Что выше домбай или архыз
Архыз или Домбай. Где дешевле и лучше отдыхать?
Каждый год десятки тысяч людей выбирают для себя отдых на горнолыжных курортах. Чистейший воздух и захватывающие пейзажи – вот что привлекает туристов в любое время года.
Россиянам повезло, чтобы насладиться горами, ехать далеко не нужно – Северный Кавказ ждет вас, распахнув объятья. Но какой курорт стоит выбрать для первого посещения – Архыз или Домбай?
Домбай начал принимать любителей горных лыж в далеком 1965 году. Архыз же курорт молодой, открылся в 2013-м. А значит, отели и подъемники не успели «подустать» от туристов.
Оба поселка находятся в окружении гор, высота которых достигает практически 4000 метров. На мой взгляд, пейзажи Домбая гораздо более захватывающе, но это не значит, что Архыз не удивит вас видами.
Как добраться
Доехать до обоих курортов можно автобусом от аэропорта или вокзала Кавказских Минеральных вод. Если вам удастся отбить атаку настойчивых таксистов и таки добраться до автобуса, то дорога займет примерно 3 часа.
Так же автобус ходит из Пятигорска, Кисловодска, Ставрополя и Черкесска.
Где жить
Домбай
Номерной фонд отелей Домбая довольно старый, и не особо интересный. Многие номера явно вдохновлены интерьерами пионерских лагерей 80-х годов. Цены на двухместный стандарт здесь начинаются от 2000 рублей за ночь, а вполне приличный люкс с видом на горы обойдется всего лишь в 4000 рублей.
За 8500 вы сможете забронировать апартаменты с сауной, а если душа просит размаха, можно арендовать шале стоимостью от 17 000 за ночь.
Архыз
Если в Домбае подъемники находятся непосредственно в поселке, то от Архыза до них придется проехаться порядка 10км. Около самих подъемников расположено всего 4 отеля. Они весьма комфортабельные, но размещение можно найти и вполне бюджетное – 2500 рублей за ночь (за двухместный номер). Кроме того, можно забронировать и просторный семейный номер с кухней за 15 000 рублей, и отдельное пятизвездочное шале за 60 000.
В самом Архызе цены на жилье практически такие же. Но вариантов размещения значительно больше. Советую обратить внимание на виллы Borville. Проживание в отдельном домике, потрясающий вид на горы, и приятная цена от 3500 рублей за ночь.
Но помним, что добираться из отеля до подъемников, в таком случае, придется на автобусе или такси.
Где кататься
Домбай
Чем однозначно может похвастаться Домбай, так это условиями для катания. 12 трасс разного уровня сложности, 5 очередей подъёмника.
Для совсем новичков есть «Лягушатник» – обширный легкий участок. Он находится на самой домбайской поляне.
Трассы для более уверенных лыжников расположены на высоте от 2265 до 3200 метров. Для тех, кто предпочитает спокойное катание, есть зеленые трассы, пологие и ровные. Синие трассы отличаются более выраженным рельефом. Особенно любим лыжниками спуск вдоль Югославской кресельной дороги.
А любители экстрима, помимо красных трасс, могут выбрать фрирайд. Именно возможность прокатиться по любому участку гора Мусcа-Ачитара выгодно отличает Домбай от Архыза.
Архыз
Архыз, в свою очередь, может предложить 14 трасс и одну очередь подъемника. Самая высокая точка для спуска – 2504 метра (на склоне Аркасара).
Для начинающих есть «детский сад» на основной поляне. Здесь безопасно даже для самых маленьких любителей гор.
Большой популярностью пользуются зеленые и синие трассы у подъемника «Спутник. Они максимально подходят для отработки базовых элементов.
Предпочитаете менее людные трассы? Выберите склон Лунной поляны. Тут есть даже черная трасса для профи.
В целом спуски Архыза, хоть и рассчитаны на разный уровень подготовки, по мнению отдыхающих, более пологие и менее захватывающие, чем на Домбае.
Что посмотреть
Обязательно советую прогуляться вокруг поселков и насладиться природой. Но настоящие красоты откроются любителям долгих пеших походов или тем, кто путешествует на автомобиле.
Домбай
Из Домбая вы сможете отправиться в ущелья Аманауз и Гоначхир, посетить Чучхурские водопады, Алибекский ледник и водопад. Уверена, что эти виды не смогут никого оставить равнодушным.
Архыз
От Архыза стоит добраться до Софийскиих озер и Озера Любви в Тебердинском заповеднике. Виды там просто фантастические.
Так же посетите Нижний Архыз. Здесь находится древнее языческое городище и крупнейшая российская обсерватория.
Летом стоит взять прогулку на квадроциклах или лошадях.
Резюме
Если от отдыха в горах вы ждете комфорта и спокойствия, приглядитесь к Архызу. Он более современный, а людей здесь меньше. А тем, кто едет за интересным катанием и умопомрачительными, стоит выбрать Домбай.
Домбай или Архыз — где лучше кататься зимой
Поехать в Домбай или Архыз — такой вопрос встает перед вами, если вы хотите отдохнуть на кавказских склонах. Рассказываем главное о двух этих курортах: где лучше отдыхать, где кататься, какие услуги и цены предлагаются туристам.
Домбай
Это один из первых горнолыжных курортов в России. Инфраструктуру здесь нельзя назвать первоклассной, но живописная природа и спокойная атмосфера вам гарантированы.
Как добраться
Поселок Домбай расположился в горной долине. Добраться можно разными способами:
1. Самолет. Аэропорт находится в городе Минеральные Воды. Оттуда до Домбая нужно ехать на автобусе (около 250 км) — обычно с пересадкой в Теберде и Черкесске, но зимой бывают и прямые рейсы.
2. Поезд. Ж/д маршрут закончится в Невинномысске, Черкесске, Нальчике или Минводах. В этих городах можно сесть на автобус и прибыть на нем в Домбай.
3. Автобус. Есть туры из Москвы (цена порядка 10 тысяч рублей), а также рейсы из ближайших городов — Ставрополя, Краснодара, Пятигорска, Ростова-на-Дону.
4. Свой автомобиль. Самый удобный способ. Дорога обустроена хорошо, проблемы есть разве что на участке от Кисловодска до Карачаевска, неподалеку от легендарного Эльбруса. И поскольку в Домбае нет заправок, пополнить бак лучше в Теберде.
Сезон катания
Начинается в декабре и заканчивается в середине апреля. Погода в Домбае практически идеальна для катания на лыжах: стабильный снежный покров формируется в ноябре, снега много, а средняя температура зимой в районе –2 °C.
Трассы
В Домбае катаются на горе Мусса-Ачитара. На курорте обустроено 12 трасс — тут есть где покататься и опытным, и начинающим лыжникам. Общая протяженность трасс превышает 20 км, а перепад высот составляет примерно 1,5 км. Низшая точка — 1630 м, высшая — 3168 м.
Кататься будет комфортно почти везде, т. к. сильных наклонов и перепадов здесь нет. Если будет много снега, можно покататься по лесу, но только если вы опытный горнолыжник.
Средний чек на помощь инструктора составляет 1500 рублей в час.
Подъемники
Забираться наверх можно по-разному: на канатно-кресельной дороге, которая осталась еще с советских времен, а также через новый подъемник или маятниковую канатку. Один подъем по новой дороге стоит 500 рублей, дневной ски-пасс обойдется в 1600 рублей. Детям — скидки.
Прокат снаряжения
Взять горнолыжные принадлежности напрокат можно и в поселке, и у канатных дорог, и в гостинице. Стандартный комплект обойдется в 500 рублей и включит в себя ботинки, палки и лыжи (сноуборд). Очки, перчатки и комбинезоны идут примерно по 200 рублей за одну вещь.
Что посмотреть
Самые популярные достопримечательности Домбая — это ущелья Аманауз и Гоначхир, Чучхурские водопады, Алибекский ледник и водопад. Если будете гулять по окрестностям, может понадобиться пропуск для входа в Тебердинский биосферный заповедник. Оформить его можно у организатора экскурсии за несколько минут (нужно будет показать паспорт).
Чтобы разнообразить отдых, можно арендовать квадроцикл или совершить конный тур.
Развлечения
В Домбае много кафе, ресторанов и баров. Акцент в основном сделан на кавказскую кухню, особенной популярностью пользуется форель.
Также в поселке можно покататься на лошадях, сходить в боулинг, поплавать в бассейне, покататься на снегоходах и коньках.
Стоимость проживания
Квартиры и гостиничные номера сдаются по цене от 2000 рублей в сутки. Если хотите вариант поприличнее, закладывайте траты в 4000 рублей за ночь.
Читайте также:
Архыз
В переводе с местного языка Архыз означает «красивая девушка». И правда, местная природа красивее многих зарубежных курортов: горы, ледники, реки и водопады. Расскажем об этом курорте подробнее: так вы сможете узнать, что лучше — Домбай или Архыз.
Как добраться
Ближайший к Архызу аэропорт находится в Минеральных Водах (210 км), железнодорожный вокзал — в Черкесске (120 км). Давайте посмотрим, как сюда добраться:
1. Самолет. Минводы принимают рейсы из многих крупных городов. От аэропорта до Архыза можно доехать на автобусе.
2. Поезд. Ваш ориентир — станция Невинномысская. Там нужно пересесть на поезд до Черкесска, из которого ходят автобус и такси в Архыз.
3. Автобус. Есть регулярные рейсы из Ставрополя, Пятигорска, Кисловодска, а также от уже названного Черкесска.
4. Своя машина. Дорога пройдет по трассе А157 в направлении Кисловодска. Вашими ориентирами будут станица Суворовская, Черкесск, Домбай и станица Зеленчукская. Из станицы езжайте на трассу А156, по которой нужно будет проехать Даусуз, Нижнюю Ермоловку и Нижний Архыз. После этого вы достигнете поселка Архыз, а еще спустя 10 км — непосредственно горнолыжного курорта.
Сезон катания
В Архызе катаются с середины декабря до начала апреля. Климат здесь мягкий, нравится всем горнолыжникам: зимой температура держится в районе нуля, а если и уходит в минус, то ненамного.
Трассы
В Архызе 14 трасс всех уровней сложности, общей протяженностью примерно 24 км. Самая длинная из них тянется более чем 4 км. Перепад высот на курорте — от 500 до 2200 м. Для спусков обустроены хребты Аркасара и Абишира-Ахуба.
Индивидуальное занятие у инструкторов стоит 1800-2200 рублей — в зависимости от сезона и конкретной даты. Выгоднее брать групповые тренировки — тогда каждый из вас заплатит меньшую сумму.
Подъемники
1. Кресельный подъемник «Спутник». 4-местный, рассчитан на 1800 человек в час, доехать до верхней точки можно за 5-12 минут.
2. Кресельный подъемник «Лунный экспресс». 6-местный, снабжен защитой от ветра и осадков, пропускает 2400 человек в час, доставляет горнолыжников на гору за 6-15 минут.
3. Гондольный подъемник «Млечный путь». 8-местный, с пропускной способностью 2400 человек в час. Наверх подниметесь в пределах 6-15 минут.
Стоимость ски-пасса начинается от 1800 рублей.
Архыз-Домбай-Эльбрус. Субъективное сравнение
Одно из главных преимуществ жизни в Ставрополе для лыжебордера: до гор рукой подать. И хотя я уже давно не живу в Ставрополе постоянно, но все еще бываю там часто и подолгу, поэтому уже который год подряд ни один мой сезон не обходится без визита на Северный Кавказ.
Уходящая зима была особенно удачной, и мне поочередно удалось побывать в Приэльбрусье, в Домбае и в Архызе. Эти три курорта я попробую сравнить между собой, поделиться своими впечатлениями от этого сравнения и некоторыми размышлениями на тему, чего нам ждать от них в будущем. Для полноты картины не хватает только Красной Поляны, но туда я в этом сезоне не попал.
Архыз
Архыз — молодой горнолыжный курорт, и тем не менее уже достаточно популярный, даже приобретший преданных фанатов (последние два года все чаще в кафешках на горе можно услышать разговоры, типа «только сюда езжу» и «в Домбае я бы так не отдохнул, а вышло бы дороже»). Это не удивительно, я считаю, что у Архыза много плюсов.
Во-первых, уютное место расположения. Горы не такие высокие и суровые, как на Домбае или в Приэльбрусье. Долина закрыта со всех сторон хребтами, поэтому климат в ней мягкий, зимы теплые и снега обычно полно. Для горнолыжного курорта — идеально.
Во-вторых, инфраструктура и трассы. Здесь у Архыза тоже без нареканий. Все необходимое легко найти, все рядом (хотя небольшой размер курорта, пожалуй, тут играет свою роль). За трассами стараются ухаживать, лично мне кажется, что по ухоженности трасс Архыз на голову выше остального Северного Кавказа, даже Сочи. Хорошо работает система искусственного оснежения.
В-третьих, Архыз — это не только лыжи/борды. В окрестностях курорта много достопримечательностей: древние византийские храмы в долине Зеленчука, Лик Христа, обсерватория у горы Пастухова, руины древнего городища, тюркские идолы. Есть куда съездить и на что посмотреть.
Вообще администрация старается сделать пребывание на курорте интересным и удобным для гостей. Организует анимационные программы для детей и взрослых (в этом году, правда, не видел, возможно просто не попал), следит за качеством сервиса, открывает новые трассы.
Но, при всем выше перечисленном, я Архыз не очень люблю. С моей точки зрения, у курорта есть некоторые минусы, которые как раз для меня являются довольно существенными.
Еще из минусов — поселок Архыз. На него печально смотреть. Это, кончено, не имеет прямого отношения к самому горнолыжному курорту, но хочется верить, что в развитие Архыза будут вложены дополнительные средства и поселок приведут в порядок.
Мне Архыз кажется хорошим вариантом для тех, кто любит катание по ухоженным трассам, не сильно охоч до экстрима, или у кого проблемы с самочувствием на большой высоте. Приятно осознавать, что у курорта есть план развития, которого стараются придерживаться. Архызу есть куда расти и расти он будет.
Кстати, чуть не забыл. Очень неудобно то, что курорт отказался от продажи ски-пассов на пол дня. Везде они есть, а в Архызе — нет. Это, на мой взгляд, тоже минус.
Домбай
В Домбае я побывал в первый раз в 2005 году. До этого я катался в основном в Приэльбрусье, и на его тогдашнем фоне Домбай произвел на меня очень приятное впечатление. И сейчас мне трудно признавать, что современный Домбай сильно отстает по уровню от других крупных северокавказских курортов.
Главной причиной этого является, на мой взгляд, то, что Домбай не имеет какого-то внятного плана развития. Уж не знаю, связано ли это с тем, что курорт не входит в АО «КСК» или с тем, что часть объектов курорта находится в частной собственности, а общие проблемы решает руководство КЧР и им трудно согласовывать свою политику.
Из-за отсутствия развития Домбай стагнирует, а стагнируя — медленно деградирует. Например, посадочная станция подъемника «Домбай-1», запущенного в 2007 году, находится на данный момент в плачевном состоянии. Особенно сравнении с новой «Азау», запущенной в 2006. Кресельные канатки на склонах Муса-Ачитару тоже приходят в упадок. «Югославка» уже десятилетие не может решить проблемы со стабильным электропитанием и регулярно простаивает (я её работающей не застал и, говорят, она вообще не работала в этом сезоне).
В Домбае плохая планировка инфраструктуры, что создает массу неудобств. На «поляне тусовок», чтобы выкатиться на посадку на 5-ю очередь или продолжить спуск дальше, к началу 4-ой, приходится маневрировать среди людей, снующих между кафешками, прокатами или обучающихся катанию в «лягушатнике». Когда людей много, это становится очень неудобно, и, к тому же опасно (если не врежешься ты, то всегда могут врезаться в тебя). Выкат на посадку на «Домбай-2» тоже очень неудобный: узкий участок с резким поворотом упирается в пятачок, на котором расположено все и сразу. Если на подъемник очередь, то пятачок еще и забит народом. Таких моментов довольно много и в сумме они отнюдь не повышают привлекательности курорта.
Еще из занятного: только в Домбае видел объявления, типа «Опасайтесь лжеинструкторв!». Неужули проблема действительно существует?
Но есть у Домбая и плюсы. Главный из которых — большая свобода направлений. Да, новичкам и тем, кто ценит комфортное катание, Муса-Ачитару может покажется негостеприимной. Зато для тех, кто не так требователен и хорошо освоил лыжи/доску, открывается множество возможностей для внетрассового катания. Поля на южной стороне горы, спуски через лес, 5 очередей кресельных подъемников позволяют выбрать для каталки любой отрезок горы. А после снегопада вообще весь Домбай — это сплошной фрирайд, потому что сертифицированные трассы отличить от остального склона становится проблематично.
Я бы сравнил Домбай с поездкой «дикарем» на море. Не самый комфортный отдых, но своя прелесть в нем есть. Что не отменяет перечисленных выше недостатков. Идеальный вариант для Домбая — когда на курорте не очень много людей. В дни максимальной загрузки все минусы усугубляются в разы.
Впрочем, и Домбай, возможно, ждут большие перемены. В феврале 2017 глава Карачаево-Черкессии заявил, что правительство республики готовит большую инвестиционную программу по развитию Домбая и Теберды (которая сейчас в ужасном упадке, а ведь это был курорт всесоюзного значения!). Обещают решить проблемы инфраструктуры, расширить зоны катания, повысить уровень безопасности. Я Домбай люблю, поэтому буду держать за него кулачки.
Эльбрус
За те 15 лет, которые я знаком с Эльбрусом, курорт проделал огромный путь. Сейчас это удобный и современный горнолыжный комплекс, а ведь когда-то он славился главным образом двух часовыми очередями на Азау, в которых постоянно кто-то норовил пролезть без очереди за дополнительную плату билетерам (и пролезал, ведь).
Но даже в те времена у Эльбруса было его главное преимущество: разнообразие возможностей. На Эльбрусе можно найти трассы любой сложности для любого уровня катания, курорт одинаково подходит и новичкам, и опытным лыжебордерам. А для тех, кому хочется совсем хардкора, рядом всегда есть Чегет.
Этим многообразием Эльбрус хорош и сейчас. Помимо сертифицированных трасс есть еще множество вариантов для райдеров. Вообще, Эльбрус стал приветливее к любителям внетрассового катания: предупреждающие знаки и указатели можно найти на всех популярных у фрирайдеров направлениях, что помогает ориентироваться. Для тех, кто не уверен в своих силах, есть возможность райдить в группах в сопровождении гида-инструктора.
Еще мне нравится, как Эльбрус развивается с точки зрения инфраструктуры. Возле станций канатной дороги нет ничего лишнего, что могло бы создавать дополнительную толкучку в и без того самых загруженных местах. Кафе и места отдыха на горе не лепятся одно на другое, а оставляют достаточно пространства, чтобы люди могли не мешать друг другу. В этом году администрация открыла дополнительные кассы, что положительно сказалось на очередях к этим кассам и на очередях на посадку. На курорте есть все необходимое. В плане инфраструктуры Эльбрус на мой взгляд сейчас вполне на европейском уровне. Так что не Поляной единой.
Если же касаться того, что мне на Эльбрусе не нравится, то в первую очередь это организация всего, что собственно горнолыжный курорт окружает. Например, учитывая, что вместимость склонов на Эльбрусе большая, людей на курорт приезжает много, удивительно, что до сих пор такая проблема с парковками и площадками, на которых пассажирские автобусы могут высадить туристов. Подъезд к Азау узкий, с подъемом. Когда парковочные места вблизи станции заканчиваются (а в праздники/выходные это происходит очень быстро), лыжникам приходится идти пешком по проезжей части, состояние которой оставляет желать лучшего, пешеходной дорожки нет, а если еще и лед намерзнет. Ну и не могу не упомянуть гаишников, которые помогают заполнять платные парковки. Просто слов нет.
Ту часть Азау, в которой располагаются кафе и рынки, тоже было бы неплохо облагородить и привести в порядок. Сейчас она очень контрастирует с тем, как организовано пространство вокруг станций подъемника.
Еще один минус Эльбруса, с которым, к сожалению, ничего нельзя поделать, это высота. Не все хорошо себя чувствуют на высоте 3000 м. Я знаю людей, которые не приезжают на Эльбрус потому что там у них развивается горная болезнь. Так что в этом плане Эльбрус не так доступен, как, например, Архыз.
Подводя итоги своего субъективного сравнения, скажу, пожалуй, что на данный момент Эльбрус мне нравится больше всего. По ценам все три курорта находятся примерно в одном диапазоне, так что разницу будет делать в основном стоимость проживания, которая зависит от выбранной гостинницы. Архыз в этом плане более ограничен, т.к. рядом с горой только «Романтики». Но и там всегда можно найти бюджетный вариант в поселке, а из поселка до горы ходит регулярный автобус.
Впечатления этого года внушают мне оптимизм. Приятно видеть, что возможностей хорошо покатать на Кавказе становится все больше, что горнотуристический кластер не стоит на месте и развивается. Уже есть три курорта хорошего уровня: Эльбрус, Архыз и Красная поляна. Хочется верить, что Домбай и Чегет тоже не будет забыты. Ну и интересно посмотреть, что каким получится Ведучи в Чечне, первые трассы которого обещают открыть уже в конце этого года.
Нужно больше склонов, хороших и разных.
Архыз против Домбая
Путешествия – самое большое удовольствие для меня, обожаю дорогу, красивости и интересности вокруг. Сказать, что именно нравится больше, не могу, все люблю! Русский север, костромские леса, моря, горы, интересные музеи – все равно. Люблю все новое, но и вернуться в особенно понравившиеся места тоже здорово. Список таких мест хорошо иметь на случай «плана Б», когда план «А» трещит по швам. В общем, как то так вышло, что из за работы мой отпуск на Урал все откладывался и откладывался, пока наконец не наступил октябрь. Там в это время уже и снег может выпасть, а мне пока зимы не хотелось, так что пришлось срочно придумывать куда бы скататься без предварительной проработки маршрута. В прошлом году мне довелось две недели классно покататься по ПРИЭЛЬБРУСЬЮ, ненадолго заглянув в Домбай. Но две недели для Домбая многовато (пешком не хожу), так что решили еще приплюсовать к нему Архыз, заодно сравнив эти два популярных горных курорта. Собственно, сравнению и будет посвящен мой рассказ. Оба места очень разные, хотя казалось бы, горы есть горы.
В Домбай мы отправились аж двумя машинами, моему брату захотелось опробовать на дальний перегон свою машинку – новую Витару. За исключением слабенького движка, что сейчас общая тенденция автомобиль очень хороший, тем более за свою цену. В минимальной комплектации ( в которой по обычаю японцев есть почти всё) можно вполне влезть в миллион. Короче, брат отдыхал за рулем, а я ломала голову как же разместить так много народу в горнолыжном курорте в не сезон? Обычно мои поездки рассчитаны на двоих, а тут – целых четверо! В Домбае я уже была именно летом, когда отдыхающих в гостиницах нет. Столкнулась с большой проблемой общего нежелания работать ради двоих, что очень печалило. Так что в этот раз решила остановиться вот прям в самой популярной, самой центральной гостинице, с одним из самых популярных ресторанчиков поселка. Тем более, что их не зимние цены порадовали. Выбор был верный, пять дней ежедневной уборки и неизменного объедалова в ресторане. Все остались очень довольны. Гостиницу скрывать не буду, называется Кристалл, находится без проблем. В летний период в Домбае основное развлечение пешие походы, либо поездки на автомобиле по долинам многочисленных рек. Самая населенная – долина реки Теберда.
В долине реки Алибек, что стекает из одноименного ледника имеется одинокая турбаза. В нашу поездку туда зарядил такой дождище, что пришлось потом выжимать одежду и сушить ее в машине, прежде чем ехать. Так мы ничего и не увидели, хорошо хоть я была уже тут летом.
Самая интересная долина на мой взгляд – реки Домбай-Улген, здесь множество водопадов, красивые виды. Дорога подойдет только для высокой машины, много камней. Я снимала долину на телевик с горы Мусса-Ачитара и обнаружила потом в кадре человек 15 туристов.
В Долину реки Гоначхир и Клухор можно поехать на любой машине, тут хороший асфальт. Правда придется за сие деньги сдать (впрочем как и за Алибек с Улгеном). Тут тоже много красивостей, самая известная достопримечательность – озеро Туманлы-Кёль.
Будучи в Домбае не возможно не подняться на гору Мусса-Ачитара. Рекомендую, прямо до самого верха постараться доехать. Последняя очередь часто не работает, но мы таки дождались её открытия. В хорошую погоду тут потрясающие виды, но и в облачную тоже весьма красиво.
Поскольку повторюсь, в хорошую я тут уже была, мне было интереснее увидеть другой вид гор, более суровый и неприступный.
Всякие телевиковые приближенности.
Куда уж без тарелки-гостиницы) Кстати, в этот раз я наконец догадалась посмотреть сквозь стекла, тэк сказать для обозрения тарелки изнутри. Конечно, пространство для жизни там очень небольшое, зато умудрились впихнуть туалет, раковину, микро-столик с микро-стульями. Все это правда такого же возраста как и сама тарелка. Говорят, что каким то блатом можно пожить в этой конструкции, но мне что-то милее воспринимать её как неотъемлемый арт-объект Домбая.
В Алибекской долине нас постигла неудача – сильный дождь. Зато на следующий день прекрасно покатались вдоль рек Клухор и Гоначхир. Ехали первыми, попутно разгребая упавшие от ночного ветра деревья. Мне кажется, это одна из самых красивых долинок заповедника, хотя что говорить – здесь все очень красиво!
Чем хороши горы – когда в одном месте дождь, за перевалом может быть хорошая погода. Всегда есть куда съездить поменяв планы. В один из таких дней съездили через перевал Гум-Баши в Кисловодск. Обязательные виды с этого перевала Эльбрус (правда за облаками) и закатная Верхняя Мара.
В другой день еще скатались посмотреть на Сентинский и Шаонинский храмы, приятные места с прекрасными видами. У Шаонинской церкви провели масштабные работы по благоустройству подъема и прохода к колоколу. А так же повесили табличку, что звонить не возбраняется, если тихонько.
В Домбае летом еще очень много чего можно посмотреть! По моему мнению, если только брать авто-маршруты то это неделя, если пешие, то вообще до бесконечности. Мне нравится это место! Отпуск наших спутников подошел к концу, они легли на путь до Москвы, а мы в Архыз. Кстати, яндекс.навигатор повел наши экипажи в объезд реконструкции дороги в Карачаевске, через другой берег реки – это оказалась очень красивая дорожка, мы даже вернулись на нее потом пофотографировать виды. А еще что забавно, пока мы были на двух машинах, Эльбрус упорно прятался за облаками, как только разделились и проехали тоннель на Архыз – он как на ладони) Видимо решил первому экипажу не показываться.
Итак, в Архызе я впервые. Очень хотелось давно сюда приехать. Рассматривала это место как конно-походное, но в итоге соблазнили меня другой базой в Приэльбрусье. Мне Архыз казался каким то уж совсем сказочным местом, т.к. если в Домбае все катают лыжи, то тут гуляют и делают шедеврические фотографии. В общем первый день честно говоря, меня немного разочаровал. Масштабы гор не те, вместо Эльбруса – София, красивая, но опять же – гораздо скромнее.
Здесь тоже есть горнолыжный курорт, он отличается от Домбая в сторону цивилизованности. Домбай старый курорт, где процветают местные нравы, обход оплат, «договоримся» и вот это все. Куча разномастных налепленных друг на друга ларьков, сортиров, палаток, кругом зазывалы и проч и проч. Архыз курор новый (открыли в 2013 году). Тут даже все кафе имеют сетевую скидку, везде принимают карты, билеты на канатку только в кассе, проход через терминал. Все постройки благообразно-однообразны. Все красиво, чисто и цивильно. Огромная парковка, нормальные магазины и большой бесплатный цивилизованный туалет. Что очень немаловажно – трасса освещена! В Домбае все закрывается в 4 вечера, в пять уже только головы об ёлки проламывать. Тут можно катать дольше. Минусы Архыза – трасса небольшая, скучная и огорожена забором. Т.е. при подъеме наверх вы никуда больше не сможете сходить… Это очень грустно, но видимо расчёт тут только на катание. Виды загорожены соснами. Мне показалось, если нужна цивилизация и удобства стоит приехать в Архыз. За интересным катанием и красивыми видами – однозначно Домбай!
Как я уже говорила, сюда больше приезжают гулять, так что и мы принялись исследовать округу. Самое популярное место у пеших туристов – поляна Таулу.
Колоритная поляна по две стороны от реки, где можно встать с палаткой, кемпером или заселится в домик. Тут же продают сувениры и нехитрую еду. Маршрутов много, самый популярный – Софийские водопады и Софийские озера же. До озер я сразу решила что не пойду – подъем))) К водопадам решила попробовать взобраться, туда мы и отправились.
Тут начались красоты) Единственное, что очень сильно портило удовольствие – дорога. Она мягко говоря не очень хорошая, каменистая и ухабистая. Жалко не то что машину, которая на такое рассчитана, но себя)) Решается проблема частыми остановками для фото.
Вскоре показалась красавица-София, по утру в тени.
Подъехать можно прямо к самим водопадам, преодолев только не затяжной подъем по лесочку. Думаю и дети туда пройдут и пенсионеры. К сожалению, сами водопады внушительны, но не фотогеничны осенью, мало воды и много льда, к тому же – тень. Но вид от них на долину очень красивый! Для масштабу группа туристов в правом углу.
Так же мы посетили Нижний Архыз, где расположен архитектурный комплекс из древних храмов, поднялись к лику Христа и конечно посетили обсерваторию. Место очень даже интересное, с экскурсией нужно сходить обязательно. Рассказывать не буду) После обсерватории решили спуститься в долину реки Маруха, всего то километров 20, думали скатимся быстро, посмотрим что там и как. Но оказалось там тот еще трешь))) Опять же машина довольно бодро переваливалась по камням, а мне было вобще не до шуток. Может быть напишу отдельный рассказ про этот чудо спуск длинной в три часа. Но виды там… ого-го! И Эльбрус виден. В общем, полноприводным и высоким любителям горного джипинга – рекомендую.
И последнее куда я решилась поехать была долина реки Аксаут. Дорожка так же в изобилии дарит красоту, тем более, тут пасется множество животных, что колоритно вписывается в пейзаж. А так же встречается много заброшенных построек и даже целый почти заброшенный поселок Красный Карачай. Так что кто любит пейзажи с живописными руинами и не боится отвратительных дорог – пожалуйста, рекомендую. В целом природа оказалась ни чуть не хуже Домбая, а где то даже лучше, так как менее окультурена человечками)
Лично мне трех дней каменного бездорожья хватило с головой, так что малодушно возопила, что больше никуда не поеду с асфальта) В последний день мы посетили столицу Адыгеи Майкоп. Вопреки мнению в интернетах, мне там понравилось – чистый город, в центре низкоэтажная застройка. Народ правда на улице практически весь местный (кроме военных). Русской речи почти не слышно) Но это не препятствие конечно для посещения и осмотра музеев.
Если Домбай, Теберда, Карачаевск выглядят прилично, даже похожи на города, то Архыз и окрестности это поселки при взгляде на которые приходит в голову выражение «из говна и палок». Все очень неопрятное, из подручных материалов, разнокалиберное. Точно такие же у местных машины, да и выглядят они много колоритнее чем жители Карачаевска)) Еще очень многие используют лошадей, причем не заморачиваясь со стременами и седлами – уздечка и байковое одеяло, даже без подпруг. В сфере обслуживания та же картина. В первый день на удачу зашли в местный ресторан)) Это был прямо аттракцион по знакомству с местным колоритом)) Мы конечно поели, но чувствовали себя не в своей тарелке. Потом нашли более туристическое место, я бы сказала что в Архызе – единственное.
Что хочу сказать на счет еды. Особых кулинарных изысков у местных нет, но для меня хычин – это все! Так вот я их там ела каждый день(+3 кг). И еще даже в самой стремной забегаловке никогда не давали нам невкусные овощи, помидоры, огурцы и трава, все не в пример московским. Может из Краснодарского края везут, не знаю, почему так. А вот шашлык хороший тут не найти. Едят то они в основном баранов, а у них с мясом не то что бы очень густо. Так что для местного шашлыка нарубить кость, хрящь, хвост, все что угодна – норма. На порцию шашлыка один единственный кусочек мяса – считай повезло. Причем это повсеместно, они и сами глодают эти кости не возмущаясь. Мясо лучше в другом виде брать.
Еще заметила, что в отличии от прежде посещенной ОНЕГИ люди тут ну… как то трудолюбивее что ли, приветливее. Видно, что любят свой край, везде чисто, хоть и выглядит убого. Поля убраны, коровы, овцы пасуться. Может потому что почти все мусульмане и не пьют?
На этом пожалуй закончу свои измышления, пойду поем как раз) Лучше гор могут быть только горы! Спасибо Домбаю и Архызу за прекрасные впечатления, я надеюсь вернуться сюда еще не раз.