Что выделяет логическое ударение
Логическое ударение — способ выделить мысли
Говоря или читая вслух, важно не только правильно произносить слова, но и акцентировать нужные фразы, которые несут основную смысловую нагрузку. Даже если материал, который излагается устно, очень ценный, но преподнесен без нужного логического ударения, то он не будет усвоен аудиторией как следует. Когда докладчик говорит вяло и монотонно, то вряд ли он сможет долго удерживать внимание слушателей, не говоря уже про то, чтобы убедить их в чем-то или поощрить к действию.
Логическое ударение — это выделение в речи слова или фразы, которые являются наиболее важными в сообщении. Как это делать? И связано ли оно с паузами и изменениями интонации?
Методы передачи логического ударения
Их несколько, и умелые докладчики научились их совмещать. К примеру, если нужно выделить важную мысль, то сделать это можно так: увеличить силу голоса, медленнее проговорить нужную фразу, сделать паузу до и/или после нее, использовать подходящие жесты и мимику. Еще один способ сфокусировать внимание — это правильное изменение громкости, высоты и темпа, то есть интонация. Логическое ударение способствует тому, чтобы усвоить смысл сказанного, а вот интонация помогает сделать речь красочной. Эти два инструмента дополняют друг друга.
Какой из этих способов самый приемлемый в конкретной ситуации, зависит от содержания материала и обстоятельств.
Что выделять?
Если говорить про доклад, логическое ударение может обозначать начало новой мысли или переход от одной мысли к другой, чтобы слушатели уловили то, как построена речь. Это можно сделать, подчеркивая такие слова: «в первую очередь», «в конце концов», «из этого следует», «поэтому», «напрашивается вывод» и т. д.
Если речь идет о нескольких факторах, причинах или составляющих чего-то, вполне уместно будет каждый из них выделить акцентированными фразами «во-первых», «во-вторых», «в-третьих» вместе с перечисляющими жестами.
Также докладчик с помощью логического ударения может показать личное отношение к обсуждаемому. Это те мысли, которым он хочет придать особенную эмоциональную окраску. А выделить их помогут слова «безусловно», «чрезвычайно важно», «немыслимо», «полностью». Тут пригодится правильное изменение интонации. В таком случае мнение докладчика может передаться слушателям и даже повлиять на их собственную позицию.
Логическое ударение при чтении текста
В обыденных разговорах люди используют смысловое ударение без труда, даже не задумываясь про это, потому что ясно осознают, что именно хотят сказать. Трудность возникает, когда надо прочитать вслух текст, написанный кем-то другим.
Ключ к успеху — понять для себя, какова же главная мысль текста. Затем надо тщательно проанализировать каждый абзац предложение за предложением и найти не отдельные слова, а целые фразы, которые эту мысль выражают.
Для удобства можно их подчеркнуть карандашом или маркером. Если слово уже выделено курсивом, то это дополнительное напоминание, что на нем тоже следует поставить акцент.
Логическое ударение: ошибки
Нельзя при чтении текста выделять слишком большое количество слов: это рассеивает внимание.
Также некоторые используют прием периодического подчеркивания, то есть акцентируют слова через равные промежутки времени, не важно, несут эти слова смысловую нагрузку или нет. А некоторые без надобности выделяют предлоги и союзы, такие как «и», «но», «тоже», «за», «перед» и т. д. Это очень отвлекает и выглядит как плохая манера.
Изменение силы голоса тоже надо использовать с умом, потому что если переборщить, то слушателям покажется, что с ними говорят свысока.
Если докладчик говорит очень быстро и без остановок, то польза от такой речи сводится к нулю. Логические паузы и ударения способствуют ясности сказанного.
Чтобы стать умелым оратором, надо упорно тренироваться до тех пор, пока не получится выделять слова и фразы так, чтобы это звучало естественно.
Речь актера. правила выделения логических ударений
Перечислим правила расстановки логических пауз и ударений.
1.Подлежащее и сказуемое.
В простом нераспространенном предложении на одно из них и падает логическое ударение. Обычно ударение принимает на себя слово, занимающее второе порядковое место.
Например:
«Поля опустели; обнажились леса».
2.Правило о новом понятии:
А) если подлежащим и сказуемым является слово, означающее новое для данного текста понятие, то на нем ставится ударение. Если впервые упоминаются оба понятия, то они оба выделяются.
Б) если данное понятие уже упоминалось в тексте, то оно уже не выделяется
Например:
«Вот дом,
который построил Джек,
а это пшеница,
которая в темном чулане хранится
в доме,
который построил Джек».
Мы видим, что новые понятия: «дом», «Джек», «пшеница», «чулан» – выделяются. При повторении слов «дом», «Джек» ударение с них снимается.
В) сказуемые, смысл которых в тексте заключается в смысле подлежащего, не выделяются в тексте.
Например:
«Сверкнула молния», «прогремел гром».
Если утверждается одно понятие для отрицания другого, то оба противопоставляемых члена выделяются.
Например:
«У меня будет отпуск не в этом году, а в будущем» – этот год противопоставлен будущему;
«В наших жилах кровь, а не водица» – «кровь» противопоставлена «водице»;
«Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех».
Если в фразе есть скрытое противопоставление, то член предложения, являющийся скрыто противопоставленным, обязательно будет под ударением.
Например:
«Это были настоящие цветы» (подразумевается, что они не бумажные).
4.При сочетании нескольких однородных членов в предложении все они должны быть выделены.
Например:
А) «У человека с бородою было умное, молодое, свежее лицо»;
Б) «Тут ели, спали, любили, дрались, заводили нескончаемый торг, ждали светлого будущего, болели и умирали».
В этом предложении восемь однородных членов, причем такие группы слов, как «заводили нескончаемый торг», «ждали светлого будущего» являются распространенными однородными членами, так как в них выражаются понятия, относящиеся к тому, что делали тут эти люди.
5.Если определение выражено существительным в родительном падеже, то оно принимает на себя ударение.
Например:
«смысл фразы», «сила звука», «идея произведения».
6.В сравнении наиболее ударным будет то, с чем сравнивается, а не то, что сравнивается.
Например:
«Лицо старухи было сморщено, как высохшее яблоко»,- сморщенное лицо сравнивается с высохшим яблоком, следовательно, ударными будут слова «высохшее яблоко».
7. Местоимение никогда не может быть ударным словом.
Например:
А) «я никогда этого не забуду»;
Б) « я тебе ничего не скажу».
В вопросительном предложении ударным является то слово, в котором выражена сущность вопроса.
Например:
«Ты взял яблоко?». Если мы хотим узнать, кто взял яблоко, мы выделяем слово «ты».
Если имеются противопоставления, то и местоимение будет ударным.
Например:
«Если ты не пойдешь в гости, то и меня там не будет».
Одно из ударных слов является основным ударным словом всей фразы, остальные ударные слова выделяются в меньшей степени.
Одни слова в речевом потоке выделяются наиболее сильно, другие – слабее, третьи – слабее, четвертые могут совсем не выделяться.
Например:
«Собираясь уходить / и пожимая Циолковскому руку, / Никита сказал: // «если завтра приду за вами, / поедете на вокзал, / прочитать лекцию ///».
В первом такте мы выделим слово «уходить», во-первых, потому что оно стоит в конце такта, во-вторых, потому, что оно вбирает в себя смысл всего высказываемого в такте – «уходя».
Во втором такте незначительно выделяется слово «руку» – потому что оно стоит в конце такта и, кроме того, слова «пожимая руку» означают «прощание».
Подчеркнем в нашем примере наиболее выделяемое слово: самое ударное тремя чертами, менее выделяемое – двумя, еще менее выделяемое – одной чертой.
«Собираясь уходить и пожимая Циолковскому руку, / Никита сказал: // «если я завтра приду за вами, /поедете на вокзал / прочитать лекцию».//
Итак, получился целый комплекс ударений – сильных, средних и слабых.
«Так же как в живописи существуют тона, полутона, светотень, так точно в искусстве речи существуют целые гаммы разных степеней ударений, которые надо скоординировать так, чтобы малые ударения не ослабляли, а, напротив, сильнее выделяли слово, чтобы они не конкурировали с ним, а делали одно общее дело по строению и передаче трудной фразы».
(Слова К.С. Станиславского, цитируемые по книге М. Кнебель «Слово в творчестве актера»).
То же самое мы наблюдаем при ударении звука в слове.
Например:
В слове «кабинет» третий слог «нет» – ударный, второй «би» – предударный, первый «ка» – слабый.
Можно сказать, что степень ударения в слове различна: наибольшая на ударном слоге, средняя – на предударном, меньшая – на слабом.
Иногда ударение настолько незначительно, что гласный звук вообще выпадает, не произносится (в слове «папоротник» звук [о] в третьем слоге выпадает).
Чтобы узнать, какие слова являются главными в речевом такте, можно также попытаться отбросить слова, без которых можно обойтись, и оставить как бы скелет фраз.
Этот прием называется «скелетирование» текста.
К.С. Станиславский рекомендовал после того, как текст разбит на речевые такты, определить в предложении главное слово и выделить его при произношении.
Ударное слово является основным центром мысли.
Для нахождения логического центра мысли недостаточно одного разделения фразы на речевые такты – смысловые ударения в каждой отдельной фразе определяются только тогда, когда найдена связь между всеми фразами, которые объединяются одной главной темой.
В зависимости от нее в каждой фразе определяются логические центры, т.е. слова, которые раскрывают эту тему.
Поэтому никогда не следует начинать работу над текстом с отыскания подлежащих или сказуемых, требующих ударений согласно правилам грамматики.
Возьмем простую фразу «Дай мне яблоко». По правилам грамматики логическое ударение должно быть на сове «яблоко», однако могут быть разные обстоятельства, меняющие смысл фразы, и тогда центр будет меняться, например: «дай мне яблоко», «дай мне яблоко».
Интонация произношения реплик должны, как в жизни соответствовать эмоциональному «заряду» и транслировать необходимую эмоцию, как «орудие» которым ведется конфликт к победе».
Логическое ударение
Урок 12. Русский язык 8 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Логическое ударение»
Сегодня на уроке мы узнаем, что называется логическим ударением, почему оно так необходимо в речи и научимся правильно его расставлять.
Мы уже знаем, что основными средствами оформления предложения является порядок слов (служит для передачи полного смысла сообщения, придает предложению эмоциональную окраску, бывает прямой и обратной) и интонация (бывает вопросительной, восклицательной, удивительный, пояснительной, перечислительной и так далее).
Они играют важную роль в оформлении нашей речи.
Третьим составляющим грамотный эмоциональные речи является логическое ударение.
Логическим ударением называют выделение голосом самого важного в сообщениях, то на чем нужно заострить внимание слушателей.
Логическое ударение является смысловым. В зависимости от желания и целей говорящего оно может падать на любое слово. Другими словами, оно выделяет в предложении самое главное.
Средства оформления предложения
Логические ударения свойственны исключительно устной речи.
Существует несколько способов передачи логического ударения, их можно совмещать:
— Говорить громче, с большим чувством, говорите медленнее и отчётливее, сделать паузу до или после высказывания (или и до, и после него).
— Использовать жесты и мимику. Слова можно выделить, повышая или понижая тон голоса.
Способы передачи логического ударения
Какие именно из этих приемов подойдут больше, будет зависеть от содержания речи и от обстоятельств, в которых оказывается говорящий.
Давайте проследим, как меняется логическое ударение в зависимости от того, что нам хотят сказать.
В нашем саду расцвели розы! В данном случае нам сообщают, что расцвели не ромашки, не тюльпаны или другие цветы, а именно розы.
Как меняется логическое ударение?
В нашем саду расцвели розы! Имеется в виду, что розы уже расцвели.
Как меняется логическое ударение?
В нашем саду расцвели розы! Говорящий подчеркивает, что розы расцвели именно в нашем саду, а не в соседском или в каком-либо другом.
Как меняется логическое ударение?
Сестра учится в школе! Мы выделяем интонацией последние слова, подчеркивая, что именно в школе, а не в колледже или университете учится сестра.
Как меняется логическое ударение?
Сестра учится в школе! Теперь, логическое ударение падает на второе слово, что дает знать слушателю, что сестра еще учится, а не работает.
Как меняется логическое ударение?
Попробуем перенести логическое ударение на первое слово. Что теперь станет для говорящего главным?
Сестра учится в школе. Слушателю сразу понятно, что именно сестра, а не брат или друг учится в школе.
Как меняется логическое ударение?
Логическое ударение меняет смысл предложения, а также влияет на интонацию в предложении.
Вся Россия – наш дом. Логическое ударение слабое. Главное значение передается слову дом, предложение произносится спокойно.
Перенесем логическое ударение на первое слово.
Вся Россия – наш дом. Интонация предложения становится напряженной, а логическое ударение – сильным. Имеется в виду, что нет уголка в России, к нуждам и просьбам которого мы можем остаться глухи или безразличны.
Теперь, логически выделим слово Россия.
Вся Россия – наш дом. Логическое ударение остается сильным. И говорящий, и слушатель ощущают свою принадлежность ко всему русскому, к земле, которая дарована нам с рождения.
Изменения интонации предложения
Вывод: логическое ударение помогает выделить слова или группы слов, которые важны для говорящего.
Теперь мы с вами не сомневаемся, что логическое ударение очень важно для достижения понимания между людьми.
Как научиться правильно расставлять логическое ударение?
1. Обязательно находите в предложениях главные слова и словосочетания.
2. Стараетесь с помощью логического ударения указывать на переход к следующей мысли.
3. Стараетесь с помощью логического ударения выражать свое отношение к тому, что вы говорите.
Как правильно расставлять логическое ударение?
Если нужно что бы вас внимательно выслушали, то правильно расставляйте логические ударения в своей речи.
Хотите, чтобы вас внимательно выслушали?
Значит ли это, что мы можем расставлять логическое ударение произвольно, как хотим?
Конечно нет! В речи нельзя размещать логическое ударение как попало. Ни в коем случае нельзя выделять несколько слов сразу.
Сначала прочтем фразу, не произнося ее вслух. Прочли? Теперь попробуем выделить сразу несколько слов наугад.
Я поеду навестить бабушку летом.
Не правда ли, звучит очень странно. Непонятно, что именно хотел подчеркнуть говорящий:
— что он поедет в деревню, а не его сестра или мама;
— что он поедет, а не пойдет пешком к бабушке;
— что он поедет к бабушке именно летом, а не зимой.
Можно ли выделять несколько слов сразу?
Значит, логическое ударение имеет большое значение при разговоре, ответьте на уроке, выступлении, обсуждении каких-либо вопросов.
Правильное логическое ударения помогает удерживать внимание слушателей, побудить их к кому-либо действию.
Зайдите на прием в среду! Мы приглашаем больного именно в среду, а не в какой-либо другой день.
Зайдите на прием в среду. Понятно, что говорящий приглашает зайти не в гости, а именно на прием.
Зайдите на прием в среду. Говорящий побуждает больного обязательно зайти на прием.
Побуждение слушателя к действию
Логическое ударение очень важно, потому что оно помогает говорящему привлечь внимание слушателей, сконцентрировать их внимание на нужном моменте речи, убедить их в чем-либо, побудить к действию.
Теперь, когда мы познакомились с основными моментами, касающимися логического ударения, вы сможете наблюдать за опытными докладчиками и учиться у них. Вы заметите, чего можно добиться, варьируя силу логического ударения, вы увидите, что для того, чтобы донести смысл высказывания до слушателей лучше всего пользоваться разными средствами передачи логического ударения.
Умение правильно передавать логическое ударение поможет вам лучше выражать свои мысли и улучшить качество чтения.
Речь актера. Логическая пауза и ударение
Что такое логическая пауза и ударение?
Какое значение имеют они в речи?
Кроме грамматических пауз, в устной разговорной речи встречается ряд дополнительных пауз, способствующих более точной передаче мысли.
Они называются «логическими паузами»; а часть мысли, заключенную между двумя такими паузами, называют «речевым звеном».
В речевом звене слова группируются по смыслу вокруг одного, наиболее важного, значительного слова.
Так, в простом предложении обычно два речевых звена: в одном из них слова группируются вокруг подлежащего, в другом – вокруг сказуемого.
Возьмем, например, такую фразу:
«В каждом произведении сценического искусства существует как бы несколько смысловых слоев»
(Г.Бояджиев «Душа театра»).
В этой фразе два речевых звена, четко отделяемых в устной речи логической паузой (на письме мы обозначаем ее вертикальной чертой).
В более распространенном простом предложении и, тем более,
в сложном предложении речевых звеньев больше и выделять их сложнее:
надо учитывать дополнительные оттенки мысли, наличие разнообразных по содержанию речевых звеньев, которые могут состоять только из второстепенных членов предложения.
Логическая пауза – одно из важных выразительных средств речи. Место и длительность логических пауз могут быть различными, в зависимости от сверхзадачи, контекста, условий общения.
Вместе с тем в расстановке логических пауз наблюдается известная закономерность.
Так, логическими паузами всегда отделяются друг от друга части сложного предложения, хотя пауза не обязательно оказывается точно на стыке между ними.
Иногда логическая пауза совпадает с грамматической паузой, иногда не совпадает.
В каждом речевом (логическом) звене слова группируются вокруг главного слова. Такое слово называется «ударным», так как произносится оно обычно с некоторым усилением голоса.
Фраза может состоять из одного или нескольких речевых звеньев. Эти звенья неоднородны по своей значимости; следовательно, и ударные слова разных речевых звеньев неодинаковы.
Слова, несущие основную мысль фразы, выделяются сильнее; слова, являющиеся центрами «дополнительных» речевых звеньев, выделяются менее акцентированно.
Наибольшее усиление приходится на главные слова целого смыслового куска.
Кроме того, существует еще одна закономерность русской речи: более сильное логическое ударение в речевом звене падает на его последнее слово.
Если внимательно прислушаться к разговорной речи, можно заметить, что выделение главных по мысли слов происходит не столько путем простого усиления голоса, сколько путем его повышения или понижения.
Силовое ударение – самое примитивное и наименее выразительное. Соединение его с повышением или понижением тона делает речь более мелодичной, богатой, плавной. Логическое ударение и должно складываться из усиления голоса и изменения тона.
Даже в длинной фразе чаще всего бывает одно самое важное слово (редко два или три); все остальные слова дополняют, поясняют его и, следовательно, выделяются с меньшей силой.
Выделение главных по мысли слов зависит прежде всего от контекста, от тех действенных задач, которые вытекают из содержания.
В русском языке существует ряд синтаксических особенностей, помогающих найти главные слова речевых звеньев. Рассмотрим некоторые из них.
Сильное выразительное средство языка – противопоставление.
Противопоставляемые слова обладают способностью перетягивать на себя ударение.
Каждое из правил постановки логического ударения имеет оговорку: «если здесь нет противопоставления».
На противопоставлении построены многие пословицы:
«Ученье свет – неученье тьма»;
«Что посеешь, то и пожнешь» и т.д.
Как видим, логическое ударение несут на себе оба противопоставляемых слова.
Вот два примера, иллюстрирующих мысль о перетягивании логического ударения с других главных слов на противопоставление:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»).
Противопоставление не всегда четко выражено грамматически – в виде парных слов, противоположных по значению.
Развернутое суждение может содержать в себе противопоставляемые по смыслу явления.
Каждое предложение звучащей речи делится по смыслу на части, состоящие из нескольких слов или даже из одного слова.
Такие смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами, или синтагмами (речевыми звеньями).
В устной речи каждый речевой такт отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, так называемыми логическими паузами.
Внутри речевого такта не может быть паузы, и все входящие в него слова произносятся слитно.
Паузы могут совпадать со знаками препинания — грамматическими паузами, но могут быть и там, где на письме таковых нет.
Логические паузы бывают соединительными и разделительными.
Самой короткой соединительной паузой является люфтпауза, или пауза для добора воздуха. В тексте люфтпауза обозначается знаком ‘.
Надо сказать и о так называемой психологической паузе, которую можно обозначить многоточием или совсем не обозначать.
Соединительная пауза между речевыми тактами
обозначается одной вертикальной чертой — |,
более длительная пауза между речевыми тактами или предложениями обозначается двумя чертами — ||.
И, наконец, разделительная логическая пауза, которая обозначает границы предложений, смысловых и сюжетных композиционных кусков, обозначается тремя вертикальными чертами — |||.
Вот как можно расставить в тексте логические паузы:
«Тогда обнаружится, | что первой предпосылкой освобождения женщины | является возвращение всего женского пола к общественному производству, | что, в свою очередь, требует, | чтобы индивидуальная семья перестала быть хозяйственной единицей общества. || С переходом средств производства в общественную собственность | индивидуальная семья перестанет быть хозяйственной единицей общества. || Частное домашнее хозяйство | превратится в общественную отрасль труда. || Уход за детьми | и их воспитание станут общественным делом; || общество будет одинаково заботиться обо всех детях, | будут ли они брачными | или внебрачными.» || (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, с. 77—78.).
Логическое (или смысловое) ударение — это опора мысли, как говорил К. С. Станиславский, — это «указательный палец», который выделяет главное слово в фразе или группу слов в предложении.
Логические акценты расставляются в зависимости от цели высказывания, от главной идеи всей темы и группы слов.
Например: «Поезд ПРИШЕЛ», «ПРИШЕЛ поезд».
Слово, на которое ставится логическое ударение, выделено прописными.
Интонация произношения реплик должны, как в жизни соответствовать эмоциональному «заряду» и транслировать необходимую эмоцию, как «орудие» которым ведется конфликт к победе».