Что значит искать бога

Найти Бога и самого себя

Спастись — значит найти Бога и самого себя. Каждый человек — неповторимое явление, в этом выражены премудрость и красота Создателя. Некоторые считают спасением отказ от себя как личности и индивидуальности, растворение в какой-то общей, абстрактной идее. Это, как нам кажется, заблуждение.

Что значит искать бога. Смотреть фото Что значит искать бога. Смотреть картинку Что значит искать бога. Картинка про Что значит искать бога. Фото Что значит искать бога

Человек должен освободиться не от себя, а от чуждого в себе, сохранив свою личность и индивидуальность как дар Божий. Если бы целью творения было обобщение и унификация, то Господь мог сотворить нас в виде одинаковых геометрических фигур. Каждый человек имеет неповторимую телесную структуру. Это знак того, что каждый имеет и единственную во всем мироздании душу. И в этом как бы приоткрывается нам красота Божия, отображенная не в однообразии, а в многообразии Своего творения.

Человек должен найти себя среди чуждого, вторгшегося в него, обступившего со всех сторон. А чуждое — это грех, страсти и мир. Но на духовном пути часто встречается именно такая ошибка: чтобы освободиться от чуждого и наносного, человек ломает не только грех, но и себя, уничтожает данную ему от Бога неповторимость своей личности, то есть лицо своей души. Это похоже на то, как если бы реставратор, вместо того чтобы очистить картину от копоти и грязи, загрунтовал ее и написал на том же холсте другую картину, да при этом еще и неумело.

Человек находит себя, только борясь с грехом: он как бы выкапывает и извлекает себя из земли своих страстей. Как отличить голос греха и страстей от голоса души? На голос греха сердце отзывается тревожным чувством, оно или, затаившись, молчит, или, образно выражаясь, стонет. Грех сжимает человеческое сердце, делает его маленьким, узким и серым. Некая тень падает на человека — тень грядущего возмездия. Голос страсти сопровождается чувством наслаждения, при этом ум как бы смежает свои глаза, погружается во тьму, а внимание сливается с чувством наслаждения, пьет его как чашу с опьяняющим сладким напитком. По своему действию наслаждение — это усыпление, погружение в подсознание, в процесс, не имеющий цели, то есть когда целью становится сам процесс или мутная радость нервов и крови, похожая на странное удовольствие, которое испытывает человек, расчесывая на своем теле лишаи или рану. Признак страсти — погашение ума (будь это гнев или похоть), чуждая душе, излишняя привязанность к кому-нибудь или чему-нибудь, мысль, что мы не можем жить без этого («другого»). Более того, подсознательно предмет страсти приобретает для нас значение самого Божества.

Следование своему пути приносит человеку чувство мира, а при действии благодати, когда снимаются все противоречия, — великий покой и внутреннюю свободу, как будто у него расширяется сердце (духу становится в сердце не тесно). И еще — чувство радости. Чужой путь редко дает радость. Духовная радость может присутствовать и при глубоком покаянии человека. Здесь не эмоциональная земная радость, а мир сердца, озаренный теплым светом. Когда благодать в душе говорит: «Это мое», — там нет сомнений; а когда вместо духа страсть говорит: «Это мое», — то сомнения и смущения возникают в сердце, колеблют и тревожат его. Но страсть своей агрессивной энергией подавляет тревогу, отгоняет сознание от сердца, как пса от чужого двора, и заставляет рассудок лгать самому себе.

Еще один вид насилия происходит от неопытных духовных руководителей. В духовном руководстве надо обладать способностью чувствовать чужую душу. Духовными руководителями не «назначаются», количество прочитанной литературы не делает человека духовным наставником. Здесь нужны способности, интуиция, благодать Духа Святаго, чтобы видеть душу каждого человека, чувствовать ее, помочь человеку найти самого себя и свой путь. Духовник, который действует по шаблону и схеме, как психолог, будет калечить своих детей. Душа человека глубже всех систем и теорий. Духовный отец должен обладать тем зрением, которое видит лицо души, как бы входит в другую личность, видит ее изнутри, принимает на себя. В двух одинаковых ситуациях для двух различных людей он может указать противоположные решения, на один и тот же вопрос дать разные ответы. Неопытный руководитель будет вспоминать, что он читал у того или другого святого отца, как бы беря с полки вслепую лекарство и давая его человеку, не зная, чем тот болен. Духовным руководителем невозможно сделаться по заказу, как невозможно сделаться поэтом, начитавшись стихов, — это дар Божий, это та древняя харизма, которая пусть в ослабленном и сокрытом виде, но все еще действует в современной нам церковной жизни.

Приведем еще пример: иной неопытный духовный руководитель может быть похож на врача, который, окружив себя справочниками, выписывает рецепт, даже не видя больного и его болезнь. Бывает и так: «духовный руководитель» считает, что, получив священный сан, он получил вместе с ним и гарантию безусловной правильности всех исходящих от него советов и решений; поэтому свои советы и указания пастве он расценивает как церковное таинство. Он обычно вообще не читает никаких духовных книг, полагая, что рукоположением уже освятились его мысли. В беседе такой человек чем-то напоминает пьяного, который убежден, что если он толкнет столб, то тот свалится. Столб не свалится, но он может сильно покалечить человека, встретившегося на его пути. Есть «духовные руководители», которые подыгрывают страстям и желаниям духовных детей из тщеславия или чтобы вызвать у них привязанность к себе. Человек любит того, кто оправдывает его страсти. Бывают «старцы», которые набирают духовных детей только для того, чтобы послать их на свой огород.

Если духовный руководитель не будет интуитивно чувствовать души своих духовных детей, то он чаще всего будет впадать в две крайности — или станет проявлять излишнюю осторожность, предоставляя болезни спокойно развиваться, а язвам гнить, или — что свойственно неопытным, но решительным врачам — не использовав всех средств, сразу станет применять шоковую терапию и ампутацию.

Господь дал каждому человеку какой-то талант. Это очень удачное слово: талант — это мера золота. Бог, как родитель, дал каждому из людей в наследство особые способности и определенное призвание. Необходимо только найти их, не ошибиться, не променять присущее своей душе на чужое, что будет для человека внешним и безжизненным. Человек не должен заменять себя другим. Евангелие — это Личность Самого Христа Спасителя: оно божественно и в то же время глубоко человечно. Поэтому каждый человек найдет в нем самого себя. Евангельские заповеди дают широту и свободу внутренней жизни. Христос предостерегал Своих учеников, чтобы они не заменяли заповеди внешним регламентом, формулами жизни, когда личность и индивидуальность не ориентируются на идеал Евангелия, а подавляются формальными законами. В этом принципиальное различие между христианством, возрождающим личность в Боге, и талмудизмом, заключающим человека на всю жизнь в железный корсет правил, законов, разрешений и запрещений, чтобы выработать обобщенный тип иудея. Евангелие в своем универсализме обращено к личности, а талмуд обращен к этносу как к самостоятельному субъекту и высшей ценности. В исламском фатализме личность обусловлена, предопределена; здесь царит закон необходимости. В индуизме и буддизме личности как реалии вообще не существует, она только мимолетная форма общего бескачественного бытия.

Понятия личности и свободы неразрывно связаны между собой. Христос открыл нам безграничные внутренние просторы свободы, как бы новые сменяющие друг друга горизонты при восхождении ввысь. Это возможность жить в соответствии с образом и подобием Божиим, дарованным человеку. Это возможность при помощи благодати Божией избавиться от рабства греха, возвратиться к себе, а от себя к Богу, сделаться снова из духовной интеллектуальной амебы богоподобной личностью.

Источник

Как искать Бога и лица Его

Что значит искать бога. Смотреть фото Что значит искать бога. Смотреть картинку Что значит искать бога. Картинка про Что значит искать бога. Фото Что значит искать бога

Взыщите Господа, ищите непрестанно лица Его.
(1 Пар. 16, 11)
Кто обращал взор к Нему, те просвещались,
и лица их не постыдятся
(Пс. 33, 6)

I

Что значит искать бога. Смотреть фото Что значит искать бога. Смотреть картинку Что значит искать бога. Картинка про Что значит искать бога. Фото Что значит искать бога

1. О человек (именно ты, читающий сии строки)! Остановись, отрешись хоть немного от круговращения твоей повседневной суеты и задумайся о своём высоком достоинстве и о цели, ради которой ты сотворён и введён Богом в мир сей. Ты создан не для времени и творений, но для Бога и вечности и для того, чтобы Богу и вечности была посвящена вся твоя жизнь. Ты существуешь в этом мире именно и только с той целью, чтобы тебе искать твоего Бога и спасительного лица Его (1 Пар. 16, 11), от которого ты отвратился в грехопадении и прилепился к творениям, – дабы чрез сие ты мог бы подлинно просветиться и освятиться и иметь в Боге, и Бог в тебе, радость и мир, довольство и отраду.

2. В этом одном заключается твоё вечное спасение и временное благобытие – чего тебе не может дать ничто, кроме Бога. …Внутренний твой человек алчет гладом, которого ничто не утолит. Духовное твоё око не насыщается ничем; внутреннее чувство не находит ни в чём мира и полноты – только во всеподательном и бесконечно преисполненном любви Благе, которое есть один лишь Бог.

3. Бог есть дух (Ин. 4, 24), и близок твоему духу (Пс. 33, 19); поэтому тебе нет нужды, взыскуя Бога, высматривать Его здесь и там, или куда-то идти, или рассеивать себя многими и различными телесными упражнениями (1 Тим. 4, 8), а тем более забивать себе голову многообразными исследованиями, соображениями и выводами падшего рассудка. Это как раз путь, всё дальше отводящий человека от Бога и лишающий его способности познавать Бога и Его истину.

4. Ищи же только того, чтобы тебе уподобиться всей душой Богу – и тогда ты сможешь обрести и познать Его легко и безошибочно. Как тот, кто хочет видеть солнце и греться на нём, должен подставить себя его свету, так и тебе, если ты хочешь по-настоящему приобщиться Богу, надлежит поступить в отношении Него так же (1 Ин. 1, 5–7; 2, 6). Сей неприступный вечный свет невозможно увидеть, кроме как только в Его свете (Пс. 35, 10).

5. Бог есть духовная, отрешённая Сущность, чуждая грубости мира сего, чувственности и рассудочности. Если ты хочешь обрести Бога и узреть лице Его, то, насколько это возможно для тебя, храни свой дух, свою любовь, желания и сердечные помыслы также отрешёнными и чуждыми миру и тому, что в мире (1 Ин. 2, 15). Пусть по твоей воле никакое творение не входит в тебя; и сам не исходи из себя по любви и вожделению к какому бы то ни было творению.

7. Бог есть всеобъемлющая, неделимая, ничем не ограниченная Сущность, неуразумеваемая никаким умом. Он не есть то или это, но Всё и Одно. Посему, если ты хочешь познать Бога и приобщиться Ему, то со смирением оставь все свои особые, ограниченные, младенческие образы и помышления о Боге (1 Кор. 13, 11), плени свой ум в послушание простой и детской вере (2 Кор. 10, 5) и восходи духом в некую неограниченную всеобщность и безмолвную широту внутри себя (Пс. 17, 20; 118, 32, 96), не останавливаясь на частных предметах и размышлениях – особенно во время молитвы.

9. Бог есть милосердная и кроткая Сущность. Он есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём (1 Ин. 4, 16). Сего ради и ты будь всегда кроток, любвеобилен и милостив, как внутри себя, так и во всех своих поступках. Предоставь духу любви Иисуса Христа умягчить жестокий и строптивый нрав твоей падшей природы, утишить неукротимость твоих страстей и преклонить к послушанию Богу твоё непокорливое своеволие. Если ты почувствуешь, что в тебе начинает проявляться нечто, противоположное милосердию Божию – сразу, не вступая с ним в спор, погружайся в сладчайшие воды (Пс. 22, 2) кротости и любви Христовой.

10. Бог есть тихая и ровная Сущность (3 Цар. 19, 12), и обитает Он в безмолвии невозмутимой вечности. Так и твоей душе надлежит быть подобной тихим и прозрачным водам, дабы в них отображалась слава Божия. Избегай поэтому всякого беспокойства, смущения и разгорячения извнутри и совне. Ничто в целом мире недостойно того, чтобы из-за него ты разорял себя. Даже твои прошлые ошибки и грехи должны тебя смирять, но не приводить в смятение.

11. Бог есть радостная, мирная и блаженная Сущность. Посему ищи и ты того, чтобы постоянно пребывать в мирном и радостном духе. Избегай всяких разорительных попечений, досады, ропота и печали, которые помрачают душу и делают тебя неспособным к общению с Богом. Если заметишь в себе нечто подобное, то мягко и кротко отстранись от сего. Пусть твоё сердце будет чуждым и затворённым для всего мира и всех творений, но всецело своим и отверстым для Бога. Относись к себе, к своим злым пожеланиям, самолюбию и своеволию, со строгостью; по отношению же к Богу будь по-детски свободен, ласков и доверчив. Взирай на Него, как на своего ближайшего и лучшего Друга, и не ожидай от Него ничего, кроме блага и добра.

III

12. Если ты возьмёшься со мною за это делание, как оно описано выше, то вся внутренняя твоя (Пс. 102, 1) постепенно будет уподобляться Богу, и в тебе всё больше будет открываться способность сущностно обрести сие всеподательное и преисполненное любви Благо и узреть Его спасительный лик.

14. …Прежде всего надлежит веровать – и быть твёрдо в этом убеждённым, – что всё зависит от Божией милости, а не от нашей воли и действий. Поэтому мы не должны рассчитывать, что своими усилиями, а тем более самоизмышлёнными подвигами или напряжением ума, мы можем найти и узреть Бога. Нам надлежит приближаться к Богу внутренним, тихим, ровным и мирным деланием склонения или расположения к Нему нашего сердца, воли и любви. Как только мы замечаем, что Господь посещает нашу душу, желая возвысить нас над суетой или собрать нас в себя, утишить или умирить; как только мы начинаем ощущать в глубине нашего сердца детское благоговение пред Его присутствием, Его всеохватывающую благость или нечто подобное, – то мы должны без всякого смущения прекратить всё своё делание и всецело предоставить себя Богу в субботствовании и тишине, во всякой простоте и отрешённости от всего.

IV

16. Тогда, наконец, твоя любовь, твоё сердце, твои пламенные душевные стремления, освободившись и очистившись от всего иного, примут в себя высочайшее Благо, необъятное Божество и соделаются Его необъятным лоном – и именно это есть цель, для которой ты сотворён и искуплен. Как некий Серафим, ты будешь сокровенно пылать в чистейшей любви твоего Бога и в сем кротком огне любви сам станешь поистине милостивым, кротким, тихим, любвеобильным; более того – самой любовью.

18. Твоя душа, твоё постоянно взирающее на Бога внутреннее чувство, отрешённое от всякого удовольствия, услаждения и утешения от творений, преисполнится внутреннейшей чистейшей радостью и глубочайшим миром Божиим. Ты обретёшь всю свою отраду, довольство и блаженство в Боге; и Он, со Своей стороны, возымеет в тебе Свою радость и веселье (Притч. 8, 31). Он будет обитать и покоиться в тебе (Ин. 14, 23; 2 Кор. 6, 16), как на Своём незыблемом престоле мира; и твой дух, который, как беззащитный сирота, столь долго блуждал на чужбине, сладчайше упокоится в месте своего подлинного отдохновения, в своём отечестве, всецело повергнув себя на лоно Божие, в истинный мир, и сокрыв себя в тишайшей вечности.

И так соделаешься ты ясным и светлым небом Пресвятой и Преблагословенной Троицы, Триединого Бога – небом, в котором Он пребывает, которое преисполняет Своим светом, любовью и всеми божественными совершенствами и в котором прославляется во времени и в вечности.

19. Не будь же больше, о человек, славное создание и образ Превечного Бога, столь неразумным, чтобы… порабощать свой царский (если не сказать – божественный) дух немощным и бедным вещественным началам и суете мира сего (Гал. 4, 9), поддавшись похоти плоти, похоти очей и гордости житейской (1 Ин. 2, 16)! Именно для того послал Бог Сына Своего, чтобы искупить тебя из такового рабства (Гал. 4, 4–5) и паки возвысить твой дух в свободу славы детей Божиих (Рим. 8, 21). Помни, что по благороднейшей твоей части ты есть чадо вечности; Сам Бог – твой Отец и твоё отечество, где надлежит тебе обитать и жить. Мир сей должен быть для тебя ссылкой, а твоё тело – исправительным домом и темницей. Ах! подними же вечные врата твоих духовных сил над падшей природой, чувственностью и рассудочностью, да внидет в них к тебе Царь славы (Пс. 23, 7), Господь Саваоф! Аминь.

1 Способность души испытывать радость и покой, иначе именуемая совестью, ощущением Божьего к себе благоволения и т. д.

Источник

Найти Бога

иеро­мо­нах Сергий (Рыбко)

— Во второе вос­кре­се­нье после Святой Пасхи Пра­во­слав­ная Цер­ковь вспо­ми­нает явле­ние Гос­пода нашего Иисуса Христа апо­столу Фоме, когда тот усо­мнился в Вос­кре­се­нии Гос­пода. Хри­стос не отверг немощ­ного уче­ника и пока­зал ему язвы на руках и ногах ( Ин. 20:24-29 ). Как же ныне быть чело­веку, если он хочет убе­диться в суще­ство­ва­нии Бога? Что делать нам, обык­но­вен­ным людям, для укреп­ле­ния веры?

— Жела­ние вполне спра­вед­ли­вое. Вера чело­века должна быть осмыс­ленна, выстра­дана. Бог должен быть понят чело­ве­ком, должен открыться чело­веку. Чело­век должен найти Бога, только тогда он сможет верить, и не просто верить, но идти в этой жизни за Хри­стом путем испол­не­ния еван­гель­ских запо­ве­дей.

— А как искать веру, где ее найти?

— Для чело­века, ищу­щего Бога, ищу­щего истину, вся жизнь напол­нена этим святым иска­нием. И, скорее, не мы ищем и нахо­дим Бога, а Бог Сам откры­ва­ется нам. Потому Свя­щен­ное Писа­ние и назы­ва­ется Боже­ствен­ным Откро­ве­нием, что Гос­подь откры­вает нам Свои истины. Вот и чело­веку, ищу­щему Бога, нужно обра­титься к пер­во­ис­точ­нику хри­сти­ан­ства – Свя­щен­ному Писа­нию.

Новый Завет для очень многих явился откро­ве­нием Бога. Часто люди, с кото­рыми мне при­хо­ди­лось встре­чаться, при­зна­ва­лись, что впер­вые заду­ма­лись о высших исти­нах, про­чи­тав Еван­ге­лие или даже какой-то отры­вок из него. У меня самого в жизни было так: в тот период, когда я искал смысл жизни, я встре­тил чело­века, кото­рый про­тя­нул мне святое Еван­ге­лие. Я взял его и про­чи­тал. И дей­стви­тельно, мне откры­лось очень многое. После про­чте­ния оста­лась такая мысль: я не знаю, Что такое Бог, Кто такой Бог, но жить нужно именно так, как учил Хри­стос. Образ Христа, любя­щего людей Учи­теля жизни, уже навсе­гда запе­чат­лелся в моем сердце.

— То есть, для Вас Еван­ге­лие стало теми язвами, кото­рые пока­зал Хри­стос усо­мнив­ше­муся апо­столу Фоме. Почему же все-таки люди верят Еван­ге­лию?

— В Еван­ге­лии заклю­чена какая-то непо­сти­жи­мая сила, уди­ви­тель­ная, незем­ная кра­сота. Совре­мен­ный бого­слов архиеп. Иоанн (Шахов­ской) в одном из своих писем гово­рит, что всякое, хотя бы даже неболь­шое при­кос­но­ве­ние к Слову Божию, к Еван­ге­лию уже очень много значит для чело­века. Еван­ге­лие – дей­стви­тельно книга жизни: его святые слова дали жизнь мил­ли­о­нам и мил­ли­ар­дам людей в мире.

— Есть ли другие спо­собы позна­ния Бога?

— Гос­подь откры­ва­ется чело­веку на путях его жизни по-раз­ному: через обсто­я­тель­ства, через встречи с людьми, через слова и даже глаза какого-то чело­века. Свя­ти­тель Феофан Затвор­ник гово­рит, что, кроме мира людей, рядом с нами суще­ствует, по край­ней мере, еще два мира: мир при­роды, Божьего тво­ре­ния, где Гос­подь откры­ва­ется через каждый цветок, каждый листо­чек, звезду, и мир Церкви – пра­во­слав­ный храм.

— Что же такое пра­во­слав­ный храм?

Храм – это дом Божий, это такое место на земле, в кото­ром пре­бы­вает Гос­подь во всей Своей пол­ноте, это особое место сви­де­тель­ства Бога о Себе. И поэтому любой чело­век, пере­сту­па­ю­щий порог пра­во­слав­ного храма, чув­ствует, что он вошел не в про­стое здание, но что это место особое, здесь душа встре­ча­ется с небом.

— А может ли это почув­ство­вать чело­век, кото­рый не крещен, кото­рый не верует в Бога?

— Это может почув­ство­вать любой чело­век; и мне при­хо­ди­лось слы­шать о том, как в труд­ные минуты даже неве­ру­ю­щие люди шли в храм и полу­чали там помощь, под­держку и уте­ше­ние, чув­ствуя, что Кто-то нахо­дится рядом с ними – Кто-то любя­щий, родной и близ­кий гово­рит с их серд­цами, уте­шает и успо­ка­и­вает их.

— Чело­век, в первый раз пере­сту­па­ю­щий порог храма, порой даже не знает, как себя вести. Что Вы ему посо­ве­ту­ете?

— Я посо­ве­тую ему обра­титься к свя­щен­нику, т. е. к чело­веку, кото­рый спе­ци­ально постав­лен Богом для того, чтобы сви­де­тель­ство­вать людям о Боге. Нужно не стес­няться и не бояться подойти к батюшке, задать свои вопросы.

Только вчера был такой случай: одна восем­на­дца­ти­лет­няя девушка обра­ти­лась ко мне с несколь­кими незна­чи­тель­ными вопро­сами о Боге, о вере. Мы с ней долго гово­рили, затем она ушла. А сего­дня пришла вновь. Я спро­сил ее: «Что же ты вынесла в своем сердце после нашей беседы?» И она мне отве­тила: «Батюшка, Вы знаете, про­изо­шло чудо: для меня теперь суще­ствует только вера, только то, что свя­зано с Богом, все осталь­ное как бы отсту­пило, отошло на второй план. Мне совсем неин­те­ресно все то, что было инте­ресно раньше, и у меня только одна мысль: я хочу знать Бога, хочу знать истину, хочу быть с Богом и в Боге».

— Чело­век, кото­рый заду­мы­ва­ется над смыс­лом бытия, не может пройти мимо вопро­сов веры. Но что такое вера? Может быть, она зало­жена в чело­ве­че­ской при­роде и без веры чело­век жить не может- он рож­да­ется с потреб­но­стью верить? Бывают ли такие случаи, когда вера рож­да­ется из-за страха муче­ний в аду?

— Это совер­шенно исклю­чено. Так свой­ственно думать людям неве­ру­ю­щим, не зна­ю­щим веры. Часто гово­рят о какой-то слепой вере, – ника­кой слепой веры не может быть. Бывает слепое неве­рие: чело­век не знает, потому и не верит. Верить можно только осмыс­ленно, только «зрячая» вера может быть дей­стви­тельно верой. Вера в Бога – это любовь к Богу; любить из страха нака­за­ний и муче­ний в аду невоз­можно. Иногда дей­стви­тельно чело­века удер­жи­вает от греха страх нака­за­ний, но это совсем другое. Есть разные сте­пени побуж­де­ния, разные сооб­ра­же­ния, по кото­рым чело­век не делает греха.

Совер­шен­ная вера – это любовь к Богу. Бог есть любовь ( 1Ин. 4:8 ). Хри­сти­а­нин, духовно здо­ро­вый, не делает греха не потому, что его кто-то нака­жет, а потому что боится оскор­бить любя­щее его Суще­ство,- вот это дей­стви­тельно вера.

— Но Что же такое Бог. Какие каче­ства при­сущи Ему?

— Бог есть Лич­ность. Бог есть Суще­ство. Сущий, – назы­вает Ветхий Завет Бога. Бог суще­ствует, сле­до­ва­тельно, Он не абстрак­ция, Он обла­дает при­су­щими Ему каче­ствами. Эти каче­ства – пре­муд­рость, бла­гость, все­ве­де­ние и прежде всего любовь. Это самое глав­ное Его каче­ство: Бог есть любовь ( 1Ин. 4:8 ). Бог выхо­дит за гра­ницы мате­ри­аль­ного мира, за гра­ницы чув­ствен­ного мира, Его нельзя потро­гать, уви­деть, услы­шать, но Его можно почув­ство­вать серд­цем, можно полю­бить. Если мы не видим Бога, это не значит, что Его нет. Это значит, что наше сердце недо­ста­точно зрячее.

Гос­подь гово­рит: Я путь и истина, и жизнь ( Ин. 14:6 ). Гос­подь есть жизнь. Для хри­сти­а­нина Бог – реаль­ность, Лич­ность. Мы не только верим в Бога, мы знаем, что Он есть, мы любим Бога, мы обща­емся с Ним в молитве. Как чело­век гово­рит с чело­ве­ком, так душа гово­рит с Богом, ищет волю Божию и полу­чает ответы, чув­ствует, что Бог – Суще­ство вели­кое и пре­крас­ное.

Чело­век имеет бес­смерт­ную душу, создан­ную по образу и подо­бию Божию. Душа, как суще­ство духов­ное, стре­мится к Богу, и этим объ­яс­ня­ется то, что люди, даже неве­ру­ю­щие, испы­ты­вают какую-то смут­ную тре­вогу, неудо­вле­тво­рен­ность всем земным, жела­ние чего-то выс­шего. Пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий Оптин­ский гово­рит, что во всех гени­аль­ных про­из­ве­де­ниях вели­ких худож­ни­ков, музы­кан­тов, поэтов звучит тоска по веч­но­сти, тоска по чему-то пре­крас­ному, высо­кому, в конеч­ном счете, — тоска по Богу. Но гении земли, воз­буж­дая в чело­веке эту тоску, не дают ответа о том, как достиг­нуть Бога, как прийти к Богу. Ответ на это дает только Еван­ге­лие, только хри­сти­ан­ство.

Чело­век, кото­рый не молится, и не пони­мает радо­сти молитвы, Бога дей­стви­тельно не знает, хотя, может быть, верит в Бога. Для такого чело­века Бог – абстрак­ция. По мере углуб­ле­ния в духов­ную жизнь, по мере вхож­де­ния в нее через молитву все больше и больше откры­ва­ется перед чело­ве­ком Бог. Бог – это откро­ве­ние. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал ( Ин. 15:16 ),- гово­рит Он. Он выхо­дит к нам первый, Он встре­чает нас на разных пере­пу­тьях жизни, только мы должны открыть Ему свои сердца, и тогда войдет в наше сердце это дивное чудо – Гос­подь.

— Гос­подь мой и Бог мой ( Ин. 20:28 ), – именно так сказал апо­стол Фома, осязав раны Христа, т. е. он обра­тился к Богу, стал гово­рить с Ним.

В позна­нии Бога важен опыт живого обще­ния с Ним. Недо­ста­точно просто слы­шать или читать о Боге, необ­хо­димо обра­титься к Самому Спа­си­телю. Чело­веку неве­ру­ю­щему, но ищу­щему Бога свя­ти­тель Феофан Затвор­ник сове­тует даже обра­титься к Нему с такой молит­вой: «Гос­поди, если Ты есть, откройся мне «. Знаю по себе, что такая молитва бывает очень силь­ной. Может быть, не сразу это про­изой­дет, но Гос­подь услы­шит и откро­ется.

— Батюшка, что бы Вы поже­лали нашим чита­те­лям?

— Конечно же, богат­ства веры, потому что вера в Бога есть бес­цен­ная жем­чу­жина, кото­рую чело­век ищет всю жизнь, и где бы он ни искал отве­тов на самые сокро­вен­ные свои вопросы, нигде, кроме Христа, кроме свя­того Еван­ге­лия, он их не найдет.

книга «Воз­можно ли спа­се­ние в XXI веке?» иеро­мо­наха Сергия (Рыбко)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *