Что значит интегрированный класс
Интегрированное обучение
Интегрированное обучение и воспитание
Интегрированное обучение и воспитание – организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляется одновременно с лицами, не относящимися к лицам с особенностями психофизического развития (Кодекс Республики Беларусь об образовании).
Интегрированное обучение и воспитание в Республике Беларусь может быть организовано в дошкольных учреждениях образования и в средних школах.
В средних школах могут быть открыты классы интегрированного обучения и воспитания, в дошкольных учреждениях могут быть открыты группы интегрированного обучения и воспитания.
Цель интегрированного обучения:
Задачи интегрированного обучения:
Классы интегрированного обучения и воспитания:
Количество учащихся с ОПФР в классах интегрированнного обучения полной наполняемости.
Наполняемость классов интегрированного обучения и воспитания не должна превышать 20 учащихся, из них:
— не более трех лиц с особенностями психофизического развития нарушениями однородного характера — при обучении и воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью, или неслышащих детей, или незрячих детей, или детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием);
— не более шести лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера слабослышащих детей, или слабовидящих детей, или детей с тяжелыми нарушениями речи, или детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);
Организация образовательного процесса в классах интегрированного обучения и воспитания полной наполняемости
Образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляют учитель-дефектолог по предметам базового компонента (русский язык, математика, белорусский язык).
Учитель-дефектолог проводит занятия в отдельном, оснащенном необходимым учебно-методическим оборудованием, кабинете с 3-6 учащимися с особенностями психофизического развития.
Организация образовательного процесса в классах интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости
Класс интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости создаётся, когда количество детей с ОПФР меньше, чем указано в Кодексе Республики Беларусь об образовании (см. выше).
В классе интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью образовательный процесс осуществляет учитель, а учитель-дефектолог проводит коррекционные занятия.
Интегрированное обучение и воспитание – организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляется одновременно с лицами, не относящимися к лицам с особенностями психофизического развития (Кодекс Республики Беларусь об образовании).
Интегрированное обучение и воспитание в Республике Беларусь может быть организовано в дошкольных учреждениях образования и в средних школах.
В средних школах могут быть открыты классы интегрированного обучения и воспитания, в дошкольных учреждениях могут быть открыты группы интегрированного обучения и воспитания.
Цель интегрированного обучения:
Задачи интегрированного обучения:
Классы интегрированного обучения и воспитания:
Количество учащихся с ОПФР в классах интегрированнного обучения полной наполняемости.
Наполняемость классов интегрированного обучения и воспитания не должна превышать 20 учащихся, из них:
— не более трех лиц с особенностями психофизического развития нарушениями однородного характера — при обучении и воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью, или неслышащих детей, или незрячих детей, или детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием);
— не более шести лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера слабослышащих детей, или слабовидящих детей, или детей с тяжелыми нарушениями речи, или детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);
Организация образовательного процесса в классах интегрированного обучения и воспитания полной наполняемости
Образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляют учитель-дефектолог по предметам базового компонента (русский язык, математика, белорусский язык).
Учитель-дефектолог проводит занятия в отдельном, оснащенном необходимым учебно-методическим оборудованием, кабинете с 3-6 учащимися с особенностями психофизического развития.
Организация образовательного процесса в классах интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости
Класс интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости создаётся, когда количество детей с ОПФР меньше, чем указано в Кодексе Республики Беларусь об образовании (см. выше).
В классе интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью образовательный процесс осуществляет учитель, а учитель-дефектолог проводит коррекционные занятия.
Классы с интегрированным обучением: уйти нельзя остаться
На днях услышала от знакомой рассуждения на тему интегрированного обучения. Она решила не отдавать пока малышку в школу (благо возраст девочки позволяет), но не потому, что мама хочет, чтобы ребенок лучше подготовился к школе, а потому, что место ей предложили только в классе с интегрированным обучением. А в другую школу вести девочку знакомая не хочет. Вот и приняли решение на домашнем педсовете подождать еще годик.
Я задалась вопросом: а чего собственно знакомая боится? И, как выяснилось, не только она. Почитав форумы мамочек, я увидела, что оказывается, проблема есть. У родителей возникают вопросы: «А если мы не хотим? А почему нас не предупредили? А как это отразится на моем ребенке?»
Давайте разбираться – что же такое классы с интегрированным обучением и чем они отличаются от обычных.
Уже давно в нашей стране не употребляют такие термины, как ребенок с дефектами, ребенок с умственной отсталостью. Медицинскими терминами оперируют врачи, а психологи и педагоги употребляют термин «дети с особенностями психофизического развития». Каждый ребенок по сути особенный, и эти дети тоже особенны в своих каких-то личных характеристиках. Собственно и создаются интегрированные классы для того, чтобы дети не чувствовали, что они в чем-то ущемлены или ограничены. Современная система образования идет в направлении признания права каждого ребенка на обучение, не бывает неперспективных и отсталых детей, успеха может достигнуть каждый.
Зачислять ребенка с ОПФР в интегрированный класс решает ЦКРОиР района, где проживает ребенок. Для начала нужно пройти обследование медико-психолого-педагогической комиссией. Родители получают заключение с рекомендациями о дальнейшем обучении. Если такого класса в школе нет, то опять же в ЦКРОиР объяснят процедуру его открытия.
В интегрированных классах дети с ОПФР получают квалифицированную помощь учителя-дефектолога и могут обучаться по специальным программам отдельно, если на то есть показания. А на таких уроках, как музыка, физическая культура, все дети находятся вместе и участвуют в общей деятельности. В классах должно быть не более 20 человек, из них 1-6 человек – ребята с ОПФР.
Фото с сайта www.1tv.ru
В таких классах детишки учатся быть терпимыми, заботиться о ближнем, адекватно относиться к людям, которые чем-то на нас не похожи. Все это, несомненно, плюс. Но родители не спешат отдавать своих чад в интегрированные классы, мотивируя это тем, что не за кем будет тянуться, и общий уровень подготовки детей будет страдать. На форумах мамочки часто обсуждают то, что не были поставлены в известность о том, что их ребенок будет обучаться в интегрированном классе. Конечно, это недопустимо, и администрация школы обязана поставить в известность всех родителей. А есть и проблемы посерьезнее: родители жалуются на неадекватное поведение ребят с ОПФР, на агрессию с их стороны.
Все это, несомненно, может оттолкнуть родителей от обучения в таком классе. Но нужно помнить, что особенности у детишек бывают разные. Это могут быть проблемы со слухом, зрением, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а рядом с вашим малышом за партой может сидеть ребенок без особенностей, при этом поведение его будет желать лучшего.
Думаю, у каждого в классе или школе были хулиганы, драчуны, задиры, в общем, ребята, с которыми было сложно сладить не только сверстникам, они были головной болью всего педагогического состава учреждения образования. Во времена моей учебы в школе таких ребят было много. Их жестокость и невоспитанность иногда просто поражала.
В вопросах организации обучения в интегрированных классах многое зависит от администрации школы и адекватного подхода к родителям и детям со стороны учителей. Нужно грамотно и корректно информировать родителей, рассказывать все нюансы обучения в таких классах, ведь нет ничего более пугающего, чем недостаток информации. Когда ее не хватает, или от тебя что-то скрывают, то закрадывается подозрение: значит что-то не так, и я не хочу чтобы мой ребенок обучался в интегрированном классе.
Фото с сайта omsk.net
Недавно общественность всколыхнула бесчеловечная история младшей сестренки известной модели Натальи Водяновой. Девочка-аутист с няней пришли в кафе в Нижнем Новгороде, и их выгнал хозяин заведения, при этом сказав, что девушка отпугивает посетителей. Разгорелся скандал, приехала милиция. Повезло, что сестрой девочки оказалась всемирно известная модель, которая к тому же занимается благотворительностью. Конечно, Наталья не стала молчать. А сколько таких случаев происходит каждый день с детьми, которых некому защитить?
Фото с сайта belapdi.org
Наверное, задав себе вопрос, хочу ли я, чтобы мой ребенок обучался в интегрированном классе, нужно задать себе еще пару вопросов.
Почему в странах Европы дети с особенностями беспрепятственно могут посещать кафе и рестораны, и на них не будут показывать пальцем.
Почему, к примеру, в Израиле бабушки и дедушки в инвалидных колясках проводят время не дома в четырех стенах, а в парках, возле моря, на улице?
Почему не так давно наша девочка из Беларуси с ДЦП Ангелина Уэльская заявила о себе на весь мир как модель и принимает участие в модных проектах в Европе, а девушка-модель с синдромом Дауна Маделин Стюарт участвует в Неделе моды в Нью-Йорке? Возможно ли такое у нас? К таким вопросам, безусловно, добавляются другие вопросы материального характера. А создана ли у нас безбарьерная среда для таких людей? Может ли наше государство обеспечить людям с ОПФР достаточную психологическую и педагогическую поддержку, реабилитацию, помочь им реализоваться, привить в особых случаях нужные социальные навыки? Пока я вижу только вопросы, ответов очень мало. Нужно, прежде всего, что-то менять в себе, чтобы эти ответы появились.
Фото с сайта angelvalentina.livejournal.com
Фото с сайта gorodskoyportal.ru
И напоследок добрая история от одной мамы с просторов интернета: «Моя дочь ходит в садик, где есть один слепой мальчик. Дочка не знала, что значит «слепой», и я объяснила ей. Когда на следующий день я пришла забирать ее из садика, она сидела напротив этого мальчика с закрытыми глазами и рассказывала ему, как выглядят деревья. Улыбка у мальчика была до ушей. »
Интегрированное обучение. Чем отличается образование для особенных детей?
Новости Беларуси. Женский взгляд на острые и насущные темы. Экспертные мнения и интригующие истории в ток-шоу « Точки над i ». Исключительно женский проект с мужским характером затронет самые важные вопросы жизни страны.
Вероника Метельская, ведущая ток-шоу:
Нас читают и мамы деток с особенностями развития, которым еще только предстоит сделать выбор: в интегрированный класс отдать своего ребенка или в обычный. Насколько сильно программа интегрированных классов отличается от обычной общеобразовательной программы? Есть ли шанс у детей, которые заканчивали интегрированные классы, поступить в высшие учебные заведения или средние специальные? Может, какие-то льготы для них предусмотрены?
Ольга Хруль, заведующая лабораторией специального образования научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь:
Здесь нужно исходить не от того, где хочет мама или папа, чтобы учился ребенок, а от возможностей и потребностей самого ребенка. Не всем детям с особенностями развития показано интегрированное обучение. Есть категории детей, которые успешно реализуют себя в условиях специальной школы. Образовательный процесс многогранный, то есть включает и обучение, и воспитание, и развитие ребенка. Еще для особенных детей очень важна именно коррекционная направленность всего образовательного процесса. Поэтому, говоря про программы учебные, программы коррекционных занятий, учитывается специфика, которая может возникнуть у ребенка. Проводя коррекционную работу, мы должны опираться на возможности и потребности ребенка.
Светлана Сысой, главный специалист Управления общего среднего образования Министерства образования Республики Беларусь:
Давайте разберемся в сути, что такое интегрированное обучение и воспитание. Это такая форма организации получения образования особенными детьми, когда одновременно обучаются и воспитываются дети с особенностями и дети без особенностей. Еще одна особенность этой формы организации получения образования – организация образовательного процесса по двум образовательным программам. Если это уровень дошкольного образования, то реализуется образовательная программа дошкольного образования и образовательная программа специального образования на уровне дошкольного образования. Работают два педагогических работника одновременно: это воспитатель и учитель-дефектолог. Если ребенок, у которого есть некие поведенческие нарушения, или ребенок с нарушением функций опорно-двигательного аппарата при всех иных сопутствующих заболеваниях еще может обеспечиваться (это тоже закреплено законодательно) сопровождением дополнительным работником в учреждении образования. Два воспитателя просто должны быть в группе, как правило, это первая и вторая смена.
Интегрированное обучение: что это, технологии, принципы, модели и формы
Среди современных трендов образования особое место занимают методики, которые позволят людям с инклюзией чувствовать себя полноценными членами общества. Одно из таких решений — интегрированное обучение.
В этой статье мы рассмотрим следующие вопросы:
Хотите получать полезные статьи из мира образования первыми? Подписывайтесь на наш информационный ресурс. И не забывайте пользоваться актуальными акциями и скидками.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Что такое интегрированное обучение
Интеграция — это специальный термин, который означает любой процесс объединения частей в целое. Но в педагогической системе он имеет свою специфику: его применяют в вопросах инклюзии, то есть включения людей с различными видами инвалидности в общественную жизнь.
Итак, в образовании интегрированное обучение — это образовательная модель, при которой ребёнок с особенностями в развитии обучается не отдельно, а вместе с другими детьми.
Интегрированное, или инклюзивное обучение — это не только возможность для людей с особенностями развития почувствовать себя частью общества, но и способ развивать толерантность, эмпатию и заботу о других с первых лет жизни.
Саламанкская декларация
В 1994 году в Испании проходила Всемирная Конференция по образованию лиц с особыми потребностями. В её рамках приняли Саламанкскую декларацию, которая легла в основу концепции интегрированного обучения. Вот её основные положения:
Так начали появляться базовые модели интегрированного обучения, которые позволили детям с особенностями развития получить доступ к полноценному школьному образованию.
В вузе также применяют технологии интегрированного, или интегрального обучения. Но там под этим термином понимают методики, которые предполагают комплексный подход к профессиональному образованию. Это достигается за счёт развития междисциплинарных связей, использования проектной работы, Agile и Scrum-методологий и других инструментов.
Цели и задачи интегрированного обучения
Интегрированный подход в обучении — это методика, которая позволяет успешно решать цели и задачи, связанные с социализацией и передачей знаний детям с инклюзией разной степени тяжести.
Цель интегрированного обучения
Цель интегрированного обучения — помочь ребёнку с особенностями в развитии научиться успешно коммуницировать с другими детьми и получить подготовку и навыки, чтобы реализоваться в жизни.
Обучение в Японии по интегрированным образовательным программам существует с 1990 года, а нормы и акты инклюзивного обучения стали разрабатывать уже с 70-х годов.
Задачи интегрированного обучения
Интегрированное обучение решает следующие задачи:
Технология интегрированного обучения
Понятие интегрированного обучения включает в себя не только толерантное отношение, но и применение в образовании современных технологий. Ведь переход на такой тип прогрессивного обучения требует модернизировать всю школьную систему. А именно:
Принципы интегрированного обучения
Интегрированное обучение имеет свои принципы и особенности:
Формы интегрированного обучения
По организации образовательного процесса различают четыре формы интегрированного обучения:
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Модели интегрированного обучения
Помимо форм выделяют такие современные модели организации интегрированного инклюзивного обучения, как:
Постоянная полная интеграция
При такой модели интегрированного обучения дети с инклюзией посещают общеобразовательную школу вместе с другими учениками и получают дополнительную коррекционную помощь при необходимости. Постоянная полная интеграция возможна в двух случаях:
Постоянная, но неполная интеграция
Такая модель подходит детям, у которых есть отклонения от возрастной нормы. Они нуждаются в специализированной помощи и не могут посещать все уроки наравне с другими учениками. Учителя и родители определяют, какие предметы ребёнок будет посещать с классом, а что проще осваивать с помощью специалиста.
Частичная интеграция
В этой модели большее значение отдаётся индивидуальному обучению ребёнка с особенностями развития. А уроки в общеобразовательной школе он посещает лишь частично или проводит время с детьми после основной учёбы.
Чем раньше выявлены особенности развития, тем больше шансов для успешной адаптации
Временная интеграция
В данной модели интегрированного обучения ребёнок с инклюзией проводит время с обычными детьми в школе не реже двух раз в месяц. А занимается индивидуально по специально разработанной программе.
Эпизодическая интеграция
Такая модель применяется в школах, где нет возможности организовать полноценное интегрированное обучение: нет отдельного специалиста, нет возможностей для модернизации преподавания. В таком случае организовывают периодические мероприятия, которые помогают социализировать детей с особенностями развития.
Комбинированная интеграция
Модель обучения, которую применяют в маленьких населённых пунктах, если в них нет возможностей для какого-либо интегрированного образования. В этом случае используют лишь некоторые элементы инклюзивного обучения. Поэтому комбинированная модель подходит детям с минимальными отклонениями в развитии, иначе они просто не смогут усваивать образовательную программу наравне c другими учениками.
Кому подходит интегрированное обучение
Методика интегрированного обучения вышла из специального (коррекционного) подхода к обучению детей с ограниченными способностями. На первый взгляд, она может показаться панацеей, но это не совсем так. Есть у интегрированного обучения проблемы — оно подходит далеко не всем детям с инклюзией.
Прежде чем принять решение об интегрированном обучении для ребёнка, стоит показать его специалисту. Он учтёт есть ли внешние и внутренние условия, которые сигнализируют о готовности детей к такой форме учёбы.
Внешние условия | Внутренние условия |
функциональные нарушения удалось выявить на самых ранних этапах жизни | степень инклюзии не мешает ребёнку учиться с другими детьми |
родители серьёзно настроены помогать ребёнку в процессе обучения | способности ребёнка позволяют ему осваивать учебную программу в полном объёме |
есть возможность организовать квалифицированную коррекционную работу | ребёнок психологически готов к школе |
есть условия и среда для интегрированного обучения |
Если у ребёнка большие отклонения в психоэмоциональном и физическом состоянии, то каким бы сильным ни было желание родителей обучать его в обычной школе, в этом случае лучше выбрать специализированный (коррекционный) класс.
Интегрированное обучение в России
Современные тенденции становления интегрированного обучения в России имеют свои отличия. В РФ разделяют три подхода к организации учебного процесса для детей с особенностями в развитии:
Дифференцированное обучение
Это образовательная модель, при которой дети с тяжелыми задержками в умственном развитии и сильными нарушениями слуха, речи, зрения или опорно-двигательного аппарата учатся в специальных коррекционных школах.
Интегрированное обучение
В российской системе образования под этим термином понимают образовательную модель, при которой особенные дети обучаются в общеобразовательных школах, но в отдельных классах. А чтобы попасть в коллектив к обычным детям, ребёнку необходимо доказать, что его способности позволят ему в полном объёме освоить учебную программу.
Инклюзивное обучение
Это образовательная модель, при которой дети с инклюзией обучаются вместе с полностью здоровыми детьми в общеобразовательном учреждении. Для этого привлекают дополнительных специалистов, которые помогают таким детям легче проходить адаптацию и справляться с уроками.
Чем инклюзивное обучение отличается от интегрированного? В российской системе образования — это два разных типа организации учебного процесса для детей с особенностями развития. Также считается, что при инклюзивном обучении делают больший акцент на воспитании человечного и толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями.
Плюсы и минусы интегрированного обучения
Давайте подведём итоги и рассмотрим, какие преимущества и недостатки есть у интегрированного обучения.
Плюсы интегрированного обучения
Минусы интегрированного обучения
Наш мир с каждым годом становится более инклюзивным: появляются пандусы в общественных местах, новые подходы к социализации и, в том числе, к образованию. Поэтому если вы уже учитесь или планируете поступать на факультеты по педагогике, психологии или социальной работе, присмотритесь к этой теме. Спрос на грамотных специалистов будет расти, а значит, это отличное направление для профессиональной реализации.
А если будет нужна помощь в написании курсовых или дипломных работ, смело обращайтесь в студенческий сервис. Наши эксперты учтут все требования к оформлению и напишут работу в срок.
«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров 😊