Что вызывает инфляцию спроса
Инфляция
Инфляция – процесс обесценивания денег, который сопровождается массой сопутствующих изменений. В крайних случаях инфляция может привести к такому обесцениванию денежных средств, что он уступит место натуральному обмену (пример – Германия 1920-х).
Что такое инфляция
Инфляция не равна простому росту цен. Инфляция – это такое изменение общего уровня цен (не на все товары, а в целом), при котором денежные средства обесцениваются, теряя прежнюю покупательную способность. Инфляцию определяют с помощью так называемого дефлятора ВВП, описывающего общий уровень цен (на примере потребительской корзины, исключая импортные товары). Используются цены за текущий год, а не за предыдущий. Монетаристы рассчитывают инфляцию (или темп роста цен) как скорость роста денежной массы. Различают также открытую и подавленную инфляцию (скрытого типа), в условиях, когда цены и их изменение контролируются государством.
Инфляция в России
В России инфляция, основываясь на уровне индекса потребительских цен, составляла от 2500 (в 1992 году), 839,9 (в 1993-м) и до 6,1-6,5 на протяжении 2011-2013 гг. Особенность экономики России заключается в том, что в начале 21 века постоянно снижается покупательная сила национальной валюты. При этом цены на большую часть услуг и товаров растут. Номинальные экономические показатели стабильно выше, чем их реальное содержание. Перераспределение средств и структурные диспропорции приводят к инфляционным ожиданиям у всех экономических субъектов.
На сегодня уровень инфляции в России составляет:
Индекс инфляции
Под индексом инфляции понимают только индекс потребительских цен. Это параметр, который измеряет общую динамику цен и изменение этого уровня. В индекс инфляции закладывается только то, что используется для непроизводственного потребления (как товары, так и услуги). В 2015-м году Россия заняла 12-е место по уровню инфляции. Её также рассчитывали по индексу потребительских цен.
Интересный факт: в течение всего времени существования СССР индекс инфляции не рассчитывался (официально). В России такой индекс рассчитывают лишь с 1991 г.
Важно: потребительские цены – это цены, которые реально оплачивает покупатель, и в них уже включены сборы и налоги.
Индекс цен рассчитывается как отношение стоимости корзины текущего года к базовому.
Виды инфляции
Видов инфляции насчитывается немало.
1. Хансен ввёл такие виды, как открытая и скрытая (при контроле цен государством) инфляция.
2. Существует инфляция спроса (переизбыток общего спроса в отношении реального объёма производства), и инфляция предложения (рост цены вызывается за счёт увеличения издержек из-за недоиспользования производственного ресурса).
3. Сбалансированная инфляция – вариант, при котором цены разных товаров не изменяются по отношению между собой, и не сбалансированная инфляция (пропорции изменений цен различны на разные товарные позиции).
4. Прогнозируемая инфляция вполне ожидаема экономическими субъектами, непрогнозируемая – не ожидаема, часто фактические темпы роста цен выше предполагаемых.
5. Различают виды инфляции и по темпам роста:
Интересный факт. Экономисты считают небольшую инфляцию как составляющую развития экономики, стимулирующую её рост. В ЕС, к примеру, средний процент не превышает 3-3.5% в год.
Необычная ситуация порождается при гиперинфляции – так, при покрытии госрасходов при помощи увеличения денежной массы (выпуска денежных средств) может наступить обратный эффект – останавливается привычный хозяйственный механизм.
6. Для описания хронической инфляции с падением производства применяется термин стагфляция.
Причины инфляции
Причинами инфляции называют несколько: от монополий крупных предприятий до роста госрасходов. Среди самых распространённых перечисляются:
Последствия инфляции
Инфляция затрагивает множество областей и имеет ряд последствий:
Возникает различие оценок денежных запасов и денежных потоков. Вследствие этого обесцениваются:
Эмиссия денежных средств ухудшает экономическую ситуацию.
Перераспределяются доходы – последствия инфляции наиболее остро чувствуют
В «плюсе» оказываются кредиторы и покупатели. Возникают так называемые «мнимые доходы» за счёт удешевления стоимости товаров и стоимости заёмных средств.
Падают рентабельность производства, ВВП.
Как правило, после роста цен ухудшается курс национальной валюты.
Страдают владельцы сбережений, конечные потребители, наименее защищённые слои населения.
Фактически, бедные часто становятся ещё беднее.
Одновременно инфляция может как ухудшить положение производителей (за счёт увеличения цен, а значит – увеличения любых статей расходов при выпуске продукции), так и улучшить. Второй вариант возможен, если продукция поставляется за рубеж, и становится более доступной конечным потребителям.
Еще одно возможное последствие инфляции – так называемая «инфляционная спираль» (процесс самовоспроизводства инфляции, когда инфляционные ожидания подталкивают к росту цен, а он, в свою очередь, формирует ажиотажный спрос).
Составляющие инфляции
Две составляющие инфляции – это инфляция спроса (при повышенных по сравнению с производительностью труда реальных доходах людей) и инфляция издержек (цена растёрт на материалы, задействованные в производстве).
В первом случае объём получаемых населением средств выше реальной производительности труда в пересчёте на каждого работника, и рост получаемых средств превышает рост объёма предлагаемых услуг и товаров. В результате рост доходов становится выше, чем способности экономики удовлетворить растущий спрос, и цены на товары и услуги увеличиваются.
Второй вариант подразумевает, что затраты на производство товаров и услуг повышаются, а чтобы сохранить рентабельность, производители вынуждены повышать на них цены.
Совет Сравни.ру: В случае высоких инфляционных ожиданий не поддавайтесь ажиотажному спросу на товары и услуги. Как правило, наибольшие инвестиционные ошибки граждане совершают, вкладывая свободные средства, чтобы избежать обесценивания, в покупку нескольких однотипных крупных товаров, а также в большие объёмы продуктов питания. Выгода, скорее всего, будет незначительной.
Как инфляция влияет на ваши инвестиции
Обычно если мы говорим: «Все дорожает», имеем в виду «инфляцию». Она постепенно снижает покупательскую способность денег и «съедает» сбережения. Давайте разберемся, что означает этот термин в рыночной экономике, как влияет на нашу жизнь и какие финансовые инструменты помогут сохранить личные средства.
Что такое инфляция
Инфляция (англ.: inflation, лат.: inflatio («вздутие»), inflare («взорвать»); термин используется в русском языке с первой четверти XX века) — это усредненный показатель прироста цен на товары и услуги в стране. Речь идет именно о постоянном росте, а не разовом повышении стоимости товаров. Это не означает, что сразу все товары выросли в цене, стоимость на некоторые из них может не расти или даже падать. Также реальный уровень инфляции может отличаться от того, как конкретный человек воспринимает изменения цен на привычную продуктовую корзину.
Инфляция — изменение цен на товары и услуги в стране в течение длительного периода.
Инфляция приводит к снижению покупательской способности. То есть на одну и ту же сумму, например, через год вы купите меньше товаров или оплатите меньше услуг, чем сегодня. Это означает, что деньги обесценились и потеряли часть своей реальной стоимости.
Откуда берется инфляция
Для роста инфляции есть несколько причин.
Соотношение спроса и предложения, определяющее уровень цен
На инфляцию может повлиять и рост спроса на товары и неуспевающее за этим спросом предложение, и, наоборот, сокращение предложения при том же уровне спроса.
Примером первого являются ситуации, когда граждане начинают активно покупать определенный товар, а его производители не успевают за этим спросом. Второго — когда из-за неурожайного года или монополиста на рынке, не желающего снижать цены, растет стоимость товаров.
Снижение курса национальной валюты
В нашей стране при ослаблении курса рубля к доллару поставляемые из-за рубежа товары, соответственно, растут в цене, что приводит к увеличению их стоимости на полках магазинов.
Рост инфляционных ожиданий
На рост инфляции могут повлиять и настроения граждан или производителей. Люди видят, что цены начинают расти и стараются закупиться впрок по более низкой стоимости. Продавцы видят, что спрос на их продукты повышается и сами начинают поднимать цены, соответственно, растет и инфляция.
На инфляцию влияют спрос и предложение на продукты и услуги, курсы валют, конкуренция, ожидания граждан, действия государства.
Какой бывает инфляция
Эксперты выделяют дефляцию, низкую инфляцию, умеренную, галопирующую инфляцию и гиперинфляцию.
Дефляция, или отрицательная инфляция, — когда цены не растут, а наоборот, падают. Дефляция, как и инфляция, — это отрицательный процесс, потому что граждане не спешат покупать товары в надежде на еще большее снижение цены, а производители тем временем сворачивают производство из-за падения спроса. От дефляции потребитель выигрывает только в краткосрочной перспективе, затем негативные экономические эффекты распространяются на рынок труда, где тоже может начаться дефляция стоимости труда.
Низкая инфляция — обычно это ежегодный рост цен до 6%. Этот показатель является комфортным и для граждан, и для бизнеса и дает возможность экономике развиваться. Правительства многих стран стараются поддерживать инфляцию на таком уровне. Например, для России целевой показатель инфляции — 4%.
Умеренная инфляция показывает рост цен уже до 10% в год.
Высокая или галопирующая инфляция — это устойчивый рост цен до 50%. Она плоха тем, что вызывает нервозность на рынках: граждане и компании не могут планировать будущее, а значит и спрос невозможно предугадать.
Гиперинфляция — это резкий рост цен сразу в несколько раз. Обычно такое бывает в период глобальных кризисов. Тогда граждане отказываются от денег, потому что они, по сути, ничего не стоят, и начинают обменивать товары и услуги по бартеру или за иностранную валюту.
Последние пять лет инфляция в России колеблется на уровне 3—5%. В кризисные 2007—2008 и 2014 годы инфляция разгонялась до 11—13%. Однако это не сравнимо с ее показателями в 1992 году, когда рост цен доходил до 2 500%, или в 1993 году — до 840%.
Академическая наука определяет инфляцию как потерю покупательской способности денег. Небольшая инфляция традиционно рассматривается как необходимое явление здоровой экономики: небольшое и прогнозируемое уменьшение покупательской способности денег стимулирует экономических агентов тратить и инвестировать или сберегать. Слишком низкая или слишком высокая инфляция воспринимается как негативная для экономики, поэтому монетарные власти, Центральные Банки, стараются удерживать инфляцию на «разумном» уровне в пределах 2—4%. Слишком низкая инфляция вредит совокупному спросу, производству и инвестициям, которые являются «топливом» экономического роста. Слишком высокая инфляция существенно увеличивает неопределенность как для потребителей, так и для инвесторов. А высокая неопределенность означает избыточные риски и, как следствие, меньшие возможности тратить и инвестировать.
Как рассчитать инфляцию
Инфляцию в России измеряет Росстат: каждый месяц ведомство публикует статистику на основании стоимости потребительской корзины. В потребительскую корзину входит более 550 продуктов и услуг: от яиц и гречки до лекарств, одежды, стоимости проезда и проживания в отелях. В зависимости от того, выросла или снизилась стоимость этой корзины, можно сделать выводы об увеличении или снижении инфляции.
При этом нужно понимать, что официальная инфляция по стране может значительно отличаться от индивидуальной у конкретного гражданина. Дело — в различии потребительских корзин. Например, в вашу может входить больше расходов на развлечения, путешествия и обучение, чем на продукты, что не предусмотрено в таком же количестве в корзине Росстата.
Инфляция может отличаться и в зависимости от региона: в Краснодаре цены на фрукты будут ниже, чем в Магадане, а значит, и стоимость общей корзины снизится.
Чтобы рассчитать индивидуальную инфляцию, нужно составить список стандартных покупок вашей семьи: продукты, одежда, ЖКХ, услуги. Далее купите и оплатите все по этому списку в начале месяца и сохраните чеки. Повторите то же самое в следующем месяце. Так вы можете сравнить изменены цены потребительской корзины вашей семьи и определить индивидуальный уровень инфляции.
Как инфляция влияет на нашу жизнь
У инфляции есть как позитивные, так и негативные последствия.
+ Инфляция способствует развитию экономики
Умеренная, предсказуемая инфляция говорит о здоровой экономике в стране. В этом случае растет ВВП (валовой внутренний продукт, или рыночная стоимость всех произведенных в стране товаров и услуг для конечного потребления), благополучие населения в целом, создаются комфортные условия для развития бизнеса.
— Инфляция обесценивает сбережения
Умеренная инфляция — важное условие для развития экономики. Негативные последствия инфляции: сокращение реальных доходов населения и обесценивание их сбережений.
Как обмануть инфляцию
Для сохранения личных средств нужно, чтобы ваш ежегодный доход рос в соответствии с уровнем инфляции, а лучше превышал его.
Самый простой способ защиты сбережений — депозит. Но при условии, когда инфляция выше ставок по банковским вкладам, реальная доходность — доходность с поправкой на инфляцию — такого финансового инструмента будет нулевой или отрицательной.
Другой способ защиты своих денег от инфляции — инвестиции на фондовом рынке. Однако нужно помнить, что вложения в биржевые инструменты не застрахованы, а это значит, что можно не только получить прибыль выше инфляции, но и зафиксировать убыток.
Вот примеры, куда можно инвестировать.
Недвижимость. Приобретение недвижимости для сдачи в аренду или дальнейшей продажи не потеряло свою актуальность и сегодня. Только теперь недвижимость можно купить и в виде паев закрытого паевого фонда, если вы квалифицированный инвестор, или в формате инвестиций в REIT (real estate investment trusts) — иностранные фонды недвижимости.
Акции. Инвестируя в акции, вы становитесь владельцем доли в бизнесе компании и можете зарабатывать на росте их стоимости или дивидендах. Именно этот инструмент лучше всего отражает реальную экономику и позволяет не только догнать инфляцию, но и стабильно долгосрочно превышать ее. Но стоит помнить, что в данном случае выше шансы потерять деньги, чем заработать, ведь никто не знает, как поведут себя акции конкретной компании завтра или через месяц. Чтобы успешно выбирать акции, нужно изучать отчеты компаний, следить за событиями и новостями.
Российские облигации федерального займа (ОФЗ). Самые надежные и консервативные инструменты для инвестирования, которые показывают доходность немногим выше инфляции.
Корпоративные облигации надежных эмитентов и акции «голубых фишек», а также бумаги с плавающим купоном, привязанным к индексу потребительских цен или ставке RUONIA. Эти бумаги будут показывать доход равный или выше инфляции, но всегда стоит внимательно оценивать компании для вложений.
Золото. Часто этот инструмент используют для долгосрочных вложений как естественную защиту от инфляции. Это может быть и физическое золото, и акции золотодобывающих компаний.
Паевые инвестиционные фонды (ПИФ). Такие фонды находятся под управлением профессиональных управляющих, которые диверсифицируют риски и создают портфель, состоящий из нескольких инструментов, чтобы показать наилучшую доходность. Этот финансовый инструмент прекрасно подойдет для новичков.
Например, у вас есть цель через пять лет купить квартиру и даже первоначальный взнос в размере 1 млн рублей. Куда его вложить, чтобы эти деньги не съела инфляция?
По правилу инвесторов диверсифицировать вложения — или проще говоря не класть все яйца в одну корзину — нужно составить портфель, разделив средства на несколько инструментов из разных отраслей. Например, большая часть может приходиться на облигации надежных компаний, ОФЗ и ПИФы, а меньшая — на акции «голубых фишек».
Все примеры в этом материале не являются инвестиционной рекомендацией.
Итак, инфляция — это рост цен в стране на определенные товары в течение длительного периода времени. Инфляция индивидуальна для каждого гражданина и зависит от того, что он покупает. Каждый год покупательская способность денег падает, мы не можем это контролировать. Поэтому чтобы сохранить и защитить свои сбережения, необходимо сделать так, чтобы деньги работали — например, размещать их в депозиты или инвестировать в недвижимость и надежные инвестиционные инструменты. Чтобы инфляция не «съела» ваш капитал, лучше всего найти баланс и инвестировать в ОФЗ, ПИФы, корпоративные облигации и акции высоконадежных эмитентов.
Что такое инфляция
Инфляция — это устойчивое повышение общего уровня цен на товары и услуги в экономике. Обратный процесс — снижение общего уровня цен — называют дефляцией.
Индекс потребительских цен как показатель инфляции
Об изменении цен в экономике дают представление различные показатели ценовой динамики — индексы цен производителей, дефлятор валового внутреннего продукта, индекс потребительских цен. Когда говорят об инфляции, обычно имеют в виду индекс потребительских цен (ИПЦ), который измеряет изменение во времени стоимости набора продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, потребляемых средним домохозяйством (т.е. стоимости «потребительской корзины»). Выбор ИПЦ в качестве основного индикатора инфляции связан с его ролью как важного показателя динамики стоимости жизни населения. Кроме того, ИПЦ обладает рядом характеристик, которые делают его удобным для широкого применения — простота и понятность методологии построения, месячная периодичность расчета, оперативность публикации.
Периоды, за которые измеряется ИПЦ, могут быть различными. Наиболее распространены сравнения уровня потребительских цен в определенном месяце года с их уровнем в предыдущем месяце, соответствующем месяце предыдущего года, декабре предыдущего года.
Статистическое наблюдение за ценами, необходимые расчеты и публикацию данных об ИПЦ в России осуществляет Федеральная служба государственной статистики.
Особенности российской потребительской корзины
В России, как и в целом в странах с формирующимися рынками, характерной чертой потребительской корзины является достаточно высокая доля в ней продовольственных товаров (в 2014 г. — 36,5%). Цены на них отличаются достаточно высокой изменчивостью. В значительной степени колебания инфляции на рынке продовольствия определяется изменениями объемов предложения, в первую очередь — урожая сельскохозяйственных культур в нашей стране и в мире, который существенно зависит от погодных условий. Поскольку доля продовольственных товаров в потребительской корзине высока, колебания цен на них могут оказывать значительное влияние на инфляцию в целом.
Другой особенностью российской потребительской корзины, используемой для расчета ИПЦ, является наличие в ней товаров и услуг, цены и тарифы на которые подвержены административному воздействию. Так, государством регулируются тарифы на ряд услуг коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, связи, некоторые другие. Кроме того, цены на табачные изделия, алкогольную продукцию существенно зависят от ставок акцизов.
Потребительский спрос удовлетворяется за счет товаров и услуг как отечественного, так и иностранного производства. Статистические данные о доле импорта в ИПЦ отсутствуют, но представление о ней в части товаров может дать удельный вес импорта в структуре товарных ресурсов розничной торговли (в последние годы — около 44%). Заметная доля товарного импорта в потребительской корзине обусловливает значимость влияния на инфляцию изменений обменного курса рубля.
Факторы инфляции
Цены могут расти быстрее или медленнее. В первом случае говорят о повышении инфляции, во втором — о ее снижении. Существуют различные причины изменения инфляции. Рассмотрим их на примере ускорения роста цен. Если уровень спроса на товары и услуги превышает возможности предложения по его удовлетворению, говорят о проинфляционном влиянии факторов со стороны спроса. В отдельных случаях на опережающий рост спроса могут повлиять слишком доступные кредиты, ускоренный рост номинальных доходов экономических субъектов. Часто эти источники избыточного спроса называют «монетарными факторами инфляции» — давлением на цены в связи с созданием излишнего количества денег.
Инфляция может расти и тогда, когда дисбаланс на рынке товара или услуги возникает по причине недостаточного предложения, например, из-за неурожая, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа, действий монополиста.
Инфляция может быть вызвана ростом издержек на производство и реализацию единицы продукции — из-за удорожания сырья, материалов, комплектующих, повышения расходов предприятий на заработную плату, налоги, процентные платежи и других затрат. Повышение издержек может привести также и к снижению объемов производства и, далее, к формированию дополнительного проинфляционного давления из-за недостаточного предложения.
Рост цен на импортируемые компоненты затрат может быть обусловлен как повышением мировых цен, так и снижением курса национальной валюты. Кроме того, ослабление национальной валюты может напрямую влиять на цены конечной ввозимой из-за рубежа продукции. Общее воздействие изменения обменного курса на динамику цен называют «эффектом переноса» и часто рассматривают как отдельный фактор инфляции.
Экономическая теория выделяет как особый фактор инфляционные ожидания — предположения относительно уровня будущей инфляции, формируемые субъектами экономики. Ожидаемый уровень инфляции учитывается производителями при принятии решений, касающихся установления цен на их собственную продукцию, ставок заработной платы, определения объемов производства и инвестиций. Инфляционные ожидания домохозяйств влияют на их решения о том, какую часть средств, имеющихся в их распоряжении, направить на сбережение, а какую — на потребление. Решения экономических субъектов влияют на спрос и предложение товаров и услуг и, в конечном счете, на инфляцию.
Негативные последствия высокой инфляции
Высокая инфляция означает понижение покупательной способности доходов всех экономических субъектов, что негативно отражается на спросе, экономическом росте, уровне жизни населения, настроениях в обществе. Обесценение доходов сужает возможности и подрывает стимулы к сбережению, что препятствует формированию устойчивой финансовой основы для инвестирования. Кроме того, высокой инфляции сопутствует повышенная неопределенность, которая затрудняет принятие решений экономическими субъектами. Все вместе это отрицательно влияет на сбережения, потребление, производство, инвестиции и в целом — на условия для устойчивого развития экономики.
Преимущества ценовой стабильности
Ценовая стабильность означает сохранение низких темпов роста потребительских цен, таких, которыми экономические субъекты пренебрегают при принятии решений. В условиях низкой и предсказуемой инфляции население не боится сберегать в национальной валюте на длительные сроки, поскольку уверено, что инфляция не обесценит их вклады. Долгосрочные сбережения, в свою очередь, являются источником финансирования инвестиций. В условиях ценовой стабильности банки готовы предоставлять ресурсы заемщикам на длительные сроки по сравнительно низким ставкам. Таким образом, ценовая стабильность создает условия для роста инвестиций и, в конечном счете, — для устойчивого экономического развития.
Причины инфляции и научные подходы к их изучению
Инфляция – это длительный и устойчивый процесс. Нередко ее путают с банальным повышением цен. Для инфляционного процесса характерен общий рост цен – дефлятор ВВП, при этом, например, в отдельных отраслях или на определенные товарные категории может наблюдаться сезонное снижение стоимости. Кроме того, стоимость товара, как ключевой флюгер инфляционных процессов, имеет свои особенности, в зависимости от вида и причины возникновения инфляции.
Каковы причины инфляции?
Традиционная экономическая наука называет следующие причины инфляции кратко:
Обесценивание денег может проходить как под преимущественным воздействием внешнего характера и внутренних причинных составляющих.
Внешние причины инфляции
Все эти причины встречаются в странах с открытой экономикой. К ним можно отнести:
Если рассматривать причины инфляции в России, то приводило к ее усиление падение цен на топливо и цветные металлы, являющиеся основным экспортным товаром.
Внутренние причины инфляции
Однако не только влияние внешнего рынка приводит к инфляционным процессам, но и внутренние экономические причины в стране привести к этому явлению.
Если рассматривать Россию, то причинами инфляции становится отставание отраслей потребительского сектора по сравнению с отраслью тяжелой промышленности, а также недостаток в регулировании хозяйственного сектора.
В исследованиях разных экономических школ можно найти различные объяснения причин, порождающих инфляционные процессы. А вопрос основных факторов пока остается неизменным. В науке принято принимать две их группы: монетарные и немонетарные.
Относятся к этому следующие:
В данном случае дальнейшее развитие инфляционной составляющей напрямую связано с тем, что скорость оборачиваемости денежных единиц растет намного быстрее, чем производственный рост. Но увеличение скорости оборота может являться следствием усовершенствования банковского дела и системы.
Последователи немонетарной теории объясняют причины инфляции кратко и понятно: она вызываются как оборотом денег, так и действием сферы производственной. Сама она появляется в результате роста производственных затрат, ожиданий последствий от изменений в структурах спроса. Далее рост зарплаты, прибыли налога и т.д. вызывает возникновение шока предложений.
Так как повышенные ставки налогов приводит к тому, что замедляется рост производства и последующих продаж производимого товара.
У инвесторов пропадает стимул вкладывать свои деньги в производство. Народ ждет повышающихся цен, активно закупая товары впрок. Это естественно вызывает инфляцию спроса и вслед за ним растут цены.
Ускорение течения инфляционной составляющей напрямую связано с основными экономическими ресурсами. В основной массе вялотекущие процессы обесценивания денежных единиц, рост безработицы или дефицит товарной составляющей формируется на фоне роста стоимости следующих категорий:
Антиинфляционная стратегия
Стратегия, которая включает в себя меры, механизмы с ориентировкой на долговременные результаты. Тактика с обхватом мер и механизмов с направлением на краткосрочные результаты.
Антиинфляционная стратегия состоит из механизмов долгосрочного действия. Поэтому ее воздействие ощутимо экономикой лишь по истечении определенного времени.
На первом месте данной стратеги стоит уменьшении инфляционных ожиданий, в частности, что касается цен. Достигнуть этого можно двумя методами:
На втором месте этой стратегии – долгосрочная денежная политика. Цель, которой регулирование роста денежной массы, а методами являются жесткие лимиты на ежегодный прирост массы денег. На третьем месте стоит бюджетная политика и прочие составляющие элементы хозяйственно-экономической деятельности.