Что выгодно импортировать в россию
5 идей для развития экспортного бизнеса
Чтобы развивать экспортный бизнес, надо начать с правильной идеи. Мы поговорили с Антоном Хохловым, руководителем проекта по информационно-аналитическому обеспечению РЭЦ, и выбрали пять работающих направлений экспортного бизнеса.
Структура экспорта России
Основной вклад в отрицательную динамику несырьевого неэнергетического экспорта внесли химические товары (46% снижения) и металлопродукция (38%).
В структуре несырьевого экспорта выделяются машиностроение (25,6%) и металлургия (25,5%). Также весомые доли приходятся на химические товары (19,1%), продовольственные (14%), лесобумажную промышленность (7,3%), драгметаллы (4,1%). Рост в стоимостном выражении показали продовольствие (+6,8%), стекло, керамика и изделия из камня (+6,1%), лесобумажные товары (+2,7%), драгоценные металлы и камни (+2,4%). Все чаще выделяются российские технологические компании, отправляющие на экспорт услуги: ИТ-решения, софт для повышения бизнес-эффективности, антивирусные программы, комплексные решения для бизнеса – они учитываются в отдельной статистике.
Несырьевой неэнергетический экспорт России
Идея первая. Продукты питания
Продовольствие – это товар, на который в мире всегда существует большой спрос, его покупают и высокоразвитые США, и небольшое государство Руанда.
Россия в 2016 году стала крупнейшим в мире экспортером пшеницы
Например, российский шоколад и конфеты закупает 40 стран мира из разных регионов. Одним из основных импортеров всего за два года стал Китай – там теперь во многих супермаркетах можно увидеть продукцию под марками «Красный Октябрь», «Яшкино», «Славянка», «Коломенское». Порядка 60% экспорта «Объединенных кондитеров» («Красный Октябрь», «Рот Фронт», «Бабаевский», и др.) идет в СНГ, также закупают ее в Китае, Австралии и Иране. «KDV-Групп» (бренды «Яшкино», «Славянка», «3 корочки», «Кириешки», «Бабкины семечки») экспортирует продукцию в Китай, Польшу и Чехию. Недавно среди покупателей российских кондитеров отметилась и Мексика (компания Edelweiss). Экспортируют продукцию и российские компании, входящие в международные группы, – например, владимирская фабрика «Ферреро Руссия» поставляет конфеты в Бразилию и Польшу.
Так называемое базовое продовольствие (зерно, мясо, сахар, растительные масла), где счет экспортных операций идет на десятки и сотни тысяч тонн в год, требует крупных инвестиций (в этом поможет государство) и взвешенного подхода (не поскупитесь на хороших специалистов, чтобы не стать локальным Хрущевым). Небольшому бизнесу проще пробовать себя в нишевых товарах (мед, ягоды, специи и все многообразие готовых продуктов), где на первый план выйдет умение вкусно сделать, красиво запаковать и интересно преподнести. Например, одним из ярких специфических продуктов в 2016 году стал кориандр, по экспорту которого Россия заняла 1-е место в мире. Можно попробовать себя и в роли посредника, организуя процесс торговли между нашими производителями и иностранными компаниями, готовыми импортировать российский продукт, благо что и тех, и тех много (это подтверждает опыт проводимых Российским экспортным центром в разных странах мира дегустационных сессий Russian Gastroweek).
Идея вторая. Приборы и оборудование
В западной бизнес-среде есть такое выражение: «Если вам нужна одна сверхсложная уникальная вещь – обратитесь к русским, если вам нужно 10 одинаковых вещей – никогда не обращайтесь к русским». Что ж, если и правда не стоит соревноваться с Китаем в штамповке смартфонов и электрочайников, то вот на рынке сложного оборудования нам есть что продемонстрировать миру.
Россия – одна из немногих держав с собственным авиакосмическим и атомным машиностроением. Атомная электростанция, атомный ледокол, искусственный спутник Земли, пилотируемый космический корабль – все это впервые было сделано в нашей стране. Старовато? Но плоды этих достижений мы пожинаем до сих пор и не стоим на месте. Например, именно Россия первой разработала и воплотила в жизнь проект АЭС с постфукусимскими требованиями безопасности.
У России до сих пор сохраняется репутация страны сильной инженерно-конструкторской мысли. И эта мысль находит воплощение и в производстве: лазеры – в Китай, охранные системы и торговые автоматы – в Европу, ракетные двигатели и оборудование для наноисследований – в США. И это лишь несколько ярких примеров нашего экспорта. В сфере производства приборов и оборудования можно легко найти новую нишу, предложив интересное техническое решение, причем необязательно его изобретать от и до. Во многих случаях клиенту нужны станок, насос, печь, прибор, машина для решения его конкретных задач, и здесь даже небольшие компании могут дать фору мировым технологическим гигантам. А в дальнейшем подспорьем бизнесу будет сервисное обслуживание, так как покупатель часто заинтересован в долгосрочных отношениях.
Есть ряд успешных примеров по такому технологичному бизнесу. Например, компания «СиСорт» поставляет фотосепараторы в Испанию, Францию, Германию, Польшу и другие страны, компания «Уникум» – торговые автоматы в Европу, завод «Криогенмаш» – установки для сжижения газов в Китай и Индию.
Еще один интересный технологический бизнес-кейс – российская компания Yotto Group, которая производит интерактивные 5D-аттракционы ExoSkelet и ExoBox и поставляет их в Европу, Латинскую Америку и Африку. В 2011 году инженеры компании разработали уникальную технологию под названием ExoFilm, благодаря которой кинозал становится интерактивным, позволяя зрителю управлять сюжетом фильма, накапливать бонусы при помощи джойстиков. Компания также производит симулятор полета с вращением на 360° – по сочетанию возможностей и цены этот аттракцион практически не имеет конкурентов.
Идея третья. Деревообработка
Пятьдесят лет назад передовое человечество говорило о веке стали и пластмасс, природные материалы, такие как дерево или хлопок, казалось, безвозвратно уходят в прошлое. Однако не успело смениться и одно поколение, как мир озаботился экологичностью, и все натуральное стало иметь еще большую ценность, чем раньше. Потребителям всех категорий нужны деревянные дома, мебель, предметы обихода.
России в этом плане повезло: у нас крупнейшие в мире ресурсы промышленной древесины. В лесах имеются универсальные сосна и ель, износостойкая лиственница, идеальная для фанеры береза, прочные дуб и ясень, декоративные породы. Каждый год в наших лесах прирастает больше древесины, чем заготавливается, – в 3 раза! Это колоссальный потенциал, особенно с учетом того, что современная лесохозяйственная практика позволяет организовать эффективное, безущербное для природы производство даже на базе небольшой делянки.
По экспорту строительной продукции из дерева – пиломатериалов, фанеры, древесных плит, строительных деталей – Россия входит в пятерку ведущих стран.
Интересный бизнес-кейс в данном направлении – компания «Современные технологии обработки древесины», которая занимается производством высокопрочного многослойного клееного бруса из шпона — Ultralam™ LVL (laminated veneer lumber). Производство осуществляется на заводе «Талион Терра» в Тверской области в городе Торжке. Это самый крупный завод такого профиля в Европе с производительностью 150 тыс. м3 в год. Сегодня 75% объема продукции Ultralam отправляется на экспорт. Товар сертифицирован во многих странах мира и поставляется в 30 стран всех регионов, а крупнейшими покупателями выступают Австралия, ЕС, Саудовская Аравия и США.
Идея четвертая. Одежда и аксессуары
В онлайн-торговле средний чек, как правило, выше, чем при обычных покупках.
Успешные примеры российских производителей, экспортирующих онлайн, – компания «ХИЗ», создатели детских трехмерных конструкторов «Фанкластик», производители детской одежды Choupette и марка Black Star, под которой выпускаются одежда, аксессуары и сувениры.
Набирает обороты мода на коллекции российских дизайнеров. С точки зрения качественной авторской одежды российские производители одежды являются весьма конкурентоспособными, так как отличаются нестандартной подачей и оригинальным колоритом. Яркий кейс малого бизнеса в аксессуарах – красноярский бренд деревянных очков и бизнес-подарков Brevno: сегодня заказы в компанию приходит из США, Германии, Италии, Марокко, Кореи и других стран.
Идея пятая. Разработка мобильных приложений
Рост популярности мобильных приложений – глобальная тенденция. Нельзя сказать, что эта статья экспорта для России сегодня существенна, однако рынок специализированных программ для смартфонов как раз может стать «голубым океаном», вашим путем к бизнес-успеху.
Как показал опыт россиянина – создателя Prisma, приложения для обработки фотографий в стиле художников, такой бизнес может стать очень успешным с точки зрения экспортных возможностей. По данным системы аналитики App Annie, за девять первых дней работы приложение Prisma стало одним из самых скачиваемых в 10 странах мира – России, Белоруссии, Эстонии, Молдавии, Киргизии, Узбекистане, Казахстане, Латвии, Армении, Украине.
Сделки без границ:
как изменилась ВЭД после кризиса
Импортные товары, на которые растет спрос у россиян
Лидеры импорта: техника, химия и сырье
Пандемия коронавируса негативно влияла на импортный бизнес, и год не стоит считать нормой для определения макротрендов. Но в долевом выражении три главные статьи импорта в этом году не изменились.
По данным за 2019 год, на машины и оборудование пришлась почти половина всех поставок (46,1%). Здесь, несмотря на отечественный автопром и станкостроение, есть потребность в иностранных технологиях. Так, в 2019-м значительно вырос спрос на импортные грузовые автомобили (поставки увеличились на 13,8%) и чуть менее сильно — на легковые автомобили (на 3,3%).
На втором месте по объемам поставок — продукция химической промышленности: пластмассы, резина, каучук, удобрения и пр. На нее пришлось 19,6% ввозимых товаров. Здесь в 2019-м вырос спрос на пластмассу и пластмассовые изделия — на 13,3%. Их везли из Китая, Германии, Белоруссии и Южной Кореи, в основном в Москву, Московскую область и Санкт-Петербург.
Замыкают тройку продукты питания и сырье для них — на эту группу приходится 12,3% всего импорта. Здесь большой прирост показало сливочное масло — объемы импорта в 2019 году выросли на 31,6%. Впрочем, речь скорее о восстановлении объемов, просевших в 2018-м. По итогам 2020 года импорт масла увеличился еще на 4,6%. Основными поставщиками сливочного масла и молочных жиров выступают Белоруссия (58,4%), Новая Зеландия (21,4%), Аргентина (12,4%), Киргизия (3%) и Уругвай (2,5%). Растет спрос на сыры и творог (на 12,4% год к году по данным за 2020-й). И хотя импорт на молочном рынке играет небольшую роль, в отдельных продуктах ощущается недостаток местного производства. Также на 14,8% вырос ввоз свежей и охлажденной рыбы. Наиболее востребованной на российском рынке импорта остается замороженная скумбрия.
Среди других беспроигрышных вариантов товаров, завозить которые Россия будет всегда — продукты с конкретным географическим происхождением: вино, крепкий алкоголь, многие виды фруктов и овощей. К такому же можно отнести многие марки электроники, брендовую одежду, которую пока не шьют в России, косметику и парфюмерию. Или, напротив, дешевую одежду из Вьетнама или стран Африки, в которые переехало знаменитое made in China.
Что изменилось в 2020-м
Присоединиться к самым большим категориям импорта не обязательно залог успеха. Ведь большие данные ничего не говорят нам о том, как сложилась судьба конкретных компаний. Гораздо важнее при выборе стратегии разглядеть тренд и даже предугадать события.
Во время пандемии в выигрыше оказались те, кто вовремя наладил импорт средств индивидуальной защиты и начал их поставлять на пике дефицита, говорит член совета московской «Деловой России», учредитель таможенно-логистической компании VIG Trans Игорь Ребельский. Были компании, для которых такие поставки совершенно нехарактерны, — например, ввозившие обычно сувениры, замечает он. Но умение вовремя сориентироваться и готовность выйти за привычные рамки принесли им в моменте сверхприбыль. В связи с эпидемиологической ситуацией также выросло количество поставок медицинского оборудования и мебели для оснащения больниц, комментирует эксперт.
Этот год в целом испытывает компании и заставляет адаптироваться под быстро меняющиеся реалии рынка, замечает Ребельский. Так, например, зимой, которая выдалась теплой, хорошо смогли заработать импортеры, которые стали ввозить пушки, генерирующие и распыляющие искусственный снег — на них был спрос на горнолыжных трассах.
Такие резкие изменения в направлении деятельности компаний-импортеров проходят легче, когда есть надежный финансовый партнер, предоставляющий сервисы для внешнеэкономической деятельности —- инструменты для для покупки валюты по выгодному курсу, быстрые и надежные расчеты, заботливый валютный контроль и консультации своих экспертов по внешнеэкономической деятельности.
Как держать руку на пульсе
Чтобы предугадать тренды, лучше опираться не только на собственную интуицию, но и на данные с рынка. Для этого можно пользоваться ресурсами, которые агрегируют большое количество информации о продажах импортных товаров — например, статистику запросов в поиске и крупные маркетплейсы, как отечественные, так и зарубежные. Как правило, они сами публикуют срез трендов и/или дают инструменты для анализа текущих тенденций.
Выбирая стратегию импорта готовой продукции, важно смотреть на социально-экономические показатели России или конкретного региона, в который планируется поставка. Например, статистика говорит о растущем расслоении и имущественном неравенстве в стране. Значит, можно сделать ставку и на люксовые бренды, и, наоборот, на совсем недорогую продукцию. В пользу общего снижения ценника закупки говорит и падение доходов из-за пандемии, и ослабление рубля.
Понять, какое сырье и оборудование будет пользоваться спросом, можно исходя из динамики производства и мер по локализации, принимаемых правительством. Например, правительство стимулирует локализацию автомобилестроения, пищевых, сельскохозяйственных производств.
Подсказку дадут и масштабные государственные проекты, в том числе нацпроекты. К примеру, Россия собирается развивать внутренний туризм (и пандемия этому способствует) и следующий год может быть назван годом детского туризма. А значит, подойдут товары для строительства и оснащения отелей, сувениры, снаряжение (для горных маршрутов и экотуризма).
Другой пример: идет реформа по обращению с коммунальными отходами. Для нее нужно оборудование по сортировке, переработке вторсырья и повторного изготовления изделий из него, да даже контейнеры (ведь чтобы оснастить ими всю страну, не хватит внутреннего производства). В принципе «зеленая» тема как никогда на слуху и различные экотовары становятся популярны.
Успех импортеров, конечно, зависит и от курса рубля — у банков, помогающих вести ВЭД, есть выгодные условия конверсионных сделок и инструменты, позволяющие зафиксировать курс и не зависеть от его колебаний. Выбирая финансового партнера, стоит проанализировать возможности и условия сделок с валют, чтобы найти максимально выгодное сотрудничество. Стоит обратить внимание на возможность проводить сделки в режиме онлайн — временной фактор влияет на издержки и риски, связанные с конвертацией валюты. Еще один бонус у современных банков — возможность отследить валютный платеж с помощью специального сервиса — GPI-трекера.
Одно можно сказать без сомнений: идти в импорт — точно стоит. Это важная часть экономики, которая, несмотря на меры по импортозамещению, будет востребована всегда. Ведь поставщики иностранных товаров не просто завозят оборудование, они работают на развитие экономики, осуществляя таким образом трансфер технологий и встраивают Россию в глобальную цепочку поставок. Российские фирмы в обрабатывающей промышленности, импортирующие промежуточные товары и оборудование, в среднем на 20% более производительны, чем схожие фирмы не импортирующие их, подсчитали в Российской экономической школе.
Читайте также
Структурирование внешнеторгового бизнеса: тренды и риски
Какие риски угрожают импортерам в 2021 году и как структурировать внешнеторговые сделки с учетом актуальных трендов, проявившихся на фоне пандемии?
Читайте также
Структурирование внешнеторгового бизнеса
Какие риски угрожают импортерам в 2021 году и как структурировать сделки с учетом актуальных трендов?
Импорт без оглядки на рубль
Падение рубля к доллару сильно усложнило жизнь импортерам в 2020 году. Как можно застраховаться от этого в будущем?
Готовы заниматься импортом?
Проверьте свои знания и экспертизу во внешней торговле.
Структурирование внешнеторгового бизнеса: тренды и риски
Пандемия скорректировала не только планы путешествий: куда большей проблемой закрытие границ стало для мировой торговли. Изменился спрос на товары, логистические цепочки прервались — в результате внешнеторговый оборот России, по данным ФТС, в 2020 году сократился на 15,1% по сравнению с 2019-м. Это значит, участникам ВЭД нужно более взвешенно подходить к рискам и выбирать надежных зарубежных партнеров. Разбираемся в том, как структурировать внешнеторговые сделки с учетом актуальных трендов, проявившихся на фоне пандемии.
Один в поле не воин
Организовать импорт и логистику из-за рубежа можно самостоятельно: при желании российский предприниматель может напрямую купить товар у производителя (неважно, китайского или американского). На первый взгляд, в таком подходе есть ряд плюсов: самостоятельный импорт дешевле, надежнее (управление грузопотоком находится под контролем). Он открывает пространство для роста: хороший импортер может стать официальным дистрибьютором, у него есть возможность гибко управлять закупаемым ассортиментом, ориентируясь на потребности рынка.
Но для новичка это крайне рискованно, особенно в сегодняшних условиях нынешней экономической неопределенности. Тому, кто ни разу не заключал импортную сделку, сложно представить, сколько трудностей ждет впереди: от страхования груза и получения сертификатов соответствия на продукцию до оформления сделки и проведения расчетов по ней.
Выбирая самостоятельный вариант работы, стоит обзавестись опытным консультантом. Им может стать банк, сопровождающий ВЭД — например, «Открытие», помимо расчетных услуг, помогает импортерам работать только с добросовестными партнерами. Банк поможет с проверкой благонадежности контрагента из Китая для объективной оценки рисков еще до совершения сделки, опираясь на официальные источники: государственные реестры КНР, корпоративную базу данных Qichacha и базу данных судебных решений OpenLaw.
Посредники бывают разные
Снизить риски самостоятельного импорта можно и с помощью оптового закупщика, который берет на себя импорт и перепродает товар российским компаниям мелкими партиями. Это позволяет переложить все сложности по ведению трансграничных сделок на партнера — но вместе с тем, у российского продавца будет меньше возможностей определять ассортимент, выбор производителя, ценовую политику. В результате бизнес-идея может разбиться о высокую себестоимость и конкуренцию: аналогичными товарами на российском рынке будет торговать и другие оптовые покупатели. Более того, зависимость от единственного поставщика — серьезный риск для устойчивости бизнеса продавца.
Компании, для которых импорт не основной бизнес, могут полностью «аутсорсить» его посредническим компаниям. В отличие от оптовиков, этот тип посредников не просто закупает и перепродает определенные категории товаров оптом, а организует цепочку поставки для конкретного заказчика: ищет производителя, проверяют качество продукции, обеспечивают закупку и хранение, транспортировку и страхование груза, таможенное оформление и валютный контроль. Выступать импортером на бумаге при этом может и сам посредник, и его непосредственный заказчик. Упрощенный вариант такого посредничества — брокер: его задача — свести между собой продавца и покупателя на максимально выгодных условиях.
Своя гавань
Некоторые компании-импортеры открывают за рубежом торговые дома — по сути, дочерние предприятия за рубежом. Основной плюс такого филиала в том, чтобы снизить количество трансграничных сделок и транзакций (а с ними и рисков). Например, торговый дом, открытый в Гонконге или Сингапуре, может стать удобным «единым окном» для компании, которая работает с большим количеством контрагентов — закупает товары сразу на 10–20 заводах в Китае. Через него можно организовать импорт в Россию и дальше, если планируется поставка продукции в Европу.
Однако не стоит рассматривать торговый дом как возможность уменьшить налоговую нагрузку — в первую очередь это именно способ оптимизации операционного цикла в ВЭД. Создание «искусственного» торгового дома, который используется не для выхода на зарубежный рынок, а для существенной оптимизации налогооблагаемой базы, может привести к проблемам с ФНС России. Если при налоговой проверке будет выявлено, что созданная ВЭД-структура занимается только тем, что выводит прибыль из России, компании грозят существенные налоговые доначисления.
Открытие торгового дома за рубежом потребует дополнительных издержек и дополнительной экспертизы — особенно юридической. Поэтому такой способ ведения ВЭД чаще используют крупные компании.
Выбор места прописки
Если 10 лет назад участники ВЭД предпочитали регистрировать свои торговые представительства в офшорах ( Британские Виргинские, Сейшельские, Кайманские или Маршалловы острова), то сегодня все изменилось. Россия входит в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, OECD), в рамках которой налоговые ведомства разных стран обмениваются информацией и активно борются с уходом от налогов. Поэтому серьезные компании отказываются от работы в офшорных юрисдикциях.
Работа в низконалоговых юрисдикциях, таких как Кипр, Мальта, Люксембург или Нидерланды, менее рискованна, но тоже может привлечь дополнительное внимание со стороны налоговой, говорит Дарья Каменская. ФНС может провести проверку, чтобы узнать, действительно ли дочерняя компания ведет торговую деятельность — или служит прикрытием для снижения налоговой нагрузки.
«Клиенты, которые занимаются поставкой продукции в Европу, могут вести ВЭД через торговые дома или посредников в Болгарии или Венгрии. Там достаточно оптимальный режим налогообложения: 9% составляет налог на прибыль в Венгрии, 10% — в Болгарии. Плюс там более гибкий рынок сервиса и персонала: нанять юриста в Венгрии гораздо дешевле, чем, например, в Испании или Великобритании. И работать через восточноевропейскую страну можно на весь зарубежный рынок», — советует юрист практики «Международное право и налоги» юридической фирмы «Лемчик, Крупский и партнеры» Дарья Каменская.
Для работы на азиатском рынке, в том числе Китае, большая часть бизнеса выбирает компании в Сингапуре и Гонконге. Импорт из стран СНГ чаще всего ведется напрямую. Среди новых трендов эксперт отмечает открытие дочерних компаний для ВЭД в Армении. «Однако на потоке пока российский бизнес через Армению не работает. Из стран СНГ Россия — самая надежная с точки зрения права, с более понятными бюрократическими процедурами. Не последнюю роль играет и стабильная политическая ситуация», — добавляет эксперт.
Риски, которые можно застраховать
Помимо риска добросовестности контрагента и налоговых рисков, постоянным источником беспокойства для импортеров остается вопрос валютного регулирования и часто меняющихся требований законодательства.
Один «тревожный» фактор — это валютный контроль, связанный с оформлением специальных документов и соблюдением требования о репатриации капитала. «В соответствии с российским законодательством импортеры по внешнеторговым контрактам обязаны обеспечить ввоз товаров, получение услуг, выполнение работ — или же вернуть предоплату в зафиксированные контрактом сроки. Важно защищать свои интересы по сделке, в чем поможет аккредитивная форма расчетов — она отвечает интересам всех участников сделки. Можно также предусмотреть оформление гарантии возврата предоплаты иностранным партнером», — говорит начальник управление ВЭД департамента развития среднего бизнеса банка «Открытие» Юлия Зуйкова.
Разобраться со всеми нюансами валютного контроля сложно даже опытным игрокам рынка, а если в штате компании нет сотрудника нужной компетенции, помощь профессионалов особенно необходима. Лучший помощник — банк, через который ведутся международные расчеты. Например, в банке «Открытие» персональный эксперт по ВЭД проведет экспертизу контракта, поможет оформить документы и окажет комплексную консультационную поддержку.
Второй фактор — конечно же, высокая волатильность рубля. В 2020 году на фоне пандемии национальная валюта пережила несколько драматических падений. Для рынка ВЭД такая непредсказуемость особенно опасна: бизнесу с невысокой маржинальностью сложно устоять после падения курса на 10–20%. Особенно при исполнении долгосрочных контрактов: курсовые скачки могут нивелировать потенциальную прибыль при поставке товаров из-за рубежа, так что придется работать себе в убыток. Защитить бизнес от негативного влияния валютных колебаний помогают инструменты хеджирования. Подбирать стратегию защиты лучше индивидуально: выбор инструментов зависит от структуры расчетов участника ВЭД с российскими и зарубежными партнерами.
Несмотря на сложности выбора варианта структурирования и рисков, связанных с ведением ВЭД, заниматься импортом по-прежнему перспективно. Главное — найти трендовый товар, как было, например, с медицинскими масками: еще в 2019 году объем российского рынка составлял 350 млн рублей, а в 2020 (по прогнозным значениям) — 30 млрд рублей. Кризис открывает настоящее окно возможностей: есть шанс занять пустующую нишу, нарастить оборот перспективных товаров из-за рубежа, быстро реагируя на запросы рынка, договориться о хороших условиях с производителями, лишившихся прежних партнеров. А изучение нюансов внешнеторгового законодательства стоит делегировать профессионалам: обслуживание ВЭД в банке «Открытие» и сопровождение сделок «под ключ» позволит сфокусироваться на реальном бизнесе.
Читайте также
Импорт без оглядки на рубль
Что надо знать импортеру, чтобы правильно хеджировать валютные риски и обеспечить стабильность бизнеса? Разбираем инструменты и объясняем, как они работают.
Читайте также
Объясняем, на что стоит обратить внимание, чтобы правильно выбрать стратегию импорта.
Импорт без оглядки на рубль
Падение рубля к доллару сильно усложнило жизнь импортерам в 2020 году. Как можно застраховаться от этого в будущем?
Готовы заниматься импортом?
Проверьте свои знания и экспертизу во внешней торговле.
Импорт без оглядки на рубль: как защититься от волатильности валют
За 9 месяцев 2020 года рубль пережил два затяжных периода падения к доллару и евро. Это сильно усложнило жизнь импортерам, которые не используют хеджирование валютного риска: рублевая выручка при волатильном курсе может не покрыть плановых расходов и обязательств в валюте.
Но дело не только в событиях 2020-го — рубль, как и другие валюты стран с развивающейся экономикой, вообще склонен к высокой волатильности. Поэтому для долгосрочного планирования и стабильности любому импортеру необходимо знать, как хеджировать валютные риски.
Суть валютного риска
На курс рубля может влиять множество сложных факторов: экономическая ситуация в России и мире, стоимость нефти, политические события — всё, что может побудить инвесторов продавать или покупать российскую валюту. Хотя финансовые аналитики постоянно мониторят ситуацию и прогнозируют движение курса валют, на эти прогнозы сложно полагаться в долгосрочном финансовом планировании бизнеса. Да и в краткосрочной перспективе прогноз — это не гарантия.
В 2020 году курс евро к рублю вырос на 24,1%, а доллара — на 16,7%.
На пике в марте доллар стоит 81,97 рублей (+32,2%), а курс евро в ноябре достигал 94,14 рублей (+35,5%)
Графики рубля к доллару и евро
Ослабление рубля напрямую вредит компаниям-импортерам: чтобы закупить сырье или товары за рубежом, им нужно вырученные рубли переводить в валюту, и чем дешевле рубль, тем больше оборотных средств им нужно вкладывать. «Если импортные операции финансируются за счет заемных средств, появляются дополнительные перерасходы при выплате по кредитам, — говорит Евгений Смирнов, управляющий директор управления ВЭД департамента развития среднего бизнеса банка «Открытие». — Валютные риски несут импортерам сразу две угрозы. Во-первых, это рост себестоимости: приходится тратить больше денег, а доходность от инвестированных денег снижается. Во-вторых, если для покрытия разницы в рублях нужен кредит, то это еще и расходы на проценты, а в худшем случае — риск просрочки платежей и штрафы». Банки редко кредитуют импортеров сразу в валюте из-за высоких рисков, но в валюте могут предоставить, например, торговое финансирование — под конкретные операции.
Чтобы нивелировать риски колебаний валютного курса, крупные импортеры применяют хеджирование.
Хеджировать или не хеджировать
В определенных случаях хедж может принести негативный финансовый результат. Но такое бывает не всегда, и к тому же вы, во-первых, заранее знаете, сколько потратите, а во-вторых, понимаете, что эти траты — плата за стабильность. Тогда как отсутствие такой стабильности может принести гораздо большие — и непрогнозируемые — убытки.
Кроме того, хеджирование позволяет эффективнее распоряжаться оборотными средствами: чем меньше рисков, тем меньший запас резервных средств должен быть на счете у компании. Высвободившийся «страховой фонд» можно потратить на развитие бизнеса.
Есть ли альтернативные способы страхования валютных рисков при работе на импорт? Да, можно диверсифицировать доходы компании или заняться экспортом и получать валютную выручку, что позволит сгладить риски импорта. Покупка валюты заранее под сделки тоже позволит зафиксировать курс. Но эти меры доступны далеко не всем участникам рынка и имеют свои минусы. Можно диверсифицировать и риски, чтобы угрозы для одного направления компенсировались движением другого, но такой подход может быть доступен не всем, в отличие от инструментов хеджирования.
«Хеджирование валютных рисков не сводится только к фиксации курса и получению гарантированной прибыли по основной деятельности, — говорит Евгений Смирнов. — Оно дает стабильный финансовый результат, а это может быть ключевым условием для получения кредита в банке при минимальном риске заморозки лимитов. Благодаря хеджированию можно повысить эффективность использования оборотных средств: появляется возможность вести расчеты по фиксированному курсу с отсрочкой платежа».
Что такое хеджирование
На практике хеджирование — это заранее заключенный с банком или контрагентом на бирже договор о будущей покупке или продаже определенного объема валюты по фиксированному курсу, который согласовывается в момент сделки и не зависит от фактического курса на дату ее исполнения. Такой договор позволяет импортеру уверенно рассчитывать и планировать операции, бюджет компании и не оказаться перед лицом дополнительных расходов в случае резкого скачка курса.
Например, планируя валютные расходы на 2020 год, компания-импортер еще в ноябре 2019-го могла бы с помощью хеджирования зафиксировать расходы на покупку валюты в рублях. И избежать последствий ситуации, когда планировалось купить доллары по 67 рублей, а курс вырос до 77 рублей.
Но эффект может быть и обратным, если курс доллара будет снижаться относительно зафиксированного хеджем, а условия контракта не оставляют пространства для маневра. Поэтому важно понимать, что хеджирование для предприятия — это не способ выгадать на движении валютного курса. Это возможность влиять на фактор, от которого зависит успех вашего предприятия и который при этом может непредсказуемо меняться.
Инструменты хеджирования
Как же всё-таки работает хеджирование? Инструменты хеджирования, которые также называют деривативами, — это контракты на покупку и продажу валюты. Они торгуются на бирже и внебиржевом рынке. Биржевые инструменты стандартизованные, их условия не учитывают график платежей компании, ее операционный и финансовый план. Чтобы выстроить стратегию хеджирования с такими инструментами, импортеру нужна сильная финансовая экспертиза и наличие свободных денег для внесения гарантийного депозита. Индивидуальные решения проще получить в банке, который в рамках заключения сделки заодно поможет с выбором подходящего инструмента и стратегии хеджирования, а также может установить кредитный лимит для работы без обеспечения. Эксперты в банке «Открытие» предлагают персональные решения, основываясь на потребностях компании, исходя из ее структуры расчетов.
Чаще всего для хеджирования используют два инструмента: форварды (биржевой аналог — фьючерсы) и опционы.
Форвард — это обязательство купить или продать валюту в определенный день по оговоренной цене: дата и сумма определяются заранее в контракте. Отказаться от исполнения контракта не получится, даже если фактический курс доллара на момент реализации форварда окажется выгоднее, но можно досрочно закрыть сделку или продлить контракт на новый срок. Форварды в хеджировании бывают поставочными и расчетными. В случае с первым происходит фактический обмен валют; в случае со вторым одна из сторон выплачивает другой только разницу по хеджу, если курс изменился (при этом валюту компания может вовсе не покупать или купить в другое время).
Если форвард — это обязательство и отказаться от его исполнения без риска претензий, штрафов или разбирательств не получится, то опцион — это право купить и продать (или не покупать и не продавать) валюту в установленный день по установленному курсу. Например, компании для закупки строительных материалов за рубежом нужно купить 300 000 евро. Она заключила опцион с курсом 89 рублей. Но к дате исполнения курс снизился до 83 рублей, курс опциона стал невыгодным, и компания по условиям контракта может от него отказаться. При этом покупатель опциона в любом случае платит банку премию в размере нескольких процентов от суммы сделки вне зависимости от того, реализует он опцион или нет. Контракты на покупку валюты называются «колл», на продажу — «пут». Они также делятся по дате исполнения: европейские реализуются строго в оговоренный день, а американские — в любой день до истечения даты договора.
По словам Смирнова, стоимость деривативов зависит от волатильности рынка, сроков и других факторов. «В случае с форвардом обычно речь идет о разнице в 1,8–2 копейки к биржевому курсу в день заключения сделки, — говорит он. — Стоимость опциона рассчитывается сложнее, по специальной модели Блэка — Шоулза: на короткий срок стоимость может быть в два-три раза выше».