Что выращивали жители крита
Из истории древнего Крита
Крит был островом в Средиземном море, который служил в древние времена важным торговым центром для Европы, Малой Азии (современная Турция) и Африки.
Он также был центром для влиятельной минойской цивилизации, которая процветала между 2600 и 1400 годами до нашей эры.
Свидетельства земледелия на Крите датируются седьмым тысячелетием до нашей эры.
Люди, переселившиеся из Малой Азии на Крит примерно в 3000 году до нашей эры, строили здесь поселения из грязи и кирпича и выращивали зерновые и овощи, разводили коз, крупный рогатый скот и свиней.
Ограниченная территория, доступная для земледелия, побуждала критян заниматься морской торговлей, а расположение острова к югу от Эгейского моря делало его естественным местом встречи средиземноморских торговых путей.
Контакты с Анатолией, Египтом и Ближним Востоком позволили быстро развить различные технологии, к примеру технологию обработки бронзы, которая попала на Крит около 2600 года до нашей эры, задолго до остальной Европы.
К 2000 году до нашей эры, жители острова разработали новые методы обработки металлов, а также стали усовершенствовать искусства и архитектуру.
Их процветающие города отличались широкими улицами, просторными домами и огромными дворцами, которые функционировали как центры торговли.
Критские фермеры выращивали вино и оливки, в то время как ремесленники производили шерсть, ткани, ювелирные изделия, керамику, драгоценные камни и другие предметы, которые они экспортировали. Критяне отправлялись на Кипр за медью, а в Испанию или Британию за оловом.
Из Египта они привозили пшеницу, золото, слоновую кость, папирус.
Вазы, фрески, статуи и драгоценности, найденные во дворцах в Кноссе, свидетельствуют о том, что богатые минойцы наслаждались приятным, неторопливым образом жизни, окруженным красивыми предметами.
В дополнение к минойским достижениям в архитектуре и ремеслах, таких как металлообработка и керамика, самые ранние формы письма и самый ранний Кодекс законов, которые можно найти в Европе, был написан на Крите.
Хотя землетрясения регулярно разрушали сложный дворец Кносса и другие монументальные минойские дворцы, минойцы каждый раз перестраивали Кносс в большем масштабе, указывая современным ученым на растущее богатство и власть минойских королей.
В 1500 году до нашей эры извержение вулкана на острове Тера (ныне Санторини) вызвало землетрясения и цунами, которые опустошили береговые линии Крита и предположительно уничтожили минойский флот. После катастрофы микенцы оккупировали Крит.
Около 1100 года до нашей эры, дворец в Кноссе был окончательно разрушен дорийцами, племенами из Северной Греции, которые завоевали Микен и правили Критом в последующие столетия. В 67 году до нашей эры римляне вторглись на Крит и основали там провинцию; в 324 году Крит стал частью Восточной Римской Империи.
К тому времени некогда величественные дворцы исчезли под другими поселениями, и остались только мифы, описывающие сказочную цивилизацию на Крите, которой правил богатый царь Минос.
Что выращивали жители крита
Site owners
Перейти:
История Крита
К началу II тыс. до н. э. на острове Крит сложилось четыре местных царства с центрами в городах Кноссе, Фесте, Маллии и Като Закро. Примерно в середине XVIII до н. э. Крит был объединён под верховенством кносских владетелей, а правители остальных царств вероятно стали их вассалами. История этого периода почти не известна.
Этническая принадлежность древнейшего населения Крита не установлена, но предполагается, что местное население изначально говорило на языке, не относившемся к индоевропейским (Этеокритский язык).
Додворцовый период (2600—2100 годы до н. э.)
Вместе с широким распространением меди, растет и население Крита. В 2000 году до н. э. начинаются первые коммерческие контакты с соседними регионами: Кикладами, Малой Азией и Египтом. Воспользовавшись ключевым географическим положением, критяне заложили основу для будущей Минойской цивилизации. Первые городские центры Крита сформировались ко второму тысячелетию до нашей эры вокруг дворцов местных архонтов (царей), расположенных в центре сельских общин, процветавших благодаря прибыльному сельскому хозяйству. Подобного рода социальные организации существовали в течение 600—700 лет, во времена Минойской цивилизации. Благодаря бурному развитию сельского хозяйства Крит становится одним из самых богатых регионов Средиземноморья.
Дворцовый период и минойская цивилизация
Начиная с 1900 года до н. э. на Крите начинается строительство первых дворцов, что стало следствием наивысшего из экономических расцветов, которые знал остров. Согласно археологическим раскопкам, к этой эпохе относятся дворцы в Кноссе, Фесте, Малье и Като-Закросе. Важнейшей находкой древнедворцового периода является Фестский диск (1700—1600 до н. э.). Концом этого периода принято считать мощное землетрясение, которое вызвало разрушение крупнейших дворцов.
При реконструкции дворцов было выяснено о существовании Новодворцовой (греч. Νεοανακτορική ) эры — периода наивысшего расцвета Минойской цивилизации, центром которой был, без сомнения Кносс, расположенный в 10 км к югу от Ираклиона. Кноссу абсолютно не угрожали вторжения, внешние или внутренние, так как при раскопках не были обнаружены какие либо оборонительные сооружения. Дворцы в Фесте, Малье, Като-Закросе и других местах были местными административными центрами и контролировали торговлю Кносса с Кипром, греческим материком и другими торговыми партнерами. Археологические находки того времени показывают многие аспекты жизни того времени, от торговли до повседневного быта, которые меняются от города к городу. Главным занятием критян было судоходство и торговля, а также сельское хозяйство, животноводство и производство текстиля и керамики. Основная часть коммерческих внешнеторговых перевозок осуществлялась через порты Айа-Триады, Мальи и Феста. Продукты питания по территории острова перевозились с помощью хорошо организованной сети дорог, существовавшей на острове в то время.
Развитая минойская цивилизация, как полагают ученые, завершила свое существование во время сильнейшего землетрясения и взрыва на острове Санторини. Последние открытия ученых из Колумбийского Университета в Нью-Йорке и ученых из Гавайского университета подтверждают эту теорию, впервые выдвинутую в 1930 году греческим археологом — Спиридоном Маринатосом (греч. Σπυρίδωνα Μαρινάτο ). Маринатос утверждал, что Кносс и Фест были уничтожены в результате сильнейшей приливной волны и облака пепла, которые образовались после взрыва на острове Санторини примерно в 1600 году до н. э.
Сильные волны стёрли с лица земли прибрежные города, разрушили флот, изолировав его от внешнего мира, пепел закрыл солнце, вызвал похолодание и уничтожение сельского хозяйства. В результате разразился страшный голод, приведший к разрушению социальной структуры и привычного уклада жизни.
Ахейцы
После этой катастрофы Крит перестал играть большую культурную и политическую роль в регионе, и подвергся множеству нападений со стороны других культур. Во-первых, ахейцы, воспользовавшись падением Кносса, заняли Крит и укрепили своё господство на острове. 1380 год до н. э. ознаменовался новым мощным землетрясением, которое разрушает последние признаки минойской цивилизации. После этого землетрясения был разрушен Кносский дворец. Различные источники указывают на то, что в 1200 до н. э. Крит имел сильный флот и совершал пиратские набеги на Восточное Средиземноморье. Также критяне участвовали в Троянской войне.
Дорийцы
Римский период (67 год до н. э. — 395 год н. э.)
Крит был завоеван римлянами в ходе Третьей Митридатовой Войны, в которой поддерживал Понтийское царство.
Вместе с оккупацией острова Квинтом Цецилием Метеллом в 67 году до н. э. начинается длительный период мира и процветания, в течение которого были вновь отстроены такие города как Кидония, Кносс, Фест, а также административный центр острова — Гортина. Гортина был единственным городом уцелевшим от множества вторжений. Присутствие римлян существенно не затрагивало повседневную жизнь критян, которые сумели сохранить свой язык, традиции и культуру. Римляне построили множество архитектурных памятников, которые сохранились до сегодняшнего дня. В 58 году на Крите впервые узнали о христианстве (через апостола Павла).
Первый византийский период (395—824 годы)
В результате разделения Римской Империи на Восточную и Западную остров постепенно переходит под юрисдикцию Византии. Начинается распространение христианства, строится много церквей. В частности к этому периоду относятся жизнь святого Андрея Критского и архиепископство в Гортине Андрея Иерусалимского.
Долгое время, в том числе на протяжении всего Средневековья на острове, который не затронули нашествия германцев и славян, сохраняются античные порядки, в том числе и рабовладение. После начала Арабских завоеваний (7 век) усиливаются морские атаки мусульман на остров, учащаются случаи блокады его населённых пунктов.
Арабское владычество (824—961 г.г.)
В 826 году группа мусульман из Иберии захватывает остров и превращает его в мусульманский эмират, хотя большинство населения продолжает придерживаться православия.
Ираклион переименовывают в Рабд-эль-Кандак и он становится центром пиратства и работорговли.
Второй византийский период (961—1204 годы)
Рейды критских мусульман на подконтрольные Византии территории, которые по свидетельству греков превратили в пустыню морское побережье и большую часть островов, заставляют византийских императоров предпринимать попытки вернуть остров под свой контроль.
Константин VII Багрянородный отправляет на Крит флот триер, снабженных греческим огнем, под предводительством патрикия Константина Гонгила, но войска оказываются полностью разбиты и уничтожены по причине неопытности и трусости командующего.
В 960—961 годах будущий император Никифор II Фока по приказу императора Романа собирает флот дромонов сажает на них византийские войска из Азии и отвоёвывает Крит. Подробное описание этой кампании, в ходе которой применялись и пехота, и конница, и тяжелые осадные орудия, занимает Книгу Первую и половину Книги Второй труда «История» византийского историка Льва Диакона.
Византия удерживает остров вплоть до 1204 года, когда крестоносцы захватывают Константинополь.
Венецианский период (1204—1669 годы)
Господство Византии на Крите подходит к концу вместе с падением Константинополя в 1204 году. Сначала Крит был завоеван Генуей, которая после войны в 1210 году передала остров Венеции. В Ханье, Ретимноне и Ираклионе венецианцами было построено множество сооружений, сохранившихся до сегодняшнего дня. Столицей острова был назначен Ираклион. В период венецианского господства Крит пережил настоящий культурный расцвет: были созданы крупнейшие архитектурные памятники и литературные произведения, важные для развивающийся греческой культуры.
Венецианская республика включает остров в состав своей талассократической республики вместе с другими греческими островами (Эвбея, Кипр, более мелкие острова Эгейского моря). Во время венецианского владычества Крит был по-прежнему населён преимущественно православными греками. Кроме них, на острове присутствовали небольшие общины евреев, армян и, после 1204 года, католиков (в основном итальянцев и греков-униатов).
Венецианцы полностью отстранили пассивное и инертное греческое население от участия в политической жизни страны. Тем не менее, их политика планомерного вытеснения православных канонов католическими и полное упразднение местного православного духовенства раздражала местное население. Доходило до того, что местные греки открыто сотрудничали с турками, которые предоставляли большую автономию православной церкви на землях, отнятых у Византийской империи.
В 1453 году после завоевания Константинополя Османской империей многие учёные и художники бегут оттуда на Крит.
Постепенный захват турками всех греческих земель приводит к воцарению атмосферы неминуемого падения Крита в греческой общине города. Большинство греков подсознательно готовило себя к новой жизни в мусульманском государстве, учитывая уже имеющийся опыт Крита как мусульманского эмирата.
Под управлением Османской империи (Османский Крит 1669—1898 годы)
В августе 1645 года турки захватили Ханью и Ретимнон. В 1648 году Османская империя оккупирует практически весь остров, за исключением крепости Кандия (современный Ираклион), которую венецианцы удерживали до 1669. Несколько мелких прибрежных островов управлялись ими до 1715 года. В ходе османской оккупации, значительная часть населения (до половины) массово принимает ислам. Многие критские мусульмане при этом сохраняют греческий язык, христианские обычаи и пережитки, получает распространение криптохристианство.
Во времена Османской империи христиане подвергались гонениям. Ориентировочно в 1821 году на Крите проживало поровну мусульман и христиан. Критское восстание 1867—1868 годов окончилось безрезультатно.
Пожар 1897 года в христианском квартале Ханьи спровоцировал восстание в Акротири, в ходе которого критяне выдвинули жёсткое требование о присоединении к Греции. 21 января 1897 г. греческая армия высадила десант на Крите, для того, чтобы освободить остров от турок и объединить его с Грецией. Месяц спустя европейские державы вмешались в конфликт и объявили остров Крит международным протекторатом. Давление со стороны европейских государств и неудачи на фронте заставили греков прекратить боевые действия. В марте 1897 года на Крите была объявлена автономия под «покровительством Европы», а 5 апреля 1897 года на остров высадились 3 тысячи солдат и офицеров, которых направили шесть стран: Австро-Венгрию, Великобританию, Германию, Италию, Россию и Францию. [3]
«Автономия» Крита (1898—1913 г.г.)
В середине 1898 г. Османская империя сделала последнюю попытку утвердить за собой остров. В июле в Кандию прибыл Джевад-паша, назначенный сначала генерал-губернатором, но вскоре смещенный на более скромный пост командующего турецких войск на Крите. Неоднократные столкновения Джевад-паши с Советом адмиралов европейских держав заставили османского султана в октябре 1898 г. отозвать его. В начале сентября 1898 г. в Кандии турецкие фанатики начали резню местных греков. Британский патруль, преградивший путь погромщикам и защищавший христиан, потерял одного офицера и тринадцать солдат убитыми и вдвое больше ранеными. Кроме того, был убит британский вице-консул и несколько сотен христиан. Беспорядки удалось прекратить лишь угрозой бомбардировки Кандии. После этого европейские державы предложили Османской империи вывести с Крита свои войска. Была создана критская автономия под названием «Критское государство», которое находилось под управлением греческого принца Георга.
В 1899 г. последние османские части покинули Крит. Вместе с ними уехала и значительная часть мусульман острова. В 1900 г. принц Георг представил державам, контролировавшим Крит, меморандум об объединении острова с Грецией. Однако меморандум был отклонен правительствами великих держав. В ответ на Крите начались массовые выступления населения за воссоединение с Грецией. Палата депутатов Крита присягнула на верность королю Георгу I и постановила заменить поднятый повсюду критский флаг на греческий. Совет адмиралов потребовал спустить греческий флаг и попросил правительства своих стран выслать дополнительные корабли к острову. В сентябре 1906 г. Совет адмиралов вынудил принца Георга оставить пост верховного комиссара. Его заменил Александрос Заимис — бывший премьер-министр Греции. Международные силы были выведены с Крита. [3]
Возникло движение «Энозис» за присоединение к Греции. Крит присоединился к Греции после второй Балканской войны, в конце 1913 года. По примерным оценкам, 90 % населения острова тогда составляли греки.
Греческий Крит (с 1913 года)
В 1922 году тысячи критян турецкого происхождения покинули остров, а греческие беженцы из Малой Азии приехали на Крит.
Вторая мировая война
С нападением Италии на Грецию Великобритания была вынуждена выполнить свои обязательства, обусловленные гарантиями, данными Греции в апреле 1939. По просьбе греческого правительства в Грецию всё же (после некоторых колебаний) были направлены 4 эскадрильи самолётов, а 1—4 ноября 1940 года британские части высадились на Крите, имевшем важное стратегическое значение на Средиземном море. Нацистская Германия поддержала фашистскую Италию. В результате наступления немецких войск и последовавшей капитуляции греческих вооружённых сил король Георг II и правительство страны покинули Афины и улетели на Крит. Английский экспедиционный корпус, уничтожив тяжёлое вооружение и средства транспорта, также был вынужден эвакуироваться (более 50 тыс. из 62 тыс. человек) туда морем.
К 1941 году на Крите находилось примерно 27 тыс. солдат стран Британского содружества эвакуированных с материковой Греции и две потрёпанные греческие дивизии. Местный гарнизон состоял из трёх пехотных батальонов. Вокруг острова, в ожидание немецкого морского десанта, барражировали четыре отряда британских боевых кораблей, в составе четырех линкоров, девяти крейсеров и более двадцати эсминцев. Однако в конце мая 1941 года Крит был захвачен в результате десантной операции немецкими войсками (операция «Меркурий»). Ко 2 июня остров полностью оккупирован.
На Крите с первых дней оккупации сражались партизанские отряды генерала Мандакаса.
В мае 1945 года остров при помощи Англии, Австралии, Новой Зеландии и Советского Союза был полностью освобождён от немецкой оккупации.
«Они поклонялись быку!» Самая развитая цивилизация Средиземноморья эпохи бронзы
Начнем с географии. Как и всякий остров посреди моря, Крит окружен соленой морской водой. Вот эту картину видели его жители и тысячу, и пять тысяч лет назад. Не будет нас, а эта картина ничуть не изменится…
Сегодня Крит выглядит в основном вот так. То есть вот так там сегодня живут люди.
Это приятное место, где есть где и покупаться, и позагорать, и где даже сейчас в октябре температура воды равна 24 градусам Цельсия. Район города Матала. На фото хорошо видны древние гроты эпохи неолита.
Ну, а начать следует, на мой взгляд, с того, почему, например, никто не сомневается в том, что в древности все мужчины своего племени были воинами. Так ведь об этом говорят погребения. Например, погребения культуры «боевых топоров» от всех прочих тем и отличаются, что в каждой из могил этой культуры был найден сверленый каменный топор. Эта культура, как и многие другие, относится к цивилизациям бронзового века, однако, что кроме топоров и керамики от нее осталось? Известна культура «срубных погребений», есть катакомбная, есть названные по местам их локации – Андроновская и Фатьяновская, культура сейминцев и турбинцев, подарившая миру множество замечательных бронзовых изделий. Одним словом, культур бронзового века ну просто великое множество, так что даже простое их перечисление могло бы занять здесь целую страницу. Можно, разумеется, назвать и цивилизации «речных долин», возникшие на берега Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы и Хуанхэ, и затем на протяжении многих тысячелетий существовавшие за счет специфического речного орошения (то есть даже не просто орошения, а посредством регулярного разлива этих великих рек).
Однако главное в том, что там в столице острова Ириклеоне находится интереснейший археологический музей, в котором представлены ценнейшие находки археологов, начиная с Артура Эванса. Зная интерес наших читателей к военной истории и артефактам с ней связанным, мы начинаем знакомство с его экспозицией вот с этого фото, на котором вы видите золотую рукоятку минойского кинжала, наглядно подтверждающую мастерство древних критян.
Однако была в Европе цивилизация, которая никакого отношения к рекам не имела вообще, и тем не менее она достигла очень высокого уровня развития. И если на суше известны культуры бронзового века, представители которых передвигались по степям на колесницах, то в бассейне Средиземного моря существовал народ мореплавателей, эту цивилизацию и создавший. Однако эти люди были не только мореплавателями. Они еще и умели строить дворцы!
А вот и макет дворца из Кносса, сделанный из дерева. (Археологический музей Ираклиона).
… и руины этого дворца, ставшие едва ли не самым популярным туристическим объектом на острове.
Речь идет о так называемой Эгейской цивилизации, ставшей по сути дела фундаментом всей последующей европейской культуры и ее первой империей. Причем отметим, что это общее название целого ряда цивилизаций эпохи бронзы периода 3000 – 1000 гг. до н. э., существовавшей как на островах в Эгейском море, на острове Крит, так и в материковой Греции и в западных районах Малой Азии. Раньше ее очень часто называли крито-микенская цивилизацией или культурой, но этот термин не совсем точно отражает исторические реалии, поскольку собственно крито-микенская культура представляет собой лишь часть этой большой общей культуры или цивилизации.
Первые центры Эгейской культуры были найдены Генрихом Шлиманом в Трое (1871– 1873) и Микенах (1876), и Артуром Эвансом на Крите (с 1899). С XIX века было найдено и изучено множество древних памятников, среди которых есть могильники, поселения и даже большие города, например, город Полиохни на острове Лемнос, обнесенный каменной стеной в пять метров высотой, Филакопи на острове Милос; царские дворцы в Трое, на Крите (в Кноссе, Маллии, и Фесте) и акрополь в Микенах. И хотя есть и несколько локальных культур этого региона, например, Кикладская, то есть находившаяся на Кикладских островах, главной, пожалуй, для нас будет все-таки древняя культура острова Крит и самым тесным образом связанная с ним культура города Микены. Их даже вот вместе и называют – крито-микенская культура. Однако критская цивилизация все-таки намного старше материковых культур.
Мраморные идолы с Кикладских островов типа Лурос. Высота их 17.4, 19.3, 22, 21.5, и 18 см. (Национальный Археологический музей, Афины)
Вспомним легенду о похищении царем богов Зевсом дочери Агенора, царя города Тира в Финикии, красавицы дочери по имени Европа. Обернувшись огромным белым быком, он похитил царевну и отправился с ней на остров Крит, где у нее родились три сына: Минос, Сарпедон и Радамант. Минос, как старший, стал первым критским царем, причем его имя со временем сделалось титулом правителя, который стал называться миносом и означать у критян то же самое, что фараон у египтян и басилевс у греков.
Имея «под руками» столь восхитительную легенду, многие художники воплотили ее на своих холстах. Отметился тут и великий Рембрант, и Франческо Альбани, и Гвидо Рени, да всех просто не перечислить. Но мне почему-то больше всего нравится «Похищение» нашего В. Серова. Как-то оно ближе всего к живописной манере древних критян.
Интересно, что раскопки на острове Крит в определенной степени подтвердили достоверность этого мифа. Например, то, что остров был действительно заселен выходцами из Передней Азии. Именно финикийцы приплыли сюда около шести тысяч лет до нашей эры и привезли с собой крупный рогатый скот – больших быков с лироподобными рогами. Раскопки позволили найти здесь самые древние в Европе следы занятия сельским хозяйством, хотя, пожалуй, столь же древние его следы нашли и на острове Кипр в районе поселения Хирокития. Ну а копать на Крите в 1900 году начал британский археолог Артур Эванс, и он же сделал здесь свои самые важные открытия, а еще – придумал название открытой цивилизации – которое дал по имени ее первого царя Миноса.
Кстати, рисовали минойцы мастерски, о чем свидетельствуют дошедшие до нас фрески. Хороши дельфины, не так ли? Но «три красавицы» справа еще лучше, не так ли?!
«Три красавицы» – и ведь это не преувеличение! Да, такими вот они были – эти минойские красавицы, считавшие вполне естественным носить наряды, обнажающие грудь, но почему-то прикрывающие живот и спину. (Археологический музей Ираклиона)
Значение открытий Эванса трудно переоценить. Благодаря им мы узнали, что за четыре тысячелетия именно представители Эгейской цивилизации создали на своем острове первую в Европе процветающую империю. Особый интерес представляют ее центры, которыми являлись несколько больших дворцовых комплексов, переросших затем в города. Были раскопаны дворцы в Кноссе, Гурнии, Като-Закро, Агиа Триаде, Фесте, Амниссе и Маллии. Интересно, что именно кносский дворец строился как резиденция правителя с самого начала и был он обособлен от остального города. Другие дворцы, обнаруженные на Крите позднее, строились так, что по сути вписывались в городскую застройку. Таким был, например, дворец в городе Маллии.
Ну, а эта фреска, известна всем еще по учебнику для 5-ого класса – «Парижанка». Так назвал ее сам Артур Эванс, обнаруживший эту фреску во время раскопок. Сначала эта фреска находилась в одном из помещений на втором этаже Кносского дворца. На ней была изображена сцена ритуального пира, участники которого сидели друг напротив друга с чашами в руках. К сожалению, сохранился всего лишь маленький фрагмент головы девушки с каким-то большим узлом на ее одежде сзади.
Критяне считали себя морским народом, поэтому свои поселения строили главным образом на побережье, у моря, чтобы легко было до него добираться. На фресках в комнатах дворца очень часты изображения кораблей, рыбаков и рыб, играющих в воде дельфинов и осьминогов. Фукидид – греческий историк V в. до н. э. писал о древних критянах, что царем Миносом был построен могущественный флот, доминировавший на всем Средиземноморье. Археологи тоже обратили внимание на то обстоятельство, что ни один из дворцов не имеет крепостных стен. Нет их и у городов! Это могло означать только то, что жители острова совершенно не боялись своих соседей и считали свой флот самой надежной гарантией безопасности. Естественно, что навыки мореплавания позволяли обеспечивать население острова рыбой, моллюсками и губками. То есть морской промысел играл в хозяйстве древнего Крита очень большую роль.
Впрочем, минойцы рисовали не только дельфинов и своих пышногрудых красавиц. Удивительно, но они рисовали еще и обезьян… Почему удивительно? Африка ведь рядом. Да, конечно, но отчего она синяя?! Фреска с острова Санторин.
Строительство первых дворцов на Крите относится ко II тысячелетию до н. э., но от них сегодня находят разве что фрагменты их фундаментов. Крит находится в сейсмоопасной зоне, землетрясения там не редкость, поэтому изучая их ученые доказали, что самые ранние постройки острова простояли на нем всего лишь 300 лет, после чего обрушились. На основе данных раскопок принято также выделять два «строительных периода» – период Старых дворцов (II тысячелетие — XVII в. до н. э.) и период Новых дворцов (XVII–XV вв. до н. э.). Причем показательно, что едва только старые здания разрушались, как на их развалинах жители острова тут же начинали строить новые – причем еще более монументальные и роскошные. Хотя и «самые первые» дворцы были построены отнюдь не на пустом месте. Под Кносским дворцом, например, был обнаружен культурный слой десятиметровой толщины, где были найдены предметы за несколько тысяч лет.
Критяне-минойцы создали совершенно необычный вид колонны – она у них почему-то расширялась вверх, а не вниз!
Что касается дворца в Кноссе, то его принято считать самым крупным. Именно в нем, по мнению ученых, как раз и мог жить известный нам по легенде царь Минос. И отсюда же родилась легенда о Лабиринте, потому что этот дворец и в самом деле представляет собой лабиринт из комнат и дворов, строившийся на протяжении четырех с половиной столетий – с 1900 до 1450 г. до н. э. Общая площадь дворца – около 16 тыс. кв. м, а состоит он из почти 300 разных комнат. В самом этом здании и на территориях вокруг него могло жить до 30 тыс. человек. Так что совсем неудивительно, что чужеземцы, видевшие это сооружение, бывали им просто потрясены, поскольку сегодня даже его руины и те производят неизгладимое впечатление.
Так что и миф о Минотавре мог быть вполне навеян некими реальными событиями. Огромный дворец, со множеством комнат, где можно было так легко заблудиться, превратился в нем в мрачный лабиринт. Ну а существовавший на Крите культ быка стал основой истории о чудовище, которому аборигены приносили человеческие жертвы. На одной из найденных печатей хорошо видно изображение пляшущего Минотавра, из-под рогов которого видны человеческие волосы. То есть это не кто иной, как персонаж ритуального танца. Вполне возможно, что он символизировал быка, которого затем убивали, так что вполне возможно, что судьба правителей Крита в то время могла быть весьма трагической. То есть трон они получали на время, пользовались абсолютной властью, а затем умерщвлялись ради общего блага.
Что же касается общей хронологии истории древнего Крита, то в ней выделяется три периода:
раннеминойский период (XXX–XXIII вв. до н. э.): когда на острое еще господствовали родовые отношения, происходило освоение металлургии и возникали зачатки ремесла, шло развитие мореплавания, а уровень развития сельского хозяйства уже был сравнительно высоким;
среднеминойский период (XXII–XVIII вв. до н. э. – время «старых», или «ранних», дворцов): возникновение первых государств в разных частях острова, монументальные дворцовые комплексы, появление наиболее ранних форм местной письменности;
позднеминойский период (XVII–XII вв. до н. э.), в это время происходит расцвет древней минойской цивилизации, и создается критская морская держава во главе с царем Миносом, и идет широкая торговля по всему бассейну Эгейского моря. Происходит расцвет монументального зодчества (строятся «новые» дворцы в Кноссе, Маллии, Фесте), и устанавливаются активные контакты с другими древневосточными государствами.
Мощная природная катастрофа в середине XVI в. до н. э. (ее еще называют «минойским извержением») вызывает упадок минойской цивилизации, вследствие которого остров завоевывают ахейцы. То есть это легендарные ахейцы Гомера не только разорили столь же легендарную Трою, но и уничтожили всю минойскую цивилизацию. Что от нее передалось микенской культуре материковой Греции и это, несомненно. Но в XII в. до н. э. на ее земли в очередной раз вторгаются иноземцы – на этот раз это дорийские племена, что приводит микенскую государственность к гибели, началу в Греции темных веков и всего последующего исторического периода.
Кожаный шлем, обшитый кабаньими клыками, описанный в «Илиаде», был найден археологами здесь на Крите в гробнице Катзамбас. (Археологический музей Ираклиона)
Когда мы говорим о развитии эгейской цивилизации, нужно отметить, что оно происходило неравномерно, а ее центры знали как эпохи падений, так и расцвета. Прежде всего отметим, что цивилизации в районах западной Анатолии и Средней Греции в своей основе имели местный неолит; а вот на островные культуры в восточной части Эгейского моря очень большое воздействие оказала цивилизация Трои. Здесь уже в 3000–2000 гг. до н. э. были построены города, укрепленные стенами и башнями, с храмами и общественными зданиями. А в материковой Греции – в конце 2300–2000 гг. до н. э.; а вот на Крите никаких крепостей археологи не нашли.
Примерно около 2300 г. до н. э. район полуострова Пелопоннес и земли северо-западной Анатолии переживают военное вторжение, доказательством чему являются следы пожаров и разрушений в соответствующих культурных слоях. Считается, что эти захватчики были индоевропейского происхождения. Причем последствия их вторжения были таковы, что в период 2000–1800 гг. до н. э. под их влиянием материальная культура материковой Греции, Трои и некоторых островов заметно изменилась.
Бронзовые кинжалы, найденные на Крите, ок. 2600 – 1900 гг. до н.э. (Археологический музей Ираклиона) Как видите, металл в то время был в цене. Поэтому люди додумались до того, чтобы лезвие делать отдельно, а рукоятку – отдельно, а уже потом соединять их на заклепках.
А вот до Крита пришельцы не добрались, и там в это время продолжала развиваться древняя минойская цивилизация. В 2000–1800 гг. до н. э. там появляется иероглифическая письменность, а начиная с 1600 до н. э. – линейное письмо А.
Образец линейного письма А, XV в. до н.э. (Археологический музей Ираклиона)
Средний бронзовый век (2000–1500 гг. до н. э.) в данном регионе считается периодом наибольшей культурной консолидации всей цивилизации Эгейского региона, о чем говорит определенное единство ее материальной культуры – это и образцы керамики, и конечно, найденные археологами металлические изделия.
Около 1600 до н. э. Греция в очередной раз переживает военное вторжение. Возможно, это и были ахейцы – народ, использовавший боевые колесницы. В результате здесь возникают небольшие государства с центрами в городах Микены, Тиринф, и Орхомен. Однако Эгейская цивилизация не погибла. Напротив, коренные критяне продолжали играть важную роль в микенской Греции, где выступали кем-то вроде современных культуртрегеров.
Часть золотых предметов из находок в Микенах. (Национальный археологический музей, Афины)
Около 1470 до н. э. Крит очень сильно пострадал от вулканического извержения на острове Санторин, после которого на острове отмечено появление ахейского (микенского) населения, принесшего с собой новую культуру и использовавшее линейное письмо Б.
Образец линейного письма Б с описанием администрации дворца в Кноссе. (Археологический музей Ираклиона)
С 1220 г. до н. э. вся эгейская цивилизация переживает серьезный внутренний кризис, отягченный вторжением дорийских племен и «народов моря», после которого эгейская цивилизация полностью исчезла, коренное население Крита было ассимилировано греками уже в IV–III вв. до н. э.
В прошлый раз мы лишь слегка соприкоснулись с древней минойской цивилизацией. Сегодня мы рассмотрим ее более подробно и, разумеется, начнем с хронологии, которая была предложена Артуром Эвансом еще в начале XX века, а затем неоднократно уточнялась. По его мнению, были ранне-, средне- и позднеминойский периоды (последний уже по времени совпадал с микенской цивилизации на материке). Альтернативную хронологию минойской истории предложил греческий археолог Н. Платон, разделивший историю минойской цивилизации на… «дворцовые периоды».
Над Критом поднимается Солнце, и мы продолжаем свой рассказ о его древней минойской цивилизации…
Но затем хронологические привязки Эвансом удалось уточнить в сторону их удревнения, что было связано с находкой предметов минойской культуры в датированных культурных слоях ряда других цивилизаций, в частности в Древнем Египте. Итак, что же из себя представляет история минойской цивилизации (из которой, кстати, вышла и греческая, и римская цивилизации, и вся европейская культура в целом!) сегодня?
Современная карта острова.
Раннеминойский период (до бронзового века, 3650—2160 гг. до н. э.)
Найденные на Крите орудия труда древних людей позволяют сделать предположение, что уже более 130 тыс. лет тому назад сюда по морю (на лодках или плотах, скорее всего) прибыли неандертальцы. Затем уже в эпоху раннего неолита здесь вновь появляются люди и занимаются они тем, что высекают в скалах жилища, которые позднее используются в качестве гробниц. Множество таких скальных гротов еще и сегодня можно видеть у города Матала.
В экспозиции Археологического музея в Ираклионе есть множество керамических фигурок «богинь с поднятыми руками», аналогичных тем, что находят в землях древней Анатолии. (Археологический музей Ираклиона, Крит)
Но откуда же тогда взялись критяне, если до эпохи неолита на острове люди не жили? Специалисты отмечают, что культовые изображения быка и фигуры богини-«оранты» (женской фигуры с поднятыми вверх руками) были известны на востоке Анатолии еще во времена керамического неолита. В IV тыс. до н. э. в Арслантепе появились цилиндрические печати, очень похожие на те, что бытовали и у минойцев, а в III тыс. до н. э. в Бейджесултане был построен дворец, архитектурные особенности которого имеют определенное сходство с построенными позднее критскими дворцами.
Богини-оранты с острова Крит. (Археологический музей Ираклиона, Крит)
Есть мнение, что минойскую культуру создали потомки халафской культуры, а та в свою очередь продолжила традиции древних неолитических протогородов Анатолии, таких, как Чатал-Хуюк (о котором здесь на ВО была большая статья), жители которых, уступая натиску предков шумеров (убайдская культура), двинулись на Запад, а затем и вовсе переселились на остров Крит. У халафской культуры они переняли культовый топор-лабрис и печати из стеатита. Правда, тут есть одна неясность. У халафской культуры не было навыков мореплавания. Это была сугубо континентальная культура.
Мы продолжаем осматривать Кносский дворец и – очевидно, какое же этого было огромное сооружение. Сегодня восстановлена лишь малая его часть, но и она производит очень внушительное впечатление.
Финальный додворцовый период (ранний бронзовый век, 2160—1900 гг. до н. э.)
Культура стремительно развивается. Появляется древнейшее критское иероглифическое «арханесское письмо». Возникает и широко распространяется традиция штамповки печатей на глине, причем на многих оттисках иероглифов нет. То есть грамотными были не все, а вот отношения собственности – «мое – мое, а твое – твое» уже развились. Возможно, что эта традиция первоначально имела ближневосточное происхождение, но она могла попасть на Крит и с территории материковой Греции, где подобные печати уже использовались.
В некоторых комнатах фрески сохранены, но конечно, они не в состоянии передать то великолепие и буйство красок, что было здесь когда-то давным-давно.
Раннедворцовый период (1900—1700 гг. до н. э.)
Обитатели острова начинают строить первые дворцы. Причем строительство ведется в центральной и в восточной частях острова, а вот на западе люди все еще держатся за старые традиции. Арханесские иероглифы (то есть из Арханесса) начинают постепенно распространяться на южные и восточные районы.
Видимо, и завоеватели острова – ахейцы были настолько подавлены величием Кносского дворца, что не стали его разрушать, а просто приспособили для своих нужд.
Новодворцовый период (1700—1425 гг. до н. э.)
В 1700 г. на Крите что-то происходит, и старые дворцы разрушаются, а на их месте возводятся новые. В южной части острова (Фест) появляется «Линейное письмо А», но иероглифическую письменность оно вытесняет не сразу, а примерно полтора столетия спустя. С исчезновением иероглифической письменности резные печати, однако, из употребления не выходят, хотя тексты на них и отсутствуют. В то же время их иконография становится очень сложной и даже вычурной, словно обладатели этих печатей пытаются таким образом похвалиться друг перед другом.
Вот одна из таких вычурных печатей. (Археологический музей Ираклиона, Крит)
В то же время на Крите встречаются и цилиндрические печати-валики, очень похожие на те, которые использовали жители Месопотамии.
Ассирийская цилиндрическая печать из известняка и сделанный с нее гипсовый слепок с изображением поклонения богу Шамашу. (Лувр)
Еще одна месопотамская находка на острове Крит: бляшка с изображением шумерских крылатых божеств и вооруженного дубиной Гильгамеша. (Археологический музей Ираклиона, Крит)
Однако эта катастрофа привела к децентрализации власти на Крите, а каждый из критских городов превратился в самостоятельный политический центр. Интересно, что когда египетские источники этого периода говорят о «кефтиу» (то есть критянах), они не упоминают о правителях этого острова, хотя правители других регионов упоминаются в них неоднократно.
Финальный дворцовый период (1425—1350 гг. до н. э.)
Лабрис – главный религиозный и государственный символ минойской культуры. (Археологический музей Ираклиона, Крит)
Около 1450 г. до н.э. многие дворцы острова погибли в пламени пожаров. И большинство из них восстановлены не были, хотя дворец в Кноссе и не пострадал. Что было причиной этих пожаров? Вторжение ахейцев? Например, Гомер среди некоренного населения острова называет пеласгов, но неясно, как они попали на остров: вместе с народом ахейцев или же прибыли самостоятельно. Важно, что меняется характер захоронений, а это значит, что происходит ассимиляция одной культуры другой и эта новая культура приходит с материковой Греции.
Минойцы были мастерами по изготовлению украшений. Вот эта подвеска, например – ну разве она не само совершенство? (Археологический музей Ираклиона, Крит)
Серьги, нагрудное украшение, чеканная золотая фольга… (Археологический музей Ираклиона, Крит)
При этом одновременно с разрушением дворцов почему-то исчезает и «Линейное письмо А». Причем парадокс заключается в том, что именно пожары, которые уничтожили эти дворцы, одновременно и обожгли глиняные таблички, и таким образом сохранили это письмо до нашего времени. Но зато при ахейцах появляется «Линейное письмо B», а власть наконец-то централизуется. Кстати, тот же Минос – именем которого названа эта цивилизация, – согласно греческой мифологии был отнюдь не минойцем, а. греком!
«Сережка с птичками» была в прошлом еще и инкрустирована драгоценными камнями! (Археологический музей Ираклиона, Крит)
Одновременно многие достижения минойцев распространяются и на материковой Греции, то есть речь может идти как о завоевании, так и о взаимопроникновении островной и материковой культур.
Постдворцовый период (1450, в Кноссе 1350—1190 гг. до н. э.)
Большинство ученых склоняется к тому, что именно Кносс в это время стал политическим центром новой ахейской федерации, но потом он переместился в Микены, а на острове, как и на материке, утвердилась одна общая микенская культура, которая объединила в себе как минойские, так и греческие элементы.
А вот это уже надгробие эпохи классической Греции. Даже неопытному глазу видны стилевые различия, не так ли? (Археологический музей Ираклиона, Крит)
Постминойский, или субминойский период (после 1170 г. до н. э.)
В XII век до н. э. из-за возникшего вскоре после окончания Троянской войны внутреннего кризиса (а такое нередко случалось и позднее, даже после победоносных войн!) микенская цивилизация и культура подверглись уничтожению в ходе миграции дорийских племен с севера. Критское письмо вышло из употребления, а сами последние автохтонные минойцы укрылись от набегов с моря в селениях, расположенных высоко в горах, таких, например, как Карфи, так что их язык, как и древние минойские культы, просуществовал еще довольно долго. Так, последние тексты на этеокритском языке, записанные уже при помощи греческого алфавита, относятся к III в. до н. э. – то есть спустя тысячелетие после исчезновения великой Минойской цивилизации.
Итак, самый главный вывод относительно возникновения минойской цивилизации такой: раннеминойская культура не связана напрямую с неолитической культурой Крита, а была принесена пришельцами из Азии, с востока, через земли Анатолии. В Месопотамии, например, имеются многочисленные аналоги минойской культуры.
В Кносском дворце были обнаружены замечательные фрески с изображением акробатов — юношей и девушек, прыгающих через стремительно бегущего длиннорогого быка. Все они одеты одинаково —повязка на бедрах, на талии металлические пояса. Изображения подчеркивают их ловкость, гибкость и бесстрашие. Подчеркнуты также ширина груди, тонкость талии, мускулатура рук и ног. Видимо, все это считалось признаком красоты. Что до смысла таких опасных упражнений, то очевиден не только зрелищный, но и сакральный смысл. Интересно, что среди множества критских фресок только эти акробатические сцены отличаются такой жизненной правдивостью, как и фрески, на которых изображена природа. Остальные содержат значительно больше условности.
Впрочем, любые фрески Кносса по-своему прекрасны. Сколько здесь, например, мы видим женских фигур и ведь все они… «парижанки»!
Но на формирование минойской культуры свое влияние оказала и культура материковой Греции («пеласгов»). Например, характерные орнаменты минойских ваз имеют гораздо больше общего с орнаментами керамических изделий материковой Греции (например, «культуры Винча»), чем с бедными орнаментами убайдской культуры с востока.
Помосский идол эпохи энеолита. (Музей Бенаки в Афинах)
Мой собственный Помосский идол с острова Кипр. (Оригинал в Археологическом музее Кипра в Никосии) Очевидно, что ареалом их распространения была вся территория Эгейской культуры.
Можно считать доказанным, что в третьем тысячелетии до н. э. минойцы уже совершали плавания на Сардинию. Во всяком случае античная традиция говорит о том, что сарды были выходцами с Крита, однако на этом острове сменилось так много культур, что вычленить именно критскую уже невозможно.
Голова женской фигуры с Кикладских островов. Ранний период (2700–2300 гг. до н.э.). (Лувр)
Происхождение минойского (этеокритского) языка до сих пор представляет собой лингвистическую загадку. Дело в том, что критское письмо расшифровано лишь частично. Это позволило определить лишь некоторые его морфологические показатели, так что можно утверждать, что он не относится к индоевропейским, ни является родственным этрусскому. По-прежнему, чтобы там не утверждали разного рода спекулянты на истории, не поддается расшифровке Фестский диск, и все тексты, написанные «линейным письмом А».
Мраморные женские идолы канонического типа с Кикладских островов. Самый большой имеет высоту 18.5 см. (Музей Кикладского искусства, Афины)
Группа из трех мраморных идолов. Найдены на Крите в Текке около Кносса. (Археологический музей Ираклиона)
Интересно, что на протяжении многих лет союзником минойцев был Древний Египет. И напротив, их контакты с противниками Египта (тем же Хеттским царством) не зафиксированы.
Известно, что выходцы с Крита поселились также на Кипре. И неудивительно почему – там богатые залежи медной руды. Критяне колонизировали также ряд островов Эгейского моря (например, те же самые Киклады), но тут их экспансия скорее всего натолкнулась на сопротивление пеласгов. А вот с Грецией контакты были налажены уже после того, как Крит захватили ахейцы. До этого их она, по-видимому, мало интересовала.
Так называемый «перстень царя Миноса» (1450-1400 гг. до н.э.). К сожалению, получился чуточку не резко. (Археологический музей в Ираклионе, Крит)
Зато известно, что минойцы торговали с Древним Египтом, и вывозили медь с острова Кипр. Египетские заимствования видны, например, в архитектуре, где критяне стали вслед за египтянами использовать колонну. Но вот культовые сооружения минойцы в отличие от египтян не строили совсем. Вся религия у них, судя по всему, осуществлялась «на улице» либо в крайнем случае в стенах дворца. Умение возводить многоэтажные, высотой до пяти этажей здания говорит о том, что знания более ранней эпохи они сумели развить, а то, что они видели в Египте – творчески использовать.
Бычьи головы – традиционный мотив культуры древнего Крита. (Археологический музей в Ираклионе, Крит)
Какие-то очень красивы, а какие-то сделаны на скорую руку – главное, чтобы было похоже на быка. (Археологический музей в Ираклионе, Крит)
А вот это бычьи головы из Чатал-хуюка. (Музей Анатолийской цивилизации в Анкаре).
Но вот собственно верования минойцев от верований египтян отличались очень сильно. Египтяне жили ради смерти и все свои помыслы направляли к тому, чтобы обеспечить себя загробным существованием в царстве Озириса. У минойцев был распространен культ быка. Суть ритуала заключалась в умении перепрыгнуть через быка или сделать стойку у него на спине. Почитание быка и игры с быком было характерно для народов древней Сирии, долины Инда и сохранилось еще и поныне в Испании в виде корриды.
Священный сосуд в виде бычьей головы с острова Крит. Камень (черный стеатит), золото. Глаза из горного хрусталя. XVI век до нашей эры, то есть ему 3600 лет. Кстати, именно этот сосуд послужил художнику Серову прообразом его быка-Зевса. (Археологический музей в Ираклионе, Крит)
Данные археологии также свидетельствуют, что в минойской религии (как и в других сферах жизни) главенствующую роль могли играть женщины. Например, это были жрицы Богини со змеями, статуэтки которой неоднократно находили на Крите. Существует гипотеза, что бык олицетворял у критян мужское начало, а змея – женское. Но так ли это проверить нельзя, а все попытки «воссоздать» религию минойцев, равно как и заявления, что это кому-то уже удалось – спекуляция чистой воды, рассчитанная на профанов. А вот самым популярным мотивом в позднюю минойскую эпоху в оформлении керамики было изображение осьминога и… что это означает, или, о чем это говорит?
Знаменитая критская «Богиня со змеями». Высота 34,3 см. Фаянс. Ок.1600 г. до н.э. Статуэтка из Археологического музея в Ираклионе.
Сегодня историки уже не могут обойтись без данных генетики, и вот что говорят их данные: заселение Крита населением по мужской линии было связано с людьми – носителями Y-хромосомной гаплогруппы J2, причем ее максимальная концентрация до сих пор наблюдается именно на Крите. Ну, а ее носители имеют свои корни в западных районах Малой Азии, откуда ее носители и перебрались на остров в середине 3 тысячелетия до н. э.
Что касается исследований мтДНК, то получается, что предками минойцев по женской линии являются отнюдь не выходцы из Северной Африки, скажем, из Ливии или того же Египта, а европейцы, прибывшие на Крит около 9000 лет назад с Пелопоннеса. Это доказывает наследуемая по материнской линии мтДНК минойцев, которую находят и у современных жителей острова. При этом большинство минойцев имели митохондриальные гаплогруппы H (43,2 %), T (18,9 %), K (16,2 %) и I (8,1 %). Разница во времени с очевидностью указывает на то, что волн заселения острова было две, а не одна. И из этого же, кстати, следует и такой важный вывод, что загадочный Фестский диск никак не может быть написан на славянском языке, поскольку его носители на древнем Крите просто отсутствовали. Последние исследования, проведенные буквально только что, то есть в 2017 году, показывают наличие у жителей острова Y-хромосомных гаплогрупп J2a1 (n=3) и G2a2b2 (n=1) и митохондриальных гаплогрупп U, H, X, K.
Еще одна фигурка «змеиной богини». Обе статуэтки были найдены сэром Артуром Эвансом во время его раскопок на Крите в 1903 г. Они изготовлены из фаянса и покрыты стеклянной глазурью, окрашены яркими пигментами в красновато-коричневые и желтовато-зелёные цвета и позже подверглись обжигу, приобретя стеклянный блеск. Сегодня они находятся в Археологическом музее Ираклиона.
Богиня со змеями из художественного музея Уолтерса. Еще один шедевр критской мелкой пластики, выполненный из слоновой кости и золота (17 см высоты). Ее стройная фигурка одета в традиционное критское платье со сборками, но руки подняты кверху. Ряд деталей одежды выполнен из листового золота, то есть эта фигурка имела скорее всего большую ценность, чем две предыдущие, керамические.
Интересно, что фигурки богинь со змеями нашли в помещении рядом с дворцовым святилищем, в специальных тайниках (ящиках из камня) вместе со множеством предметов явно культового характера: вотивными изображениями женской одежды, раскрашенными ракушками, фигурками летучих рыб и мраморным крестом.
Важным открытием является и уточнение датировки катастрофы на острове Санторин, которую провели датские ученые из университета города Орхус. Благодаря их работам время этого события сегодня известно с точностью до четверти века – между 1627 и 1600 годами до н. э. (или на 100-150 лет древнее, чем считалось раннее).
Лабрис – на этот раз золотой. Еще один очень важный символ минойской культуры. (Археологический музей в Ираклионе, Крит)
Для уточнения датировки использовали найденную археологами окаменевшую оливковую веточку. Прежде всего удалось точно установить, что дерево погибло именно во время этого рокового извержения вулкана. Ну, а само датирование проводилось сразу двумя методами: дендрохронологическим и радиоуглеродным, и они оба дали похожие результаты.
Мы уже достаточно долго рассматриваем древнюю критскую цивилизацию, и нам осталось лишь бегло (а подробно и не получится, это надо монографию Артура Эванса переводить!) рассмотреть ее с точки зрения обыденной жизни. То есть, что ели, как спали, что носили, какое социальное положение кто занимал. И вот с этого-то мы и начнем…
Надгробия критских воинов периода ахейского завоевания.
Например, общий объем археологических свидетельств позволяет считать, что женщины на древнем Крите занимали очень важное, если не доминирующее положение, причем в первую очередь в практической религии минойцев. Главной богиней у них была Потния («леди» или «любовница»). Возможно, что она была лишь женской формой мужского бога Потидаса или Потидана, по имени которого впоследствии был назван бог Посейдон (греческий бог, тесно связанный с Критом в более поздние времена). Женская форма Посейдона также встречается в имени Посидайя. Другая богиня была, по-видимому, названа Диктинна («Сладкая Дева»).
Находят на Крите и такие вот шлемы и кирасы с набрюшником. Слева фигурки всадников. Но это снаряжение характерно уже для сравнительно поздней истории Крита. (Археологический музей Ираклиона)
Красивый шлем, не так ли?
Во многом на основании того, что может считаться культовыми святынями и святилищами, было установлено, что существовали и другие богини – богини пещер, богини деревьев, богини голубей, богини змей, но остается неясным, действительно ли минойцы поклонялись им как индивидуальным, специализированным божествам или это были ипостаси одной Великой Богини.
Как только колющие «рапиры» заменили рубящие мечи, так древняя минойская культура и угасла. Дружины профессионалов сменили армии крестьян, которым было проще рубить, нежели колоть. (Археологический музей Ираклиона)
Умбон щита. (Археологический музей Ираклиона)
Преобладание богинь (или Великой Богини) подтверждается доминирующей ролью жриц в религиозных церемониях и присутствием женщин в ритуальных контекстах. Женщины намного превосходят своим количеством мужчин-священников и мужчин-слуг, например, в картинах на четырех сторонах саркофага Агия-Триадха.
Поскольку женщины играли в минойском обществе очень важную роль, на острове находят очень много женских украшений. Булавка. (Археологический музей Ираклиона)
Более того, мужчины редко встречаются изображенными на командных должностях, несмотря на попытки идентифицировать их на таких фресках. Даже мужская фигура в Кноссе, которую Эванс назвал «королем-жрецом», теперь считается состоящей из фрагментов нескольких разных фигур, то есть это реконструкция. Единственное, что кажется относительно доказанным, это то, что одна или несколько фигур, из которых он ее «слепил», были мужчинами.
Изображения женщин встречаются чаще, чем изображения мужчин в минойских археологических памятниках, как на Крите, так и в более поздних раскопках на острове Тера (Санторини). Везде женщины на фресках изображены либо отдельными фигурами, либо показаны группами.
Золотые бляшки. (Археологический музей Ираклиона)
Одним из наиболее ярких изображений статуса женщин в минойском обществе является знаменитая «Фреска Тореадора», в которой молодые женщины, показанные с белой кожей и темнокожими мужчинами, занимаются опасным видом спорта, попросту говоря кувырканием на спине быка.
Золотые головки быков. (Археологический музей Ираклиона)
Свернувшиеся кошки. (Археологический музей Ираклиона)
Перстни. Некоторые гладкие. Другие богато украшены в технике зерни и скани. То есть минойцы этой техникой уже владели. (Археологический музей Ираклиона)
Минойцы очень умело использовали практику одновременного выращивания сразу нескольких сельскохозяйственных культур. Теоретически такой метод агрономии позволял и плодородие почвы сохранять, и защитить от низкой урожайности любую из культур. Расшифрованные таблички линейного письма B прямо говорят о важности для минойцев фруктовых садов (т.е. выращивания инжира, оливок и винограда), продукция которых шла на переработку.
Крестьяне использовали для пахоты деревянные плуги, связанные кожаными ремнями с деревянными рукоятками, в которые запрягали парами ослов или волов.
Кувшин с осьминогом. Это не Крит, а Кипр. Но культура одна. Слева якорные камни. (Археологический музей Ларнаки)
Морские ресурсы для критян также имели определенное значение. Так, среди даров моря употреблялись в пищу съедобные моллюски и, конечно, рыба. Но ученые полагают, что эти природные ресурсы по сравнению с зерном, оливками и продуктами животноводства были все-таки не столь популярны. Они разнообразили стол критян, но и не более. Впрочем, как и сейчас. То есть море было рядом, но питаться критяне предпочитали все-таки дарами земли, а не воды. На это указывает строительство сельскохозяйственных террас и дамб на острове Псира в позднеминойскую эпоху. Труда они требовали много, но их сооружали. Значит – видели в них пользу для общества.
Критский стол включал в себя также дичь. Критяне охотились на дикого оленя и кабана и употребляли их мясо в пищу наряду с мясом домашней скотины. Из клыков кабана также делали шлемы. Но сегодня на Крите такой дичи больше нет.
Головка какого-то зверя. (Археологический музей Ираклиона)
Минойцы торговали также шафраном, о чем говорят нам незначительные остатки хорошо известной фрески с изображением сборщиков шафрана на острове Санторини. Увы, но археологам везет с находками куда более прочных предметов древности: это характерная керамика, медь, олово и впечатляющие своей роскошью находки украшений из золота и серебра. А вот от запасов древнего шафрана, сколь велики бы они ни были, совершенно ничего не осталось.
Садок для рыбы. (Археологический музей Ираклиона)
Изделия минойского производства расходились через налаженные торговые отношения с материковой Грецией, а также с Кипром, Сирией, Анатолией, Египтом, Месопотамией и землями на запад вплоть до побережья Испании.
Поскольку на Крите тепло круглый год, одеждой минойских мужчин (даже воинов!) были набедренные повязки и короткие юбки. Женщин – платья, с короткими рукавами и многослойные юбки с оборками. Платья такого покроя, как у критянок, больше нигде не встречались. Они были открытыми до пупка, и оставляли грудь обнаженной. Женщины носили также лиф без бретелек. В узорах на одежде упор делался на симметричные геометрические орнаменты. Учитывая хрупкость такого органического материала, как ткань, можно предположить, что существовали и другие формы женских платьев, но этому пока еще нет никаких археологических свидетельств.
Алтарный камень для дома. (Археологический музей Ираклиона)
Первые дворцы на Крите появились в конце раннеминойского периода в третьем тысячелетии до нашей эры (Малия). Хотя ранее считалось, что сооружение первых дворцов происходило одновременно и их все датировали среднеминойским периодом – т.е. около 2000 г. до н.э. (дата постройки первого такого дворца в Кноссе), сегодня общепринятой является точка зрения, что они строились в течение значительно более длительного периода, и в разных местах в разное время. Главные дворцы находятся в Кноссе, Малии и Фесте. Некоторые элементы их архитектуры, характерные для среднеминойского периода (Кносса, Феста и Маллии, например) имели место также и в сооружениях раннеминойского времени. К ним относятся разноуровневый западный двор и специальная отделка именно западных фасадов. Пример мы видим и в «Доме на холме» в Василиках.
Дворцы одновременно выполняли сразу несколько функций: служили административными центрами, выполняли функцию храмов, мастерских и даже складов, в которых хранились запасы оливкового масла и зерна.
Керамические сундуки. Оригинально, не так ли? (Археологический музей Ираклиона)
Дворцовую архитектуру характеризовали такие архитектурные особенности как: кладка белым камнем, колонны, расширяющиеся кверху, открытые дворы, «световые колодцы» вместо окон, лестницы и наличие разнообразных водоемов. Минойцы имели во дворцах водопроводы и канализацию, а также пользовались ванными и бассейнами, то есть телесная чистота и утилизация отходов у них находились на высоте.
Поздние дворцы представляли собой многоэтажные здания. Западные фасады строили почему-то из белого песчаника и Кносский дворец представляет тому яркий пример. Дворцовая архитектура первого дворцового периода определяется стилем «квадрат в квадрате», в то время как для сооружений второго дворцового периода характерно значительно большее количество различных внутренних помещений и множество коридоров.
Потрясающих размеров кувшин, не так ли? И представьте, что он весь налит оливковым маслом! Рост девушки, стоящей рядом для масштаба – 176 см. (Археологический музей Ларнаки, Кипр)
Специалисты отмечают, что общий архитектурный облик дворцов среднеминойского периода очень сильно зависел от окружавшей их местности. По сути, минойцы вписывали свои строения в рельеф. Так, строения Феста этого времени были построены в соответствии с рельефом горы Ида, а Кносса – горы Юкта.
Критская цивилизация подарила нам еще и бокс. Юные «боксеры», Акролити, 1600 – 1500 гг. до н. э. (Национальный Археологический музей, Афины)
Среди наиболее значимых вкладов минойцев в строительное искусство были уникального вида колонны, которые в верхней части были более широкими, чем в нижней. Их принято называть «перевернутыми», поскольку большинство греческих колон как раз шире внизу, что было сделано для создания иллюзии их большей высоты. Колоны были деревянными, и, как правило, окрашивались в красный цвет. Но были и колонны черного цвета. Их ставили на круглое каменное основание и увенчивали также круглой, деталью «подушкообразной» формы в качестве капителя.
На Крите нашли также немало построек, названных «виллами». По сути, это были во много раз уменьшенные копии больших дворцов. Виллы эти часто бывали богато украшены (о чем свидетельствуют фрески виллы в Агия Триада).
Интерес к критским кораблям появился у меня очень давно. Вот страница из книги «Для тех, кто любит мастерить», издательства «Просвещение» 1990 г., на которой даны проекции корабля минойской эпохи, реконструированного по найденным на острове фрескам.
Некоторые авторы придерживаются той точки зрения, что минойская цивилизация превысила порог ассимиляционного потенциала окружающей среды. Вырубка лесов на дрова для керамических и металлургических печей привела к нехватке воды, а тут еще и вулканический пепел. Следствием стал голод, массовая гибель населения и вторжение воинственных пришельцев с материка.