Что выступает необходимым условием саморазвития и самообразования педагога
Профессиональное развитие педагогов. Самообразование как фактор профессионального саморазвития
Профессиональное развитие педагогов. Самообразование, как фактор профессионального саморазвития
С. Н. Анищенко, воспитатель
Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация «Детский сад №2 «Ромашка» ст. Гиагинской»
Изменения, происходящие в последние годы, в экономической и социокультурной жизни общества, потребовали качественного преобразования деятельности педагогов, построению индивидуального профессионального развития, постоянной и кропотливой работы по самосовершенствованию. Современные педагоги призваны быть участниками в обновлении образования на основе сохранения и приумножения его лучших отечественных традиций.
Задача педагога состоит в воспитании активной, творческой личности, способную решать поставленные задачи, делать собственные выводы, принимать решения и нести за них ответственность.
Именно в самом начале профессионального образования педагог играет роль не только ориентира, но и формирует личность ребенка, помогает его становлению.
Самообразование во все времена было основным источником человеческого знания. Основной объем знаний и умений каждый добывает сам. Настоящее образование и есть самообразование, оно начинается только с той минуты, когда человек становится полным хозяином своего времени и своих занятий.
Профессия педагога предполагает непрерывное самообразование. Самообразование осуществляется не только через курсы повышения квалификации, но и в самостоятельном изучении научно-популярной литературы, в работе с периодической печатью, методической работой, участии в конференциях, в профессиональных конкурсах.
В практической деятельности мы с педагогамииспользуем продуктивные формы работы: работа в методических объединениях, творческих группах, методсоветах, педсоветах. Проводим деловые или методические игры, во время которых педагоги знакомятся с различным материалом из области дидактики и методики.На таких занятиях нами решаются три основные задачи:
•помочь педагогам за короткий срок усвоить определенный теоретический материал;
• через предлагаемые формы и приемы обучения помочь педагогам овладеть ими и дать понять, что их можно наполнить различным содержанием, использовать и при воспитании детей;
•способствовать формированию коммуникативной компетентности педагогов.
Активной формой развития профессиональных компетенций педагога, как показала практика, является участие в проведении образовательных декад. В рамках такой декады проводятся открытые занятия, мастер-классы. Делимся с коллегами особенностями методики и формами организации познавательной деятельности, своими приемами и находками. После проведения образовательной деятельности проводим самоанализ с коллегами. Именно благодаря взаимопосещению занятий, их совместному обсуждению, мы приобретаем навыки самоанализа, постановки целей и задач занятия. Такие недели являются обменом опыта. Для меня, как для молодого педагога, участие в неделях педагогического мастерства особо ценно.
Информатизация общества существенно изменила подходы к самообразованию. Развитие моей профессиональной компетенции сегодня неизбежно ведёт к использованию информационно-коммуникационных технологий. Информационные технологии, используемые мной, сделали практически общедоступным большой объём информации в самых разных направлениях педагогической деятельности.
Однако каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в нашем плане самообразования есть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования педагога на некотором этапе? Самообразование непрерывно,но планируем его поэтапно:
•повышение качества преподавания предмета (указывая показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
•разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
•разработка новых форм, методов и приемов обучения;
•разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
•разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
•создание комплектов педагогических разработок;
•проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме.
На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился педагог, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Пока педагог выполняет свои профессиональные обязанности, он ориентируется на требования, предъявляемые ему обществом, и он не может не заниматься сaмообразованием.
Консультация для педагогов «Самообразование как система непрерывного повышения квалификации педагога ДОО» Самообразование, как система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОО предполагает разные формы: обучение на курсах, самообразование,.
Консультация для воспитателей «Самообразование педагогов в ДОУ» Консультация для воспитателей «Самообразование педагогов ДОУ». Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование.
Консультация «Самообразование педагогов в ДОУ» Советы по организации самообразования Развитие личности педагога неразрывно связано с его стремлением к самостоятельному обогащению своих.
План профессионального саморазвития «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18 «Рябинушка» План профессионального саморазвития Тема: «Устное.
Профессиональное выгорание педагогов ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЧАС НА ТЕМУ: «Профессиональное выгорание педагогов» Подготовила: Старший воспитатель Л. В. Козлитина.
Профессиональное выгорание педагогов: диагностика основных и сопутствующих факторов Синдром профессионального выгорания – это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические.
Программа профессионального саморазвития «Формирование представлений о семье детей средней группы» Актуальность: Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая «малая Родина». Интерес к.
Эссе на тему «Самообразование как профессиональное хобби» …Я чувствую себя вправе сказать: Да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые.
Самообразование как условие самосовершенствования профессионального мастерства педагога
Ольга Лошкарева
Самообразование как условие самосовершенствования профессионального мастерства педагога
«ОБРАЗОВАННЫЙ ЧЕЛОВЕК ТЕМ И ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ НЕОБРАЗОВАННОГО,
ЧТО ПРОДОЛЖАЕТ СЧИТАТЬ СВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
НЕ ЗАКОНЧЕННЫМ» (К. СИМОНОВ)
1. Условия возникновения и становления опыта
Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования человека на различных этапах его жизненного пути.
Современная концепция непрерывного педагогическогообразования в России сориентирована на:
— развивающиеся потребности личности, общества, государства;
— расширение пространства образования современных педагогов.
Для осуществления своей миссии педагогу необходимо обладать готовностью к решению профессиональных задач, то есть уровнем профессиональной компетентности.
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от педагогов постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами.
Инновационные направления методической работы
· маркетинговое: изучение спроса педагогов;
· информационное: создание единой информационной, организационной, методической учебно-воспитательной среды в ОО;
· психолого-педагогическое: психологическая поддержка педагогов;
· управленческое: повышение компетентности педколлектива.
Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. Поэтому самообразование каждого педагога должно стать его потребностью.
3. Теоретическое обоснование
По словам К. Ю. Белой, канд. пед. наук, самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогам самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен не только владеть методикой воспитания и обучения, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников, перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога. Самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.
Совершенствование качества обучения и воспитания в ОУ напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.
Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов,то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?
· Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения
· Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом
· Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности
· Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики
· Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни
· Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
4. Организация самообразования
При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.
Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.
Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.
Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности.
Важным условием является правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т. п.)
Тематикой самообразования может являться:
— одна из годовых задач ОО;
— проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
— пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.
Педагог в течение учебного года углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Самообразование не сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов, а становится стимулом как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.
5. Источники самообразования
В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
• Видео, аудио информация на различных носителях
• Семинары и конференции
• Мастер-классы
• Мероприятия по обмену опытом
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
• Курсы повышения квалификации
В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.
6. Результат самообразования
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)
• повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество)
• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования
• разработка новых форм, методов и приемов обучения
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии
• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям
• создание комплектов педагогических разработок
• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Продуктивность процесса самообразования:
Самообразование педагога будет продуктивным,если:
• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
• Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.
• Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
• Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
• Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
• Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Однако, наиболее эффективной формой зарекомендовала себя система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса. Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также стало необходимым условием успешного повышения уровня квалификации воспитателя.
Разнообразные формы повышения уровня квалификации педагогов: курсы повышения квалификации, участие в методических объединениях, учеба в институте, конкурсы профессионального мастерства способны вывести на уровень активного саморазвития. Однако, наиболее эффективной формой зарекомендовала себя система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса. Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации педагога.
Декада профессионального мастерства «Фестиваль педагогических идей» Традиционно в феврале месяце в нашем городе Нефтеюганске проходит декада профессионального мастерства педагогов дошкольных учреждений. Несколько.
Фотоотчёт. Конкурс профессионального мастерства «Воспитатель года» 2015 г. Уважаемые коллеги, в апреле месяце мне довелось быть в роли зрителя на окружном конкурсе профессионального мастерства «Воспитатель года».
Опыт работы «Самообразование педагога в условиях ФГОС» Уважаемые коллеги! На сегодняшний день самообразование педагога является немаловажной темой для обсуждения. Сегодня мне хотелось поделиться.
Самоанализ профессионального мастерства (педагога) по интеллектуально-творческому развитию детей Место проведения: МБДОУ детский сад №12 «Аленушка» поселка Псебай Дата проведения:29.04.2016 г. Время проведения: 13.30. Контингент слушателей.
Самообразование педагога Самообразование – это целенаправленная работа каждого из нас по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся.
Самообразование педагога. Отчет о посещении семинара-практикума Самообразование педагога. Отчет о посещение семинара-практикума. 11 октября 2016 года я посетила городской семинар-практикум «Информационная.
Самообразование педагога. Посещение семинара-практикума (фотоотчет) Самообразование педагога «Посещение семинара – практикума»(фотоотчет) «Если не умеешь говорить – учись читать» итальянский гумманист Л. Помпоний.
Синдром профессионального выгорания педагога Синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и является неблагоприятной реакцией на рабочие стрессы,.
Самообразование как условие профессионального роста педагога
Елена Смирнова
Самообразование как условие профессионального роста педагога
Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет.
Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.
Повышение квалификации – условие жизни в современном мире. В наши дни невозможно один раз получить специальность, а потом только реализовывать свои знания и умения.
Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования. Для этого нужно выделить время, усилия.
Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. Поэтому самообразование каждого воспитателя должно стать его потребностью. Совершенствование качества обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования.
Основными направлениями саморазвития личности есть самовоспитание (воспитание воли, качеств характера, определенной модели поведения) и самообразование (познание нового, осмысление информации, ее интеграция с имеющимися знаниями, интеллектуальное обогащение).
На современном этапе разные подходы в определении самообразования дают возможность рассматривать это понятие и как процесс развития интеллектуальных качеств и способностей, и как вид познавательной деятельности, и как средство саморазвития.
В процессе самообразованиявоспитатель может использовать различные источники информации: изучение литературы, просмотр телепередач или видеороликов, прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров и конференций, посещение занятий коллег с последующим обменом опытом. Интенсивное развитие информационных технологий меняет условия самообразования. Интернет с его возможностями общения по электронной почте, участия в чатах, форумах, мастер-классах, тематических видеоконференциях, семинарах способствует виртуальному объединению педагогов в решении вопросов самообразования.
Самообразование педагога будет эффективным,когда: реализуется потребность личности в саморазвитии, педагог умеет оценить себя, владеет способами самопознания и самоанализа, готов к изменениям, владеет способностью к рефлексии, направленной на осознание собственных действий, чувств, на анализ своей деятельности. Также важна программа самообразования, которая включает общеобразовательное, предметное, научное, психолого-педагогическое и методическое направления. В самообразовании педагогадолжны быть следующие результаты: повышение качества преподавания, педагогического взаимодействия с обучающимися, написание пособий, статей, программ, проведение исследований, разработка и внедрение новых форм, методов и приемов обучения, подготовка докладов, выступлений, дидактических материалов, тестов, методических рекомендаций и др. Работа над собой является процессом сложным, креативным, который не может быть жестко регламентирован и который требует содействия.
В начале учебного года мы, педагоги, выбираем тему самообразования, которая фиксируется в планах методического объединения.
Каждый воспитатель имеет методическую копилку, где собраны доклады и выступления по своей проблеме, разработки занятий и мероприятий.
Технология организации самообразования педагоговможет быть представлена в виде следующих этапов:
1 этап – установочный
3 этап – практический
4 этап – теоретический
5 этап – итогово-контрольный
Участие администрации является важным как в процедуре анализа и самооценки педагогической деятельности, так и в процессе разработки индивидуальной программы развития, ее реализации, мониторинга результативности.
В методическом кабинете в помощь педагогам в их самообразовательнойдеятельности должен формироваться банк материалов:
• списки рекомендованной для самостоятельной работы литературы; материалы передового педагогического опыта
• разные варианты планов работы по самообразованию
• образцы рефератов по итогам самообразовательной деятельности
• образцы конспектов литературных источников
• новинки психолого-педагогической литературы.
Самообразовательная работа постепенно должна перейти в научно-исследовательскую.
Мотивы, побуждающие воспитателя к самообразованию
• Ежедневная работа с информацией.
• Желание творчества. Педагог — профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.
• Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ педагога как несовременного человека.
• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в детский сад, просят определить его в группу к «лучшему» воспитателю. Никто не хочет быть плохим воспитателем!
• Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства воспитателя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.
Основные принципы, направления и источники самообразования
• единство общей и профессиональной культуры
• взаимосвязь и преемственность
• перманентность перехода от низкой ступени к
• вариативность и др.
Основные направления, в которых учителю необходимо заниматься самообразованием.
• профессиональное
• психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)
• психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)
• методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения)
В личном плане самообразования воспитателя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок:
• результаты самообразования учителя на определённых этапах
• повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество)
• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования
• разработка новых форм, методов и приёмов обучения
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядного материала
• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии
• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям
• педагогических разработок
• обобщение опыта по исследуемой проблеме
Самообразование педагога будет продуктивным,если:
• в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию
• педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности
• педагог обладает развитой способностью к рефлексии.
• программа профессионального развития воспитателя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности
• педагог обладает готовностью к педагогическому
• осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Личный план самообразования, алгоритм его составления и примерные темы для самообразования
На основании выбранной темы воспитатель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.При оформлении работы указываются:
название учреждения образования, в котором работает педагог, адрес, рабочий телефон.
2. Творческая визитка педагога:
Ф. И. О. педагога
стаж работы по специальности, категория; курсы повышения квалификации по специальности; профессионально-педагогическое кредо.
3. Научно-методическая и профессионально-педагогическая деятельность:
название темы по самообразованию; цель, задачи;
предполагаемый результат; этапы работы;
сроки выполнения каждого этапа;
действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой.
4. Оценка профессиональной деятельности:
способ демонстрации результата проделанной работы;
форма отчёта по проделанной работе.
По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчёт с анализом, выводами и рекомендациями для других воспитателей.
Примерные темы самообразования воспитателей
Экологическое воспитание в семье
Интеллектуальное развитие дошкольника
Основные формы и методы воспитания, способствующие формированию духовных ценностей
Формирование творческой личности
Воспитание культуры межнационального общения
Научно-методические подходы к организации полового воспитания
Организация работы с одаренными детьми
Активные формы работы с воспитанниками
Воспитание дошкольников на основе традиций
Патриотическое воспитание дошкольников
Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников и семьи
Игра как важное средство воспитания дошкольника
Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами фольклора
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогам самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные