в связи с долгой жизнью Фламеля. В 1382 году Фламель в течение нескольких месяцев становится собственником около 30 домов и участков земли.
В 1624 году выходит английский перевод его трудов «Тайное описание благословенного камня, именуемого философским».
Легендой среди алхимиков Фламель стал к середине XVII века. Исаак Ньютон ссылался на него в своих журналах. Интерес к личности алхимика вновь возродился в XIX веке, он упоминается в романе ‘Собор Парижской Богоматери’ Виктора Гюго; Альберт Пайк пишет о нем в своей книге «Мораль и догма Древнего и принятого шотландского устава масонства».
Создательница книг о Гарри Поттере Дж.Роулинг не могла пройти мимо такой колоритной фигуры: «Николас Фламель был реальным человеком. Я читала о нём, когда мне было лет двадцать. Тогда я наткнулась на одну из версий его жизнеописания. Речь в рассказе шла о том, как Фламель купил загадочную книгу под названием: «The Book of Abraham the Jew» (Книга Авраама-еврея), в которой было полно странных символов и инструкций по алхимии. И создание Философского камня стало для Николаса делом всей жизни. Я помню, что во время написания «Философского камня» Фламель снился мне несколько месяцев достаточно подробно и очень ярко. Сны были похожи на оживающие картины. Фламель водил меня вокруг его шумной лаборатории, которая купалась в золотом свечении, и точно показал мне, как создать Камень. (Я бы хотела вспомнить, как это делается)».