Что вызывает снижение уровня морально психологического состояния личного состава

Психологические состояния военнослужащих в условиях ведения боевых действий. Пути формирования моральной готовности и психологической способности военнослужащих к боевым действиям

Что вызывает снижение уровня морально психологического состояния личного состава. Смотреть фото Что вызывает снижение уровня морально психологического состояния личного состава. Смотреть картинку Что вызывает снижение уровня морально психологического состояния личного состава. Картинка про Что вызывает снижение уровня морально психологического состояния личного состава. Фото Что вызывает снижение уровня морально психологического состояния личного состава

Уровень морально-политического и психологического состояния военнослужащих и воинских коллективов во многом определяет их готовность к ведению боевых действий, способность выполнить поставленные задачи и достичь победы над противником.

Авторитетный военный теоретик и историк Карл фон Клаузевиц писал: «Война по существу своему — бой… Бой — это измерение духовных и физических сил путем взаимного столкновения сторон… состояние духа оказывает самое решающее влияние на военные силы».

Психические состояния военнослужащих в условиях боевых действий

Психика военнослужащего, как и любого другого человека, весьма подвижна и динамична. Поведение человека в какой-либо интервал времени зависит от того, какие именно особенности психических процессов и психических свойств личности проявляются при этом.

Очевидно, что бодрствующий человек отличается от спящего, трезвый — от пьяного, счастливый — от несчастного. Психические состояния как раз и характеризуют нюансы проявления психических процессов и свойств в определенный отрезок времени, т. е. эти параметры психики тесно связаны друг с другом (см. схему 1). Психические состояния влияют на протекание психических процессов, а повторяясь часто, приобретая устойчивость, могут стать основой свойств личности.

Психическое состояние — это сложившийся в определенное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Как правило, под состоянием понимается некая характеристика, влияющая на активность человека в процессе его деятельности — бодрость, усталость, эйфория, апатия и др. Также особо выделяют состояния сознания, которые в основном определяются уровнем бодрствования: сон, дремота, гипноз, бодрствование.

Поэтому психические состояния военнослужащих в бою целесообразно классифицировать по характеру их влияния на боевую деятельность.

Астенические (отрицательные) психические состояния затрудняют выполнение поставленной задачи. К ним можно отнести неуверенность, страх, ужас, утомленность, подавленность, сомнение, боязнь, отчаяние, безразличие, напряженность, усталость и т. д.

Психические состояния военнослужащих достаточно многообразны. Помимо вышерассмотренных, можно выделить еще несколько основных их групп.

Вторая группа включает в себя психические состояния пассивной формы: самоуспокоенности, напряженности, предбоевой (послебоевой) апатии, рассеянности и несобранности, сдержанности.

К третьей группе относятся психические состояния, проявляющиеся в активной форме и отрицательные по направленности: предбоевая «лихорадка», паническое состояние, состояние стресса, страха в его различных формах.

Четвертая группа — отрицательные психические состояния, проявляющиеся в пассивной форме: состояние ригидности (отсутствие реакции на стимулы или сопротивление им), состояние фрустрации (возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей), состояние синдрома навязчивости (боязнь несчастья, смерти, неизбежного ранения), состояние тревоги, беспокойства.

В каждом психическом состоянии присутствуют физиологические, психологические и поведенческие аспекты. Поэтому в структуру психических состояний входит множество разнокачественных компонентов:

на физиологическом уровне они проявляются, например, в изменении частоты пульса, артериального давления и т. п.;

в моторной сфере они обнаруживаются в ритме дыхания, изменении мимики, громкости голоса и темпа речи;

в эмоциональной сфере эти компоненты дают знать о себе в виде положительных или отрицательных переживаний;

в когнитивной сфере они определяют тот или иной уровень логичности мышления, точность прогноза предстоящих событий и т. п.;

на поведенческом уровне от них зависит точность, правильность выполняемых действий, их соответствие актуальным потребностям и т. п.;

на коммуникативном уровне то или иное состояние психики влияет на характер общения человека с другими людьми, способность слышать другого человека и воздействовать на него, ставить адекватные цели и достигать их.

Состояние упадка, в отличие от состояния подъема, характеризуется ослаблением волевых и психических процессов, снижением уровня деятельности, иммобилизацией внутренних энергетических резервов военнослужащего.

Эти психические состояния тесно связаны с состоянием напряженности, которое может сопровождать военнослужащего в экстремальной обстановке и оказывать сильное воздействие на эффективность его деятельности.

Проявления напряженности крайне разнообразны: увеличивается частота сердечных сокращений и вариативность сердечного ритма, возрастает частота дыхательных движений, уменьшается их глубина, появляются задержки дыхания, повышается давление, изменяется температура кожи и т. д.

Изменения наблюдаются и в мышечно-двигательном аппарате: увеличивается электрическая активность мышц, особенно лестничной мышцы шеи, лобных мышц и мышц предплечья, возникает общая мышечная скованность, увеличивается тремор (непроизвольные, быстрые, ритмичные колебательные движения частей тела или всего тела), нарушается дозировка усилий, координация движений.

Противоположным этому состоянию является состояние рассеянности — «общее ослабление внимания». Внешне оно сопровождается рядом таких поведенческих реакций, как «зацикленность» психики военнослужащего только на одной идее, на каком-то одном, особенно важном для него вопросе или задаче. В подобном состоянии военнослужащие, как правило, забывают обо всем, не видят, что происходит вокруг них, сильно притуплены процессы внимания, все энергетические резервы психики переключаются на анализ только одного вопроса, наиболее важного для них.

В группе психических состояний, отрицательных по своей направленности, по степени важности, первое место принадлежит состоянию предбоевой «лихорадки». Литературные источники свидетельствуют, что данное психическое состояние является сложным образованием, аккумулирующим в себе элементы и состояния беспокойства, тревоги, напряженности психики.

В наборе психических состояний военнослужащих выделяется состояние стресса. Это сложное психическое состояние, возникающее в ответ на многочисленные стрессоры (факторы, вызывающие состояние стресса) в сложных условиях деятельности. Существует несколько его видов: физиологический, психологический и информационный стресс. По своей направленности состояние стресса носит отрицательный характер.

Особое место занимают так называемые реактивные и невротические состояния. В условиях боевых действий они довольно часты среди военнослужащих. Эти состояния можно разделить на острые тревожные и хронические реакции. Первые в данном случае связаны с неврозами травматического происхождения, вторые обусловлены длительным воздействием различных психотравмирующих стрессоров.

Длительные психические состояния отрицательной направленности часто приводят к нарушениям психики и всей нервно-психической деятельности военнослужащего. При обобщении различных материалов, посвященных анализу современных боевых действий, можно прийти к выводу о том, что около 46 % военнослужащих в той или иной степени подвержены разного рода неврозам.

Одним из наиболее характерных эмоциональных психических состояний в экстремальных условиях является паника. Паника — это временное переживание гипертрофированного страха, обусловливающее неуправляемое, нерегулируемое поведение людей, иногда с полной потерей самообладания, проявлением безразличия к таким понятиям, как «долг» и «честь». В основе паники лежит чувство беспомощности перед реальной или воображаемой опасностью, стремление любым путем уйти от нее, вместо того чтобы противостоять ей.

Пути формирования психологической готовности военнослужащих к ведению боевых действий и психологической устойчивости к стресс-факторам боя

Формирование психологической готовности военнослужащих к ведению боевых действий и психологической устойчивости к стресс-факторам современного боя — это важное направление деятельности не только должностных лиц психологической службы и военно-политических органов, но и командиров (начальников) всех степеней.

Конечной ее цели сложно достичь, используя чисто психологические методы — необходимо применять весь арсенал имеющихся у должностных лиц средств.

В общем виде их можно классифицировать по группам: боевые, эколого-эргономические, социально-психологические, психологические и психо-физиологические (см. схему 2).

В основе работы по формированию психологической готовности к ведению боевых действий и психологической устойчивости их участников к стресс-факторам боя должен лежать принцип моделирования стресс-факторов боя. Имеется в виду создание условий, способствующих возникновению таких психических состояний у военнослужащих, которые они могут испытывать в реальных боевых действиях.

Следует отметить, что к проведению учебных занятий с моделированием стресс-факторов боя необходимо готовиться тщательно. Основным условием достижения нужного результата является не количество, а качество проведения подобных занятий.

До начала занятия с моделированием стресс-факторов боя обучаемые должны четко знать порядок предстоящих действий и операций, отработав их до автоматизма на предыдущих занятиях.

Руководитель занятия заранее готовит вводные на усложнение и изменение условий его проведения, дает задания «группе имитации».

Проведение занятия с моделированием стресс-факторов боя целесообразно разделить на несколько этапов:

1) этап подготовки (создание мотивации обучаемых на достижение целей занятия);

2) проведение занятия с применением средств и методов моделирования;

3) закрепление результатов занятия.

На первом этапе руководитель при участии должностного лица психологической службы должен сформировать у обучаемых мотивационную установку на усвоение содержания занятия. Это достигается прежде всего за счет разъяснения им смысла его проведения и формирования состояния психической напряженности.

Для успешного воссоздания фактора опасности, который является базой для формирования и развития состояния психической напряженности, рекомендуется применять следующие приемы:

1) проведение преувеличенно тщательной подготовки подразделения к предстоящему занятию, резкое повышение требовательности (особенно к сержантскому составу) в отношении подготовки личного состава, учебно-материальной базы и соблюдения правил безопасности. Инструктаж перед занятием должен быть максимально подробным, возможно, преувеличенно эмоциональным;

2) заблаговременное распространение среди личного состава информации (желательно в форме слухов) о том, что предстоящее занятие в такой форме проводится впервые и что при несоблюдении правил безопасности существует реальная опасность травмирования и других негативных последствий;

3) при проведении инструктажа информировать о случаях получения травм по причине несоблюдения правил безопасности на аналогичных по тематике и содержанию занятиях;

4) перед началом занятия проводить практический показ на учебных пособиях, имитирующих человеческое тело, возможных последствий ошибочных действий обучаемых, которые могут привести к травмам;

6) легендирование занятия (вписывание выполняемых упражнений в возможный ход реальных боевых действий).

На втором этапе занятия военнослужащие и воинские подразделения подвергаются воздействию моделируемых психологических стресс-факторов боя.

Воздействие может осуществляться:

1) путем изменения внешних условий (условий местности и физико-географических условий среды). Так, например, при организации занятий командир может выбирать труднопроходимые участки местности или создавать рукотворные завалы, пожары и т. п. Можно изменить микроклимат в боевых машинах путем имитации возгорания при поражении их «противником» и т. п.;

2) за счет постановки учебно-боевых задач и их изменения в ходе учебно-боевой деятельности. В процессе решения задач они корректируются или полностью изменяются руководителем занятия, (варьируется темп, время выполнения и др.). Могут создаваться условия неопределенности (задача поставлена в самой приблизительной форме), условия, когда военнослужащий вынужден сам формулировать задачу и принимать решение на ее исполнение;

3) с помощью изменения бытовых условий. Прежде всего, речь идет о режиме сна и отдыха, питания личного состава (планирование ночных занятий, питание сухими рационами и др.). При этом если военнослужащие из-за преднамеренно созданных тяжелых условий обучения не могут полностью восстановить силы, необходимо предоставлять им дополнительное время для отдыха и организовывать его;

Формирование условий боя осуществляется с помощью специальных средств.

Визуальная имитация достигается путем создания пейзажа, характерного для боя. Для этого на местности размещаются макеты боевых инженерных сооружений и иных объектов (траншей, блиндажей, заграждений, разрушенных зданий, техники и вооружений), создаются искусственные воронки, участки выжженной земли, имитирующие результаты применения современных средств огневого поражения.

Воздействие на психику через обоняние моделируется путем распространения запахов, характерных для боевых действий (запахи отравляющих и взрывчатых веществ, гари, пороховых газов и т. д.); тошнотворных запахов, похожих на запах разлагающихся трупов и т. д.

На этапе закрепления достигнутых результатов занятия первостепенной задачей является их психологическое подкрепление. Чтобы у военнослужащих формировались и закреплялись необходимые для боя качества, каждый солдат, преодолевая трудности, должен научиться преодолевать себя. В результате повышается его самооценка, человек испытывает удовлетворение. Именно здесь важны простая похвала, подбадривание или одобрение со стороны командира подразделения.

В том случае, когда по каким-либо причинам военнослужащему не удалось преодолеть возникшие затруднения и он не добился поставленных целей, следует также его подбодрить и ни в коем случае не критиковать. Необходимо провести с личным составом детальный разбор всего занятия, указав на допущенные ошибки и причины их совершения.

Таким образом, при организации психологической подготовки важно исходить из научно доказанного положения о том, что формирование всех психических качеств и состояний личности осуществляется в ходе практической деятельности. От того, какая это деятельность и как она организована, зависит успешность достижения поставленной цели.

Методические рекомендации

Во вступительном слове следует упомянуть о главном предназначении Вооруженных Сил: отражение агрессии, направленной против Российской Федерации, вооруженная защита целостности и неприкосновенности российской территории. Поэтому каждый военнослужащий физически и психологически должен быть готов выполнить задачи по предназначению в любых условиях обстановки.

Приступая к изложению основной части лекции, руководителю занятия рекомендуется раскрыть типы психических состояний, их место в структуре психики и рассказать об основных психических состояниях военнослужащих в условиях боевых действий. Далее целесообразно указать пути формирования психологической готовности военнослужащих к ведению боевых действий и психологической устойчивости участников боевых действий к стресс-факторам боя, раскрыть методику проведения занятия с моделированием стресс-факторов боя, уделив особое внимание конкретным мероприятиям по воссозданию условий боя.

В заключение можно сделать вывод, что формирование нужных психических качеств и состояний осуществляется в ходе практической повседневной деятельности военнослужащих. От того, как она организована, будет в конечном итоге зависеть психологическая готовность личного состава к выполнению боевых задач.

ЛИТЕРАТУРА:

Барабанщиков А.В., Давыдов В.П., Феденко Н.Ф. Основы военной психологии и педагогики. — М.: Просвещение. — 1988. — 272 с.

Воловицкий И.В. Методика оптимизации психических состояний военнослужащих. [Электронный ресурс] URL: https://scienceforum.ru/2012/article/2012002056 (дата обращения 19.06.2020).

Караяни А.Г., Корчемный П.А. Психологическая подготовка боевых действий: Учебное пособие. — М.: ВУ. — 2016. — 180 с.

Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб: Питер. — 2016. — 583 с.

С. НЕВЕНЧАННЫЙ, начальник отдела Департамента психологической работы Министерства обороны Российской Федерации, кандидат психологических наук, подполковник;

С. ЧЕРГИНЕЦ, заместитель начальника отдела — начальник группы Департамента психологической работы Министерства обороны Российской Федерации, майор

Источник

Морально-психологическое состояние личного состава: оценка и пути формирования

Исторический опыт и современный подход в определении сущности морально-психологического состояния военнослужащих. Задачи и роль командира в формировании и поддержании воинской дисциплины. Мероприятия для укрепления морально-психологического климата.

РубрикаПсихология
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления11.07.2012
Размер файла62,4 K

Что вызывает снижение уровня морально психологического состояния личного состава. Смотреть фото Что вызывает снижение уровня морально психологического состояния личного состава. Смотреть картинку Что вызывает снижение уровня морально психологического состояния личного состава. Картинка про Что вызывает снижение уровня морально психологического состояния личного состава. Фото Что вызывает снижение уровня морально психологического состояния личного состава

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

В целях поддержания и укрепления морально-психологического состояния личного состава командиры, офицеры структур по работе с личным составом используют организационные формы учебы, информационно-воспитательную работу, лекции, беседы, доклады, тематические вечера вопросов и ответов, встречи с ветеранами и другие.

Работа командиров, других должностных лиц должна представлять собой стройную и последовательную систему. Последовательность работы по формированию здорового морально-психологического состояния может включать в себя следующие этапы:

1. Оценку морально-психологического состояния, позитивных и негативных моментов, тенденций их развития;

2. Определение причин данного (прежде всего недостаточно высокого) морально-психологического состояния, выделение среди них главных и второстепенных;

3. Прогноз возможных вариантов развития морально-психологического состояния в будущем;

4. Определение ближайших и перспективных целей в совершенствовании уровня морально-психологического состояния;

5. Определение содержания и способов работы командиров и начальников по формированию здорового морально-психологического состояния;

6. Деятельность офицеров по управлению морально-психологическим состоянием в воинском коллективе, коррекцию первоначального плана работы;

7. Оценку результатов работы, общение полученного передового опыта.

Знание морально-психологического состояния военнослужащих не ограничивается констатацией существующего положения, но содержит также элементы прогноза его динамики и выводы о мероприятиях по его дальнейшему укреплению.

Прогнозирование морально-психологического состояния помогает объективно определить свои возможности в последующие периоды деятельности. Морально-психологическое состояние характеризуется относительной устойчивостью, поэтому для него характерны только текущее и краткосрочное прогнозирование. О текущем прогнозе необходимо говорить тогда, когда не ожидается существенных изменений в прогнозируемом явлении, а имеются в виду лишь отдельные количественные оценки. Этот вид прогноза охватывает период в течение месяца и отражается в месячном планировании воспитательной работы.

Большую роль играют краткосрочные прогнозы морально-психологического состояния. Они осуществляются на несколько месяцев, на период обучения, на весь период службы воинов. Прогнозирование состояний личного состава позволяет совершенствовать управление, правильно определить мероприятия по повышению морально-психологического состояния военнослужащих.

Среди факторов, определяющих морально-психологическое состояние военнослужащих, особое место занимают целенаправленные воздействия офицеров, органов по работе с личным составом и войсковой общественности. Они должны характеризоваться планомерностью, систематичностью и обоснованностью.

Планируемые воздействия направляются прежде всего на сознание, психику военнослужащих, на их состояние в целом. Некоторые мероприятия могут нацеливаться на отдельные моменты в структуре морально-психологического состояния и преследовать более узкие цели, связанные с преобразованием данных элементов. В одном случае влияние должно быть оказано на процесс формирования коллективного мнения, в другом неотложными задачами являются нормализация взаимоотношений или улучшение коллективного настроения.

При решении задач формирования у воинов высокого морально-психологического состояния используются в основном методы воспитания и методы обучения. Однако это не значит, что применяются они в чистом, изолированном друг от друга виде. В жизни все эти методы тесно связаны между собой, взаимно переплетаются и дополняют друг друга.

В процессе убеждения в интересах формирования у воинов высокого морально-психологического состояния используются различные приемы и способы: разъяснение, доказательство, опровержение, информация, иллюстрация фактов и их сравнение, сопоставление, личный пример и другие.

Искусство убеждения связано с умением воспитателя учитывать национальные, психологические, возрастные и другие особенности различных категорий военнослужащих. Очень важно найти индивидуальный подход к воину, опереться на достоинства и на их основе вовлечь воспитуемого в активную сознательную деятельность при выполнении служебных обязанностей.

Первостепенная роль среди методов укрепления морального духа военнослужащих принадлежит личному примеру командира, начальника, офицера-воспитателя. Сила примера состоит в том, что он, будучи одним из основных мотивов поведения, одновременно является и идеалом для подражания. Там, где офицер старается быть для воинов не только начальником, но и старшим, более опытным товарищем, там ему удается оказывать огромное воздействие на морально-психологическое состояние военнослужащих, быть подлинным примером для подражания.

Широкое применение в практике формирования у воинов высокого морально-психологического состояния находит метод поощрения. Он представляет собой систему средств и приемов морального и материального стимулирования воина, свидетельствует об одобрении действий подчиненного со стороны командира и побуждает его к достижению более высоких результатов.

Поощрение окрыляет человека, помогает ему правильно оценить свои силы и способности, вырабатывает чувство личного достоинства, придает уверенность в своих действиях, что способствует укреплению морально-психологического состояния.

В практике определенное применение находит метод критики действий и поступков военнослужащих. Суть этого метода заключается в постоянном анализе командирами деятельности каждого военнослужащего, выявлении в ней недостатков и просчетов, открытом и обоснованном высказывании суждений об ошибках и недостатках, причинах их порождающих и путях устранения. Критика должна быть объективной и принципиальной, убедительной и доброжелательной, не допускать унижения человека, а распространяться только на совершенные им действия и проступки. Командиры должны соблюдать чувство меры, учитывать индивидуальные особенности критикуемых.

Вспомогательным методом укрепления морально-психологического состояния является метод принуждения, применяемый к отдельным военнослужащим, чьи действия и поступки противоречат требованиям уставов и приказам командиров и начальников.

В арсенале формирования у воинов высокого морально-психологического состояния есть немало других методов и приемов воздействия на их сознание и поведение. При этом важно умело сочетать принуждение с убеждением, разъяснением воину его вины, тяжести проступка, оказанием ему помощи в исправлении.

В этой связи прежде следует сказать о психодиагностических методах, суть которых состоит в постоянном проведении в частях мероприятий по исследованию и выявлению индивидуальных психологических особенностей личного состава: характера, темперамента, интеллектуальных способностей, степени психологической устойчивости, реакции на стрессовые ситуации.

В целях психодиагностики используется тестирование, анкетирование, индивидуальные и групповые беседы, личные наблюдения, анализ медицинских документов и другие способы изучения состояния военнослужащих. На основе полученных результатов разрабатывается психологический «портрет” воина, с учетом которого организуется дальнейшая работа по укреплению морально-психологического состояния военнослужащего.

С целью предупреждения снижения уровня морально-психологического состояния воинов используются методы психопрофилактики, с помощью которых добиваются уменьшение негативного воздействия на психику воинов травмирующих факторов, осуществляется раннее выявление лиц с морально-психологической неустойчивостью, проводятся первичные мероприятия в том числе и лечебно-оздоровительные с нуждающимися в них военнослужащими.

Современная наука рекомендует немало способов оказания психологической помощи по укреплению морально-психологического состояния. Могут применяться различные медикаментозные способы, психофизиологические (тренировки, гипноз, отдых, сон, горячее питание, баня и другие), аутогенные тренировки, различные приемы психологической саморегуляции, коммуникативные способы (психокоррекционное общение, групповая психологическая работа) и другие.

В целях укрепления морального духа и психологической стойкости могут использоваться различные методы организационного порядка: перестановка воинов в подразделениях, перевод военнослужащих в другие части.

Важную роль играют методы стимулирующего воздействия: четкий и ясный приказ, призыв к смелому выполнению воинского долга, доведения до личного состава вдохновляющей информации.

Благотворно сказывается на восстановлении морально-психологических сил воинов забота командира, офицера-воспитателя, тыловых органов об организации снабжения военнослужащих всеми видами довольствия, налаживании повседневного быта.

Восстановлению духовно-нравственных сил, морально-психологического состояния способствует гуманитарная помощь, поступающая от населения, общественных организаций, концерты художественной самодеятельности и профессиональных творческих групп, а также своевременная отправка писем военнослужащих на Родину, доставка вестей от родных и близких.

В общей методике укрепления морально-психологического состояния воинов важную роль играют разнообразные средства идейно-политического, нравственного, психологического воздействия на сознание и поведение личного состава. В современных условиях существуют следующие средства укрепления морально-психологического состояния военнослужащих:

— система государственного теле- и радиовещания;

— центральная, местная и военная печать;

— технические средства воспитания и информации;

— стационарные и подвижные полиграфические средства;

— кинобазы, кинопрокатные пункты;

— культурно-досуговые учреждения (дома офицеров, клубы, музеи, ансамбли и другие);

— походные автоклубы и другие.

Все эти средства выполняют важные функции морально-психологического стимулятора, укрепления морального духа войск, восстановления духовно-нравственных и физических сил воинов.

При использовании различных методов, форм, средств морально-психологического воздействия на личный состав важно соблюдать определенные требования комплексности и целесообразности.

Содержанием работы по формированию здорового морально-психологического состояния может быть:

— постоянное воспитательное воздействие на коллектив и личность в целях формирования привычек уставного поведения;

— практическое ознакомление личного состава с характером задач и условий их выполнения;

— непрерывное руководство личным составом, отдача четких команд и указаний, энергичные, решительные действия офицеров;

— личный пример командиров, офицеров воспитательных структур;

— забота о быте военнослужащих;

— формирование воинских коллективов с учетом обеспечения психологической совместимости военнослужащих, создание оптимальных условий для доверия и взаимопомощи;

— совершенствование психолого-педагогической компетентности военных руководителей;

— обеспечение групповой сплоченности военнослужащих вокруг решаемых задач;

— развитие и коррекция делового и эмоционального общения между военнослужащими, должностными лицами, формальными и неформальными структурами;

— устранение противоречий и конфликтов;

— управление режимом ратного труда и отдыха военнослужащих;

— формирование и активизации у воинов широких социальных мотивов деятельности;

— своевременное информирование личного состава;

— воспитание высоких морально-боевых качеств;

— опора на тех воинов, которые показывают пример выполнения воинского долга.

моральный психологический военнослужащий дисциплина

В условиях военной реформы, происходящей в армии, повышение роли человеческого фактора в жизни и деятельности воинских коллективов, изучение, оценка, прогнозирование и формирование морально-психологического состояния личного состава являются важными задачами командиров, штабов, офицеров по работе с личным составом.

Морально-психологическое состояние военнослужащих является динамической стороной морально-нравственной сознательности и психологической зрелости воинов, состоянием мобилизованности и нацеленности на выполнение служебно-боевых задач. Морально-психологическое состояние характеризуется не только общественной направленностью и энергичностью действий, но и содержанием мотивов, которыми воины при этом руководствуются. Важным психологическим элементом морально-психологического состояния воинов является их эмоциональное состояние, а также состояние взаимоотношений, отражающее уровень и основы сплоченности и единства воинского коллектива. Большое внимание на морально-психологическое состояние оказывают такие факторы, как коллективные потребности, интересы и запросы, уровень психологической закалки личного состава, традиции подразделения, авторитет и стиль руководства.

Общей основой морально-психологического состояния военнослужащих является общественно-экономический строй общества, политика и идеология, характер и цели служебно-боевых задач. Истоки морального духа личного состава армии коренятся во всем российском народе.

Таким образом, деятельность командиров, органов по работе с личным составом по укреплению морально-психологического состояния представляет собой комплекс постоянно осуществляемых мероприятий, построенных не только на сознании воинов, но и на условия, в которых они живут и действуют. Изучение состояния военнослужащих должно быть таким, чтобы командир, заместитель командира по работе с личным составом постоянно знали все тенденции и перемены в их динамике и могли уверенно прогнозировать его. Мероприятия по укреплению морально-психологического состояния военнослужащих проводятся постоянно, являясь органическим звеном духовного климата и образа жизни подразделения и части.

Работа по укреплению морально-психологического состояния преследует комплексные цели, но отдельные мероприятия могут иметь более или менее узкую направленность на решение частных задач. Это значит, что планируемые воздействия должны исходить из знаний сильных и слабых мест и согласовываться так, чтобы отдельные усилия взаимно подкреплялись и обеспечивали последовательное наращивание результатов.

14. Методика оценки морально-психологического состояния личного состава

15. Психологическая консультация, профилактика и коррекция в работе

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

последовательности оценки морально-психологического состояния военнослужащих Схема разработана автором.

Отвечая на вопросы анкеты, выберите один из предлагаемых вариантов на каждый из них в соответствии с Вашим мнением и отметьте свой выбор любым значком напротив выбранного Вами варианта (с левой стороны). Фамилию указывать не обязательно.

в/звание _______ дата призыва ________ срок пребывания в регионе__________

1. Оцените степень Вашей информированности об обстановке в данном регионе и предстоящем характере действий вашего подразделения:

— имею полную информацию;

— информирован в достаточной степени;

— хотелось бы знать больше;

— информацией почти не владею.

2. Укажите характер получаемой Вами информации:

— имею постоянную информацию из достоверных источников;

— поступает периодически из источников, которым можно доверять;

— не имеет постоянного характера и не всегда может быть достоверна;

— носит обрывочный характер из случайных источников;

— основана на слухах и предположениях.

3. В какой степени Вы уверены в необходимости пребывания в данном регионе вашего подразделения (части):

— пребывание просто необходимо;

— пребывание здесь достаточно обоснованно;

— наверное, необходимость имеет место;

— такой необходимости почти нет;

— необходимость в этом полностью отсутствует.

4. Оцените степень обеспеченности и готовности вашего подразделения (части) к выполнению служебно-боевых задач:

— высокая степень готовности, обеспеченность полная;

— готовность достаточная, степень обеспеченности высокая;

— обеспеченность и готовность частичные;

— явно недостаточная степень готовности и обеспеченности;

5. Оцените степень реального риска для Вашей жизни:

— допустимая в данных условиях степень риска;

— ощущается повышенная степень риска;

— риск бывает достаточно высок;

— постоянно высокая степень риска;

— риск крайне высок и неизбежен.

С использованием предлагаемой анкеты оценивается морально-психологическое состояние при выполнении служебно-боевых задач и психологическая готовность к их выполнению как отдельных военнослужащих, так и в целом подразделения (воинской части). Для получения оценки за подразделение нет необходимости опрашивать все 100 процентов личного состава. Достаточно иметь не менее 30 процентов опрошенных, причем в это число должны попасть в равных долях представители всех входящих в его (ее) состав подразделений и всех категорий военнослужащих..

Оценка за военнослужащего производится путем подсчета баллов, набранных им по сумме ответов на все вопросы анкеты. Каждому варианту ответа присвоен определенный балл. Все ответы, стоящие в анкете на первом месте (сверху) имеют значение в 5 баллов. Остальным ответам по убывающей присваиваются значения от 4 до 1 балла (сверх вниз).

В зависимости от выбранных опрашиваемым вариантов ответов их значения суммируются. Максимально сумма может составлять 25 баллов, минимально 5, что при делении на 5 (число вопросов в анкете) дает возможность получить оценку реального уровня морально-психологического состояния в 5-ти балльной системе.

Выделяются следующие уровни морально-психологического состояния:

За подразделение в целом оценка морально-психологического состояния выводится путем подсчета среднеарифметического балла от суммы, набранной по всем обработанным анкетам. Подсчет среднеарифметических значений по каждому из вопросов анкеты за подразделение (воинскую часть) позволяет выделить наиболее слабые звенья в общей цепи составляющих элементов понятия “морально-психологическое состояние”, что и будет являться основным направлением работы по морально-психологическому обеспечению служебно-боевой деятельности, ее приоритетной задачей.

Опираясь на свой служебный опыт, постарайтесь с использованием 5-ти балльной системы оценить следующие показатели применительно для личного состава __________________ (выбранное значение обвести кружком).

1. Степень информированности личного состава об обстановке в районе служебно-боевой деятельности и предстоящем характере их действий:

2. Степень уверенности личного состава в необходимости и правоте предстоящих (проводимых) действий, их общественной значимости:

3. Степень готовности личного состава к выполнению боевых задач:

4. Степень готовности командного состава к управлению подразделениями в ходе выполнения боевых задач:

5. Уровень материально-технического и тылового обеспечения:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *