Что высмеивается в ревизоре

Что высмеивает Гоголь в комедии «Ревизор»: объяснение с цитатами

Содержание:

Гоголь в большинстве своих произведений высмеивает пороки, недостатки власти, народа, чиновников, людей в целом. При чтении комедии «Ревизор» не получится не смеяться. Именно смех является единственным положительным персонажем. Остальные герои полны отрицательных черт характера. Такая характеристика действующих лиц максимально приблизила пьесу к реальной ситуации в России в девятнадцатом веке.

«Ревизор» известен во всем мире. Изначально композиция не была воспринята обществом. Представители царского двора забраковали произведение за смех над государственными чинами. Именно государь назначал руководителей города, которые отвечали за обустройство, обеспечение, заботу о населении.

Держава выделяла средства, работы должны были проводиться за счет полученных платежей в качестве налогов, из казны. Практически всегда деньги забирал городничий, другие высокопоставленные лица. К этой проблеме старается привлечь внимание писатель, высмеивая управленцев.

Что высмеивается в ревизоре. Смотреть фото Что высмеивается в ревизоре. Смотреть картинку Что высмеивается в ревизоре. Картинка про Что высмеивается в ревизоре. Фото Что высмеивается в ревизоре

Над чем смеется Гоголь в комедии «Ревизор»

В произведении присутствует множество сцен, над которыми можно посмеяться от души. Если перечислять, что высмеивает Гоголь в комедии «Ревизор» кратко, следует выделить три основных момента:

Над кем смеетесь, над собой смеетесь – «Ревизор», цитаты

Приведем примеры цитат, которые до сегодняшнего дня используются в народе. Они характеризуют персонажей, общее положение вещей:

Источник

Над чем смеется Гоголь в комедии Ревизор? сочинение 8 класс

Все произведения Николая Гоголя имеют общую черту: они пронизаны едким высмеиванием каких-либо пороков людей и общества. Во всех своих трудах литератор осуждает недостатки человека и общества таким образом. Это касается и комедии «Ревизор».

Николай Гоголь много над чем смеется в этой комедии, но самое главное — это чинопочитание, бюрократизм. Писателю очень смешон тот факт, как городничий пытается показаться в хорошем свете перед самозванцем Хлестаковым. Городничий даже толком и не узнал, ревизор ли он. Он поддался панике и стал «выделываться» перед чиновником. Местное самоуправление всегда боялось вышестоящей власти, как показано автором. Городничий заботился не о людях, а о собственном благосостоянии. Чиновники не были связаны общей целью, а каждый был сам за себя. Это также высмеяно автором.

Очень смешно писателю и поведение Хлестакова. Автор едко усмехается над этим пустым человеком, который хочет казаться очень важным. Хлестаков выдает известные книги известных писателей за свои, и ему все верят! Он тщательно следит за своим костюмом, прической. Хлестаков, который промотал все деньги в карты, хочет казаться богатым человеком. Но самое главное, что вызывает смех писателя — это то, что герою все верят. Абсолютно все население города очаровано самозванцем. Никто не может и подумать о том, что это пустой, глупый человек. Здесь автор высмеивает неспособность человека анализировать других людей, ведь человек, лишенный этой возможности, не может разбираться в людях, он часто ошибается, а также может попасть в неприятную ситуацию. Все это выражено в комедии «Ревизор».

Гоголю очень неприятно, что жители города страдают от произвола чиновников, которые берут взятки и деньги из казны. Они отнимают у людей то, что им принадлежит по закону. Автор тоже над этим смеется, но это уже несколько горький смех, чем радостный… Писателю печально, что от населения города ничего не зависит. Люди страдают, но не могут изменить ситуацию.

В комедии «Ревизор» писатель смеется над пороками чиновников.

2 вариант

В своей комедии «Ревизор» Николай Васильевич Гоголь собрал все самые худшие пороки чиновников в тогдашней России. Произведение получилось правдивым и наполненным сатирой.

События разворачиваются в небольшом городке, куда и дороги-то не всегда доходят; где абсолютный беспорядок и произвол, касающийся каждой должности. Городская власть врет и берет взятки, этим же занимаются и чины пониже.

Также мы можем заметить духовный и нравственный упадок чиновников, а следом и всех городских жителей. Это становится ясно по их поведению и репликам. В этих людях не заложено чувство долга или любви к своему делу. Каждый печется лишь о собственных интересах, что в итоге приводит к упадку всего города. Такие люди населяли, населяют не только города, но ещё и страну, поэтому и страна порой терпит поколение невеж и невежд. В ужасном состоянии и все внутренние отрасли: власть, медицина, образование, закон. На какие только меры не идут чиновники, чтобы мало-мальски исправить свое положение.

В этой комедии не прослеживается четко положительный персонаж (немногие читатели поймут: таким персонажем является смех), и это еще сильнее заставляет нас задуматься о том, что все действующие лица одинаково неграмотны, не обучены, и всех высмеивает Гоголь. Он же и смеется над взяточничеством и хитростью городничего; трусостью, раболепием, тщеславностью и лживостью Хлестакова; обожанием слухов и сплетен Бобчинского и Добчинского. Это становится понятно сразу же, как мы слышим настолько говорящие фамилии, благодаря которым сатира выглядит еще острее. Даже сам город обозначается некой буквой Эн – да любой город в любом месте России точно такой же, недостатки цветут одинаковые. Все герои пьесы – пустые люди, не представляющие из себя ничего стоящего.

Пьеса кончается. Хлестаков, а-ля мнимый ревизор, уезжает, а чиновники наконец-то замечают, что их одурачили. Наверное, за все проступки они заслужили гораздо больше, чем просто оказаться в глупом положении. Но Николай Васильевич не наказывает их, он выставляет эту глупость на всеобщее обозрение и с уверенностью возлагает надежды на то, что справедливость восторжествует.

Посредством огласки общественных пороков автор пытается заставить нас искоренить в себе точно такие же недостатки, если вдруг они у нас имеются. Время идет, а написанная Гоголем комедия до сих пор не теряет своей актуальности.

Также читают:

Картинка к сочинению Над чем смеется Гоголь в комедии Ревизор?

Популярные сегодня темы

На протяжении всего года обучения, мечтал о том, чтобы посетить самые лучшие города своей сильной и знаменитой страны. Но для этого нужно было полностью выполнить школьную программу,

Одной из основных задач Лермонтова в контексте данного творения была цель изобразить портрет внутреннего и внешнего облика «современного» человека. Писатель словно рисует портрет эпохи посредством изображения души отдельно взятой личности

За свою жизнь я не раз задумывалась, что для меня значит «любовь к братьям нашим меньшим». И расставив все свои мысли по полочкам, пришла к одному правильному выводу.

Произведение «Илиада» до сих пор вызывает споры историков. Одни утверждают, что она описывает реальные события, другие считают, что это художественный вымысел. Автор тоже вызывает сомнения

В повседневной жизни общение играет важную роль. Общение помогает настроить быт и облегчить человеческое существование. По мере развития мира необходимо развивать свои навыки в каждом секторе

Источник

Вопросы и ответы по комедии «Ревизор» : что высмеивает Гоголь и почему чиновники боятся ревизора?

Ниже представлены популярные вопросы и ответы по комедии «Ревизор» Гоголя.

Смотрите: Все материалы по комедии «Ревизор»

1. Что высмеивает Гоголь в пьесе «Ревизор»?

В пьесе «Ревизор» Гоголь высмеивает самые разные пороки людей: жадность, эгоизм, лживость, лицемерие, глупость, безответственность и т.д.

«. городничий Он чувствует, что грешен, он ходит в церковь, думает даже, что в вере тверд, даже помышляет когда-нибудь потом покаяться. «

«. Судья — человек меньше грешный во взятках. Он даже не охотник творить неправду, но страсть ко псовой охоте. Что ж делать, у всякого человека есть какая-нибудь страсть, из-за нее он наделает множество разных неправд, не подозревая сам того. «

Комедия «Ревизор» помогает зрителям и читателям посмотреть на себя со стороны. Пьеса «Ревизор» учит доброте, честности и ответственности. Пьеса учит тому, чтобы люди соблюдали законы и уважали свои обязанности на службе. Пьеса помогает читателям и зрителям разглядеть свои собственные недостатки через образы героев комедии.

3. Чем заканчивается комедия «Ревизор» Гоголя?

Пьеса «Ревизор» Гоголя заканчивается тем, что господин Хлестаков уезжает из города. Вскоре после отъезда Хлестакова чиновники выясняют, что Хлестаков их обманул. Тут же в город приезжает настоящий ревизор, что приводит чиновников в ужас. На этом заканчивается комедия.

4. Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора?

Чиновники принимают Хлестакова за ревизора, потому что по стечению обстоятельств в уездный город должен приехать ревизор и при этом он должен это сделать тайно.

Во-вторых, Хлестаков внешне выглядит как столичный ревизор. На нем дорогая одежда, поэтому внешне его можно принять за важную персону из Петербурга.

В-третьих, чиновники так взволнованы приездом ревизора, что из-за страха их рассудок затмевается. Напуганные, они не способны трезво и логично мыслить, поэтому и принимают ветреного мальчишку Хлестакова за ревизора.

5. Почему чиновники боятся приезда ревизора в комедии «Ревизор»?

Чиновники боятся ревизора, потому что они плохо выполняют свои обязанности. В город во всех учреждениях творится беззаконие и бардак. Ревизорская проверка может обнаружить эти проблемы, в результате чего чиновники потеряют свои места.

Это были популярные вопросы и ответы по комедии «Ревизор» Гоголя.

Источник

Над чем смеется и о чем грустит автор комедии «Ревизор»? (ЕГЭ по русскому)

Что высмеивает Гоголь в комедии «Ревизор»

Гоголь объясняет будущим актерам, что играть нужно обычных людей, не понимающих, что в их действиях есть что-то неправильное. Все персонажи уверены, что ревизор их примет, поймет и поддержит. Написать сочинение «Над чем смеется Гоголь в комедии «Ревизор», значит разобраться в глубинном смысле подтекста комедии, скрытой иронии и сарказма. Предлагаемый материал станет хорошим подспорьем.

Ревизор

И да и нет. Гоголь осознавал, что «Ревизор» — явление исключительное. Он без ложной скромности заявлял, что его комедия — «первое оригинальное произведение на нашей сцене» со времён Фонвизина. Литературовед Константин Мочульский писал: «Нельзя ли предположить, что Гоголь рассчитывал, может быть полусознательно, что «Ревизор» произведёт какое-то немедленное и решительное действие? Россия увидит в зеркале комедии свои грехи и вся, как один человек, рухнет на колени, зальётся покаянными слезами и мгновенно переродится! И вот ничего подобного не произошло… разочарование вызывает в авторе душевный перелом»

«Театральный разъезд» не сценичная вещь. Белинский называл её «как бы журнальной статьёй в поэтически-драматической форме». Множество персонажей «Разъезда» выходят из театра и высказывают мнения о «Ревизоре»; в стороне стоит сам Автор и жадно ловит реплики публики. В эти реплики Гоголь включил реальные устные и печатные отзывы о своей комедии. Почему он придавал этим отзывам такое значение, ясно из фразы Автора: «Все другие произведения и роды подлежат суду немногих, один комик подлежит суду всех; над ним всякий зритель имеет уже право, всякого званья человек уже становится судьёй его». Одни зрители говорят о пустяках, другие бранят «Ревизора» за плоские шутки, «неудачный фарс», отвратительных и неблагородных героев; подозревают, что своей славой автор обязан хвалящим его приятелям (мотив, живущий в дилетантских суждениях о литературе и в наши дни). Некоторые, разумеется, видят в «Ревизоре» просто «отвратительную насмешку над Россиею» и жаждут сослать автора в Сибирь. Иные, напротив, указывают, что «общественный» характер пьесы возвращает её к самым корням комедии — произведениям Аристофана. Есть здесь и персонажи, которым Гоголь явно передоверяет собственные мысли о значении «Ревизора». Таков Очень скромно одетый человек, угадывающий в пьесе пророческое, возвышающее нрав начало; таков один из группы мужчин, замечающий, что обличением пороков возмущаются, как надругательством над святынями; таков зритель, отмечающий, что уездный город «Ревизора» — «сборное место», которое должно «произвести в зрителе яркое, благородное отвращение от многого кое-чего низкого». В финале «Театрального разъезда» Автор грустит от того, что «никто не заметил честного лица, бывшего в моей пиесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во всё продолжение её. Это честное, благородное лицо был — смех. Он был благороден потому, что решился выступить, несмотря на низкое значение, которое даётся ему в свете. Он был благороден потому, что решился выступить, несмотря на то, что доставил обидное прозванье комику, прозванье холодного эгоиста, и заставил даже усумниться в присутствии нежных движений души его». После пафоса этого финального монолога трудно сомневаться, что Гоголь действительно видел в «Ревизоре» — и в смехе вообще — почти мистическое целительное свойство.

Пьеса начинается с ослепительной вспышки молнии и кончается ударом грома

Ещё одну пьесу — «Развязка «Ревизора» — Гоголь задумал в 1846 году не как самостоятельную пьесу, а как необходимое завершение своей комедии. Он хотел, чтобы отныне «Ревизор» игрался и печатался с «Развязкой» — «тем заключением, которое сам зритель не догадался вывесть». Если бы этот замысел был осуществлён, мы столкнулись бы с приёмом, который называют сломом четвёртой стены

Приём в театре или кино, когда актёр напрямую обращается к зрителю, то есть ломает воображаемую стену, отделяющую их друг от друга. ⁠ : в «Развязке» на месте персонажей пьесы появляются игравшие их актёры (первый из них — Михайло Семёнович Щепкин, исполнитель роли Городничего) и зрители. Они ведут рассуждения о комическом искусстве вообще и «Ревизоре» в частности: выясняется, что ревизор финала пьесы — это «наша проснувшаяся совесть»; этот же ревизор, как сообщает Первый актёр, ждёт нас у дверей гроба. Чиновники уездного города в новой гоголевской концепции — лишь аллегории человеческих страстей, а смех над самими собой — это смех терапевтический, заставляющий нас, в конце концов, нестись «к верховной вечной красоте».

И монолог Первого актёра, напоминающий расширенную басенную мораль, и обращение к аллегориям — возвращение к классицистическому морализму, противоречащее всему строю «Ревизора». «Развязка» встретила протест со стороны Щепкина, которому предлагалось её играть («Нет, я не хочу этой переделки; это люди, настоящие, живые люди, между которыми я взрос и почти состарился… Нет, я их вам не дам, не дам, пока существую»), и со стороны позднейших критиков. Так, Андрей Белый писал, что «подлинная тенденция», которую Гоголь предпочёл художественности, «убила наповал жизнь в героях Гоголя»

Над чем смеется и о чем грустит автор комедии «Ревизор»? (ЕГЭ по русскому)

Знаменитую комедию Н. В. Гоголь написал «с подачи» великого поэта. Литературные критики считают, что именно А. С. Пушкин поведал ему историю, ставшую основой «Ревизора».

В литературных кругах и при монаршем дворе комедию приняли не сразу. Окружение императора увидело в ней «неблагонадежное произведение», поддающее критике государственное устройство. Но время показало, что реакция современников автора означала полный успех пьесы, ведь гоголевская сатира точно попала в цель, вызвав негодование целых сословий.

уже более полутораста лет буквально не сходит с театральных подмостков, следовательно, поднятая автором тема не утратила актуальности.

В свое время Гоголь счел себя обязанным объяснить публике идею острого произведения: «В «Ревизоре» я решил собрать в кучу все дурное в России…». На упреки критиков в отсутствии хотя бы одного светлого образа, автор отвечал, что честным и благородным лицом его комедии является смех. Природа уникального таланта Гоголя такова, что за искренним смехом скрывается потаенная грусть, боль и переживания за своих персонажей, через которых он показывал до какой «ничтожности,

мелочности, гадости мог снизойти человек».

История с ревизором одновременно смешна, нелепа и наводит на грустные размышления. Движущей силой сюжета является страх перед вышестоящим начальством, способным наказать за «грешки». Смешно, что абсолютно все провинциальные чиновники принимают пустейшего незнакомца за тайного проверяющего. Но печаль вызывает факт отсутствия хотя бы одного действующего лица, не боящегося ревизии своей деятельности по службе.

Естественно, что спасение от неминуемого наказания городская верхушка видит в подкупе ревизора. Беспринципный Хлестаков оказывается весьма удобным объектом: простодушное попрошайничество мелкого чинуши воспринимается как узаконенное в их среде взяточничество. Для «отцов города» этот факт весьма отраден, ведь каждый озабочен лишь извлечением выгоды из своего положения, они понятия не имеют о честном исполнении обязанностей.

Гоголь считал, что литература способна влиять на российское общество. Он надеялся донести до читателей не только «видимый миру смех», но также «невидимые слезы», которые должны ужаснуть, заставить умы задуматься об исправлении ситуации.

«На зеркало неча пенять…»

В «Ревизоре» Гоголь заставил современников смеяться над тем, к чему они привыкли и что перестали замечать — над беспечностью в духовной жизни. Вспомните, как Городничий и Аммос Федорович рассуждали про грех? Городничий подчеркивает, что человека без грехов не бывает: так самим Богом устроено, и вины в человеке от этого никакой нет. Когда Городничему намекают на его собственные грехи, то он тут же вспоминает и про веру, и про Бога, и даже успевает заметить и осудить, что Аммос Федорович редко бывает в Церкви.

К службе Городничий относится формально. Она для него — средство унижать подчиненных, получать незаслуженную мзду. Но ведь людям власть дана от Бога не для того, чтобы они занимались, чем хотели. Опасность! Лишь опасность заставляет Городничего вспомнить то, что он уже забыл. То, что он на самом деле лишь подневольный чиновник, который должен служить народу, а не своим прихотям. Но разве думает Городничий о покаянии, разве приносит, пускай даже в сердце, искреннее сожаление о содеянном? Воропаев отмечает, что Гоголь хотел показать нам Городничего, который попал как бы в замкнутый круг своей греховности: в его покаянных размышлениях незаметно для него возникают ростки новых грехов (купцы заплатят за свечу, а не он).

Николай Васильевич очень подробно описал, чем является для людей, любящих власть, уважение, мнимый почет и страх перед начальством. На какие только меры не идут герои пьесы, чтобы как-то исправить свое положение в глазах мнимого ревизора. Городничий даже решился отдать за Хлестакова, которого знает всего один день, свою родную дочь. А Хлестаков, окончательно принявший на себя роль ревизора, сам назначает цену «долга», который «спасает» городских чиновников от мнимого наказания.

Гоголь изобразил Хлестакова неким глупцом, который сначала говорит, а потом начинает думать. С Хлестаковым происходят очень странные вещи. Когда он начинает говорить правду, то ему вовсе не верят или вообще его стараются не слушать. Но когда он начинает лгать в лицо всем, то к нему проявляют очень большой интерес. Воропаев сравнивает Хлестакова с образом беса, мелкого плута. Мелкий чиновник Хлестаков, случайно став большим начальником и получив незаслуженный почет, превозносится над всеми и всех осуждает в письме к своему другу.

Гоголь раскрыл такое количество низких качеств человека не для того, чтобы придать своей комедии более потешный вид, а для того, чтобы люди могли разглядеть их в себе. И не просто разглядеть, а задуматься над своей жизнью, своей душой.

Источник

Над чем смеется Гоголь?

Что высмеивается в ревизоре. Смотреть фото Что высмеивается в ревизоре. Смотреть картинку Что высмеивается в ревизоре. Картинка про Что высмеивается в ревизоре. Фото Что высмеивается в ревизоре

Пьеса «Ревизор» написана почти 180 лет назад, но как легко угадываются в лицах, в поступках и в диалогах ее героев черты нашей действительности. Может быть, поэтому имена персонажей давно стали нарицательными? Н. В. Гоголь заставил современников и потомков смеяться над тем, к чему они привыкли и что перестали замечать. Человеческий грех хотел высмеять Гоголь в своем произведении. Тот грех, который превратился в обыденность.

Известный исследователь творчества Н. В. Гоголя Владимир Алексеевич Воропаев писал о том, что премьера комедии, состоявшаяся 19 апреля 1836 года на сцене Александринского театра, по свидетельству современников, имела колоссальный успех. «Общее внимание зрителей, рукоплескания, задушевный и единогласный хохот, вызов автора… — вспоминал князь П. А. Вяземский, — ни в чем не было недостатка». Даже государь Николай Павлович хлопал и много смеялся, а выходя из ложи, сказал: «Ну, пьеска! Всем досталось, а мне — более всех!». Но сам автор воспринял это представление как провал. Почему при явном успехе Николай Васильевич писал такие строки: «„Ревизор” сыгран — и у меня на душе так смутно, так странно… Мое же создание мне показалось противно, дико и как будто вовсе не мое»?

Очень трудно сразу понять, что хотел показать автор в своем произведении. При более серьезном изучении мы можем увидеть, что Гоголь сумел воплотить в образах героев множество пороков и страстей. Многие исследователи подчеркивают, что город, который описывается в пьесе, не имеет прототипа, да и сам автор указывает на это в «Развязке “Ревизора”»: «Всмотритесь-ка пристально в этот город, который выведен в пиэсе: все до единого согласны, что этакого города нет во всей России Ну, а что, если это наш же душевный город, и сидит он у всякого из нас?»

Произвол «местных чиновников», ужас от встречи с «ревизором» тоже присущи каждому человеку, это отмечает Воропаев: «Между тем замысел Гоголя был рассчитан как раз на противоположное восприятие: вовлечь зрителя в спектакль, дать почувствовать, что город, обозначенный в комедии, существует не где-то, но в той или иной мере в любом месте России, а страсти и пороки чиновников есть в душе каждого из нас. Гоголь обращается ко всем и каждому. В этом и заключено громадное общественное значение „Ревизора”. В этом и смысл знаменитой реплики Городничего: „Чему смеетесь? Над собой смеетесь!” — обращенной к залу (именно к залу, так как на сцене в это время никто не смеется)».

Гоголь создал сюжет, который позволяет узнать или напомнить зрителям данной пьесы самих себя. Вся пьеса наполнена намеками, переносящими зрителя в современную автору действительность. Он говорил, что ничего не выдумывал в своей комедии.

«На зеркало неча пенять…»

В «Ревизоре» Гоголь заставил современников смеяться над тем, к чему они привыкли и что перестали замечать — над беспечностью в духовной жизни. Вспомните, как Городничий и Аммос Федорович рассуждали про грех? Городничий подчеркивает, что человека без грехов не бывает: так самим Богом устроено, и вины в человеке от этого никакой нет. Когда Городничему намекают на его собственные грехи, то он тут же вспоминает и про веру, и про Бога, и даже успевает заметить и осудить, что Аммос Федорович редко бывает в Церкви.

К службе Городничий относится формально. Она для него — средство унижать подчиненных, получать незаслуженную мзду. Но ведь людям власть дана от Бога не для того, чтобы они занимались, чем хотели. Опасность! Лишь опасность заставляет Городничего вспомнить то, что он уже забыл. То, что он на самом деле лишь подневольный чиновник, который должен служить народу, а не своим прихотям. Но разве думает Городничий о покаянии, разве приносит, пускай даже в сердце, искреннее сожаление о содеянном? Воропаев отмечает, что Гоголь хотел показать нам Городничего, который попал как бы в замкнутый круг своей греховности: в его покаянных размышлениях незаметно для него возникают ростки новых грехов (купцы заплатят за свечу, а не он).

Николай Васильевич очень подробно описал, чем является для людей, любящих власть, уважение, мнимый почет и страх перед начальством. На какие только меры не идут герои пьесы, чтобы как-то исправить свое положение в глазах мнимого ревизора. Городничий даже решился отдать за Хлестакова, которого знает всего один день, свою родную дочь. А Хлестаков, окончательно принявший на себя роль ревизора, сам назначает цену «долга», который «спасает» городских чиновников от мнимого наказания.

Гоголь изобразил Хлестакова неким глупцом, который сначала говорит, а потом начинает думать. С Хлестаковым происходят очень странные вещи. Когда он начинает говорить правду, то ему вовсе не верят или вообще его стараются не слушать. Но когда он начинает лгать в лицо всем, то к нему проявляют очень большой интерес. Воропаев сравнивает Хлестакова с образом беса, мелкого плута. Мелкий чиновник Хлестаков, случайно став большим начальником и получив незаслуженный почет, превозносится над всеми и всех осуждает в письме к своему другу.

Гоголь раскрыл такое количество низких качеств человека не для того, чтобы придать своей комедии более потешный вид, а для того, чтобы люди могли разглядеть их в себе. И не просто разглядеть, а задуматься над своей жизнью, своей душой.

«Зеркало суть заповеди»

Николай Васильевич любил свое Отечество и старался донести до своих сограждан, до людей, которые считали себя православными, мысль о покаянии. Гоголю очень хотелось видеть в своих соотечественниках добрых христиан, он сам не раз наставлял своих близких в необходимости соблюдать заповеди Божии и стараться жить духовной жизнью. Но как мы знаем, даже самые горячие поклонники Гоголя не вполне поняли смысл и значение комедии; большинство же публики восприняло ее как фарс. Были люди, которые возненавидели Гоголя с момента появления «Ревизора». Говорили, что Гоголь — «враг России и его следует в кандалах отправить в Сибирь».

Следует отметить, что эпиграф, который был написан позднее, раскрывает нам представление самого автора об идейном замысле произведения. Гоголь оставил в своих записях такие слова: «Те, которые хотят очистить и убелить лице свое, обыкновенно смотрятся в зеркало. Христианин! Твое зеркало суть Господни заповеди; если положишь их пред собою и будешь смотреться в них пристально, то они откроют тебе все пятна, всю черноту, все безобразие души твоей».

Понятно настроение современников Гоголя, которые привыкли жить греховной жизнью и которым вдруг указали на давно забытые пороки. Человеку действительно трудно признать свои ошибки, а еще труднее согласиться с мнением окружающих, что он не прав. Гоголь стал неким обличителем грехов своих современников, но не просто обличить грех хотел автор, а заставить людей покаяться. Но «Ревизор» актуален не только для XIX века. Все, что описано в пьесе, мы можем наблюдать и в наше время. Греховность людей, равнодушие чиновников, общая картина города позволяет нам провести некую параллель.

Наверное, все читатели задумывались по поводу завершающей немой сцены. Что она открывает зрителю в действительности? Зачем актеры в течение полутора минут стоят в полном оцепенении? Почти через десять лет Гоголь пишет «Развязку “Ревизора”», в которой указывает на действительную идею всей пьесы. В немой сцене Гоголь хотел показать зрителям картину Страшного Суда. В. А. Воропаев обращает внимание на слова первого комического актера: «Что ни говори, но страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба. Ревизор этот — наша проснувшаяся совесть. Перед этим ревизором ничто не укроется».

Бесспорно, Гоголь хотел разбудить в заблудших христианах чувство страха перед Богом. Хотел докричаться своей немой сценой до каждого из зрителей пьесы, но не многие смогли принять позицию автора. Некоторые актеры даже отказывались играть пьесу, узнавая о подлинном смысле всего произведения. Все хотели видеть в пьесе лишь карикатуры на чиновников, на людей, но не на душевный мир человека, не желали распознавать в «Ревизоре» свои страсти и пороки. Ведь именно страсти и пороки, сам грех высмеивается в произведении, но не человек. Именно грех заставляет людей меняться в худшую сторону. И смех является в произведении не просто выражением чувства радости от происходящих событий, а орудием автора, с помощью которого Гоголь хотел добраться до окаменевших сердец своих современников. Гоголь словно напоминал всем слова Библии: Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6, 9–10). И каждому из нас нужно почаще вспоминать эти слова.

Вдумчивому читателю произведений Н. В. Гоголя, а также учителю литературы рекомендуем познакомиться с работой Ивана Андреевича Есаулова «Пасхальность в поэтике Гоголя» (ее можно найти на образовательном портале «Слово» — http://portal-slovo.ru).

И. А. Есаулов — профессор, член Международного общества Ф. М. Достоевского, заведующий кафедрой теории и истории словесности Российского православного университета, директор Центра литературоведческих исследований. В своих трудах Иван Андреевич пытается осмыслить русскую литературу в контексте христианской традиции и ее трансформации в ХХ веке, а также занимается теоретическим обоснованием этого подхода.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *