Что выступает основанием преемственности дошкольного и начального общего образования ответ

Описание опыта работы «Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС»

Что выступает основанием преемственности дошкольного и начального общего образования ответ. Смотреть фото Что выступает основанием преемственности дошкольного и начального общего образования ответ. Смотреть картинку Что выступает основанием преемственности дошкольного и начального общего образования ответ. Картинка про Что выступает основанием преемственности дошкольного и начального общего образования ответ. Фото Что выступает основанием преемственности дошкольного и начального общего образования ответ Инна Масленникова
Описание опыта работы «Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС»

лекция на тему: «Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОСДО» (слайд 1)

(Слайд 2)В федеральном законе Российской Федерации от 29.12.12.№273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гл. 7, ст. 63, говорится, что образовательные программы дошкольного, начального общего образования являются преемственными.

(Слайд 3)В федеральных образовательных стандартах дошкольного образования (утверж. приказом Мин. образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155)гл. 4 п. 4.7: целевые ориентиры Программы выступают основанием преемственности дошкольного и начального образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

(Слайд 4)Согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту (ФГОС) -преемственность рассматривается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы образования: целей, задач, содержание, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка.

(Слайд5)Цель преемственности:обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников в свете реализации ФГОСДО.

Задачи сотрудничества детского сада и школы говорят о том, что

новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

(Слайд 6)На современном этапе (в связи с введением ФГОСДО) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной “внутренней позицией школьника” (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного выпускника ДОУ становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться. Взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные во ФГОС, требуют инновационного подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построения новой модели современного выпускника ДОУ, у которого будут сформированы предпосылки к учебной деятельности, обеспечивающие успешность обучения на последующих этапах образования.

(Слайд 7)Разработчики ФГОС ДО «красной нитью» проводят утверждение о том, что «не ребёнок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова к ребёнку». Они указывают на то, что родители, воспитатели и учителя должны знать, что успешная адаптация к школьной жизни гораздо важнее, чем читать и считать. Ребёнку нужны психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности. Поэтому необходимо проводить совместную работу между педагогами детского сада, учителями начальной школы и детьми.

(Слайд 8)Формирование у дошкольника готовности к школьному обучению должно происходить не на содержательном, а на деятельностном уровне, т. е. наличие сформированности умений учиться как фундаментальных новообразований дошкольного детства, обеспечит психологическую готовность ребенка к школе, как с дидактической, так и с психологической точки зрения (поскольку учебная мотивация является одной из составляющих понятия «учебная деятельность»).

С этой целью с детьми проводились разнообразные формы работы:

(Слайд 9) посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе.

(Слайд 10) знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы.

(Слайд 11) посещение классной комнаты, оснащение зон для учебной деятельности.

(Слайд 12) ознакомительная экскурсия с МОУСОШ №1 имени Героя Советского Союза И. И. Тенищева.

(Слайд 13) Посещение воспитанниками ДОУ уроков в МОУСОШ №1.

(Слайд 14)Спортивные достижения учеников в МОУСОШ №1

(Слайд 15)Совместные занятия спортом дошкольников со школьникамиМОУСОШ №1.

(слайд 16)Рассматривание музея славы и победы!

(Слайд 18)Работа включает совместное обсуждение мнений педагогов дошкольного учреждения

(Слайд 19) и учителей начальной школы по проблемам развития и обучения воспитанников и учащихся,

(Слайд 20)успешности школьной адаптации выпускников ДОУ — как результата преемственных связей.

(Слайд 21)Работа с родителями (законных представителей) так же способствует обеспечению доступности, открытости в преемственности со школой. Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы, воспитателей ДОУ, родителей (законных представителей) воспитанников, дошкольников служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.

(Слайд 22)Только заинтересованность обеих сторон и родителей, позволит по-настоящему решить проблему преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход из ДОУ в начальную школу безболезненным и успешным,

(Слайд 23) так как установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и начальной школой.

(Слайд 24)Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

(слайд 25)К целевым ориентирам дошкольного образования относятся социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования.Целевые ориентиры:

— не подлежат непосредственной оценке;

— не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей.

(Слайд 26)Таким образом, проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии дошкольного образовательного учреждения и школы.

(Слайд 27)Детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа — само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.

Источник

Преемственность ФГОС дошкольного и начального общего образования

Что выступает основанием преемственности дошкольного и начального общего образования ответ. Смотреть фото Что выступает основанием преемственности дошкольного и начального общего образования ответ. Смотреть картинку Что выступает основанием преемственности дошкольного и начального общего образования ответ. Картинка про Что выступает основанием преемственности дошкольного и начального общего образования ответ. Фото Что выступает основанием преемственности дошкольного и начального общего образования ответ Ирина Меликян
Преемственность ФГОС дошкольного и начального общего образования

Красноярский край Канский район

Тема: «Опыт успешного освоения ФГОС: проблемы, решения, результаты»

Название работы: Преемственность ФГОС дошкольного и начального общего образования

Меликян Ирина Арамаисовна

Воспитатель детского сада

Введение в действие с 1 января 2014 года Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, который приходит на смену Федеральным государственным требованиям, обусловливает необходимость изучения особенностей преемственности между ФГОС ДО и Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). Вопросы преемственности в содержании и методологии данных документов особенно актуальны для воспитателей и учителей начальных классов.

Ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, потом впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент – «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений.

Детский сад должен стать фундаментом, а школа зданием.

Прежде всего, следует обратить внимание на анализ преемственности в методологии и структуре ФГОС ДО и ФГОС НОО.

Преемственность ФГОСов дошкольного и начального общего образования:

1. единый структурно-организационный подход,заключающийся в совокупности требований к:

• условиям реализации стандарта

• структурно-содержательным компонентам основной образовательной программы

образовательным результатам

2.единый психолого-педагогический методологический подход:

• ориентация на деятельностный подход и понятие «ведущей деятельности»

• опора на зону актуального развития и ориентация на зону ближайшего развития ребёнка

• понятие об универсальных учебных действиях

• ориентация на возрастные психофизиологические особенности детей

3. принцип организации инклюзивного образования:

• минимальная регламентация образования детей, имеющих ОВЗ, детей-инвалидов

• разработка адаптированных (в некоторых случаях индивидуальных) образовательных программ

• опора на индивидуальную программу реабилитации (при организации специальных образовательных условий для детей-инвалидов)

4. направленность основных образовательных программ ДО и НОО:

• формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры, личностное и интеллектуальное развитие детей

• процесс успешной социализации ребёнка

• развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования

• сохранение и укрепление здоровья детей

Если мы обратим внимание на содержательные стороны проекта ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, то убедимся в наличии преемственности между областями на дошкольной ступени и ступени начальной школы. Пять образовательных областей, обозначенных в проекте ФГОС дошкольного образования имеют прямую проекцию на предметы основной образовательной программы начального общего образования.

Результаты освоения ООП ДО сформулированы как целевые ориентиры и не подлежат непосредственной оценке, не являются основанием для сравнения с реальными результатами детей

Результаты освоения ООП НОО: личностные (не подлежат индивидуальной персонифицированной оценке, метапредметные (универсальные учебные действия) и предметные результаты подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке)

Освоение Программы в ДОУ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются:

— установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;

— выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

— создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;

— всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

— оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;

— формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

Актуальность и своевременность решения проблемы преемственности дошкольного и начального образования ни у кого не вызывает сомнений, однако на практике до сих пор наблюдается нарушение преемственных связей по основным компонентам образовательной системы.

— Отсутствие преемственных программ дошкольного и начального образования.

— Подготовка детей, не охваченных дошкольным образованием.

— Большое многообразие видов и типов учреждений, где используют самые различные программы, и реализация данных программ не требует жестких стандартов.

— Отсутствие в программах сносок, ссылок на регион.

Очень важно, чтобы преемственность дошкольного и начального образования осуществлялась в соответствии с теми идеями, которые отражены в ФГОС дошкольного и начального общего образования.

Работу по преемственности детского сада со школой целесообразноосуществлять по трем основным направлениям:

• методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”, поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы и др.) ;

• работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий) ;

Чтобы решить проблему преемственности необходимо разработать Программу сотрудничества начальной школы и детского сада.

Цель данной Программы: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер.

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений участников образовательного процесса.

Формы осуществления преемственности:

• посещение школьного музея, библиотеки;

• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

• выставки рисунков и поделок;

• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы) ;

• совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

• участие в театрализованной деятельности;

• совместные педагогические советы (ДОУ и школа) ;

• семинары, мастер- классы;

• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

• психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

• педагогические и психологические наблюдения.

Важную роль в преемственности дошкольного и начального образованияиграет сотрудничество с родителями:

3.Сотрудничество с родителями:

• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

• консультации с педагогами ДОУ и школы;

• встречи родителей с будущими учителями;

• дни открытых дверей;

• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;

• семейные вечера, тематические досуги;

• визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.) ;

Результатом реализации программы сотрудничества должно быть создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды:

• обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;

• гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;

• комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.

Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.

Список использованной литературы

1. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. / Давыдов В. В. М. : Академия, 2004.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

Консультация «Организация преемственности в условиях взаимодействия дошкольного и начального общего образования детей» «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком до поступления.

Преемственность ФГОС до и ФГОС ноо в вопросах экологического воспитания Введение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и принятие новых Федеральных государственных образовательных.

Деловая игра для педагогов ДОУ по изучению ФГОС дошкольного образования «Знатоки ФГОС ДОУ» Задачи: 1. Активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС ДО. 2. Выявить уровень.

ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности Введение в действие c 1 января 2014 года Федерального госудаpственного стандарта дошкольного обpазования (ФГОС ДО, который приходит на.

Комплексное учебно-методическое обеспечение учебной деятельности на ступени начального общего образования Важную роль в нормальном функционировании процесса обучения имеет его учебно-методическое обеспечение. Оно включает две составные части:.

Педагог дошкольного образовательного учреждения-ключевая фигура реализации ФГОС дошкольного образования Современный мир стремительно меняется, он открыт и потому главным профессиональным качеством, которым педагог дошкольного образования должен.

План совместной работы детского сада и школы по осуществлению преемственности дошкольного и начального образования Методическая работа. Сентябрь 1. Пролонгация договора о сотрудничестве на 2015-2016 год Старший воспитатель 2. Согласование и корректировка.

Положение о семинаре «Преемственность и непрерывность дошкольного и начального образования в аспекте ФГТ и ФГОС» 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1 Настоящее положение определяет цели, задачи, условия и порядок организации проведения районного семинара «Преемственность.

Что выступает основанием преемственности дошкольного и начального общего образования ответ. Смотреть фото Что выступает основанием преемственности дошкольного и начального общего образования ответ. Смотреть картинку Что выступает основанием преемственности дошкольного и начального общего образования ответ. Картинка про Что выступает основанием преемственности дошкольного и начального общего образования ответ. Фото Что выступает основанием преемственности дошкольного и начального общего образования ответПреемственность дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС (фотоотчёт) Уважаемые коллеги, хочу поделиться с Вами опытом работы нашего детского сада. Не секрет, что в настоящее время нарушена связь между школой.

Реализация ФГОС дошкольного образования в практике работы дошкольного образовательного учреждения На сегодняшний день перед нами (педагогами) актуальным является вопрос организации деятельности в соответствии с федеральным государственным.

Источник

Преемственность между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС ДО

Процессы модернизации образования требуют переосмысления его содержания и реализации в контексте федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Сегодня очень важно, чтобы эти документы работали, и преемственность дошкольного и начального образования осуществлялась в соответствии с теми идеями, которые отражены во ФГОС дошкольного и начального общего образования.

Принятие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного и начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования.

ФГОС ограждает нас от понимания преемственности между детским садом и начальной школой как преемственность по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в детском саду и с какими знаниями школа должна их получать.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ – понимается как согласованность и сохранение целей, задач, методов, средств и форм обучения и воспитания.

На современном этапе (в связи с введением ФГОС) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной “внутренней позицией школьника” (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться. Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные во ФГОС, требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построения новой модели современного выпускника ДОУ, у которого будут сформированы предпосылки к учебной деятельности, обеспечивающие успешность обучения на последующих этапах образования.

ФГОС ДО направлен на обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Требования стандарта к результатам освоения Программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Важно разработать современные единые подходы к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

Сравнение ФГОС НОО И ФГОС ДО показывают наличие предпосылок для реализации преемственности дошкольного и начального образования.

МБДОУ “ДС №7” уже много лет сотрудничает с МБОУ “СОШ №12”. Целью нашей работы является создание условий для обеспечения легкой адаптации, эмоционального благополучия каждого ребенка к новому этапу жизни. На сегодняшний день уже сложились традиционные формы работы, способствующие формированию у педагогов значимости процесса развития ребенка, помогающие сохранить здоровье детей.

В результате такой совместной деятельности педагогов детского сада и начальной школы достигается их взаимопонимание. По результатам бесед с родителями и отзывов учителей выпускники детского сада хорошо осваивают программу; уровень их соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольникам, подготовка детей к школе оценивается как хорошая.

К созданию Проекта наш коллектив побудил поиск точек соприкосновения ДОО и школы в плане преемственности в новых условиях реализации ФГОС ДО и НОО.

Целью инновационного проекта является создание и апробация эффективности модели преемственных связей между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС ДО.

Задачи инновационного проекта направлены на:

1. Изучение и анализ существующего опыта реализации ФГОС НОО (достижения, проблемы, перспективы).

2. Формирование пакета нормативно-правовой и учебно-методической базы в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

3. Установление уровня преемственных связей ФГОС ДО И НОО.

4. Обеспечение условий для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.

5. Разработку и согласование с начальной школой модели выпускника в соответствии с ФГОС.

6. Повышение педагогической компетентности родителей по вопросу подготовки детей к школе.

Задачи первого этапа:

1. Провести анализ ресурсных возможностей ОУ (кадровых, методических, материально-технических, финансовых) для реализации задач инновационной деятельности.

2. Разработать программу инновационного проекта, определить его участников.

3.Разработать нормативно-правовую документацию, регламентирующую деятельность ДОО (“дорожная карта” введения ФГОС), формы договоров с родителями, должностные инструкции педагогов и сотрудников и т.д.).

4. Организовать положительную мотивацию участников инновационного проекта к реализации поставленных задач, разработать и согласовать их функциональные обязанности.

5. Провести информационную работу, связанную с ознакомлением педагогической общественности с целями, ходом и результатами первого этапа инновационного проекта.

6. Разработать модель выпускника ДОО в соответствии с ФГОС ДО и НОО.

Задачи второго этапа:

1. Провести рефлексивный анализ хода первого этапа реализации инновационного проекта, семинары, круглые столы, конференции по обмену опытом работы для выявления затруднений, своевременной коррекции.

2. Внести коррективы в документацию, регламентирующую деятельность ДОО по введению ФГОС ДО.

3. Разработать методические рекомендации.

4. Провести городской семинар с демонстрацией опыта работы ДОО по данному направлению.

Задачи третьего этапа:

1. Обобщить опыт работы по обеспечению преемственности между ДОО и начальной школой (презентации, мастер-классы, доклады, публикации) на муниципальном и региональном уровнях.

2. Оформить методические рекомендации по итогам инновационной деятельности:

— Методические рекомендации к организации образовательного процесса в ДОО (по конструированию вариативных моделей образовательной деятельности (планы, конспекты, сценарии).

— Рекомендации к организации работы с кадрами в условиях введения ФГОС.

— Программа преемственности между ДОО и начальной школой.

Проект нацелен на повышение качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС, а именно: разработанная Программа преемственности между ДОО и начальной школой, которая будет способствовать успешной адаптации и социализации ребенка на первом этапе школьного обучения в условиях реализации ФГОС ДО И НОО.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *