Что выражает смысл и характер управляющего воздействия
Понятие и виды функций государственного управления
Понимание сущности функций государственного управления (собирательное понятие) исходит из сущности государственного управления. Поскольку (что уже отмечалось) управление довольно часто рассматривается через деятельность, то в научной и учебной литературе можно встретить трактовку функций управления как определенных видов труда, трудовой деятельности, отрасли работы в сфере управления, элементов управленческого процесса, стадий управленческого цикла и т.д. и т.п. Имеет место смешение явлений, подмена элементов управленческой деятельности управляющими воздействиями, вследствие чего деформируется вся система государственного управления, а само управление приобретает призрачный, иллюзорный характер.
Функции государственного управления тесно связаны с общественными функциями государства и отражают способы осуществления последних. Если общественные функции государства (1.2.3) раскрывают, в чем его общественная природа и роль, то функции государственного управления показывают, как, какими способами, в процессе каких взаимосвязей с обществом оно их осуществляет. Функции государственного управления раскрывают и характеризуют взаимосвязи государства как целостного субъекта управления. Каждая из таких функций представляет собой определенный вид управляющего воздействия, который как бы пронизывает иерархию государственных органов и является общим, типовым для них. Поэтому в структуре государства функция государственного управления получает известную дифференциацию, распределение и рассредоточение в управленческих функциях различных государственных органов, их звеньев и подсистем. Выделение специфики «функций государственного управления» и «управленческих функций государственных органов» имеет важное значение и создает методологические посылки для рассмотрения многих управленческих проблем. Это необходимо запомнить.
1 Здесь и далее цифры в скобках означают номера разделов и рубрик в настоящем издании.
Как известно, государство имеет сложную иерархию органов, вследствие чего необходимо управление самой этой управляющей системой. Причем порой не менее трудное, чем управление со стороны государственных органов управляемыми объектами. Тем самым в зависимости от направленности и места воздействия можно выделить внутренние и внешние функции управления.
Внутренние функции управления олицетворяют управление внутри государственной управляющей системы. Их существование обусловлено многоуровневым и разнокомпонентным построением государства как субъекта управления, актуальностью упорядочения и активизации действий его подсистем и звеньев. Целевая ориентация таких функций управления состоит в том, чтобы придавать динамичность и законность управления каждому государственному органу, совершенствовать и развивать его, переводить в состояние, соответствующее общественным потребностям в государственном управлении.
У разных государственных органов осуществление внутренних функций управления занимает различный объем. Органы центральных, федеральных звеньев уделяют, вполне обоснованно, большое внимание управлению нижестоящими органами и вообще совершенствованию организационной структуры и функциональных параметров государственного управления. Низовые органы, в том числе и местного самоуправления, заняты в основном непосредственным воздействием на социальные компоненты общественной системы, управлением соответствующими объектами.
Разграничение внутренних и внешних функций управления имеет важный аналитический и практический смысл. Ведь не секрет, что в управлении бывают случаи, когда проведение различных мероприятий по организации управляющей системы, подготовке и доведению управленческих решений, проверке вышестоящими нижестоящих органов и должностных лиц и информированию вторыми первых, кадровым перемещениям и тому подобное автоматически выдается за средство усиления управляющих воздействий на общественную систему, управляемые объекты, тогда как на самом деле этого-то и не происходит. И в основном по той причине, что все подобные мероприятия «замкнулись» в самой управляющей системе, не вышли, не коснулись непосредственно аспектов организации воспроизводства материальных, социальных и духовных ценностей. Вместе с тем нельзя недооценивать роль внутренних функций управления. Разлад и противоречия в управляющей системе, отсутствие субординации и координации в управляющих воздействиях государственных органов, слабость исполнительской дисциплины, не говоря уже об игнорировании решений вышестоящих органов, другие аналогичные проявления ставят вообще под сомнение способность управляющей системы что-то делать в обществе и как-то влиять на его процессы. Необходимо ответственное отношение и к тем, и к другим функциям управления.
По критерию содержания, характера и объема воздействия функции управления делятся на общие и специфические. Общими являются такие функции управления (внутренние и внешние), которые отражают сущностные моменты государственного управления, его основные объективно необходимые взаимосвязи. Эти функции управления имеют место практически в любом управленческом взаимодействии государственных органов между собой и с управляемыми объектами, характерны для функционирования всех компонентов субъекта государственного управления.
Управление тем или иным процессом обычно начинается с того, что он выделяется в качестве определенного образования и ему придаетсяАюответствующая организация, связанная с реализацией актуальных целей. Если нет организации людей, объединенных общей целью, то нечего и планировать, ибо планирование есть начертание путей движения данной организации к по-
Специфические функции управления отражают особенное содержание отдельных воздействий, обусловленное разнообразием многих взаимодействующих в управлении компонентов. Они реализуются, как правило, в отдельных сферах, отраслях или на участках государственного управления и детерминированы в основном запросами управляемых объектов. Можно выделить подгруппы специфических функций управления по видам управляемых объектов, ибо, к примеру, управление экономическими объектами требует совсем иных управляющих воздействий, чем управление духовными объектами, и т.д. Даже такие специфические функции управления, как финансирование, налогообложение, лицензирование, регулирование труда и заработной платы, кредитование, и другие в каждом из видов управляемых объектов и в каждой соответствующей управляющей подсистеме получают свое конкретное преломление. Коммерческую и бюджетную структуры нельзя финансировать по одному шаблону. Особую подгруппу специфических функций управления составляют внутренние управленческие функции государственных органов: обеспечение законности, подготовка и повышение квалификации государственных служащих, компьютеризация, информационное обеспечение и т.д.
Сущность управляющего воздействия
В научной литературе управление рассматривается в разных аспектах, и соответственно в его понятие вкладывается разное содержание. Причем имеются в виду не просто разные подходы к управлению, разные его стороны, а понимание самого управления, на базе которого и формулируются его концепции.
В управлении, вне сомнения, осуществляется деятельность людей и имеются сложные проблемы ее организации, но термин «деятельность» не раскрывает социальной сущности управления, его специфического места и роли в жизни людей.
Следует признать, что в определенных своих проявлениях управление можно представить в виде отношения, ибо оно, действительно, входит в систему общественных отношений и формирует определенные отношения между людьми, как «по вертикали», так и «по горизонтали». Но столь абстрактное понимание управления опять же уводит в сторону от анализа и описания его собственных, уникальных качеств, в том числе выделяющих его из системы общественных отношений и позволяющих ему оказывать особое влияние на саму эту систему.
В обществе существует множество различных видов деятельности, взаимодействий, отношений, воздействий, и каждый из них имеет свое специфическое внутреннее содержание и внешнее выражение. Специфично и управление, и его управляющее воздействие. Не управленческое, как нередко пишут, а именно управляющее, т.е. реально действующее, побуждающее, изменяющее, преобразовывающее. Поэтому в понимании управления очень важно раскрытие особенных качеств и возможностей управляющего воздействия.
Представляя собой отражение осознанных потребностей и особенно интересов, идеальный прообраз возможных путей и средств их удовлетворения, мыслительную структуру направленности и содержания предполагаемой деятельности, цели выполняют в жизни людей обширные побудительные, стимулирующие и регулирующие функции. Часто от выбора целей полностью зависит результат общественных, коллективных и личных усилий. По этому поводу можно привести сколько угодно примеров из истории народов и судеб отдельных, людей.
Целеполаганием в той или иной мере занят каждый человек. Огромная роль в целеполагании общественного развития и конкретных видов деятельности принадлежит науке, художественному творчеству, религии, идеологии, другим формам познания и мышления, политике и политическим институтам. Но в управлении целеполагание имеет особый характер, который можно обозначить как практическую целенаправленность, В отличие от других интеллектуальных cфер в управлении цели наиболее «операциональны», замкнуты на практику; это своего рода цели-задания. В управлении все сказанное, описанное и обдуманное, выраженное в литературной форме и политических документах выступает уже как бы проработанным применительно к реальным возможностям власти и собственности, сформулированным с учетом наличных материальных, финансовых, информационных, правовых и организационных ресурсов.
Сложность управленческого целеполагания заключается в том, что необходимо «отобрать» цели, выделить из их естественного Множества именно те, которые не только нужно, но и можно практически реализовать. Иначе управление теряет собственное содержание, свою преобразующую конструктивную силу и превращается в информационную или разъяснительно-популяризаторскую деятельность.
А чтобы все цели были поддержаны управлением, стали опираться на его силу и возможности, они должны быть переложены на строгий и ясный язык управляющих воздействий. Не вообще цели, хотя: и самые прекрасные, а цели, достижимые в обозначенное время, в точном объеме и при использовании определенных ресурсов; цели, по-настоящему дифференцированные и конкретизированные, четко доведенные до отдельного коллектива, группы, человека и вместе с тем скоординированные между собой таким образом, чтобы одна цель не противоречила другой, а наоборот, способствовала ее реализации.
В этом смысле любое управляющее воздействие должно всегда содержать в себе точную цель и точное направление движения к ней, к тому же оно должно быть практичным, т.е. вызывать действительное движение к цели и приближение к ней.
Управление необходимо там и тогда, где и когда возникает потребность в распределении и согласовании деятельности некоторого количества людей. Отдельный человек самоуправляет своей социальной активностью. Но чтобы группа совершила какие-либо скоординированные поступки и действия, уже не обойтись без того, чтобы сообща не определить общие цели и не подчинить их реализации совместно намеченное поведение каждого из членов группы. Даже в лес за грибами нельзя сходить группой, если в ней не состоится управление, пусть самое свободное и добровольное. Любая целенаправленная коллективная деятельность нуждается в управлении и таком его важном проявлении, как организационный момент.
«Организовывать» означает располагать людей в пространственной и функциональной координатах, соединять их с орудиями и средствами труда, обеспечивать их взаимодействие и взаимообмен в труде и общественной жизни, расширять их созидательные возможности путем согласования и концентрации усилий. Известно, что организация расширяет возможности людей, придает им новое качество.
Любая организация взаимодействия людей имеет два «среза»: статичный, придающий взаимодействию устойчивость, определенность, последовательность, и динамический, связанный с реальным, практическим взаимодействием, вследствие которого и возникает итоговый, совокупный результат труда. Оба «среза» взаимообусловлены, ибо только структура в виде организованного коллектива людей известного уровня может функционировать и лишь наличное, действительное функционирование, выражаемое в объективных результатах, свидетельствует о структуре и ее активности. Одного «среза» нет без другого.
Управление призвано формировать, поддерживать, преобразовывать, совершенствовать, развивать и т.д. оба «среза» организации взаимодействия людей. Это исключительно трудная задача, сложность которой возрастает буквально в геометрической прогрессии по сравнению с ростом числа людей, объединяемых определенной организационной структурой. Значит, управляющее воздействие должно всегда и непременно содержать в себе организационный момент, направлять и практически осуществлять взаимодействие людей.
В то же время, придавая какому-либо общественному процессу определенные цели, организуя в нем взаимодействие людей, управление призвано, в рамках этих целей и организации, конкретно регулировать поведение и деятельность каждого из участников данного процесса. В обществе действует множество социальных норм, направляющих и ориентирующих, оценивающих и мотивирующих поведение и деятельность людей. Традиции и обычаи, исторические уроки и выводы, право и мораль, ценностные и социально-технические нормы и многие другие регуляторы выступают важнейшими достижениями человеческой культуры, помогающими разумнее и экономичнее созидать настоящее и будущее.
Такие социальные нормы, в том числе и закрепленные посредством законодательства, в управлении приобретают реализуемость, привязанность к какому-либо делу или человеку, становятся необходимым моментом управляющих воздействий. В управлении осуществляется прямое и практическое регулирование, при котором та или иная социальная норма не только провозглашается, признается, утверждается и т.д., но на самом деле претворяется в жизнь, применяется при решении обозначенных целей, как бы опредмечивается. Любые преобразования в обществе не снимают проблем социального нормирования, выработки и практической реализации норм труда, нормативов расходов сырья и энергии, стандартов получаемой продукции, стимулов и санкций. Все это крайне необходимые моменты, которые должны быть надлежащим образом представлены в каждом управляющем воздействии.
В итоге можно утверждать, что когда произносится термин «управляющее воздействие», то предполагается, что специфика такого воздействия, выделяющего его из ряда других, состоит в его целеполагающих, организующих и регулирующих свойствах. Наличие именно такой триады свойств позволяет говорить о существовании управляющего воздействия.
Следовательно, управление представляет собой целеполагающее, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно, так и через специально созданные структуры.
Что выражает смысл и характер управляющего воздействия
«Государственное и муниципальное управление» (код ГМУ)
Задание 1. (оценка 5)
Вопрос 1. В качестве чего предстает, прежде всего, перед каждым человеком государство?
Вопрос 2. Чем является территориальная организация людей?
Вопрос 3. Каким способом объединяет государство людей?
Вопрос 4. Какой институт выступает юридическим способом объединения людей в государстве?
1. институт гражданства;
2. институт принуждения;
3. институт убеждения;
4. институт насилия;
5. институт повиновения.
Вопрос 5. Назовите форму общества, выступающую единовременно структурой и механизмом
Задание 2. (оценка 5)
Вопрос 1. Кому принадлежит верховная власть в монархическом государстве?
4. наследственному монарху;
Вопрос 2. В каком году была записана в Конституции США фраза: «мы народ… устанавливаем
Вопрос 3. Для какого века характерно признание достоинств и перспективности демократического
Вопрос 4. На что существенно влияет выбор формы правления, функций, структуры и других параметров общегосударственной власти?
1. на формы организации;
2. на общественные структуры;
3. на государственное управление;
4. на типы организации;
Вопрос 5. Какие виды государств подразделяются на административно-территориальные единицы, управляемые по вертикали единой системой государственной власти?
Задание 3. (оценка 3)
Вопрос 1. Кому принадлежит выражение: «Функция – это существование, мыслимое нами в действии»?
Вопрос 2. Какая функция государства направлена на обеспечение на всей его территории
прав и свобод каждого человека и гражданина?
Вопрос 3. Кто является автором вывода: «Политические и стратегические мотивы,
национальное могущество и национальная безопасность обладают своими собственными
жизнеспособностью и силой независимо от систем идеологии и собственности»?
Вопрос 4. В каком обществе существует плюрализм?
4. в рабовладельческом;
Вопрос 5. Какими структурами должна закрепляться актуальность государственной политики?
Задание 4. (оценка 5)
Вопрос 1. Какое представление о компонентах, элементах и их взаимосвязях для
государственного управления имеет принципиальное значение?
Вопрос 2. Назовите определяющую доминанту элементов государственного управления:
1. экономическая основа государства;
2. общественно-политическая природа государства;
3. социальная сущность государства;
4. онтологическая природа государства;
5. этическая основа государства.
Вопрос 3. Назовите автора, посвятившего специальную работу рассмотрению принципа обратной связи:
Вопрос 4. Сколько типов обратных связей представляется возможным выделить в системе
Вопрос 5. Какие связи характеризуют целесообразность и рациональность собственной,
внутренней организации и деятельности субъекта государственного управления в целом,
его подсистем, звеньев и отдельных компонентов?
1. объектные прямые связи;
2. объектные внешние связи;
3. организационно-структурные связи;
4. субъектные обратные связи;
5. субъектные внутренние связи.
Задание 5. (оценка 4)
Вопрос 1. Что означает типичное в системе государственного управления?
1. единство элементов системы;
2. унификация ее элементов;
3. общее качество множества элементов;
4. шаблонирование элементов;
5. сходство элементов системы.
Вопрос 2. Что связано с иерархическим, пирамидальным строением субъекта
1. сложность системы государственного управления;
2. многообразие взаимосвязей управляемых объектов;
3. многообразие проявлений государственного управления;
4. дифференциация, конкретизация и специализация управляющих воздействий;
5. уровень субъекта государственного управления.
Вопрос 3. Назовите автора, который считает, что аппарат административного
управления должен раскрываться по таким типовым направлениям как: построение
аппарата; трудовые процессы, служебные отношения и отношения с обществом:
Вопрос 4. Чем определяется устойчивость системы государственного управления?
1. многообразием ее элементов;
4. унифицированностью элементов;
5. формализмом управления.
Вопрос 5. Развитие человеческого потенциала государственного управления способствует:
1. динамизму государственного управления;
2. эффективности системы государственного управления при снижении материальных
3. реализации принципов федерализма и самоуправления;
4. специализации и комплексности управления;
5. многообразию форм и видов собственности.
Задание 6. (оценка 4)
Вопрос 1. Что составляет сущность государственного управления?
1. иерархия целей государственного управления;
2. приоритет потребностей и интересов развития общества;
3. предвидение, прогнозирование, программирование, планирование;
4. объективная практическая целенаправленность государственного управления;
5. субъективная сторона государственного управления.
Вопрос 2. Какие цели являются «стволом» «дерева целей» государственного управления?
2. система самоорганизации жизни людей на основе их прав и свобод;
3. организация общества, вызывающая доверие людей к власти;
4. общество, в котором личность защищена системой законов;
5. форма государства, в котором раскрываются инновационно-тактические
Вопрос 4. Какие ресурсы занимают особое место в обеспечении государственного управления?
2. ресурс организации;
3. ресурс демократии;
5. природные, финансовые и трудовые ресурсы.
Вопрос 5. Какое число требований к целям государственного управления являются
необходимым и достаточным?
Задание 7. (оценка 4)
Вопрос 1. Что является функцией государственного управления?
1. элементы управленческого процесса;
2. реальное, целенаправленное, регулирующее влияние на управляемое явление;
3. стадии управленческого цикла;
4. непосредственная организация управляемых объектов;
5. внутриаппаратная работа.
Вопрос 2. Что выражает смысл и характер управляющего воздействия?
1. предмет функций государственного управления;
2. способ реализации функций управления;
3. содержание этих функций;
4. объем влияния функций;
5. средства реализации функций.
Вопрос 3. Кто выделяет в качестве общих функций, государственного управления такие,
как планирование, организация, руководство, мотивация и контроль?
Вопрос 4. Что обеспечивает рациональность и эффективность функциональной структуры
1. вертикаль исполнительной власти;
2. уровень самоуправления управляемых объектов;
3. форма государственного устройства;
5. социальная направленность управляющих воздействий.
Вопрос 5. В чем смысл юридического оформления управленческих функций государственных органов?
1. в правильном сочетании управленческих функций;
2. в описании целей и управленческих функций;
3. в определении компетенции государственных органов;
4. в возможности конкретизировать и четко выразить содержание управляющих воздействий;
5. в удалении управленческой активности государственных органов.
Задание 8. (оценка 5)
Вопрос 1. Что является системообразующим элементом организационной структуры
1. социально-функциональная роль государственного управления;
2. государственный орган, осуществляющий управляющие воздействия;
3. организация технических и других средств;
4. устойчивая взаимосвязь человеческих ресурсов;
5. социальные качества государства.
Вопрос 2. Организационные характеристики государственного органа раскрывают его как:
1. коллектив людей, предназначенный для выполнения государственных задач;
2. структуру, выполняющую определенные функции государства;
3. принадлежность данной структуры к государственному аппарату, ее внутреннее строение;
4. наделение этой структуры государственно-властными полномочиями;
5. формирование государственно-управляющих воздействий.
Вопрос 3. Что представляет собой государственный орган?
1. государственную организацию в какой-либо сфере общественной жизни;
2. государственное предприятие, осуществляющее экономическую деятельность;
3. государственное учреждение, созданное для оказания социальных услуг;
4. организацию государственных управляющих воздействий;
5. единичную структуру власти, созданную для реализации целей и функций государства.
Вопрос 4. Каково необходимое и достаточное число признаков местного самоуправления?
1. человеческий потенциал;
2. демократизм государственного управления;
3. государственная политика;
4. информационное обеспечение государственного управления;
5. устойчивая взаимосвязь управляемых объектов.
Задание 9. (оценка 4)
Вопрос 1. Вертикальная, однонаправленная подчиненность государственных органов
характерна для структуры с основанием:
Вопрос 2. Каково необходимое и достаточное число типовых, внешних связей
Вопрос 3. Соподчиненность государственных органов между собой является критерием
классификации государственных органов, по которому они различаются на:
1. вышестоящие и нижестоящие;
2. образуемые государством и избираемые населением;
3. общей, отраслевой и межотраслевой компетенции;
4. федеральные, органы субъектов федерации и местные;
5. коллегиального или единоличного управления.
Вопрос 4. Как относится судебная власть к организационной структуре государственного
1. суды не участвуют в осуществлении управляющих воздействий;
2. суды могут рекомендовать изменения управляющих воздействий;
3. суды вправе приостанавливать или отменять управленческие решения;
4. судебные процессы формируют общественное мнение в государстве;
5. судебная власть в государстве более значима, чем власть исполнительная.
Вопрос 5. Какой основной признак позволяет относить государственные органы к тому или иному
звену организационной структуры управления?
1. статус государственного органа;
2. структура органа государственной власти;
4. соподчиненность к другим государственным органам;
5. совпадение правового статуса, структуры и внешних воздействий.
Задание 10. (оценка 3)
Вопрос 1. Каково необходимое и достаточное количество положений, определяющее
сущность федерализма в различных странах?
Вопрос 2. Кто является идеологом теории государственного суверенитета?
Вопрос 3. В чем сущность идеи национального суверенитета?
1. каждая нация имеет самобытную культуру;
2. каждая нация экономически независима;
3. каждая нация имеет свое государство;
4. каждая нация политически независима;
5. каждая нация занимает определенную территорию.
Вопрос 4. Государственный суверенитет обусловливает:
1. права государства;
3. права и обязанности государства;
5. территориальную целостность.
Вопрос 5. Носителем (субъектом) национального выступают:
5. государственные структуры.
Задание 11. (оценка 4)
Вопрос 1. Кому принадлежит выражение «Не делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы
было сделано по отношению к тебе»?
Вопрос 2. Статус гражданина характеризует взаимосвязь человека и государства, прежде всего:
Вопрос 3. Каналом взаимосвязи гражданина и государства являются:
1. заработная плата;
2. социальные пособия;
3. средства массовой информации;
4. государственная политика;
5. волеизъявление граждан.
2. статус гражданина;
4. политический режим;
5. организация системных взаимосвязей общества.
Вопрос 5. Между правами и свободами человека и правами и свободами народов существует:
1. относительное соответствие;
4. отсутствие всякой связи;
5. жесткая взаимосвязь.
Задание 12. (оценка 5)
Вопрос 1. Введение каких элементов управленческой деятельности способно придавать ей
рациональность и эффективность?
Вопрос 2. При каком количестве правовых форм фиксируются управленческие решения?
Вопрос 3. Какие государственно-управленческие формы связаны с определенными
коллективными или индивидуальными действиями (оперативно-организационными и
Вопрос 4. Что представляет собой управленческое решение в большинстве случаев?
Вопрос 5. Как называется научное знание о совершенной деятельности?
Задание 13. (оценка 5)
Вопрос 1. Какие из перечисленных методов обеспечения реализации целей и функций
государственного управления по содержанию, а так же по аспектам влияния на интересы
и мотивы поведения человека следует исключить как ошибочные?
Вопрос 2. Какие методы обеспечения реализации целей и функций государственного
управления обращены к достоинству, чести и совести человека?
Вопрос 3. Какие методы государственно-управленческой деятельности обусловлены ролью
экономических интересов в жизни людей и соответственно в управленческих процессах?
Вопрос 4. Назовите количество стадий, различаемых в управленческой деятельности:
Вопрос 5. Как называется однородная логически неделимая часть процесса управления,
направленная на достижение определенной цели?
Задание 14. (оценка 5)
Вопрос 1. Сколько взаимосвязанных и взаимообусловленных аспектов можно выделить в
проблеме принципов государственного управления?
Вопрос 2. Какой аспект способствует выявлению оснований, объективных предпосылок,
необходимых для систематизации принципов государственного управления?
Вопрос 3. Какой аспект показывает роль принципов в теоретической и практической
деятельности людей в сфере государственного управления?
Вопрос 4. Сколько принципов государственного управления называет А. Файоль?
Вопрос 5. Чем являются закономерность, отношение или взаимосвязь
общественно-политической природы и других групп элементов государственного управления
(системы онтологических элементов), выраженные в виде определенного научного положения,
в большинстве своем закрепленного правом и применяемого в теоретической и практической
деятельности людей по управлению?
1. методом государственного управления;
2. степенью государственного управления;
3. особенностью государственного управления;
4. правилом государственного управления;
5. принципом государственного управления.
Задание 15. (оценка 4)
Вопрос 1. Назовите период действия системы разделения властей, оцениваемый американским ученым:
Вопрос 2. Какой вид структурных принципов государственного управления характеризует
закономерности, отношения и взаимосвязи построения функциональной структуры государственного
Вопрос 3. Какой принцип раскрывает объем и содержание подчиненности и управленческого
взаимодействия в организационной структуре государственного управления?
Вопрос 4. Назовите статью Конституции Российской Федерации 1993 года, посвященную
единой системе государственной власти:
Вопрос 5. Назовите статью Конституции Российской Федерации 1993 года, закрепляющую
принципы федеративного устройства:
Задание 16. (оценка 5)
Вопрос 1. От кого идет различие понятий «право» и «закон»?
1. от древних греков;
2. от древних славян;
4. от древних римлян;
Вопрос 2. Что связано с глубинными потребностями и интересами людей в упорядочении
собственной, общественной и частной жизнедеятельности?
Вопрос 3. Чем является деятельность государства (уполномоченных им органов) по изданию
юридических норм (правил) поведения людей, обязательных в исполнении, которые обеспечивается
возможностями общественного мнения и государственного аппарата?
1. практикой управления;
2. правовым регулированием;
3. теорией управления;
4. методом управления;
5. стилем управления.
Вопрос 4. Чем является деятельность государства по организации государственных органов и
установлению правил их функционирования (деятельности)?
1. методом управления;
2. стилем управления;
3. методологией управления;
4. правовым регулированием государственного управления;
5. структурированием управления.
Вопрос 5. Что находится в центре правового регулирования государственного управления?
1. правовой статус государственного органа;
2. субординация государственного органа;
3. роль государственного органа;
4. полномочия государственного органа;
5. функции государственного органа.
Задание 17. (оценка 5)
Вопрос 1. Чем является юридическое выражение совокупности управленческих функций и полномочий
государственного органа в отношении отдельных управляемых объектов?
1. статусом государственного органа;
2. компетенцией государственного органа;
3. субординацией государственного органа;
4. полномочиями государственного органа;
5. правомочностью государственного органа.
Вопрос 2. Назовите моменты, характеризующие метод правового регулирования государственного
1. субъект (источник) правового регулирования;
2. возможность правового регулирования;
3. характер правового регулирования;
4. пределы правового регулирования;
5. смысл и содержание правовых норм.
Вопрос 3. Назовите статью Конституции РФ, определяющую предметы ведения Российской Федерации:
Вопрос 4. От чего зависит смысл и содержание правовых норм, определяющих поведение в
управленческих процессах и отношениях?
1. от охранительных норм;
4. от способов правового регулирования;
5. от регулятивных норм.
Вопрос 5. Какие юридические нормы регулируют выбор между нормами?
Задание 18. (оценка 4)
Вопрос 1. В каком году был принят Федеральный закон «Об общих принципах организаций
местного самоуправления в Российской Федерации»?
Вопрос 2. Какими образованиями являются городское, сельское население, несколько поселений,
объединенных общей территорией, часть населения, иная населенная территория, в пределах которой
осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и
Вопрос 3. Какое самоуправление призвано обеспечить самостоятельные решения населением
вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью?
Вопрос 4. В область полномочий каких органов недопустимо вторгаться органом местного
Вопрос 5. По модели каких образований создаются муниципальные образования?
Задание 19. (оценка 5)
Вопрос 1. Назовите дату принятия Постановления Верховного Совета РФ «О разграничении
государственной собственности в РФ на федеральную собственность республик в составе РФ, краев,
автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную
Вопрос 2. В течение какого срока подлежат передаче в муниципальную собственность объекты,
полностью соответствующие требованиям Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1997 года?
1. в пятимесячный срок;
2. в четырехмесячный срок;
3. в трехмесячный срок;
4. в двухмесячный срок;
Вопрос 3. С какого времени произошло разграничение государственной и муниципальной служб?
Вопрос 4. Как называется профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного
самоуправления по исполнению полномочий?
1. административная работа;
2. государственная служба;
3. муниципальная служба;
4. управленческая работа;
5. общественная работа.
Вопрос 5. По какому принципу классифицируются муниципальные служащие согласно законодательству
о муниципальной службе?
Задание 20 (оценка 5)
Вопрос 1. На каком уровне закрепляются общие принципы правового регулирования местного
3. на государственном;
Вопрос 2. Назовите статью Конституции РФ, признающую и гарантирующую местное самоуправление
в Российской Федерации:
Вопрос 3. Какая статья Конституции РФ целиком посвящена местному самоуправлению?
Вопрос 4. Каким по значимости документом в законодательной базе местного самоуправления
после Конституции РФ является закон «Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации»?
Вопрос 5. Кто определяет структуру органов местного самоуправления?
3. местное население;
4. Государственная Дума;
Задание 21. (оценка 5)
Вопрос 1. Назовите дату принятия Федеральной программы государственной поддержки местного
Вопрос 2. В каком году Российская Федерация подписала Европейскую Хартию местного
Вопрос 3. Назовите документ, играющий особую роль в местном нормотворчестве:
Вопрос 4. На какие виды подразделяются правовые акты местного самоуправления?
Вопрос 5. Что необходимо для осуществления организационной, исполнительной и контрольной
деятельности в системе местного самоуправления?
1. нормативные акты;
5. ненормативные (индивидуальные) акты.
Задание 22. (оценка 5)
Вопрос 1. Чем являются выборные и иные органы местного самоуправления?
1. физическими лицами;
3. юридическими лицами;
Вопрос 2. Какие документы устанавливают наименование органов местного самоуправления?
1. собрание муниципальных образований;
2. Уставы муниципальных образований;
3. председатели муниципальных образований;
4. комиссии муниципальных образований;
5. референдумы муниципальных образований.
Вопрос 3. Назовите постоянно действующий исполнительный орган местного самоуправления:
Вопрос 4. Назовите консультативный совещательный орган при главе местной администрации:
Вопрос 5. Назовите высшее должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению
местного самоуправления на территории муниципального образования:
5. глава администрации.
Задание 23. (оценка 5)
Вопрос 1. На какой срок избирается Глава администрации муниципального образования?
Вопрос 2. Назовите функциональный орган местной администрации:
Вопрос 3. Кто организует, контролирует и направляет деятельность всех структурных
подразделений муниципального образования?
1. глава администрации;
2. руководитель аппарата;
3. заместитель главы администрации;
5. организационный отдел.
Вопрос 4. Из кого состоит представительный орган местного самоуправления?
1. из администраторов;
2. из заместителей главы администрации;
3. из руководителей предприятий;
4. из представителей населения;
Вопрос 5. На какой срок избираются депутаты Совета жителями муниципального образования?
Задание 24. (оценка 5)
Вопрос 1. Чем является муниципальная собственность, местные финансы, имущество,
находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам
1. финансовой основой местного самоуправления;
2. базисом местного самоуправления;
3. собственностью местного самоуправления;
4. экономической основой местного самоуправления;
5. имуществом местного самоуправления.
Вопрос 2. Когда начался процесс формирования муниципальной собственности?
Вопрос 3. Назовите дату принятия закона «О местном самоуправлении в РСФСР»:
Вопрос 4. Какая статья Конституции РФ определяет самостоятельное управление муниципальной
собственностью органами местного самоуправления?
Вопрос 5. Кто является арендодателем имущества, находящегося в муниципальной собственности?
1. комитет по управлению муниципальным имуществом;
2. отдел по управлению имуществом;
3. совет по управлению имуществом;
4. управление муниципальным имуществом;
5. глава администрации.
Задание 25. (оценка 5)
Вопрос 1. На какой основе строятся отношения между органами местного самоуправления
муниципального образования и руководителями предприятий, находящихся в муниципальной собственности?
Вопрос 2. Чем является система экономических отношений, посредничеством которой
распределяются и перераспределяются национальный доход, фонд денежных средств, используемых на
экономическое и социальное развитие муниципальных образований?
1. бюджетными финансами;
2. свободными средствами;
3. муниципальными финансами;
Вопрос 3. Назовите основную составную часть муниципальных финансов:
Вопрос 4. Назовите дату принятия закона «Об основах налоговой системы в
Вопрос 5. Назовите количество местных бюджетов: