Что выгоднее автомойка или шиномонтаж
Автомойка или шиномонтаж?
Одними из наиболее стабильных и перспективных направлений бизнеса называют те, которые связаны с обслуживанием автомобилей: они ежедневно передвигаются по дорогам в несчетном количестве и, естественно, требуют периодического внимания со стороны владельцев. Одни из «точек», без которых не обойтись автолюбителям – автомойки и шиномонтажа. Именно их потенциальные предприниматели чаще всего рассматривают, как варианты для быстрого успешного старта. В том числе – оценивают и сравнивают между собой, задаваясь вопросом, что выгодней.
Основные критерии для оценки
Чтобы провести (хоть и с большой степенью погрешности) сравнительную оценку, стоит рассмотреть несколько основных факторов:
Что стоит построить?
Основными статьями расходов до открытия, являются вложения в приобретение места, оформление разрешительной документации и оборудования.
Шиномонтаж может быть построен в отдельном помещении, а может быть «встроенным» и работать в комплексе с автосервисами или автомагазинами. Большой площади он не требует: достаточно места для обслуживания машин и помещения с оборудованием для ремонта шин и дисков. Для летней работы достаточно навесов (или просто открытых площадок), для зимней – предпочтительны боксы.
Автомойки – отдельно стоящие объекты: использование химических веществ и наличие стоков предполагает наличие санитарной зоны, величина которой зависит от пропускной способности (количества постов). Таким образом, по площадке (а земля во многих городах очень дорога) автомойка требует больших затрат. К тому же оформление разрешительных документов дополняется необходимостью получения «справки» от санитарных служб.
Автомойки также отличает более сложный состав оборудования (помимо комплектации постов еще понадобится комплекс для очистки воды). На шиномонтажках конфигурация проще: самый сложный агрегат – станок для прокатки дисков, остальное – пневмоинструмент.
С точки зрения персонала современные автомойки самообслуживания предпочтительней в том, что все операции осуществляет водитель, достаточно одного человека для поддержания чистоты и замены расходных материалов. Специалиста на шиномонтаже нужно готовить (работа далеко не заканчивается откручиванием гаек), штат при достаточно большой пропускной способности должен быть соответствующим, иначе машины из очереди уедут к конкурентам.
Рядом с клиентом
Удачное место расположения имеет основополагающее значение как для автомоек, так и для шиномонтажа. Они должны быть рядом с потенциальным клиентом – возле оживленных дорог или стоянок и, желательно, подальше от конкурентов.
Логично, что замены шин автомобиль требует намного реже, чем мытья. Благодатное время для шиномонтажа – смена сезонов, когда водители активно переходят с летней резины на зимнюю, и наоборот. В остальное время клиенты – те, кто решил обновить «обувь для авто» или попал в неприятную ситуацию – повредил шину.
Таким образом, подводя итоги и не вдаваясь в конкретные цифры (которые могут колебаться в зависимости от региона, размера объектов и конфигурации оборудования) можно отметить, что стартовые затраты на автомойки выше. Однако благодаря большой проходимости они имеют более высокий доход в единицу времени и соответственно, хорошую окупаемость (для моек самообслуживания – 80% и выше). Шиномонтаж можно открыть с меньшими вложениями, однако нужно быть готовым к простоям в ожидании клиента в межсезонье. Именно поэтому такие объекты в основном предлагаются в комплексе с другими услугами: от регулировки развала-схождения, до ходовых и других ремонтных работ.
Покупка готового бизнеса. Пост второй. Часть четвертая. Автомойки и СТО.
День добрый, Пикабу, приветствую моих 364 подписчиков!
Продолжаю мою серию постов о готовом бизнесе, с предыдущими постами можно ознакомиться по ссылка ниже:
Сегодня мы поговорим об автомойках и СТО, данный пост, пожалуй, будет самым маленьким из всех, так как готовый бизнес в форме автомоек и СТО является:
1. не самым популярным по спросу;
2. не так много собственников подобного рода бизнеса выставляют его на продажу.
Итак, вы решили приобрести себе готовый бизнес в форме автомойки/сто/и то и другое одним разом, что можно найти сегодня на рынке:
Самый распространенный и доступный к покупке вариант.
Такую вещь даже и бизнесом в большинстве случаев назвать нельзя, если вы приобретаете одну единственную точку, по следующим причинам:
б) персонал, зачастую, это гости с ближнего востока, либо разнорабочие, которых обучили выполнять наиболее простые функции, связанные с заменой колес и их ремонтом.
в) как таковой учет доходов и расходов здесь также не ведется, хорошо если в тетрадке какой-нибудь, в большинстве шинок до их пор вы сможете оплатить только налом, забудьте про оплату картой;
г) сам состав активов: вагончик, либо небольшое модульное строение, где хранится все немногочисленное оборудование и является одновременно каптеркой для рабочих и площадка размером 10 кв. м. для приема клиентов.
Здесь мы уже можем увидеть большую разницу в выборе, начиная от СТО на один бокс, арендованный в гаражном кооперативе, заканчивая полноценным строением, возможно модульным, а возможно и кап. строением со множеством боксов.
Подобного рода готовый бизнес в хорошем состоянии почти никто никогда продавать не будет, если, конечно, нет случая-исключения: переезд собственника бизнеса, закрытие под финансирование нового проекта, в остальных случаях лучше искать подводные камни, а точнее трупы, которые потом могут доставить вам немало проблем. Соответственно, придется рассчитывать, в лучшем случае, на среднячок, с более менее хорошим штатом, не убитым оборудованием, возможно, сайтом, налаженными контактами с поставщиками и наличием постоянной клиентской связи, если повезет, то и контрактами со страховыми.
При просмотре сообщений о продаже СТО ценники начинаются с 750 000 т.р., а заканчиваются несколькими десятками миллионов (Особенно, если кто-то продает франшизную точку СТО из сетевых точек). В среднем, смотреть СТО можно начиная с 1,7 млн. в СПб и 2,5 в Мск (2-3 бокса), и то, необходимо ваше понимание, что такие СТО зачастую имеют косяки в:
— кассе (то что налом идет, не всегда попадает в отчетность);
— квалификации части сотрудников.
При оценке и анализе СТО необходимо не только побывать в нем в качестве тайного покупателя, внимательно проверить всю внутреннюю документацию и побеседовать с персоналом (как административным, так и рабочими), но и притащить с собой тех. специалиста, если вы ваши знания в ремонте авто, как и у меня, ограничены доливом масла, заменой фар/дворников, и подкачкой шин, чтобы приглашенный вами человек посмотрел на качество работ, сам процесс ведения работ, квалификацию штата. Нередко собственник СТО откажется допускать вашего специалиста для наблюдения за работами, если мы говорим об обычном СТО, где нередки случаи нарушения правил безопасности, при производстве работ, либо работы выполняются не совсем качественно.
Что касается автомоек, то на рынке их больше всего и предлагаются они, как минимум в трех вариантах:
3.1 Автомойка на 2-4 бокса с ручным трудом (т.е. весь процесс мойки осуществляют люди);
3.2 Мойка самообслуживания (вы приезжаете платите деньгу за время и сами моете машину, используя предоставленные средства (вода, тряпки, мыльные принадлежности);
3.3 Автоматическая мойка (то, где человек занимается только включением/выключением мойки и доливом мыльных принадлежностей + ТО)
3.1 Автомойка с ручным трудом
Подобного рода автомойки, как правило, являются сборными конструкциями на 2-6 боксов, с подведенным электричеством и водой.
Большая часть персонала являются разнорабочими, осуществляющим непосредственно мойку автомобиля + 2-4 человека, специализирующиеся на химчистке, обезжиривании и полировке автомобилей. Главный актив у таких автомоек, это арендное место и постройка, в которой, собственно, и оказываются все услуги.
В большинстве своем оплата принимается как налом, так и безналом, что позволяет провести финансовый аудит, в той или иной мере, автомойки и понять ее рентабельность.
Мойка из п. 3.1, нередко включена в состав активов СТО, что повышает ценник соответствующего СТО.
3.2 Мойка самообслуживания
Работал с такой мойкой дважды и могу сказать, что такие мойки один из самых удобных объектов для проверки, так как оборудование и ПО для таких моек подлежит проверке без особых проблем, в т.ч. и по сертификатам качества, а оборот д/с отслеживается в связи с оплатой такой мойки через терминалы, на основании чего можно просмотреть весь бух. учет и вывести ее рентабельность и статистику доходности посезонно.
В то же время мойки самообслудивания достаточно дороги в приобретении, меньше чем за 7 млн вы не найдете в продаже подобного рода мойки, все что дешевле это либо проблемная мойка, либо вам просто предложат проинвестировать в развитие/строительство соответствующей автомойке и получать свой % от прибыли. Но и рентабельность таких моек, стоит отметить, достаточно высокая.
На мой взгляд, подобные мойки имеет смысл создавать с нуля, если у вас есть возможность арендовать подходящий участок земли, например недалеко от ТЦ/гипермарктектом/въезде или выезде из города или же на улице (проспекте и пр.) с большим трафиком.
3.3 Автоматическая мойка
Такие мой вы можете увидеть на многих заправках, но также есть и частные мойки, не закрепленные за АЗС, что хоть и является редкостью, но все-таки существует. мне удалось, когда-то, поучаствовать в предпродажной подготовке одной такой мойки.
Что можно о ней сказать? Оборудование под такие мойки, как правило, закупаются в лизинг или кредит, соответственно, это один из пунктов проверки оборудования, оборудование и ПО сравнительно дорогостоящее. По итогам аудита автоматической мойки, в которой я участвовал, был рекомендован ценник в 12 млн, при износе оборудования на 30% и расположении между несколькими спальными районами.
Честно говоря ни разу не видел у подобных моек большого потока клиентов, так как за то стоимость, что возьмут с вас на автоматической мойке, вы можете на ручной мойке не только помыть свой автомобиль сверху, но и еще заказать уборку салона и ковриков. Такие мойки популярны в европе, но не у нас.
Предлагаю сразу договориться, что про проверку шиномонтажек речи мы не ведем, актив проблемный, бухгалтерия зачастую ведется в серу, а чаще в черную, себестоимость создания такой шинки не высока и легче ее создать самому с нуля. Покупка шиномонтажки, это как покупка шаверменной, то есть, легче и дешевле самому открыть.
Что касается СТО и автомоек, то проверяем ключевые активы:
Зачастую автомой и СТО располагаются на земельных участках, находящихся в собственности у муниципалитета, города и др. административных единиц, соответственно начинаем проверку с земельного участка, как наиболее проблемного актива, особенно, если вы перекупаете СТО/автомойку у ИП (При приобретении ООО, на котором есть договор аренды на соответствующий земельный участок все несколько проще, т.к. мы с большой долей вероятности забываем про геморрой в виде перезаключения договора на нового собственника автомойки).
Всегда проверяем земельный участок на принадлежность (кому принадлежит), наличие обременений (арест, залог) и вид разрешенного использования, заказав выписку из ЕГРП.
Что мы смотрим в договоре аренды?
3. Смотрим условия договора аренды об обязательствах Арендатора. Если мы говорим о договоре аренды с администрацией, то нередко они любят давать в нагрузку иные обязательства, помимо своевременной уплаты арендной платы и соблюдений правил пользования з.у., например, сделать асфальтированный участок дороги от основной дороги до з.у.
4. Также не забываем посмотреть есть ли в договоре право выкупа з.у., его остаточную стоимость выкупа, условия выкупа (для продавца, продажа бизнеса с договором аренды, содержащим условие о праве выкупа з.у., повод существенно повысить цену).
Я предпочитаю работать с объектами, где арендодателями являются частные лица, а не представители государства, так как согласования определенных договоренностей и внесения правок в договор аренды добиться проще.
Также смотрим наличие договоров у арендодателя или продавца со сбытовыми службами (электричество и вода)
2. Проверка оборудования
В оборудование я отношу:
— Любе электрическое оборудования, используемое сотрудниками автомойки/СТО
При осмотре оборудования стоит осуществить проверку:
1. Наличие отсутствие залога на него, через запрос всей договорной базы, на основании которого закупалось оборудование, с высокой вероятностью в договоре будет информация об этом, если имеет место кредит/лизинг/рассрочка на оборудование по итогам анализа договоров, то требуем от продавца письма от контрагентов на официальны бланков, подтверждающих полный расчет продавца с последними и отсутствие обременений.
2. Ищем тех. специалиста, способного проверить оборудование на износ, его состояние, правильность монтажа/ с помещение аналогично, также проверяем правильно подключения сетей.
3. Если мы говорим о ПО, то читаем лицензионный договор, проверяем Правообладателя, просим от продавца акт сверки-расчетов, в подтверждение уплаты всех лицензионных платежей, проводим с Правообладателем переговоры на предмет перезаключения лицензионного договора, при необходимости.
3. Финансовый и юридический аудит
Данная процедура неоднократно описывалась мной в предыдущих постах, проверяем всю документацию связанную с бухгалтерской и финансовой отчетностью, уставные документы, договору с контрагентами, проверяем наличие/отсутствие задолженности продавца/покупаемого ООО перед контрагентами через запрос актов сверки расчетов у продавца. Если нет возможности самостоятельно провести анализ, то нанимаем специалистов, только не из консалтинга, консалтеры возьмут с вас за такой дьюдил от 200 т.р., легче найти частников, где такую проверку, но без красивого отчета и кофе, вам сделают в двое дешевле, а по уровню услуг особого отличия не будет.
4. Проверяем персонал
Если вы сам в бывшем автомеханик, управляющий сервисом, то безусловно, вам эта кухня близка и понятно и вы сами сможет в той или иной части проверить квалификацию сотрудников, однако, если вы приобретаете что-то сложнее обычной автомойки, без наличия опыта в этом (не делайте этого, пожалуйста), то будьте добры потратиться еще на одного специалиста, который сможет проверить квалификацию и опыт сотрудников рабочей зоны.
Думаю на этом с основными частями проверки мы разобрались.
На мой взгляд, наиболее хороший вариант бизнеса среди автомоек/СТО это мойка самообслуживания (не реклама), так как их проще всего проверять и они пользуются спросом, при правильном выборе точки локации.
На сегодня пост закончен, следующий пост в рамках рассмотрения отдельных видов бизнеса будет заключительным (стоматологии и клиники), если только вы не захотите почитать о других видах бизнеса (заявки принимаю), при условии, что я с ними работал. Могу сказать, что со стоматологиями и клиниками я отработал больше всего, за время работы с готовым бизнесом. Потом будут рассмотрены «за» и «против» покупки бизнеса у ИП, приобретение всех активов у ООО, приобретение долей в ООО, а далее последует франшизный блок.
Всем спасибо за внимание и хорошего вечера!
Хочу взять автомойку в аренду, чтобы работать самому. Но как-то страшно. Не подскажете какие вопросы задавать арендодателю, чтобы не вляпаться?
Вот интересная казалось бы тема для статей и видно что у вас есть в ней опыт, но читать очень тяжело. Очень длинные вступления и заключения из-за чего моментально замылевается взгляд, и начинаешь читать через слово. Такой стиль написания подходит больше под художественную литературу, но точно не про бизнес.
Ответ на пост «Юридические истории #274: Безнадежное дело. Часть 3»
Собственно серия постов про то как делать не надо. Но не они первые и не они последние. Подобная история тоже пока с открытым финалом.
Жил да был гражданин. Не сказать, что очень богатый, но денежки водились. Вот скопилась у него некая сумма денег, не космос конечно, но несколько рублей с шестью нулями.
Договор подписан, деньги переведены. Сидит гражданин своих денег ждет, это тех, которые в двойном размере. Срок подошел, а денег то нет.
Деваться некуда. Забирает гражданин 100% доли в фирме, то бишь становится единственным учредителем. Только вот что-то не то происходит с фирмой.
В соседнем офисе такая же фирма открылась. Даже название такое же, только с приставочкой «С». Заказчики что-то не идут. Да еще ключевой менеджер уволился, да не просто уволился а еще и клиентскую базу упер, негодяй. Главбух уволился, юрист.
Вишенкой на торте стало то, что некая ООО «СобериДолгиПаяльником» предъявило к оплате простой вексель, выданный энное количество лет назад одним из предыдущих директоров как раз на сумму инвестиций гражданина.
А что же правоохранительный органы, спросите вы, ну там прокуратуры или полиции всякие? А ничего, ибо сие есть гражданско-правовые отношения, в которые госорганы влезать не могут, ну за бесплатно, по крайней мере 😉
Какой здесь вывод? А вывод в первом предложении поста.
КАК КУПИТЬ ГОТОВЫЙ БИЗНЕС
Моё интервью порталу СПАРК
Какой бизнес можно купить?
Можно покупать любой действующий, хорошо налаженный бизнес с прозрачными финансовыми потоками. Если он после всех пертурбаций, кризисов показывает хоть какую-то доходность, то имеет перспективы.
И явно не стоит покупать бизнес, который только выдается за действующий, который уже в состоянии «экономической комы», где уже ничего сделать нельзя – через год-полтора он загнется сам собой. Объявлений о продаже такого бизнеса очень много, все их надо проверять.
Как понять, что бизнес живой?
Чтобы приобрести действительно успешный бизнес, надо посмотреть не только документы, но и в глаза владельцу и расспросить историю его бизнеса. Если он покупал бизнес совсем недавно и уже продает, то это первый негативный сигнал. Значит, все плохо. Скорее всего человек набрал кредитов, а денег нет. Надо выяснить причину, по которой он продает компанию.
Очень нерадостная ситуация, когда у человека был партнер, который разочаровался в бизнесе и ушел. А привлечь на освободившуюся долю другого партнера практически невозможно. Скорее всего, ушедший партнёр был сильно разочарован несоответствием обещанных перспектив и реальности, а может быть, управленческими или просто человеческими качествами продавца. Где гарантия, что новый покупатель будет доволен?
Естественно, первым делом надо изучить:
• что производит компания, какова себестоимость и конкурентная среда,
• какая динамика продаж за последние три года.
Сейчас кризис, упали доходы населения, но, тем не менее, есть компании, которые сохраняют на падающем рынке свои позиции, а некоторые даже растут.
Обязательно надо посмотреть, как у компании построена налоговая система. Как они оптимизируют бизнес. Потому что сейчас уходить от налогов становится практически невозможно. Если бизнес в последние пару лет не совсем белый, то, скорее всего, сохранить эту схему не удастся.
Популярные схемы по обналичиванию денежных средств для экономии на налогах и социальных взносах, стали бессмысленными в силу их возросшей опасности и дороговизны.
Но фантазии наших юристов настолько велики, что придумываются новые схемы. Например, компания регистрируется в ТОСЭР (территория опережающего социально-экономического развития) и пользуется льготами по имущественному налогу, налогу на прибыль и единому социальному налогу, ставка которого на территории зоны составляет 7,6% против обычных 30%. Но само производство находится в 300 км от зоны (например, в Подмосковье). Работникам оформляется командировка в подмосковный филиал якобы «на обучение», а через три месяца их надо менять другими. Мне кажется, проще заняться развитием бизнеса и увеличением доходности, чем применять такие схемы.
Какие компании точно покупать не стоит?
Бизнес от «сбитого летчика»
С конца 2014 года два раза был скачок курса доллара, и многие компании очень сильно потеряли. Особенно импортеры. Бюджет стал сокращаться, зарплаты тоже, и пошла волна сокращений. Топ-менеджеры увольнялись с деньгами, получали существенные бонусы. В наемные работники они обычно не идут, да и найти достойную зарплату в кризис нелегко.
Почему бы не начать свой бизнес? А еще лучше, купить. И стали покупать себе малый бизнес как рабочее место. Бизнесы покупались разные и по разным ценам – от 500 тысяч до 8-10 млн. рублей. Логика топов была следующая: я бизнес буду вести плюс параллельно искать новую хорошую работу. Или подожду, когда ситуация наладится, и меня позовут на работу.
Все это ведет к банкротству приобретенного дела. Топы не настроены быть владельцами бизнеса, никогда этим не занимались, и опыта у них нет. И это не их родное дитя, потому что они покупают уже кем-то выращенное дело. Очень много подобных компаний обанкротилось.
Бизнес выпускников «Бизнес Молодости» и т.п.
И горе-предприниматели зачастую создают или приобретают компании без рыночных перспектив.
Года три-четыре назад время стало очень модно покупать онлайн-школы, да и сейчас немало простаков попадаются на эту удочку. Было очень много объявлений, что продается раскрученная онлайн школа с ежемесячным доходом в 1 миллион рублей, либо предлагалось пройти дорогой курс обучения и создать свою. Люди покупают, а потом выясняется, что эта онлайн-школа способна приносить доход только первые полгода, так как тема сейчас на пике популярности, или рассчитана на узкую аудиторию. Например, по обучению плетению макраме или хлебопечению в домашних условиях.
Потом через полгода вся заинтересованная аудитория иссякает, доходы сходят на ноль, и этой школе грош цена. Сам рынок онлайн школ сравнительно небольшой, и уже давно поделен между сотней действительно популярных тренеров.
Еще один модный тренд – мелкие интернет-магазины. Сейчас я бы не советовал влезать в это «чёрную дыру» ни за какие деньги. Тем не менее, большие конференции «как сделать интернет-магазин прибыльным» по-прежнему собирают сотни участников.
Барбер-шоп – это уже из области анекдотов
Их такое количество, что дальше нет смысла их открывать. Была мода на салоны сотовой связи, стояла масса терминалов по приему оплаты, сколько было салонов красоты, интернет-кафе! И где они сейчас? То, что модно и в тренде, уже давно захвачено ведущими игроками. Чтобы их потеснить, нужны большие средства. Если вы предприниматель малой или средней руки, то ищите свою нишу, а не покупайте заведомо убыточное дело.
Последний тренд – это кофе. Многие открывают уголки по 25 квадратных метров, покупателей не находят и пытаются «продавать бизнес». Причем, эти уголки зачастую расположены в непроходных местах, а аренда при этом высокая. Обжечься на кофе очень легко.
Бизнес на госконтрактах
Опасно связываться с предпринимателями, которые подпитываются государственными субсидиями или «сидят» на государственных контрактах. Государство либо отказывается заплатить по контракту, а потом отбирает бизнес через банкротство, либо просто подминает под «силовиков».
Не так давно общался с людьми, пострадавшими именно от таких действий. Вложив немалые средства в закупку высокотехнологичного импортного оборудования, они стали производить электронные компоненты для оборонки. Благо, крупный госконтракт подвернулся (наверное, не случайно). Не получив оплату, предприниматели были вынуждены просто отдать компанию за долги.
Многим предпринимателям известна практика, когда при запуске бизнеса учредители компании подписывают неформальный документ, который устанавливает правила игры, отличные от прописанных в уставе. У нас с партнёром когда-то тоже была такая бумага, где уточнялось, кто за что отвечает и как будет на самом деле делиться прибыль. Это неформальное соглашение хранилось в сейфе и доставалось не так часто. Например, когда надо было перераспределить доли, чтобы лишний раз не тревожить регистрационные органы. Там же был прописан порядок мирного «развода» по правилам, значительно более мягким, чем в уставе.
В повседневной деятельности компании, имеющей более одного участника, со временем неизбежно возникают «стилистические», а то и неразрешимые противоречия между владельцами. И часто эти разногласия не могут быть разрешены в рамках устава общества. Инвесторы, покупающие долю в бизнесе, как правило опытные, прагматичные и суровые люди, которые стремятся обратить неизбежные конфликты в свою пользу. Для предотвращения возможных споров и «разборок» вне правового поля государство решило дать правовой статус неформальным соглашениям, введя в оборот понятие «корпоративный договор».
Этот документ заключается между участниками общества и содержит положения о деятельности компании и взаимоотношениях партнёров, о которых договорились участники общества. Например, формальное распределение долей и размеров получаемых дивидендов может отличаться в пользу того, кто вкладывает деньги, а не имущество, или приносит больше пользы общему делу. В корпоративном договоре могут быть прописаны обязанности партнёров и штрафные санкции, а также отличные от уставных положения о принятии решений, в том числе и о выходе из бизнеса одного из партнёров. Для участников общества с ограниченной ответственностью предусмотрены опционы на выкуп долей по процедуре, действующей в акционерных обществах.
Самое интересное заключается в том, что корпоративный договор в случае его нотариального заверения приобретает юридическую силу и может быть оспорен в суде. Его положения имеют приоритет над уставом, что тоже закреплено законодательно. Более того, возможно включение представителя кредитора в качестве третьей стороны корпоративного договора. И совсем невероятное новшество: в обществе с ограниченной ответственностью может быть два и более директора! Этим разрешается известная проблема патовой ситуации: при равенстве долей учредителей (50/50) инвестор может контролировать бизнес через собственного директора. Законом предусмотрено как равенство прав директоров, так и их совместная деятельность.
Как я уже писал, одним из минусов покупки готового бизнеса по сравнению с открытием дела с нуля является возможность «покупки проблем» старой компании. С введением поправок к Гражданскому кодексу и Закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» вероятность покупки «кота в мешке» значительно снизилась. Особенно, если вы выступаете в качестве стороннего лица, выкупающего долю одного из партнёров. Внимательно изучив документ, покупатель может оценить риски, связанные с выходом одного из участников и понять, связаны они с экономическими или личностными факторами. И обязательно заключить новый корпоративный договор. Имейте в виду, что он приобретает юридическую силу только после нотариального заверения.