Что вызывает смех чацкого
Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова». Помогите составить по плану. Заранее спасибо.
1. Предчувствие разрыва Чацкого с обществом.
3. Дерзкий смех Чацкого.
4. Слух о сумасшествии.
5. Раздражение и злорадство, злость и страх фамусовского общества.
6. Одиночество Чацкого.
7.Поединок благородства и низости.
План брал отсюда (точнее говоря учительница взяла с этого сайта, а я нашел) http://literature-edu.ru/literatura/13526/index.html?page=11
3.Устами Чацкого говорит сам Грибоедов. Да и действующие лица комедии описаны автором так, будто это писал сам Чацкий. Если Горичей он изображает, иронически улыбаясь, то Тугоуховские, Хрюмины, Загорецикй – это уже сатира на московское общество тех времен. Когда же автор представляет нам Хлестову, мы слышим уже неподдельный сарказм. Особая фигура у Грибоедова – Репетилов. Вот, казалось бы, с кем Чацкому найти общий язык: говорит о новых идеях, ездит на секретные собрания в Английский клуб. Однако, Чацкий достаточно умен, чтобы понять, что это пустые слова, за которыми ничего не стоит.
Пустые никчемные люди, не желающие не только никаких перемен, но и не желающие даже слышать о них. Поэтому Чацкий, думающий и говорящий иначе, своей правдивостью вызывает неприятие у этого общества.
4.Вот почему слух о безумии Чацкого, выдуманный Софьей, так легко был принят за правду гостями Фамусова.
5.Они просто жаждали, чтобы Чацкий оказался сумасшедшим. А если он нормальный, и все, что он говорит, правда, то это значит, что у это них не все в порядке. А этого невозможно даже в мыслях представить.
6.Московское общество выносит Чацкому приговор: безумен. Но и Чацкий выносит свой приговор московскому обществу:
Из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом однимИ в нем рассудок уцелеет.
Чацкий уезжает из Москвы разочарованным. Его чувства растоптаны, его сердце разбито, его надежды найти здесь понимание рассыпались в прах.
Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова». Помогите составить по плану. Заранее спасибо.
1. Предчувствие разрыва Чацкого с обществом.
3. Дерзкий смех Чацкого.
4. Слух о сумасшествии.
5. Раздражение и злорадство, злость и страх фамусовского общества.
6. Одиночество Чацкого.
7.Поединок благородства и низости.
План брал отсюда (точнее говоря учительница взяла с этого сайта, а я нашел) http://literature-edu.ru/literatura/13526/index.html?page=11
3.Устами Чацкого говорит сам Грибоедов. Да и действующие лица комедии описаны автором так, будто это писал сам Чацкий. Если Горичей он изображает, иронически улыбаясь, то Тугоуховские, Хрюмины, Загорецикй – это уже сатира на московское общество тех времен. Когда же автор представляет нам Хлестову, мы слышим уже неподдельный сарказм. Особая фигура у Грибоедова – Репетилов. Вот, казалось бы, с кем Чацкому найти общий язык: говорит о новых идеях, ездит на секретные собрания в Английский клуб. Однако, Чацкий достаточно умен, чтобы понять, что это пустые слова, за которыми ничего не стоит.
Пустые никчемные люди, не желающие не только никаких перемен, но и не желающие даже слышать о них. Поэтому Чацкий, думающий и говорящий иначе, своей правдивостью вызывает неприятие у этого общества.
4.Вот почему слух о безумии Чацкого, выдуманный Софьей, так легко был принят за правду гостями Фамусова.
5.Они просто жаждали, чтобы Чацкий оказался сумасшедшим. А если он нормальный, и все, что он говорит, правда, то это значит, что у это них не все в порядке. А этого невозможно даже в мыслях представить.
6.Московское общество выносит Чацкому приговор: безумен. Но и Чацкий выносит свой приговор московскому обществу:
Из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом однимИ в нем рассудок уцелеет.
Чацкий уезжает из Москвы разочарованным. Его чувства растоптаны, его сердце разбито, его надежды найти здесь понимание рассыпались в прах.
Недовольство «фамусовским» обществом и того, что его не слушают.
У него есть пару сторонников в романе.
Но их только упоминают.
Но это смотря в каком действии, конечно.
В чем заключается трагедия Чацкого?
В чем заключается трагедия Чацкого?
Помогите пожалуйста, очень срочно.
Таким я вижу чацкогопожалуйста, пару слов о чацком, какой он на ваш взгляд?
Таким я вижу чацкого
пожалуйста, пару слов о чацком, какой он на ваш взгляд?
Кто такой Чацкий?
Сочинение на тему»Горе от ума»?
Сочинение на тему»Горе от ума».
Достойно ли Софья любви Чацкого.
2. Кто Чацкий : Пабедитель или побежденный
Чацкий и Фамусовское общество
Каким видит молчалин чацкого?
Каким видит молчалин чацкого?
Что означает слово дерзкая Что означает?
Что означает слово дерзкая Что означает.
Почему Гончаров писал о Чацком «положительно умен» В чем заключался его ум?
Почему Гончаров писал о Чацком «положительно умен» В чем заключался его ум?
Сочинение «Горе от ума»План :1)Первое знакомство с чацким2)Чацкий и СОфья3)Чацкий и фамусов4)Время чацких ещё не пришлопомогите плииз?
Сочинение «Горе от ума»
1)Первое знакомство с чацким
4)Время чацких ещё не пришло
Комедия Грибоедова «Горе от ума» имеет свое место в литературе?
Комедия Грибоедова «Горе от ума» имеет свое место в литературе.
Но в самой комедии большую роль играет Чацкий.
Грибоедов наделил его качествами живого человека, придал ему бурю эмоций.
Он умен, красноречив, его речь остроумна и метка.
О «большом уме» Чацкого свидетельствуют ряд афоризмов, как например, «Ум с сердцем не в ладу», «Блажен, кто верует, тепло ему на свете».
На мой взгляд, Чацкий это отражение Грибоедова.
Ведь так тонко описать человека сможет не каждый.
Любовный заключается в любви Чацкого к Софье, которая при встрече не ответила ему взаимностью.
Врагов у Чацкого много, но все же это истинный декабрист и патриот.
Такие люди как Чацкий не встречаются на каждом шагу, их не встретишь случайно на улице.
Чацкий не одинок?
Кто похож на Чацкого в комедии «горе от ума»?
Два сапога пара, Не имей 100 рублей а имей 100 друзей.
Изложите правильно свою мысль.
Геракл умнее, хитрее и конечно же смелее))))).
Геракл намного умнее и хитрее Атласа.
Что вызывает смех чацкого
ГРИБОЕДОВ. ГОРЕ ОТ УМА.АНАЛИЗ МОНОЛОГОВ ЧАЦКОГО.
В драматическом произведении философия жизни героя может быть раскрыта через его монологи. В драматическом произведении монолог становится ведущей формой представления системы ценностей персонажа. Как раскрываются особенности мировоззрения главного героя комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824) Александра Андреевича Чацкого? Конечно, через его речь, декларирующую основные жизненные принципы героя.Он выражает свое отношение ко всему, происходящему в обществе. В монологах раскрывается отношение Чацкого к основным проблемам современного ему общества. Его монологи несут и большую сюжетную нагрузку: они появляются в пьесе в переломные моменты развития конфликта. Проследим, чему посвящены ораторские высказывания этого персонажа и какую роль они играют.
Первый монолог мы встречаем уже в экспозиции. Он начинается словами «Ну что ваш батюшка. », и в нем Чацкий дает характеристику московских нравов. Он с горечью замечает, что за время его отсутствия в Москве ничего существенно не изменилось. И здесь же впервые он заводит разговор о принятой в обществе системе воспитания. Детей русских дворян воспитывают иностранцы-гувернеры «числом поболее, ценою подешевле». Молодое поколение растет в уверенности, «что нам без немцев нет спасенья». Чацкий насмешливо и одновременно с горечью замечает, что для того, чтобы в Москве прослыть образованным, нужно говорить на «смешение языков французского с нижегородским».
Монолог Чацкого «И точно, начал свет глупеть…» (д.2, явл.2) становится завязкой центрального конфликта пьесы, т.к. здесь обозначаются разногласия общественного порядка между «веком нынешним» и «веком минувшим»:
Свежо предание, а верится с трудом;
Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;
Как не в войне, а в мире брали лбом,
Стучали об пол не жалея!
Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли,
А тем, кто выше, лесть как кружево плели.
Чацкий, представитель «века нынешнего», не принимает «добрых советов» Фамусова и горячо защищает те прогрессивные идеи, поборником которых он стал, побывав за границей. Свободомыслие и чувство собственного достоинства, взлелеянные европейской культурной традицией, становятся ценностными и в мировоззрении А. А. Чацкого.
Монолог «А судьи кто?» (д. 2, явл. 5). Углубление конфликта происходите появлением полковника Скалозуба, расположение которого значимо для Павла Афанасьевича Фамусова. Пылкий монолог главного героя «А судьи кто? — За древностию лет…» (д. 2, явл. 5), вызванный негодованием Чацкого (Фамусов и «все также осуждают»), становится настоящим обличением крепостного права и «рассудка нищеты», царящих в фамусовском обществе:
Или поп тот еще, который для затей На крепостной балет согнал на многих фурах От матерей, отцов отторженных детей?!
Вот те, которые дожили до седин!
Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!
Вот наши строгие ценители и судьи!
Монолог «В той комнате незначащая встреча…» обличает отсутствие чувства патриотизма и низкопоклонство перед всем иностранным (д. 3, явл. 22). Чацкий, только вернувшийся из-за границы, особенно остро ощущает несоответствие между всеобщим обожанием чужеземных традиций и иностранного языка и реальной жизнью. Такое подражание вызывает только смех и глубокое сожаление:
И нравы, и язык, и старину святую,
И величавую одежду на другую
По шутовскому образцу:
Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем,
Рассудку вопреки, наперекор стихиям;
Движенья связаны, и не краса лицу;
Смешные, бритые, седые подбородки!
Как платья, волосы, так и умы коротки.
На фоне пустых разговоров на балу гневная речь Чацкого выделяется глубиной и значимостью обсуждаемого вопроса:
Я одаль воссылал желанья
Смиренные, однако вслух,
Чтоб истребил Господь нечистый этот дух
Пустого, рабского, слепого подражанья;
Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой,
Кто мог бы словом и примером
Нас удержать, как крепкою вожжой,
От жалкой тошноты по стороне чужой.
Показательна ремарка в окончании этого монолога («Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам»): герой остается в одиночестве, его никто не хочет слышать. Здесь предопределяется разрешение конфликта между Чацким и фамусовским обществом.
Монолог «Не образумлюсь… виноват…» (д. 4, явл. 14) финальный в комедии, и в нем Чацкий подводит итог своего пребывания в фамусовской Москве и выносит жестокий приговор высшему свету, в котором царят чинопочитание и низкопоклонство, карьеризм и глупость, а любое инакомыслие воспринимается как сумасшествие:
Все гонят! Все клянут! Мучителей толпа,
В любви предателей, в вражде неутомимых,
Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простяков,
Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором…
В этом же монологе получает развязку и любовный конфликт Чацкого, пребывавшего до последнего момента в неведении относительно выбора Софьи.
Итак, Чацкий уехал из дома Фамусовых оскорбленным и разочарованным, И все же он не воспринимается как человек побежденный, проигравший, потому что сумел сохранить верность своим идеалам, остаться самим собой.
Монологи помогают нам разобраться не только в характере главного героя. Они рассказывают нам о существовавших в тогдашней России порядках, о надеждах и чаяниях прогрессивных людей того времени, Они имеют значение как в смысловом, так и структурном построении пьесы. Думающие читатели и зрители должны обязательно задуматься над главными проблемами русского общества времен Грибоедова, многие из которых актуальны и сейчас.
Анализ заключительного эпизода комедии А. С. Грибоедова Горе от ума.: сочинение
Анализ эпизода Бал по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.)
Комедия «Горе от ума» – это отличное произведение, которое, не смотря на два века своего бытия, остается популярной и поучительной. Грибоедов посвятил свой шедевр таким вечным проблемам, как столкновения интересов разных поколения, роль одного человека в обществе. Сколько ни говори, а эти вопросы всегда будут интересовать публику, ведь именно они являются особенной частью любого человека.
Все герои Грибоедова – это не просто вымышленные персонажи.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Бал у Фамусова – это очень важный и интересный эпизод. Именно в нем раскрыт вопрос о конфликте между личностью и обществом. В данном случае – это Чацкий и московское общество. Сам эпизод по праву можно назвать конечным итогом всей комедии.
За этот отрывок произведения главный герой умудряется перессориться с большей частью гостей и прославиться, как сумасшедший человек. Что же послужило причиной такого хода событий?
Во-первых, это обстоятельства, с которыми столкнулся Чацкий. О так сильно спешил к дочери хозяина бала, чтобы поделиться своими впечатлениями от дороги. Представьте, каким счастливым он был, когда бежал к этому желанному дому. И что он увидел? Его идеал, его сокровище больше ему не принадлежало. Девушка была активно увлечена Молчлиным, который являлся далеко не образцом порядочного человека. Чацкого даже поразил не сам факт измены, а выбор Софьи. Ведь он считал ее особенной, и уж никак не способной унизиться до такого, как Молчлинин. Ведь он даже не мог выразить свое мнение. А столь проблемную вещь пытался скрыть за своим положением. Да, наш герой в поездке явно отвык от всего этого московского общества. И теперь ему пришлось вновь окунуться в этот мир.
Второй момент, который так сильно задел Чацкого – это попытки Фамусова навязать свою дочь Скалозубу. В его устах было все: и лицемерие, и подобострастие, и чинопочитание. Все эти пороки, которые стали обычным делом для общества, просто не укладывались в голове героя.
Сам бал – это собрание типичных московских горожан. Кто-то приехал сюда, чтобы развеять скуку, кто-то – найти нужное знакомство, ну и, конечно, нельзя забывать про настойчивых родителей, которые активно пытались выдать своих дочерей за порядочных и богатых людей. Такой круг людей очень укоренился, так что редко можно найти среди этой толпы новое лицо. Особенностью таких собраний можно отметить свойственные только им правила, которые на самом деле представляют строгие законы, неисполнение которых может привести к плачевным последствиям. Именно поэтому Чацкий не мог стать частью этого организма. Ведь в нем было то, что не стояло на одном уровне с обществом – правда. Все люди активно обсуждали Чацкого, смеялись над ним. Но никто не пытался высмеять пороков друг друга, ведь за это можно распрощаться со своим «добрым» именем.
Первым на балу Чацкий встретил супругов Горичей. Платон был его давним другом, который после женитьбы стал настоящим «подкаблучником». И хоть наш герой и постоянно делал колкие и смешливые замечания по этому поводу, но все же сочувствовал своему товарищу.
Далее перед нами появляется семейство Тугоуховских. Первым делом они заинтересованы в том, женат ли Чацкий. И, конечно, были сильно разочарованы, когда узнали, что он не богат.
Еще одна вещь, которая сильно цепляла Чацкого, это желание общества посмеяться над людьми, которые не относятся к таким же чистоплотным, как они. Осуждая Загорецкого, они все равно постоянно пускают его в свои дома, чтобы позабавиться.
Чацкий изображает самого автора, который острой сатирой открывает настоящие лица московского общества. Исключением можно назвать только пару Горичей, где Грибоедов только усмехнулся с иронией.
Репетилов – тоже интересная личность. Он постоянно размышляет о новшествах или секретном собрании в Английском клубе. Казалось бы, что это идеальный вариант друга для Чацкого. Но не все так просто. Герой не так прост и сразу понял, что за всеми словами стоит только пустота.
Московское общество – собрание людей, которые уже плесенью покрылись от своих старческих привычек. Они не только не хотят перемен, но и слышать о них боятся. Для них Чацкий – это злейший враг, который может разрушить столь прочную систему. Именно поэтому слух о безумии Чацкого не вызвал ни у кого удивления. Все приняли его, как должное. Ведь если признать, что этот человек нормальный, то тогда следует вывод, что с ними что-то не так. Так что вывод один: Чацкий – безумец. Но и сам герой не стоит в стороне:
Из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним
И в нем рассудок уцелеет.
Именно такой приговор и дал Чацкий всему обществу. Но в чем суть финала? Кто вышел победителем? В этом и проблема. Победителя нет. И никогда не будет. Чацкий покинул Москву. В его сердце наплевали, его мысли отвергли. Больше не было надежды, что кто-то его поймет. А что же с обществом? Они так ничего и не поняли. Все подколки, сарказм, ирония пролетели мимо их ушей. В нашем мире такое сплошь и рядом. Если кто-то не может стать частью коллектива, то проще его просто исключить и выгнать.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id4856
Анализ заключительного эпизода комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
Тип: Анализ эпизода |
А.С.Грибоедов знаменит как творец одного произведения, но столь значительна роль его комедии в истории русской литературы, столь остро отвечала пьеса на насущные вопросы своего времени, столь блестяще она написана, что уже одно это произведение обессмертило имя его автора.
В своей комедии “Горе от ума” А.С.Грибоедов остро поставил ряд важнейших для его времени проблем: взаимоотношений дворян-помещиков и крепостного крестьянства, проблему службы в феодально-крепостнической России, просвещения и культуры, связи интеллигенции с народом, ложного и истинного патриотизма.
В своем произведении А.С.Грибоедов, во-первых, рисует картину идейного столкновения образованного, передового и свободолюбивого героя с окружающей его косной средой реакционеров. Во-вторых, показывает катастрофическое крушение его любви к Софье Фамусовой. Однако обе драмы Чацкого – и общественная, и личная – разворачиваются не каждая сама по себе, а во взаимосвязи, во внутреннем единстве. Обе они сплетены в стройном, психологическом сюжете.
Роль анализируемого эпизода в комедии очень важна – здесь происходит развязка конфликтов, положенных в основу данного произведения. Чацкий узнает о клевете и тут же оказывается свидетелем сцен между Софьей, Молчалиным и Лизой: «Вот, наконец, решение загадки! – восклицает Чацкий.- Вот я пожертвован кому!» Но героя ждет последний удар: он узнает о роли Софьи в клевете на него. Тут и приходит к Чацкому окончательное прозрение и разочарование. С огромной внутренней болью и силой обличения он произносит свои последние слова, не щадя ни Фамусова и ему подобных, ни себя, ни Софью.
Оба конфликта приведены к концу. Столкновения с обществом завершаются разрывом, крушение любви становится очевидным. И ум, и любовь принесли Чацкому одно горе. Он покидает Москву.
Этот финал с заключающим его восклицанием Чацкого: «Вон из Москвы. » естественно и органично вытекает из характера и содержания конфликтов. «Не образумлюсь…», – говорит Чацкий Фамусову и в его лице всей «толпе мучителей». Он не только клеймит фамусовщину, но и сам духовно освобождается от власти своих иллюзий, надежд и мечтаний, разрывая последние нити, которые связывали его с оклеветавшим его обществом, мужественно побеждая свою влюбленность в Софью.
В финале пьесы совсем нет места смеху. Все герои прозревают, осознают то, что они безвозвратно потеряли. Для этого А.С.Грибоедову понадобилось переделать уже готовый текст. «На дороге мне пришло в голову, – написал он С.Бегичеву, – приделать новую развязку; я её вставил между сценою Чацкого, когда он увидел свою негодяйку со свечою над лестницею, и перед тем, как ему обличить её…»
Речь идет об 11-14-м явлениях четвертого действия. Соль нововведения заключена в том, что герои случайно узнают закономерную истину, именно таким образом для них раскрывается обман взаимоотношений, рассеивается чад иллюзий, созданный общепринятыми нормами общения. Развязка лишается скучной традиционности, какой-то заданности, приобретая качества достоверного психологизма и жизненной убедительности. Развитие сюжета как бы уходит вовнутрь героев, а в основу формы произведения положена не банальная интрига, а движение чувств и психологических состояний героев, которые проходят сложнейший путь духовного становления в житейских невзгодах и сердечных бурях.
Все герои прощаются с прежней жизнью. Чацкий теряет оптимизм, веру в любовь, чистоту и незыблемость человеческих отношений. Софья, обманутая в любви, теряет вместе с ней и уверенность в тех жизненных правилах, которые восприняла в обществе. Фамусов лишается спокойствия, уважения и авторитета. Самое главное, наступает крах тех жизненных правил, которыми герои до сих пор руководствовались, выявляется мнимая ценность нравственных законов, установленных людьми.
«Горе от ума» вошло в сокровищницу нашей национальной культуры. Комедия и сейчас не утратила своей нравственной и художественной силы и является живым источником чувств и размышлений. Гневное, непримиримое отношение Грибоедова к косности, несправедливости, подлости, лицемерию понятно нам, современным читателям.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Анализ заключительного эпизода комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
Смотрите также по произведению “Горе от ума”:
«Анализ заключительного эпизода комедии «Горе от ума»»
Комедия «Горе от ума» давно стала христоматийным произведением. Ее изучают в школе и вузе, по ней снимают фильмы и ставят спектакли. Чем объясняется такая непроходящая популярность этого произведения? Я думаю, здесь несколько причин. Это и круг тех вопросов, которые освещены в «Горе от ума», и художественные достоинства комедии, и авторская идея, посыл этого произведения.
Одним из самых значимых моментов в «Горе от ума» является его заключительный эпизод — 14−15 явления четвертого действия. В композиционном плане они представляют собой развязку — здесь разрешается любовный и социально-общественный конфликт, связанный с главным героем комедии, Александром Андреевичем Чацким.
Немного ранее мы узнаем, что Чацкому становится известно о романе Софьи и Молчалина, а мгновением раньше Софье открываются симпатии ее «любезного Алексея Алексеича» к Лизе. Разбито сразу несколько сердец — Молчалина, Софьи, Чацкого… Но это только личная драма. В заключительном эпизоде этих героев ждет и общественный позор — обо всем узнает Фамусов. Но мало того, свидетелями семейного скандала становятся все гости, присутствующие на балу, а также слуги!
Авторская ремарка указывает нам, что на шум прибегает Фамусов и толпа слуг со свечами. Павел Афанасьевич видит свою дочь и Чацкого. Он в запале думает, что у них произошло здесь свидание. Фамусов, не стыдясь никого, начинает ругать Софью на чем свет стоит. Причем этот человек не стесняется в выражениях:
Бесстыдница! где! с кем! Ни дать, ни взять она,
Как мать ее, покойница жена.
Фамусов уверен, что он раскрыл заговор против себя, в котором участвовали все, включая гостей. Ведь все его убеждали (и Софья первая), что Чацкий безумен, что этого человека с его идеями нужно посадить в сумасшедший дом. А тут – свидание!
Фамусов абсолютно выходит из себя, он уже неспособен контролировать свои эмоции и слова. Так, случайно, из этих гневных речей Чацкий узнает, что сплетню о его сумасшествии распустила именно Софья: «Так этим вымыслом я вам еще обязан?»
Петр Афанасьевич кругом видит виноватых. От него достается всем: и прислуге, особенно Лизе, которую он обвиняет чуть ли не в сводничестве, и, конечно. Софье. Ее он клянется отправить «Подалее от этих хватов, В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов…» Чацкому же Фамусов во всеуслышанье отказывает от дома и грозится донести о его «неблагонадежности всем» — «В Сенат подам, министрам, государю».
После этой пылкой речи Фамусова настает очередь Чацкого. Его слова — это и разрешение двух конфликтов, и ответ всей фамусовской Москве, и завершение сюжета произведения.
Финальная речь героя как бы делится на три части, отличающиеся по интонации и настроению, с которым герой их произносит. Сначала он находится в замешательстве, все еще не может поверить в то, что услышал и узнал. Первые его слова были обращены к Софье. Это, как мне кажется, доказывает, что отношения с этой девушкой, любовь к ней были главными для героя. Именно это чувство привело его в Москву и заставило вступить в конфликт со старомосковским обществом.
Теперь же сердце Чацкого разбито. Он не только убедился в том, что Софья его не любит, но и понял, в какой смешной и унизительной ситуации находился все это время. Чацкий верил и надеялся, чего-то добивался, а оказалось, что это были лишь пустые иллюзии. Именно в том, что она давала ему мнимые надежды, и обвиняет Александр Андреевич Софью:
Зачем меня надеждой завлекли?
Зачем мне прямо не сказали,
Что все прошедшее вы обратили в смех?!
Кроме того, он глубоко оскорблен выбором героини — его предпочли ничтожеству Молчалину, который, к тому же, оказался еще и подлым человеком.
Обличительная речь Чацкого Плавно переходит на более широкий предмет: на нравы и порядки фамусовского общества, где ценят таких ничтожеств, как Молчалин, считают их идеальными мужьями — «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей».
Чацкий делает вывод: «Так! отрезвился я сполна, Мечтанья с глаз долой — и спала пелена…», а затем дает очень меткую характеристику всему старомосковскому обществу — «мучителей толпа». Он стремится поскорей покинуть Москву, убежать, укрыться, чтобы прийти в себя и залечить свои раны. Чацкий уходит со сцены со словами «Карету мне, карету!»
Последнее слово в комедии принадлежит Фамусову — он сетует на то, что о скандале теперь узнает вся Москва, и переживает, что о его семействе будут говорить московские авторитеты.
Думаю, неслучайно именно репликой Фамусова заканчивается «Горе от ума». Это говорит о формальной победе Павла Афанасьевича, его образа мыслей и жизни, над взглядами Чацкого. Но, мне кажется, это временное явление — новые веяния, глашатаем которых стал Александр Андреевич, неудержимо наступают. Их победа бесспорна — для этого требуется лишь время.
Что же станется с героями пьесы? Мне кажется, что в жизни семьи Фамусова мало что изменится. У Павла Афанасьевича, когда он «остынет», гнев сменится на милость: Лизу вернут к своей хозяйке, которая, конечно же, останется в Москве. Софья будет залечивать свои душевные раны, Молчалин будет дальше продвигаться по службе. О скандале в доме Фамусовых поговорят, но вскоре забудут — когда появится повод для новых сплетен.
Что же Чацкий? Думаю, со временем и его душевная рана затянется. Он станет мудрее, научится реальнее смотреть на жизнь. Мне кажется, его идеалы, его натура не позволит этому человеку превратиться в простого обывателя. Он будет и далее действовать, воплощать свои идеи в жизнь, но, возможно, другими способами.
Таким образом, заключительный эпизод комедии «Горе от ума» явился развязкой двух основных конфликтов произведения — личного и социально-общественного, а также наметил дальнейшее развитие судеб героев, в еще большей мере прояснил характеры действующих лиц. Кроме того, этот эпизод окончательно прояснил смысл названия произведения и выразил авторскую позицию.
Анализ заключительного эпизода комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”
Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” давно стала христоматийным произведением. Ее изучают в школе и вузе, по ней снимают фильмы и ставят спектакли. Чем объясняется такая непроходящая популярность этого произведения? Я думаю, здесь несколько причин. Это и круг тех вопросов, которые освещены в “Горе от ума”, и художественные достоинства комедии, и авторская идея, посыл этого произведения.
Одним из самых значимых моментов в “Горе от ума” является его заключительный эпизод – 14-15 явления четвертого действия. В композиционном
Но это только личная драма. В заключительном эпизоде этих героев ждет и общественный позор – обо всем узнает Фамусов. Но мало того, свидетелями семейного скандала становятся все гости, присутствующие
Павел Афанасьевич видит свою дочь и Чацкого. Он в запале думает, что у них произошло здесь свидание. Фамусов, не стыдясь никого, начинает ругать Софью на чем свет стоит. Причем этот человек не стесняется в выражениях: …страмница! Бесстыдница! где! с кем!
Фамусов абсолютно выходит из себя, он уже неспособен контролировать свои эмоции и слова. Так, случайно, из этих гневных речей Чацкий узнает, что сплетню о его сумасшествии распустила именно Софья: “Так этим вымыслом я вам еще обязан?” Петр Афанасьевич кругом видит виноватых. От него достается всем: и прислуге, особенно Лизе, которую он обвиняет чуть ли не в сводничестве, и, конечно. Софье.
Ее он клянется отправить “Подалее от этих хватов, В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов…” Чацкому же Фамусов во всеуслышанье отказывает от дома и грозится донести о его “неблагонадежности всем” – “В Сенат подам, министрам, государю”. После этой пылкой речи Фамусова настает очередь Чацкого. Его слова – это и разрешение двух конфликтов, и ответ всей фамусовской Москве, и завершение сюжета произведения.
Финальная речь героя как бы делится на три части, отличающиеся по интонации и настроению, с которым герой их произносит. Сначала он находится в замешательстве, все еще не может поверить в то, что услышал и узнал. Первые его слова были обращены к Софье.
Это, как мне кажется, доказывает, что отношения с этой девушкой, любовь к ней были главными для героя. Именно это чувство привело его в Москву и заставило вступить в конфликт со старомосковским обществом. Теперь же сердце Чацкого разбито. Он не только убедился в том, что Софья его не любит, но и понял, в какой смешной и унизительной ситуации находился все это время.
Чацкий верил и надеялся, чего-то добивался, а оказалось, что это были лишь пустые иллюзии. Именно в том, что она давала ему мнимые надежды, и обвиняет Александр Андреевич Софью: Зачем меня надеждой завлекли? Зачем мне прямо не сказали, Что все прошедшее вы обратили в смех?! Кроме того, он глубоко оскорблен выбором героини – его предпочли ничтожеству Молчалину, который, к тому же, оказался еще и подлым человеком. Обличительная речь Чацкого Плавно переходит на более широкий предмет: на нравы и порядки фамусовского общества, где ценят таких ничтожеств, как Молчалин, считают их идеальными мужьями – “муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей”.
Чацкий делает вывод: “Так! отрезвился я сполна, Мечтанья с глаз долой – и спала пелена…”, а затем дает очень меткую характеристику всему старомосковскому обществу – “мучителей толпа”. Он стремится поскорей покинуть Москву, убежать, укрыться, чтобы прийти в себя и залечить свои раны. Чацкий уходит со сцены со словами “Карету мне, карету!” Последнее слово в комедии принадлежит Фамусову – он сетует на то, что о скандале теперь узнает вся Москва, и переживает, что о его семействе будут говорить московские авторитеты. Думаю, неслучайно именно репликой Фамусова заканчивается “Горе от ума”.
Это говорит о формальной победе Павла Афанасьевича, его образа мыслей и жизни, над взглядами Чацкого. Но, мне кажется, это временное явление – новые веяния, глашатаем которых стал Александр Андреевич, неудержимо наступают. Их победа бесспорна – для этого требуется лишь время. Что же станется с героями пьесы?
Мне кажется, что в жизни семьи Фамусова мало что изменится. У Павла Афанасьевича, когда он “остынет”, гнев сменится на милость: Лизу вернут к своей хозяйке, которая, конечно же, останется в Москве. Софья будет залечивать свои душевные раны, Молчалин будет дальше продвигаться по службе.
О скандале в доме Фамусовых поговорят, но вскоре забудут – когда появится повод для новых сплетен. Что же Чацкий? Думаю, со временем и его душевная рана затянется. Он станет мудрее, научится реальнее смотреть на жизнь.
Мне кажется, его идеалы, его натура не позволит этому человеку превратиться в простого обывателя. Он будет и далее действовать, воплощать свои идеи в жизнь, но, возможно, другими способами. Таким образом, заключительный эпизод комедии “Горе от ума” явился развязкой двух основных конфликтов произведения – личного и социально-общественного, а также наметил дальнейшее развитие судеб героев, в еще большей мере прояснил характеры действующих лиц.
Кроме того, этот эпизод окончательно прояснил смысл названия произведения и выразил авторскую позицию.
Анализ заключительного эпизода комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» давно стала христоматийным произведением. Ее изучают в школе и вузе, по ней снимают фильмы и ставят спектакли. Чем объясняется такая непроходящая популярность этого произведения? Я думаю, здесь несколько причин. Это и круг тех вопросов, которые освещены в «Горе от ума», и художественные достоинства комедии, и авторская идея, посыл этого произведения.
Одним из самых значимых моментов в «Горе от ума» является его заключительный эпизод – 14-15 явления четвертого действия. В композиционном плане они представляют собой развязку – здесь разрешается любовный и социально-общественный конфликт, связанный с главным героем комедии, Александром Андреевичем Чацким.
Немного ранее мы узнаем, что Чацкому становится известно о романе Софьи и Молчалина, а мгновением раньше Софье открываются симпатии ее «любезного Алексея Алексеича» к Лизе. Разбито сразу несколько сердец – Молчалина, Софьи, Чацкого… Но это только личная драма. В заключительном эпизоде этих героев ждет и общественный позор – обо всем узнает Фамусов. Но мало того, свидетелями семейного скандала становятся все гости, присутствующие на балу, а также слуги!
Авторская ремарка указывает нам, что на шум прибегает Фамусов и толпа слуг со свечами. Павел Афанасьевич видит свою дочь и Чацкого. Он в запале думает, что у них произошло здесь свидание. Фамусов, не стыдясь никого, начинает ругать Софью на чем свет стоит. Причем этот человек не стесняется в выражениях:
…страмница!
Бесстыдница! где! с кем! Ни дать, ни взять она,
Как мать ее, покойница жена.
Фамусов уверен, что он раскрыл заговор против себя, в котором участвовали все, включая гостей. Ведь все его убеждали (и Софья первая), что Чацкий безумен, что этого человека с его идеями нужно посадить в сумасшедший дом. А тут – свидание!
Фамусов абсолютно выходит из себя, он уже неспособен контролировать свои эмоции и слова. Так, случайно, из этих гневных речей Чацкий узнает, что сплетню о его сумасшествии распустила именно Софья: «Так этим вымыслом я вам еще обязан?»
Петр Афанасьевич кругом видит виноватых. От него достается всем: и прислуге, особенно Лизе, которую он обвиняет чуть ли не в сводничестве, и, конечно. Софье. Ее он клянется отправить «Подалее от этих хватов, В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов…» Чацкому же Фамусов во всеуслышанье отказывает от дома и грозится донести о его «неблагонадежности всем» – «В Сенат подам, министрам, государю».
После этой пылкой речи Фамусова настает очередь Чацкого. Его слова – это и разрешение двух конфликтов, и ответ всей фамусовской Москве, и завершение сюжета произведения.
Финальная речь героя как бы делится на три части, отличающиеся по интонации и настроению, с которым герой их произносит. Сначала он находится в замешательстве, все еще не может поверить в то, что услышал и узнал. Первые его слова были обращены к Софье. Это, как мне кажется, доказывает, что отношения с этой девушкой, любовь к ней были главными для героя. Именно это чувство привело его в Москву и заставило вступить в конфликт со старомосковским обществом.
Теперь же сердце Чацкого разбито. Он не только убедился в том, что Софья его не любит, но и понял, в какой смешной и унизительной ситуации находился все это время. Чацкий верил и надеялся, чего-то добивался, а оказалось, что это были лишь пустые иллюзии. Именно в том, что она давала ему мнимые надежды, и обвиняет Александр Андреевич Софью:
Зачем меня надеждой завлекли?
Зачем мне прямо не сказали,
Что все прошедшее вы обратили в смех?!
Кроме того, он глубоко оскорблен выбором героини – его предпочли ничтожеству Молчалину, который, к тому же, оказался еще и подлым человеком.
Обличительная речь Чацкого Плавно переходит на более широкий предмет: на нравы и порядки фамусовского общества, где ценят таких ничтожеств, как Молчалин, считают их идеальными мужьями – «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей».
Чацкий делает вывод: «Так! отрезвился я сполна, Мечтанья с глаз долой – и спала пелена…», а затем дает очень меткую характеристику всему старомосковскому обществу – «мучителей толпа». Он стремится поскорей покинуть Москву, убежать, укрыться, чтобы прийти в себя и залечить свои раны. Чацкий уходит со сцены со словами «Карету мне, карету!»
Последнее слово в комедии принадлежит Фамусову – он сетует на то, что о скандале теперь узнает вся Москва, и переживает, что о его семействе будут говорить московские авторитеты.
Думаю, неслучайно именно репликой Фамусова заканчивается «Горе от ума». Это говорит о формальной победе Павла Афанасьевича, его образа мыслей и жизни, над взглядами Чацкого. Но, мне кажется, это временное явление – новые веяния, глашатаем которых стал Александр Андреевич, неудержимо наступают. Их победа бесспорна – для этого требуется лишь время.
Что же станется с героями пьесы? Мне кажется, что в жизни семьи Фамусова мало что изменится. У Павла Афанасьевича, когда он «остынет», гнев сменится на милость: Лизу вернут к своей хозяйке, которая, конечно же, останется в Москве. Софья будет залечивать свои душевные раны, Молчалин будет дальше продвигаться по службе. О скандале в доме Фамусовых поговорят, но вскоре забудут – когда появится повод для новых сплетен.
Что же Чацкий? Думаю, со временем и его душевная рана затянется. Он станет мудрее, научится реальнее смотреть на жизнь. Мне кажется, его идеалы, его натура не позволит этому человеку превратиться в простого обывателя. Он будет и далее действовать, воплощать свои идеи в жизнь, но, возможно, другими способами.
Таким образом, заключительный эпизод комедии «Горе от ума» явился развязкой двух основных конфликтов произведения – личного и социально-общественного, а также наметил дальнейшее развитие судеб героев, в еще большей мере прояснил характеры действующих лиц. Кроме того, этот эпизод окончательно прояснил смысл названия произведения и выразил авторскую позицию.