Что выявляет особенности построения формы в рисунке

Что выявляет особенности построения формы в рисунке

13 пользователь(ей) активно (7 пользователь(ей) просматривают Профиль)

Участников: 0
Гостей: 13

Форма, объем, конструкция

Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть картинку Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Картинка про Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Фото Что выявляет особенности построения формы в рисункеДля того чтобы научиться верно изображать Предмсты с натуры на плоскости, студентам необходимо иметь представление об их формс, объеме и конструкции. Эти сведения помогут в дальнейшем решать учебные задачи при работе над рисунком, позволят лучше понять и разобраться в строении предметных форм при изображении. В противном случае студенты могут перейти к механическому и бездумному копированию натурных предметов.

Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть картинку Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Картинка про Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке Главная задача при обучении рисунку — научиться правильно видеть объемную форму предмета и уметь ее логически последовательно изображать на плоскости листа бумаги. Для этого рассмотрим более детально строение предметов.

Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть картинку Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Картинка про Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Фото Что выявляет особенности построения формы в рисункеВ физической природе невозможно представить какое-либо тело, имеющее абстрактную форму, например пустоту.
Не отвлекаясь на подобного рода объекты, перейдем к предметам реальным, окружающим нас повсюду, включая формы живой натуры.

Под формой предмета следует понимать геометрическую сущность поверхности предмета, характеризующую его внешний вид. Всякий предмет или объект в природе, от микрочастиц до гигантских космических тел, имеет определенную форму, и форма человеческого тела здесь не исключение. Следовательно, любой предмет есть форма, а форма подразумевает объем.

Эти два понятия — форма и объем — неразрывно взаимосвязаны, составляют единое целое и раздельно в природе не существуют. Для примера возьмем плоский предмет — лист бумаги, внешний вид которого характеризуют плоские очертания прямоугольной или обрывистой формы. Его объем будет определяться толщиной сечения, каким бы оно ни было топким. Разумеется, этот пример применительно к рассматриваемой конкретной теме не совсем удачен. Было бы лучше, если бы лист бумаги был скомкан или ему была бы придана другая объемная форма. В этом случае предмет выглядел бы более выразительно. Возьмем книгу, внешние очертания которой при первоначальном рассмотрении имеют ту же форму, что и лист бумаги. Однако толщина книги имеете с общей площадью создают ее объем, делая этот пример более наглядным

Объем предмета — это трехмерная величина, которая ограничена в пространстве различными по форме поверхностями (любые предметы имеют высоту, ширину и длину, даже в относительном их измерении).

Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть картинку Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Картинка про Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Фото Что выявляет особенности построения формы в рисункеФорма любого предмета и своей основе понимается или рассматривается как его геометрическая сущность, его внешний вид или внешние очертания. Известный художник и педагог Д.Н.Кардовский считал, что форма есть масса, имеющая тот или иной характер подобно геометрнческим телам, таким как куб. шар. цилиндр и др. Это н равной степени относится и к живым формам, которые при всей сложности имеют в основе (схеме) скрытую геометрическую сущность. Так. например, форма туловища человека может быть подставлена в виде нескольких геометрических форм: цилиндра, параллелепипеда или более приближенном к форме туловища уплощенном призмы (рис. 1). Однако четких очертаний названные геометрические формы в туловище человека не имеют, в нем присутствуют углубления. выстУпы и другие отклонения, которые мешают неискушенным рисовальщикам увидеть эти геометрические тела в живой форме Тем не менее, при внимательном анализе форм туловища просматривается его геометрическая сущность, которая приближена к форме призмы. Применяя эти геометрические формы при построении фигуры человека, коюеретиэируя и обобщая имеющиеся отклонения, можно придать фигуре реальные очертания.

Осмысливая внешние очертания предметов, необходимо также осмыслить я сущность их внутреннего строения, конструкцию формы и связь отдельных элементов, составляющих ту или иную форму.. Конструкция предмета, как правило, определяет характер его формы. В учебном рисунке понятие конструкции формы приобретает особое значение с точки зрения ее пространственной организации, геометрической структуры, внешнего пластического строения, материала и ее функционального назначения. Это позволяет студентам более осознанно подходить к работе над рисунком.

Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть картинку Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Картинка про Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке

Геометрическая основа конструкции простых предметов очевидна, сложнее разглядеть ее в живых формах. На рис.2, наглядно показаны изображения черепов животных, чьи сложные формы также имеют скрытую геометрическую основу, что значительно упрощает понимание структурной и конструктивной сущности этих предметов. От структуры строения предмета во многом зависят приемы построения его формы на плоскости. Поэтому, анализируя форму предмета, как бы она ни была сложна на первый взгляд, прежде всего необходимо проникнуть в сущность его внутреннего строения, не отвлекаясь на мелкие детали, мешающие понять геометрическую основу его конструкции. Это позволит студентам получить более полную информацию о предмете и осознанно выполнить рисунок. Только после этого можно приступить к решению изобразительных задач и свободно, уверенно рисовать как с натуры, так и по воображению, что чрезвычайно важно для профессиональной творческой деятельности.

Для лучшего понимания конструкции предметов и приобретения навыков грамотного изображения их формы также необходимо вспомнить полученные в школе знания по геометрии, такие, как понятия о точках, линиях и объемных формах.

Источник

§4 Элементы формообразования. Простые и сложные формы

§4 Элементы формообразования. Простые и сложные формы

Предметы простой формы в своей основе имеют одну геометрическую фигуру, а предметы сложной формы – несколько геометрических фигур.

Более сложные объекты обычно называют комбинированными, имея в виду, что данный объект в своей основе представляет сумму геометрических тел. К таким объектам можно отнести, например, машину любого вида, животных и множество других объектов действительности.

Не случайно художники, подчеркивая геометрическую форму объектов, так и говорят: «Этот предмет имеет кубическую форму, этот – цилиндрическую, а тот – шарообразную и т. п.».

Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть картинку Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Картинка про Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке

Геометрическая основа строения объектов окружающего мира вовсе не означает, что при рисовании надо изображать геометрические формы. Проблема заключается в следующем: за внешними очертаниями предмета необходимо увидеть его конструкцию, а затем в рисунке построить форму предмета в виде упрощенных геометрических тел, фигур или плоскостей, усложняя ее до полного реалистического изображения.

Прежде чем приступить к изображению кувшина с натуры, полезно проанализировать, из каких геометрических форм он состоит. Если мысленно расчленить форму кувшина, отбросив носик и ручку, то можно представить, что горло – это цилиндр, а основная часть сосуда состоит из шара и двух усеченных конусов (ил. 39).

Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть картинку Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Картинка про Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке

39. Анализ строения формы кувшина

Давайте сделаем анализ формы предметов, входящих в несложный натюрморт (ил. 40).

Стрелками показаны основные направления формообразования. Зеленые стрелки показывают, в каких направлениях внешние силы «заставляют» искривляться поверхность, а красные – представляют силы внутри самого предмета, которые словно раздвигают форму.

Чтобы наиболее точно передавать в рисунке объем предметов, следует мысленно проводить такой анализ.

Сложным объектом для изображения является лошадь. Вообразить особенности ее строения можно с помощью геометризации и обобщения формы. Сравните геометрическую конструкцию формы лошади и ее реалистическое изображение.

Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть картинку Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Картинка про Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке

«Обрубовка» формы помогает лучше представить объемно- пространственное изображение, перспективное сокращение поверхностей. Голова лошади представляет усеченную пирамиду, тело – цилиндр.

Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть картинку Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Картинка про Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке

41 а. Геометрическое обобщение формы лошади (А. Лаптев) б. Реалистическое изображение лошади

Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть картинку Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Картинка про Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке

42. Последовательность движения бегущей лошади (по А. Лаптеву)

Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть картинку Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Картинка про Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке

Рисунки выдающегося японского художника К. Хокусая представляют значительное явление в мировой графике. Многие из них являются образцами для учебников. Композиции и рисунки Хокусая построены на основе пластического анализа и конструктивного разбора формы. Он показывает, что в основе всех живых форм лежат геометрические фигуры. Однако анализ не заслоняет ощущения натуры, поэтического восприятия природы. Наглядность метода мастера видна из сопоставления схематических рисунков и завершенных работ.

Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть картинку Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Картинка про Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке

43. К. ХОКУСАЙ. Животные. Из альбома «Ускоренное руководство по рисованию». 1812-1814 гг.

Кроме конструкции и общей формы предметов, мы видим и передаем в рисунке контур (абрис), то есть внешнее очертание.

Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть картинку Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Картинка про Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке

44. Превращения яблока

Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть картинку Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Картинка про Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке

Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть картинку Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Картинка про Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке

Интересно отметить, что можно образовать новую форму не только за счет прибавления объема, как в лепке, но и отнимая объем, как в скульптуре. При этом внешние очертания предмета могут измениться до неузнаваемости. Посмотрите, какие метаморфозы произошли с яблоком (ил. 44). Как изменилась его круглая форма!

Обратите внимание, что контур предметов в рисунке должен соответствовать их строению и общей форме.

Сложным объектом, с точки зрения формообразования, является человек. Можно представить, что голова – это шар, шея – цилиндр, грудная клетка – бочонок, руки и ноги – тоже цилиндрической формы и т. п.

На примере обобщенно-геометризированной гипсовой головы «обрубовки» (ил. 46) видно, что голова в целом построена по принципу геометрических объемов и ее изображение состоит из комбинации усложненных геометрических тел. В такой геометризированно-обобщенной форме очень четко и наглядно расшифровывается объемное построение головы и ее деталей.

В дальнейшем, рисуя живую голову, необходимо не потерять ощущение тех больших плоскостей, которые так хорошо просматриваются в «обрубовке».

Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть картинку Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Картинка про Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке

45. РУБЕНС. Схематический рисунок головы человека

Геометрические схемы помогают и в рисовании человека. Этот забавный рисунок показывает превращение лица в орнамент.

Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть картинку Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Картинка про Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке

46. А. ДЮРЕР. Аналитический рисунок построения головы человека

Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть картинку Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Картинка про Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке

47. Скелет человека

Форму и движения тела человека во многом определяет скелет. Он также играет роль каркаса в строении фигуры (ил. 47).

Полезно, передавая в рисунке форму человеческого тела и любого другого объекта, не только учитывать, но и намечать его каркас даже в тех случаях, когда он находится внутри и его можно себе только представить.

С помощью таких человечков (ил. 48) легко передать любое движение. Сначала рисуем как бы проволочный скелет, а затем превращаем его в человека, наращивая объем.

Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть картинку Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Картинка про Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке

48. Проволочные человечки

Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть картинку Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Картинка про Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке

Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть картинку Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Картинка про Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке

50. Веселые человечки Такие веселые человечки, нарисованные с помощью овалов, тоже помогают передать разнообразные движения.

Читайте также

2. ФОРМЫ ЖИЗНИ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ

2. ФОРМЫ ЖИЗНИ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ Клубы авторской песни Клубы авторской песни (первоначально называвшиеся клубами самодеятельной песни — КСП) стали первой естественной формой жизни движения авторской песни, выросшей из постоянных встреч авторов, исполнителей и любителей

Глава 1 Зрительное восприятие формы и пространства

Глава 1 Зрительное восприятие формы и пространства Компьютер позволяет быстро трансформировать геометрию объекта, подобрать цвет, выполнить сложные графические построения, имитировать различные визуальные эффекты, анимировать изображение. К сожалению, кажущаяся

Простые вещи

Простые вещи Михайлов стоит около метро и просит подаяние. Ему подают скупо, потому что молодой, здоровый и пока еще прилично одетый мужик не вызывает сострадания. Но после того что произошло, он не может устроиться ни на какую работу — иногда, правда, его берут грузчиком,

§2 Восприятие формы. Многообразие форм

§2 Восприятие формы. Многообразие форм Все, что нас окружает, поражает разнообразием форм: величественные очертания гор, громады многоэтажных зданий, обтекаемые формы самолетов и автомобилей, изящные очертания цветов, бабочек, птиц, пластика человеческого тела и

Стилизация формы

Стилизация формы Стилизация означает декоративное обобщение и подчеркивание особенностей формы предметов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема. 60. Принципы стилизации: а –

Источник

Урок «Закономерности восприятии и построения формы»

Тема: Овладение основами изобразительного языка рисунка

«Закономерности восприятии и построения формы»

Понятие о пропорциях.

Общее понятие о строении формы и её конструкции.

Средства выявления формы.

Проблема форм в учебном рисунке.

Приобрести знания о строении формы, о конструкции предметов.

Научиться различать отображать формы предметов по внешним признакам. Понимать конструкцию формы, её функцию, структуру.

«Закономерности восприятия и построения формы»

1.Что такое «пропорции» и для чего необходимо определять в рисовании? Какой метод лежит в основе пропорции?

2.Как правильно осуществлять визирование пропорций предмета?

3.По каким внешним признакам различаются тела?

4.Зачем необходимо производить геометрический анализ формы предмета?

5.Какую роль в строении формы предмета играет его конструкция?

Что такое конструкция предмета?

6.По каким внешним признакам различаются видимые глазом тела?

7.Что такое «форма»? С чего следует начинать построение формы предметов в рисунке?

8.Какой метод помогает понять и отобразить характерные особенности объекта изображения?

9.Что необходимо изображать в рисунке для передачи объемной формы?

10.Есть ли каркас у круглых предметов?

11.Как классифицируются предметы по форме?

12. Что входит в понятие «конструктивный анализ модели»?

13.Каковы закономерности распределения света на форме?

14.Каковы особенности анализа сложной формы предметы на примере изображения бидона, вазы?

15.Что понимается под большой формой?

16.Как можно классифицировать простые формы предметов?

17.Какой метод позволяет лучше уяснить конструкцию, форму предметов?

18.Что помогает передать в рисунке светотень?

19.С помощью, каких приёмов можно в рисунке предать объём предметов?

20.Как изобразить трехмерную объемную форму на двухмерной плоскости листа бумаги?

21.Какие законы нужно знать, чтобы научиться видеть и понимать особенности строения формы?

Понятие о пропорциях

Пропорция определяет существенное художественное качество, характеризующее размеры предмета и его отдельных частей. Для того чтобы убедительно рисовать, необходимо определить, как соотносятся между собой разные формы по размеру. В основе пропорций лежит метод сравнения.

Метод определения пропорций

Существует известный метод определения пропорций, называемый способом визирования. Карандаш держат в пальцах на горизонтально вытянутой руке между глазом и натурой. Перемещая его вдоль осей и линий формы, отмечают, прищурив один глаз, искомые величины и «засекают» их на карандаше ногтем большого пальца.

Общее понятие о строении формы и её конструкции

В основе любой созданной природой или руками человека формы лежат элементарные геометрические тела.

Для передачи в рисунке объемной формы, нужно разобраться в конструкции предмета.

Применяемый в рисунке метод «сквозной» прорисовки помогает лучше уяснить себе характерные особенности строения формы, ее конструкции.

Чтобы грамотно и выразительно построить форму предмета, обратимся к понятию о конструктивных, узловых точках и линиях в натуре и их графическом изображении.

Принцип конструктивного анализа модели, структуры формы, взаимосвязи плоских, двумерных (длина и ширина) и трехмерных величин, лежащих в основе объема предмета, необходим для овладения мастерством рисовальщика.

Средства выявления формы

Линия в зависимости от назначения выполняет различные функции : вспомогательные; пространственные; плоскостные. Отсюда и разнообразный характер линий.

Светотень показывает степень освещенности поверхности предмета. Только с помощью светотени можно превратить плоский круг в объем шара.

Блик ­самое светлое пятно на плоскости.

Полутень появляется на плоскостях, освещенных косыми, скользящими лучами света.

Тень, или собственная тень, образуется на поверхностях, куда прямые лучи света не попадают.

Границы тени, падающей на лежащее позади модели пространство или находящиеся рядом предметы, называется линией падающей тени.

Закономерности восприятия и построения формы

Понимание конструкции формы с точки зрения ее пространст­венной организации, материала, из которого она создана, ее функционального назначения особенно важно для художника­ исполнителя, потому что именно эта сторона видения и понимания пластической структуры формы необходима в его профессиональной работе.

Проблема формы в учебном рисунке

Изображая предмет, художник, прежде всего, старается показать его форму. Итак, в чем же заключается проблема формы в учебном рисунке?

Литература к лекции:

«Закономерности восприятии и построения формы»

Алёхин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школы. ­

М. :Просвещение 1984.

Бернштейн М.А. Проблемы учебного рисунка.-М;1940

Беда Г.В.Основы изобразительной грамоты. М; 1981.

Барщ А.О.Рисунок в средней худ. школе-М; 1963.

Источник

Ghenadie Sontu Fine Art

BLOG

Форма, объем, конструкция

Для того чтобы научиться верно изображать предметы с натуры на плоскости, необходимо иметь представление об их форме, объеме и конструкции. Эти сведения помогут в дальнейшем решать учебные задачи при работе над рисунком, позволят лучше понять и разобраться в строении предметных форм при изображении. В противном случае студенты могут перейти к механическому и бездумному копированию натурных предметов.

Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть картинку Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Картинка про Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке

Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть картинку Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Картинка про Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке

Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть картинку Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Картинка про Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке

Форма любого предмета в своей основе понимается или рассматривается как его геометрическая сущность, его внешний вид или внешние очертания. Известный художник и педагог Д.Н.Кардовский считал, что форма есть масса, имеющая тот или иной характер подобно геометрическим телам, таким как куб, шар, цилиндр и др. Это в равной степени относится и к живым формам, которые при всей сложности имеют в основе (схеме) скрытую геометрическую сущность.

Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть картинку Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Картинка про Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке

Так, например, форма туловища человека может быть представлена в виде нескольких геометрических форм: цилиндра, параллелепипеда или более приближенной к форме туловища уплощенной призмы. Однако четких очертаний названные геометрические формы в туловище человека не имеют, в нем присутствуют углубления, выступы и другие отклонения, которые мешают неискушенным рисовальщикам увидеть эти геометрические тела в живой форме.

Тем не менее, при внимательном анализе форм туловища просматривается его геометрическая сущность, которая приближена к форме призмы. Применяя эти геометрические формы при построении фигуры человека, конкретизируя и обобщая имеющиеся отклонения, можно придать фигуре реальные очертания.

Осмысливая внешние очертания предметов, необходимо также осмыслить и сущность их внутреннего строения, конструкцию формы и связь отдельных элементов, составляющих ту или иную форму. Конструкция предмета, как правило, определяет характер его формы. В учебном рисунке понятие конструкции формы приобретает особое значение с точки зрения ее пространственной организации, геометрической структуры, внешнего пластического строения, материала и ее функционального назначения. Это позволяет студентам более осознанно подходить к работе над рисунком.

Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть картинку Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Картинка про Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке

Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть картинку Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Картинка про Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке

Геометрическая основа конструкции простых предметов очевидна, сложнее разглядеть ее в живых формах. Сложные формы также имеют скрытую геометрическую основу, что значительно упрощает понимание структурной и конструктивной сущности этих предметов. От структуры строения предмета во многом зависят приемы построения его формы на плоскости.

Поэтому, анализируя форму предмета, как бы она ни была сложна на первый взгляд, прежде всего необходимо проникнуть в сущность его внутреннего строения, не отвлекаясь на мелкие детали, мешающие понять геометрическую основу его конструкции. Это позволит студентам получить более полную информацию о предмете и осознанно выполнить рисунок. Только после этого можно приступить к решению изобразительных задач и свободно, уверенно рисовать как с натуры, так и по воображению, что чрезвычайно важно для профессиональной творческой деятельности.

Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть картинку Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Картинка про Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке

Объемно-пространственное и конструктивное построение форм предметов

Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть картинку Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Картинка про Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке

Традиционный метод построения изображений в классических восточных школах

Для лучшего понимания конструкции предметов и приобретения навыков грамотного изображения их формы также необходимо вспомнить полученные в школе знания по геометрии, такие, как понятия о точках, линиях и объемных формах.

Источник

Ghenadie Sontu Fine Art

BLOG

Основные закономерности восприятия и построения формы предметов и применение их в рисовании

Конструкция формы. Общие понятия о строении формы. Связь внешнего построения с внутренней конструкцией. Важность познания конструкции формы для архитектора

Современные средняя и высшая школы дают знания и представления об окружающем мире. Обучающийся рисунку должен использовать эти знания в рисовании.
Человеку свойственно представлять многие объекты и явления объемно и в пространстве. Цель учебного рисования состоит в том, чтобы развить зрительное восприятие и объемно-пространственное мышление и научить посредством рисунка, изобразительной графики передавать те или другие стороны окружающего мира, а самое главное, в дальнейшем — мыслить и рассуждать при помощи рисунка, решая разнообразные материально-практические и художественные задачи.
Человек, не прошедший основательной школы рисунка, может механически копировать, срисовывать с натуры простой по форме предмет, допуская при этом ряд графических ошибок, но он запутается при изображении объектов сложной формы. Для уверенного владения рисунком необходимы сознательная постановка «видения» натуры и умение логически последовательно изображать ее на листе бумаги.
Учебный рисунок включает много вопросов и задач, которые при изображении сложных форм, созданных природой или человеком, должны решаться взаимосвязанно и по возможности одновременно: это вопросы конструкции, движения, пропорций, перспективы, светотени, цвета и фактуры и, наконец, композиции, которые должны как в процессе обучения, так и профессиональной деятельности быть подчинены решению той или другой конкретной задачи. Указанные вопросы достигают наибольшей сложности и глубины при решении творческих задач, однако в элементарном виде с ними приходится сталкиваться и впервые приступившему к освоению учебного рисунка.
Во второй главе пособия каждый из этих вопросов для удобства изложения рассматривается в отдельности, здесь же раскрываются основные принципы и понятия, необходимые учащемуся при учебном рисовании. Детальное и взаимосвязанное рассмотрение узловых вопросов конструктивного рисунка приводится в разделах по практическому рисованию, главным образом, в разделах, посвященных изучению и рисованию человека и архитектуры.
Видимые глазом тела различаются по внешнему виду: форме, размерам, прозрачности, цвету и фактуре. Предметы, созданные природой или человеком, обладают общим содержательным признаком: имеют то или иное закономерное строение или конструкцию формы.
В учебном рисовании особое значение приобретает понимание конструкции формы с точки зрения ее пространственной организации, геометрической структуры и внешнего пластического строения, материала, из которого создана форма, ее функционального назначения. Будущему архитектору важно видеть и понимать именно эти стороны формы и ее конструкции, необходимые в практической работе при проектировании и строительстве сооружений.
Познавая предмет с внешней стороны, нужно стремиться проникнуть в сущность его внутреннего строения. По мере осознания этой сущности возникает более ясное представление о предмете.
В начальной стадии овладения рисунком учащегося должна интересовать прежде всего закономерная геометрическая основа конструкции, строение и связь элементов, составляющих ту или иную форму. Для этого необходимо рассмотреть изображаемый предмет со всех сторон, мысленно или практически сделать в нем ряд характерных сечений плоскостью и, наконец, на основании внешнего вида и внутреннего строения составить возможно полное представление о форме предмета. Это поможет более свободно, уверенно рисовать не только с натуры, но и, что особенно важно, по представлению.
Знания и понятия, приобретенные в школе по геометрии, должны быть применены в рисунке: понятия о точках, линиях, плоских геометрических фигурах и объемных формах — основа понимания конструкции предметов и их графического изображения.
Точка определяет характерные пункты, узлы конструкции в натуре и в ее графическом изображении. Две узловые точки фиксируют положение двух взаимосвязанных узлов конструкции. С помощью ряда точек можно установить взаимное пространственное расположение узлов, характеризующих конструкцию формы в целом.
Линия определяет границы поверхностей, образующих форму предмета. Линии намечают также конструктивные оси в некоторых телах или направления формы и ее частей.
Рассматривая конструкции простейших геометрических фигур и тел, мы видим, что треугольник определяется тремя точками вершин углов и тремя прямыми линиями, соединяющими эти точки; четырехугольники — квадрат, ромб, трапеция — характеризуются соответственно четырьмя точками и четырьмя линиями; круг определяется точкой центра и замкнутой линией, проходящей через точки, лежащие на равном расстоянии от центра; эллипс — точками двух фокусов и замкнутой линией, сумма расстояний от любой точки которой до фокусов остается постоянной. Для пометки эллипсовидных фигур в рисунке можно обойтись двумя осями и четырьмя лежащими на них характерными точками. Для более точной характеристики кривой необходимо взять еще дополнительные промежуточные точки.
Плоские фигуры служат основой понимания геометрического конструктивного построения объемных тел. Например, понятие квадрата дает представление о построении куба; понятие треугольника — о построении пирамиды; понятие круга подводит к пониманию цилиндра и шара, а эллипсовидных фигур — к пониманию яйцевидных форм (рис.1).

Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть картинку Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Картинка про Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке

Конструкция объемных тел определяется взаимным расположением характерных точек в пространстве. У граненых форм этими узловыми точками служат вершины пространственных углов. Например, куб характеризуется восемью точками вершин углов и двенадцатью линиями ребер, четырехгранная пирамида — четырьмя точками пространственных углов основания, точкой вершины и восемью линиями ребер и т.д. Тела вращения отличаются осью, радиусами оснований и характерными точками образующей поверхности тела. Так, например, конус формируется радиусом окружности основания и точкой вершины (рис. 2,а). Усеченный конус и цилиндр определяются нижним и верхним основаниями и их взаимным расположением. Яйцевидные формы могут быть получены осью вращения и характерными точками образующей, т. е. пунктами сопряжений участков различных кривых и самими выпуклыми и вогнутыми точками, составляющими образующую (рис. 2,б).

Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть картинку Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Картинка про Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке

Рис 2. Основные точки и тел вращения а — конуса; б — эллипсовидного; в — сложных

Для определения сложной формы вазы необходимо, кроме радиусов оснований, воспользоваться еще рядом радиусов, соответствующих характерным точкам ее образующей (рис. 2,в). Нахождение конструктивных узлов-пунктов, направляющих линий и осей должно осуществляться методически последовательно, исходить из понимания формы и ее выявления в графическом изображении как простых геометрических тел, так и сложнейших пластических форм.
Для наглядного рассмотрения конструкции геометрического построения простых тел хорошо сделать из проволоки или тонких деревянных реечек каркасы этих тел. Модели помогают получить представление о построении формы, так как позволяют одновременно видеть в пространстве все конструктивные узлы — точки, невидимые на обычных телах.
«Прозрачность» таких моделей в значительной степени облегчает рисование предметов в различных поворотах и перспективных сокращениях (ракурсах). Рисование каркасов способствует с самого начала воспитанию объемнопространственного мышления, да и сам процесс самостоятельного изготовления объемных предметов, а затем их графического изображения в большей мере помогает учащемуся осознать конструктивное построение формы и особенности ее изображения. Полученные на этих моделях навыки объемно-пространственного мышления дают возможность и на непрозрачных телах чувствовать, связывать форму в пространстве, воспринимать и изображать предметы уверенно, убедительно и сознательно. На следующих рисунках показаны общие принципы геометрического построения более сложных форм, детальное рассмотрение которых будет дано в последующих разделах.

Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть картинку Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Картинка про Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке

Рис 3. Основные конструктивные точки головы человека и кисти руки

На схематическом рисунке головы человека показаны узловые анатомические пункты, главные линии построения и характерные разрезы, на основании которых можно понять пространственную конструкцию головы и провести построение ее изображения в рисунке (рис. 3). Отправными пунктами формы головы являются: середина подбородка, основания носа и переносицы, макушки, средняя точка затылка. Линия, соединяющая эти пункты, образует так называемое основание профильной линии головы. Базовыми, необходимыми для понимания пластической формы головы считаются разрезы по профильной линии, параллельные ей сечения по глазницам, а также перпендикулярные разрезы, проходящие на уровне лба, глазниц, скуловых костей и рта. Одинаково относительно профильной плоскости располагаются вершины скуловых костей, характерные точки глазных впадин, надбровные и лобные бугры, теменные и затылочные бугры.
На схематическом рисунке кисти руки показаны главные конструктивные пункты, определяемые суставами запястья, пястья и фаланг пальцев.
При рисовании дерева основными пунктами служат основание и вершина, а также все точки ответвлений от ствола и точки характерных изменений в направлениях ствола и ветвей. У различных деревьев пространственное расположение узловых пунктов и их ритм имеют свои закономерности. Эти узлы определяют направления и пропорции ствола и ветвей. Отмеченный принцип построения может быть прослежен от корней вплоть до почек листьев и цветков растений (рис. 4).

Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Смотреть картинку Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Картинка про Что выявляет особенности построения формы в рисунке. Фото Что выявляет особенности построения формы в рисунке

Рис 4. Конструктивные пункты и направляющие линии растений и беседки

Для понимания построения архитектурных сооружений принцип узловых конструктивных пунктов также имеет решающее значение. Изображенная на рисунке беседка-ротонда (рис. 4,внизу), состоящая из сочетания различных геометрических форм, обладает ясным строением благодаря закономерной связи основных конструктивных элементов: ясно выраженной центральной оси беседки, окружности ее основания, поставленных в определенном ритме колонн, опирающегося на колонны цилиндрического кольца антаблемента и завершающего сооружение сферического купола. Определяющими пунктами для объемнопространственного представления о форме беседки будут центры ее стилобата, купола, антаблемента, нижнего и верхнего оснований колонн.
Принцип понимания конструкции с помощью основных узловых точек, осей и направляющих линий должен всегда применяться в учебном рисунке и служить в дальнейшем основой для изучения построения форм предметов, их функционального назначения и работы материала, из которого они сделаны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *