Что выпускает завод тесла
«Электричка» с российским паспортом: почему Илон Маск хочет построить завод Tesla в России
Tesla рассматривает Россию как страну, на территории которой может появиться завод компании. Лайф разбирался, насколько реалистична реализация такого проекта.
Коллаж © LIFE. Фото © Getty Images / Xiaolu Chu, © Shutterstock
Илон Маск и завод Tesla в России
Выступление Илона Маска на трёхдневном марафоне «Новое знание», где он помимо космоса и будущего на других планетах рассказал о планах развития своей автомобильной компании, не разочаровало поклонников электрических автомобилей.
Фото © Getty Images / Zhang Peng / LightRocket
— Я думаю, что мы скоро будем присутствовать в России, Tesla скоро будет в России, я думаю, что это будет потрясающе. И также нужно смотреть более широко — на Казахстан, страны СНГ, — заявил бизнесмен, выступая по видеосвязи. Просветительский марафон «Новое знание», который стартовал в Москве, уже 22 мая продолжится в других городах России. В субботу его мероприятия начнутся в Казани, Владивостоке, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Сочи, Калининграде и Петербурге.
Где лучше всего строить завод?
Построить завод Илону Маску уже предложил губернатор Московской области Андрей Воробьёв, и с точки зрения логистики подмосковный регион — один из самых подходящих вариантов под такое производство.
@elonmusk Moscow region is definitely best for a #Tesla factory. Best talent, perfect logistics, Mercedes production already here! We’ll find you a perfect spot. pic.twitter.com/ayCGyBGy4y
Предложение Маску по строительству завода сделал и глава Удмуртии Александр Бречалов. Он отметил, что производственная площадка уже готова. Под завод власти республики готовы выделить участок площадью 200 гектаров рядом с Ижевском.
@elonmusk Илон Маск заявил о планах размещения производства тесла в России. Welcome to Udmurtia! Площадка для вас готова!
Кроме Подмосковья у Илона Маска богатый выбор — в разном состоянии на территории страны построено не менее 15 заводов, вокруг которых выстроена инфраструктура: дороги, объекты энергетики, освещение и всё, что нужно для работы. На отечественных и зарубежных заводах в стране уже работает огромное количество специалистов — только в производстве автомобилей на разных уровнях занято примерно 350 тыс. человек, поэтому нехватки кадров не может быть в принципе.
Деньги, заводы, налоги
Фото © Getty Images / David Butow / Corbis
Самый многочисленный завод Tesla работает в Калифорнии — там трудится 10 тыс. рабочих. Китайский завод компании втрое скромнее — всего 3 тыс. сотрудников. В России помимо сборочного конвейера Tesla может построить завод по производству аккумуляторов для своих электромобилей, комплектующих и других запчастей. Суммарно на российских заводах компании работу получит около 5–7 тыс. человек, а электромобили, собранные в нашей стране, смогут стать доступнее.
Депутат Государственной думы, первый зампред Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенёв отметил предпринимательский талант Маска и заявил, что Россия может предложить бизнесмену комфортные условия для ведения бизнеса.
Бензин, давай, до свидания! 10 крутых электромобилей по цене Lada Vesta и KIA Rio
Его слова ещё раз подчёркивают привлекательность России как площадки для работы крупного бизнеса. Мы со своей стороны поможем господину Маску построить завод с полным производственным циклом. Для этого Госдумой был доработан специальный инвестиционный контракт ( СПИК 2.0), который делает инвестиции в Россию более привлекательными. Этот завод обеспечит людей работой, бюджет — налогами, а компания Tesla сможет продавать автомобили не только в России, но и за рубеж
Депутат Государственной Думы, первый зампред комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2021/4/21/790747104636.4103.jpg» loading=»lazy» />
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2021/4/21/790747104636.4103.jpg» loading=»lazy» />
По словам Гутенёва, строить такой завод лучше всего в Тольятти — на мощностях АвтоВАЗа.
Там находится крупная производственная площадка, на заводе работают опытные специалисты, вся логистика уже налажена, есть развитая дилерская сеть
Депутат Государственной думы, первый зампред Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2021/4/21/790747104636.4103.jpg» loading=»lazy» />
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2021/4/21/790747104636.4103.jpg» loading=»lazy» />
Кандидат технических наук, руководитель компании по автоматизации производства Андрей Ружков пояснил, что Россия для Tesla — один из самых привлекательных вариантов для строительства завода.
Каждый год из технических вузов выпускается много хороших специалистов по техническим специальностям, и в целом подход к автопроизводству в стране заметно изменился — для крупных инвесторов создают максимально гибкие условия, им подводят всю инфраструктуру. Условия человеческие — создавайте рабочие места, платите налоги, а все остальные проблемы государство поможет решить. С учётом глобальных планов Tesla и обилия производственных площадок в России может состояться очень неплохое партнёрство
Кандидат технических наук, руководитель компании по автоматизации производства
Шанхайский завод Tesla уже бьёт рекорды производительности. К концу 2021 года он выйдет на мощность 550 тысяч машин в год. Российские заводы компании в первые несколько лет после строительства и запуска производства могут выйти примерно на такие же показатели. В странах СНГ могут быть созданы и дополнительные производства для компании, например небольшие фабрики, производящие комплектующие. Если Илон Маск не передумает, то автомобили Tesla российской сборки станут доступнее для потенциальных клиентов компании, а строительство завода простимулирует развитие электрического транспорта и инфраструктуры в нашей стране.
Заводы Tesla изнутри: 12 часов соковыжималки, рабочие в стрессе
Строительство предприятия Маска в России оказалось маловероятным
Илон Маск решил порадовать россиян, заявив о готовности построить в нашей стране завод по производству электрокаров Tesla. Последовала бурная цепная реакция: желание разместить в своих регионах передовое предприятие мирового уровня изъявили сразу несколько отечественных губернаторов. Увы, по словам опрошенных «МК» экспертов, идея не имеет перспектив.
О том, что Россия готова сотрудничать с Илоном Маском «в плане обмена технологиями и создания добавленной стоимости» заявил и глава Минпромторга Денис Мантуров. По словам чиновника, скоро его ведомство совместно с Минэкономразвития представит концепцию развития электротранспорта в стране на период до 2030 года. Собственные наработки России касаются, в основном, общественного транспорта. Электробусы нынче дороги и используются только в крупных агломерациях, сделал существенное замечание министр.
Между тем у этой феерической истории есть оборотная сторона. Для начала надо понять, как организован рабочий процесс на заводах Tesla в США, Китае и других странах, где они уже функционируют.
Tesla – не традиционный автопроизводитель, а нечто среднее между объектом автопрома и IT-компанией. Примечательно, что здесь полностью отсутствует иерархия и нет обычного понятия начальства. Весь персонал проходит тщательный отбор. Акциями компании владеют рядовые сотрудники.
В 2020 году огромные футуристические предприятия Tesla (их называют гигафабриками) произвели 330 тысяч электромобилей. Гигафабрика №1, с нулевым уровнем выбросов углекислого газа находится в американском штате Невада и изготавливает литий-ионные аккумуляторы для Tesla. Гигафабрика №2 расположена в штате Нью-Йорк и выпускает фотоэлектрические элементы.
На гигафабрике №3 в Шанхае основные задачи решают роботы. Гигафабрика №4, которая сейчас строится в Европе, в окрестностях Берлина, будет производить как электрокары, так и аккумуляторы к ним.
На каждом из таких объектов трудится около 2 тысяч человек. Рабочая смена для многих сотрудников начинается около 6 утра и длится не менее 10-12 часов. Большую часть этого времени они проводят на ногах, перемещаясь вдоль сборочного конвейера.
Условия постоянно меняются, скажем, любого могут перевести на непривычный участок без предупреждения, на переподготовку тратят буквально несколько минут. Работа в выходные и праздники считается обычным делом. Высока текучесть кадров: как правило, люди не задерживаются на заводах Tesla дольше двух лет.
Во-вторых, в стране нет инфраструктуры электрозарядных станций, ее надо создавать с нуля. Кто захочет в это инвестировать? В-третьих, эти автомобили хорошо показывают себя только в теплом климате, а у нас немало мест, где температуры бывают и минус 30, и минус 40.
Если рассуждать чисто теоретически, то дело – за Маском, говорит аналитик «Универ Капитал» Сергей Дроздов. Российские власти не будут чинить ему препятствий, наоборот, создадут все условия. Как это произошло с такими автогигантами как BMW, Volkswagen, Kia, Hyunday, Renault, которые утвердились в стране всерьез и надолго. Нам это выгодно, поскольку приход мировых автоконцернов создает новые рабочие места, пополняет региональные бюджеты.
Не будет проблем и с набором кадров на такой объект. Тем более, в провинции, где у людей низкие зарплаты. Но едва ли это будет производство полного цикла, скорее – сборочная линия, полагает аналитик.
Экскурсия по заводу Tesla Motors (44 фото)
Еще несколько лет назад американскую компанию Tesla Motors, задумавшую выпускать электромобили, никто не воспринимал всерьез, однако, сегодня это мировой лидер в области производства электрокаров, а седан Model S стал для всех автопроизводителей своеобразным эталоном. Недавно модельный ряд пополнился кроссовером Model X. Обе машины собираются на заводе во Фримонте, штат Калифорния, США, небольшую экскурсию по которому нам устроит этот пост.
Завод Tesla расположен на 150 гектарах земли во Фримонте, штат Калифорния, США.
Первые 20 лет своего существования, этот завод являлся сборочным подразделением General Motors, пока не был закрыт в 1982 году. В 1984 году завод вновь открылся как NUMMI или New United Motor Manufacturing Inc.
NUMMI было совместным предприятием General Motors и Toyota, которое собирало автомобили обоих автопроизводителей. Это позволило GM изучить легендарные методы «Бережливого производства» Toyota.
Совместное предприятие NUMMI прекратило свое существование в 2009 году, что позволило Tesla купить завод в 2010 году.
Верьте или нет, но это последний оставшийся крупный автомобильный завод в штате Калифорния, США.
Возле завода Tesla целый ряд электрических седанов Model S заряжает свои аккумуляторы на станции SuperCharger.
Поблизости можно увидеть новые брендовые автомобили Model S, рядом с центром сбыта.
В конце концов, мы оказываемся внутри огромного предприятия. Площадь производственных помещений завода составляет около полумиллиона квадратных метров.
Как работники передвигаются по длинным заводским цехам? С помощью велосипедов!
Рядом со входом в цех выставлен целый ряд прототипов Tesla.
Они варьируются от этого деревянного композитного макета Tesla Roadster, созданного для испытаний в аэродинамической трубе…
… до первых макетов Model S.
Это «Red Alpha» — первый движущийся прототип Model S. В Tesla говорят, что они потратили на него примерно 2,2 млн. долларов.
Вы никогда не задумывались, как Tesla выглядит без кузова? Именно так.
Это передний двигатель.
Про входе в производственные цеха завода у всех посетителей создается впечатление необычайной чистоты и аккуратности.
С помощью этого пресса Schuler на заводе штампуют панели алюминиевых корпусов автомобилей Tesla.
Как утверждает Tesla, этот пресс является крупнейшим в Северной Америке.
На этих стеллажах расположены панели, ожидающие сборки.
Завод Tesla состоит из двух основных производственных линий. В настоящее время, одна линия выделена под Model S, в то время как вторая отвечает за Model X.
Эта Model S начинает принимать свою форму.
В то время как эта только что прошла через контрольную проверку качества сварных швов.
Эти автомобили только что из цеха окраски.
Пакеты аккумуляторных батарей!
Эти роботы собирают в одно целое электрическую трансмиссию Tesla.
Это меньший из двух двигателей, которые предлагает Tesla.
Один из них направился к Model X.
Таинственная Model S в чехле.
Робот Mystique собирает Model S. Большие роботы завода названы в честь персонажей из X-Men.
Два самых крутых робота на заводе работают в тандеме друг с другом. Они называются Росомаха и Айсмен.
Вот как они работают. Эта Model S приближается к роботам …
Она поднимает автомобиль вверх и поворачивает на 180 градусов.
В этот момент активизируется Айсмен и получает машину от Росомахи.
После этого Айсмен поворачивает автомобиль еще на 180 градусов, после чего позволяет ему продолжить дальше свое путешествие по производственной линии.
В целом, производственная линия Tesla оборудована более 150 роботами.
Тем не менее, роботы здесь делают далеко не все. На заводе работают несколько тысяч человек.
Многие части автомобиля, такие как внутренняя отделка, пока могут быть установлены только вручную.
Эти Model S ожидают свой интерьер.
Здесь пока некуда сесть.
И вуаля! Собранная Model S.
Однако работа ещё не завершена. Собранные автомобили отправляют для измерения мощности и только затем они уже готовы к отгрузке.
В целом, Tesla производит около 1000 седанов Model S в неделю и в ближайшем будущем будет наращивать производство Model X.
Обзор Tesla: стоит ли инвестировать в другого производителя электромобилей
Многие инвесторы считают, что это огромный финансовый пузырь и компанию ждет крах. В этой статье расскажу, какие риски и преимущества есть у Tesla для инвесторов и стоит ли вкладывать в компанию после такого роста.
Я собрала информацию из разных источников — цифры, графики, мнения аналитиков и инвесторов. И при этом постаралась не делать прямых выводов и занять нейтральную позицию.
Почему электромобили — это хорошо для экологии
Электромобили напрямую не выделяют CO2. При создании и эксплуатации электромобилей есть вредные выбросы, но примерно на 55% меньше, чем от бензиновых машин. А если активно использовать возобновляемые источники энергии при производстве и зарядке, то выбросы можно снизить до 70% по сравнению с обычными автомобилями. И чем больше возобновляемых источников энергии использовать, тем меньше будут выхлопы.
Для работы электромобилей нужны мощные аккумуляторы. На сегодняшний день такие аккумуляторы состоят из никеля, кобальта, алюминия, графита. Более 50% мирового производства лития и кобальта уходит на производство аккумуляторов.
Добыча полезных ископаемых может вредить людям и окружающей среде. Чтобы не увеличивать добычу этих компонентов, нужна их переработка. Если перерабатывать 95% аккумуляторов и оптимизировать их химический состав, США может обеспечить 30—40% необходимых материалов к 2035 году. Сейчас большинство аккумуляторов производят в Азиатско-тихоокеанском регионе. США экспортируют сырье для аккумуляторов или сами аккумуляторы.
Точный состав батареи влияет на долговечность, стоимость и мощность. Как и во всех приборах, аккумуляторы автомобиля имеют ограниченный срок службы. Со временем их производительность снижается и автомобиль не может долго ехать на одной зарядке.
В связи с развитием технологий производства аккумуляторов за последние 10 лет их средняя стоимость уменьшилась, а расстояние, которое автомобилист может проехать на одной зарядке, увеличилось. Аналитики прогнозируют, что стоимость аккумуляторов будет снижаться и дальше и электромобили будут становиться доступнее. Согласно закону Райта, при удвоении производства издержки уменьшаются. Поэтому чем больше электромобилей, тем дешевле их производство.
Литий, млн метрических тонн
Чили | 51% |
Австралия | 16% |
Аргентина | 10% |
Китай | 6% |
США | 4% |
Остальной мир | 13% |
Кобальт, млн метрических тонн
Демократическая Республика Конго | 51% |
Австралия | 17% |
Куба | 7% |
США | 1% |
Остальной мир | 24% |
Никель, млн метрических тонн
Индонезия | 24% |
Австралия | 23% |
Бразилия | 12% |
Россия | 8% |
Куба | 6% |
Филиппины | 5% |
США | 1% |
Остальной мир | 21% |
Графит, млн метрических тонн
Китай | 25% |
Россия | 30% |
Бразилия | 24% |
Южная Африка | 8% |
Остальной мир | 13% |
Марганец, млн метрических тонн
Южная Африка | 32% |
Украина | 17% |
Бразилия | 17% |
Австралия | 12% |
Габон | 8% |
Китай | 7% |
Остальной мир | 7% |
Перспективы рынка электромобилей
В 2020 году автопарк электромобилей составлял 10 млн штук, в 2030 году их количество может вырасти до 230 млн штук. BloombergNEF пишет, что в деньгах этот рынок до 2050 года составит 46 трлн долларов. Доля легковых электромобилей к 2040 году составит 70%, а грузовых — 30%.
За первый квартал 2021 года мировые продажи электромобилей выросли на 140% по сравнению с первым кварталом 2020 года. На внедрение электромобилей влияют следующие причины.
Государственные субсидии и льготы для владельцев электромобилей. В 2020 году правительства потратили на льготы 14 млрд долларов — это на 25% больше, чем в 2019 году.
Сколько времени и денег Tesla потратила на создание электромобиля
Tesla основал не Илон Маск. Его часто ругают за то, что он отнял компанию у ее основателей — Мартина Эберхарда и Марка Тарпенинга. Название Tesla Motors тоже придумал не Маск, а Мартин Эберхард. Маск на старте компании вложил 6,5 млн долларов и стал основным инвестором, акционером и президентом Tesla. И позднее именно с Эберхардом Маск боролся за контроль над компанией.
Первая полноразмерная модель появилась только в апреле 2005 года, а в мае 2006 года появился первый инженерный прототип — это был двухдверный родстер. После этого компания получила от инвесторов еще 40 млн долларов. Первый прототип стоит 90 тысяч долларов и мог проехать 250 миль на одной зарядке. А его разработка стоила 140 млн долларов вместо запланированных 25 млн.
Компания собиралась начать его серийный выпуск в ноябре 2007 года, но реальные поставки начались только в 2009 году. Маск пообещал сделать более дешевую четырехдверную версию через три года, то есть в 2009 году, но по факту серийные продажи Model S начались только в 2012 году.
Основные проблемы при создании массовых автомобилей заключаются в отсутствии денег и технологий массового производства. В 2003 году американские производители автомобилей оставили у себя только маркетинг, конечную сборку, продажи и исследования двигателей внутреннего сгорания. Все остальное производили в Европе или Азии.
Летом 2010 года Tesla практически бесплатно получила автомобильный завод со штамповочными автоматами и другим оборудованием — за 2,5% акций.
29 июня 2010 года компания провела IPO. С момента основания компания потратила 290 млн долларов, а заработала всего 147,6 млн. Но инвесторам было все равно — в первый же день цена акций выросла на 41%.
Илон Маск с момента основания компании не продал ни одной акции, только увеличивал свою долю. На конец 2020 года Маск владеет 22,4% компании.
Инновации, технологии и преимущества Tesla
Tesla — это не только автомобильная компания. Она производит программное обеспечение, зарядные станции, аккумуляторы. Вот некоторые преимущества, которых нет у компаний-конкурентов.
Аккумулятор. Tesla разрабатывает и будет производить новый аккумуляторный элемент — 4680. В отчете за второй квартал 2021 года Tesla сообщает, что проверила эти элементы и сейчас улучшает производственные процессы. Из этих ячеек можно будет создавать структурные аккумуляторные блоки меньшего веса, но большей производительности. Поэтому себестоимость автомобилей будет снижаться. Цели по производству этих аккумуляторов — 100 ГВт·ч к 2023 году и 3000 ГВт·ч к 2030 году.
Полностью литой корпус автомобиля. Для производителя это экономия времени и денег.
Курс о больших делах
Система автономного вождения FSD, основанная на камерах. Автопилот Tesla FSD — это самая известная система усовершенствованной помощи водителю ADAS. ADAS расшифровывается как advanced driver-assistance systems, она состоит из нескольких уровней. На начальных уровнях водитель участвует в управлении автомобилем. Системы ADAS увеличивают безопасность на дорогах, потому что умеют реагировать быстрее, чем человек, и учитывают гораздо больше факторов.
FSD Tesla установлена на 1 млн автомобилей, всегда включена и высылает снимки на сервер каждый раз, когда ее решение отличается от решения водителя-человека. Водители Tesla ежедневно проводят испытания в реальном мире и формируют базу данных машинного обучения. Каждая автомобильная компания, использующая ADAS, пытается это делать. Но Tesla впереди на несколько лет. В 2020 году емкость рынка ADAS составила 25 млрд долларов, к 2027 году рынок может утроиться. Кроме этого, Илон Маск собирается работать над роботакси, он говорил об этом еще в 2019 году.
Система онлайн-продаж. Автомобили подготавливают и доставляют в указанное место. Это очень удобно, поэтому, например, в Китае онлайн-продажи электроавтомобилей выросли с 15 до 25% с января по сентябрь 2020 года.
Современный сервис. Устранение неполадок происходит через интернет. Обновление ПО происходит примерно раз в месяц автоматически. Для этого не нужен ни вайфай, ни смартфон, потому что все автомобили Tesla оснащены стандартной сотовой связью для передачи данных. Отключить ее нельзя.
Масштабная сеть зарядных станций. Автомобили можно бесплатно заряжать на станциях для зарядки электромобилей, развернутых по всей Америке.
Финансовые показатели
Для автомобильной отрасли один из самых важных показателей — количество произведенных и проданных автомобилей. Для автопроизводителей один из важнейших рынков — Китай, потому что это наиболее быстрорастущий и прогрессивный рынок, а кроме того, там находится один из заводов Tesla. Завод в Китае вышел на запланированную мощность за 10 месяцев — это быстрее, чем ожидалось.
Tesla показывает последовательный и уверенный рост производства даже несмотря на нехватку автомобильных чипов.