Что выше указ или доктрина

Что такое нормативный правовой акт

Что выше указ или доктрина. Смотреть фото Что выше указ или доктрина. Смотреть картинку Что выше указ или доктрина. Картинка про Что выше указ или доктрина. Фото Что выше указ или доктрина

Что такое нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт (НПА) — это официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.

Важно: пока нормативно-правовой акт не опубликован, он не имеет силы. Могут быть прописаны разные сроки — например, конкретная дата или указание на то, через сколько дней акт вступает в силу. Есть специальные места опубликования НПА. Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации это — «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации», а также портал pravo.gov.ru.

В России есть иерархия нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы:

Это Основной закон государства, особый НПА, имеющий высшую юридическую силу. Нормативные акты, стоящие ниже по иерархии, не могут противоречить Конституции. Кроме того, в 2020 году в Конституцию были внесены поправки, по которым не соответствующие российской Конституции международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.

2. Международные договоры

Являются частью правовой системы России (ст. 15, п. 4). Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

3. Федеральные конституционные законы и федеральные законы (в том числе кодексы)

По предметам федерального ведения принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории нашей страны. По предметам совместного ведения РФ и субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов.

Федеральный конституционный закон в иерархии выше, чем ФЗ — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

ФКЗ принимаются в соответствии с Конституцией по вопросам, в ней предусмотренным. Например, режим военного положения и изменение статуса субъекта РФ определяются федеральным конституционным законом.

Кодекс — это большой федеральный закон, систематизирующий нормы в какой‑то отрасли. Например, в РФ есть Уголовный, Гражданский, Трудовой, Семейный, Земельный, Таможенный, Налоговый, Лесной, Воздушный и другие кодексы.

Кстати, о том, как инициатива становится законом, вы можете почитать здесь.

4. Федеральные подзаконные правовые акты:

5. Конституции (уставы) субъектов Федерации

Наша страна — федеративное государство и состоит из 85 равноправных субъектов. У этих республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и одной автономной области есть свои конституции (уставы). Они должны соответствовать Конституции РФ.

6. Законы субъектов Федерации

Законодательство субъектов также должно соответствовать Основному закону страны, а также не противоречить ФКЗ и ФЗ.

7. Подзаконные правовые акты субъектов Федерации

Это нормативные акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации. Как и все остальные НПА, они должны соответствовать Конституции.

На уровне муниципальных образований существуют решения муниципального образования.

Источник

Что выше — указ президента или федеральный закон?

Начнем с главного — Конституция выше всех. В нашей иерархии нормативно-правовых актов ей не может противоречить ни один закон, в том числе и указ самого президента.

Считаются ли указы федеральными законами? Зачем они нужны? Какое место решения президента занимают в законодательстве РФ? Эти вопросы мы разберем в данном материале. Несмотря на то, что нормативно-правовые акты обладают разной юридической силой, их объединяет общая цель — обеспечение достойных условий для жизни и труда каждому жителю страны. Если вы знаете, что ваши права ограничивают, но не знаете, как грамотно отстоять свою позицию, пора обратиться за консультацией к юристу.

Зачем нужны указы президента?

Указ президента РФ — подзаконный правовой акт, издаваемый президентом в пределах его полномочий. Что означает «подзаконный»? Уточняющий. Указы президента вносят поправки, ликвидируют пробелы и дополняют другие акты, в том числе и федеральные. Приведем несколько примеров Указов президента:

Из примеров очевидно, что еще одно, ненормативное, предназначение указов — назначение на государственные должности, например, губернаторов и судей, награждение за выдающиеся заслуги или анонсирование изменений в составе органов власти. Все указы и другие действующие в РФ нормативно-правовые акты можно посмотреть на различных официальных правовых порталах.

Может ли указ противоречить федеральным законам или отменять их?

Нет. В иерархии законодательства нашей страны высшим авторитетом обладает Конституция. За ней следуют федеральные законы и только потом — указы главы государства. Федеральный уровень законодательства находится выше полномочий президента — значит, указы могут дополнять его, но не отменять.

Возможности президента ограничены — в первую очередь, Государственной Думой и Советом Федерации. Кажется, что указ, подписанный президентом, обладает наибольшим весом. Но, если вдуматься, президент подписывает нормативно-правовые акты и более высоких уровней. Юридическая сила акта определяется степенью участия в нем органов власти. Если в их создании участвовал Парламент, президент не может отменить их одним росчерком пера. В таких случаях глава государства либо использует свое право законодательной инициативы, либо обращается в Конституционный суд.

Источники:

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Источник

1.3. Роль, статус и место доктрин в иерархии правовых и политических документов государственного управления

Цели создания и легитимизации доктрин в российском законодательстве, т. е. их имплементации в законодательное и государственно – управленческое пространство России, могут заключаться в:

– упорядочении, управленческой организации, обеспечении обоснованности и согласованности с формулируемыми политическим руководством страны целями исполнительных действий государственных властей по управлению развитием государства;

– определении и нормативно-правовом закреплении самих целей, как согласованных в обществе и в государстве ценностей развития, в их связи с общими конституционными императивами, общим государственным строительством и иными государственными политиками, как более высокого уровня, так и иными частными политиками;

– создании системы (публичного механизма) управления экономическим развитием страны, отличающейся прозрачностью и устойчивостью в условиях изменчивости политической конъюнктуры.

При правовом закреплении обязывающих норм и их реализации, доктрины могут утверждаться федеральным законом или указом Президента Российской Федерации. В таком случае она будет являться нормативным правовым актом и станет актом, обязательным к исполнению для всех органов государственной власти и местного самоуправления, юридических и физических лиц, включая нерезидентов.

Доктриной должны устанавливаться цели, задачи, принципы, ресурсные источники, основные механизмы и мероприятия, определяющие и влияющие на экономическое развитие страны, их временные рамки, единый понятийный и терминологический аппарат в области экономического развития, система (структура) органов и организаций, их статус и ответственность в сфере управления развитием Российской Федерации.

Доктрину, как вид документа, следует относить к классу программно-доктринальных государственных документов. Традиция в современной России заключается в том, что они зачастую являются чисто политическими документами, не неся в себе административно-правового содержания. Поэтому их распорядительная управленческая нагрузка, обязательность для исполнения в системе исполнительной власти являются недостаточными. Это относится подчас и к посланиям Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, которые имеют схожие признаки. С точки зрения возможного практического использования доктрин и повышения уровня их управленческого воздействия на функционирование исполнительной власти, обязательности ее для всего механизма реализации в ней могут быть предусмотрены специальные нормативные конструкции. Как видно из рис. 2 доктрина может влиять на ряд законодательных актов в системе российского законодательства и политической нормативистики, включая ежегодные послания Президента Российской Федерации.

Что выше указ или доктрина. Смотреть фото Что выше указ или доктрина. Смотреть картинку Что выше указ или доктрина. Картинка про Что выше указ или доктрина. Фото Что выше указ или доктрина

Рис. 2. Место доктрин в системе механизмов и документов российского законодательства и политической нормативистики

Доктрина должна быть достаточной для генерации на ее основе долгосрочных и среднесрочных программ развития и конкретных действий текущего периода, планов по финансовому, ресурсному и иному обеспечению реализации управленческих действий и решений, посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в части, относящейся к регулируемой сфере, и иных программно-доктринальных документов.

Доктрина государственной политики в определенной сфере должна быть также взаимоувязана с доктринами государственной политики в иных сферах на единой ценностной основе и быть фундаментом для различных стратегий и программ регионального и отраслевого развития. Иными словами, доктрина должна главенствовать и порождать набор официальных управленческих документов, которые задают содержание государственной политики. С учетом того, что она получает в этом случае более прозрачный, прогнозируемый, устойчивый характер, в меньшей степени зависящий от особенностей текущей правящей политической команды, конкретного министра или иных должностных лиц, российская политика придет к большему пониманию населением, зарубежными политическими партнерами страны, т. е. к большей политической эффективности деятельности российской власти.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Кто сильнее — Президент РФ или глава субъекта РФ? Стройка vs Пандемия COVID-19

В статье обсуждаются последние введенные в Москве и Московской области ограничения строительной деятельности.

Мне интересно Ваше мнение о том, противоречат ли последние акты глав субъектов РФ (о них речь в статье) указу Президента РФ от 02.04.2020 г. №239.

От решения данного вопроса будет зависеть, победила ли Пандемия COVID-19 стройку или нет.

Если кому не интересно, какая строительная деятельность сейчас разрешена, то возможно сразу перейти в конец статьи, где поднят проблемный вопрос о соотношения нормативно-правовых актов.

До 10.04.2020 все строители продолжали стройку и праздновали победу.

Однако, 10.04.2020 г. пандемия все-таки «победила» строительную отрасль в Москве и Московской области. Как показывает опыт, принятие ограничительных мер в регионах заимствуется у Московских коллег, поэтому зараза может переброситься и на другие регионы.

Москва

10.04.2020 г. принят Указ Мэра Москвы №42, запрещающий строительство в период с 13.04.2020 г. по 19.04.2020 г., за исключением:

1) строительства объектов медицинского назначения,

2) выполнения работ непрерывного цикла, связанных со строительством и обслуживанием объектов метрополитена, инфраструктуры наземного общественного транспорта, железнодорожного транспорта и аэропортов.

Указ сформулирован очень конкретно и его расширительное толкования видится невозможным.

Используемая ранее лазейка допустимости деятельности организаций непрерывного цикла закрыта Указом Мэра Москвы №42. В Указе упоминается закрытый перечень видов объектов с непрерывным циклом работ: метрополитен, инфраструктура наземного общественного транспорта, железнодорожного транспорта и аэропортов.

Информационные письмо Заместителя Мэра Москвы в Правительстве РФ Бочкарева А.Ю. от 03.04.2020 г., которым прикрывались все строители Москвы сейчас видится неактуальным.

Московская область

В Московской области произошла парадоксальная ситуация.

Вечером 10.04.2020 года от знакомых строителей я узнаю, что в Москве закрывают стройки и после чего нахожу свежий Указ Мэра Москвы от 10.04.2020.

Читаю в отдельных источниках новость о том, что в Московской области стройка тоже будет закрываться.

Однако, на сайте Правительства Московской области нашел совсем свежее Постановление Губернатора Московской области от 09.04.2020 №175-ПГ, в котором не упоминается запрет на строительство в Московской области.

В последующем оказалось, что 10.04.20 в 23 ч. 23 мин. (буквально на следующий день после публикации постановления от 09.04.2020 г.) на сайте Правительства Московской области опубликовано Постановление от 10.04.2020 г. №176-ПГ, которое вслед за г. Москва запретило строительство в Московской области в период с 13.04.2020 г. по 19.04.2020 г. (стр.13-14).

Перечень исключений и организаций, на которые запрет не устанавливается шире, чем в г. Москве. В Московской области допускается (подп.3 п.11 Постановления от 10.04.2020):1) строительство объектов медицинского назначения;2) выполнение работ непрерывного цикла, связанных со строительством и обслуживанием:а) инфраструктуры наземного общественного транспорта, железнодорожного транспорта и аэропортов;б) строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектовкапитального строительства в целях реализации национальных проектов;в) строительство объектов агропромышленного комплекса и сельского хозяйства с целью увеличения объемов производства продовольственной и сельскохозяйственной продукции; Мы видим, что в Московской области в отличие от Москвы разрешено строительство, связанное с реализацией национальных проектов, а также строительство объектов агропромышленного комплекса и сельского хозяйства. Также можно упомянуть, что ограничения не распространяется на организации, осуществляющие деятельность по капитальному строительству объектов обращения с отходами, а также объектов жизнеобеспечения коммунальной инфраструктуры, на которых обеспечено постоянное проживание работников, исключающее их свободное перемещение вне площадки строительства (подп.4 п.11 Постановления).

В соответствии со ст.72 Конституции РФ в сферу совместно ведения РФ и субъекта РФ входят: защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности. Если я правильно понимаю природу ограничительных мер, то они касаются как раз данной сферы совместно ведения. Действительно главы субъектов РФ вправе вводить ограничения в соответствии с ст.11 Федерального закона №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Но, реализуя свое полномочие, по смыслу ч.1 и ч.3 ст.22 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» глава субъекта РФ принимает свои законодательные акты, в том числе в соответствии с Указами Президента РФ и не могут им противоречит. Указ Президента РФ от 02.04.2020 г. №239 был принят в целях введения мер по ограничению распространения коронавирусной инфекции. Были установлены нерабочие дни и главам субъектов РФ даны поручения ввести ограничительные меры, но с учетом ограничений. В п.4 и п.5 Указа Президента РФ перечислены организации на которых Указ, а, следовательно, ограничительные меры не распространяются. Применительно к строительной отрасли нас интересует:1. Прямой запрет ограничивать деятельность непрерывно действующих организаций, к которым относятся многие строительные компании, согласно информационному письму заместителя Мэра Москвы от 03.04.2020 г.2. Прямой запрет ограничивать деятельность системообразующих предприятий без согласия Правительства РФ. В список системообразующих предприятий входят очень много строительных компаний, в том числе строящих жилье. Такой запрет затормозил строительство жилья. В московской области вероятно строительство жилья будет разрешено, т.к. это подпадает под национальные проекты, которые разрешено продолжить реализовывать.

Я не являюсь знатоком публичного права, и не претендую на абсолютную истину, но считаю, что Мэр Москвы и Губернатор Московской области: 1. Незаконно сузили список компаний с непрерывно действующим циклом работ, нарушив п.4 Указа Президента РФ.

Многие компании действительно очень сильно пострадают, т.к. потребуется нести дополнительные расходы с консервацией строительства и перебазированием рабочих.2. Незаконно не упомянули, что ограничения могут касаться системообразющие предприятия лишь в случае получения согласия Правительства РФ. Тем самым, нарушили п.5 Указа Президента РФ. Из буквального прочтения следует, что группа компаний ПИК (входит в список системообразующих предприятий) должна остановить стройку в Москве. Как мне кажется, нужно было ужесточить требования к соблюдению санитарных правил на строительных площадках и ужесточить контроль, за их соблюдением. Однако, возможно, эти меры вынуждены и разумны, т.к. пандемия не прекращается, а увеличивается. Главы субъектов РФ, вероятно, вынужденно вышли за свою компетенцию, но все же хочется, чтобы законодательная деятельность была предсказуемой. Уверен, что здесь много любителей публичного права и строительства. Поэтому хотелось бы узнать мнение коллег по данному вопросу.

Источник

Комментарии Российской Газеты

В целях недопущения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), укрепления здоровья граждан Российской Федерации, руководствуясь статьей 80 Конституции Российской Федерации и в соответствии со статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации, постановляю:

1. Установить с 30 октября по 7 ноября 2021 г. включительно нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.

2. Высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, вправе установить дополнительные нерабочие дни до 30 октября 2021 г. и (или) продлить их после 7 ноября 2021 г. с сохранением за работниками заработной платы.

3. Правительству Российской Федерации определить режим работы федеральных учреждений культуры и здравоохранения в нерабочие дни, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящего Указа.

4. Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации определить режим работы организаций культуры и здравоохранения, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в нерабочие дни, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящего Указа.

5. Органам публичной власти, иным органам и организациям определить численность служащих и работников, обеспечивающих в нерабочие дни, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящего Указа, функционирование этих органов и организаций.

7. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В.Путин

Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 20.10.2021 г.

Номер опубликования: 0001202110200047

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *