Что значит инвариантные модули и вариативные модули

Как разработать модули рабочей программы воспитания

Что значит инвариантные модули и вариативные модули. Смотреть фото Что значит инвариантные модули и вариативные модули. Смотреть картинку Что значит инвариантные модули и вариативные модули. Картинка про Что значит инвариантные модули и вариативные модули. Фото Что значит инвариантные модули и вариативные модули

Нечаев Михаил Петрович

С 1 сентября текущего года в российских школах внедрена примерная программа воспитания. На ее основе общеобразовательные организации должны разработать рабочую программу. В помощь школьной администрации доктор педагогических наук, профессор кафедры методики воспитания и дополнительного образования Академии социального управления Михаил Нечаев подготовил детальное описание пошагового алгоритма действий.

В описании даны ответы на вопросы: как организовать работу над программой? Кто должен этим заниматься? С чего начать? Как работать над отдельными разделами и модулями? Как разработать наиболее сложный модуль «Школьный урок»? Говоря о работе с модулями, эксперт рассказал об особой технологии. Часть материала М. Нечаева, где представлена эта технология, мы предлагаем вашему вниманию.

Что значит инвариантные модули и вариативные модули. Смотреть фото Что значит инвариантные модули и вариативные модули. Смотреть картинку Что значит инвариантные модули и вариативные модули. Картинка про Что значит инвариантные модули и вариативные модули. Фото Что значит инвариантные модули и вариативные модули

Михаил Нечаев. Фото из личного архива

Примерная программа воспитания разработана ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования».

В примерной программе воспитания есть инвариантные, вариативные и вносимые школой модули. Существует три способа работать с модулями программы.

Первый способ: «У нас почти так же».

Берем примерную программу и немного редактируем с учетом специфики своей школы.

Второй способ: «А мы хотели бы так».

Заимствуем понравившиеся идеи из примерной программы, вносим их в модуль и пытаемся их реализовать

Третий способ: «У нас вообще по-другому».

Добавляем новые модули, которых не увидели в примерной программе.

Как разработать конкретный модуль программы?

Предлагаю следующий алгоритм.

Первый шаг. Скачиваем с сайта соответствующий модуль, скажем, «Классное руководство» из примерной программы. Называем его: «Классное руководство. Черновик».

Второй шаг. Читаем, рефлексируем, соотносим с собой. Отбрасываем то, что нам не подходит. Решаем, что добавить.

Третий шаг. Насыщаем модуль содержанием, взятым из работы нашей школы, по четырем направлениям:

Работа с классным коллективом;

Индивидуальная работа с детьми;

Работа с учителями-предметниками;

Работа с родителями и законными представителями.

Важно! Каждый модуль программы должен занимать не более полутора-двух страниц. Не включайте в него общие рассуждения. Не надо перечислять функциональные обязанности классного руководителя. Для этого есть другие документы. Программа воспитания — это форсайт, бросок в будущее.

Четвертый шаг. Выделяем в тексте модуля красным цветом то, что не имеет к нам отношения. Например, в примерной программе перечислены: «…куратор, тьютор, наставник, классный руководитель». Если у нас есть только классный руководитель, отмечаем красным цветом лишние слова. Пока их не удаляем.

Что значит инвариантные модули и вариативные модули. Смотреть фото Что значит инвариантные модули и вариативные модули. Смотреть картинку Что значит инвариантные модули и вариативные модули. Картинка про Что значит инвариантные модули и вариативные модули. Фото Что значит инвариантные модули и вариативные модули

Фото из архива доцента кафедры методики воспитания и дополнительного образования Академии социального управления Светланы Усовой

Пятый шаг. Начинаем вписывать в текст программы то, что характерно именно для нашей школы. Выделяем вставки желтым цветом. Отражаем в тексте себя самих, добавляем свою специфику. Например, в программе указано: «проведение классных часов». Если у нас это направление хорошо разработано, классные часы проводятся по разным направлениям — профессиональные, тематические и т.п., добавляем эту информацию и выделяем дополнение желтым цветом.

Что значит инвариантные модули и вариативные модули. Смотреть фото Что значит инвариантные модули и вариативные модули. Смотреть картинку Что значит инвариантные модули и вариативные модули. Картинка про Что значит инвариантные модули и вариативные модули. Фото Что значит инвариантные модули и вариативные модули

Фото из архива доцента кафедры методики воспитания и дополнительного образования Академии социального управления Светланы Усовой

Шестой шаг. Сохраняем черновик и на его основе делаем чистовой вариант. В чистовике удаляем те слова, которые выделены красным (это то, чего нет в нашей школе), оставляем то, что выделено желтым (то, что у нас есть). Проверяющие не смогут придраться, что мы сделали кальку с примерной программы. Достаточно будет открыть файл «черновик» и показать им то, что мы добавили.

P. S. Алгоритм с описанием всех этапов создания рабочей программы и рекомендации для разработчиков читайте в статье Михаила Нечаева «Как разработать рабочую программу воспитания на основе примерной?», в которой были использованы материалы разработчиков примерной программы воспитания — сотрудников ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». Более подробно ознакомиться с методическими материалами по реализации и разработке программы в образовательных организациях можно на сайте ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования».

Источник

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ (проект)

Назначение примерной программы воспитания – помочь школам создать и реализовать собственные работающие программы воспитания, направленные на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Примерная программа показывает, каким образом педагоги могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности и тем самым сделать свою школу воспитывающей организацией.

В центре примерной программы воспитания в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.

Примерная программа воспитания – это не перечень обязательных для школы мероприятий, а описание системы возможных форм и способов работы с детьми.

На основе примерной программы воспитания образовательные организации разрабатывают свои рабочие программы воспитания. Примерная программа задает образец для разработки таких программ, но не может быть их заменой. Программы воспитания образовательных организаций должны включать в себя четыре основных раздела:

— Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса », в котором школа кратко описывает специфику своей деятельности в сфере воспитания. Здесь может быть размещена информация: о специфике расположения школы, особенностях ее социального окружения, источниках положительного или отрицательного влияния на детей, значимых партнерах школы, особенностях контингента учащихся, оригинальных воспитательных находках школы, а также важных для школы принципах и традициях воспитания.

О бразовательная организация, разрабатывая собственную рабочую программу воспитания, вправе включать в неё те вариативные модули, которые помогут ей в наибольшей степени реализовать свой воспитательный потенциал с учетом имеющихся у нее кадровых и материальных ресурсов. П оскольку практика воспитания в школах России многообразна, и примерная программа не может охватить все это многообразие, допускается, что каждая школа по заданному в примерной программе образцу может добавлять в свою рабочую программу собственные модули. Тот или иной д ополнительный модуль включается в программу при следующих условиях: новый модуль отражает реальную деятельность школьников и педагогов, эта деятельность является значимой для школьников и педагогов, эта деятельность не может быть описана ни в одном из модулей, предлагаемых примерной программой.

Модули в программе воспитания располагаются в соответствии с их значимостью в системе воспитательной работы школы. Деятельность педагогов образовательных организаций в рамках комплекса модулей направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Рабочая программа воспитания, которую образовательная организация разрабатывает на основе примерной программы, должна быть короткой и ясной, содержащей конкретное описание предстоящей работы с детьми, а не общие рассуждения о воспитании.

К программе воспитания каждой школой прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы, соответствующий уровням начального, основного и среднего общего образования.

Примерную программу воспитания необходимо воспринимать как конструктор для создания рабочей программы воспитания. Он позволяет каждой образовательной организации, взяв за основу содержание основных ее разделов, корректировать их там, где это необходимо: добавлять нужные или удалять неактуальные материалы, приводя тем самым свою программу в соответствие с реальной деятельностью, которая школа будет осуществлять в сфере воспитания.

Источник

Что значит инвариантные модули и вариативные модули

С 1 сентября 2021 года во всех школах должны действовать программы воспитания : Министерство просвещения считает, что воспитательный процесс нужно сделать более современным и менее бюрократическим. Разбираемся, что такое программа воспитания, как ее разработать и как по ней работать.

Что такое программа воспитания и зачем она нужна

В образовательных организациях детей должны не только обучать, но и воспитывать. Это давно прописано в законе «Об образовании», но теперь появилось уточнение: в каждой образовательной организации должен быть документ, который регламентирует воспитательный процесс. И это не существующие календарные планы воспитательной работы. Планы останутся, но теперь они будут подчинены программе.

В чем разница? Планируется, что программа воспитания будет помогать школам и другим образовательным организациям воспитывать учеников. Для этого в ней есть четыре раздела:

Особенности воспитательного процесса. В этом разделе описываются ученики, которые посещают образовательную организацию, значимые социальные партнеры, обстановка в районе, важные воспитательные традиции в школе. Например, школа № 100 находится в спальном районе, треть семей, посещающих школу, относятся к группе риска, но при этом школа несколько лет подряд проводит вместе с волонтерскими организациями ежеквартальные сборы для учеников. На этих сборах волонтеры занимаются с детьми, учат их работать в команде, мотивируют на учебу и этого заряда хватает на целую четверть.

Цели и задачи воспитания. В этом разделе указываются, к чему стремится школа, организуя воспитательный процесс. При этом цели и задачи воспитания должны отличаться для детей разного возраста. Младшеклассникам помогают в усвоении основных норм и традиций общества, подростков ориентируют на развитие жизненных ценностей, старшеклассникам — на участие в социально значимых делах школы, района и города.

В модуле могут быть объединены мероприятия разного уровня, например, классный руководитель может работать со всем классом, отдельными учениками, родителями и учителями, преподающими в классе. Ключевые общешкольные дела также проводятся на разных уровнях: классы готовят свои выступления ко Дню Победы, школа проводит все мероприятие целиком, а лучшие номера показывают на внешкольном уровне.

Самоанализ воспитательной работы. В этом разделе нужно кто будет анализировать эффективность воспитательной работы и чему будет посвящен анализ. Например, классные руководители раз в четверть собираются с заместителем по воспитательной работе и обсуждают, какие мероприятия собрали больше всего школьников, что понравилось ученикам, что и как на них повлияло.

Также к программе должен прилагаться календарный план воспитательной работы с названиями мероприятий, сроками проведения и ответственными.

Как разработать программу воспитания

В институте стратегии развития образования РАО разработали примерную программу воспитания и методические рекомендации по разработке конкретных программ. В примерной программе как раз указано как заполнять каждый раздел программы. В методических рекомендациях сказано примерно следующее:

Сначала нужно собрать команду. Заместитель по воспитательной работе вряд ли составит программу сам, ему нужна помощь. Можно взять в команду коллег из администрации или самых толковых классных руководителей, можно подключить глав родительского и ученического совета.

Сосредоточиться на целях и задачах. Со структурой программы разобраться не сложно, проще брать ту, что есть в примерной программе. А вот и цели и задачи нужно пропустить через себя: решить, какие ценности важны для детей, обучающихся в вашей школе, как школа может участвовать в их формировании. Если вы хотите воспитывать в детях любовь к родному городу, для этого недостаточно выставки рисунков, важно проводить мероприятия регулярно, проводить после них рефлексию.

Формировать банк педагогических идей. База для него дана в методических рекомендациях. Но его нужно расширять — будет здорово, если каждый классный руководитель придумает 5-10 мероприятий на год. Это не значит, что вы должны проводить все и сразу— у вас будет запас, который поможет в трудную минуту.

Использовать примерную программу как конструктор. В примерной программе даны модули, которые можно спокойно использовать, как инвариантные, так и вариативные. Разработчики предполагают, что на основе этих модулей, каждая сделает свою уникальную программу. Уникальной она станет, в том числе, из-за конкретных мероприятий и тех модулей, что придумает сама школа.

Делать программу применимой. Важно, чтобы в программе были отражены те мероприятия, которые школа проводит сейчас. Плохо, если в документе будет одно, а на практике другое. Не так важно, что у вас будет плохо и некрасиво называться модуль, важно, чтобы он был полезным и значимым для учеников. Программа это документ, только карта для преобразований — все основное будет реализовано в жизни.

Когда они должны появиться в образовательных организациях

С 1 сентября 2021 года программы воспитания должны быть внедрены в каждую школу. Сейчас идет этап разработки и внедрения, но те организации, которые должны быть лицензированы в 2021 году, уже должны предоставить программы. Обратного пути точно не будет — программы были апробированы в 700 школах по всей России, фразы о программе воспитания, необходимой в каждой школе, включены в закон «Об образовании».

Источник

Модульная программа в условиях лагерных смен

В статье описываются принципы модульного обучения и особенности реализации модульной программы в условиях федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Международный детский центр «Артек». Статья адресована методистам, воспитателям детского лагеря, педагогам дополнительного образования, родителям.

Е.Н. Дунаева,
педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
ФГБОУ «МДЦ «Артек»,
Гурзуф, Ялта, Республика Крым

В прошлом году 16 июня «Артек» отметил свой 95-летний юбилей, а это значит, что свыше 95-ти лет в «Артеке» педагогическими сотрудниками проводилась и такая деятельность как кружковая. Летом в далеком 1925 году на берегу Черного моря у горы Аю-Даг стояли первые четыре большие брезентовые палатки, дети под руководством вожатых и воспитателей собирали образцы крымских растений, природного камня, составляли гербарии в альбомах, коллекции минералов и горных пород в ящиках, потом увозили их домой. Так начинали свою работу кружки в «Артеке»!

Современный «Артек» — это нетиповое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение, которое состоит из 9-ти детских лагерей: «Кипарисный», «Лазурный», «Лесной», «Морской», «Озерный», «Полевой», «Речной», «Хрустальный», «Янтарный» (10-й лагерь «Алмазный» пока на ремонте, а 11-й лагерь «Солнечный» строится); а также в «Артеке» есть своя школа и центр дополнительного образования (далее — ЦДО).

1) коллектив педагогов дополнительного образования — постоянные сотрудники «Артека», реализующие только краткосрочные дополнительные общеразвивающие программы стартового уровня (участники — все желающие дети-артековцы);

2) коллектив внешних партнеров — временные сотрудники, работающие в «Артеке» согласно договорам и контрактам, в течение одной или нескольких смен.

Внешние партнеры реализуют не только краткосрочные программы стартового уровня (участники — все желающие дети), но могут работать и по программам базового уровня, которые они реализовывали ранее в своих образовательных или иных организациях, а в «Артеке» продолжают проводить занятия со своими обучающимися, чтобы сохранить логику и преемственность образовательной деятельности, в особенности с одаренными детьми в течение профильных смен. На официальном сайте «Артека» в Интернете можно получить информацию о программах внешних партнеров в полном объеме.

Сейчас в центре дополнительного образования в течение лагерной смены реализуется около 50-ти программ. Спецификой дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ «Артека» (далее — ДООП, программа), является их модульное построение. В центре модульный подход педагогами выбран в качестве основного, так как позволяет за короткий период лагерной смены каждому артековцу попробовать себя в разных направленностях, разных сферах деятельности; ребенок имеет право перейти из студии в студию, в другое детское объединение, получить представление о новой для него деятельности.

Что же такое модуль? «Модуль (от лат. Modulus — мера) — отделяемая, относительно самостоятельная часть какой-либо системы, организации, устройства» (Современный словарь иностранных слов. — М., 1993).

Модульная образовательная программа — образовательная программа, построенная на модульном принципе представления содержания и построения учебных планов, включающая относительно самостоятельные дидактические единицы (части образовательной программы) — модули, позволяющие увеличить ее гибкость, вариативность.

Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации. Существует два подхода к модульному обучению: погружение в один предмет и взаимосвязанные предметы (два-три, которые изучаются параллельно, и их объединяет общая тема). Первый подход «Погружение в один предмет» предполагает выбор, например, одного жанра декоративно-прикладного творчества, такого, как флористика и изучение его разными способами: при помощи теоретических и практических занятий, упражнений, тестов, чтения дополнительной литературы, обсуждения изученного, выполнения творческих заданий.

Что значит инвариантные модули и вариативные модули. Смотреть фото Что значит инвариантные модули и вариативные модули. Смотреть картинку Что значит инвариантные модули и вариативные модули. Картинка про Что значит инвариантные модули и вариативные модули. Фото Что значит инвариантные модули и вариативные модули

Рассмотрим первый подход более подробно на примере дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Фитодизайн. Сухоцветы». Для многих детей, отдыхающих по путевкам в «Артеке», флористическая деятельность — это новый вид творчества. Ознакомление с ней в «Артеке» происходит в центре дополнительного образования на занятиях студии по краткосрочной ДООП «Фитодизайн. Сухоцветы» художественной направленности (стартового уровня).

Соприкосновение с природным материалом всегда положительно влияло и влияет на эмоциональное состояние детей, способствует развитию их познавательных интересов и креативности. Занятия флористикой полезны для детей любого возраста, способствуют приобретению опыта общения в группе и практической работы, актуальны и важны в настоящее время для социального заказа на воспитание самодостаточной и творческой личности ребенка. Такие занятия давали и дают возможность детям любоваться красотой крымской флоры, получить представление об основах композиции и цветоведения, о роли растительных композиций в интерьере помещений, развивать в себе черты творческой личности (мечтательность, эмоциональность, смелость, воображение, креативность, нонконформизм, эстетический вкус). Как правило, в центре дополнительного образования ФГБОУ «МДЦ «Артек» флористикой начинают заниматься обучающиеся после презентации программ студий детского творчества в организационный период смены. Часто на занятия приходили и приходят дети, не имеющие специального художественного образования, но желающие развивать свои творческие способности, умения юного флориста.

С 2015 года в ФГБОУ «МДЦ «Артек» дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитодизайн. Сухоцветы» была модернизирована и отредактирована с учетом требований нормативно-правовых документов Российской Федерации[1]

Сначала данная программа была традиционной ДООП и имела линейное построение, т.е. постоянные темы программы первоначально реализовывались по линейной схеме последовательного изложения учебного материала. Детям-артековцам в течение лагерной смены учебная информация поступала постепенно, порциями, от простого к сложному (без вариативной части программы). В 2018 году эта программа была одной из первых в Центре дополнительного образования, в которой была разработана вариативная часть с темами для мастер-классов, для вариативных модулей, которая теперь ежегодно корректируется с учетом новой годовой тематикой 15-ти смен «Артека».

Сейчас ДООП «Фитодизайн. Сухоцветы» по форме организации учебного процесса — это модульная образовательная программа, которая даёт ребёнку возможность выбора модулей, нелинейной последовательности их изучения (в отличие от традиционной модели дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы), а значит возможность построения индивидуальных учебных планов. Программа имеет инвариантную и вариативную части. В инвариантную часть программы включен модуль 1 (инвариантный, постоянный) для групп постоянного состава: для обучающихся, которые в течение смены будут посещать 4 занятия студии (в течение 8-ми часов) и модуль 2 (вариативный модуль), который также проводится для групп постоянного состава в течение 2-х занятий студии (в течение 4-х часов). Каждый из модулей имеет свою специфику и направлен на решение своих целей и задач.

Что значит инвариантные модули и вариативные модули. Смотреть фото Что значит инвариантные модули и вариативные модули. Смотреть картинку Что значит инвариантные модули и вариативные модули. Картинка про Что значит инвариантные модули и вариативные модули. Фото Что значит инвариантные модули и вариативные модули

Кроме этого в составе дополнительной общеразвивающей программы «Фитодизайн. Сухоцветы» есть еще вариативная часть (4 часа) для групп переменного состава, а именно для обучающихся из одного отряда или разных отрядов детского лагеря — это еще один вариативный модуль, который имеет три части, три темы, которые раскрываются в разных формах:

Таким образом, учебный план (УП) или учебно-тематический план (УТП) дополнительной общеразвивающей программы «Фитодизайн. Сухоцветы» имеет 12 часов — это инвариантная часть программы и 4 часа — вариативная часть программы; объем программы в целом — 16 часов, из них: 5 часов — теоретические занятия, 11 часов — практические занятия в течение лагерной смены в «Артеке».

В инвариантную часть программы входят: вводное занятие (1 час), итоговое занятие (2 часа). А между ними по учебному плану проходят теоретические и практические занятия, которые включены в состав инвариантного и вариативного модулей для групп постоянного состава.

Модуль (инвариантный) для групп постоянного состава имеет постоянные темы:

Модуль (вариативный) для групп постоянного состава это четвертое и пятое занятия по учебному плану, и тема для них выбирается по желанию группы или каждого ребенка из перечня тем вариативных модулей согласно 15-ти смен 2021 года.

И так 12 часов — это 6 занятий для групп постоянного состава (в обычных условиях группы разновозрастные, дети приходят по желанию из разных отрядов лагеря, те, кто заинтересовались флористикой после презентации студий в организационный период смены). Занятия по инвариантной части программы проходят 2 раза в неделю по 2 часа с обязательным 10-минутным перерывом в конце каждого часа.

Модуль (вариативный) для групп переменного состава, отрядов лагерей проходит 1 раз в неделю и 4 часа вариативной части программы распределяются следующим образом:

Вот такова специфика планирования по дополнительной модульной общеразвивающей программе в условиях работы 9-ти детских лагерей ФГБОУ “МДЦ “Артек”[2].

Что значит инвариантные модули и вариативные модули. Смотреть фото Что значит инвариантные модули и вариативные модули. Смотреть картинку Что значит инвариантные модули и вариативные модули. Картинка про Что значит инвариантные модули и вариативные модули. Фото Что значит инвариантные модули и вариативные модули

Тема лагерной смены всегда оговаривается вместе с юными флористами на вводном занятии студии в группах постоянного состава, предлагается обучающимся по желанию отобразить тему смены в эскизе учебной работы, первой флористической композиции.

Но если юные флористы заинтересуются другими темами из других смен, из других вариативных модулей, то только приветствуется их инициатива, и создаются условия для свободного выбора вариативного модуля для теоретической подготовки и для самореализации ребенка на практических занятиях студии.

Все принципы модульной программы основаны на индивидуализации: принцип модульного обучения, принцип осознанной перспективы, принцип динамичности, принцип структурирования, принцип разносторонности методического консультирования, принцип гибкости, принцип вариативности, принцип успешности, принцип деятельности, принцип сотрудничества, принцип открытости.

Хотелось бы подробнее остановиться на некоторых принципах модульного обучения и особенностях работы педагога дополнительного образования ФГБОУ «МДЦ «Артек» по модульной программе в условиях лагерной смены:

В ДООП «Фитодизайн. Сухоцветы» метапредметные образовательные результаты формулируются также в контексте соответствующих надпредметных компетенций: логико-когнитивная; знаково-символическая; информационно-аналитическая. Каждая из указанных надпредметных компетенций предполагает ряд составляющих. Раскроем их для настоящей программы, ориентированной на обучение художественному конструированию растительных композиций.

Логико-когнитивная компетенция включает:

Знаково-символическая компетенция включает:

Информационно-аналитическая компетенция включает:

Личностные результаты обучающихся по ДООП «Фитодизайн. Сухоцветы» можно представить в рамках коммуникативных, социальных, нравственных, мировоззренческих компетенций.

Коммуникативная компетенция включает:

Социальная компетенция выражается через:

Нравственная компетенция включает следующие составляющие:

Мировоззренческая компетенция проявляется через следующие компоненты:

В анкетах на итоговом занятии детьми чаще всего отмечается осознанность и свобода в выборе дополнительной общеразвивающей программы, а также высокий уровень удовлетворенности обучением по модульной программе.

И в заключение следует отметить, что у педагогов дополнительного образования в ФГБОУ «МДЦ «Артек» появился новый опыт реализации модульных программ в условиях соблюдения мероприятий и требований санитарного законодательства в рамках минимизации рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в пределах установленной компетенции.

После длительного перерыва с 15 июля 2020 года лагерь «Артек» опять заработал, принимая только крымских детей. В течение 8-17-й смен 2020 года образовательный процесс по дополнительным общеразвивающим программам организовывался с учетом требований Роспотребнадзора: длительность лагерной смены — 14 дней (в месяц — две лагерные смены), занятия на открытом воздухе, полное исключение массовых мероприятий, меньшая наполняемость отрядов в два раза (12-14 человек в отряде), одновременный заезд детей и взрослых — сотрудников — на территорию лагеря, проведение кружковой работы, студий внутри одного отряда или онлайн, максимальная разобщенность детей (в корпусе) / отрядов (на территории лагеря). В связи с этим педагоги дополнительного образования ЦДО и внешние партнеры были вынуждены вносить корректировки в свои утвержденные программы на 2020 год и выполнять их за счет уплотнения материала, так как до конца 2020 года за 14 дней смены в «Артеке» программы выполнялись только в объеме 10 часов, и все группы формировались из детей одного возраста одного отряда.

Сейчас, в 2021 году, несмотря на сложную ситуацию в обществе из-за продолжения распространения коронавирусной инфекции, в ФГБОУ «МДЦ «Артек» созданы безопасные условия для отдыха детей из разных регионов Российской Федерации. Теперь в центре дополнительного образования занятия кружков, студий детского творчества продолжаются в течение смены (21 день) и программы реализовываются в полном объеме (без уплотнения материала), только по-прежнему группы постоянного состава формируются из детей одного отряда с целью исключения лишних контактов. Будем надеяться, что и в дальнейшем сложная ситуация при сохранении рисков распространения COVID-19 не помешает образовательному процессам на занятиях студий, кружков по модульным программам в 2021-2022 учебном году в «Артеке».

Таким образом, сделаем вывод, что модульное обучение считается одним из самых эффективных методов, ведь оно предельно индивидуализировано и основано на самоорганизации: ребенок не просто учится новому, но и тренирует навыки самообразования. А использование принципа модульного построения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в центре дополнительного образования ФГБОУ «МДЦ «Артек» позволит и в дальнейшем придерживаться интенсификации творческого процесса; индивидуализации процесса учения и дифференциации процесса обучения на основе самоанализа, самоцелеполагания и самооценки; учитывать возрастные и временные возможности детей-артековцев, сделать программу более гибкой и вариативной для них; ставить каждого ребенка в ситуацию выбора и успеха, расширяя права и увеличивая ответственность за результаты творческого труда в течение каждой лагерной смены.

Литература:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *