Что выполняет роль обрамления в ранних рассказах м горького

Что выполняет роль обрамления в ранних рассказах м горького

Что выполняет роль обрамления в ранних рассказах м горького. Смотреть фото Что выполняет роль обрамления в ранних рассказах м горького. Смотреть картинку Что выполняет роль обрамления в ранних рассказах м горького. Картинка про Что выполняет роль обрамления в ранних рассказах м горького. Фото Что выполняет роль обрамления в ранних рассказах м горького

Ранние романтические рассказы

Романтизм Горького совмещает в себе и традиционные, и новые приемы. Сюжет его романтических произведений строится на основе противостояния двух идей, одна из которых несет ярко выраженную положительную оценку. Герои ранних произведений Горького, даже погибая, остаются победителями. С самого начала произведения такие герои композиционно выделены и противопоставлены остальным («они стремятся жить, а не примиряться»). Это проявляется в их речи, стремлении к «вольной природе», в конфликте с обществом. Все это говорит об их сходстве с романтическими персонажами 19 века. В то же время герои Горького наделены новыми чертами: чертами «людей дна» (автор стремится к реалистическому описанию действительности).

К романтическим произведениям относсятся:
«Челкаш», «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Дед Архип и Ленька», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике», «Емельян Пиляй», «однажды осенью».

Изображение и роль пейзажа

Что выполняет роль обрамления в ранних рассказах м горького. Смотреть фото Что выполняет роль обрамления в ранних рассказах м горького. Смотреть картинку Что выполняет роль обрамления в ранних рассказах м горького. Картинка про Что выполняет роль обрамления в ранних рассказах м горького. Фото Что выполняет роль обрамления в ранних рассказах м горького

«Макар Чудра» (1892 год)

1. Композиция и содержание

Необычна и колоритна фигура старого цыгана. Говорит он почти афоризмами. В рассказанной им легенде декларируется его основная жизненная позиция: более всего он ценит свободу. О свободе он говорит поэтично и красиво, считая, что мало кто может оценить ее по достоинству.

Что выполняет роль обрамления в ранних рассказах м горького. Смотреть фото Что выполняет роль обрамления в ранних рассказах м горького. Смотреть картинку Что выполняет роль обрамления в ранних рассказах м горького. Картинка про Что выполняет роль обрамления в ранних рассказах м горького. Фото Что выполняет роль обрамления в ранних рассказах м горького

«Старуха Изергиль» (1894 год)

1. Композиция и главная идея

Что выполняет роль обрамления в ранних рассказах м горького. Смотреть фото Что выполняет роль обрамления в ранних рассказах м горького. Смотреть картинку Что выполняет роль обрамления в ранних рассказах м горького. Картинка про Что выполняет роль обрамления в ранних рассказах м горького. Фото Что выполняет роль обрамления в ранних рассказах м горького

«Песня о соколе» (1895 год)

1. Главная идея и главный образ

2. Изображение и значение пейзажа

Источник

Роль рассказчика в ранних произведениях М. Горького

Школьное сочинение

Ранние произведения М. Горького раскрывают основы мировоззрения молодого писателя, его философской мысли. Важную роль в этом раскрытии играет образ рассказчика. Благодаря образу рассказчика такие произведения, как «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль», становятся «рассказами в рассказе», у них возникает своеобразная «рама», которая, как рама картины, оттеняет своеобразие произведения. Например, в «Песне о Соколе» описание торжественно красивой, задумчивой природы, с которого начинается рассказ, сразу же настраивает читателя на возвышенный лад, позволяет ожидать повествования о чем-то значительном. К этому же подготавливает и характеристика, которую дает рассказчику М. Горький: старый чабан Рагим — человек мудрый, любящий рассуждать о жизни. Рисуя образ Рагима, писатель дает понять: в жизни всегда есть люди, которые близки по духу таким сказочным героям, как Сокол. Они помнят об этих героях, сочувствуют им, любуются ими.

Еще более важную роль играет рассказчик в «Старухе Изергиль». Во вступлении читаем: «Все это — звуки и запахи, тучи и люди — было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки». А затем возникает зловещая внешность старухи, которая «точно говорила костями «, голубой свет луны, облако, о котором Изергиль сообщает, что это Ларра, а далее следует сама сказка — одна из славных сказок, сложенных в степях. Так вступление настраивает читателя на чудесное, эмоционально подготавливает к легенде о Ларре.

Но роль обрамления не только в этом. Вводя нас в сказку, оно вместе с тем напоминает о современности. Вначале рассказчик четко определяет место действия: «Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу». С другой стороны, место действия легенды о Ларре определено так: «Далеко за морем, на восход солнца, есть старая большая река. «

В отличие от обеих легенд, рассказ Изергиль о себе насыщен реальными названиями, бытовыми подробностями, даже политическими событиями (Польское восстание, восстание в Венгрии). Так обрамление рассказа, слово рассказчика создает связь между сказочным и реальным, прошлым и настоящим.

Очень важно, что образ рассказчика здесь обрисован достаточно четко. С одной стороны, это думающий, критически относящийся к жизни человек. Он жадно вслушивается в слова Изергиль, они его волнуют, с горькой иронией говорит о земле, которая на своем веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, «отчего, наверное, и стала такой жирной и щедрой». Ему же принадлежит упрек обывателям — «живым мертвецам».

Но одновременно вырисовываются и другие черты рассказчика. Во вступлении Изергиль не случайно укоряет его в пассивности, в отсутствии любви к жизни: «У. стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны. Боятся тебя наши девушки». Новые подробности о рассказчике мы находим во второй главе — здесь его образ приобретает некоторый сатирический оттенок. Это своеобразная маска, которая необходима писателю для разоблачения морали «живых мертвецов». Но тем самым устанавливается еще одно звено связи между легендой и реальностью. Осторожность и инертность таких как рассказчик должны уступить место дерзанию и «безумству храбрых».

Итак, образ рассказчика в ранних произведениях М. Горького играет огромную роль: он создает живые и разнонаправленные связи между легендой и реальностью, прошлым и настоящим. Можно сказать, что благодаря ему в этих романтических произведениях возникает реалистическое начало.

Источник

Ранние рассказы Горького («Макар Чудра», «Челкаш», «Старуха Изергиль»)

Что выполняет роль обрамления в ранних рассказах м горького. Смотреть фото Что выполняет роль обрамления в ранних рассказах м горького. Смотреть картинку Что выполняет роль обрамления в ранних рассказах м горького. Картинка про Что выполняет роль обрамления в ранних рассказах м горького. Фото Что выполняет роль обрамления в ранних рассказах м горького

Ранние рассказы Горького («Макар Чудра», «Челкаш», «Старуха Изергиль»).

Цель: Познакомить учащихся с ранним творчеством Горького, составить представление о «ницшеанстве» раннего Горького

Учебник: 11 класс под ред. Беленького.

Вспомните, какой рассказ Горького вы уже проходили.

Хорошо. Сегодня мы повторим и обобщим ваши знания. И рассмотрим ещё два рассказа: «Челкаш» и «Макар Чудра». Запишите тему урока (1)

О Горьком у вас уже сложились определенные представления: «буревестник революции», инициатор создания и первый председатель Союза писателей СССР, публицист.

Раннее творчество Горького носит романтический характер.

Давайте вспомним, что такое романтизм. (2)

-Исходя из определения, выделите черты романтизма.

Теперь посмотрите на доску, правильно выделили черты? (3)

Выделим черты романтизма, исходя из определения:

Черты романтизма у раннего Горького: (4) ЗАПИСАТЬ

Задание: найдите черты горьковского романтизма в рассказах «Макар Чудра», «Челкаш» и «Старуха Изергиль».

Какую главную черту несёт в себе макар Чудра? Можно ли сказать, что Макар Чудра — романтический герой? Обращаем внимание на начало рассказа – диалог Чудры с рассказчиком.

— почему Радда требует поклона в ноги от возлюбленного?

— почему Зобар её убивает?

Герои не хотят покоряться. Подчиниться кому-то, покориться = полюбить человека. Но свобода дороже. Поэтому и происходит убийство.

Какое начало несут в себе герои легенды, рассказанной Макаром?

Мы говорим о свободе человека. Как она соотносится с любовью?

Какая позиция автора в рассказе?

Какова роль пейзажа в рассказе?

— Как раскрывает легенда мировоззрение Макара Чудры?

— Почему рассказ назван именем Макара, а не именем героев легенды?

Горький изобразил мир босяков. Вы прочитали рассказы «Челкаш» и «Макар Чудра». Кого из них можно назвать босяком?

Почему нельзя назвать босяком Макара?

Хорошо. Начнём наш анализ с рассказа «Челкаш».

Найдите в рассказе «Челкаш» слова/ссч/предложения, характеризующие образ Гришки Челкаша

Найдите в рассказе «Челкаш» слова/ссч/предложения, характеризующие образ Гаврилы.

Герои похожи внешне?

А похожи ли они в плане своих душевных качеств? Герои встретились. Что происходит в рассказе дальше?

3. Почему Челкаш берёт Гаврилу «на дело»?

Найдите и прочитайте сцену, когда после «дела» герои делят деньги.

«Песчаный и пустынный берег дрогнул от его крика, и намытые волнами моря желтые волны песку точно всколыхнулись. Дрогнул и Челкаш. Вдруг Гаврила сорвался с своего места, бросился к ногам Челкаша, обнял их своими руками и дернул к себе. Челкаш пошатнулся, грузно сел на песок и, скрипнув зубами, резко взмахнул в воздухе своей длинной рукой, сжатой в кулак. Но он не успел ударить, остановленный стыдливым и просительным шепотом Гаврилы:

— Голубчик. Дай ты мне эти деньги! Дай, Христа ради! Что они тебе. Ведь в одну ночь — только в ночь… А мне — года нужны… Дай — молиться за тебя буду! Вечно — в трех церквах — о спасении души твоей. Ведь ты их на ветер… а я бы — к землю! Эх, дай мне их! Что в них тебе. Али тебе дорого? Ночь одна — и богат! Сделай доброе дело! Пропащий ведь ты… Нет тебе пути… А я бы — ох! Дай ты их мне!

Челкаш, испуганный, изумленный и озлобленный, сидел на песке, откинувшись назад и упираясь в него руками, сидел, молчал и страшно таращил глаза на парня, уткнувшегося головой в его колени и шептавшего, задыхаясь, свои мольбы. Он оттолкнул его, наконец вскочил на ноги и, сунув руку в карман, бросил в Гаврилу бумажки.

— На! Жри…— крикнул он, дрожа от возбуждения, острой жалости и ненависти к этому жадному рабу. И, бросив деньги, он почувствовал себя героем.

— Сам я хотел тебе больше дать. Разжалобился вчера я, вспомнил деревню… Подумал: дай помогу парню. Ждал я, что ты сделаешь, попросишь — нет? А ты… Эх, войлок! Нищий. Разве из-за денег можно так истязать себя? Дурак! Жадные черти. Себя не помнят… За пятак себя продаете.

— Голубчик. Спаси Христос тебя! Ведь это теперь у меня что. я теперь… богач. — визжал Гаврила в восторге, вздрагивая и пряча деньги за пазуху.— Эх ты, милый. Вовек не забуду. Никогда. И жене и детям закажу — молись!

Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо и чувствовал, что он — вор, гуляка, оторванный от всего родного — никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя. Никогда не станет таким. И эта мысль и ощущение, наполняя его сознанием своей свободы, удерживали его около Гаврилы на пустынном морском берегу.

— Осчастливил ты меня! — кричал Гаврила и, схватив руку Челкаша, тыкал ею себе в лицо».

Кто в данной ситуации выглядит пригляднее – Челкаш или Гаврила?

— Какое начало несет в себе характер Челкаша?

— Зачем в рассказе появляется Гаврила?

— Какую роль играет пейзаж в рассказе.

Именно в таком пейзаже – приморском, ночном, таинственном и прекрасном – могут реализовать себя герой Горького.

Расскажите мне о композиции произведения.

— Какая отличительная особенность в характере Изергиль и в характерах героев легенд, рассказанных ей?

— Каков пейзаж, в который вписана героиня?

а) Легенда о Ларре (пересказ).

— Чем мотивирован характер Ларры?

— Какое понимание свободы он воплощает?

— Как изображены люди в легенде?

— В чем смысл наказания Ларры?

Ларра несёт в себе исключительный индивидуализм. Он в своём эгоизме, образно выражаясь, «перешагивает через других людей». Через племя, в данном случае.

Такой тип героя литературоведы называют «ницшеанским». По имени философа, Ф. Ницше, который был очень популярен в начале XX века, когда вековые устои рухнули. Кругом социальные потрясения. Царя можно свергнуть, «Бог умер!», «Материя исчезла». В чем человечеству искать выход?!

Выход мыслителям Серебряного века виделся в философии сверхчеловека. Бога нет, значит есть только Человек. И он всё может.

(СЛАЙД 6) ФОТО НИЦШЕ ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА УСЫ, ГОРЬКИЙ ОТРИЦАЛ, ЧТО РАЗДЕЛЯЛ ВЗГЛЯДЫ ЕГО

Сын орла и женщины был близок к становлению сверхчеловеком, а может и был им, но люди были не готовы к его появлению. Да, убив девушку, Ларра поступил не лучшим образом, но давайте помнить о том, что он попросту не знал, что убивать – это плохо. Орлы не стайные животные, а значит, убийство себе подобных может быть допустимо (это теория сверхчеловека как раз). Интересно то, что Ницше в своих произведениях часто упоминает орлов. «На дереве будущего вьём мы свое гнездо; орлы должны в своих клювах приносить пищу нам, одиноким!»; «И, подобно могучим ветрам, хотим мы жить над ними, соседи орлам, соседи снегу, соседи солнцу — так живут могучие ветры» (слайд7)

б) Легенда о Данко (пересказ).

— Легенда о Данко заканчивается словами: «Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!» Какие искры имеются в виду?

— Возможно, легенда была рассказана для того, чтобы объяснить, откуда берутся «голубые искры». Согласны вы с таким мнением?

— Какой поступок вы назовете подвигом?

— Кто и во имя чего совершает в легенде подвиг?

— Разумен или нет поступок Данко?

— Какие чувства вызвал у вас подвиг Данко?

Зачем же нужны эти легенды в рассказе? Как они связаны с образом Изергиль?

(10 СЛАЙД) А их трусость вполне отражена в поступке того осторожного человека, который наступил на сердце Данко. «Будущее и самое дальнее пусть будет причиною твоего сегодня: в своем друге ты должен любить сверхчеловека как свою причину» (Ф. Ницше «Так говорил Заратустра»).

(11 СЛАЙД) Вывод. Изергиль несет в характере единственное начало, которое полагает наиболее ценным: она уверена, что жизнь ее была подчинена лишь одному – любви к людям. Также единственное начало, доведенное до максимальной степени, несут и герои легенд, рассказанных ею. Данко воплощает крайнюю степень самопожертвования во имя любви к людям, Ларра – крайний индивидуализм.

Макар не признает скучной жизни, потому что знает, что время, отведённое человеку, коротко, и нет смысла жить впустую. Это его мнение перекликается с одним из афоризмов Ницше: «Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни».

Обратимся к другому рассказу Горького – «Челкаш».

(СЛАЙД 14) как эту цитату соотнести с рассказом?

Обобщение по всем рассказам.

В каком пейзаже предстаёт Изергиль, Макар, Челкаш?

Что море символизирует в литературе? Как и небо (Ларра).

Верно. Т.е. в рассказах Горького – романтический пейзаж

Подведём итоги. В раннем творчестве Горького есть черты романтизма (пейзаж, свободный герой), ницшеанства (сверхчеловек Ларра). И особенно важно для понимания раннего творчества Горького его позиция по поводу понятия свободы.

Д/з. Прочитать «На дне». + История создания пьесы
У вас сочинение 5 декабря там есть раздел «Мечта и реальность» из пьесы можно взять аргументы, например МЕЧТА постояльцев ночлежки и РЕАЛЬНОСТЬ

Романтизм – особый тип творчества, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.

образ рассказчика и легенды нет в челкаше

Макар Чудра несет в характере единственное начало, которое полагает наиболее ценным: стремление к свободе. «Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай — вот и все!» / «Так нужно жить: иди, иди — и все тут. Долго не стой на одном месте — чего в нем?»

Соотнесение показано в легенде о Лойко Зобаре и Радде.

Свобода невозможна там, где есть любовь.

Макар Чудра изображен на фоне романтического пейзажа: «С моря дул влажный холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные, желтые листья и бросали их в костер, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море и прямо против меня – фигуру Макара Чудры…».

Он – не одиночка. Он живёт в таборе.

«старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор. Он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе с разорванным воротом, открывавшим его сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей. По всклокоченным черным с проседью волосам и смятому, острому, хищному лицу было видно, что он только что проснулся. В одном буром усе у него торчала соломина, другая соломина запуталась в щетине левой бритой щеки, а за ухо он заткнул себе маленькую, только что сорванную ветку липы. Длинный, костлявый, немного сутулый, он медленно шагал по камням и, поводя своим горбатым, хищным носом, кидал вокруг себя острые взгляды, поблескивая холодными серыми глазами и высматривая кого-то среди грузчиков. Его бурые усы, густые и длинные, то и дело вздрагивали, как у кота, а заложенные за спину руки потирали одна другую, нервно перекручиваясь длинными, кривыми и цепкими пальцами. Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал».

Шагах в шести от него, у тротуара, на мостовой, прислонясь спиной к тумбочке, сидел молодой парень в синей пестрядинной рубахе, в таких же штанах, в лаптях и в оборванном рыжем картузе. Около него лежала маленькая котомка и коса без черенка, обернутая в жгут из соломы, аккуратно перекрученный веревочкой. Парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно.

Они не похожи внешне.

Его напарник – Мишка – некстати ломает ногу (ногу отдавило чугунной штыкой).

ПОТОМУ ЧТО КРЕСТЬЯНИН ЧЕЛ НЕ СВОБОДНЫЙ

Герой противопоставляется Челкашу.

Он является местом действия. Море- символ свободы. Он помогает понять характер главного героя.

Рассказ состоит из 3 глав. 1 – легенда о Ларре, 2 – рассказ Изергиль о своей жизни, 3 – легенда о Данко.

Герои легенд «старухи Изергиль» – Данко и Ларра – тоже воплощают собой единственную черту: Ларра – крайний индивидуализм, Данко – крайнюю степень самопожертвования во имя любви к людям.

В романтическом пейзаже предстает и главная героиня рассказа «Старуха Изергиль»: «Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порывы, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они уходили все дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их все прекраснее».

1 рос не среди людей, пришел в племя взрослым
2 сводода= эгоизм и гордость (ницшеанство)
3 люди не понимают
4 наказан жизнью и свободой

Образ Изергиль – между двумя этими полюсами. Она любила, любила много (истории про её мужчин вспоминаем), но она и эгоист (ни с кем из них она не осталась в итоге).

Челкаш – море, лодка.

2. Кто из героев произведений М. Горького «разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце», горящее «факелом великой любви к людям»? ДАНКО

3.Какой новый тип героя ввёл М.Горький в своих произведениях: лишний человек

4. Что выполняет роль обрамления в ранних рассказах М. Горького? ПЕЙЗАЖ

5. Какой художественный прием использован писателем в следующем отрывке в выделенных предложениях?

«Ночь была темная, по небу двигались толстые пласты лохматых туч, море было спокойно, черно и густо, как масло. Оно дышало влажным соленым ароматом и ласково звучало, плескаясь о борта судов. Море спало здоровым, крепким сном работника, который сильно устал за день». Метафора ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

6. Уроженцем какого города был М.Горький? Нижнего Новгорода

7. Укажите годы жизни М.Горького. 1868-1936

8. Кого из персонажей ранних рассказов М.Горького люди наказали за гордость, за то, что он считал себя выше других? Ларру

9.Как относился М.Горький к первой русской революции? активно поддерживал

10. Какой творческий метод нашел воплощение в ранних произведениях М. Горького «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике», «Старуха Изергиль» и т. д.? РОМАНТИЗМ

11. Укажите жанр произведения М. Горького «Старуха Изергиль». РАССКАЗ

12. Как зовут «сына орла», легенду о котором рассказывает старуха? ЛАРРА

13. Каким термином обозначают какую-либо значимую подробность, важную для понимания цельного художественного образа (например, «холодные и гордые» глаза героя)? ДЕТАЛЬ

14. Как называется средство художественной изобразительности, с помощью которого автор характеризует персонажей: «черноволосую и нежную, как ночь», «сильный,как сама она», «глаза, как у царя птиц»? СРАВНЕНИЕ

15. Определите, какой стилистический прием, свойственный поэтической речи, М. Горький использует в тексте: «И забыли о ней», «И, когда ее спросили», «И разговаривали с ним» и т. д.? ХОРЕЙ

16. По портретной характеристике определите героя рассказов М.Горького.
«Он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и спокойной с виду, но внутренно возбуждённой и зоркой, как лёт той хищной птицы, которую он напоминал» Челкаш
17. Кто из героев рассказов М.Горького готов был пойти на преступление из-за двух «радужных» (двухсот рублей)? Гаврила

Источник

Конспект урока по литературе в 11 кл РАННИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ М. ГОРЬКОГО

Конспект урока литературы в 11 классе

учителя Гимназия Святителя Василия Великого

Деминой Елены Федоровны

ТЕМА: РАННИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ М. ГОРЬКОГО.

ЦЕЛЬ: дать представление о художественном мире писателя, охарактеризовать основные принципы романтических произведений, проанализировать тематику и проблематику романтических произведений.

Есть только две формы жизни: гниение и горение.

Трусливые и жадные изберут первую,

мужественные и щедрые – вторую.

1. Поверка д/з : письменный блиц – опрос по биографии писателя ( по материалам учебника),

2. Работа с учебником: выделить из статьи учебника (С. 123) о художественном мире писателя

основные мысли, относящиеся к ранним произведениям (дома проработать до конца)

3. Вступительное слово учителя.

· В ранних романтических произведениях отражается тоска Горького по светлой прекрасной жизни. Горький противопоставляет современную «серую» эпоху эпохе 60-х гг. Вот что он пишет в рассказе «Встреча»: «Теперь и тогда – какие эпохи! Одна – вся в ярких огнях, полная энергии, самозабвения, достоинства. Эпоха великих реформ, великих надежд, великих ошибок: трагическое, смешное, доброе и мечтательное – всё перепутывалось в ней. И всё было крупно, по меньшей мере».

· Горький часто обращается к революционной эпохе 60-х. В рассказе «О Чиже…» Горький хотя и не прямо, но сталкивает эти два времени. Когда маленький Чиж запел свою песню о тех, кто честно пал в бою, но не побеждён. Обитатели рощи почувствовали «нечто хорошее и сильное», и доже покрытые лишаями деревья задумались о прошлых днях: « То были славные весенние дни, когда только в роще начинали расцветать цветы и надежды, птицы пели свободные и звучные гимны солнцу, а свободное от туч небо казалось бесконечно глубоким. То были хорошие дни, когда не нужно было принуждать себя жить, потому что жить хотелось».

? Что за литературный приём использует автор в данном тексте?

? Каким методом изображения действительности пользуется Горький в своих ранних произведениях?

Каковы основные принципы романтизма?

· Главная тема ранних романтических произведений Горького – рождение нового героического характера, который раскрывается им во всей сложности и драматичности.

· У раннего Горького господствуют мотивы жадности к жизни, жажды и культа силы, страстного стремления выломиться за привычные рамки жизни. Скитания горьковских героев по бескрайней стране, их неожиданные. Удивляющие окружающих поступки, даже преступления – что угодно, только не обыденная. Скучная жизнь среди скучных, ходящих ежедневно на службу людей. Всё это прочитывалось российским обществом как пафос «восстания личности против всякого рода давящих её тисков.

· Истоки романтических произведений Горького ясны: романтический герой живёт среди несовершенных, а то и трусливых, жалких людей, но всё отсутствующее в реальности воспето в легендах.

· Очень многие свободолюбивые герои Горького – индивидуалисты по своей натуре. От рассказа к рассказу меняется горьковский романтический герой: от свободного индивидуалиста – к свободе, которая сочетается со служением людям

4. Анализ рассказа «Макар Чудра»

? Как создаёт Горький романтический характер?

пейзаж и портрет как средство романтизации : с первых строк любуемся мы природой, которая однозначна в своей красоте и гармонична, в то время как люди не однозначны, т.к. в них присутствует и злое, и доброе начало.

Как называется такая позиция? – индивидуализм. Макар Чудра считает, что человеку достаточно своих забот.

Соглашается ли с ним автор? – Нет! Авторские слова не звучат в произведении открытым текстом, но Макар Чудра пересказывает их. Учиться и учить – вот позиция автора.

Как относится Макар Чудра к людям, работающим на земле?- Рабы, а Макар – свободный человек. Отсюда и негативное отношение к любви: «Полюбишь – умерла воля в твоём сердце!»

ЛЕГЕНДА О ЛОЙКЕ ЗОБАРЕ И РАДДЕ

Каковы жизненные ценности героев легенды?

Какой конфликт лежит в основе легенды и как он разрешается?

Каково понимание свободы героями легенды?

! Горьковский Лойка Зобар близок к идеалу автора. Но судьба его трагична, т.к. Горький отказывает герою в полной гармонии: Забар утверждает любовь к свободе, но к свободе свей личной, которая не может сочетаться с беззаветной любовью. Поэтому Лойка убивает Радду, не желая быть рабом даже любви.

Как раскрывает легенда мировоззрение Макара Чудры?

Каков смысл финала рассказа?

5. Анализ рассказа «Старуха Изергиль»

? Каково назначение трёхчастной композиции рассказа?

Как воплощается в легендах идея романтического двоемирия?

Какую роль играет романтический пейзаж?

Как проявляется в пейзажной живописи романтическая гиперболизация?

Что важнее для Горького конкретность или экспрессивность образа?

Кто является главным героем этого рассказа? Каково значение этого образа ?

Каковы взгляды Изергиль на жизнь? – любит жизнь, красивых и сильных людей (противопоставлена Ларре); ненавидит ложь, неискренность. Восхищается людьми, которые совершают подвиги ( см. эпиграф)

Как раскрывает история жизни Изергиль её устремлённость к романтическому идеалу?

Как соотносится её портрет с рассказом о поисках высокой любви?

Что говорит Изергиль о современной жизни? – « не живут люди, а всё примеряются..»

Что прекрасного видит Изергиль в современных людях ? – молдаване поют…

Какова роль повествователя в рассказе?

ЛЕГЕНДА О ЛАРРЕ И ДАНКО.

? Чем мотивирован характер Лары? – Сын орла и женщины, сильный смелый, красивый. но любит только себя. Это типичный романтический герой. Противопоставленный обществу. Но не вызывает у читателя симпатии, т.к. он жесток и с презрением относится к людям. А главными чертами характера являются гордость и эгоизм.

Какое понимание свободы воплощает Ларра?

В чём смысл наказания Ларры?

Каков Данко? В чём смысл его противопоставления Ларре? Что общего между этими героями?

Каковы люди в легендах?

Как оценивает Изергиль героев рассказанных ею легенд?

Что сближает Изергиль с героями легенд?

В чём, по мнению автора, сила Данко? Кто из героев авторский идеал?

ВЫВОД. Все романтические герои Горького одиноки, и все они гибнут во имя своих представлений о свободе. Это осознанные жертвы. Другого выхода писатель в то время не видел, но в более поздних произведениях горьковский герой потеряет эту черту.

6. Анализ рассказа «Челкаш».

Вступительное слово учителя.

Непосредственной предшественницей горьковской прозы была проза Чехова. Чеховских героев «беспощадно засасывает житейская тина», они жалуются, что «надорвались». «Взамен этих… минорных мелодий, Горький дал нам мажор, …он нарисовал фигуры людей «дна», которые назло горю – злосчастью забавляются удалою напевочкой: « Когда у меня нет ничего, то и терять мне нечего», а головы не вешают; напротив, у них своеобразная босяцкая философия с привкусом модного ницшеанства».

Горький ввёл в литературу новую фигуру – босяка, который до Горького в жизни и сознании общества считался общественной язвой, отравляющей общественный организм… принималось за истину, что общество живёт в главных принципах правильной жизнью и что уклонения от его законов способны порождать дикообразные явления, каково босячество. После «откровений» Горького стало видно, что общество всё сгнило и в нём только и осталось здорового, что «босяк».

Босяк – человек без постоянного места жительства, не связанный постоянным трудом, семьёй, не владеющий собственностью и поэтому не заинтересованный в сохранении мира и спокойствия в обществе. В годы, когда писался рассказ « Челкаш», на 120000 населения приходилось 20000 босяков.

Горький прекрасно знал пёстрый социальный состав босяков, обитателей трущоб и ночлежек, страшное «дно» портовых и промышленных городов, и потому в произведениях, написанных в 90-е гг. XIX века изображает людей. Опустившихся на «дно» жизни, но сохранивших в себе человеческие чувства.

Писатель объяснял свой интерес к босякам тем, что он видел перед собой людей, единственным стремлением которых было « жульнически высасывать кровь человека, сгущая её в копейки», он возненавидел этих мещан, « похожих друг на друга, как медные пятаки чекана одного года»

«Странные были люди среди босяков, и многого я не понимал в них, но меня подкупало в их пользу то, что они не жаловались на жизнь, а о благополучной жизни обывателей говорили насмешливо, иронически» ( М.Горький)

1. Работа над композицией рассказа, ее структурными компонентами.

— Как начинается произведение и что начинается таким началом
или экспозицией?

— Какие художественные приемы использует автор при создании
образа порта?

(Например, звукопись: «Звон якоРных цепей, гРохот сцепления ваго­ нов, подвоЗящих гРуЗ, металлический вопль желеЗных листов, дРебеЗжа-ние иЗвоЗчичьих телег. »; эпитеты: «дикая музыка труда», «звонкий воз­ дух», «страстный гимн»; сравнения: «жаркое солнце смотрит в зеленова­ тое море, точно сквозь тонкую серую вуаль».)

— Как связано описание морского порта с основным сюжетом рас­ сказа? Определите яркие контрасты рассказа.

— Какую роль играет пейзаж в произведении? В какой степени
море вообще является своеобразным действующим лицом в
рассказе? Какое настроение создают картины моря?

(Пейзаж принимает активное участие в произведении. Так, босяк Чел­ каш любит море, а Гаврила боится его. И море, вначале спокойней, начинает волноваться по мере обострения конфликта между героями. Пейзаж моря дан в живописно-романтической манере. Он придает и образу Челкаша некоторую романтическую окраску, помогает раскрыть положительные

ка чества Челкаша; с другой стороны, этот же пейзаж резче оттеняет ни­ чтожество Гаврилы. Море является как бы участником рассказа: оно меня­ет психику и настроение героев, оно вызывает определенный строй чувств и мыслей человека, влияя на исход дела. Наконец, описание бурного моря имеет в какой-то степени и символическое значение и говорит о той грядущей бу­ ре, которая очистит жизнь.)

Таким образом, в описании природы звучит радость жизни, вели чие красоты мира. Природа пробуждает лучшие чувства в человеке.

— Чем отличается отношение к морю Челкаша и Гаврилы? Под­ твердите свои мысли текстом.

2. Характеристика героев. Сопоставьте образы Челкаша и Гаврилы

а) портретная характеристика;

б) их цели в жизни, их мечты;

в) поведение в «деле»;

г) отношение к деньгам.

3. Анализ последней сцены-драмы, разыгравшейся между Челка шом и Гаврилой (чтение по ролям и беседа).

— Каким в этой ситуации предстает каждый их них?

— Кому сочувствует автор, кого обвиняет?

— Кто, по-вашему, виновен в ссоре героев?

— Почему Челкаш отдал деньги Гавриле?

— Чем объяснить пренебрежи­ тельное отношение Челкаша к своему напарнику?

Какие средства использует Горький для романтизации образа центрального героя? Ещё раз про­ анализируйте портрет Челкаша, его образ жизни.

Каким образом автор снижает образ Челкаша?

В каких отношениях находится Челкаш с окружаю­ щими его людьми?

— В чем отличие понимания свободы Челка шом (свобода от социума) и Гаврилой (свобода хозя­ ина на своей земле)?

Каково отношение Горького к крестьянину?

— Можно ли считать, что Челкаш и Гаврила воспринимают человека лишь как средство для достижения своих целей? Докажите свою точку зрения.

— Какой мо­ мент рассказа можно считать кульминационным?

— В чем смысл финальных строк рассказа, как они проявляют авторскую позицию? Как изменяется она по сравнению с рассказом «Макар Чудра»?

— В каких строках, по-вашему, заключена главная идея произве­ дения? Докажите свою мысль.

В психологической драме, разыгрывающейся между Челкашом и Гаври­лой, вор Челкаш выглядит неизмеримо человечнее, благороднее крестьянско­го парня Гаврилы. Но эти человечность и благородство относительны. Чел­ каш нравственно вырастает только в сопоставлении с мелким собственни­ком и себялюбцем Гаврилой. Горьковские герои, подобно Челкашу, красивы, когда они противостоят трусам и собственникам. Не случайно сила приро­ ды противостоит порочной жизненной практике обоих героев.)

— Какое настроение создается рассказом? Можно ли сказать, что в рассказе есть и радость, и горе, и страдание, и ощущение сво­ боды и широты и одновременно горестной жизни, в которой существуют горьковские герои?

(Горький не только показал жертв несправедливого общественного строя, но глубоко проник в их психологию, раскрыл индивидуальное своеоб­ разие личности каждого, даже самого забитого человека, тяжесть жиз­ ни и борьба за существование уродуют психику людей, порождают в них злобу, жестокость, хитрость. Им писатель противопоставляет людей, отличающихся благородством, чувством собственного достоинства. Но Челкаш не герой, избранник судьбы, а скорее такая же жертва бездушного и алчного мира, как Гаврила.)

Какие размышления возникли у вас при чтении рассказа?

В этом романтико-реалистическом рассказе стал­ киваются два понимания свободы: свобода мелкого собственника и свобода босяка, порвавшего связи с породившей его средой. Стремление стать хозяином на своей земле будит в Гавриле темную страсть, тол­ кающую его на жалкие и подлые поступки по отно­ шению к человеку, которым он готов восхищаться. Свобода Челкаша, свобода от социума, от собственни­ ческих инстинктов оборачивается драмой ненужно­ го человека, утратившего свои корни, потерявшего имя, порождает жажду мести и отчаяние. Таким об­разом, Горький уже в раннем творчестве приходит к глубоким сомнениям в истинности индивидуальной свободы. Вполне логично, что следующий шаг писа­ теля — утверждение необходимости организованной борьбы за всеобщую свободу

ДОМ. ЗАД. Выписать основные мысли из статьи «Художественный мир писателя», прочитать учебник о пьесе «На дне», прочитать саму пьесу, кто не работал на уроке – таблицу по биографии Горького в тетради.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *