Что выявляет тест векслера

Тест умственных способностей по Векслеру

Диагностика умственных способностей была разработана доктором Дэвидом Векслером (1896—1981), профессором Медицинского колледжа Университета Нью-Йорк. Первоначальная версия была создана еще в 1939 году. С тех пор он много раз модифицировался и расширялся.

Записаться на прием

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Само слово «тест» пришло к нам из английского и означает «испытание» или «проба». Тест Векслера («шкала Векслера», «тест интеллекта Векслера», WAIS, WISC), пожалуй, один из самых популярных методов оценки умственных способностей в США и Европе. В последнее время он стал широко применяться и в России.

Диагностика умственных способностей была разработана доктором Дэвидом Векслером (1896—1981), профессором Медицинского колледжа Университета Нью-Йорк. Первоначальная версия была создана еще в 1939 году. С тех пор он много раз модифицировался и расширялся.

Сначала появился тест для школьников и дошколят. Позже был создан алгоритм, позволяющий оценить интеллект взрослых. В течение десятилетий методика шлифовалась и улучшалась. Сейчас трудно встретить человека, который бы не знал и не проходил тест на уровень IQ.

ПОКАЗАНИЯ

В НИИ Дети Индиго тест Векслера могут пройти дети в возрасте от 5-ти до 16-ти лет. Некоторые ошибочно полагают, что тест Векслера создан для диагностики умственной отсталости. Это не совсем так. От формулировки диагноз умственная отсталость давно отказались в профессиональных кругах.

Невролог в случае подозрения на задержку развития может порекомендовать пройти тест. Однако и сами родители часто проявляют инициативу и обращаются к клиническому психологу, чтобы объективно оценить интеллект ребенка, выявить его склонности и таланты, вовремя подготовиться к занятиям в школе. Особой популярностью пользуется тест перед поступлением в школу. Задать вопрос

КАК ОЦЕНИВАЕТСЯ ИНТЕЛЛЕКТ У ДЕТЕЙ В НИИ ДЕТИ ИНДИГО ПО ШКАЛЕ ВЕКСЛЕРА.

СУТЬ МЕТОДИКИ

Вербальные субтесты призваны выявить:

Невербальная шкала показывает способность логично действовать.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Оценивать интеллект принято в баллах. Не стоит торопиться самостоятельно их интерпретировать на основании найденной в интернет информации. Уровень IQ или оценка умственных способностей может колебаться значительно. Можно найти расшифровку от довольно высокой оценки до диагноза «умственная отсталость». Для опытного психолога результаты теста Векслера – это не просто молчаливые цифры.

Диагностика детского интеллекта по Векслеру должна учитывать массу нюансов. Например, молчаливый ребенок-интроверт, может сначала показать невысокий результат. В действительности, никакого отставания здесь нет. Просто его визуальное мышление опережает вербальное. Как только такой ребенок начинает читать, он легко наверстывает упущения в разговорном навыке. Он прекрасно понимает, как устроен мир, и сам в состоянии выяснить значения большинства понятий. Сколько стоит

Самое главное – тест должен носить практический смысл, а не просто удовлетворять любопытство. Психолог даст необходимые рекомендации. Подскажет не только, какие существуют пробелы и как их можно скорректировать. А также посоветует, в каком направлении стоит развивать ребенка, на что малыш отзовется благодарнее всего, в чем он раскроется максимально и добьется лучших успехов.

При необходимости полученные по тесту Векслера результаты можно уточнить дополнительными исследованиями. Например, программа Р-300 позволяет оценить когнитивные функции мозга. Эта уникальная технология в Уральском регионе представлена исключительно в НИИ Дети Индиго.

Источник

Тест Векслера для детей: Что это такое и кому показан?

Что выявляет тест векслера. Смотреть фото Что выявляет тест векслера. Смотреть картинку Что выявляет тест векслера. Картинка про Что выявляет тест векслера. Фото Что выявляет тест векслера

Тест Векслера для детей, или шкала Векслера (WISC), является одним из самых известных инструментов для измерения уровня интеллектуального развития у детей младше 16 лет. Он был разработан в 1949 году и с тех пор постоянно улучшается и актуализируется. В настоящее время используется его версия WISC-V, появившаяся в 2014 году. Далее мы расскажем вам подробнее о том, что такое тест Векслера и каковы его основные характеристики.

Что такое детский тест Векслера (WISC)

Целью проведения теста WISC является оценка процесса обучения у школьников. Тест Векслера, или WISC (Wechsler Intelligence Scale for Children), диагностирует общий интеллект у детей и подростков в возрасте от 6 до 16 лет. Поэтому его можно проводить как в начальной, так и средней школе.

Данный метод исследования появился в 1949 году как версия теста Векслера-Бельвью для оценки интеллекта у взрослых. Однако, пройдя через множество изменений, дополнений и уточнений, он превратился в эталонный инструмент для измерения коэффициента умственного развития у детей.

Его используют психологи и специалисты школьного обучения в образовательных центрах по всему миру. Сейчас применяется версия WISC-V, созданная в 2014 году. Существуют также его различные вариации, адаптированные для школьников различных стран.

Что оценивает тест Векслера?

Если вкратце, то он позволяет оценить 5 аспектов (или составляющих) интеллекта:

Каждая часть теста позволяет оценить тот или иной аспект, затем полученные баллы сравниваются со средним значением для данной возрастной группы. Таким образом, возраст ребенка здесь является определяющим фактором для оценки результата.

Именно поэтому данный тест чаще всего используют в тех случаях, когда для той или иной цели необходимо определить коэффициент умственного развития ребенка. Например, он незаменим для выявления у детей особых способностей, а также проблем с обучаемостью или умственной отсталости.

Какие задания входят в тест Векслера?

Всего в этом тесте 15 заданий. Их результаты оценивают по основным параметрам:

С другой стороны, результаты также классифицируются в соответствии с форматом ответов.

Что выявляет тест векслера. Смотреть фото Что выявляет тест векслера. Смотреть картинку Что выявляет тест векслера. Картинка про Что выявляет тест векслера. Фото Что выявляет тест векслера

Как вы могли заметить, все эти задания имеют разный характер. На одни вопросы нужно ответить устно, для других заданий потребуется ручка и бумага, а третьи выполняются руками.

Проведение теста

Как мы уже писали выше, его можно провести с любым ребенком в возрасте от 6 до 16 лет. Естественно, делать это должен квалифицированный специалист. Данный тест обычно проводят в школах (в индивидуальном или коллективном формате), а также по инициативе родителей в специализированном центре.

Сразу хотим вас предупредить, что это недешевое удовольствие. Ведь для его выполнения требуется не только педагог или психолог, прошедший обучение, но и специальные материалы.

Длительность самого теста зависит лишь от самого ребенка, а вернее от скорости его ответов. Тем не менее обычно это 1-1.5 часа. Если тест выполнялся индивидуально, результат вам скажут сразу же.

Как выглядит результат?

Как мы уже говорили выше, полученный результат сравнивается со средним значением для данного возраста. Таким образом, он соответствует одной их этих оценок:

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Источник

Тест Векслера/Детский вариант

Общие правила проведения тестирования

Обработка и интерпретация данных

Правила численной обработки данных тестирования.

«Сумма шкальных оценок» – сумма оценок, набранная испытуемым за вербальные и невербальные субтесты.

«Четыре субтеста» – «истинная» сумма шкальных оценок, начисляемая испытуемому, которому в связи с какими-то исключительными обстоятельствами предъявлялись только четыре из шести вербальных или невербальных субтестов.

Как указывает автор русскоязычной адаптации методики исследования интеллекта, при обследовании умственно отсталых испытуемых суммы вербальных и невербальных оценок оказываются настолько низкими, что уже не могут быть оценены таблицами итоговых показателей, предложенных Д. Векслером. Для устранения подобных ситуаций А.Ю. Панасюк разработал алгоритм перевода суммарных оценок в баллы итоговых показателей, в соответствии с которыми им предложено дополнение к таблицам Векслера:

Сумма оценок

Вербальный IQ

Невербальный IQ

Общий IQ

Сумма оценок

Общий IQ

Психологическая характеристика субтестов

Порядок и правила анализа результатов тестирования едины для взрослого (WAIS) и детского (WISC) вариантов методики исследования интеллекта. Исключение составляет лишь субтест 12 «Лабиринты», отсутствующий во взрослом варианте. Общий показатель IQ методики является индикатором общего интеллекта (фактор «g»), т.е. сложноинтегрированного качества психики, обеспечивающего индивиду успешность поведения в различных ситуациях и эффективность различных видов деятельности.

За оценкой вербального показателя стоит вербальный интеллект как интегральное образование и одновременно подструктура общего интеллекта, функционирование которой осуществляется в вербально-логической форме с преимущественной опорой на знания. Уровень и структура вербального интеллекта теснейшим образом связаны с полученным образованием, многообразием индивидуального жизненного опыта, всей совокупностью условий социализации человека. В структуре вербального интеллекта Д. Векслер полагает важным выявить и измерить следующие характеристики:

1) уровень интеллектуальных функций в настоящем, обеспечивающих нормальное протекание интеллектуальной деятельности;

2) состояние этих функций в прошлом, в процессе созревания и становления индивидуального интеллекта.

Вербальные субтесты в целом наиболее тесно коррелируют с критериями общей культуры и академической успеваемостью. Их результаты очень чувствительны к национальным различиям в языковой культуре испытуемого, в связи с чем тестирование лиц иной национальности представляется не полностью корректным. Невербальный показатель методики WISC отражает состояние невербального интеллекта, т.е. интегрального образования и подструктуры общего интеллекта, деятельность которого связана не столько со знаниями, сколько со сформировавшимися на их основе умениями индивида и особенностями его психофизических, сенсомоторных, перцептивных характеристик.

Психологическую характеристику субтеста «Лабиринты» можно извлечь из матриц субтестов корреляций, составленных Д. Векслером. В соответствии с изложенными там данными «Лабиринты» взаимосвязаны прежде всего с двумя вербальными («Осведомленность» и «Сходство») и двумя невербальными («Кубики Косса» и «Последовательные картинки») субтестами. Причем характерно, что в диапазоне от 7 до 13 лет обусловленность оценки за выполнение «Лабиринтов» вербальными субтестами увеличивается, а невербальными сокращается.

При анализе показателей IQ целесообразно специальное внимание уделять развитию у ребенка невербальных составляющих интеллекта. Выполнение невербальных заданий не столь сильно зависит от наличия у ребенка определенного запаса знаний, и может поэтому фиксировать «зону ближайшего развития», «потенциальные возможности интеллекта» в целом. По мнению Н. Дубровиной невербальные субтесты гораздо богаче в своих диагностических возможностях, поскольку невербальный интеллект играет определяющую роль в общей структуре интеллекта. Причем эта роль постепенно увеличивает свое значение после 5-8-летнего возраста.

Заключение по совокупности тестовых показателей об уровне интеллектуального развития испытуемого должно делаться исключительно корректно. В детском возрасте тестовые оценки могут существенно меняться в связи с изменением условий жизни, воспитания и обучения ребенка. Кроме этого, стандартизованная тестовая методика в принципе не способна полно отразить индивидуальные особенности интеллекта. Она, как правило, «безразлична» и к динамическим аспектам интеллектуального развития. Как справедливо подчеркивается, высокие оценки IQ не являются существенными признаками гениальности. Зачастую случается так, что люди с такими оценками незаметно для окружающих проводят дни своей жизни, а люди со средним значением IQ добиваются в своей профессии выдающихся успехов. Все дело в том, что успешность (в обучении и конкретной деятельности) зависит от специфических интеллектуальных способностей, оригинальности, целеустремленности и т.д. По этим причинам сколько-нибудь категорическое экспертное заключение по тестовым данным об интеллектуальном потенциале, «потолке» развития ребенка является в моральном плане недопустимым, в научном – необоснованном.

Продолжение в следующем файле на сайте psihologn.org в разделе ПСИХОЛОГАМ

Полный вариант с таблицами вы можете скачать здесь:

Источник

Опыт использования теста Векслера в индивидуальной работе с подростком, страдающим аутизмом

Представляется, что и традиционные методы психодиагностики, к которым относится методика исследования интеллекта Д. Векслера, могут быть по-прежнему полезны при психологическом обследовании людей, страдающих РАС. Тест Векслера может использоваться не столько для формального определения пресловутого «коэффициента интеллекта», сколько – в первую очередь – для уточнения особенностей познавательной деятельности, а также поведенческих и эмоционально-личностных характеристик детей и подростков, страдающих аутистическими расстройствами. Следует оговориться, что методика применима с теми из них, с кем уже возможен вербальный контакт и у кого сформирован определенный уровень произвольности в поведении. Как отмечал И.А. Коробейников, психометрические методы, используемые именно психологом с опорой на качественный анализ деятельности испытуемого, должны дополнять данные клинического обследования (Коробейников, 1986, 1987). Полученные цифровые результаты, по мнению автора, «не имеют самостоятельного значения», но помогают «с большей уверенностью и определенностью судить как о степени сформированности интеллекта, так и о его качественной структуре» (1987, с. 341).

Эта статья посвящена результатам обследования с помощью теста Векслера 1 14-летнего аутичного подростка и использованию этих результатов для программирования дальнейшей психокоррекционной работы с ним.

Итак, подросток Женя, диагноз – ранний детский аутизм (поставлен в возрасте 4 лет во Всероссийском Научном Центре психического здоровья), на момент обследования 14 с половиной лет. Своеобразие развития Жени затрагивает практически все стороны его психической деятельности и поведения. Мимика невыразительная, мало улыбается. Мало смотрит в глаза собеседнику, даже если ситуация общения для него комфортна; чаще взгляд направлен вниз. Интонационная сторона речи также бедная, невыразительная: спонтанная речь в подавляющем большинстве случаев носит словно комментирующий характер, интонационно не выделяются ни согласие, ни протест, ни выражение собственных нужд. Значительно затруднены связные развернутые высказывания. В коммуникации безынициативен: почти никогда не поддерживает диалог спонтанно, не задает вопросов; при этом на вопросы собеседника добросовестно отвечает.

Наибольшую трудность для подростка представляют речевые высказывания, касающиеся собственного внутреннего мира, который остается слабо оформленным, мало дифференцированным. Это касается предпочтений и желаний, переживаний, пережитых событий и впечатлений от них. В спонтанной речи практически отсутствует лексикон, касающийся психологических реалий; отвечает на вопросы типа «Как тебе то или иное событие?», как правило, стереотипным «Мне понравилось». Понимание метафорического и юмористического в речи, контекста высказываний, художественных текстов очень затруднено. Плохо «чувствует» время, продолжительность событий.

В 2009-10 уч. г. был переведен из интегративной школы с массовой программой в школу 8 вида (в 7 класс), поскольку стали нарастать трудности освоения массовой программы. (Именно в связи с необходимостью определить оптимальный для подростка профиль учебного учреждения и было проведено тестирование.)

Эмоциональный и поведенческий фон в основном ровный, однако на фоне усталости у Жени иногда возникают приступы возбуждения, сопровождающиеся навязчивым громким смехом, стереотипными движениями рук. В таких случаях подростку трудно полностью контролировать свое эмоциональное состояние. Нередко без всякой связи с ситуацией начинает цитировать песни бардов, которых знает много.

Как при тестировании, так и в спонтанном диалоге отмечается еще одно затруднение: Жене очень трудно вербально обозначить невозможность ответить на вопрос собеседника. Приводит это к тому, что, пытаясь ответить на вопрос, он может начать перебирать самые разные, практически нелепые варианты ответов, иногда останавливая себя. С другой стороны, если напомнить ему о такой возможности, если расположить на рабочем столе карточку с надписью «Я не знаю», то подросток порой начинает неоправданно часто использовать эту возможность, в том числе и когда ответ ему доступен. За этой особенностью деятельности, как мне кажется, стоят неуверенность в правильности своих действий и боязнь неуспеха, сочетающиеся с недостаточностью активного приложения имеющегося жизненного опыта, накопленной информации к решению какой- либо конкретной задачи.

В то же время, при всех своих сложностях, Женя достаточно адаптированный в жизни подросток. Так, он осваивает самостоятельное передвижение, начиная со знакомых привычных маршрутов (в школу); занимается музыкой (блок-флейта); физически вынослив, ловок, в частности разделяет увлечение своей семьи горными лыжами.

Опыт использования теста показывает, что целесообразно внести небольшие изменения в процедуру тестирования.

Хочется в то же время еще раз оговорить, что полученные с помощью этой методики данные отнюдь не сводятся к трем и тем более – к одной цифре, а предоставляют много достаточно разнообразной информации об испытуемом.

Так, при анализе получившегося интеллектуального профиля (см. рис.) можно отметить одну красноречивую особенность. Профиль очень разбросанный, что вообще характерно для людей с аутизмом (в противоположность умственно отсталым без аутистических черт, для которых характерно более или менее «плоское» снижение профиля). В целом по невербальным субтестам результаты значительно выше, чем по вербальным, что также отмечается в литературе (Аппе, 2006; Frith, 1997). Пики успешного выполнения – «лабиринты» (№ 12), «кубики Кооса» (№ 9), относительно неплохо также выполнены «недостающие детали» (№ 7), «шифровка» (№ 11). Эти достижения контрастируют с низкой оценкой за субтест «последовательные картинки» (№ 8), где нужно интерпретировать содержание картинок, составляя логичную содержательную историю в соответствии с социально задаваемыми смыслами.

Применение процедуры тестирования интеллекта выявило следующие особенности деятельности испытуемого:

Что выявляет тест векслера. Смотреть фото Что выявляет тест векслера. Смотреть картинку Что выявляет тест векслера. Картинка про Что выявляет тест векслера. Фото Что выявляет тест векслера

Таким образом, результаты проведенного обследования говорят об обоснованности перевода испытуемого в школу 8 вида. Можно наметить и некоторые направления дальнейшей психокоррекционной работы с Женей, опираясь на результаты теста (в первую очередь – на те серии заданий, которые оказались наиболее трудными):

Обследование позволяет сделать и некоторые предположения относительно будущей профессиональной подготовки испытуемого. С учетом неплохих зрительно-пространственных и моторных навыков, усидчивости («лабиринты», «кубики Кооса», «шифровка»), я думаю, Женя вполне сможет обучиться алгоритмической последовательности навыков в рамках какого-нибудь ремесла. При этом возможность неожиданных изменений, необходимость быстрого принятия важных решений должны быть сведены в такой работе к минимуму. Возможно, неплохой профессиональной нишей для него могло бы стать предприятие малой полиграфии или бытового обслуживания.

В целом, результаты проведенного обследования еще раз говорят о том, что психокоррекционное сопровождение очень желательно и для уже выросших аутичных детей.

Источник

Тест интеллекта Векслера: описание и особенности применения

Описание первой векслеровской шкалы интеллекта было опубликовано в 1939 году. Она была предназначена специально для тестирования интеллекта взрослых людей в возрасте от 16 до 64 лет. До этого интеллектуальные тесты в основном составлялись для детей школьного возраста. С того времени тест WAIS претерпел несколько редакций, но принципиально не изменился. В России методика WAIS была адаптирована в Институте им. В. Бехтерева.

Проведение теста Векслера занимает около 1 часа. Необходимое время для обработки результатов зависит от способа. Вручную понятно дольше.

Общее правило при проведении интеллектуального тестирования – не тестировать человека если онутомлен или плохо себя чувствует.

Тест Векслера WAIS состоит из двух больших частей — вербальной и невербальной. Вербальная часть состоит из шести субтестов, невербальная из пяти.

Субтесты вербальной части следующие :

3. Арифметический субтест. Оценивает концентрацию внимания, легкость оперирования числовым материалом. Испытуемый должен устно решить серию арифметических задач. Дается оценка не только точности ответа, но и затраченного на решение времени.

4. Субтест установления сходства. Оценивает способность к формированию понятий, классификации, упорядочиванию, абстрагированию, сравнению. Испытуемый должен установить и охарактеризовать общность между парой понятий. Оценка варьирует от 0 до 2 баллов, в зависимости от достигнутого уровня обобщения: конкретного, функционального, концептуального. В субтесте предлагается 13 пар понятий.

5. Субтест повторения цифровых рядов. Направлен на исследование оперативной памяти и внимания, состоит из двух частей: запоминания и повторения чисел в прямом и обратном порядке.

Субтесты невербальной части :

1. Субтест шифровки цифр. Изучает степень усвоения зрительно-двигательных навыков. Задача состоит в том, чтобы написать под каждой цифрой в клеточке соответствующий ей символ (набор символов предлагается). Время выполнения лимитировано. Оценка соответствует количеству правильно зашифрованных цифр.

3. Субтест кубиков Коса. Направлен на изучение сенсомоторной координации, способности синтеза целого из частей. Испытуемому предлагают последовательно воспроизвести десять образцов рисунков из разноцветных деревянных кубиков. Время ограничивается по каждому заданию. Оценка зависит как от точности, так и от времени исполнения задания.

4. Субтест последовательности картинок. Исследует способность к организации фрагментов в логическое целое, к пониманию ситуации и предвосхищению событий. В задании предлагается восемь серий картинок. В каждой серии картинки объединены сюжетом, в соответствии с которым испытуемый должен расположить их в определенной последовательности. Оценка зависит от правильности и времени решения.

5. Субтест составления фигур. Направлен на изучение способности синтеза целого из частей. Испытуемому предлагают в определенной последовательности детали четырех фигур («человек», «профиль», «рука», «слон») без указания на то, что из этих деталей должно быть составлено. В оценке учитывается время и правильность решения.

Задания в каждом субтесте расположены в порядке возрастания трудности. При выполнении заданий по субтесту «арифметика» и всем невербальным субтестам учитывается как скорость, так и правильность выполнения. По остальным субтестам — только точность выполнения заданий. Уровень выполнения заданий оценивается в соответствии с возрастными нормами.

Все ответы тестируемого заносятся в специальный тестовый бланк. Желательно записывать ответы как можно полнее, особенно если экспериментатор не очень свободно владеет методикой оценки. Это даст возможность позже спокойно обдумать неоднозначные, неясные ответы и правильно оценить их.

При обработке результатов подсчитываются баллы по каждому субтесту, суммарный показатель вербального интеллекта (VIQ), суммарный показатель невербального интеллекта (PIQ), и показатель общего интеллекта (IQ).

На основании рассчитанных баллов можно судить об интеллектуальном уровне человека и сравнивать полученный показатель с распределением IQ в популяции. Вот какая классификация уровней интеллекта была предложена Векслером:

Можно, кроме того, сделать выводы о преобладающей сфере интеллекта — вербальная или невербальная Сопоставив уровни выполнения различных субтестов можно оцениить развитие отдельных интеллектуальных способностей (например, образного и логического мышления, внимательности, наблюдательности, памяти и др.).

В настоящее время используются 3 варианта теста Д.Векслера:

В России адаптированы первые два варианта теста.

Другую русскоязычную адаптацию теста WISC предприняли под руководством Ю.З.Гильбуха сотрудники отдела психодиагностики НИИ психологии Украины (г.Киев) в 1992 году.

В вашей почте раз в неделю. А еще: новости, акции и мероприятия для HR.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *