Что выражает категория вида глагола
Лекция «Категория вида глагола»
Цель лекции – углубить понятие о категории вида глагола, указав способы видообразования; дать понятие видовой корреляции, одновидовых и двувидовых глаголах.
1. Категория вида глагола. История изучения.
2. Способы видообразования.
3. Видовые корреляции. Типы видовых корреляций.
4. Одновидовые глаголы. Типы одновидовых глаголов.
5. Двувидовые глаголы. Признаки двувидовых глаголов.
6. Способы глагольного действия.
1. Категория вида глагола. История изучения.
Категория вида в русском языке оформилась сравнительно поздно, в конце XVI – начале XVII в.. В XVII в. она нашла отражение в грамматиках М. Смотрицкого иЮ. Крижанича.
Категория вида, пришедшая на смену богатой системе русских времен, не была четко отграничена от категории времени в трудах целого ряда выдающихся отечественных ученых, таких как Н.И. Греч, А.Х. Востоков и др.
Например, А.Х. Востоков в своей «Русской грамматике» выделял три вида:
Кроме трех видов глаголов, ученый выделил восемь форм времени. Однако строго разграничить категории вида и времени ему не удалось. Г. Павский в «Филологических наблюдениях» выдвигает теорию трех степеней длительности, теорию, которая была в дальнейшем поддержана, К.С. Аксаковым и Н.П. Некрасовым. «В глаголах степенями означается мера продолжительности и объем действия», – писал Г. Павский. Ценным в теории Г. Павского была трактовка категории вида как категории, выражающей качественное различие в характере действия.
А.А. Потебня, восприняв теорию степеней длительности (он выделяет четыре степени длительности), пошел дальше своих предшественников. Степени длительности А.А. Потебня связывает с совершенностью и несовершенностью действия, но не отождествляет их.
В работах Г.К. Ульянова, Ф.Ф. Фортунатова, А.А. Шахматова, А.М. Пешковского, В.В. Виноградова и других ученых теория двух видов – совершенного и несовершенного была поддержана. Большое внимание в этих работах было уделено анализу системы образования видов и определению грамматико-семантической стороны категории вида. Категория вида окончательно стала пониматься как категория, которая выражает не количественную, а качественную характеристику действия.
Несмотря на существование большого числа разнообразных работ, относящихся к глагольному виду, единства мнений нет единства мнений по вопросу о том, каково должно быть определение категории вида и о различии между совершенным и несовершенным видом, не было и нет до сих пор.
Одни ученые рассматривали вид как категорию, обозначающую распределение действия во времени (А.Х. Востоков, Ф.И. Буслаев, А.А. Потебня, A.M. Пешковский), другие подчеркивали в определении вида способ протекания действия (А. Болдырев, А.А. Шахматов, В.А. Богородицкий), третьи рассматривали вид как категорию, выражающую действие в отношении к его пределу, результату (В.В. Виноградов и многие современные исследователи).
Глагольный вид – одна из наиболее сложных категорий грамматики, которая изучается особой отраслью лингвистической науки – аспектологией (от лат. aspectus – вид).
В основу современной классификации видов положено значение «внутреннего предела». Категория вида считается присущей всем формам глагола. Глаголы решал и решил обозначают одно и то же действие, но различаются грамматически. Глагол решил является глаголом совершенного вида; он обозначает действие, которое достигло внутреннего предела. Поскольку в этом глаголе грамматически выражено указание на предел действия, действие решил мыслится как ограниченное в своем течении. Глагол решал является глаголом несовершенного вида, он не содержит указания на внутренний предел, границу действия, на его законченность.
Следовательно, категория вида выражает отношение действия, обозначенного глаголом, к внутреннему пределу действия. Несовершенный вид обозначает действие в его течении, без указания на предел, границу действия (стонал, старел и т.п.). Совершенный вид обозначает ограниченное пределом действие в какой-либо момент его осуществления: зашумел (начал шуметь), пошумел (шумел некоторое время); отшумел (завершенность действия).
Отличия глаголов несовершенного и совершенного вида можно проследить как на парадигматическом, так и на синтагматическом уровне. Парадигматические отличия видов:
– глаголы несовершенного вида имеют полную временную парадигму (формы настоящего, прошедшего и будущего времени); у глаголов совершенного вида формы настоящего времени отсутствуют;
– у глаголов несовершенного вида будущее время – сложное (буду делать), а у глаголов совершенного вида – простое (сделаю);
Синтагматические отличия видов:
– глаголы совершенного вида не сочетаются с фазисными глаголами,
глаголы несовершенного вида, напротив, сочетаются с фазисными глагола-
– слова и сочетания слов, указывающие на неограниченную длительность действия (долго, без конца, годами и т.п.), сочетаются с глаголами несовершенного вида;
– слова и сочетания слов, указывающие на регулярную повторяемость (постоянно, ежедневно, каждое утро), сочетаются с глаголами несовершенного вида;
– слова КС с частицей не (не надо, не нужно, не следует) требуют инфинитива несовершенного вида.
Однако вопреки различной синтагматической характеристике глаголов разных видов в русском языке представлено явление конкуренции видов. Под конкуренцией видов понимается возможность использования парных глаголов совершенного и несовершенного вида в одном и том же контексте, когда видовые различия не сказываются на общем смысле высказывания. (Ср.: Мы уже изучали/изучили это произведение. Кто шил / сшил вам это платье?).
2. Способы видообразования
Образование глаголов одного вида от глаголов другого вида с использованием словообразовательных средств называется видообразованием. Видообразование в русском языке представлено двумя процессами: перфективацией и имперфективацией.
Перфективация – это образование глаголов совершенного вида (часто называемых перфективными глаголами) от глаголов несовершенного вида. Средствами перфективации являются:
В результате перфективации, если производящий и производный глаголы тождественны по лексическому значению (что наблюдается далеко не всегда; ср.: прыгать → попрыгать, запрыгать, упрыгать), может образоваться видовая пара (делать – сделать; прыгать – прыгнуть).
Дополнительными формальными средствами имперфективации являются чередования (удешевить → удешевлять; расколоть → раскалывать) и мена ударения (разрезать → разрезать). В результате имперфективации всегда образуются видовые пары.
3. Видовые корреляции. Типы видовых корреляций.
Одним из центральных понятии аспектологии является понятие видовой корреляции (пары). Далеко не всегда бывает просто ответить на вопрос, образуют ли видовую пару те или иные два глагола, т.е яляются ли они парными. Расплывчатость семантического критерия, противопоствляющего глаголы по виду, обусловила наличие двух тенденций в трактовке вида. Первая представлена в большинстве своём в школьной грамматике и связана со стремлением рассматривать вид максимально широко. В соответствие с этим широким пониманием парными признаются не только такие глаголы как делать – сделать или писать – написать, но и сидеть – посидеть и рисовать – срисовать.
Предлагается и иной критерий парности – лексический. Писать – написать, списать, дописать, подписать, переписать. У глаголов списать и подписать, дописать, переписать существуют более содержательно близкие к ним глаголы списывать, подписывать, дописывать, переписывать. Поэтому в предложенной цепочке слов видовой парой считается пара писать – написать.
Многозначный глагол способен образовывать разные видовые пары для каждого из своих лексико-семантических вариантов: Ср. резать (свинью) – зарезать – это одна пара, а резать (хлеб) – нарезать – это другая пара.
Видовой парой мы будем называть пару двух противопоставленных глаголов, тождественных по лексическому значению и различающихся лишь грамматическим значением совершенного/несовершенного вида: срисовать – нарисовать; решать – решить.
Типы видовых корреляций
– мена суффикса: получать – получить;
– прибавление или утрата суффикса: дать – давать:
2) префиксальные: петь – спеть;
3) префиксально – суффиксальные: сажать – посадить;
4) образованные изменением места ударения: ссыпЬть – ссыпать;
5) образованные чередованием: запереть – запирать;
6) супплетивные: ловить – поймать; брать – взять
Глаголы в паре должны отличаться только значением вида. При образовании глаголов одного вида от другого посредством приставок возможны два результата:
а) присоединение приставки к глаголу несовершенного вида вносит в значение глагола присущее приставке значение, вследствие чего лексическое значение исходного глагола меняется и образованный глагол совершенного вида не соответствует по значению бесприставочному глаголу (ср.: лететь – перелететь, взлететь и т.п.);
В кругу малопродуктивного образования видовых пар выделяются следующие группы: 1) решать – решить, украшать – украсить и т.п.; 2) выпечь – выпекать, слезть – слезать и т.п.; 3) избегать – избегнуть, привыкать – привыкнуть и т.п.; 4) набить – набивать, смыть – смывать, обозреть – обозревать и т.п.; 5) парные глаголы, различающиеся только местом ударения (ср.: разрезать – разрезать) и 6) парные глаголы, выраженные словами с разными основами (супплетивными формами): говорить – сказать (прочие см. выше).
4. Одновидовые глаголы. Типы одновидовых глаголов
В русском языке выделяются глаголы, которые не могут вступать в видовые пары. Такие глаголы принято называть одновидовыми. К глаголам непарным несовершенного вида (imperfektiva tantum) относятся:
К глаголам непарным совершенного вида (perfektiva tantum) относятся:
– глаголы с приставкой по-, обозначающие ограничение действия во времени: полежать, посидеть, помечтать и др., а также с несколькими приставками пораздумать, попридержать и др., принадлежащие к разговорному стилю;
– глаголы с приставками за– и по– со значением начала действия: зашагать, загреметь, побежать, полить и др.;
– глаголы с приставками пере-, от-, до– со значением завершенности, результативности действия: отшуметь, допроситься, перепортить и др.;
5. Двувидовые глаголы. Признаки двувидовых глаголов.
6. Способы глагольного действия глагольного действия
С грамматической категорией вида взаимодействуют лексико-грамматические разряды способов глагольного действия, т.е. те значения, которые связаны с процессом действия (какой-либо момент его осуществления, интенсивность проявления, внутренняя расчлененность и др.). Основные значения, связанные с выражением способа глагольного действия:
– значение начинательности у глаголов совершенного вида, образованных при помощи приставок воз-, вз-, за-, по-, например: возгореться, воспылать, взмахнуть, вскрикнуть, зашагать, загреметь, побежать, подуть;
– значение ограничения действия во времени, в полноте проявления у глаголов совершенного вида, образованных с приставкой по– или несколькими приставками, например: полежать, помечтать, посидеть, попридержать, пораздумать;
– значение результативности (законченности действия, завершенности процесса) у глаголов совершенного вида, образованных с приставками про-от-, у-, из-, например: проспать, отлежать (руку), отгрузить, умаяться, измокнуть, исписать;
– значение распределительное (дистрибутивное) у глаголов совершенного вида с приставками пере-, по– и несколькими приставками, например: перебелить, перемыть, покусать, позакрывать;
1. Бондарко А.В. Вид и время русского глагола. – М., 1971.
2. Бондарко А.В. О значении видов русского глагола // Вопросы языкознания. – 1990.– №4.
3. МасловЮ.С. Очерки по аспектологии. – Л., 1984.
4. Русская грамматика / под ред. Н.Ю. Шведовой и др. М., 1980.
5. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2ч.– Ч.2: Морфология. Синтаксис / Под ред. Е.И. Дибровой.– М.,2002.
6. Современный русский язык / Под ред. П.А. Леканта. – М., 2000.
1. Что кладется в основу деления глаголов на виды?
2. Что понимается под видообразованием? Какими процессами представлено видообразование в современном русском языке?
3. Какими парадигматическими и синтагматическими особенностями характеризуются глаголы совершенного вида?
4. Какими парадигматическими и синтагматическими особенностями характеризуются глаголы несовершенного вида?
5. Что называется видовой парой?
6. Какие типы видовых пар по образованию представлены в русском языке?
Что выражает категория вида глагола
ГРАММАТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ ГЛАГОЛА
Самым общим значением глагола является значение процесса, в него включаются частные значения: действия (читать), состояния (бледнеть), процесса (таять), движения (лететь).
Постоянные грамматические признаки: вид, залог, возвратность, переходность (проявляется в контексте). Эти признаки характерны для всех форм глагола и являются собственно глагольными (так же, как и категории наклонения и времени). Постоянным также является тип спряжения глагола.
Непостоянные грамматические признаки: наклонение, а также (если есть) время, лицо, число, род. Эти признаки присутствуют не у всех форм глагола и по-разному проявляются в различных формах. Например, в прошедшем времени у личных форм глагола нет значения лица, но есть категория рода; категория падежа имеется только у причастий. Категории лица, рода и числа не являются собственно-глагольными.
Все глагольные формы (инфинитив, личные формы, деепричастие, причастие) имеют характеристики вида, залога, возвратности, переходности. Личные формы могут изменяться по наклонениям, временам, лицам, числам, в прошедшем времени по родам. Причастие (глагольно-именная форма) может изменяться также по падежам и родам.
Категория вида
Вид – грамматическая категория, выражающая способ протекания действия. Глаголы несовершенного вида обозначают действия, протекающие без указания на их завершенность: думать, понимать, плыть, краснеть. Глаголы совершенного вида указывают на предел, ограничение действия началом или концом. Например, действие с обозначением начала: запеть, закричать, начать; действия с обозначением завершенности: решить, совершить, позеленеть. Большинство глаголов совершенного вида имеют приставки.
Категория вида связана с категорией времени. Глаголы несовершенного вида имеют три формы времени: настоящее, прошедшее и будущее сложное: рисую, рисовал, буду рисовать. Глаголы совершенного вида имеют две формы времени: будущее простое и прошедшее: нарисую, нарисовал.
Группы глаголов по виду
Одновидовые глаголы – это глаголы, образующие только одну форму либо совершенного, либо только несовершенного вида. Они могут быть приставочными и бесприставочными. Глаголы только несовершенного вида обозначают многократность, длительность, прерывистость и т.п.: осязать, воевать, сожалеть, разговаривать, грести. Глаголы только совершенного вида обозначают действия, имеющие обязательное завершение, протекающие мгновенно и имеющие результат: воспрянуть, ринуться, очнуться, миновать, опомниться. Причиной в невозможности образовать видовую пару является семантика глаголов или морфологическая структура.
Двувидовые глаголы – глаголы, которые при одинаковой графической оболочке могут в контексте становиться либо глаголами совершенного, либо глаголами несовершенного вида, не меняя при этом своей формы. Ср.: Отряд долго и безуспешно (что делал?) атаковал высоту. Вчера отряд (что сделал?) атаковал и захватил высоту. К двувидовым относятся следующие глаголы: ранить, казнить, венчать, женить, молвить, обещать, стартовать, даровать, заимствовать, телеграфировать и др.
Категория переходности
Категория переходности выражает отношение действия к объекту. В зависимости от способности обозначаемого действия переходить на объект глаголы делятся на переходные и непереходные.
Переходные глаголы называют действие, направленное на объект (предмет, лицо). Это глаголы созидания (создавать, ткать), разрушения (ломать, сжечь), восприятия (видеть, ощущать), эмоционального отношения к субъекту (любить, очаровывать), глаголы речи и мысли (спрашивать, обдумывать).
Различают прямопереходные (собственно-переходные) и косвенно-переходные глаголы. Прямопереходные имеют дополнение в форме винительного падежа без предлога: читать книгу, строить дом или родительного (при обозначении части или при отрицании, при глаголах хотеть, желать): выпил чаю, принести воды, не читал новой газеты. Косвенно-переходные глаголы обозначают действия, направленные на объект, но при этом дополнение может стоять в косвенном падеже с предлогом: заботиться о сестре, помогать соседу, руководить предприятием.
Непереходные глаголы обозначают действия, которые не переходят на предмет. К непереходным глаголам относятся глаголы, обозначающие: 1) бытие, существование: быть, находиться; 2) перемещение: идти, плавать, кататься; 3) физическое и психическое состояние: болеть, сердиться, стоять; 4) род деятельности: учительствовать, плотничать; 5) манеру поведения: храбриться, молодиться; 6) слуховое и зрительное восприятие: сверкать, стучать и др. Дополнения при таких глаголах могут быть с предлогами и без предлогов и стоят в косвенных падежах, кроме винительного: блеснуть знаниями, сгореть в огне, взять с полки.
Категория переходности проявляется в контексте: Читать (что?) книгу –переходный глагол. Читать (как?) быстро – непереходный глагол.
Категория возвратности
1) собственно-возвратные: действие субъекта направлено на себя: мыться, причёсываться, настраиваться, унижаться; у этих глаголов обычно возможно перестроение в конструкцию с местоимением себя;
2) взаимно-возвратные: направленные друг на друга действия нескольких субъектов, каждый из которых является и субъектом, и объектом аналогичного действия: мириться, встречаться, целоваться;
3) косвенно-возвратные: действие совершается субъектом в своих интересах: строиться (строить для себя дом), укладываться (укладывать свои вещи); возможно перестроение в конструкции со словами для себя, себе;
4) общевозвратные: действие субъекта, замкнутое в сфере его состояния: беспокоиться, радоваться, сердиться, веселиться; беспокоиться и некоторые другие.
Категория залога
Категория залога выражает отношения между субъектом, действием и объектом, над которым производится действие. Действительный залог глагола указывает, что подлежащее называет субъект, который сам выполняет действие. Студент пишет конспект. Я потрачу время на вас. Страдательный залог указывает, что подлежащее называет объект, который подвергается действию со стороны другого предмета, лица: Конспект пишется студентом. Время потрачено на вас.
Категория наклонения
Категория наклонения выражает отношение действия глагола-сказуемого к действительности. Глаголы употребляются в формах изъявительного, сослагательного и повелительного наклонений.
Изъявительное наклонение обозначает реальное действие, которое происходило, происходит или будет происходить. Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам (имеют формы настоящего, прошедшего и будущего времени).
Сослагательное (условное) наклонение обозначает действие иррреальное, которое может произойти при определенных условиях или является предполагаемым, желаемым. Формы сослагательного наклонения изменяются только по родам и числам: играли бы во дворе, чинил бы машину, читала бы мемуары.
У некоторых глаголов формы повелительного наклонения или совсем не образуются или не употребляются: видеть, слышать, хотеть, недомогать.
В русском языке формы одних наклонений могут употребляться в значении других: Ты бы поработал сегодня (сослагательное наклонение в значении повелительного). Вернись он вовремя – ничего бы не случилось (повелительное наклонение в значении сослагательного). В значении сослагательного наклонения может употребляться инфинитив: Учиться тебе.
Категория времени
В речи глаголы одного времени могут использоваться в значении другого: Уходим завтра в море (форма настоящего времени в значении будущего). Так я тебе и поверил (форма прошедшего времени в значении будущего).
Категория лица
Категория лица указывает на производителя действия по отношению к говорящему. Первое лицо единственного числа (я) показывает, что субъектом действия является сам говорящий; первое лицо множественного числа (мы) – говорящий и другие. Второе лицо единственного числа (ты) показывает, что субъектом действия является собеседник; во множественном числе (вы) – собеседник и другие. Третье лицо единственного числа (он, она, оно) показывает, что субъектом действия является кто-то, не участвующий в диалоге; во множественном числе (они) – кто-то, не участвующий в диалоге, и другие.
Кроме указанных значений личных форм, в современном русском языке используются: 1) формы 1-го лица множественного числа в значении «авторское мы» вместо «я» в научном стиле: мы рассматриваем этот факт, мы провели эксперимент; 2) формы 1-го лица множественного числа в значении 2-го лица для выражения соучастия в эмоционально-экспрессивной речи: как мы себя чувствуем?; 3) формы 2-го лица множественного числа используются для выражения вежливости: Вы нам рассказывали.
Категория лица связана с категориями времени и наклонения. Формы лица есть только у глаголов настоящего и будущего времени изъявительного и повелительного наклонения. Категория лица отсутствует у глаголов прошедшего времени и у глаголов сослагательного наклонения.
Некоторые глаголы в русском языке имеют не все формы лица, т.е. являются недостаточными. Нет форм 1-го лица у глаголов дерзить, победить, очутиться, чудить. Отсутствуют формы 1-го и 2-го лица у глаголов телиться, жеребиться, разрастись, отпочковаться, сблизиться, явствовать. Наряду с «недостаточными» глаголами в русском языке есть глаголы, которые имеют не одну, а две системы личных форм, т.е. являются избыточными: брызгать – брызжешь/ брызгаешь, мучить – мучаешь/ мучишь, курлыкать – курлыкают / курлычут. Между этими формами обычно существует или смысловое или стилистическое различие. Брызжешь – извергаешь брызги, разбрызгиваешь; брызгаешь – опрыскиваешь. Курлыкают (разговорное); курлычут (нейтральное).
Безличные глаголы
Некоторые личные глаголы в русском языке могут употребляться в значении безличных: Темнеет лес (личный глагол). Зимой темнеет рано (личный глагол в безличном значении). Безличные глаголы и личные глаголы в безличном значении обозначают: 1) явления природы: дождит, смеркается; 2) состояния человека: лихорадит, знобит; 3) ощущения, чувства: мне не везет; 4) бытие: не было времени; 5) долженствование: не надо печалиться.
Категории рода и числа глагола
Категория рода обозначает характеристику рода существительного или местоимения, с которым координируется или согласуется глагол. При отсутствии субъекта действия форма рода указывает на род возможного субъекта действия: Солнце светило. Трава зеленела. Облако плыло. Пришла бы сегодня. Средний род может также указывать на безличность глагола: Вечерело.
Категория рода есть не у всех глагольных форм. Значения мужского, женского или среднего рода есть у форм единственного числа прошедшего времени изъявительного наклонения, у форм единственного числа условного наклонения и у всех причастных форм.
Число указывает на единичность или множественность субъекта, выполняющего действия, при этом не изменяется значение действия: Студент пришел. Студенты пришли. Эта морфологическая характеристика присуща всем личным глагольным формам. Нет форм числа у инфинитива и деепричастия. Множественное число глагола в односоставном предложении указывает на неопределённость субъекта: В дверь стучат. Единственное число может указывать на безличность: Меня знобит.
Взаимосвязь глагольных категорий
Грамматические категории глагола взаимосвязаны: одна категория может влиять на присутствие или характер другой.
1. Вид и время: у глаголов совершенного вида две формы времени (нет форм настоящего времени), форма будущего времени — простая. У глаголов несовершенного вида три формы времени (есть форма настоящего времени), форма будущего времени — сложная.
2. Время и наклонение: глаголы изменяются по временам только в изъявительном наклонении, а в повелительном и условном наклонениях морфологическая характеристика времени отсутствует.
3. Лицо и род: эти категории у глагола взаимоисключают друг друга и не могут быть представлены в одной и той же форме. Категория лица есть у форм глагола в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и в формах глагола повелительного наклонении, а род — у форм глагола в прошедшем времени изъявительного наклонения и у форм условного наклонении.
4. Переходность и возвратность: возвратные глаголы непереходные.
5. Переходность и залог: страдательные конструкции образуются только от прямопереходных глаголов. Переходные глаголы в основном способны образовывать формы страдательного залога.