Что вызывает дефицит общения в младенческом возрасте

Влияние «дефицита общения» на психическое развитие ребёнка

Что вызывает дефицит общения в младенческом возрасте. Смотреть фото Что вызывает дефицит общения в младенческом возрасте. Смотреть картинку Что вызывает дефицит общения в младенческом возрасте. Картинка про Что вызывает дефицит общения в младенческом возрасте. Фото Что вызывает дефицит общения в младенческом возрасте Татьяна Щербакова
Влияние «дефицита общения» на психическое развитие ребёнка

Влияние дефицита общения на социальное развитие ребёнка

Социальное развитие ребенка, в рамках теории культурно-исторического развития, понимается Л. С. Выготским как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта. Извлечение этого опыта возможно при общении со старшими. При этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и обуславливает его структуру [13, 34].

Л. С. Выготский ввел очень важное для педагогической психологии понятие «социальной ситуации развития». Социальная ситуация развития есть некоторая система отношений ребенка и социальной среды, которая определяет содержание, направление процесса развития и формирование его центральной линии, связанной с основными новообразованиями. Социальная ситуация развития, включающая систему отношений, различные уровни социального взаимодействия, различные типы и формы деятельности, рассматривается в качестве основного условия личностного развития.

Отсутствие или дефицит общения со взрослым вызывает явление социальной депривации. Среди примеров социальной депривации известны такие хрестоматийные случаи как А. Г. Хаузер, волчьи дети и дети-Маугли.

Похожую историю наблюдали И. Лангмейер и 3. Матейчек у 25 детей, которых насильно отобрали у матерей в рабочих лагерях и воспитывали в одном тайном месте в Австрии, где они жили в тесном старом доме среди лесов, без возможности выходить на двор, играть с игрушками или увидеть кого-либо иного, чем своих трех невнимательных воспитательниц. Дети после своего освобождения также сначала кричали целыми днями и ночами, они не умели играть, не улыбались и лишь с трудом учились соблюдать чистоту тела, к которой их ранее принуждали только грубой силой. По истечении 2-3 месяцев они обрели более или менее нормальный вид, причем и им при реадаптации сильно помогало «групповое чувство» [22, 39].

Сразу после рождения у ребенка отсутствует общение со взрослыми: он не отвечает на их обращения и сам ни к кому не адресуется. Но уже после 2-го месяца жизни он вступает во взаимодействие, которое можно считать общением: он начинает развивать особую активность, объектом которой является взрослый. Эта активность проявляется в форме внимания и интереса ребенка ко взрослому, эмоциональных проявлений у ребенка ко взрослому, инициативных действий, чувствительности ребенка к отношению взрослого. Общение со взрослыми у младенцев играет как бы пусковую роль в развитии реагирования на важные раздражители.

Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья. Подробно специфику развития общения в дошкольном возрасте рассматривала в своих работах М. И. Лисина и сотрудники её лаборатории [24, 78].

Общение у детей, переживающих дефицит общения, развивается иначе, чем у их сверстников, живущих с любящими родителями.

Потребность в общении у таких детей появляется позже, чем у детей, живущих в семье. Само общение протекает более вяло, комплекс оживления выражен слабо, в его состав входят менее разнообразные проявления, он быстрее затухает при исчезновении активности взрослого [29, 86].

М. И. Лисина утверждает, что у детей с дефицитом общения (например, воспитанников дома ребенка) отсутствует полноценное эмоционально-личностное общение в первом полугодии жизни, а во втором полугодии задерживается своевременное становление потребности в сотрудничестве со взрослым и, как следствие, предметно-манипулятивной деятельности. Присутствует однообразное, неэмоциональное манипулирование с предметами [14, 48].

Большую трудность для дошкольников и младших школьников представляет внеситуативно-личностная беседа. Как правило, вопросы «кто вам больше нравится?», «что вы любите?», «какое настроение?» и т. п. вызывают смущение детей, и они ничего не могут на них ответить. Внеситуативное общение даже старших дошкольников интересует мало, ему они предпочитают тесные эмоциональные контакты со взрослым, оставаясь, таким образом, на самой первой стадии развития общения со взрослым. Однако очень быстро их даже такой интерес проходит, и при расставании с их стороны не проявляется никаких эмоций, что свидетельствует об отсутствии стойкой привязанности.

Деловые контакты с взрослыми возникают поздно и осуществляются в примитивной форме. Дети с интересом могут наблюдать за игровыми действиями взрослого, выполнять его указания, охотно принимать все предложения, но включиться в игру, быть ее равноправными и активными участниками дети не могут. Попытка взрослого аргументировать привлекательность совместной игры, деятельности может вызвать внезапное отчуждение, демонстрацию показного безразличия, представляющего вариант защитного поведения, которое маскирует испуг, неуверенность в себе и т. п. Ребенок не умеет себя проявить в общении. Его никто не развивал в плане эмоциональной культуры и культуры общения.

В силу неправильного и недостаточного опыта общения дети часто занимают по отношению к другим людям агрессивно-негативную позицию. Исследования показывают, что дети, находящиеся в ситуации депривации, неуспешны в разрешении конфликтов и со взрослыми, и со сверстниками, они агрессивны, стремятся обвинить окружающих в возникновении конфликта, не способны к конструктивному выходу из конфликтной ситуации. Их эмоциональные реакции отличаются более высокой напряженностью, аффективными срывами, большим накалом эмоциональной фрустрации.

Для них характерна слабая выраженность значимости дружеских связей, отсутствие постоянных диад и триад, носящих в основном ситуативный характер. Отношение к взрослым определяется практической полезностью последнего в жизни ребенка. Описанные особенности поведения определяются не только дефицитом общения со взрослым и многочисленностью контактов со сверстниками, но и специфичностью последних. В детском доме ребенок постоянно взаимодействует с одной и той же довольно узкой группой сверстников. Это приводит к тому, что здесь отношения в группе складываются по типу родственных. С одной стороны, это положительный фактор, способствующий эмоциональной стабильности, защищенности. Но, с другой стороны, подобные контакты не способствуют развитию навыков общения с незнакомыми людьми, способности адекватно оценивать свои качества, необходимые для избирательного, дружеского общения.

Как показывают исследования В. С. Мухиной, в условиях детского дома формируется феномен «мы». У детей возникает своеобразная идентификация друг с другом. Они делят мир на «своих» и «чужих». От «чужих» они обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать их в своих целях. Хотя и внутри своей группы они также чаще всего обособлены [25, 145].

Описанные особенности эмоционально депривированных детей касаются в первую очередь тех, кто живет в закрытых детских учреждениях. Однако многие характеристики могут быть отнесены и к детям, воспитывающимся в семьях. В связи с этим в психологии, как уже отмечалось ранее, используется термин «маскированная депривация».

Внешними признаками социальных проявлений дефицита общения выступают «плохое» (девиантное) поведение, режимные нарушения, слабое усвоение новых социальных норм. Эти признаки могут встречаться как в совокупности, так и по отдельности. Часто наличие одного из этих признаков влечет за собой наличие других. Например, нарушения поведения, в основе которых могут лежать различные причины, порождают психологический дискомфорт у ребенка, нарушая привычные взаимоотношения с взрослым. Это побуждает его к поиску средств компенсации, а так как выбор этих средств у детей часто ограничен, то в результате такой поиск приводит к еще более серьезным нарушениям (например, развивается привычка бравировать, скрывая свое неблагополучие) и проступкам и, соответственно, к дальнейшему ухудшению отношений. Травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь.

Анализ показывает: чем старше дети, тем в более мягких формах проявляется социальная депривация и тем быстрее и успешнее происходит компенсация в случае специальной педагогической или психологической ра-боты. Однако практически никогда не удается устранить последствия социальной депривации на уровне некоторых глубинных личностных структур. Люди, перенесшие в детстве социальную изоляцию, продолжают испытывать недоверие ко всем людям, за исключением членов своей микрогруппы, перенесших то же самое. Они бывают завистливыми, чрезмерно критичными к другим, неблагодарными, все время как бы ждут подвоха со стороны других людей.

Итак, только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Дефицит общения взрослого с ребенком не просто задерживает формирование характерных для их возраста форм общения и взаимодействия с окружающими (змоционально-личностного, личностного, внеситуативного, но и способствует развитию принципиально иных механизмов, с помощью которых ребенок приспосабливается к окружающим условиям.

Дети с нарушениями интеллекта в неблагополучных семьях: психическое, речевое, социальное, нравственное развитие ВОДВЕНКО ВАЛЕНТИНА ПЕТРОВНА Социальный педагог МАДОУ «Волшебница» ЯНАО г. Лабытнанги, Россия, valechka.vdovenko@mail.ru КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:.

Консультация для педагогов «Влияние игры на психическое развитие и формирование личности ребенка с ОВЗ» Значение игры для психического развития детей с ОВЗ Долгое время о развитии ребенка судили по количеству выявленных у него знаний, по объёму.

Консультация для родителей. Влияние неправильной речи окружающих на звукопроизношение ребёнка Причиной плохого звукопроизношения может явиться неправильная речь окружающих взрослых или общение ребенка с детьми, имеющими неправильное.

Консультация для родителей «Влияние стиля общения с матерью на формирование речи ребенка» Говоря о здоровьесберегающих технологиях, как правило, подразумевают деятельность образовательных учреждений. Роль семьи, и в частности.

Что вызывает дефицит общения в младенческом возрасте. Смотреть фото Что вызывает дефицит общения в младенческом возрасте. Смотреть картинку Что вызывает дефицит общения в младенческом возрасте. Картинка про Что вызывает дефицит общения в младенческом возрасте. Фото Что вызывает дефицит общения в младенческом возрастеКвиллинг. Влияние на речевое развитие. Квиллинг-техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них картин. Квиллинг отлично развивает мелкую моторику. Учёные.

Психическое развитие ребенка дошкольного возраста В период раннего детства 1-3 года ребенок уже не является беспомощным существом. Он очень активен в действиях и своем стремлении общаться.

Родительское собрание «Влияние компьютерных игр на физическое и психическое здоровье дошкольников» Родительское собрание на тему: «Влияние компьютерных игр на физическое и психическое здоровье дошкольников» Автор: Козлова Марина Владимировна,.

Влияние музыки на развитие ребенка Многие родители задаются вопросом: а стоит ли учить ребенка музыке? На этот вопрос в музыкальной педагогике ответ один: конечно стоит. Ведь.

Влияние семьи на развитие ребёнка Актуальность проблемы влияния семьи на развитие ребёнка является одной из важнейших проблем воспитания. Родительская семья является важнейшим.

Влияние совместных ролевых игр на развитие потребности общения со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста. Влияние совместных ролевых игр на развитие потребности общения со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста. И. Н. Лахненко, Д. Е.

Источник

Развитие ребенка на разных возрастных этапах

Период младенчества (первый год жизни)

Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям, ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы – безусловные рефлексы. Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный?

Это, прежде всего, система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением».

Среди безусловных рефлексов выделяются защитные и ориентировочные. Некоторые рефлексы являются атавистическими — они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называемый иногда «обезьяньим», пропадает уже на втором месяце жизни.

Безусловные рефлексы новорожденного

РаздражителиРефлексы
Действие яркого светаГлаза закрываются
Шлепок по переносицеГлаза закрываются
Хлопок руками возле головы ребенкаГлаза закрываются
Поворот головы ребенка направоПодбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается
Разведение локтей в стороныРуки быстро сгибаются
Нажатие пальцем на ладонь ребенкаПальцы ребенка сжимаются и разжимаются
Нажатие пальцем на подошву ребенкаПальцы ног сжимаются
Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пяткеБольшой палец ноги поднимается, остальные — вытягиваются
Укол булавкой подошвыКолено и стопа сгибаются
Поднимаем лежащего ребенка животом внизРебенок пытается поднять голову, вытягивает ноги

К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери. У него возникают сосательные движения. Но в целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени.

Как можно описать психическую жизнь новорожденного? Мозг маленького ребенка продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом, с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированны и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений» (Л. С. Выготской).

Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию активный характер.

Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней новые тонкие эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом, оживления», Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление, первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.

Младенчество

Младенец интенсивно растет. Рост здорового ребенка за первый год его жизни увеличивается примерно в 1,5 раза, а вес — почти в 2 раза.

Физическое развитие младенца

Время появленияРазвитие моторики
1 месяцПоднимает подбородок
2 месяцаПоднимает грудь
3 месяцаТянется за предметом, но, как правило, промахивается
4 месяцаСидит с поддержкой
5—6 месяцевХватает рукой предметы
7 месяцевСидит без поддержки
8 месяцевСадится без посторонней помощи
9 месяцевСтоит с поддержкой; ползает на животе
10 месяцевПолзает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками
11 месяцевСтоит без поддержки
12 месяцевХодит, держась одной рукой

Восприятие

Что вызывает дефицит общения в младенческом возрасте. Смотреть фото Что вызывает дефицит общения в младенческом возрасте. Смотреть картинку Что вызывает дефицит общения в младенческом возрасте. Картинка про Что вызывает дефицит общения в младенческом возрасте. Фото Что вызывает дефицит общения в младенческом возрасте

После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.

Ребенок в младенческом возрасте воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы.

Можно сказать, что в младенческом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих параметрах объектов. Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие их свойства.

К 2—3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше.

Ребенок различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. Активный же интерес к цвету появляется позже, с 6 месяцев.

Развивается также пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины. Американские психологи провели красивый эксперимент с «обрывом»: младенца помещали на стеклянный стол, под которым находились две большие доски, прикрепленные на разных уровнях. Разница в уровнях этих досок, обтянутых яркой, в крупную клетку материей, и создавала иллюзию обрыва. Маленький ребенок, тактильно ощущая ровную поверхность стекла, ползет к матери, не замечая глубины. После 8 месяцев большинство детей избегают «обрыва» и начинают плакать.

Движение и действия

Движения рук младенца, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни. В 5—6 месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координации. Хватание — первое целенаправленное действие ребенка, оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами.

Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т. д. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Жан Пиаже назвал круговыми реакциями. После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых. Ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком.

К концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действий с ними. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых и новых свойств окружающих его объектов. Ориентируясь в окружающей действительности, он интересуется не только тем, «что это такое», но и тем, «что с этим можно делать».

К концу 1 года ребенок включается в достаточно сложные действия игры.

Память

Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно, простейших ее видов. Первым появляется узнавание. В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле его зрения, 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого.

На протяжении младенческого возраста наблюдается, наряду с познавательным, и эмоциональное развитие. Эта линия развития тоже непосредственно зависит от общения с близкими взрослыми. В первые 3-4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности.

После 3-4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. В 7-8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается.

Общаясь с мамой или другим близким человеком, младенец к концу 1 года стремится не только к чисто эмоциональным контактам, но и к совместным действиям.

Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие

В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10—20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

Кризис 1 года

Что вызывает дефицит общения в младенческом возрасте. Смотреть фото Что вызывает дефицит общения в младенческом возрасте. Смотреть картинку Что вызывает дефицит общения в младенческом возрасте. Картинка про Что вызывает дефицит общения в младенческом возрасте. Фото Что вызывает дефицит общения в младенческом возрасте

Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Слово «нельзя» в кризисный период приобретает особую актуальность.

Язык маленького ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний.

Детская речь понятна только самым близким людям, постоянно находящимся рядом с ребенком и понимающим значения его слов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *