Что значит интегральный показатель
Интегральный показатель уровня качества — определение, особенности расчета и характеристики
Качество продукции
Оценить качество довольно сложно. Именно поэтому в экономической теории принято рассматривать этот параметр как степень удовлетворения ожиданиям потребителя. Если человек рассчитывал купить колбасу, состоящую их куриного и свиного мяса, и он ее получил в таком виде, в каком представлял, то этот продукт будет для него качественным.
Но если с материальными товарами еще можно работать, ведь существуют принятые стандарты качества, то с услугами все намного сложнее. Поэтому есть такое понятие, как интегральный показатель оценки качества, с помощью которого предприятие сможет проанализировать степень удовлетворения потребителей.
Определение
Существует довольно много способов оценить конкурентоспособность товара. Самыми упрощенными являются интегральные показатели эффективности. В целом, они отображают отношение суммарного эффекта, получаемого от реализации товара, к издержкам на его производство и сбыт.
Нужно понимать, что понятия «конкурентоспособность» и «качество» находятся очень близко к друг другу, и интегральный показатель выполняет функцию так называемого мостика, соединяя одно с другим.
Для потребителя, кроме качества товара, большую роль играет цена. И именно соотношение его ожиданий и цены продукции описывает интегральный показатель. Придя в магазин, мы не вычисляем формулы, не пользуемся теорией. Мы делаем это на подсознательном уровне, а ученые смогли структурировать и отобразить в теории практические данные.
Пример применения интегрального показателя при покупке стиральной машины
Приведем очень простой пример. В магазине бытовой техники расположены две модели стиральных машин. Первая имеет характеристики:
Вторая отличается от первой такими параметрами:
Вы как покупатель будете оценивать каждый из критериев исходя из своих нужд. Если у вас большая семья, где есть маленькие дети, вы ожидаете, что стирки будет много, эксплуатация машинки будет проводиться часто, значит, и заплатить за это нужно соответствующую сумму.
Таким образом, человек, выбирая технику, проводит анализ, сопоставляя свои нужды и ожидания от покупки с ценой.
Формула для расчета
Отобразить теоретические данные поможет формула. По ней рассчитывается интегральный показатель. Оценки результатов используются компаниями для того, чтобы понять, достиг ли товар того уровня ожидания, которое требуют от него потребители.
В данной формуле используются следующие показатели:
Что такое суммарный полезный эффект
В приведенной выше формуле нет никакой сложности, кроме определения суммарного полезного эффекта. Оценить объективно этот показатель сложно. В рамках предприятия можно провести расчеты и изучить, что ожидается от того или иного товара за срок его службы.
Вернемся к примеру со стиральной машинкой. Производитель будет рассчитывать суммарный полезный эффект так:
Но это будет расчет производителя. Потребитель обычно завышает требования, в первую очередь в сроке службы. Поэтому суммарный полезный эффект для каждого будет разным.
Затраты на себестоимость и эксплуатацию посчитать намного проще.
Оценка конкурентоспособности
Мы уже выяснили тот факт, что понятия «качество» и «конкурентоспособность» очень близки. И хотя отожествлять их нельзя, но и проводить толстую черту тоже. Они очень сильно взаимосвязаны, и чем выше качество за умеренную цену, тем больше шансов понравится потребителю.
После того как предприятие получило информацию о степени удовлетворения потребителей, пора переходить к оценке конкурентоспособности товара. Существует довольно много методик, но все их можно разделить на группы: единичные оценки отдельных параметров, комплексные и интегральные.
Полученный результат определяет конкурентоспособность следующим образом: если J 1, то превосходит, а если равен 1, то находится на одном уровне.
Интегральные показатели в бизнес-планировании. Как оценить инвестиционный проект
Что такое интегральные показатели? Что они показывают? Откуда они взялись? В данной статье я сделаю робкую попытку поделиться своими размышлениями на эту тему. Если неправ, поправьте меня.
Итак, предлагаю возвернуться в далекие девяностые. Именно тогда два товарища, изучив опыт «иностранных коллег», выпустили в обращение методические рекомендации по оценке инвестиционных проектов, которые впоследствии были утверждены:
Министерством экономики РФ,
Министерством финансов РФ,
Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике 21.06.1999 N ВК 477
Не буду вдаваться в особенности «рекомендаций», остановлюсь на сути. А суть в том, что существуют интегральные показатели, на основании которых инвестиционный проект можно «оценить» с позиции «принять/не принять», ну типа хороший или отвратительный. Да, именно так категорично. Ну а в дальнейшем все наши писатели учебников по экономике эту идею, разумеется, подхватили и… начали тиражировать её, переписывая их друг у друга. Именно поэтому в настоящее время тексты большей части экономической литературы, посвященной оценке инвестиционных проектов (читай интегральных показателей), как две капли воды похожи, и создается ощущение, что учебники писались под копирку.
Но перед тем как глубоко погрузиться в эти самые интегральные показатели, давайте определиться с терминологией: о чем, собственно говоря, идет речь? А речь идет об интегральных показателях, инвестиционных проектах и… попытке их оценки («хороший проект» или нет). Трактовок о том, что же такое «инвестиционный проект» достаточно много, но для себя определимся, что:
Оценка же инвестиционного проекта (который выступает как объект оценки) представляет собой упорядоченный и целенаправленный процесс определения в первую очередь…. выгодно или не выгодно вкладывать деньги в конкретный инвестиционный проект, или какой проект предпочесть при выборе из нескольких вариантов. Необходимо учитывать, что инвестиционный проект можно оценивать по большому числу факторов: финансовой состоятельности проекта, профессионализму инициатора проекта, ситуации на рынке, на котором будет работать инициатор и многим другим.
Сразу обращу внимание на тот факт, что оценка инвестиционных проектов, по крайней мере в нашем регионе, ещё большая редкость. Такая же редкость, как и оценка объектов интеллектуальной собственности. Но бизнес «взрослеет», становится более мудрым и при весомых инвестициях, как инициаторы инвестиционных проектов, так и потенциальные инвесторы уже понимают, что вкладывать деньги без серьезной проработки и убедительного обоснования, прописанного в бизнес-плане, дело сомнительное, если не сказать авантюрное.
Свой тренинговый центр за 55 000 руб. Можно вести бизнес онлайн!
В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.
Это ещё не так давно хорошим тоном считалось проинвестировать тот или иной проект «под хорошего человека», и, в большинстве случаев, это заканчивалось печально, хотя… идеи, довольно часто были хороши. А сейчас. к инвестициям относятся настороженно, даже очень. Поэтому вспоминается старинная русская поговорка: «семь раз отмерь – один раз отрежь».
По мнению автора статьи, методология оценки инвестиционных проектов, достаточно хорошо описанная в учебной литературе, как по финансам, так и по оценке бизнеса, весьма сомнительна. О чем нам пишут в учебниках? Определитесь с коэффициентом дисконтирования, рассчитайте чистый дисконтированный доход, срок окупаемости (в т.ч. и дисконтированный), индекс рентабельности инвестиций, внутреннюю нормы рентабельности… и все? И эти все коэффициентики позволят с высокой долей вероятности сделать экспертное заключение о том, хорош это проект или плох? Знаете, что я вам скажу? Ни фига!
Итак, давайте выпишем «интегральные показатели» отдельными строками. Это:
В современных опубликованных работах используются следующие термины для названия критерия данного метода:
чистый дисконтированный доход;
чистый приведенный доход;
чистая текущая стоимость;
чистая дисконтированная стоимость;
общий финансовый итог от реализации проекта;
текущая стоимость.
Что нам о нем известно из учебника? Что… «Величина чистого дисконтированного дохода (ЧДД) рассчитывается как разность дисконтированных денежных потоков доходов и расходов, производимых в процессе реализации инвестиции за прогнозный период». Суть критерия состоит в сравнении текущей стоимости будущих денежных поступлений от реализации проекта с инвестиционными расходами, необходимыми дли его реализации.
Применение метода предусматривает последовательное прохождение следующих стадий:
Расчет денежного потока инвестиционного проекта.
Выбор ставки дисконтирования, учитывающей доходность альтернативных вложений и риск проекта.
ЧДД или NPV для постоянной нормы дисконта и разовыми первоначальными инвестициями определяют по следующей формуле:
Методика расчета интегральных оценок (рейтингов)
На первом шаге определялись интервалы допустимых значений показателей и их наилучшие значения. В зависимости от содержания показателя наилучшие значения могут быть максимальными, минимальными или другими оптимальными.
Затем проводилась нормировка значений показателей с помощью линейной функции принадлежности значений показателя стандартному интервалу [0; 1]. При нормировке показателей были сделаны следующие допущения:
1) если рост значения показателя рассматривается как положительная тенденция и фактическое значение показателя больше максимально допустимого, то нормированное значение показателя принимается равным 1 (если меньше минимально допустимого, то 0);
2) если рост значения показателя рассматривается как отрицательная тенденция и фактическое значение показателя больше максимально допустимого, то нормированное значение показателя принимается равным 0 (если меньше минимально допустимого, то 1).
При этих допущениях нормированное значение показателя определяется по формуле:
где x — фактическое значение показателя;
x1 — минимально допустимое значение показателя;
x2 — максимально допустимое значение показателя;
y — нормированное значение показателя.
После выполнения нормировки для каждого показателя определяется его значимость (вес). Сумма весов должна быть равна 1.
Интегральный показатель рейтинговой оценки рассчитывался по формуле:
где Ki — i-й показатель, участвующий в расчете рейтинга, а pi — его весовой коэффициент. Значения интегрального показателя находятся в пределах [0; 1]. После выполнения расчетов компании выстраивались в порядке возрастания значений интегрального показателя: чем меньше значение показателя, тем выше положение компании в рейтинге.
Геометрический смысл интегрального показателя рейтинговой оценки — это расстояние от точки с координатами из нормированных значений показателей сравниваемой компании до точки с единичными координатами, соответствующими эталонной компании. Таким образом, интегральный показатель определяет степень близости показателей сравниваемой компании к показателям эталонной компании.
После расчета интегрального показателя рейтинга выполнялась стратификация компаний по его значениям: все участвующие в рейтинге компании разбивались на соответствующее число групп (страт). Для этого интервал возможных значений интегрального показателя [0; 1] был разделен на это число равных интервалов.
Об интегральной оценке качества продукции
«Методы менеджмента качества» Апрель 2019
Ретроспективную серию публикаций к юбилею журнала продолжает статья Я.Б. Шора, одного из основоположников отечественной науки о надежности и качестве. Яков Борисович был в числе тех, кто стоял у истоков создания журнала и формирования его традиций.
Данная статья представляет интерес отнюдь не только исторический. Изложенная в ней методика служит блестящим воплощением статистического мышления и применения статистических методов в оценке качества продукции. И в этом смысле она может быть использована в практике управления качеством на современных предприятиях.
Научно-технический прогресс в области материального производства влечет за собой увеличение выпуска продукции и повышение ее качества. При этом влияние научно-технического прогресса на качество продукции и затраты, связанные с обеспечением, проявляются различными путями:
Суммарное воздействие этих факторов на качество продукции можно охарактеризовать при помощи интегрального показателя качества продукции. В соответствии с государственным стандартом интегральным показателем качества продукции называется комплексный показатель качества продукции, отражающий соотношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции и суммарных затрат на ее создание и эксплуатацию или потребление.
При помощи введенных выше обозначений интегральный показатель качества продукции можно записать в виде:
В дальнейшем для краткости изложения мы будем пользоваться только уравнением (1), которое выражает собой удельный эффект, приходящийся на один рубль затрат. Из этого уравнения видно, что интегральный показатель качества продукции является скалярной величиной, которая в ряде случаев заменяет собой многомерный вектор единичных показателей качества продукции. Уравнением (1) удобно пользоваться в тех случаях, когда срок службы продукции не превышает одного года. В этом случае капитальные (единовременные) затраты K и эксплуатационные (текущие) затраты C просто суммируются.
Проиллюстрируем уравнение (1) на простом (условном) примере сравнения двух электроосветительных ламп: базовой лампы накаливания и люминесцентной лампы. Основные показатели этих ламп приведены в табл. 1.
Интегральный показатель качества продукции
10. Интегральный показатель качества продукции
Показатель качества продукции, являющийся отношением суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на се создание и эксплуатацию или потребление
7. Интегральный показатель качества продукции
Полезное
Смотреть что такое «Интегральный показатель качества продукции» в других словарях:
интегральный показатель качества продукции — Показатель качества продукции, являющийся отношением суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребление. [ГОСТ 15467 79] Пояснения Интегральный показатель… … Справочник технического переводчика
Интегральный показатель качества продукции — – показатель качества продукции, являющийся отношением суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребление. [ГОСТ 15467 79] Рубрика термина: Общие,… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
ЭРГОНОМИЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ — показатель качества, используемый для определения соответствия изделия эргономическим требованиям; характеризует приспособленность изделия к работе совместно с человеком. Э.п. к. п. определяется четырьмя комплексными показателями: гигиеническими … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Интегральный показатель местоположения земельного участка — интегральный показатель местоположения объекта оценки величина эквивалентного расстояния в километрах (далее по тексту км) до пунктов реализации сельскохозяйственной продукции и баз снабжения материально техническими ресурсами, рассчитываемая с… … Официальная терминология
ГОСТ 2.116-84: Карта технического уровня и качества продукции — Терминология ГОСТ 2.116 84: Карта технического уровня и качества продукции оригинал документа: 9. Аналог Продукция, отечественного или зарубежного производства, подобная сравниваемому изделию, обладающая сходством функционального назначения и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
показатель — 3.7 показатель (indicator): Мера измерения, дающая качественную или количественную оценку определенных атрибутов, выведенную на основе аналитической модели, разработанной для определенных информационных потребностей. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ 15467-79: Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения — Терминология ГОСТ 15467 79: Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения оригинал документа: 16. Базовое значение показателя качества продукции Значение показателя качества продукции, принятое за основу при… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Качество продукции — совокупность свойств продукции, обусловливающих ее способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. В Директивах 24 го съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971… … Большая советская энциклопедия
Качество продукции — горной пром сти (a. quality of mining products; н. Qualitat der Bergbauprodukte; ф. qualite de la production miniere; и. calidad de la producciоn minera) совокупность свойств продукции горн. пром сти, определяющих степень пригодности… … Геологическая энциклопедия
Общие, качество — Термины рубрики: Общие, качество Анализ отказов Аналитическая лаборатория Аттестованная измерительная система … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов