Что выявляет опросник измерения отношений между спортсменом и тренером
Измерение взаимоотношений между тренером и спортсменом
Для оценки взаимоотношений между тренером и его подопечными применяется шкала «тренер — спортсмен», разработанная Ю.Ханиным и А. Стамбуловым *. Шкала включает 24 вопроса, выявляющих отношение спортсмена к тренеру по трем параметрам (по 8 вопросов): гностическому, эмоциональному и поведенческому.
Инструкция. Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если вы считаете, что оно верно и соответствует вашим отношениям с тренером, то напишите «да», если же оно неверно, то — «нет».
Результат опроса представляют графически или с помощью табл.13, где показан один из вариантов обработки данных по шкале «тренер — спортсмен».
Средняя арифметическая оценка дает возможность представить своеобразный обобщенный «портрет» тренера, нарисованный его командой по каждому из исследуемых компонентов межличностного взаимодействия и по итоговому показателю. Данные анкетного опроса полезно дополнить результатами наблюдения за взаимодействием между тренером и спортсменом в условиях конкретной деятельности. Критериями для оценки взаимоотношений служат готовность спортсмена выполнить указания тренера, наличие творческого компонента при их использовании и выражение стремления к общению с тренером.
Оценка этих отношений может производиться также по пятибалльной шкале (см. табл. 14, составленную В.Л.Марищуком и Л.К.Серовой) *.
* См.: Методики психодиагностики в спорте, — Указ. изд.
Вариант обработки данных по шкале «тренер—спортсмен»
7.4.2. Измерение взаимоотношений между тренером и спортсменом
Для оценки взаимоотношений между тренером и его подопечными применяется шкала «тренер – спортсмен», разработанная Ю. Ханиным и А. Стамбуловым (СНОСКА: См.: Психология общения в спорте. – М., 1980.). Шкала включает 24 вопроса, выявляющих отношение спортсмена к тренеру по трем параметрам (по 8 вопросов): гностическому, эмоциональному и поведенческому.
Гностический параметр выявляет уровень компетентности тренера как специалиста с точки зрения спортсмена. Эмоциональный параметр определяет, насколько тренер симпатичен спортсмену как личность. Поведенческий – показывает, как складывается реальное взаимодействие тренера и спортсмена.
Шкала «тренер – спортсмен»
Инструкция. Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если вы считаете, что оно верно и соответствует вашим отношениям с тренером, то напишите «да», если же оно неверно, то – «нет».
Каждый вопрос, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. Гностический компонент включает вопросы 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22 (номера со знаком «–» означают ответ «нет», остальные – «да»); эмоциональный компонент: вопросы –2, –5, 8, 11, 14, –17, –20; поведенческий: вопросы 3, 6, –9, 12, –15, 18, –21, –24.
Результат опроса представляют графически или с помощью табл.13, где показан один из вариантов обработки данных по шкале «тренер – спортсмен».
Средняя арифметическая оценка дает возможность представить своеобразный обобщенный «портрет» тренера, нарисованный его командой по каждому из исследуемых компонентов межличностного взаимодействия и по итоговому показателю. Данные анкетного опроса полезно дополнить результатами наблюдения за взаимодействием между тренером и спортсменом в условиях конкретной деятельности. Критериями для оценки взаимоотношений служат готовность спортсмена выполнить указания тренера, наличие творческого компонента при их использовании и выражение стремления к общению с тренером.
Оценка этих отношений может производиться также по пятибалльной шкале (составленную В.Л.Марищуком и Л.К.Серовой). (СНОСКА: См.: Методики психодиагностики в спорте, – Указ. изд.)
Измерение взаимоотношений между тренером и спортсменом
Для оценки взаимоотношений между тренером и его подопечными применяется шкала «тренер — спортсмен», разработанная Ю.Ханиным и А. Стамбуловым *. Шкала включает 24 вопроса, выявляющих отношение спортсмена к тренеру по трем параметрам (по 8 вопросов): гностическому, эмоциональному и поведенческому.
Инструкция. Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если вы считаете, что оно верно и соответствует вашим отношениям с тренером, то напишите «да», если же оно неверно, то — «нет».
Результат опроса представляют графически или с помощью табл.13, где показан один из вариантов обработки данных по шкале «тренер — спортсмен».
Средняя арифметическая оценка дает возможность представить своеобразный обобщенный «портрет» тренера, нарисованный его командой по каждому из исследуемых компонентов межличностного взаимодействия и по итоговому показателю. Данные анкетного опроса полезно дополнить результатами наблюдения за взаимодействием между тренером и спортсменом в условиях конкретной деятельности. Критериями для оценки взаимоотношений служат готовность спортсмена выполнить указания тренера, наличие творческого компонента при их использовании и выражение стремления к общению с тренером.
Оценка этих отношений может производиться также по пятибалльной шкале (см. табл. 14, составленную В.Л.Марищуком и Л.К.Серовой) *.
* См.: Методики психодиагностики в спорте, — Указ. изд.
Вариант обработки данных по шкале «тренер—спортсмен»
№ п/п | Фамилия, и., о. (код) | Показатели | ||
гностический | эмоциональный | поведенческий | итоговый | |
А | ||||
Б | ||||
В | ||||
Г | ||||
Д | ||||
Е | ||||
Ж | ||||
И | ||||
К | ||||
Средняя арифметическая х±т | 3,7 ±0,6 | 3,4 ±0,6 | 4,1 ±0,5 | 12,2 ±1,7 |
Критерии оценки межличностного взаимодействия между тренером и спортсменом
№ п/п | Наблюдаемые у спортсмена показатели | Условные оценки |
Стремится к всестороннему общению с тренером, полностью выполняет его указания, проявляя при этом элементы творчества | ||
Охотно поддерживает контакты с тренером, выполняет его указания, но не проявляет при этом инициативы | ||
К общению не стремится, не отвергает советы тренера, но заинтересованности в их получении не проявляет | ||
К общению с тренером относится негативно, указания выполняет формально, проявляя раздражительность, ищет доводы к тому, чтобы не исполнить указания | ||
Стремится избежать контактов с тренером, не выполняет указания, пытается делать наоборот, открыто конфликтует |
Групповая оценка личности, метод парного сравнения, определение эффекта общения
В процессе совместной деятельности у членов школьного спортивного коллектива вырабатываются взаимные представления друг о друге как о специалисте, человеке, товарище. По содержанию эти представления являются оценочными характеристиками различных свойств личности (характера, способностей, знаний, умений, воли и др.)
* См.: Киселев Ю.Я. О подготовке борцов к преодолению препятствий, неожиданно возникающих в соревновании // Психологические вопросы спортивной тренировки. — М., 1967.
Очерченный минимум необходимых и желательных качеств того или иного спортивного коллектива предлагается хорошо знающим этот коллектив людям для ранжирования каждого качества по заданной шкале. Вариант десятибалльной шкалы (от 0 до 9), предложенной сотрудниками кафедры социальной психологии ЛГУ, представлен в табл. 15.
Таблица 15
№ п/п | Качество (от 20 до 180 признаков) | Отсутствие качества | Качество присуще |
в большой степени | в малой степени | ||
Специальные знания | |||
Вежливость |
ГОЛ складывается из оценки по каждому качеству в пределах предлагаемой шкалы.
Методика парных сравнений
С целью определения относительного положения того или иного обследуемого в группе по какому-либо показателю (например: дисциплинированности, общественной активности, авторитетности и т.д.) может быть применен метод парных сравнений. Процедура его использования сводится к следующему. Сначала составляется список группы (не более 20-30 человек, хорошо известных людям, проводящим исследование, например, руководителям команды, капитану, тренеру и др.). По горизонтали пишутся номера, соответствующие фамилиям, и строится матрица парных сравнений (табл. 16).
Таблица 16 Матрица парных сравнений
№ п/п | Фамилия, и., о. | Сумма очков | Балл |
Аркадьев Н. | — | ||
Белов С. | — | ||
Володин О. | — | ||
Денисов К. | — | ||
Еремин Д. | — | ||
Жуков Р. | — | ||
Зотов А. | — | ||
Иванов Б. | — | ||
Климов В. | — |
В заключение подсчитывается сумма очков, полученных каждым, и составляется девятибалльная или пятибалльная шкала, или же рассчитывается ранговое место каждого из обследованных. Сопоставление обследуемых целесообразно проводить комиссией из двух-трех лиц, хорошо знающих группу. Иногда такое сопоставление проводится при участии всей группы с голосованием в спорных случаях.
Методика изучения мотивации к одобрению
Одно из проявлений социальности человека — субъективная для него значимость мнений и оценок, принадлежащих окружающим его людям. Стремление заслужить похвалу, одобрение окружающих становится одним из сильнейших мотивов его деятельности.
Для изучения и изменения мотивации одобрения служит шкала мотивации одобрения, разработанная американскими психологами Д.Крауном и Д. Марлоу *. Здесь мы приводим сокращенный вариант этой шкалы.
* См.: Шкала Марлоу—Крауна для исследования мотивации одобрения: Методическое письмо. — Л., 1976.
Русский вариант шкалы состоит из 20 вопросов-суждений, где каждый из них, совпадающий с ключом, оценивается в один балл. Обработка опроса заключается в подсчете итогового показателя с помощью ключа.
Ключ для обработки результатов опроса: ответы «да» на вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 14, 15, 16, 20; ответы «нет» на вопросы 6, 7, 9, 10, 12, 13, 17, 18, 19.
Общий итоговый показатель мотивации одобрения по шкале получают суммированием всех «работающих» вопросов. Итоговый показатель может располагаться в диапазоне от 0 до 20. Чем он выше, тем выше мотивация одобрения и тем, следовательно, выше потребность человека в одобрении другими, связанная с потребностью в общении.
Психологический эффект межличностного общения в процессе спортивной деятельности может быть различным. В частности, в спортивных играх межличностное взаимодействие с партнерами может улучшить или ухудшить состояние спортсмена, эффективность его деятельности, успешность его игрового взаимодействия.
Глава 7 ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА
7.4. Исследование личности спортсмена в системе общественных отношений
7.4.2. Измерение взаимоотношений между тренером и спортсменом
55 См.: Психология общения в спорте. — М., 1980.
Гностический параметр выявляет уровень компетентности тренера как специалиста с точки зрения спортсмена. Эмоциональный параметр определяет, насколько тренер симпатичен спортсмену как личность. Поведенческий — показывает, как складывается реальное взаимодействие тренера и спортсмена.
Шкала «тренер — спортсмен»
Инструкция. Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если вы считаете, что оно верно и соответствует вашим отношениям с тренером, то напишите «да», если же оно неверно, то — «нет».
1. Тренер умеет точно предсказать результаты своих учеников. |
2. Мне трудно ладить с тренером. |
3. Тренер — справедливый человек. |
4. Тренер умело подводит меня к соревнованиям. |
5. Тренеру явно не хватает чуткости в отношении с людьми. |
6. Слово тренера для меня закон. |
7. Тренер тщательно планирует тренировочную работу со мной. |
8. Я вполне доволен тренером. |
9. Тренер недостаточно требователен ко мне. |
10. Тренер всегда может дать разумный совет. |
11. Я полностью доверяю тренеру. |
12. Оценка тренера очень важна для меня. |
13. Тренер в основном работает по шаблону. |
14. Работать с тренером — одно удовольствие. |
15. Тренер уделяет мне мало внимания. |
16. Тренер, как правило, не учитывает моих индивидуальных особенностей. |
17. Тренер плохо чувствует мое настроение. |
18. Тренер всегда выслушивает мое мнение. |
19. У меня нет сомнений в правильности и необходимости методов и средств, которые применит тренер. |
20. Я не стану делиться с тренером своими мыслями. |
21. Тренер наказывает меня за малейший проступок. |
22. Тренер хорошо знает мои слабые и сильные стороны. |
23. Я хотел бы стать похожим на тренера. |
24. У нас с тренером чисто деловые отношения. |
Результат опроса представляют графически или с помощью табл.13, где показан один из вариантов обработки данных по шкале «тренер — спортсмен».
Средняя арифметическая оценка дает возможность представить своеобразный обобщенный «портрет» тренера, нарисованный его командой по каждому из исследуемых компонентов межличностного взаимодействия и по итоговому показателю. Данные анкетного опроса полезно дополнить результатами наблюдения за взаимодействием между тренером и спортсменом в условиях конкретной деятельности. Критериями для оценки взаимоотношений служат готовность спортсмена выполнить указания тренера, наличие творческого компонента при их использовании и выражение стремления к общению с тренером.
56 См.: Методики психодиагностики в спорте, — Указ. изд.
Вариант обработки данных по шкале «тренер — спортсмен»
№ п/п | Фамилия, и., о. (код) | Показатели | |||
---|---|---|---|---|---|
гностический | эмоциональный | поведенческий | итоговый | ||
1 | А | 3 | 5 | 5 | 13 |
2 | Б | 3 | 4 | 3 | 10 |
3 | В | 2 | 1 | 2 | 5 |
4 | Г | 6 | 5 | 5 | 16 |
5 | Д | 2 | 1 | 3 | 6 |
6 | Е | 3 | 2 | 4 | 9 |
7 | Ж | 3 | 1 | 2 | 6 |
8 | З | 6 | 6 | 4 | 16 |
9 | И | 8 | 8 | 7 | 23 |
10 | К | 1 | 1 | 6 | 8 |
11 | Средняя арифметическая x±m | 3,7 ± 0,6 | 3,4 ± 0,6 | 4,1 ± 0,5 | 12,2 ± 1,7 |
Критерии оценки межличностного взаимодействия между тренером и спортсменом
№ п/п | Наблюдаемые у спортсмена показатели | Условные оценки |
---|---|---|
1 | 2 | 3 |
1 | Стремится к всестороннему общению с тренером, полностью выполняет его указания, проявляя при этом элементы творчества | 5 |
2 | Охотно поддерживает контакты с тренером, выполняет его указания, но не проявляет при этом инициативы | 4 |
3 | К общению не стремится, не отвергает советы тренера, но заинтересованности в их получении не проявляет | 3 |
4 | К общению с тренером относится негативно, указания выполняет формально, проявляя раздражительность, ищет доводы к тому, чтобы не исполнить указания | 2 |
5 | Стремится избежать контактов с тренером, не выполняет указания, пытается делать наоборот, открыто конфликтует | 1 |
Читайте еще:
Даже в тех ситуациях, когда использование кушетки нежелательно, существуют такие способы усаживания и ведения беседы, которые минимизируют возможности к визуальному поиску настолько, что пациенты обнаруживают, насколько их бдительность имеет хронический и автоматический характер. Одна моя.
Советская контрреволюция не может быть научно объяснена, если не принимать во внимание внешние факторы, ибо она была задумана и спланирована на Западе, и навязана Советским людям со стороны Запада. Ее совершили Советские люди. Но их побудили на это силы Запада. Ими манипулировали силы Запада.
Из этого необыкновенно простого эксперимента следует с полною ясностью, что между одним и другим существует различие в том смысле, что один из них принадлежит к зрительному, а другой к слуховому, или, вернее, к двигательно-слуховому типу.
Эволюционные психологи выдвинули предположение о том, что паше поведение обусловлено особенностями строения нашего мозга, — особенностями, позволившими нашим предкам, жившим 150-250 тыс. лет назад, адаптироваться к условиям окружающий среды, в которых они оказались.
Трудоустройство Нормализация для взрослого в большинстве сегментов общества предполагает возможность работать и зарабатывать себе на жизнь. Однако индивиды с нарушениями развития в своих поисках работы могут быть ограничены как собственно нарушениями, так и отношением работодателей. Беспокойство.
И вот как-то собрались вместе эта икона, телевизор, партбилет, покемоны и санаторий. То есть, в смысле, они никогда не расставались, потому что это было одно и то же. И стали друг другу рассказывать сказки. И я случайно подслушал их любимую сказку, которую рассказывали в Сережином роду из.
Бывают пародиями на текущие события или фильмы, либо просто сами по себе. Особо отличаются фильмы с участием Лесли Нильсона и Джима Керри.
Давайте сначала рассмотрим выводы, которые нередко делаются из теории атрибуции. Если индивидуумы вознаграждаются за выполнение интересных видов деятельности, то они могут прийти к заключению, что у них слишком низкий уровень интереса. Рассмотрим основную предпосылку и заключение: мне нравится.
Люди, которые преданы бытийным ценностям и наслаждаются ими, способны испытывать большее наслаждение и от удовлетворения своих потребностей, поскольку и в них вносится святость. Для любовников, видящих друг друга в свете бытийных ценностей, а не только удовлетворения потребностей, половой акт.
А как бы ещё свести к минимуму нежелательные последствия этого риска? Как сделать так, чтобы последствия этих хаотических экспериментов, большей частью невпопад, не угрожали жизнеспособности всего вида в целом?
До сих пор я описывал возможности психоделической и холотропной терапии в коррекции негативных психологических последствий травмы рождения. Однако данные эмпирической работы содержат также важные указания по их предотвращению. Они в значительной степени поддерживают современные попытки.
Проблемы могут возникать, если человеку, говорящему на данном языке любви, показалось, что вы не оценили его подарка. Это задевает его или ее чувства.
Измерение взаимоотношений между тренером и спортсменом
Для оценки взаимоотношений между тренером и его подопечными применяется шкала «тренер — спортсмен», разработанная Ю.Ханиным и А. Стамбуловым *. Шкала включает 24 вопроса, выявляющих отношение спортсмена к тренеру по трем параметрам (по 8 вопросов): гностическому, эмоциональному и поведенческому.
Инструкция. Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если вы считаете, что оно верно и соответствует вашим отношениям с тренером, то напишите «да», если же оно неверно, то — «нет».
Результат опроса представляют графически или с помощью табл.13, где показан один из вариантов обработки данных по шкале «тренер — спортсмен».
Средняя арифметическая оценка дает возможность представить своеобразный обобщенный «портрет» тренера, нарисованный его командой по каждому из исследуемых компонентов межличностного взаимодействия и по итоговому показателю. Данные анкетного опроса полезно дополнить результатами наблюдения за взаимодействием между тренером и спортсменом в условиях конкретной деятельности. Критериями для оценки взаимоотношений служат готовность спортсмена выполнить указания тренера, наличие творческого компонента при их использовании и выражение стремления к общению с тренером.
Оценка этих отношений может производиться также по пятибалльной шкале (см. табл. 14, составленную В.Л.Марищуком и Л.К.Серовой) *.
* См.: Методики психодиагностики в спорте, — Указ. изд.
Вариант обработки данных по шкале «тренер—спортсмен»
№ п/п | Фамилия, и., о. (код) | Показатели | ||
гностический | эмоциональный | поведенческий | итоговый | |
А | ||||
Б | ||||
В | ||||
Г | ||||
Д | ||||
Е | ||||
Ж | ||||
И | ||||
К | ||||
Средняя арифметическая х±т | 3,7 ±0,6 | 3,4 ±0,6 | 4,1 ±0,5 | 12,2 ±1,7 |
Критерии оценки межличностного взаимодействия между тренером и спортсменом
№ п/п | Наблюдаемые у спортсмена показатели | Условные оценки |
Стремится к всестороннему общению с тренером, полностью выполняет его указания, проявляя при этом элементы творчества | ||
Охотно поддерживает контакты с тренером, выполняет его указания, но не проявляет при этом инициативы | ||
К общению не стремится, не отвергает советы тренера, но заинтересованности в их получении не проявляет | ||
К общению с тренером относится негативно, указания выполняет формально, проявляя раздражительность, ищет доводы к тому, чтобы не исполнить указания | ||
Стремится избежать контактов с тренером, не выполняет указания, пытается делать наоборот, открыто конфликтует |
Групповая оценка личности, метод парного сравнения, определение эффекта общения
В процессе совместной деятельности у членов школьного спортивного коллектива вырабатываются взаимные представления друг о друге как о специалисте, человеке, товарище. По содержанию эти представления являются оценочными характеристиками различных свойств личности (характера, способностей, знаний, умений, воли и др.)
* См.: Киселев Ю.Я. О подготовке борцов к преодолению препятствий, неожиданно возникающих в соревновании // Психологические вопросы спортивной тренировки. — М., 1967.
Очерченный минимум необходимых и желательных качеств того или иного спортивного коллектива предлагается хорошо знающим этот коллектив людям для ранжирования каждого качества по заданной шкале. Вариант десятибалльной шкалы (от 0 до 9), предложенной сотрудниками кафедры социальной психологии ЛГУ, представлен в табл. 15.
Таблица 15
№ п/п | Качество (от 20 до 180 признаков) | Отсутствие качества | Качество присуще |
в большой степени | в малой степени | ||
Специальные знания | |||
Вежливость |
ГОЛ складывается из оценки по каждому качеству в пределах предлагаемой шкалы.
Методика парных сравнений
С целью определения относительного положения того или иного обследуемого в группе по какому-либо показателю (например: дисциплинированности, общественной активности, авторитетности и т.д.) может быть применен метод парных сравнений. Процедура его использования сводится к следующему. Сначала составляется список группы (не более 20-30 человек, хорошо известных людям, проводящим исследование, например, руководителям команды, капитану, тренеру и др.). По горизонтали пишутся номера, соответствующие фамилиям, и строится матрица парных сравнений (табл. 16).
Таблица 16 Матрица парных сравнений
№ п/п | Фамилия, и., о. | Сумма очков | Балл |
Аркадьев Н. | — | ||
Белов С. | — | ||
Володин О. | — | ||
Денисов К. | — | ||
Еремин Д. | — | ||
Жуков Р. | — | ||
Зотов А. | — | ||
Иванов Б. | — | ||
Климов В. | — |
В заключение подсчитывается сумма очков, полученных каждым, и составляется девятибалльная или пятибалльная шкала, или же рассчитывается ранговое место каждого из обследованных. Сопоставление обследуемых целесообразно проводить комиссией из двух-трех лиц, хорошо знающих группу. Иногда такое сопоставление проводится при участии всей группы с голосованием в спорных случаях.
Методика изучения мотивации к одобрению
Одно из проявлений социальности человека — субъективная для него значимость мнений и оценок, принадлежащих окружающим его людям. Стремление заслужить похвалу, одобрение окружающих становится одним из сильнейших мотивов его деятельности.
Для изучения и изменения мотивации одобрения служит шкала мотивации одобрения, разработанная американскими психологами Д.Крауном и Д. Марлоу *. Здесь мы приводим сокращенный вариант этой шкалы.
* См.: Шкала Марлоу—Крауна для исследования мотивации одобрения: Методическое письмо. — Л., 1976.
Русский вариант шкалы состоит из 20 вопросов-суждений, где каждый из них, совпадающий с ключом, оценивается в один балл. Обработка опроса заключается в подсчете итогового показателя с помощью ключа.
Ключ для обработки результатов опроса: ответы «да» на вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 14, 15, 16, 20; ответы «нет» на вопросы 6, 7, 9, 10, 12, 13, 17, 18, 19.
Общий итоговый показатель мотивации одобрения по шкале получают суммированием всех «работающих» вопросов. Итоговый показатель может располагаться в диапазоне от 0 до 20. Чем он выше, тем выше мотивация одобрения и тем, следовательно, выше потребность человека в одобрении другими, связанная с потребностью в общении.
Психологический эффект межличностного общения в процессе спортивной деятельности может быть различным. В частности, в спортивных играх межличностное взаимодействие с партнерами может улучшить или ухудшить состояние спортсмена, эффективность его деятельности, успешность его игрового взаимодействия.