Что выдавало лидию михайловну во время игры в замеряшки
Что выдавало лидию михайловну во время игры в замеряшки
Студенты! Вы прочитали замечательный рассказ «Уроки французского» В. Г. Распутина. Давайте пообсуждаем это. В этом нам помогут следующие вопросы:
1. Ваше впечатление о рассказе. Вам понравилось произведение или нет?
2. Как вы думаете, почему именно главного героя рассказа выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий? Случайно ли это? Как сама учительница объясняет это своему ученику?
3. Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? Как вы расцениваете этот поступок? Что выдавало ее во время игры?
4. Когда, по-вашему, герой рассказа понял истинный смысл игры, которую затеяла учительница?
Вы можете добавить свои мысли и рассуждения! Это будет только приветствоваться 🙂
Главными героями рассказа «Уроки французского» выступают два ключевых персонажа: мальчик одиннадцати лет из бедной семьи и Лидия Михайловна – молодая учительница французского, «лет двадцать пять».
Мальчик переезжает в райцентр для дальнейшего обучения. По учебе проблем у него нет, он получает сплошные 5, обаче, так не сказать о французском языке. Язык ему не даётся, есть проблемы с произношением.
Ко всему прочему, у мальчика малокровие, он голодает, с трудом прокармливает себя.
«. Голод в тот год еще не отпустил, а нас у матери было трое, я самый старший»
«. Жили мы без отца, жили совсем плохо. »
Рассказчику, с целью прокормить себя, приходилось играть в азартные игры, он выигрывал рубль и останавливался, за что получал физический урон, который после обнаруживает вторая ключевая персонажка — Лидия Михайловна. Учительница оставляет мальчика на дополнительные занятия.
С этого момента между учительницей и учеником начинает развиваться дружба. Мальчик сначала с опаской присутствует на занятиях, а при малейших упоминаниях о кормёжке убегает.
Учительница отправляет посылку, и сначала рассказчику кажется, что это от матери, но Лидию Михайловну выдает гематоген — такого в деревне мать не найдёт. Посылка возвращается к отправителю.
Лидия Михайловна находит новый способ поддержать жизнь своего ученика и не дать ему помереть с голоду: она учит играть его в «замеряшки». Увидев, что мальчик освоился, учительница предлагает мальчику поиграть на деньги. Таким образом, у рассказчика появляются деньги, заработанные честным трудом, и далее он уже может позволить купить себе не просто молоко, но и сливки.
В один из дней «уроков» французского, директор узнает о том, что происходит между двумя главными персонажами. Ведь азартные игры — не для детей.
Лидии Михайловне приходится уехать, но она отправляет посылку своему уже бывшему ученику, где мальчик обнаруживает красные яблоки, которые он ещё никогда в своей жизни не видел.
«И больше я ее никогда не видел».
1. Рассказ мне понравился. Я считаю, что у каждого в жизни был учитель, который был ещё и другом. И такая дружба очень важна, особенно, если это ребенок. Учитель — человек более взрослый и опытный. Данный человек может прийти на помощь тогда, когда это будет нужнее всего, как это произошло в прочитанном мной рассказе.
2. Учеников, что не ладили с французским был достаточно, но именно у рассказчика уходило на этот язык много усилий, но всё равно не получалось овладеть им и продвинуться. Ко всему прочему, положение мальчика вызвало у Лидии Михайловны сострадание.
«Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чем ничего не соображают и никогда, наверное, не будут соображать, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя».
3. Учительница понимала, что мальчик в трудном положении и не хочет принимать её «дары», потому она решила прокормить его подобным образом — играя в азартные игры. Учительница горбила пальцы, подыгрывала, далее она делала вид, что обманывает его, подыгрывая себе.
4. Смысл стал понятен уже потом, как это часто и бывает. А эта игра, которую предложила учительница не имела какого-то плохого смысла. Это лишь показало то, насколько было добро её сердце и каким состраданием она владела.
«. Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь. »
1. Ваше впечатление о рассказе. Вам понравилось произведение или нет?
Произведение мне понравилось, но очень жаль, что оно получило такой трагический конец. Наверное, в будущем, я тоже буду пробовать помогать детям, но не считаю, что подобные игры стоит прививать детям, ведь из них потом могут вырасти люди, которые всю свою жизнь проводят в казино, еле доживая свои последние дни в нищете, надеясь хотя бы сегодня получить выигрыш.
2. Как вы думаете, почему именно главного героя рассказа выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий? Случайно ли это? Как сама учительница объясняет это своему ученику?
В книге можно заметить ее объяснение: «Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чем ничего не соображают и никогда, наверное, не будут соображать, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя».
В жизни часто такое можно встретить, есть способные дети, которые бедствуют и не могут получить должного образования, а другим хоть на блюдечке все подавай – им не нужно.
3. Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? Как вы расцениваете этот поступок? Что выдавало ее во время игры?
Лидия Михаловна знала, что вот этому ребенку нужна была ее помощь, поэтому она ее предоставила. У ребенка была анемия, ему, как никому другому нужно было нормально питаться, но ни он, ни его семья, не могли этого позволить. И дополнительные занятия по французскому проходили не только с пользой для образования, но и также они давали мальчику возможность заработать денег и стабильно питаться, поддерживать здоровье своего организма.
«. мне нужен был только рубль, каждый день по рублю. Получив его, я убегал, покупал на базаре баночку молока. »
Но повторюсь, что не оцениваю способ, который выбрала Лидия Михайловна. Можно было бы связаться, скажем, с его родителями (мамой), им передать эти деньги, а они уже мальчику. Полагаю, что я сама выбрала бы такой путь.
4. Когда, по-вашему, герой рассказа понял истинный смысл игры, которую затеяла учительница?
По моему мнению, герой с самого начала понимал смысл игры, но он знал, что деньги он зарабатывал и честно и потому брал. А когда Лидию Михайловну отстранили он действительно понял ВЕСЬ смысл игры и то, что Лидия Михайловна заботилась о нем и пыталась уберечь.
В произведении “Уроки французского” автор повествует нам историю жизни мальчика подростка, который несмотря на все свои усилия не может достичь успехов в изучении французского языка. Валентин Распутин рассказывает о том, что подросток играл на деньги в “чику”, но делал это не искушаясь азартом этой игры, а для того, чтобы заработать денег на покупку продуктов. Мальчик постоянно голодал, и при этом болел малокровием. Из-за того, что мальчик выигрывал, приятели по игре избили его. Тогда за него вступилась учительница французского языка Лидия Михайловна, но сделала это так, чтобы никто об этом не узнал. Лидия Михайловна позвала мальчика к себе домой заниматься французским, при этом играла с ним ним и проигрывала ему рубль, чтобы он смог купить себе молока. Однако, вскоре об этом у знал директор школы и уволил Лидию Михайловну. С одной стороны, побуждения директора школы понятны: нельзя играть в азартные игры даже из благих побуждений. Учительнице следовало бы придумать другой способ помощи своему ученику.
Но с другой стороны в поступке учительницы есть огромное благо для мальчика. Как помочь голодному мальчику с таким тяжелым заболеванием, если больше помочь ему некому, а помощь в виде посылок он не брал? Я думаю, что автор пооизведения хочет покзать нам как важно быть отзывчивым и милосердным к окружающим нас людям. Люди должны помогать друг другу, только в этом случае мир изменится к лучшему.
Айнабат Худайбердиева
215(2)
Рассказ Распутина Уроки французского это не просто произведение о школьной учительнице, это настоящий пример уроков доброты, которым каждый из нас должен следовать. Из произведения мы узнаем о судьбе подростка, которого мать отправляет на учебу в райцентр. В холодные и голодные послевоенные годы матери приходится отдавать последнее, чтобы выучить сына. Все было бы хорошо, да только тетка обворовывала племянника, поедая его продукты. Мальчику приходилось голодать, а чтобы как-то выжить, он играет на деньги со школьными мальчишками.
1. Рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского» произвёл на меня двоякое впечатление. С одной стороны, меня восхитила самоотверженность учительницы, которая пожертвовала своей репутацией и карьерой ради своего ученика. Она не прошла мимо, а с вниманием и сочувствием отнеслась к трудной жизни мальчика. Она руководствовалась ни сухими формальностями «плохо-хорошо», а своим сердцем. Эта самоотверженность делают её в моих глазах настоящем учителем жизни, на которого стоит равняться.
От описания жизни мальчика, какие трудности он испытывал, остаётся тяжёлое впечатление. Особенно меня поразило то, что он видел яблоки только на картинках и только так смог догадаться, что это они.
В. Г. Распутин: «Уроки французского»: учительница Лидия Михайловна.
Урок литературы в 6 классе.
Тема. В. Г. Распутин: «Уроки французского»: учительница Лидия Михайловна.
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: познакомить с личностью В.Г. Распутина и его рассказом «Уроки французского»; помочь раскрыть духовные ценности, которые делают человека богаче и добрее.
сформировать представление о жизни и творчестве В.Г. Распутина;
познакомить учащихся с содержанием рассказа.
способствовать формированию и раскрытию духовных ценностей ребят;
воспитывать уважение к одноклассникам во время устного индивидуального ответа по предмету.
развивать навыки выразительного чтения, умения анализа стихотворного произведения;
совершенствовать устную речь учащихся.
Оборудование: учебник литературы для 6 класса под редакцией В.Я. Коровиной.
Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Ч. 2 / под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2010.
Литература. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.П. Полухиной / авт. сост. С.Б. Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2008.
Повторение домашнего задания.
А). Рассказ о герое по плану.
4. Занятия французским языком.
стойкость (не бросил учебу; играл на деньги, но не ради развлечения – относился к игре как к единственному способу раздобыть денег на молоко; вопреки угрозам ребят опять идет играть на поляну);
жажда знаний (хорошо учился, несмотря ни на какие трудности);
чувство собственного достоинства (не принимает подарки от учительницы; никому не рассказывает, что у него воруют еду).
Б).Развернутый ответ на вопрос : «Почему голодающий мальчик не принял посылку с продуктами?».
Изучение нового материала. Мотивационное введение.
Но, несмотря на такой сильный характер, мальчик оставался ребенком и нуждался в тепле и заботе. Что хотел сказать автор предложением: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы»?
Кто же смог согреть своей заботой и участием одинокого ребенка?
Исходя из этого, как бы вы определили тему урока? ( Приложение 1..) Запишем в тетради число и тему урока. Мы поговорим о душевной щедрости учительницы и роли Лидии Михайловны в жизни мальчика.
Таким образом, что необходимо нам выполнить на уроке, чтобы раскрыть тему? (Охарактеризовать образ учительницы).
1. Новый материал. Беседа.
Из какого эпизода мы впервые понимаем, что Лидии Михайловне не безразличны проблемы главного героя?
Прочитаем по ролям отрывок из рассказа и подумаем, почему разговор оказался неожиданным для главного героя? ( Меняется интонация учительницы, вместо наказания разговор оказывается спасением для мальчика).
Давайте устно опишем учительницу и ученика.
А теперь проанализируем, как автор описывает героев (голос, осанка, внешний вид, одежда). Для этого составим таблицу в тетради (Приложение 1.).
Физминутка. А теперь немного разомнемся. Давайте встанем и покажем, как выглядели ученик и учитель (сутулый и прямая, маленький и взрослая, низкий и высокая и т.д.) Садитесь.
Скажите, как называются в лексике такие слова?
Автор с помощью антонимов противопоставляет героев.
Прием противопоставления в литературе называется антитезой.
Зачем автор противопоставляет героев, использует прием антитезы?
(Используя прием антитезы, писатель добивается того, что читатель понимает, какую большую духовную работу должны были провести мальчик и учительница, чтобы понять друг друга).
В литературных произведениях автор, конечно же, не ограничивается антитезой и описанием героев, он показывает их в различных ситуациях для того, чтобы раскрыть внутренний мир героя.
Давайте попробуем доказать это на примере рассказа В. Г. Распутина. Как вы считаете, какие эпизоды раскрывают нам характер учительницы?
2.Размышление над взаимоотношениями героев.
Первая группа. Характеризует Лидия Михайловну.
Вторая группа- рассказчика.
Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? Как вы расцениваете этот поступок?
Чтение по ролям сцены игры.
(Обратить внимание на детали, которые выдавали учительницу во время игры. Тогда станет ясным, что мальчик все-таки понял истинный смысл игры, которую предложила ему учительница.
Особое внимание уделите словам директора( …Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление. Растление. Совращение.»).
Согласны ли вы с такой оценкой поступка Лидии Михайловны.
— А сейчас давайте попробуем составить словарь добрых слов, которыми мы могли бы охарактеризовать Лидию Михайловну и записать, какие качества характера мы заметили у директора.
Словарь добрых качеств
Доброта, понимание Черствость
Чуткость, справедливость Невнимательность
Уважительное отношение к детям Бездушие
— Почему Лидия Михайловна не стала ничего объяснять директору? (он бы не понял)
Лидия Михайловна уезжает, попрощавшись с героем (сцена из фильма).
V. Самостоятельная работа.
Какие душевные качества характеризуют учительницу? Выберите из всех качеств те, которые раскрывают образ Лидии Михайловны, и запишите их в тетради (Приложение1. ).
Какую роль сыграла в жизни мальчика Лидия Михайловна?
Выставление оценок за урок.
Работа над пониманием истинного смысла рассказа.
1.Как вы думаете, зачем нужно послесловие? Что нового оно открывает?
Душевную щедрость, доброту, истинную любовь к детям Лидии Михайловны. Не жалея о случившемся- потере работы!-она старается ободрить героя, помочь ему.
Сколько в ее поведении чувства собственного достоинства! И это сближает героев рассказа.
2.Обратимся еще раз к предисловию и посвящению- теперь, когда рассказ уже прочитан. Как вы понимаете смысл предисловия. От чьего лица звучат эти слова?
Эти слова принадлежат зрелому человеку, а не мальчишке. Таким образом прошлое ( история с «замеряшками) и настоящее ( раздумья о законах доброты) соединяются воедино. Предисловие придает этой реальной истории философское звучание.
Истинное добро о стороны того, кто его творит, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает;
Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила;
Добро возвращается добром.
3.В чем смысл эпиграфа к этой теме.
4.Обратите внимание на иллюстрации к произведении. Какую из них можно назвать самой удачной?
5.В рассказе 2 портрета учительницы: один дается в восприятии мальчика, а второй – глазами взрослого героя. Душевной простоты и щедрости учительицы. Найдите в этих описаниях доказательства
TESTSOCH.RU
Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):
1. Осуждает или оправдывает автор своего героя?
Я думаю, что автор не осуждает своего героя. Разве он в чем-то виноват? Мальчик играл на деньги не ради наживы, а только для того, чтобы не умереть с голода. Ведь и выигрывал он ровно на кружку молока.
2. Чем интересен для вас этот рассказ?
Для меня рассказ был интересен и сюжетом, и характером главного героя. Не часто встретишь у одиннадцатилетнего мальчика так ярко выраженное чувство собственного достоинства, такую стойкость и абсолютную честность. А еще я узнал о тяжелой послевоенной жизни.
3. Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь? Какие испытания ожидали его? Что означает признание мальчика: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы»?
События рассказа происходят в 1948 году, значит, все осознанные годы герой рос в военное и такое же голодное послевоенное время. Отца в семье не было, вероятно, погиб на войне (в тексте есть упоминание о галифе). В семье трое детей, мальчик старший, но, несмотря на все трудности, мать отправляет его учиться в район, потому что сын очень способный и подает надежды.
В 11 лет рассказчик начинает самостоятельную жизнь. Как обустраивать быт, готовить еду, он знал. Но вот что такое воровать у своих, об этом он даже и думать не мог. А когда столкнулся с этим, не стал следить и выяснять, потому что хозяйка квартиры сама «мыкалась» одна с тремя детьми. Мальчик стал думать, как ему выжить. Но самым страшным испытанием для него стала тоска по дому.
4. Почему герой рассказа стал играть в «чику»? Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик?
Игра на деньги для героя рассказа – это спасение от голода. У него не было возможности зарабатывать, а мать и так делилась последними продуктами, большую половину которых воровали. Мальчик выигрывал только необходимую сумму на молоко. Сама по себе игра не представляла для него никакого удовольствия.
А вот для Вадика игра была возможностью показывать свое превосходство, силу, власть. Это тешило его самолюбие. Но вряд ли он был настоящим лидером, потому что собирал около себя мальчишек, которые были заведомо слабее. Невелико геройство держать в страхе младших.
5. Прочитайте приведённые ниже пейзажные зарисовки:
а) «Осень стояла тёплая и сухая. Ещё и в октябре пригревало. »;
б) «Минут пять я стоял и, всхлипывая, смотрел на полянку, где снова. ».
Вспомните, какие события в жизни героя произошли в это время. Чем и почему отличаются эти картины природы друг от друга? Как они связаны с настроением и состоянием рассказчика?
Первое описание природы связано с первым выигрышем героя рассказа. Настроение у него было приподнятое. Деньги он выиграл честно. А когда у человека на душе хорошо, то и мир вокруг воспринимается дружелюбно. В такие моменты и солнце нас ласкает, и травы нам шепчут.
Второе описание связано с моментом, когда мальчика несправедливо обвинили в жульничестве и сильно избили. И мир изменился: крапива почернела, трава стала сухой и жесткой. Наверное, она больно кололась, как только что уколола героя жизнь, показав ему свою жестокую сторону.
6. Прочитайте разговор Лидии Михайловны и героя рассказа после уроков. Обратите внимание на их портреты. Почему эти описания автор поставил рядом? Как называется этот приём?
Автор дает портретное описание учительницы и мальчика именно в момент их разговора, когда они находятся рядом. Судя по их описанию, это встретились два разных мира. Она, красивая, хорошо одетая, по-особенному говорящая, вкусно пахнущая. И он, крючковатый, тощий, выросший из пиджака, с разбитым лицом, в самодельной обуви. Такое противопоставление называется антитезой. Разные они не только внешне, но и по образу жизни: Лидия Михайловна из города, мальчик из деревни. И даже их родные места разделяют тысячи километров: она с Кубани (юг), он из приангарской деревни (Сибирь). Но, несмотря на разницу во всем, они смогли понять друг друга.
7. «И почему меня одного? В школе сколько угодно было ребят, которые говорили по-французски ничуть не лучше, чем я, однако они гуляли на свободе, делали что хотели, а я, как проклятый, отдувался один за всех». Как вы думаете, почему именно рассказчика выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий? Случайно ли это? Постарайтесь вспомнить, как сама учительница объясняет это своему ученику.
Лидия Михайловна, конечно, неслучайно пригласила на дополнительные занятия героя рассказа. Ему она объяснила это необходимостью: ведь у мальчика по всем предметам, кроме французского, были пятерки. Она убеждала его, что ничего невозможного нет, что сама стала учителем французского языка, потому что именно он ей в школе плохо давался.
Но мне кажется, что истинной причиной отдельных занятий стало сочувствие учителя к одинокому, голодному, рано повзрослевшему ребенку.
8. Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? Как вы расцениваете этот поступок? Что выдавало её во время игры? Почему так пристально следил за игрой рассказчик? Как это его характеризовало?
Жалея мальчика, Лидия Михайловна постоянно пытается его накормить. Но герой не привык к такому обхождению. Он не может есть чужое, но не потому, что стесняется или его плохо уговаривают, а потому, что вырос в голодные годы, когда каждый кусок на учете, и если съесть больше, то кому-то не достанется. Это у него в крови. Другой жизни он еще не видел. Вот поэтому учительница сдается и не видит другого выхода, чтобы поддержать мальчика. Помощи он не примет, но честно заработанные игрой деньги возьмет. И Лидия Михайловна стала играть с учеником на деньги.
Мальчик заметил, что учитель хочет схитрить и поддаться ему, поэтому очень внимательно следил за игрой. Это характеризует героя как очень честного человека.
Краткое содержание рассказа «Уроки французского» В. Распутина
Рассказ «Уроки французского» В. Распутин написал в 1973 году. На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Уроки французского». Произведение написано в традиции деревенской прозы – направления, развивавшегося в русской литературе того периода. Произведение считается автобиографичным, повествующем об эпизоде из жизни самого В. Распутина.
Основные персонажи рассказа
Распутин «Уроки французского» кратко
Герой произведения – одиннадцатилетний мальчик, который жил и учился в деревне. Его считали «башковитым», потому что он был грамотным, а также к нему часто приходили с облигациями: считалось, что у него счастливый глаз. Но в деревне, где жил наш герой, была только начальная школа и поэтому, чтобы продолжить учиться, ему пришлось уехать в райцентр.
В это тяжёлое послевоенное время, в период разрухи и голода, его мать наперекор всем несчастьям собрала и отправила сына учиться. В городе он чувствовал голод еще сильнее, потому что в сельской местности легче добыть себе еду, а в городе все нужно покупать. Мальчику пришлось жить у тети Нади. Он страдал малокровием, поэтому каждый день покупал на рубль стакан молока.
В школе он учился хорошо, на одни пятёрки, кроме французского языка, ему не давалось произношение. Лидия Михайловна, учительница французского, слушая его, бессильно морщилась и закрывала глаза. Однажды наш герой узнает, что можно заработать деньги, играя в «чику», и он начинает играть в эту игру с другими мальчиками.
Однако он не позволял себе сильно увлекаться игрой и уходил, как только выигрывал рубль. Но в один день остальные ребята не дали ему уйти с рублем, а заставили играть дальше. Вадик, лучший игрок в «чику», спровоцировал драку. На следующий день несчастный деревенский мальчик приходит в школу весь избитый и Лидии Михайловне рассказывают, что случилось.
Когда учительница узнала, что мальчик играет на деньги, то вызвала его на разговор, думая, что деньги он тратит на конфеты, а на самом деле он покупал молоко для лечения. У неё сразу изменилось к нему отношение, и она решила заниматься с ним французским отдельно. Учительница приглашала его к себе домой, угощала ужином, но мальчик не ел из гордости и стеснения.
Лидия Михайловна, довольно обеспеченная женщина, очень сочувствовала парню и хотела хоть немного окружить его вниманием и заботой, зная, что он голодает. Но он не принимал помощи доброй учительницы. Она пыталась прислать ему посылку с едой, но он отдал ее обратно. Тогда Лидия Михайловна, чтобы дать мальчику шанс иметь деньги, придумывает игру в «замеряшки». А он, думая, что такой способ будет «честным», соглашается и выигрывает.
Директор школы посчитал игру с учеником преступлением, совращением, но так и не разобрался по существу, что заставило учительницу на это. Женщина уезжает к себе на Кубань, но она не забыла мальчика и прислала ему посылку с продуктами и даже с яблоками, которые мальчик никогда не пробовал, а видел только на картинках. Лидия Михайловна – добрый и бескорыстный человек. Даже, лишившись работы, она ни в чем не винит мальчика и не забывает о нем.
Содержание «Уроки французского» по плану
Действие рассказа происходит в послевоенное время в 1948 году в Сибири в Иркутской области. Главный герой рассказа – мальчик из бедной деревенской семьи. Его имя не указано в рассказе.
Переезд в райцентр
Чтобы продолжить учебу в школе, он вынужден уехать из дома в районный центр. Только там он может ходить в 5‑ый класс. В райцентре главный герой живет у знакомой женщины – тети Нади. Мальчик учится хорошо, за исключением французского языка. Мать присылает мальчику еду из дома, но ее все время не хватает. Тетя Надя или ее дети воруют продукты у мальчика. Из-за этого он часто голодает.
Плохая компания
Однажды мальчик знакомится с ребятами, которые играют в “чику” на деньги. Мальчик тоже играет с ними, чтобы заработать деньги на еду. Со временем он играет все лучше и выигрывает все чаще. Это злит старших мальчиков Вадика и Птаху. Они избивают главного героя несколько раз.
Уроки французского на дому
Учительница французского языка Лидия Михайловна решает помочь бедному ученику. Она знает, что мальчик голодает и что он играет на деньги, чтобы купить еду. Лидия Михайловна находит способ помочь мальчику. Она предлагает ему дополнительно заниматься французским языком у нее дома. Мальчик начинает ходить к учительнице домой на уроки. Учительница пытается угощать мальчика своей едой. Но мальчик отказывается от угощений.
Странная посылка
Чтобы “подкормить” голодающего мальчика, учительница однажды собирает мальчику посылку с едой. Посылку приносят в школу и говорят мальчику, что это от мамы. Но главный герой понимает, что посылка – от учительницы. И он отказывается от продуктов из посылки.
Игра в «замеряшки»
Лидия Михайловна понимает, что скромный и гордый мальчик не примет ее помощь. Тогда она предлагает мальчику поиграть с ней в «замеряшки» на деньги. Мальчику нравится игра. С тех пор, позанимавшись французским, учительница и ученик каждый раз играют в «замеряшки». У мальчика наконец появляются деньги на еду. Так учительница достигает цели: теперь мальчик не голодает и не водится с плохими ребятами.
Гнев директора
Однажды директор школы видит, как учительница и мальчик играют в свою игру. Директор обвиняет учительницу в неприличном поведении. После этого случая Лидия Михайловна увольняется и уезжает домой на Кубань. А мальчик продолжает учиться в школе. Учительница и ее ученик больше никогда не видятся.
Посылка с яблоками
Вскоре после отъезда учительницы мальчик получает от нее посылку с Кубани. В посылке он находит яблоки, которые никогда в жизни не ел. Много лет спустя главный герой по-прежнему помнит свою добрую учительницу.
Сюжет рассказа «Уроки французского» с цитатами
«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, – нет, а за то, что сталось с нами после».
Главный герой пошел в 5‑й класс в 48‑м году. В их деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, ему пришлось переехать в райцентр – за пятьдесят километров от дома. Мать договорилась, что он «будет квартировать» у знакомой.
Семья главного героя жила очень бедно, постоянно голодала. Кроме рассказчика у матери было еще двое младших детей, жили они без отца. Главный герой хорошо учился, «в деревне признавался за грамотея».
В новой школе мальчик также учился хорошо, трудности были только с французским языком – ему не давалось произношение. Слушая, как ученик коверкает язык, учительница французского, Лидия Михайловна, «бессильно морщилась и закрывала глаза».
На новом месте главный герой сильно похудел – передаваемых матерью продуктов не хватало, поэтому он постоянно голодал.
Как-то сын знакомой повел главного героя посмотреть, как другие ребята играют на деньги в «чику». Выучив правила игры, рассказчик решил тоже попробовать. Периодически мать передавала ему пять рублей на молоко – мальчику его нужно было пить «от малокровия». Разменяв полученные деньги, он пошел играть. Вскоре мальчик приловчился и, выигрывая ежедневно по рублю, сразу уходил. На эти деньги он покупал молоко. Как-то местный заводила Вадик заметил, что главный герой «слишком быстро выходит из игр» и спровоцировал драку. Рассказчика сильно избили.
На следующий день первым уроком был французский. Увидев разбитое лицо мальчика, учительница сразу спросила, что случилось. Один из одноклассников, знавший о случившемся, выкрикнул, что это его избили из-за игры на деньги. Учительница сказала главному герою остаться после уроков. Мальчик боялся, что его «потащат» к директору, однако Лидия Михайловна только расспросила о том, что он делает с выигранными деньгами. Женщина была удивлена, что мальчик ограничивается рублем и тратит его на молоко.
Главный герой перестал играть. Мама в это время почти не высылала еды, и ему «все время хотелось есть». Не выдержав, он снова вернулся к игре. Мальчик старался выигрывать понемногу. Однако, когда он на четвертый день, выиграв рубль, попытался уйти, его опять избили.
Увидев на следующий день вновь избитого мальчика, Лидия Михайловна назначила ему дополнительные занятия.
Учительница со всем усердием заставляла мальчика прорабатывать произношение. Вскоре они начали заниматься у нее на дому. Учительнице было жалко мальчика, она постоянно предлагала ему поужинать, но тот каждый раз в испуге отказывался, вскакивал и быстро уходил.
Как-то главному герою прямо в школу принесли посылку. Он сначала подумал, что ее передала мама. Однако, увидев, что там лежат макароны, сахар и гематоген, понял, что посылка от учительницы – у них в деревне таких продуктов взять было негде. Мальчик сразу пошел к Лидии Михайловне домой. Несмотря на уговоры учительницы, он отказался забрать продукты себе.
Занятия по французскому продолжались. Вскоре главный герой начал достаточно сносно выговаривать французские слова, ощущал в гостях у женщины себя более свободно. Постепенно мальчик «почувствовал вкус к языку» – «наказание превращалось в удовольствие».
Как-то учительница рассказала, что в детстве тоже играла на деньги, но по-другому. Попросив мальчика «не выдавать» ее директору, женщина показала, как играть в «замеряшки». Немного поиграв «понарошку», Лидия Михайловна предложила сыграть «по-настоящему». Приловчившись, мальчик очень скоро начал выигрывать. Они играли часто. Вскоре у мальчика снова появились деньги, и он покупал уже молоко со сливками. Конечно, ему было неловко брать деньги у учительницы, но он успокаивал себя тем, что это честный выигрыш.
«Знать бы нам, чем это все кончится…»
В один из дней, в самый разгар игры к Лидии Михайловне зашел живший рядом директор. Увидев, что она играет с учеником на деньги, он сильно возмутился.
«Через три дня Лидия Михайловна уехала». Накануне она встретила главного героя и сказала, что уезжает домой, на Кубань, его же никто не тронет – тут виновата она.
«И больше я ее никогда не видел». Только среди зимы, после январских каникул, ему пришла посылка с макаронами и тремя красными яблоками, которые он раньше видел лишь на картинках.
Заключение
В рассказе «Уроки французского» Валентин Распутин раскрывает тему отношений между учеником и учителем. Лидия Михайловна изображается писателем как действительно талантливый педагог и наставник. Видя, что мальчик не хочет принимать помощь просто так, она находит способ помочь ему через игру на деньги. Этим женщина в буквальном смысле спасает мальчика от голода, не задевая его гордость.
Видео краткое содержание Уроки французского
«Уроки французского» — одно из лучших произведений Валентина Распутина. Героиня рассказа — молоденькая учительница французского языка — одна лишь увидит, как нелегко живется ее талантливому, но полуголодному ученику.