Что выпускает фейс когда заходит в магазин
Face сменил “эщкере” на «ЭсКаЭр»: разбираем альбом “Пути неисповедимы”
НИКОЛАЙ РЕДЬКИН
Социальный рэп, к которому поспешили отнести новый альбом Ивана Дремина — вещь не самая классная, особенно на русском. Потому что а) это песни, требующие плакатного языка, который многие почему-то путают с примитивным языком и неумением писать — в результате чего получается что-то неслушабельное и дико скучное. И потому что б) ну чего они такого мне расскажут, чего я в интернете не прочитаю?
Меня удивило, насколько хорошо искусство лозунга освоил сам Face (видимо, сказалась долгая практика: «Я роняю Запад» — вот уж лозунг на миллион). Про сами песни — понятно же, что они ценны утверждением действия, позиции, самим фактом того, что их автору не пофиг. Когда год назад Face вовсю хайпил, я писал где-то, что его песни можно полюбить только за эту энергию, транслируемую вспышками, искрами, яркими выбросами. Буйную, но не находящую особого выхода. Как выяснилось, та энергия может быть поставлена на службу и таким вот целям. И выход тоже нашелся — уж какой есть.
Хочется пошутить про то, что сейчас Face делает Медуза-рэп (так и живем в 2018-м — от «Медузы» до Медузы). Но лично мне интересно увидеть в этом альбоме диалектическое развитие героя Ивана Дремина. От наглого уфимского выскочки в дорогих очках — к рэбелу с поднятым кулаком. От магазина Gucci — к магазину, куда заряжаются патроны. Интересно, надолго ли хватит этого запала. И, конечно, интересно, готов ли сам Иван принять на себя такую роль и понести соответствующую ответственность — как поэт, которого он цитирует в конце первой песни. Сам он в этих песнях не раз говорит, что готов. Посмотрим.
ЛЕША ГОРБАШ
“Пути неисповедимы” — это смелый ход. Речь сейчас не о громких социальных заявлениях, о них — чуть позже. Дело больше вот в чём: артист, приучивший свою аудиторию к песням про поездки в “магазин-который-нельзя-называть” и “она закрыла инстаграм ла-ла-ла”, вдруг выпускает тяжёлый политический альбом, под который ни поскачешь, ни погрустишь, а разве что заведёшь тред в “фейсбуке” со своими старшими родственниками.
Face тут не столько ставит на место хейтеров и удивляет фанатов, а выходит на абсолютно новую аудиторию. Людей, которые до этого обсуждали его как трэш-явление, а сейчас всерьёз побегут слушать новый альбом.
И с одной стороны, Face опять победил: у плейлиста ВК уже под миллион прослушиваний, релиз обсуждают везде — от вашей твиттер-ленты до телеграм-канала главы штаба Навального, коллеги по цеху дружно одобряют “Пути”. Фанаты, понятное дело, в восторге: кумир подвёз тем для обсуждений на пару месяцев вперёд.
А с другой, это всё вообще не про музыку. В этом плане “Пути неисповедимы” проигрывают большинству предыдущих релизов Face (из которых далеко не все — крутые). Тут нет хитов в классическом их понимании (не принимать же за него сирену из “Салама”, которая звучит как “Бургер” на минималках), нет запоминающихся песен. Понятно, что тематика не располагает писать продолжение “24/7”, но слушать альбом, где между песнями можно ориентироваться только по отдельным строчкам — довольно спорное удовольствие.
Зацепиться получается только за громкие заявления Face, которые спокойно существуют и вне музыкального сопровождения — а вернее, им вообще комфортнее без него.
Выпустить такой остросоциальный релиз — конечно, это круто. И важно. Жаль только, что за масштабом посыла Face потерялась сама музыка.
Face на этом альбоме — не хитмейкер, не умный провокатор, не поэт. А очень громкий и прямолинейный рупор. “Я лицо и голос поколения”, — да, Face поднимает нужные и важные темы. Но одно их наличие не делает альбом хорошим. А это поколение точно заслуживает альбом лучше, чем “Пути неисповедимы”.
КИРИЛЛ БУСАРЕНКО
Популярный молодежный артист, известный преимущественно веселыми песнями про бургер и девиантное поведение дочери Трампа, выпускает альбом жестких социальных комментариев на тему жадных попов, инертного поколения и страны под подошвой власти. И вот почему к нему можно относиться по-разному:
— Это плохой рэп-альбом
Face никогда не был хорошим текстовиком, но от него этого и не требовалось — песни-кричалки и подростковая лирика в этом совершенно не нуждаются. Он вывозил за счет веселой дичи с мелодизмом. А с социальным рэпом другая история — в этом весьма скучном жанре ценится умение владеть словом и подача очевидного неочевидным образом, а не прямолинейное “воры воруют, коррупционеры коррупционерят, а доллар теперь по 68,18”. Вот у Ивана не вышло.
Альбом звучит в плохих традициях русского рэпа 2000-х. Здесь не самые лучшие строчки с довольно стыдными рифмами (“Наша жизнь похожа на торговый центр — кто-то в нем горит, а кто-то ставит на проценты”; “Залетаю в магазин — выпускаю магазин, у меня на это есть тысячи причин”; “Они убьют тебя любя, чтобы понять о жизни все им хватило букваря”) звучат на скучных серых инструменталах с СИРЕНАМИ (я насчитал штуки три). Особенно удивляет “салам всем моим братьям” — казалось, что это осталось в далеком 2008.
Попробуйте послушать любую песню с альбома, а потом найти на ютубе треки Dino MC 47. Обнаружите ощутимую разницу — вы победили.
— Но это важный рэп-альбом
Кумир поколения резко меняет вектор творчества и на простом доступном языке объясняет своему молодому слушателю, что со страной не так. Выходит пошловато и наивно, но жестко.
Ведь когда далеко не последний человек в отечественной музыке не выдерживает происходящего п****ца и начинает активно обрабатывать повестку дня — это круто. И здесь не особо важно, как у него это выходит. Важен сам факт.
Вспомните, когда в последний раз в русском рэпе выходил альбом, настолько открыто критикующий власть. Именно альбом, а не отдельные треки, а то и строчки. И если вспомнили, то соотнесите популярность его автора с популярностью Face. Теперь попробуйте сказать, что у Ивана нет яиц.
— Что в итоге
Face записал выпуск “Намедни” для среднего школьного возраста. Вышло неоднозначно, но ясно одно: Ивану тесно в амплуа провокатора, он хочет быть революционером. Хотят ли этого его фанаты — вопрос совершенно иной.
АНДРЕЙ НЕДАШКОВСКИЙ
Я заценил хохму с названием пластинки, но ей не меньше подойдет заголовок другого горячо обсуждаемого релиза прошлой недели — “Камикадзе”.
Им Face если не саботировал карьеру, то поставил перед собой серьезные творческие задачи. Перекрыл путь, который гарантированно мог приносить дивиденды еще несколько лет, ведь не верится, что после такого релиза удастся легким движением руки надеть очки Gucci и весело скакать по сцене, как раньше.
Для сравнения взгляните, как комфортно в разработанной творческой нише сейчас себя чувствует Lil Pump, заокеанский коллега, у которого Face многому научился. Продолжает нести фигню, выкладывает в инстаграм видео, где крушит гостиничные номера, и уж точно не собирается сворачивать с курса, дающего миллионы. Face — это кейс, не знающий аналогов в русском рэпе.
Slim и Андрей Бледный резонно замечают в твиттере, что в акценте на “социалочку” для русского рэпа нет ничего нового. Но тут важен жест, важна фигура, это совершившая. Важна настолько, что альбом-то, по большому счету, и слушать необязательно. Если вы прочитали пару комментов про преображение героя, если в курсе, что “эщкере” Face теперь сменил на “ЭсКаЭр”, то всё, можете поддержать разговор у кулера на кухне. В этом плане Face показал себя крутым акционистом, но не автором.
Что до тех, кому в новой осознанности Face хочется видеть предтечу социальных сдвигов молодых масс, то на баррикады такие песни не ведут. В борьбе за перемены нужна искра надежды, нужна иррациональная сила, нужна мечта. У Face — только газетные заголовки. Но если благодаря ему подростки заглянут в них, это уже хорошо.
сторону
Альбом
ПУТИ НЕИСПОВЕДИМЫ
Видео
Реклама
Внимание! В тексте могут присутствовать грамматические ошибки. Если Вы их обнаружили, Вы можете сообщить о них администрации сайта. Чтобы сообщить об ошибке, выделите неверный текст, нажмите Ctrl+Enter и в новом окне укажите правильный текст или слово. Заранее спасибо!
Вступление:
Всем моим братьям салам!
Салам всем моим братьям!
Всем моим братьям салам!
Салам всем моим братьям!
Припев:
Залетаю в магазин, выпускаю магазин
У меня на это есть тысяча причин
Я как минимум устал от картин на наших улицах:
Нищета и фемида-богохульница
Брр, похуй, что будет дальше
Брр, похуй, что будет дальше
Брр, похуй, что будет дальше
Брр, похуй, что будет дальше
Пред-Куплет:
Всем моим братьям салам!
Салам всем моим братьям!
Всем моим братьям салам!
Салам всем моим братьям!
Припев:
Залетаю в магазин, выпускаю магазин
У меня на это есть тысяча причин
Я как минимум устал от картин на наших улицах:
Нищета и фемида-богохульница
Брр, похуй, что будет дальше
Брр, похуй, что будет дальше
Брр, похуй, что будет дальше
Брр, похуй, что будет дальше
Пред-Куплет:
Всем моим братьям салам!
Салам всем моим братьям!
Всем моим братьям салам!
Салам всем моим братьям!
Пред-Припев:
Всем моим братьям салам!
Салам всем моим братьям!
Всем моим братьям салам!
Салам всем моим братьям!
Припев:
Залетаю в магазин, выпускаю магазин
У меня на это есть тысяча причин
Я как минимум устал от картин на наших улицах:
Нищета и фемида-богохульница
Брр, похуй, что будет дальше
Брр, похуй, что будет дальше
Брр, похуй, что будет дальше
Брр, похуй, что будет дальше
Фейсеры о своей работе — и о том, как пройти в бар или клуб
Коля, сооснователь бара «Ровесник»
В 2019 году мы с друзьями открыли «Ровесник», и так получилось, что на мои плечи легла ответственность за охрану, вечеринки и фейсконтроль. Сейчас я периодически выхожу по фану — или когда другие фейсеры не могут.
В работе фейсера мне нравится разговаривать с людьми. Это такой срез поколения, особенно у нас в баре. По большей части к нам ходят молодые ребята 18-25 лет. Единственная проблема на смене — погода, но, опять же, все зависит от того, как ты подготовился. Если ты в полном обмундировании, то все ок, а если нет, то добро пожаловать под дождь.
Я бы не сказал, что у нас в «Ровеснике» жесткий фейсконтроль. Зависит от мероприятия. Часто по паре фраз или по тому, как человек подошел и поздоровался, становится понятно, проходит он внутрь или нет. Когда есть дресс-код, смотришь, как человек одет, но речь не про дорогие шмотки — это бред, по-моему.
Если я понимаю, что кто-то из компании не проходит, то могу попросить показать мне [какой-нибудь] мем. Мне говорят, что я издеваюсь над людьми, но я так не считаю. Мем показать несложно, а реакции на эту просьбу могут быть разными. Кто-то начинает возмущаться, другие — выруливают.
В какой-то момент один из них предположил, что я армянин, и начал уже на армянском самыми грязными словами материть всю мою семью. Дошло даже до домашних животных (смеется), но я никак не реагировал, и он подумал, что ошибся. Самое интересное, что я его потом дважды встретил. Сначала мы ехали в метро в одном вагоне. Потом случился локдаун, мы переоткрылись. В тот вечер я диджеил, и, как назло, не было ни фейсконтроля, ни охраны. Вдруг я увидел, что заходит этот чувак.
Он подошел за диджейку и спросил: «Брат, можно заказать песню?». Я сказал: «Извини, мы так не делаем. На флешке вся музыка, я ее ставлю. Такой вот заказ у хозяина». Тогда он предложил мне заплатить, но мы на такое не соглашаемся и обычно в шутку просим перекинуть нам на карту 500 тыс. рублей. Слава богу, он меня не узнал.
Были и абсурдные ситуации. Как-то девушка пожелала, чтобы у меня член вырос на 40 см, потому что я «самоутверждаюсь за ее счет». Чтобы я и в этом плане «самоутвердился» (смеется). Но я ей сказал, что мне его давно отрезали те, кого я не пустил.
Антон. Работал в «Стирке», Kopen. Сейчас — в баре «Андердог»
Лет 10 назад я переехал в Питер. Мои друзья на тот момент работали на фейсе и втянули в это дело меня. Сейчас я работаю в московском баре «Андердог», и это фактически моя единственная работа. Также у меня есть узкопрофильный лейбл, в рамках которого я организую концерты музыкантов в стиле Oi! и хардкор-панк.
Как по мне, фейсеру необходимо быть эмоционально стабильным. Этим не стоит заниматься людям, которые думают, что это просто крутая тусовка, а они торгуют физиономией на входе. Задача фейсконтроля — сделать так, чтобы людям внутри было комфортно находиться друг с другом.
Как фейсер я в первую очередь смотрю на стиль гостя. Для меня умение хорошо одеваться говорит о некой более глубокой душевной организации. Состояние тоже играет немаловажную роль: никто не хочет видеть пьяного душнилу, который будет шататься и нести чушь. Я редко пускаю в «Андердог» совсем молодых ребят, потому что комьюнити внутри бара более взрослое. Часто просто срабатывает «чуйка».
Честно, я сам не знаю, как правильно отказывать на входе. Люди разные, к каждому нужен свой подход: кому-то я объясняю, что буду рад увидеть их в другое время, а кому-то приходится хамить. Некоторые не понимают, что бар хоть и считается общепитом, но у них тут нет слуг и им никто ничем не обязан.
Одна из самых опасных историй случилась со мной, когда бар, в котором я работал, хотели посетить с десяток самых что ни на есть карикатурных кавказцев. Они заметили красивых девушек и мечтали прорваться внутрь. Начался балаган. Мне пришлось выйти к ним и сообщить: «Все круто, но у нас гей-вечеринка, и вы в нее явно не впишетесь». Конечно, за этим последовало много вопросов, но я с легкостью славировал и объяснил, что работу не выбирают, а вам, парни, лучше сходить в иное заведение.
Как-то на вечеринке Popoff Kitchen (ЛГБТК+- тусовки — прим. «Газета.Ru») я не хотел пускать парочку молодых людей, потому что мероприятие специфическое. Но они настаивали, что им туда очень нужно. В самом конце они выдали лучшую фразу: «Ты не подумай, мы гетеро».
Сам я часто хожу в другие бары, чтобы повысить свой скилл или просто отдохнуть. У меня был случай лет 10 назад, когда меня не пустили в Crazy Daisy. В принципе я всегда готов к тому, что меня могут не пустить. У меня не самая дружелюбная внешность и довольно большие габариты. Я прекрасно понимаю, о чем думает в этот момент фейсер: «Лучше не пущу этого громилу во избежание чего-либо».
Лиза. Работала в «Ровеснике»
Фейсеркой я стала абсолютно случайно — сначала помогала друзьям на вечеринках и фестивалях, стояла на браслетах и списках, а потом узнала, что в «Ровеснике» ищут сотрудника. Они нигде не постили эту вакансию, но я прознала через общих друзей. В Instagram бара был пост о том, что они в поиске менеджера, и я решила сходить на собеседование. Менеджером, если честно, я быть не хотела и сказала, что если вдруг меня не возьмут, то я готова быть фейсеркой. Так и получилось: через несколько часов мне написали, а через пару недель случилась моя первая смена. В итоге я проработала в «Ровеснике» полтора года, недавно уволилась и уехала в село отдыхать.
Могу сказать, что для меня внешний вид гостей играет меньшую роль, чем настрой. Если человек приходит с искренней улыбкой, то он пройдет фейс в 99% случаев. Очень пьяных ребят не пускаю. Еще не проходят агрессивные и злюки.
Когда я только начала работать фейсеркой и была не такая толстокожая, я читала отзывы в «Яндексе» про себя и грустила. Чтобы меня подбодрить, мои друзья тогда написали приятные слова. Правда, это, наверное, были единственные хорошие отзывы про фейсконтроль, так как в глазах людей ты самый большой антагонист.
В свою сторону я слышала много оскорблений на национальной почве из-за азиатской внешности. В первую волну коронавируса один мужчина начал кричать на входе, что я всех заражу — и люди должны держаться от меня и бара подальше.
Еще один мальчик плюнул в меня. Был даже дисс о том, какая я плохая и что «Ровесник» — бар для нищих.
На фейсконтроле я постоянно сталкивалась с сексизмом. Люди привыкли, что на фейсе стоят огромные мужчины с низким голосом и сильным кулаком, и когда такой человек отказывает, ты чувствуешь, что это будто бы оправдано. А если отказывает девушка ростом ниже 160 см, то люди чаще всего оскорбляются. Подходят к охране и спрашивают, почему эта мелкая девушка что-то решает, не верят, что я работаю фейсеркой.
Чтобы пройти внутрь, люди систематически обманывают, перелезают через ограждения, флиртуют, предлагают деньги и приносят чужие паспорта. Я обычно спрашиваю знак зодиака человека, чтобы проверить, его ли это документы. Даже если вы не верите в астрологию, свой знак зодиака вы все равно, как правило, знаете.
Когда я начала работать в баре, я перестала тусоваться. На смене очень устаешь, поэтому когда есть выходной — отлеживаешься дома. Будучи фейсеркой, меня саму систематически не пускали в Simach. Однажды мы с друзьями там делали вечеринку, меня даже на нее не хотели пускать.
Фейсеры зарабатывают по-разному. Насколько я знаю, минимальная ставка в барах и клубах Москвы — 5 тыс. рублей за смену, но есть те, кто получают 30 тыс. Во всяких пафосных и дорогих местах, наверное, еще больше.
Костя. Работал в «Стирке», «Море» и «Штакеншнейдере».
Все началось в конце 2012 года. Мой друг тогда работал фейсером в «Стирке» и попросил меня заменить его на одну смену. У меня неплохо получилось, и он стал звать меня в другие бары, клубы. В какой-то момент я ушел с основной работы в типографии и жил только этим. Уже года четыре я этим не занимаюсь. Иногда зовут постоять на вечеринках или сезонных проектах. Соглашаюсь редко и только на классных условиях. В целом это работа без перспектив.
Работа фейсконтроля на самом деле не очень сложная. Для этого нужно обладать достаточным уровнем стрессоустойчивости, поскольку регулярно приходится общаться с большим количеством не всегда адекватных людей. Я сам пришел к дзену только спустя годы. Поначалу возникало много конфликтов. Работу фейсеров, на мой взгляд, часто романтизируют. Взять хотя бы фильмы про Свена (фейсер и вышибала в берлинском клубе Berghain — прим. «Газета.Ru»). Возможно, где-то фейсконтроль выглядит более романтично, но не у нас в России. Если мы говорим про андеграундные клубы, то это очень маргинальная культура.
Когда я работал в «Штакеншнейдере», то выполнял там функцию и фейсконтроля, и вышибалы, и няни в детском саду. Нужно было иметь хотя бы минимальную физическую подготовку. Кроме того, некоторые люди, к сожалению, понимают только язык силы, и в этом смысле до них нужно донести, что эта «сила» в баре присутствует.
В среде фейсеров вопрос, по каким принципам пропускают в клуб, считается дурацким. Потому что нет какого-то шаблона. В этом и есть суть фейсконтроля — организаторы тебе доверяют, а ты, опираясь на свои эстетические предпочтения и не только, решаешь, кого пустить. Многое зависит от формата тусовки: если это рэп-вечеринка, то организаторы хотят видеть одних людей, если техно — других. Важно уметь адаптироваться под запрос.
На фейсконтроле было всякое. В том числе мрачняк, который остается с человеком до конца жизни. По несколько раз в день люди угрожали увольнением, тюрьмой, судами, расправой. В какой-то момент ты к этому привыкаешь.
В России отказ войти в заведение почему-то воспринимается как оскорбление. Когда фейсер говорит, что вы не проходите, это не значит, что у нас тут кружок избранных, а вы — недостойные. Есть клубы, где ходят в рубашках, а есть клубы, где ходят в портупеях. Публика из двух разных мест вряд ли сможет вместе нормально отдыхать.
Я не помню, чтобы в заведения, где я работал, приходили полицейские под прикрытием. Хотя никогда не знаешь, кем окажется гость. К тому же сейчас очень много молодых сотрудников, которые врубаются в то, что происходит — это не какой-нибудь Дукалис из «Улицы разбитых фонарей». Один раз только пришел пьяный сотрудник и начал размахивать передо мной своим удостоверением. Я тогда попросил его показать ксиву поближе и вырвал ее из рук.
Были и прикольные истории. Как-то раз в «Штакеншнейдер» пришла компания южных молодых людей. Они с порога вели себя крайне агрессивно в духе «йоу, давай впускай!». Закончилось все тем, что главный из них сказал мне «спасибо» за то, что я его не пустил. Ему самому это было не нужно. Пожали друг другу руки и разошлись. Я тогда достиг 80 уровня фейсконтроля (смеется).
Почему метро и магазины Москвы переходят на Face Pay
При этом один момент все же остается непонятным. И транспортные власти города, и торговые сети не раз заявляли, что сохранят все способы оплаты.
Но именно в Face Pay заманивают пользователей скидками. Хотя казалось бы, в чем выгода? Ведь для работы этого сервиса нужна инфраструктура, специальные терминалы, камеры, обслуживание. Сплошные расходы. А в итоге пользователям дают скидки. Например, тот же дептранс Москвы анонсировал запуск дисконтной программы для тех, кто будет платить лицом в метро, автобусах, МЦК и МЦД. А сеть «Перекресток» X5 Retail Group со Сбером в ряде магазинов повысила размер бонусного кешбэка для биометрических покупателей. Вопрос: зачем? В чем подвох?
Сетевики предполагают, что ядром аудитории, которая первой будет заинтересована в тестировании Face Pay, скорее всего, станет молодое поколение, 20-30 лет. Именно оно наиболее активно пробует новые и нестандартные технологические решения. Но главное, что, согласно независимой аналитике рынка, оплата с помощью лица приводит к росту среднего чека, трафика в торговой точке и удовлетворенности покупателей.
Ранее мэр столицы Сергей Собянин заявлял, что метро введет Face Pay в полноформатный режим с 15 октября. Все желающие смогут скачать новую версию приложения «Метро Москвы», привязать туда свою банковскую карту и цифровой профиль.
На новом альбоме Фейс говорит о политике. Но хорошо ли у него получается?
В 8 треках 25-минутного альбома будет сказано: в стране все плохо, свободы нет, церковь лицемерна, власть продажна, надежды нет, «… [к черту] полицию», коррупция, взяточники, силовики — словом, пересказ «Медиазоны» для маленьких.
На выходных Фейс выпустил новый альбом. Он называется «Пути неисповедимы» — тут можно увидеть отсылку к богу, а можно раскодировать фамилию президента. Его обложка встречает гербом России с колючей проволокой и нефтяными вышками. Первый же трек завершается знаменитой антисталинской цитатой из Мандельштама; а его название — отсылка к другой знаменитой фразе поэта о свободе художника творить.
Все сразу начали писать, что это релиз политический и протестный.
Другое дело, что это не превращает «Пути неисповедимы» в лучший, безукоризненный и обязательный для прослушивания. И вот почему.
В 8 треках 25-минутного альбома будет сказано: в стране все плохо, свободы нет, церковь лицемерна, власть продажна, надежды нет, «… [к черту] полицию», коррупция, взяточники, силовики — словом, пересказ «Медиазоны» для маленьких.
Сайт The Flow выпустил материал «Фейс всегда был политизирован, просто вы не обращали внимания». Возможно. Но раз авторы вынесли это в заголовок, значит, и в самом деле люди обращали внимание на другое. На отбитые треки про магазин Gucci в Санкт-Петербурге, про «у!» и про твою телку, на балладу «Бэби», на легковесный мем-рэп.
На новом альбоме внезапно изменилась тематика. Но глубокого разговора не получается. Не хочется никого обижать, но честно говоря, это очень посредственные стихи. Тяжко слушать, как Фейс на протяжении 8 треков рифмует глаголы (это не запрещено, просто исторически воспринималось как признак неумелости или лени рэпера), рифмует квадратами, перебирает с пафосом и не дотягивает с русским языком. «Толпы молят о пощаде, но целуют идолов/Идолы в ответ лишь представляют собой иродов» — я точно должен это рецензировать?
В России жанр социального рэпа не то чтобы умер. Просто уже много лет не в тренде. Кажется, это именно в «Афише» прошлого десятилетия и применялся оборот, что рэп это музыка про плохо убранные улицы. А тогда другого рэпа, считай, и не было. В телевизор рэперов не брали, миллионов они не зарабатывали, их тексты были про все плохое вокруг, в цене были гипертрофированные честность, неподкупность и настоящесть.
На изменения последних лет не могло не повлиять то, как изменилась индустрия. Вместо того, чтобы грустно поднимать водный на хате, вдруг стало можно прыгать по сцене в модных шмотках и ездить в туры по 40 городов. Рэп стал ассоциироваться с деньгами и успехом и превратился в музыку гедонизма. Пришло это, к слову, с запада, где на поэтов-правдорубов тоже пропал спрос. Но хорошо прижилось и у нас. Не в последнюю очередь благодаря экономике: музыкальный рынок растет, а для молодых артистов настало золотое время.
Один знакомый написал, что годы прослушивания социального рэпа научили его одному — социальный рэп очень переоценен. Он похож на разговоры у офисного кулера: обсудили курс доллара, пенсионный возраст и как менты снова кого-то посадили на бутылку и пошли работать. Про Фейса пишут: «Он молодец! Это хорошо!» и это выглядит омерзительно по-пионерски. Потому что никаких «хорошо» и «плохо» в музыке не бывает.
Я бы писал, что Фейс крут. То, что автор самых провокационных строчек прошлого года вдруг обратился к повестке Навального — это невиданный сюжет, за которым хочется понаблюдать. Автору 21 год, его слушателям еще меньше. Он с ними поговорил о вещах, о которых с ними никто не поговорит. Провел черту: свободные люди — коррупционеры и взяточники. Поди плохо? Да, бедность его языка способна причинять физическую боль. Но Фейс всегда говорил в лоб, в этом была его сила. Почему-то нет сомнений, что и сейчас это снова сработает.