Что выступает объектом изучения этики социальной работы
Этические основы теории социальной работы
Основными категориями этики социальной работы являются профессиональные этические отношения, этическое сознание, этические действия и профессиональный долг специалистов.
Социальный работник действует в ценностно-ориентированном мире, где каждое действие, цель, мотив, средство достижения цели или даже намерение может получить оценку с точки зрения соответствия его моральным нормам, т. е. представлениям общества или микросоциума о добре и зле.
Решение социального работника приступить к действиям должно базироваться на понимании и знании того, какую пользу эти действия принесут клиенту и обществу. Действия должны осуществляться на основе уважения к клиенту и к лицам из его социального окружения, заботы об их достоинстве и подлинном благополучии. Этика требует, чтобы специалист всегда информировал своего клиента обо всех этапах предпринимаемых им действий и разъяснял их сущность, рассказывал обо всех существенных моментах, которые могут повлиять на достижение цели, а также на желание клиента достигнуть данной конкретной цели.
Основными функциями этики социальной работы можно считать следующие:
— регулятивная вытекает из потребности регулировать поведение и действия социального работника в различных формальных и неформальных ситуациях;
-организационная служит улучшению организации социальной работы, требуя от участников процесса деятельности творческого выполнения своих обязанностей и профессионального долга;
— мотивационная служит средством формирования социально и профессионально одобряемых мотивов деятельности;
— координирующая обеспечивает сотрудничество всех участников процесса оказания социальной помощи клиенту, основанное на доверии и взаимной помощи;
— регламентирующая направляет и обусловливает выбор социальным работником или социальной службой целей, методов и средств оказания помощи клиенту;
— воспитательная служит средством воспитания и совершенствования личности как социального работника, так и его клиента и социального окружения клиента;
— коммуникативная служит средством коммуникации между специалистами и их клиентами;
— оптимизирующая способствует повышению эффективности и качества социальной работы, повышению статуса профессии в обществе, уровня его моральности;
— стабилизирующая способствует стабилизации отношений среди социальных работников, между социальными работниками и клиентами и их близкими, между социальными работниками и представителями различных учреждений;
— рационализирующая облегчает социальному работнику выбор целей, методов и средств воздействия, выбор наиболее эффективного и приемлемого с точки зрения профессиональной морали решения;
— превентивная предохраняет, предостерегает социального работника от поступков и действий, наносящих вред клиенту и обществу;
— прогностическая позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных социальных работников и их коллективов, их этическое развитие;
— информационная приобщает социальных работников к системе ценностей профессиональной социальной работы и профессиональной морали;
— социализирующая служит делу приобщения социального работника к господствующей в обществе системе ценностей и морали.
Социальный работник в своей деятельности должен руководствоваться следующими принципами:
— соблюдение разумных интересов клиента;
— личная ответственность социального работника за нежелательные для клиента и общества последствия его действий;
— уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий;
— принятие клиента таким, каков он есть;
— честность и открытость;
— полнота информирования клиента.
Из профессиональных ценностей социальной работы вытекает ряд критериев этического регулирования профессиональной деятельности социального работника:
2. Формирование высоконравственной личности
3. Социальная целесообразность, которая основана на потребностях и возможностях общества
4. Сотрудничество участников процесса. Деятельность социального работника должна приводить к активному сотрудничеству участников процесса.
5. Обеспечение всестороннего положительного влияния на участников процесса.
Дата добавления: 2018-05-30 ; просмотров: 601 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Этика социальной работы: понятие, объект, предмет, цель и задачи, основные категории
Понятие: ЭТИКА (ethos – обычай, характер) имеет два значения.
Во-вторых, этика означает систему нравственных норм поведения человека, какой-либо социальной или профессиональной группы. Термин «этос»относится к поведению человека, при этом учитывается эволюция, а также генетически обусловленные (наследственные) или культурные приобретенные в процессе социализации) компоненты поведения.
МОРАЛЬ–(от латинского moralis, нравственный), нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе,специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию, совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общений и взаимоотношений.
Существует две основные теории происхождения морали. Первая «трудовая» заключается в том, что, мораль возникла тогда, когда появилось общественное разделение труда, поскольку коллективная трудовая деятельность порождает необходимость ее этической регламентации. Вторая – «ритуальная», говорит о том, что мораль восходит к обычаю, то есть к более раннему времени, чем то, о котором говорит первая теория.
Мораль регулирует поведение и сознание человека в той или иной ситуации, во всех без исключения сферах общественной жизни, в труде, быту, политике, науке, семейных, личных, внутригрупповых, межклассовых и международных отношениях. Моральпредлагает образцы должного, разумного, общечеловеческого поведения. Все отношения – от «межконтинентальных» до «интимно-личностных» проходят проверку моралью, проникнуты моралью. Основными функциями морали будут являться регулятивная, ценностно-орентационная и социализирующая. Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения.
Термин «нравственность» воспринимается как идентичный понятию «мораль». Разделение понятий «мораль» и «нравственность» говорит о том, что мораль – это социальные нормы, а нравственность – личностное усвоение и использование правил индивидом.
Трудовая деятельность человека является наиболее типичным и всеобъемлющим примером практической деятельности, и в связи с чес можно говорить о феноменепрофессиональной этики – одной из фундаментальных теоретических основ любой профессиональной деятельности, представляющей собой науку о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих взаимоотношения между людьми, складывающиеся в процессе труда и вытекающие из содержания их профессиональной деятельности.
Профессиональная этика вместе с тем – это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология, и идеология.
Профессиональная этика как совокупность устойчивых норм и правил, которыми должен руководствоваться работник в своей деятельности. Первые этико-профессиональные требования можно встретить в древнеегипетском манускрипте «Наставления начальника города Птаччеттепа» (3 тыс. до рождения Христа). В числе правил и требований указывается необходимость добросовестного выполнения своих обязанностей, поскольку прилежание в труде – это залог будущей высокой должности и богатства.
Профессиональная этика возникла первоначально как явление обыденного сознания, а дальше она развивается на основе осмысления и обобщения практики представителей профессиональной группы. Профессиональная этика, систематизирует накопленный опыт, обобщает, совершенствуется, поэтому, профессиональная этика, рассматривается, как разновидность нравственности, бытующей в профессиональной среде.
Социальная работа, как особый вид профессиональной деятельности, обладает специфической совокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов.
Будучи специализированной деятельностью, социальная работа содержит в себе противоречия, которые необходимо решать в самом процессе деятельности и которые являются предметом этой деятельности. В своей практической деятельности специалисты нуждаются не только в нравственных ориентирах определяющих основное направление их деятельности, но и нуждаются в правилах повседневной деятельности, без соблюдения которых невозможно реализовывать моральные нормы и правила, и принципы. Глубокое знание норм и правил профессиональной этики, творческое их применение в повседневной деятельности помогает социальному работнику осуществлять сотрудничество с клиентами, их родственниками, коллегами, представителями общественных, государственных и негосударственных организаций.
Главной задачей этики социальной работы следует считать стремление недопустить противоречия между корпоративными целями и интересами, задачами профессиональной деятельности, также интересами общества, и каждого его члена.
Задача профессиональной этики – это нормативная регламентация отношений, поведения, и действий отдельных представителей профессиональной группы и их объединений, формирование соответствующего этического сознания специалистов социальной сферы.
Целью этики социальной работы является обеспечение и поддержание социально, одобряемых содержания и сущности профессиональной деятельности.
Цель социального работника улучшить условия жизнедеятельности клиента, решить его проблемы. Цель может быть высокогуманной, но аморальные средства, используемые для ее достижения, могут ее перечеркнуть. Для достижения целей нужно выбирать только узаконенные действия, имеющие высокую моральную оценку в обществе. Для того, чтобы общество было гуманным, необходимо руководствоваться принципами гуманизма и этики во всех сферах человеческой жизнедеятельности.
Высшей целью и мерилом нравственности, деятельности социального работника может быть только благо клиента и общества. Цель деятельности всегда является идеальным образом будущего реального результата.
Цель, которую ставит перед собой социальный работник, приступая к действиям в общем виде может быть выражена так »способствовать решению проблем и улучшению условий жизнедеятельности клиента».
Объектом изучения этики социальной работы является мораль в целом, нравственность как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление исторической жизни людей и форма общественного сознания людей. Этика выясняет место морали в системе других общественных отношений, анализирует природу, внутреннюю структуру и роль ее как социального института, изучает происхождение и развитие нравственности в истории человечества, теоретически обосновывает ту или иную систему нравственности.
Предметом профессиональной этики является возникающие в процессе работы этические отношения, этическое сознание и этические действия социального работника.
Основные категории социальной работы: этические отношения, этическое сознание, этические действия, профессиональный долг.
Этические отношения возникают в процессе профессиональной этической деятельности как совокупность зависимостей и связей, заключаются в достижении общественного и личного блага путем трансформирования системы «человек-среда». Этические отношения в социальной работе существуют в виде требований, предъявляемых субъектами отношений друг к другу в части выполнения профессиональных обязанностей и долга; нравственных принципов-основ, моральных качеств, которыми должны обладать профессионалы; самоконтроля.
Этическое сознание социального работника представляет собой отражение его социального бытия и деятельности, возникающих в процессе профессиональных отношений. Это сознание является субъективным отражением морали. Собственное поведение рассматривается уже не с точки зрения их необходимости, а с точки зрения их моральной ценности.
Этические действия социальная работа характеризуется определенными структурными элементами, которые могут быть оценены с позиции морали и нравственности. Социальный работник должен стремиться к тому, чтобы его действия соответствовали ценностям морали и нравственности, как сугубо профессиональной, так и общепринятой.
Этические критерии социальной работы
Содействие общественному прогрессу. Социальный работник, как профессионал, обязан содействовать самореализации своего клиента, повышению его личностного потенциала.
Формирование высоконравственной личности. В процессе социальной работы формируется личность не только социального работника, но и, с помощью его воздействия, личность клиента. В связи с этим, нравственными можно считать лишь те действия социального работника, которые ведут к формированию высоконравственной личности – как его самого в качестве специалиста, так и его клиента.
Социальная целесообразность. Социальная работа в целом и деятельность каждого отдельного работника или службы руководствуется критерием социальной целесообразности, основанном на потребностях и возможностях общества, которое определяет, какие категории граждан и на каких условиях становятся клиентами социальных служб, какого рода услуги им могут предложены.
Сотрудничество участников процесса. Нравственной можно считать только такую деятельность социального работника, которая приводит к активному сотрудничеству участников процесса (коллег, клиента, его близких), что, в свою очередь, влияет положительно на результаты взаимодействия, повышает авторитет как социального работника и социальной работы в целом, так и клиента.
Обеспечение всестороннего положительного влияния на участников процесса. Социальный работник оказывает многосторонне влияние в ходе своей профессиональной деятельности. Социальная работа является деятельностью, осуществляемой в сложных формальных и неформальных ситуациях. При этом социальный работник должен учитывать, что несет этическую ответственность перед клиентом, его социальным окружением и обществом с момента принятия решения и до получения конечного результата во всей его полноте.
Этика социальной работы: понятие, объект, предмет, цель и задачи, основные категории
Понятие: ЭТИКА (ethos – обычай, характер) имеет два значения.
Во-вторых, этика означает систему нравственных норм поведения человека, какой-либо социальной или профессиональной группы. Термин «этос»относится к поведению человека, при этом учитывается эволюция, а также генетически обусловленные (наследственные) или культурные приобретенные в процессе социализации) компоненты поведения.
МОРАЛЬ–(от латинского moralis, нравственный), нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе,специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию, совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общений и взаимоотношений.
Существует две основные теории происхождения морали. Первая «трудовая» заключается в том, что, мораль возникла тогда, когда появилось общественное разделение труда, поскольку коллективная трудовая деятельность порождает необходимость ее этической регламентации. Вторая – «ритуальная», говорит о том, что мораль восходит к обычаю, то есть к более раннему времени, чем то, о котором говорит первая теория.
Мораль регулирует поведение и сознание человека в той или иной ситуации, во всех без исключения сферах общественной жизни, в труде, быту, политике, науке, семейных, личных, внутригрупповых, межклассовых и международных отношениях. Моральпредлагает образцы должного, разумного, общечеловеческого поведения. Все отношения – от «межконтинентальных» до «интимно-личностных» проходят проверку моралью, проникнуты моралью. Основными функциями морали будут являться регулятивная, ценностно-орентационная и социализирующая. Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения.
Термин «нравственность» воспринимается как идентичный понятию «мораль». Разделение понятий «мораль» и «нравственность» говорит о том, что мораль – это социальные нормы, а нравственность – личностное усвоение и использование правил индивидом.
Трудовая деятельность человека является наиболее типичным и всеобъемлющим примером практической деятельности, и в связи с чес можно говорить о феноменепрофессиональной этики – одной из фундаментальных теоретических основ любой профессиональной деятельности, представляющей собой науку о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих взаимоотношения между людьми, складывающиеся в процессе труда и вытекающие из содержания их профессиональной деятельности.
Профессиональная этика вместе с тем – это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология, и идеология.
Профессиональная этика как совокупность устойчивых норм и правил, которыми должен руководствоваться работник в своей деятельности. Первые этико-профессиональные требования можно встретить в древнеегипетском манускрипте «Наставления начальника города Птаччеттепа» (3 тыс. до рождения Христа). В числе правил и требований указывается необходимость добросовестного выполнения своих обязанностей, поскольку прилежание в труде – это залог будущей высокой должности и богатства.
Профессиональная этика возникла первоначально как явление обыденного сознания, а дальше она развивается на основе осмысления и обобщения практики представителей профессиональной группы. Профессиональная этика, систематизирует накопленный опыт, обобщает, совершенствуется, поэтому, профессиональная этика, рассматривается, как разновидность нравственности, бытующей в профессиональной среде.
Социальная работа, как особый вид профессиональной деятельности, обладает специфической совокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов.
Будучи специализированной деятельностью, социальная работа содержит в себе противоречия, которые необходимо решать в самом процессе деятельности и которые являются предметом этой деятельности. В своей практической деятельности специалисты нуждаются не только в нравственных ориентирах определяющих основное направление их деятельности, но и нуждаются в правилах повседневной деятельности, без соблюдения которых невозможно реализовывать моральные нормы и правила, и принципы. Глубокое знание норм и правил профессиональной этики, творческое их применение в повседневной деятельности помогает социальному работнику осуществлять сотрудничество с клиентами, их родственниками, коллегами, представителями общественных, государственных и негосударственных организаций.
Главной задачей этики социальной работы следует считать стремление недопустить противоречия между корпоративными целями и интересами, задачами профессиональной деятельности, также интересами общества, и каждого его члена.
Задача профессиональной этики – это нормативная регламентация отношений, поведения, и действий отдельных представителей профессиональной группы и их объединений, формирование соответствующего этического сознания специалистов социальной сферы.
Целью этики социальной работы является обеспечение и поддержание социально, одобряемых содержания и сущности профессиональной деятельности.
Цель социального работника улучшить условия жизнедеятельности клиента, решить его проблемы. Цель может быть высокогуманной, но аморальные средства, используемые для ее достижения, могут ее перечеркнуть. Для достижения целей нужно выбирать только узаконенные действия, имеющие высокую моральную оценку в обществе. Для того, чтобы общество было гуманным, необходимо руководствоваться принципами гуманизма и этики во всех сферах человеческой жизнедеятельности.
Высшей целью и мерилом нравственности, деятельности социального работника может быть только благо клиента и общества. Цель деятельности всегда является идеальным образом будущего реального результата.
Цель, которую ставит перед собой социальный работник, приступая к действиям в общем виде может быть выражена так »способствовать решению проблем и улучшению условий жизнедеятельности клиента».
Объектом изучения этики социальной работы является мораль в целом, нравственность как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление исторической жизни людей и форма общественного сознания людей. Этика выясняет место морали в системе других общественных отношений, анализирует природу, внутреннюю структуру и роль ее как социального института, изучает происхождение и развитие нравственности в истории человечества, теоретически обосновывает ту или иную систему нравственности.
Предметом профессиональной этики является возникающие в процессе работы этические отношения, этическое сознание и этические действия социального работника.
Основные категории социальной работы: этические отношения, этическое сознание, этические действия, профессиональный долг.
Этические отношения возникают в процессе профессиональной этической деятельности как совокупность зависимостей и связей, заключаются в достижении общественного и личного блага путем трансформирования системы «человек-среда». Этические отношения в социальной работе существуют в виде требований, предъявляемых субъектами отношений друг к другу в части выполнения профессиональных обязанностей и долга; нравственных принципов-основ, моральных качеств, которыми должны обладать профессионалы; самоконтроля.
Этическое сознание социального работника представляет собой отражение его социального бытия и деятельности, возникающих в процессе профессиональных отношений. Это сознание является субъективным отражением морали. Собственное поведение рассматривается уже не с точки зрения их необходимости, а с точки зрения их моральной ценности.
Этические действия социальная работа характеризуется определенными структурными элементами, которые могут быть оценены с позиции морали и нравственности. Социальный работник должен стремиться к тому, чтобы его действия соответствовали ценностям морали и нравственности, как сугубо профессиональной, так и общепринятой.
Этические критерии социальной работы
Содействие общественному прогрессу. Социальный работник, как профессионал, обязан содействовать самореализации своего клиента, повышению его личностного потенциала.
Формирование высоконравственной личности. В процессе социальной работы формируется личность не только социального работника, но и, с помощью его воздействия, личность клиента. В связи с этим, нравственными можно считать лишь те действия социального работника, которые ведут к формированию высоконравственной личности – как его самого в качестве специалиста, так и его клиента.
Социальная целесообразность. Социальная работа в целом и деятельность каждого отдельного работника или службы руководствуется критерием социальной целесообразности, основанном на потребностях и возможностях общества, которое определяет, какие категории граждан и на каких условиях становятся клиентами социальных служб, какого рода услуги им могут предложены.
Сотрудничество участников процесса. Нравственной можно считать только такую деятельность социального работника, которая приводит к активному сотрудничеству участников процесса (коллег, клиента, его близких), что, в свою очередь, влияет положительно на результаты взаимодействия, повышает авторитет как социального работника и социальной работы в целом, так и клиента.
Обеспечение всестороннего положительного влияния на участников процесса. Социальный работник оказывает многосторонне влияние в ходе своей профессиональной деятельности. Социальная работа является деятельностью, осуществляемой в сложных формальных и неформальных ситуациях. При этом социальный работник должен учитывать, что несет этическую ответственность перед клиентом, его социальным окружением и обществом с момента принятия решения и до получения конечного результата во всей его полноте.
Контрольная работа «Этика социальной работы теоретико-методологический аспект»
Контрольная работа по дисциплине
«Теория социальной работы»
Этика социальной работы: теоретико-методологический аспект
Этика социальной работы………………………………………….. 6
Объект и предмет этики социальной работы
Цели и задачи этики социальной работы
Функции этики социальной работы
Уровни этики социальной работы
Список использованной литературы……………………………… 13
Этика(от греч.) – философская дисциплина, предметами исследования которой являются мораль и нравственность. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порожденные совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, добра и зла, сочувствия, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и так далее. Выработанные этикой понятия – милосердие, справедливость, дружба, солидарность и другие, направляют моральное развитие социальных институтов и отношений.
В науке под этикой понимают область знания, а под моралью или нравственностью – то, что она изучает. В живом языке это разграничение пока отсутствует. Термин «этика» иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определенной социальной группы.
На теоретическом уровне этика призвана решать вопросы нравственности и морали, которые возникают перед человеком в повседневной деятельности. А так как теория имеет непосредственное отношение к практике, то она обосновывает практическую деятельность человека.
Трудовая деятельность человека является примером практической деятельности, в связи с чем можно говорить о «профессиональной практике».
Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности.
Профессиональная этика должна также объяснить мораль и учить морали, прививать моральные принципы и представления о долге и чести, морально воспитывать работников. Этика призвана воспитывать, помогать людям правильно вести себя с людьми, общаться в производственном коллективе и т.п. Профессиональная этика учит следовать эталонам нравственности, принятым за норму поведения людей в определенной деятельности. На эти эталоны работник должен ориентироваться. Равняясь на этот эталон, работник сервиса должен воспитывать в себе соответствующее личностное качество.
Профессиональная этика призвана регулировать человеческие отношения в сфере производства. Каждая профессия имеет свою специфику принятой в ней и действующей системы ценностей. Причем один и тот же поступок может рассматриваться как моральный, внеморальный и даже аморальный в зависимости от того, как в нем выражается отношение к действующей системе ценностей. Основа профессиональной этики в сфере сервиса – нетерпимость к пренебрежению общественными интересами, высокое сознание общественного долга.
Таким образом, профессиональная этика — это не только наука о профессиональной морали, но и нравственное самосознание совокупной профессиональной группы, ее идеология и психология.
За последние десять лет в России произошли значительные изменения в теории и практике социальной работы.
Главной задачей социальной работы является способствовать нормальной жизнедеятельности человека, удовлетворению и гармонизации его социальных потребностей, гармонизация потребностей человека и общества. Поэтому в профессиональной деятельности социальных работников этика играет особую роль.
Этика социальной работы
Социальная работа обладает специфической совокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов. Она содержит в себе неповторимые ситуации, противоречия, которые необходимо разрешать в самом процессе деятельности и которые нередко являются предметом этой деятельности. Это обстоятельство вызывает необходимость придерживаться в деятельности особых, более жестких моральных принципов и норм.
В своей практике специалисты нуждаются не только в нравственных ориентирах, определяющих общее, основное направление их деятельности, но и в правилах повседневной деятельности, без соблюдения которых невозможно реализовать моральные нормы и принципы. Поэтому в этических нормах социальной работы отражаются основные требования и критерии поведения и действий социального работника, которые, при всем их разнообразии, продиктованы специфическими условиями и содержанием его труда.
Этика социальной работы — это проявление общих норм морали в социальном обслуживании. К основным принципам профессиональной этики социального работника относятся: ответственность перед клиентом, ответственность перед профессией и коллегами, ответственность перед обществом. Требования к личностно-нравственным качествам социального работника диктуются также спецификой его работы. У него должны быть развиты чувства долга, добра и справедливости, собственного достоинства и уважения достоинства другого человека; терпимость, вежливость, порядочность, эмоциональная устойчивость; личностная адекватность самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности. Также важно обладать определенными педагогическими навыками. Соблюдение специалистами по социальной работе этических норм предупреждает
Сегодня для социальной работы все большее значение приобретает вопрос о необходимости определения этических критериев ответственности каждого социального работника за свою профессиональную деятельность, что требует создания единого подхода к установлению моральных принципов и норм, однозначного их понимания, выработке единой системы ценностей и идеалов.
Объектом изучения этики социальной работы является профессиональная мораль специалистов, а предметом — возникающие в процессе работы этические отношения, этическое сознание и этические действия социальных работников.
Целью этики социальной работы является обеспечение и поддержание социально одобряемых содержания и сущности профессиональной деятельности, а задачей — нормативная регламентация отношений, поведения и действий отдельных представителей профессиональной группы и их объединений, формирование соответствующего этического сознания специалистов социальной сферы.
Основными категориями этики социальной работы являются профессиональные этические отношения, этическое сознание, этические действия и профессиональный долг специалистов.
Основные этические отношения в социальной работе, возникающие в процессе профессиональной этической деятельности как совокупность зависимостей и связей, заключаются в достижении общественного и личного блага путем трансформирования системы «человек — среда». Эти отношения возникают между социальными работниками как членами коллектива, между социальными работниками и их клиентами, между социальными работниками и социальным окружением клиентов, между социальными работниками и различного рода учреждениями, организациями, частными лицами, с которыми социальные работники связываются по поводу оказания помощи клиентам. Наконец, это отношения, возникающие между институтом социальной работы как одной из государственных структур и другими государственными организациями, государством в целом и обществом.
Основными функциями этики социальной работы можно считать следующие:
оценочная — дает возможность оценивать с точки зрения соответствия моральным нормам и принципам поведение и действия, цели и задачи участников процесса, их устремления и намерения, избранные ими средства достижения цели и конечные результаты;
регулятивная — вытекает из потребности регулировать поведение и действия социального работника в различных формальных и неформальных ситуациях с тем, чтобы они гармонично вписывались в деятельность всей профессиональной группы и соответствовали сущности профессии;
организационная — служит улучшению организации социальной работы, требуя от участников процесса деятельности творческого выполнения своих обязанностей и профессионального долга;
управляющая — служит средством социального управления поведением и действиями социального работника в ходе процесса в интересах дела;
мотивационная — служит средством формирования социально и профессионально одобряемых мотивов деятельности;
координирующая — обеспечивает сотрудничество всех участников процесса оказания социальной помощи клиенту, основанное на доверии и взаимной помощи;
регламентирующая — направляет и обусловливает выбор социальным работником или социальной службой целей, методов и средств оказания помощи клиенту;
воспроизводственная — позволяет воспроизводить действия социальных работников и отношения социальных работников между собой и с клиентами на основах морали и нравственности;
воспитательная — служит средством воспитания и совершенствования личности как социального работника, так и его клиента и социального окружения клиента;
коммуникативная — служит средством коммуникации между специалистами и их клиентами;
оптимизирующая — способствует повышению эффективности и качества социальной работы, повышению статуса профессии в обществе, уровня его моральности;
стабилизирующая — способствует стабилизации отношений среди социальных работников, между социальными работниками и клиентами и их близкими, между социальными работниками и представителями различных учреждений;
рационализирующая — облегчает социальному работнику выбор целей, методов и средств воздействия, выбор наиболее эффективного и приемлемого с точки зрения профессиональной морали решения;
превентивная — предохраняет, предостерегает социального работника от поступков и действий, наносящих вред клиенту и обществу;
прогностическая — позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных социальных работников и их коллективов, их этическое развитие;
разрешения противоречий — способствует устранению, разрешению и сглаживанию противоречий, возникающих в процессе социальной работы между ее субъектами и объектами;
информационная — приобщает социальных работников к системе ценностей профессиональной социальной работы и профессиональной морали;
социальная — способствует созданию условий, благоприятных для осуществления социальной работы в обществе;
социализирующая — служит делу приобщения социального работника к господствующей в обществе системе ценностей и морали.
Многообразие функций профессиональной морали социального работника обусловлено ее высокой социальной значимостью.
Этика социальной работы включает в себя следующие уровни:
применение внутренних этических стандартов ко всем типам взаимодействий внутри системы;
оценка поведения и действий конкретных социальных работников и социальных служб с точки зрения этических стандартов универсального характера, принятых обществом в качестве моральных норм;
оценивание социальной работы в целом как социального института, в рамках которого социальные работники включаются в широкий спектр внешних взаимоотношений с любыми структурами, с точки зрения его (социального института) социальной целесообразности и нравственности.
Этическая оценка на любом из уровней носит объективно-субъективный характер. Субъективность оценки связана с тем, что оценивание производится людьми и исключить личностный фактор не всегда удается. Оценка, со стороны общества также может быть не вполне объективной, поскольку общество социально неоднородно; далеко не все граждане имеют исчерпывающие сведения об институте социальной работы, его возможностях и потребностях. Оценка социальной работы как социального института обществом и государством, как правило, может различаться.
Государство, создавая институт социальной работы, исходит из потенциала этого института, который может быть в будущем при определенных обстоятельствах реализован; для общества же наибольший интерес представляет не потенциал, а конечный результат, причем общество, безусловно, не всегда осведомлено об условиях, при которых деятельность института социальной работы становится оптимальной.
Социальная работа является деятельностью, осуществляемой в сложных формальных и неформальных ситуациях. При этом социальный работник должен учитывать, что несет этическую ответственность перед клиентом, его социальным окружением и обществом с момента принятия решения и до получения конечного результата во всей его полноте. В своей работе должен руководствоваться принципами профессиональной этики — наиболее общими требованиями, выражающими основное направление поведения специалиста по отношению к тому или иному субъекту отношений, возникающих в процессе социальной работы.
Таким образом, профессиональная этика социального работника строится на основе уважения прав личности, специфики социальной работы как профессиональной деятельности и социального института и предполагает не только знание норм и принципов взаимодействия и взаимоотношений, но и наличие определенных личностных качеств у специалиста, поскольку профессиональные моральные требования не могут охватить всего многообразия ситуаций, возникающих в процессе деятельности, и многие этические проблемы социальный работник решает, руководствуясь своими собственными понятиями о долге, о добре и зле, т. е. своими собственными нравственными принципами. Высокий уровень нравственности формируется у специалиста при наличии определенных черт, развиваемых им в процессе самовоспитания и обучения профессиональной деятельности.
Список использованной литературы