Что значит инженерный класс

«Инженер – это не профессия, это образ мысли»

Что значит инженерный класс. Смотреть фото Что значит инженерный класс. Смотреть картинку Что значит инженерный класс. Картинка про Что значит инженерный класс. Фото Что значит инженерный класс Информация об открытии 1 сентября инженерных классов в 15 школах вызвала неоднозначные комментарии. Неопределенность шла от незнания: что это за классы, в чем их особенность, как будет проходить отбор и чем они лучше занятий в Клубе юных техников. За ответами на эти и другие вопросы мы отправились в Гимназию №6 «Горностай», где также будут организованы инженерные классы, и побеседовали с учителем высшей квалификационной категории Марией МАЗУР, заведующей кафедрой математики и информатики, кандидатом педагогических наук, руководителем проекта «Спецклассы» и просто очень хорошим и добрым человеком.

Будущий кабинет для инженерного класса еще в стадии ремонта: интерактивную доску повесят на стену, к новенькой раковине подключат воду, скоро все заблестит в ожидании учеников.

Открытие инженерного класса – новый опыт для гимназии. Идеология такова: с годами инженерный потенциал страны теряется, а востребованность в профессионалах есть.

” Разумеется, нужны не те инженеры, которые были много лет назад, сейчас это – другой уровень; скажем, те же чертежи выполняются уже не вручную, а с применением компьютерной графики.

Что значит инженерный класс. Смотреть фото Что значит инженерный класс. Смотреть картинку Что значит инженерный класс. Картинка про Что значит инженерный класс. Фото Что значит инженерный классМария Мазур поясняет:

— Мы задумали создать нестандартный курс для школьной программы – дискретная математика. В чем ее преимущество? Она состоит из различных разделов и дает инженеру общее представление, возможность видеть проблему в целом. Будем преподавать популярную сейчас робототехнику, хотя это не единственное направление для концентрации. Инженерный класс нужен, чтобы как можно раньше дать ребенку начертательную геометрию, и тем самым развить пространственное воображение. А проектная деятельность? Нельзя забывать и о ней, все очень важно.

В инженерном 9-м классе гимназии «Горностай» первые три дня не будет уроков. К детям придут программисты, действующие инженеры, имеющие опыт преподавания, группа робототехников из НЭТИ, тренеры ТЮФ (турнира юных физиков) и выполнят «полное погружение». Сотрудники Технопарка, организующие школы будущих компьютерщиков, тоже проведут мастер-класс.

На вопрос, не пострадают ли ученики-инженеры в плане гармоничности учебной программы, Мария Ивановна с сожалением отвечает:

— Мы не ущемляем иностранные языки, просто убираем второй. Химия – в полном объеме. Биология, география – по минимуму, в пределах базовых объемов, которые никто не имеет права трогать. Больше будет математики, физики, программирования. Ну и три новых предмета, которые я уже называла: ТРИЗ, робототехника, ТОС. А в рамках дополнительного образования ребята смогут заниматься тем, что им нравится, например, изучать второй и третий иностранные языки, экономику, историю и так далее.

Отбор в девятый инженерный класс – вопрос, скорее, социальный, нежели стратегический, интеллектуального тестирования, как выяснилось, никто устраивать не будет.

Еще один инженерный класс в гимназии «Горностай» появится на параллели седьмых классов, считается, что это оптимальный момент для того, чтобы определить специализацию ребенка.

На прощание Мария Ивановна обратилась к читателям сайта «Сибмама»:

-Я знаю, вас читают много мамочек, сама изредка захожу на ваш сайт. Пожелайте нам успеха в новом деле. Лично я уверена в результате, потому, что мы в него вкладываемся. Хороший толчок всегда даст качество.

Автор: Анна Сызранова, фото автора

Источник

«Ученики инженерного класса уверены: чем сложнее, тем интереснее»

С 2015 года начал действовать проект «Инженерный класс в московской школе». Чтобы в нём участвовать, школе нужно найти преподавателей для работы в профильных классах, выбрать вузы для сотрудничества, изучить спрос на такой профиль среди учеников и их родителей. Директор школы № 1392 объясняет, в чём особенности обучения в таком классе.

Девятикласснику для поступления в десятый инженерный класс необходимо было показать высокие результаты по физике, математике и информатике в рамках промежуточной аттестации, а затем не менее успешно сдать ГИА по этим предметам. Также обязательно учитывались результаты участия по этим предметам в олимпиадах и конкурсах, научно-практических конференциях, турнире имени М. В. Ломоносова По результатам этих испытаний в школе № 1392 были сформированы два инженерных класса: физико-химический (профильные предметы: физика, химия и информатика) и физико-математический (профильные предметы: физика, математика и информатика).

Ранее в 1392-й школе в рамках дополнительного образования уже работали кружки инженерного направления: робототехника и 3D-моделирование, черчение, инженерная графика. Это была некая предпрофильная ступень, на которой дети могли заинтересоваться изучением «технологий будущего». Многие уже на этом уровне показывали высокие результаты.

Наши ученики выиграли московскую олимпиаду по 3D-моделированию и представили свои проекты на телемосте с Институтом ядерной физики в Дубне

Учебный план инженерного класса отличается от других, в первую очередь, количеством часов изучения профильных предметов. Например, для физико-математического класса это восемь часов математики, пять часов физики и два часа информатики. О последнем предмете следует сказать отдельно: первый час изучается общий материал по информационным технологиям, который входит в ЕГЭ, а второй час отводится на освоение проектных технологий и технологий, связанных с 3D-моделированием. Также есть элективы, то есть дополнительные занятия, направленные на поддержку профильного образования. Это, например, «Коллоидная химия», «Инженерная графика», «3D-моделирование».

Что значит инженерный класс. Смотреть фото Что значит инженерный класс. Смотреть картинку Что значит инженерный класс. Картинка про Что значит инженерный класс. Фото Что значит инженерный класс

Поначалу ученикам инженерных классов было непривычно тяжело. Ежедневные занятия профильными предметами предполагают соответствующий уровень нагрузки. Однако мотивация к успешному освоению технической специальности оказалась сильнее, и уже спустя месяц ученики уверены: чем сложнее, тем интереснее. Для руководства школы и педагогов принципиально важно находиться в диалоге с детьми и родителями.

Если дети понимают, что профиль им не подходит, в течение года сохраняется возможность перейти в другой класс

Мы не ограничиваем учеников только подготовкой к Всероссийским олимпиадам и максимально поддерживаем их желание участвовать в разных конкурсах и проектах. Поскольку программа «Инженерный класс в московской школе» действует в рамках нового ФГОС, она предполагает, что каждый ученик к моменту окончания определённого уровня образования должен защитить индивидуальный проект. Когда десятиклассники выберут темы своих будущих проектов, им предстоит найти себе научных руководителей в вузах-партнёрах. На данный момент мы тесно взаимодействуем с МИРЭА и РГУНГ и налаживаем сотрудничество с МИФИ и МИСиС. В апреле у нас состоится ежегодная школьная научно-практическая конференция, и в этом году на ней появится отдельная секция инженерных классов, руководителями которой выступят преподаватели вузов.

Проект инженерных классов открывает перед школами новые перспективы. Помимо взаимодействия с вузами, мы также собираемся заключать договоры о сотрудничестве с предприятиями. Дети получат шанс наблюдать за работой специалистов и помогать им, а потенциальные работодатели познакомятся с будущими сотрудниками.

Источник

Как работает инженерный класс в школе?

В рамках новейших федеральных образовательных стандартов, для обеспечения оптимальных условий качественной подготовки одаренных школьников в области инженерного образования по инженерно-технической специализации в общеобразовательных школах создаются инженерно-технические классы.

Основные принципы организации инженерно-технического класса в школе

Внедрение учебой деятельности в специализированных инженерных классах помогает выявить одаренных детей, способствовать развитию и самореализации школьников с интересом и способностями к инженерному творчеству.

Занятия в инженерно-техническом классе позволяет сформировать и усовершенствовать самостоятельность, мотивировать к исследовательской и проектной деятельности. Посещение занятий по робототехнике поможет школьникам понять, как действуют реальные производственные и социально значимые процессы.

Педагоги разрабатывают индивидуальную образовательную траекторию для каждого школьника и способствуют созданию условий для свободного выбора ребенком интересного учебного направления.

В открытом инженерном пространстве должны действовать четкие научные принципы:

Основой материально-технической базы в классе инженерного направления становятся конструкторы и наборы по робототехнике отечественных и европейских брендов. Готовые робототехнические комплекты Gigo отлично подходят для организации занятий для детей в возрасте до 10 лет.

Что значит инженерный класс. Смотреть фото Что значит инженерный класс. Смотреть картинку Что значит инженерный класс. Картинка про Что значит инженерный класс. Фото Что значит инженерный класс

Наборы по робототехнике и конструкторы для оснащения инженерно-технического класса позволяют открыть для школьников удивительный мир физических процессов и явлений. Комплекты рассчитаны на изучение отдельных тематических циклов: простые машины и механизмы, оптические явления, жидкости и гидравлические процессы, мощность и движение.

Производитель не ограничивается только учебными комплектами для инженерных классов в школах. В линейке Gigo представлены робототехнические наборы для обучения на занятиях и организации соревновательной активности.

Хотите скомплектовать класс?

Подберем всё оборудование или мебель, подготовим документы и поставим с отсрочкой 45 дней.

Источник

Инженерный класс в московской школе. Особенности, программа и задачи проекта

Что значит инженерный класс. Смотреть фото Что значит инженерный класс. Смотреть картинку Что значит инженерный класс. Картинка про Что значит инженерный класс. Фото Что значит инженерный класс

Проект «Инженерный класс в московской школе» стартовал в 2015 году в соответствии с приказом Департамента образования города Москвы. Такие классы организованы в 110 школах Москвы на базе 10-11 классов В проекте участвует около 25 Федеральных ВУЗов Москвы и области и большое количество предприятий Москвы, работающих в индустрии высоких технологий (например, технопарки, РОСАТОМ и т.д.) (данные актуальны на 20.04.2020 года).

Что такое «Инженерный класс»

Задачи проекта «Инженерный класс в московской школе»

Отличие образовательной программы в «Инженерных классах»

Профильные экзамены, олимпиады и мероприятия для учеников инженерных классов

Выпускники инженерных классов обязательно сдают предпрофессиональный экзамен. Что очень важно, такой экзамен даёт возможность получить дополнительные баллы для поступления в технический ВУЗ. Учащиеся инженерных классов готовят проекты, которые могут быть представлены на конференции «Инженеры будущего», предпрофессиональной олимпиаде, соревнованиях по робототехнике, конкурсе проектных и исследовательских работ «Ярмарка идей: проекты будущего», и многих других. Победа в таких конкурсах также дает возможность заработать баллы для поступления в ВУЗ.

Для учеников инженерных классов в НИУ МИЭТ организованы практические занятия и лекции в рамках проектов Департамента образования города Москвы «Университетские субботы», «Учебный день в технопарке».

Всё это дает возможность осознанного выбора будущей инженерной специальности. Кроме того, сейчас есть прекрасные возможности для демонстрации своих предпрофессиональных навыков и умений на чемпионате JuniorSkills «Молодые профессионалы Москвы».

* Фото взято на сайте ГБОУ «Школа «Свиблово»

Почитать обо всех инновационных образовательных проектах в московской школе:

Источник

Инженерные классы: потенциал, перспективы, тренды

Немного о предыстории вопроса

Почему наши соотечественники предпочитают ездить на иномарках? Почему в своем окружении вы не найдете пользователей отечественных смартфонов? Почему российские наручные часы, еще лет 40 назад успешно экспортировавшиеся за границу, сегодня далеко отстали от продукции швейцарского часпрома.

Ответ на все подобные “почему” прост: за последние десятилетия страна существенно подрастеряла свои инженерно-конструкторские кадры, не создав принципиальных условий для их восполнения. Результат – отставание от стран-конкурентов по множеству отраслей, где требуются высокопрофессиональные конструкторы и инженеры. А требуются они во всех сферах, где речь идет о разработке и промышленном изготовлении чего бы то ни было – от предметов мебели до военной и космической техники.

В наши дни осознание ситуации пришло, и стали приниматься системные меры по ее исправлению. Понятно, что в данном случае все должно начинаться с образования, ибо нельзя получить первоклассного инженера “из воздуха”. Цепочку воспитания соответствующих кадров нужно протянуть от школы через инженерные вузы к высокотехнологичным инновационным предприятиям.

Так в сентябре 2015 г. под эгидой Департамента образования г. Москвы стартовал проект “Инженерный класс в московской школе”, имеющий главной целью подготовку компетентных специалистов, необходимых экономике города и востребованных на современном рынке труда (аналогичным проектам был дан ход и в регионах). Одним из участников проекта стала Гимназия №1519.

Спустя год после старта

2015/2016 учебный год стал весьма динамичным в части продвижения проекта “Инженерный класс в московской школе”. Около ста школ столицы влились в проект, открыли в общей сложности более двухсот инженерных классов, охвативших около 4.5 тысяч учащихся. К концу года более 130 новых школ заявили о своем желании участвовать в проекте. В реализации проекта участвуют 16 федеральных технических вузов, являющихся опорными площадками для профориентационной работы с учащимися инженерных классов. Формируется пул предприятий-партнеров проекта из различных отраслей промышленности. Знакомство с работой реальных высокотехнологичных предприятий должно послужить эффективному “погружению” учащихся в инженерную сферу.

В июне 2016 года в Москве на площадке МГТУ им. Н.Э. Баумана состоялся Международный конгресс “SEE-2016. Наука и инженерное образование”. В работе Конгресса приняли участие представители российских и зарубежных университетов и научно-промышленных предприятий, потенциальных работодателей, отечественных школ. Конгресс был сконцентрирован на повышении эффективности инженерного образования в современных условиях, а обмен опытом с зарубежными коллегами позволил выявить пока еще не реализованные возможности и слабые места в деле возрождения отечественного инженерного потенциала.

Побывав на Конгрессе SEE-2016 и будучи куратором инженерных классов в Гимназии №1519, мне бы хотелось поделиться своими наблюдениями за текущей ситуацией, поразмышлять о возникших и ожидаемых трендах, предложить свой взгляд на использование имеющегося потенциала для дальнейшего продвижения проекта в нашей гимназии.

“Хотим готовенького”

Как показало общение на Конгрессе, часть российских предприятий и вузов все еще исходят из представления, что для воспитания профессионального инженера достаточно адаптации вузовских программ под потребности предприятий, нуждающихся в инженерных кадрах. Результатом такого подхода является “недоученность” выпускников вузов до требуемого уровня. Отечественные эксперты считают, что горизонт воспитания инженера составляет примерно семь лет, из чего следует, что начало этому воспитанию должно быть положено уже в школе. Открытие инженерных классов и активная позиция вузов – участников проекта в построении эффективного взаимодействия с профильными школами и внедрении отдельных форм инженерной подготовки уже начиная со старших классов, отвечают этой потребности.

В Гимназии № 1519 открыто два инженерных класса (10-й и 11-й) и так называемый “предынженерный” 9-й, учащиеся которого также вовлекаются в соответствующие профориентационные мероприятия и получают расширенную подготовку по профильным предметам (физика, математика, информатика). К моменту окончания учащиеся этого класса в подавляющем своем большинстве выбирают профильное техническое направление в старшей школе. Зачисление в 10-й и 11-й инженерные классы происходит на основе анализа интегрированных образовательных результатов учащихся по профильным предметам, результатов проектно-исследовательской работы и научно-технического творчества.

Гимназия №1519 заключила договоры о сотрудничестве с МИЭМ НИУ ВШЭ и МГТУ им. Н. Э. Баумана. Партнерство с данными вузами обеспечивает учащимся широкий круг разнообразных инженерно-образовательных возможностей, включая профориентационные лекции, спецкурсы, лабораторные работы, мастер-классы, летнюю инженерную практику на базе университетских кафедр, научно-образовательных центров и лабораторий.

А надо бы еще раньше

Можно констатировать, что понимание необходимости начала воспитания будущих инженеров уже со школы охватывает все больше сторонников и становится практически необратимым. При этом сравнение с зарубежным опытом показывает, что за границей вовлечение школьников в инженерную деятельность происходит гораздо раньше, чем у нас – уже с младших классов.

Российские школы уже начали перенимать этот опыт. Таким образом, мы становимся свидетелями тренда на понижение возрастного барьера вхождения в область инженерии. И для этого в настоящий момент складываются хорошие предпосылки: учащиеся и их родители, видя высокую и неформальную активность по возрождению престижности инженерной профессии, становятся сильно мотивированными и демонстрируют отчетливый отклик на этот сигнал. Вероятно, через год охват учащихся профильными инженерными классами кратно увеличится, а начало предпрофильной подготовки сместится в сторону 5 – 8-х классов.

Осознавая указанный тренд, Гимназия №1519 тоже планирует в 2016/17 учебном году ввести элементы предпрофильной инженерной подготовки в 5 – 8-х классах. Одним из таких элементов станет курс трёхмерной компьютерной графики, нацеленный на формирование пространственного мышления школьников. Другой элемент – кружок интеллектуальной робототехники, способствующий развитию базовых навыков использования компьютеров и управляемых роботизированных устройств, навыков программирования и решения алгоритмических задач.

Что ты умеешь на самом деле?

Важный тезис, разделяемый инженерным и образовательным сообществом: пока человек не начнет делать что-либо своими руками, его инженерные познания иллюзорны. Вот почему практически все участники движения по возрождению инженерного потенциала страны подчеркивают исключительное значение проектно-исследовательской деятельности школьников и студентов. Понимая важность данного фактора и опираясь на положения ФГОС второго поколения, необходимо придать проектно-исследовательской деятельности статус обязательного компонента подготовки школьников. Вероятно, такой подход также превратится в тренд в ближайшие годы.

Представляется, однако, что не все способы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся равноценны и эффективны. На мой взгляд, можно выделить три уровня организации такой деятельности:

Речь идет о проектах, придуманных в домашних или школьных условиях. Руководителями таких проектов являются родители ребенка или учитель. С одной стороны, это позволяет выделить активных детей, повысить их мотивацию, набраться минимального исследовательского опыта. С другой стороны, недостатки этого способа весьма существенны: за такими работами, как правило, не стоит столь важных организационных ресурсов, как производственная база и научный потенциал руководителя. Соответственно, подобные проекты, в большинстве своем, почти не имеют прикладного значения и перспектив серьезной дальнейшей разработки.

“Базовый” (на текущий момент)

Этот уровень предполагает выполнение проектов на вузовских площадках под руководством вузовских специалистов и научных работников. В этих условиях к услугам школьника, выполняющего проект – и разнообразное оборудование, и научный опыт руководителя, позволяющий поставить действительно актуальную и перспективную задачу, и возможность дальнейшего продвижения выполненной разработки, если она этого заслуживает. Данный уровень отвечает современным представлениям о проектно-исследовательской деятельности учащихся инженерных классов и предусматривается большинством договоров о сотрудничестве между вузами, участвующими в проекте, и профильными школами. В основном, именно на такую форму проектно-исследовательской деятельности в настоящее время существует запрос со стороны участников (школ, вузов, предприятий), занятых в деле возрождения инженерной профессии.

Прорывным шагом вперед в развитии проектно-исследовательской деятельности стало бы формирование групп, состоящих из студентов и школьников, участвующих в выполнении конкретных проектов на конкретных предприятиях, представляющих наукоемкие и инновационные отрасли. Такой подход дал бы максимальную степень погружения будущих инженеров в профессию, обеспечил бы несомненное прикладное значение их работе, а также перспективу внедрения выполненных разработок в практику. Мотивация учащихся в такой модели достигала бы наивысшего уровня.

В разрезе проектно-исследовательской деятельности задачей №1 нашей гимназии является максимальный охват учащихся этой деятельностью на уровне не ниже “базового” и придание ей статуса обязательного компонента подготовки школьников. Помимо этого, мы намерены предпринять усилия, чтобы внедрить в гимназии модель “высшего” уровня.

Можешь ли ты “продавать”?

На Конгрессе SEE-2016 интересная дискуссия развернулась на тему: должен ли инженер одновременно быть предпринимателем, чтобы уметь коммерциализировать свои идеи и разработки, находить для них инвесторов, “пробивать” им дорогу в жизнь? Участники сошлись во мнении, что такая двойная роль – “инженер-предприниматель” – это, скорее, идеальная модель, и ее нельзя возводить в ранг стандарта. Хотя, если инженер, не в ущерб своему профессионализму, тем или иным способом овладеет навыками предпринимателя, то это можно только приветствовать.

Разумным решением являются созданные в различных вузах факультеты и кафедры, готовящие специалистов по продвижению инженерных разработок. И хотя акцент в проекте “Инженерные классы” делается не на комерциализации инженерных разработок, а на овладении собственно инженерной профессией, определенная профориентационная работа, связанная с инженерным бизнесом, не была бы лишней. Во всяком случае, школьнику, нацеленному на профессию инженера, полезно заранее представлять себе, что созданный инженером прототип чего-либо, пусть даже очень перспективного и востребованного, – это не финал процесса, а лишь старт целого комплекса специальных бизнес-мероприятий, выводящих разработку в жизнь.

В этой связи, возникает следующая идея: занимаясь продвижением инженерных классов в широком смысле, можно найти полезное место в этом процессе и для части учащихся классов социально-экономического профиля. Во всяком случае, опыт нашей гимназии показывает, что учащиеся этих классов проявляют интерес к направлению “Инженерный бизнес и менеджмент”. Представляется, что вовлечение классов социально-экономического профиля во взаимодействие с соответствующими факультетами и кафедрами вузов не только не “нагружает” избыточно проект “Инженерные классы”, но и разумно дополняет его в силу сказанного выше о разделении ролей собственно инженера и предпринимателя, продвигающего инженерные разработки в жизнь.

IT – без них никуда!

По меткому замечанию одного из докладчиков SEE-2016, современные самолет, ракета и многие другие образцы техники – это, во многом, IT-изделия. В том смысле, что существенной их частью являются управляющие ими программно-аппаратные комплексы. Что уж говорить о “чистых” IT-сервисах, полностью состоящих из собственно программ и представляющих собой огромное поле деятельности. И тут всплывает еще одна проблема – нехватка не только инженеров в классическом понимании этого слова, но и острая нехватка высококлассных программистов. Очередное подтверждение этому было дано на проходящем в июне – августе Всероссийском молодежном образовательном форуме “Территория смыслов”, а именно – на открывшейся 13 июля 2016 г. третьей смене “Молодые ученые и преподаватели в области IT”.

Таким образом, данная проблема также заслуживает того, чтобы заниматься ею уже начиная со школы. Обращаясь вновь к теме проектно-исследовательской деятельности, уместно “обогатить” ее содержание IT-проектами и создавать условия для получения школьниками практики программирования, участия в реальных проектах автоматизации процессов на предприятиях в составе проектных групп.

На совещании 30 июня 2016 г. о планах развития проекта “Инженерный класс в московской школе” на 2016/17 год Департамент образования г. Москвы проинформировал о том, что уже формируется пул предприятий-партнеров из IT-отрасли, которые включатся в профориентационную работу со школьниками. Вероятно, мы увидим еще один тренд – увеличение доли учащихся инженерных классов, сориентированных на работу в IT-сфере и выбирающих для поступления соответствующие вузы и кафедры.

Заключение

Понимание, учет и реагирование на имеющиеся и возникающие тренды в любом сегменте образования, в частности, в рамках реализации проекта “Инженерный класс в Московской школе”, есть необходимое условие эффективной подготовки учащихся.

Проект “Инженерный класс в московской школе” создаёт условия для расширения сетевого взаимодействия между общеобразовательными организациями, организациями высшего профессионального образования и научно-производственными предприятиями. Объединение ресурсов участников проекта открывает перед школьниками новые реальные пути в профессию инженера.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *