Что выступает субъектом самообразовательной деятельности личность педагог

Статья «Совершенствование педагогического мастерства учителей школы через самообразовательную деятельность»

«Совершенствование педагогического мастерства учителей школы

через самообразовательную деятельность»

Современный учитель обязан быть творческой личностью. Усвоив педагогический опыт, освещенный в специальной литературе, педагогике, глубоко осознав идеи саморазвития, самовоспитания, самообразования, учитель будет добиваться значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Но каких бы успехов ни добился учитель, нельзя останавливаться и удовлетворяться достигнутым, ибо нет предела совершенству.

Одна из главных задач современной системы образования – повышение качества образования, создание условий для творческой самореализации личности каждого ребёнка. Повышение качества образования находится в прямой зависимости от кадров. К работе образовательных учреждений сегодня предъявляются всё более высокие требования. Эти требования преломляются в систему задач, стоящих перед педагогами ОУ, так как уровень и характер достижений ребёнка зависят, прежде всего, от профессиональной компетентности педагога, его умения работать над собой, постоянно совершенствоваться профессионально. Сегодня обществу нужен педагог компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером человеколюбия, порядочности, педагог, владеющий педагогическим мастерством. А сейчас немного теории, что такое педагогическое мастерство?

Педагогическое мастерство – это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем.

Педагогическое мастерство прежде всего связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности. Набор качеств педагога-профессионала, помогающий ему обеспечивать учебно-воспитательный процесс на высоком творческом уровне, достаточно обширен. Важнейшими из них являются гражданственность и патриотизм, гуманизм и интеллигентность, высокая духовная культура и ответственность, трудолюбие и работоспособность. Главные качества педагога-мастера – человеколюбие и умение общаться с людьми. Педагогическое мастерство с технологической точки зрения – это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности, технологическая компетентность. Важнейшей частью педагогического мастерства также являются профессиональные знания и умения.

И наш педагогический совет направлен на совершенствование мастерства педагогов, сегодня мы имеем возможность не только узнать о деятельности коллег, но и с истематизировать знания, осмыслить собственные подходы к работе по самообразованию. И пройдет данный педсовет в форме методического семинара.

«Учитель живёт до тех пор, пока учится,

как только он перестает учиться, в

нём умирает учитель»

Основные направления, в которых учителю необходимо заниматься самообразованием.

· профессиональное (предмет преподавания);

· психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);

· психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);

· методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);

В чём заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.

Определим источники получения знаний:

· литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественна я и др.);

· семинары и конференции;

· мероприятия по обмену опытом;

· экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;

· курсы повышения квалификации;

· путешествия.
Все источники можно разделить на способствующие личностному росту и способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.
Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

Составляющие процесса самообразования педагога:

· Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения.

· Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

· Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

· Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

· Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.

· Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
Все это может реализоваться через следующие виды деятельности, которые и составляют процесс самообразования.
Виды деятельности, составляющие процесс самообразования.

· систематический просмотр определённых телепередач;

· чтение конкретных педагогических периодических изданий, чтение методической, педагогической и предметной литературы;

· обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиям;

· решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;

· посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;

· дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

· изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов; · систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

· проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;

· изучение информационно-компьютерных технологий;

· посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по предмету;

· ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.
Продуктивность процесса самообразования
Самообразование педагога будет продуктивным, если:

· в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;

· педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности;

· педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала;

· программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;

· педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;

· осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Система самообразовательной работы педагога предусматривает: текущее и перспективное планирование; подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации; овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта; постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности.

У ряда педагогов возникают некоторые трудности при выборе темы по самообразованию, при определении результатов самообразования, форм отчета по итогам самообразования, по определению формы представления достигнутых результатов.

Выбор темы по самообразованию.
Тема самообразования определяется, исходя из:
1) единой методической темы школы;
2) актуальности и важности темы, ее научно-теоретического и практического значения, затруднений педагогов;
3) педагогического стажа;
4) уровня профессиональной компетентности педагога;

Результат самообразования.
Любая деятельность бессмысленна, если в её результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.
В личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок:

· результаты самообразования учителя на определённых этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно);

· повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

· разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

· разработка новых форм, методов и приёмов обучения;

· разработка дидактических материалов, тестов, наглядных пособий;

· выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;

· разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям; · создание комплектов педагогических разработок;

В лучших случаях педагоги занимаются организацией самообразовательной деятельности по следующему алгоритму:
1. Выбор темы, определение целей, постановка задач согласно профессиональным потребностям;
2. Разработка плана по самообразованию;
3. Определение источников информации;
4. Изучение теоретических источников;
5. Организация и управление процессом обучения на основе наработанных материалов (подготовка и проведение открытых уроков, классных часов, информационных часов, мероприятий);
6. Систематизация наработанных материалов и их оформление, коррекция деятельности и объективная оценка ее результатов;
7. Подготовка отчета по теме самообразования;
8. Определение эффективности и перспективности дальнейшей деятельности.
По результатам можно сделать следующие выводы:
1. Все учителя предметники, классные руководители и члены администрации занимаются работой над темами самообразования.
2. У большинства педагогов широко представлены практические наработки по теме самообразования (разработки уроков, дидактический материал, разработки внеклассных мероприятий, классных и информационных часов, факультативов), но при этом плохо поставлено оформление отчётов о работе.
5. Неактивно ведется большинством педагогов работа по посещению уроков и внеклассных мероприятий у коллег. Поэтому при планировании самообразовательной деятельности следует обратить внимание именно на посещение уроков у коллег.
Анализ самообразовательной деятельности показывает, что большинство педагогов школы понимают значимость и необходимость профессионального совершенствования, самообразования. Хотя при этом выявляются проблемы, которые типичны, вероятно, для многих учебных заведений.
4.Факторы, препятствующие саморазвитию и факторы, стимулирующие саморазвитие педагога.
Самообразование будет продуктивным, если учитель удовлетворен своей работой, а в процессе самообразования реализуется его потребность в саморазвитии. По результатам анкетирования, мы выявили факторы, которые препятствуют саморазвитию педагогов. Если их расположить их в порядке убывания, то получится следующая картина:
— Недостаток времени (100 %);
— Состояние здоровья (33 %);
— Разочарование в результатах имевшихся ранее неудач (8%);
— Недостаточная поддержка со стороны администрации (8 %);

Чтобы самообразование стало продуктивным, влияние данных факторов нужно стремиться свести к минимуму. К сожалению, есть факторы, воздействие которых на стремление учителя к саморазвитию минимизировать мы не в силах.
Но мы можем повлиять на другую сторону процесса, а именно на факторы, стимулирующие саморазвитие учителя.
К этим факторам можно отнести следующие:

· Возрастающая ответственность за результаты труда;

· Обучение на курсах;

· Пример и влияние администрации;

· Организация методической работы;

· Возможность получения признания в коллективе.

Позвольте пожелать вам успехов в профессиональной деятельности вообще и в самообразовательной деятельности в частности.

Источник

Доклад на тему: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ ЧЕРЕЗ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ ЧЕРЕЗ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

«Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель» (К.Д.Ушинский)

Цель: выявление влияния самообразования на педагогическое мастерство и профессиональный рост учителя

Задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты проблемы развития способности учителя к самоанализу и саморазвитию в процессе организации методической работы
2. Показать необходимость самообразовательной деятельности в процессе совершенствования профессионального мастерства учителя
3. Выявить факторы, препятствующие саморазвитию и факторы, стимулирующие саморазвитие педагога
4. Выработать меры по совершенствованию самообразовательной деятельности педагогов.

Профессиональное совершенство педагога — индивидуально своеобразный путь (траектория) личности с начала формирования представлений о профессии, намерениях и до завершения профессиональной биографии.

В системе образования в последние годы происходят серьезные изменения, которые существенно влияют на содержание труда учителя, его профессиональный статус.

Настоящий учитель-профессионал находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование учительского профессионализма оказывает самообразовательная и методическая деятельность.

В современном обществе возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого его осмысления и применения достижений науки и передового педагогического опыта.

Профессиональные задачи педагога

1) Задача «видеть ученика в образовательном процессе» означает, что педагог должен уметь:

— отбирать показатели освоения предмета в соответствии с возрастными особенностями;

— отбирать и использовать диагностический инструментарий изучения индивидуальных особенностей школьников;

— создавать у школьников мотивацию к учению;

— отслеживать результативность освоения школьников образовательной программы, выявлять его достижения и проблемы.

2) Задача «строить образовательный процесс, направленный на достижение учащимися целей образования профильной школы» означает, что педагог должен уметь:

— выбирать технологии обучения, адекватные учебным целям и возрастным особенностям школьников;

— предлагать способы педагогической поддержки адекватные результатам диагностики;

— разрабатывать способы педагогической поддержки школьникам, помогать преодолевать учебные затруднения;

— разрабатывать и осуществлять оценочные процедуры школьников.

3) Задача «устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса» означает, что педагог должен уметь:

— организовывать сотрудничество школьников между собой, взаимодействие с разными людьми, в том числе на иностранном языке;

— использовать разные средства коммуникации (e-mail, интернет, телефон и др.);

-работать в команде;

— использовать формы и технологии взаимодействия с коллегами для решения определенной профессиональной задачи;

— проектировать и использовать различные формы и технологии взаимодействия с родителями в соответствии с образовательной ситуацией;

— взаимодействовать с администрацией образовательного учреждения для решения профессиональных задач;

— взаимодействовать с общественными организациями.

4) Задача «создавать образовательную среду школы и использовать ее возможности» означает, что педагог должен уметь:

— использовать информационные ресурсы (масс-медиа, интернет и др.);

— использовать в образовательном процессе ресурсы и потенциал системы дополнительного образования;

— формировать предметную развивающую среду, предусматривающую активное использование информационных технологий;

— организовывать и использовать различные образовательные среды внутри образовательного учреждения для решения конкретной педагогической задачи;

— отбирать объекты образовательной среды и использовать их для решения конкретных педагогических задач.

5) Задача «проектировать и осуществлять профессиональное самообразование» означает, что педагог должен уметь:

— анализировать собственную деятельность;

— опираться на ключевые компетентности при решении задач профессионального роста (способы работы с различными источниками информации, соблюдение социально-правовых норм, использование разных языков для решения задачи);

— выбирать технологии самообразования;

— определять сферу профессиональных интересов, выявлять проблемы в осуществлении профессиональной деятельности и определять способы их решения. Педагогический процесс развивается, в школу приходят новые дети, возникают новые педагогические задачи. Приведенный перечень уже сегодня может быть дополнен по крайней мере еще двумя задачами:

6) Задача «работать с информацией» означает, что педагог должен уметь:

— ориентироваться в профессиональных источниках информации (педагогических и методических журналах и сайтах, образовательных порталах);

— адекватно использовать информационные образовательные ресурсы на уроке;

— стимулировать использование информационно-коммуникативных умений учащихся в образовательном процессе;

— эффективно использовать имеющиеся в учреждении средства информационно-коммуникативных технологий и информационные образовательные ресурсы.

7) Задача «управления образовательным процессом и профессиональной деятельностью» означает, что педагог должен уметь:

— эффективно организовывать повседневную педагогическую практику и ее развитие;

-привлекать учащихся к принятию решений и делегировать ответственность;

— эффективно использовать время и пространство в целях решения педагогических задач;

— надлежащим образом создавать группы учащихся в целях решения задач дифференциации образования;

— управлять деятельностью помощников учителя и волонтеров;

— решать проблемы дисциплины и поведения учащихся с минимальными конфликтами;

— обеспечивать и удерживать внимание класса;

-устанавливать правила поведения или помогать учащимся развивать и соблюдать их;

— адекватно и профессионально решать конфликтные ситуации

На современном этапе качественным может считаться такое образование, которое дает возможность человеку самоопределиться, самосовершенствоваться, саморазвиваться.

Сегодня учитель поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, так как качество образования — это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания.

Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.

1) совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;

2) овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;

3) изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий;

4) развитие в центре инновационных процессов.

Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

1. Ежедневная работа с информацией.

2. Желание творчества.

3. Стремительный рост современной науки.

Источники получения знаний:

3. литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);

7. семинары и конференции;

9. мероприятия по обмену опытом;

10. экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;

11.курсы повышения квалификации;

12. путешествия.
Самообразование будет продуктивным, если учитель удовлетворен своей работой, а в процессе самообразования реализуется его потребность в саморазвитии. Выявлены факторы, которые препятствуют саморазвитию педагогов. Если их расположить их в порядке убывания, то получится следующая картина:
— Недостаток времени;
— Состояние здоровья;
— Разочарование в результатах имевшихся ранее неудач;
— Недостаточная поддержка со стороны администрации;
— Собственная инерция.
Чтобы самообразование стало продуктивным, влияние данных факторов нужно стремиться свести к минимуму.

К сожалению, есть факторы, воздействие которых на стремление учителя к саморазвитию минимизировать мы не в силах.
Но мы можем повлиять на другую сторону процесса, а именно на факторы стимулирующие саморазвитие учителя.
К этим факторам можно отнести следующие:

1. Интерес к работе;

2. Возрастающая ответственность за результаты труда;

4. Новизна деятельности;

5. Обучение на курсах;

6. Пример и влияние администрации;

7. Организация методической работы;

8. Возможность получения признания в коллективе.

Любая деятельность бессмысленна, если в её результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.

О профессиональном развитии учителя, результативности методической системы, качестве образовательного процесса свидетельствуют следующие показатели:

1.победы и призовые места обучающихся в детских творческих конкурсах, фестивалях, предметных олимпиадах от муниципального до регионального уровней;

2. активное участие и призовые места обучающихся в научно – практической конференции;

3. публикации творческих работ обучающихся на школьном сайте;

4. высокий уровень компетентностей, сформированных у учащихся;

5. высокое качество знаний обучающихся по преподаваемым предметам и

успешное прохождение промежуточных и итоговых аттестаций.

В чём заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.

По каждому из разделов программы в качестве приложений могут быть представлены любые материалы, свидетельствующие о реализации намеченного. Дополнением (составной частью) к индивидуальной программе профессионального развития педагога служит портфолио, целью которого является фиксирование, накопление и оценка уровня профессионального развития и роста, а также эффективности труда педагога. В портфолио помещаются материалы на бумажном носителе. Представленные материалы рассматриваются как свидетельства профессионализма педагога. Это позволяет педагогу провести анализ своего профессионального роста, обобщить опыт работы, поставить дальнейшие цели, спланировать и организовать собственную деятельность. Именно портфолио представляет и обобщает опыт каждого педагога в период его аттестации.

Нельзя жить по старинке, нельзя мыслить и поступать как все.

Необходимо помнить, что жизнь – это вечное движение вперёд! И Учитель XXI века – это высококвалифицированный специалист, всегда готовый к любым жизненным переменам, в совершенстве владеющий разнообразными педагогическими технологиями, ну и, конечно, Человек с большой буквы!

Список использованной литературы

2. Дистервег А. Избр. пед. соч. [Текст]М., 1956.- 258с.

3. Дроздов И.Н. Психологические аспекты управления кадрами [Текст] — Владивосток: ПИППКГС, 1997. – 448с.

4. Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.309-317 О.Б. Даутова, С.В. Христофоров

5. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении [Текст] М., 1987.- 123с.

7. Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина [Текст] М., 1997.-324с.

8. Ценарева, Н.Н. Модель организации образовательной деятельности учителя в системе повышения квалификации /Н.Н. Ценарева //Стандарты и мониторинг.- 2010.-№5.-120с.

9. Блохина, Е.В. Повышение квалификации работника образования на муниципальном уровне /Е.В. Блохина //Народное образование.- 2010.-№8.-С.128-134

10. Трунцева, Т.Н. О субъектной (личностной) самообразовательной деятельности учителя /Т.Н. Трунцева // Стандарты и мониторинг.-2010.-№3.-С.61-62

11.Ясвин, В. Радуга педагогической компетентности, или Модель педагогического портфолио /В. Ясвин // Директор школы.- 2010.-№2.-С.25-32

Источник

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА на тему: «Самообразование как условие профессионального роста педагога».

«Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки»

Программа профессиональной переподготовки

«Менеджмент в образовании в условиях реализации ФГОС»

Афанасьева Анна Викторовна,

преподаватель английского языка,

высшая квалификационная категория,

ГБП ОУ «Тверской политехнический колледж»

Теоретические основы самообразования и саморазвития……………. 6

Психологические особенности личности педагога……………………..7

Самообразование в педагогической деятельности……………………..12

2.2. Основные этапы организации самообразования педагога……………..21

2.3. Результаты и продуктивность самообразования……………………….23

Список литературы и интернет-ресурсов …………………………………32

Одной из главных задач, стоящих перед образовательной организацией, является обеспечение непрерывного образования педагогических кадров, их профессионального и творческого роста. Повышение профессионального мастерства педагога осуществляется через работу по самообразованию, работу в методических объединениях, семинары, вебинары, педсоветы, на которых происходит обмен опытом между педагогическими работниками.

Сегодня преподаватель должен изо дня в день работать над собой, совершенствоваться во всех направлениях деятельности, повышать свою педагогическую квалификацию, профессиональный уровень, быть мобильным, идти в ногу со временем.

От уровня профессиональной подготовки педагога зависит уровень образования подрастающего поколения. От способности специалиста к самообразованию в той или иной деятельности зависит научный прогресс общества. Поэтому педагог должен привить подрастающему поколению стремление к повышению уровня образования, самосовершенствованию. Важно показать обучающимся, что образовательный процесс – есть неотъемлемая часть жизни человека, что нельзя останавливаться на достигнутых знаниях. Процесс образования проходит через всю жизнь человека. А показать важность саморазвития и самообразования способен только тот педагог, который сам непрерывно самосовершенствуется. Именно поэтому, на каком бы этапе профессионального пути ни находился педагог, он никогда не должен считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию сформированной окончательно. Самообразование педагога – одна из основных задач образовательной системы, поэтому выбранная тема дипломного исследования является актуальной.

Анализ литературы по данной теме показал, что изучены важные вопросы теории и практики самообразования: социальные и исторические аспекты; особенности и функции самообразования, его место в профессиональной деятельности; пути и средства формирования и стремления к самообразованию.

Различными проблемами самообразования педагога занимались ученые Т.Г. Браже, A.Л. Вайсбург, М.М. Заборщикова, О.Е. Лебедев, В.Д.Луганский, И.Л. Наумченко, П.Г. Пшибельский и многие другие.

С уверенностью можно говорить, что выявлены основы педагогического самообразования, доказана связь самообразования с эффективностью профессиональной деятельности педагога.

Однако недостаточно изучены методы и формы проведения самообразовательной деятельности преподавателя в современных условиях, и как должно происходить самообразование педагога, чтобы оно обеспечивало его профессиональный и личностный рост.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость изучаемой проблемы обусловили выбор темы исследования.

Объектом исследования является самообразование педагога, как основа для его профессионального роста.

Предметом исследования является уровень профессионально-педагогического роста педагога.

Целью работы является выявление условий профессионального роста педагога.

В связи с целью, в дипломной работе поставлены задачи:

провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме профессионального роста личности педагога;

выявить средства, обеспечивающие личностно-профессиональный рост педагога в процессе самообразования.

выявить и теоретически обосновать этапы и условия профессионального роста;

показать требования, предъявляемые к личности и профессиональной деятельности педагогического работника, определить сущность понятия «личностно-профессиональный рост» и «педагогический идеал»;

обосновать особенности самообразования педагога в современных условиях развития системы образования;

проанализировать формы самообразования и сделать выводы.

Информационной базой для написания дипломной работы является научная литература по обозначенной теме исследования, которая излагает основные проблемные и актуальные вопросы; данные отечественных и зарубежных исследователей по проблемам самообразования преподавателей.

Решение задач исследования осуществляется с применением следующих методов: теоретический анализ, сравнительный анализ, логико- интуитивный метод, метод наблюдения.

Замысел исследования, его цель и задачи определили структуру и содержание дипломной работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.

Самообразование как условие профессионального роста педагога

Теоретические основы самообразования и саморазвития

Самообразование — один из методов развития, подразумевающий самостоятельное воспитание самого себя.

Потребность в саморазвитии появляется с появлением чувства неудовлетворенности собственных навыков с тягой к новым познаниям, в том числе и в профессиональной сфере.

Потребность в саморазвитии относится к идеальным (духовным) потребностям. Как в пирамиде потребностей П. В. Симонова, так и в самой популярной пирамиде потребностей по А. Маслоу (рис. 1) саморазвитие находится на самой верхней ступеньке, как самая наивысшая.

Что выступает субъектом самообразовательной деятельности личность педагог. Смотреть фото Что выступает субъектом самообразовательной деятельности личность педагог. Смотреть картинку Что выступает субъектом самообразовательной деятельности личность педагог. Картинка про Что выступает субъектом самообразовательной деятельности личность педагог. Фото Что выступает субъектом самообразовательной деятельности личность педагогрис. 1

Эта потребность представляет собой идею о том, что развивать себя необходимо, и является основной движущей силой на пути познания, обеспечивая, таким образом, эволюционный рост человека.

Саморазвитие есть деятельность человека, направленная на удовлетворение его потребности в получении новых качеств. Самообразование и саморазвитие неразрывно связаны с самоактуализацией

Самоактуализация — это стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В педагогике и психологии гуманистического направления утверждается, что лишь при помощи самоактуализации человек может реализовать себя, добиться успеха и обрести смысл своего существования.

Необходимость в получении новых знаний и непрерывное саморазвитие помогает каждому из нас достигать новых вершин. В мире информации самообразование — ключ к успеху в обществе знаний. Информацию можно получать разными способами, повышая квалификацию и обогащая мир. Не секрет, что большинство технологий стареет уже через пять лет, а это неустанно двигает самообразование и саморазвитие.

Продвижение профессиональной, духовной деятельности связано с многогранностью знаний из множества ресурсов. Но для того, чтобы все понимать, нам необходимо постоянно учиться.

Психологические особенности личности педагога

Отечественная педагогическая психология накопила богатейший материал исследований в области психологии педагогического труда. П.П. Блонский, Л.С.Выготский, В.А.Кан-Калик, С.В. Кондратьева, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, Н.Д. Левитов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.В. Петровский, В.А. Сластенин, И.В. Страхов, Г.С. Сухобская, А.И. Щербаков — вот далеко не полный перечень исследователей, к фундаментальным трудам которых можно обратиться при изучении данного вопроса.

В психологии педагогического труда принято выделять особенности личности учителя, деятельности и педагогического общения. При анализе психологии личности учителя выделяют, прежде всего, те особенности, черты, проявления личности, которые отвечают требованиям педагогической профессии, обеспечивают успешное овладение полноценной педагогической деятельностью, т.е. приобретают профессионально педагогическую значимость. В.А. Крутецкий и Е.Г. Балбасова выделили в структуре профессионально значимых качеств личности учителя (имея в виду своеобразную эталонную модель учителя) четыре подструктурных блока:

идейно-нравственный моральный облик;

педагогические способности — общие и специальные;

педагогические умения и навыки.

Наибольшее внимание было уделено исследованию педагогических способностей — общих (необходимых всем учителям, независимо от преподаваемого предмета) и специальных (с учетом специфики преподаваемого предмета).

Один компонент общих способностей рассматривается отдельно как их основной стержень, как совершенно обязательная предпосылка успешной учебно-воспитательной работы. Это — расположенность к детям, которая характеризуется сердечной привязанностью к ним, желанием, стремлением (и даже жизненной потребностью) с ними работать. Расположенность учителя к ученикам выражается в чувстве глубокого удовлетворения от педагогического общения с ними, от возможности проникнуть в своеобразный детский мир, влиять на формирование детской психики, во внимательном, доброжелательном и чутком отношении к ним (но не в мягкотелости, безответственной снисходительности и сентиментальности), в искренности и простоте обращения с детьми. Как показывают исследования, всех успешно работающих учителей отличает именно эта особенность.

Список личностных качеств педагога весьма значителен: вдумчивость, вежливость, взыскательность, внимательность, воспитанность, впечатлительность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, наблюдательность, настойчивость, общительность, организованность, ответственность, отзывчивость, патриотизм, педагогическая эрудиция, политическая сознательность, порядочность, правдивость, гуманность, деловитость, дисциплинированность, доброта, идейная убежденность, инициативность, искренность, коллективизм, критичность, логичность, любовь к детям, предусмотрительность, принципиальность, самокритичность, самостоятельность, скромность, смелость, сообразительность, справедливость, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность.

Гармония в структуре личности учителя достигается не на основе равномерного и пропорционального развития всех качеств, а прежде всего за счет максимального развития тех способностей, которые создают преобладающую направленность его личности, придающую смысл всей жизни и деятельности педагога. Исследователи психологии труда учителя практически единодушны в том, что основным в формировании структуры личности учителя является педагогическая направленность его деятельности. Именно педагогическая направленность как устойчивая система мотивов определяет поведение педагога, его отношение к профессии, к своему труду, но прежде всего к обучающемуся.

Важным профессиональным качеством педагога является его стрессоустойчивость. Проявления стресса в работе учителя разнообразны и обширны. Так, в первую очередь, выделяются фрустрированность, тревожность, изможденность и выгорание. В отечественных исследованиях в перечень стрессовых реакций учителей включается до 14 различных проявлений. Поэтому стрессоустойчивость рассматривается как профессионально значимое качество личности учителя.

Важным фактором социальной адаптации к стрессовым ситуациям является развитая социально-психологическая толерантность (терпимость) личности педагога. Нетерпимость в значительной мере обусловлена стереотипами личности, негативными установками межличностного оценивания. На ее проявление могут влиять различные черты характера: агрессивность, эгоцентричность, доброжелательность, доминантность и др.

С ростом внутреннего контроля учителя высокого уровня педагогического мастерства эффективнее справляются с трудностями (стрессорами) учебно-воспитательного процесса. В то же время у педагогов низкого уровня педагогического мастерства частые профессиональные неудачи, приводящие к повышению стрессовых реакций, отрицательно сказываются на внутренней локализации контроля над значимыми событиями, что, в свою очередь, способствует выработке у них механизма противодействия стрессу по типу защитной экстернальности. Таким образом, четко прослеживается необходимость у педагога повышения профессионального мастерства, что невозможно без самообразования.

Б.Ф. Райский называет ряд закономерностей процесса самообразования, которые можно отнести именно к самообразованию педагога:

1. Стремление к самообразованию находится в связи с уровнем нравственного и умственного развития, образованности и производственной квалификации человека и развивается по мере расширения взаимодействия и углубления взаимосвязи личности с окружающей средой и повышением общественной активности человека.

2. Стремление к самообразованию растет по мере удовлетворения его познавательных потребностей и интересов путем самообразовательной деятельности.

3. Стремление к самообразованию опирается на наличие у человека самообразовательных умений и в свою очередь стимулирует их совершенствование.

4. Стремление к самообразованию находится в прямой зависимости от условий познавательной деятельности человека. Возникновение непреодолимых трудностей в удовлетворении познавательных потребностей и интересов, а также повторяющееся недоведение до конца начатой самообразовательной деятельности влечет затухание стремления к самообразованию (Б.Ф. Райский).

Самообразовательная деятельность преподавателя рассматривается как важный компонент повышения уровня его профессиональной готовности (О.И. Ганченко). Обобщая попытки выделить этапы (стадии, уровни) самообразования, О.И. Ганченко сводит их к трем основным:

— положительное отношение к знанию и ситуативное, стихийное самостоятельное удовлетворение возникающей познавательной потребности при отсутствии освоенной технологии самообразовательной деятельности;

— самообразование становится более систематическим, целенаправленным и самостоятельным, но носит дискретный характер;

— самообразование – систематический, непрерывающийся процесс, регулируемый как мотивацией личного порядка, так и под влиянием осознания общественной значимости самообразовательной деятельности.

Самообразование в педагогической деятельности

Самообразование — это форма индивидуальной учебной деятельности, мотивированная профессиональными потребностями и интересами, и направленная на приобретение необходимых знаний, умений и навыков, их постоянное совершенствование, а также на развитие профессионально значимых качеств личности. Самообразование является составной частью любой другой формы обучения, а также необходимым условием эффективного функционирования системы профессиональной подготовки в целом.

Самообразование является ведущим компонентом профессионального самосовершенствования и самовоспитания педагога, под которым мы понимаем «целенаправленную осуществляемую познавательную деятельность педагога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования педагогического процесса».

Самообразование — основа роста педагога как специалиста.

Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению прогрессивного опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального педагогического мастерства.

Способность к самообразованию является одним из основных показателей профессионального мастерства педагога.

Именно поэтому самообразование каждого педагога должно стать его потребностью.

Но профессиональное самосовершенствование и саморазвитие педагога в принципе невозможно, если он сам не увидит пробелы в своих общепедагогических знаниях, в знаниях по преподаваемым основам науки, недостаточность своего педагогического инструментария. Приступая к, работе по самовоспитанию и профессиональному самосовершенствованию, педагог должен иметь данные анализа своей работы за определенный период, объективную их оценку и рекомендации коллег по улучшению своей деятельности. Опыт преподавателей, добившихся заметных успехов в профессиональной деятельности путем систематической работы над собой, свидетельствует о том, что работу по самосовершенствованию надо начинать с углубленного анализа собственной педагогической практики, с установления причин, как успехов, так и неудач. Анализируя результаты и процесс собственной деятельности, преподаватель совершает рефлексию, без которой нет понимания закономерностей образовательного процесса, нет поступательного движения к педагогическому мастерству.

Авторы, занимающиеся проблемами педагога и его подготовки, используют целый ряд понятий: «профессиональное самообразование» (Ю.Н. Кулюткин), «педагогическое самообразование» (В.Л. Котляр) «профессиональное самовоспитание» (С.Б. Елканов), «психолого-педагогическое самообразование» (С.П . Иванова и др.).

Широко используются понятия «самообразование учителя (педагога)», «самообразование педагогических кадров». Особо подчеркивается, что отличительной особенностью самообразования педагога является то , что результатом его работы выступает эффективность продвижения и развития учащихся, а не только собственное самоусовершенствование в личном и профессиональном плане.

Таким образом, особенности педагогического самообразования в современных условиях заключаются в самостоятельном овладении совокупностью педагогических ценностей, смыслов, технологий, опытом творчества. Его содержание образуют психолого-педагогические и специальные знания, творческое изучение опыта других людей, поиск новых методических идей, способов и приемов работы, анализ и обобщение собственного опыта с позиции современных требований.

Профессиональное саморазвитие педагога

Профессиональное саморазвитие педагога зависит, прежде всего, от его желания и стремления достичь определенных высот в карьере и формировании себя как личности. В течение всей жизни человек может много раз менять поле деятельности. Не каждый осознанно подходит к выбору профессии сразу после окончания школы. Однако от уровня профессионализма зависит размер дохода, а это требует развития определенных качеств и навыков.

В первую очередь у специалиста должна быть способность к самообразованию. Больше всего это касается учителей. К. Д. Ушинский утверждал, что педагог живет до тех пор, пока учится.

Однако для того, чтобы стать настоящим «профи» в своей области, одних семинаров и курсов недостаточно. Независимо от того, какой предмет преподает учитель, повысить эффективность своей работы невозможно без постоянных самостоятельных занятий.

Таким образом, условия современного мира ставят перед педагогами задачу: использовать новые способы и формы самообразования. Профессиональное саморазвитие педагога – это движущая сила на пути к личному прогрессу. Преподаватель должен вести практическую работу над собой, проходить профессиональную подготовку и переподготовку.

Самообразование и самовоспитание относятся к самоуправлению и направлены на самосовершенствование личности.

Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой- либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.

Педагогу работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с обучающими ситуаций.

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *