Что выбрать риб или катер
Лодки RIB – стоит покупать или нет?
Для начала начнем с аббревиатуры RIB – Rigid Inflatable Boats, что в переводе означает комбинированная надувная лодка. Корпус у нее жесткий, как правило это стеклопластик (хотя бывают и алюминиевые версии), а борта надувные, как у классической надувной лодки. Принято считать, что РИБ лодки сочетают в себе, как преимущества надувной лодки, так и жесткого корпуса.
Рассмотрим некоторые особенности RIB лодок:
2. Выше мореходность, за счет того, что корпус лучше режет волну. Многие РИБы имеют серьезную морскую килеватость.
3. Твердая палуба, которая не играет под ногами
4. Возможность жестко закрепить консоль дистанционного управления к полу. Консоли бывают как стеклопластиковые так и металлические. Некоторые из них выглядят достаточно утилитарно, но позволяют держаться за нее при волне, даже при положении стоя, а также размещать много полезного оборудования, приборы контроля, эхолоты, бензобаки и аккумуляторы в корпусе консоли, также делают развесовку лодки более правильной, убирается эффект «кобры» при выходе на глиссер.
5. Лучше жесткость конструкции по сравнению с ПВХ, где полы могут играть на волне
6. Возможность возить лодку с мотором на прицепе, без боязни повредить транец, и без специальной адаптации лодочного прицепа.
7. Возможность загружать лодку на прицеп при помощи лебедки, по аналогии с катером.
9. Грузоподъемность – как у надувной лодки, и при этом значительно выше чем у корпуса аналогичного размера. На надувных лодках, особенно лодках НДНД и РИБах люди порой перевозят грузы значительно превышающие паспортные данные заводов изготовителей.
10. Низкий вес по сравнению с корпусной лодкой, а значит упрощенная система слипа в воду, более низкая осадка, при прочих равных условиях, возможность уверенно глиссировать под моторами малой мощности с большой нагрузкой, в отличии от корпуса. По этой же причине, гораздо меньше требования к авто и прицепу, который буксирует РИБ. Также, если снабдить небольшой риб транцевыми колесами, то ввиду небольшого веса (по сравнению с катером, конечно) его, как и лодку ПВХ, можно выкатить из воды по твердой поверхности и докатить к месту базирования лагеря.
11. При использовании без консолей дистанционного управления, возможность компактного хранения в гараже, на боку со сдутыми баллонами, либо подвешенной кверху за проушины.
12. В качестве тендера на яхту, очень часто используются именно RIB лодки.
13. Цена бюджетного РИБа, как правило, значительно меньше цены катера аналогичного размера, и незначительно больше надувной лодки, а учитывая то, что двигатель на него можно поставить меньшей мощности чем на корпусную лодку, и при этом получить достойные скоростные характеристики судна даже при полной загрузке – РИБы сегодня являются прекрасным решением и золотой серединой для людей, которые проводят свой отдых на серьезных водоемах, где требуется высокая мореходность, при этом они не хотят тратить серьезную сумму на катер.
При всех описанных преимуществах конечно нужно понимать, что РИБы не лишены и недостатков:
1. По сравнению с надувной лодкой, классические рибы перевозятся в основном на прицепах, что на наш взгляд, иногда беспричинно смущает некоторых людей. По нашему мнению, перевозка лодки на прицепе несет в себе достаточно много плюсов (о которых напишем отдельно). Исключение составляют складные РИБ лодки, которые делают некоторые производители, их можно перевозить в багажнике авто. На первый взгляд, это может показаться отличным решением, но мы считаем эту концепцию не совсем удачной, в размере более чем 3.6 метра, по следующим соображениям:
— достаточно трудоемко загружать такую лодку в багажник автомобиля из-за ее массы и габаритов
— не в любой авто такой РИБ вообще возможно загрузить, в большинстве машин потребуется сложить задний ряд сидений. В основном это удел маленьких RIB лодок и маленьких моторов.
— не каждый человек захочет подвергать свой собственный авто таким испытаниям, т.к. при перевозках сильно габаритных вещей не исключены повреждения салона авто
— в багажнике машины, после загрузки лодки, должно еще остаться достаточно места для загрузки весьма объемного двигателя, бака от него, запасной канистры с бензином, жилетов, рыболовного инвентаря и еще кучи вещей, которые каждый человек берет с собой для отдыха на воде. Осознав это – идея складного РИБа размером более чем 3.6 метра становится малореализуемой на практике, и большинство людей, съездив на воду с такими лодками 1-2 раза, все равно покупают себе прицеп. Но так как лодка уже есть, приходится мириться с неровной палубой и переборками для соединения поперек лодки.
— как правило, складные рибы, из-за особенностей конструкции, не имеют ровной палубы внутри, что не очень удобно для пассажиров.
Та палуба, которая есть, как правило редко выглядит эстетично, вещь покупается для отдыха, и она должна радовать глаз, чего нельзя сказать о необработанных поверхностях из стеклопластика.
Также, для облегчения веса (иначе даже лодку 3.6 метра будет невозможно загрузить в машину), как правило, используются менее прочные и более тонкие ткани ПВХ и слои стеклопластика, что безусловно влияет на надежность и срок службы изделия..
— по сравнению со складной лодкой ПВХ, например НДНД, перевозка и сборка складного риба сложнее – он жесткий, его в багажнике не развернешь как угодно и не утромбуешь, как мягкую лодку нднд, при этом он тяжелее надувной лодки, а накачивание по времени требуется такое же как у лодки ПВХ, которое к тому же дополняется процедурой скрепления секций. Также вы не получаете важного преимущества – быстрота сборки-разборки, все также как у лодок пвх нднд.
2. По сравнению с корпусной мотолодкой аналогичного размера, РИБ будет иметь меньше места внутри кокпита, из-за того, что со всех сторон это место частично съедают надувные баллоны. Многие люди не учитывают это при выборе, опираясь только на длину лодки.
4. Несмотря на то, что днище у РИБа жесткое и его проколоть трудно, все-таки баллоны повредить можно, что хоть и редко, но случается, даже при перевозке по дорогам, банально что-нибудь острое задев.
Хотелось бы также сказать, о некоторых сопутствующих плюсах, которые вы получаете перевозя лодку РИБ (или катер) на прицепе, по сравнению с перевозкой складной лодки в багажнике:
— Двигатель может ехать на лодке, и не сниматься с нее, он не будет пахнуть бензином в салоне сотни километров, вас не будет укачивать.
— Процедура разборки – отсутствует в принципе. У вас лодка всегда готова к использованию, она надута, снаряжена, на ней висит двигатель. Просто добавьте воды 🙂
— Процедура сборки также отсутствует – затянули лебедкой лодку на прицеп, покидали в нее вещи, укрыли тентом и уехали. Не надо ничего мыть, сушить (ждать), сворачивать. Все можно сделать потом, на мойке для обычных авто, чисто, с шампунем, и за небольшие деньги. Как результат, вы экономите массу времени, которое так дорого нам всем.
Основные моменты, существенно влияющие на цену РИБов:
1. Габаритные размеры. При прочих равных – чем лодка больше, тем дороже
2. Наличие рецесса в корме. Редко бывает на лодках меньше чем 4.5 метра, потому что сильно съедает внутреннее пространство, удорожает конструкцию, добавляет вес, однако, на премиальных моделях РИБов известных мировых брендов можно встретить и в размере лодок 3.4 метра и менее.
3. Комплектация – наличие рундуков, рулевых консолей, бушпритов, встроенных бензобаков, навигационных огней, дистанции, защиты киля, защитных слоев баллонов, качество и развитость леерного ограждения, наличие мягких накладок, носовых и транспортировочных тентов, буксировочных рым-болтов.
4. Особенности конструкции – ровность палубы, тип и качество антискользящего покрытия на стеклопластике, толщина и качество обработки самого стеклопластика, а также качество и состав применяемых материалов, смол, гелькоата, топкоата и т.п. Внешне лодки могут быть очень похожи, но у одних РИБов палуба ровная, но гуляет ходуном, у других ровная и стоит монолитно, у третьих палуба внутри V образная, не шлифованая, не обработанная.
5. Качество, прочность, и толщина ткани ПВХ используемая на баллонах, очень сильно влияет на цену.
6. Дизайн лодки и цветовые решения. Одноцветная ткань и днище одного цвета на выбор, как правило стоит дешевле чем 2-3х цветная лодка с цветным гелькоатом по каталогу RAL на днище.
7. Качество фурнитуры и клапанов.
Мы желаем Вам удачного выбора!
В наших салонах Прокатись.ру Вы всегда сможете выбрать плавсредство под любую задачу, и на любой бюджет.
Катера и лодки РИБ (RIB) — что это такое и с чем их «едят»… Часть 2.
В первой части «трилогии»)) я рассказал: как расшифровывается название РИБ (RIB), в чем принцип такой конструкции катера и с чем (или за что) он призван бороться. Сейчас постараюсь подробнее рассказать, как именно это происходит и почему РИБ является основным выбором среди маломерных судов у спасательных и специальных служб во всем мире. Да и частные заказчики, которые попробовали эксплуатировать РИБ-ы уже не возвращаются к обычным катерам (ну…, почти никогда)))).
Как говорил великий российский кораблестроитель и адмирал Степан Осипович Макаров: «Правильно спроектированный корабль тонет на ровном киле!»(с) Но т.к. катера и лодки не делают из стали, а в основном из ультра-легкого композита или просто легкого сплава алюминия, то тонуть они вообще не должны. Во всяком случае, если спроектированы и построены в соответствие с утвержденными нормами и правилами для маломерных судов. Значит главная задача обеспечения безопасности лодки или катера — это не дать ему перевернуться. Если исключить сложные устройства балластировки и успокоители качки, то влияние на поперечную остойчивость оказывают два фактора: ширина катера и расположение его центра тяжести. Проще говоря — чем шире катер и ниже центр тяжести относительно линии воды, тем сложнее его перевернуть.
Но тут есть несколько очень существенных нюансов:
— для правильной гидродинамики требуется определенное отношение длины корпуса к его ширине, т.е. слишком широкий корпус будет оказывать дополнительное сопротивление движению, со всеми вытекающими последствиями
— увеличение размера ведет к пропорциональному росту веса катера (снижению скорости, увеличению мощности двигателя, расходу топлива етс. И его общей цены)
— дополнительный вес выше ватерлинии «поднимает» центр тяжести
— с ростом ширины снижается жесткость корпуса на кручение
— габарит катера по ширине накладывает ограничение на его перевозку/доставку по суше, а также авиа и морские перевозки, возможность размещения в стандартном контейнере и хранение на берегу.
РИБ решает эти вопросы одним простым способом — надувной или любой другой съемный модульный борт увеличивают ширину катера на 20-30%. При этом, практически, без увеличения веса. Кажется, что это не так и много, но давайте посчитаем чуть подробнее.
Для примера возьмем катер с корпусом длиной 7.5 м, шириной 2.5 м и водоизмещением около 2 т. Это примерно средне-статистические данные.
Кстати, и цена катера растет пропорционально его весу. В ценах 2019 года это примерно 2,5 млн. руб. за 1т катера (среднего ценового сегмента с подвесным мотором).
Значит РИБ длиной 7.5 и стоимостью 5 000 000 руб. по мореходности сопоставим с катером ценой 13 500 000 руб. ОК! Сразу соглашусь с внимательными читателями, которые скажут, что круглый в сечении надувной борт имеет меньший объем, чем обычный плоский, а значит и восстанавливающий момент от него меньше. Хорошо, пусть это будет не 28%, а 20%. Референсный катер — не 9.6, а 9.0 м. Его водоизмещение 4.2 т, а цена 10 000 000 руб.
Все равно — это разница в 2(два) раза! Неплохо, для надувного «пузыря»?! :о))))
Что это дает?!
Основное, конечно, безопасность в динамике — возможность меньше обращать внимание на волны, двигаться своим курсом и маневрировать с максимально возможной скоростью. Здесь есть интересный момент — если скорость движения выше режима тихоходного плавания, то при «выпрыгивании» с гребня волны…
…и последующем приводнении на глиссирующий катер будут действовать не только силы внешнего воздействия (кренящие моменты от волн и ветра), но и динамический момент от взаимодействия корпуса с поверхностью водой (который мгновенно получает не только статический, но и динамический подпор). Причем его величина и направление зависит от угла приводнения (и крена, и тангажа)))) и формы водной поверхности. Наихудший вариант очень похож по кинематике, на автомобиль прыгнувший с трамлина и приземлившийся на вывернутые передние колеса. В этом случае отработка баллона и его роль в предотвращении переворачивания сложно переоценить. Ведь у обычного катера, в отличие от РИБ-а такого буфера просто нет.
Второе — это статика.
На гладкой воде не страшно, но и не сказать, что очень приятно, когда при перемещении с борта на борт катер ходит ходуном. Чтобы этого избежать килеватость обычных катеров чаще всего делают не очень большой в районе 14-18 градусов (для РИБ-ов — 20-24 градуса). Но это сразу же начинает влиять на ударные нагрузки в движении. Все взаимосвязано.
К статической остойчивости относится и возможность безопасного и удобного доступа к поверхности воды из катера, причем не только с кормы (где мало места и работают винты), но и с бортов. Это важно для подъема/спасения людей, особенно находящихся без сознания или имеющих серьезные травмы.
Подъема на борт/спуска за борт тяжелых объектов. Работы легких водолазов (профессиональная деятельность и всякий военный спецназ) и дайверов(отдых). Постановка и снятие рыболовных сетей. Что же я такое говорю?! Нельзя, нельзя, нельзя так делать))) Даже просто рыбалка — кидать удочку все равно через какой борт, а выуживать рыбу — чем ближе к воде и меньше качает будет удобнее.
Непотопляемость.
Как уже написано выше — катера из композитов и АМг вообще не должны тонуть. И в случае полного затопления удерживать на поверхности экипаж и всех пассажиров, находящихся в воде и держащихся за катер. RIB, даже с полностью сдутым баллоном также соответствует этим требованиям (для чего корпус разделен на отсеки и оснащен блоками плавучести). Значит баллон — это 100% резерв. Причем по объему сопоставимый с водоизмещением порожнего катера. Т.е. на РИБ можно грузить и грузить, причем даже с превышением по весу он почти не теряет ни в высоте надводного борта, ни в остойчивости — ну куда же без неё)))
Это важно для рабочих катеров.
А еще надувной борт прощает ошибки швартовки на стоянке и позволяет подходить к другим катерам на акватории без опасения повредить друг друга.
Но это оставим специалистам, а простая бытовая швартовка бывает совсем даже не простой.
Течение, ветер, узкие места для захода, узкие стояночные места, плохая управляемость — потому что газ давать нельзя, а без тяги катер катер слушается руля с большим запаздыванием. А еще часто бывает, что водитель сам себе еще и матрос. Конечно, после определенных манипуляций и нескольких попыток все обычно оканчивается успешно, хотя катер так и стремится попасть соседу форштевнем между кранцев или «сплестись» с ним релингами, но зачем все эти «мучения» если можно безопасно и безаварийно притереться надувным бортом, а потом спокойно протянуться руками до места.
РЕЗЮМЕ.
Так что же такое РИБ/RIB?!
Катер с остойчивостью и грузоподъемностью аналогичной катеру, который в 1.5-2 раза крупнее по водоизмещению чем РИБ.
С большей килеватостью и мягким ходом, при сохранении стабильности на стоянке и в движении.
Более безопасный — фактически и по восприятию.
И просто удобный.
P.S. Если Вам интересно, какие РИБ-ы разрабатываем, проектируем и строим мы — приглашаю посетить наш сайт www.katera.pro
Комментарии 28
ПВХшка для рыбалки, самое популярное плавсредство, удобность, остойчивость, низкая осадка. Вот с мореходностью конечно хуже в сравнении с кастрюлей, жесткий корпус для пвх то что надо, в результате получается РИБ. Для рыбалки самое то.
для рыбалки не пригоден. Каждый раз думать как бы крючок не воткнулся в борт при вываживание — не самое большое удовольствие
Отчасти Вы безусловно правы. Но могу сказать, что из РИБ-ов проданых в частные руки с моим непосредственным участием — 100% интересовались рыбалкой, а 40-50% просили сделать подготовку под установку полного комплекта для тролинга (даунрингеры, «кораблики», стаканов чуть ли не десяток, рундуки для рыбы, термоящики етс.).
Вопрос крючков решается не очень сложно и не очень дорого (в цене катера), хотя и не на 100% гарантии (где-то на 90)))). Именно в тех местах, где идет подводка наклеивается второй слой ПВХ (прямо листом), можно увеличенной толщины (при штатной 1450 г/м2 — взять 2200 г/м2) тогда суммарную толщину около 3 мм проткнуть крючком практически невозможно.
А можно поступить более современным способом и использовать полиуретановую пленку:
lodka.vitur33.ru/
Толщина ее меньше ПВХ, а устойчивость к разрыву выше в разы. Плюс за счет своей очень высокой эластичности она «затягивает» проколы (от крючков во всяком случае).
не, я пас. а как спасательная и экстримальная конструкция РИБу конечно нет равных
Убеждать не буду)))
Я в свой ответ добавил уточнение по полиуретановой пленке — посмотрите, может это немножко поколеблет Вашу уверенность)
Мы сейчас сами сделаем несколько вариантов защиты на баллоны (навесное, наклеенное). Сравним, видео попробуем снять. Трудоемкость оценим и стоимость.
Тогда доложу подробнее.
для рыбалки не пригоден. Каждый раз думать как бы крючок не воткнулся в борт при вываживание — не самое большое удовольствие
За 2 десятилетия владения резиновыми лодками и пвх ни разу не измудрился крючёк в борт воткнуть. Было все от уфимки до ориона из прорезиненной ткани.
за год три раза пропорол Бриг и продал его. Наверно если постоянно думать как бы не проколоть — не проколешь, у меня не получается
Никогда об этом не задумывался, просто как-то не случалось
Риб прикольная штука конечно. Но все же это выходит реально интересно для мужиков с удочками, как на первом фото и не зря это основной потребитель. Я к сожалению не ходил на большом рибе по морю, но от маленького на реке у меня смешанные ощущения остались. Формально он конечно мореходный, с точки зрения того что он при нырянии в волну в ней не зарывается, но так бодро подпрыгивает, что комфортным это состояние назвать сложно, классика идет как-то мягче. С объёмом тоже нюанс, лодка при больших наружных габаритах внутри тесная(сдувать борта — это не всегда выход).
Кто их реально нынче берет кроме служб, как частные лица? Рыбаки, я так понимаю, которым нужно быть готовым ко всему?
В Вашем сообщении сразу три вопроса, как я вижу:
— Почему маленький РИБ не оказался комфортным. «…но так бодро подпрыгивает, что комфортным это состояние назвать сложно, классика идет как-то мягче…»(с)
— В РИБ-е тесно. Можно ли с этим что-то сделать?
— И собственно вопрос:»Кто их реально нынче берет кроме служб, как частные лица?»(с)
Ответы лежат на стыке физики и геометрии.
И размер действительно имеет значение)))
Если сравнить РИБ с корпусом 4 м и 7 м, то можно заметить, что отношение объема надувной части к водоизмещению для них очень разное. На примере лодок Skylark:
— 420 Fish, вес 165 кг (это как раз водоизмещение жесткого корпуса или по закону Архимеда объем воды вытесняемый корпусом такого веса — 165 л), объем надувного борта 1300 л. Соотношение почти 8.
— 700 Fish, 550 л / 2900 л. Соотношение 5.
Разница еще увеличится, если принимать к сравнению более тяжелые каютные варианты.
Если маленький РИБ скачет по поверхности как блинчик, потому что баллон не дает ему погрузиться в воду, то обычная лодка, проходя частично сквозь волну действительно сглаживает качку. Но с увеличением размера и веса РИБ приближается по поведению к обычным катерам, однако — принцип «держаться на поверхности», а не «идти сквозь волну» остается.
Первое и основное — в этом случае мы имеем минимум заливания воды внутрь катера. И возвращаемся к основному постулату безопасности — остойчивости, и чем больше воды в катере, тем она ниже.
А воткнувшись в волну можно единовременно огрести внутрь и куб и два воды. На многих катерах (да почти на всех), палуба хоть и самоотливная, но ограничена по периметру жестким бортом и слив из этого «корыта» идет через смешные «писюны» диаметром 20-25 мм (и это в лучшем случае), т.е. быстро слиться может только дождевая вода и то, при не очень сильном ливне. Получаем какую картинку — разово догрузили катер, ну хоть 0.5 т воды, он тут же присел на несколько см (т.е. уменьшилась высота надводного борта), мотору резко потяжелело и скорость сразу упала, как и маневренность. Идет следующая волна… Заливает еще… Двери и крышки рундуков в 99% случаев не герметичны. В смысле не держат давление воды при заливании, а защищают опять таки только от дождя и брызг. Вода идет внутрь. Еще и еще… Мрачноватая перспективка.
Второе, но тоже весьма важное качество — психологическое. Да-да. Когда катер постоянно на поверхности, а вокруг тебя надувной «спасательный круг», то пассажирам — НЕ страшно (ну или не так страшно)))). И как мне кажется это не менее важно для комфорта, чем ощущения вестибулярного аппарата — ведь среди пассажиров редко встречаются ветераны морских спасателей или береговой охраны))
По поводу тесноты. Отвечал здесь: www.drive2.ru/c/519624523436261744/
Цитирую себя же)):
Давайте будем посчитать. Диаметр баллона у 6 м РИБа — 0.5 м, при этом он ставится не ровно по центру окружности, а «вываливается» за борт миллиметров на 50-100. Т.е. внутрь у нас идет 250 мм — 100 мм = 150-200 мм. Толщина борта обычного катера, т.е. расстояние между внешней и внутренней оболочками борта не меньше 100 мм. С учетом развала борта может быть и больше. Т.е. по факту у РИБ-а полезная ширина палубы на 100-200 мм меньше. При ширине 2 м это 5-10%. Не сказать, что это мало, но и не очень значительно.
Чтобы ответить на третий вопрос, надо понимать — а зачем вообще берется катер?
— Для рыбалки, наверное — это самый популярный ответ. На закрытых водоемах РИБ не нужен, а в прибрежной зоне он позволит уйти дальше, вернуться быстрее, спастись вернее. К прибрежной зоне можно приравнять и многие ВВП: Ладога, Онега, Байкал, Рыбинка етс.
— Бухнуть у стенки с друзьями, отдохнуть с девочкой в каюте. 2-й по популярности. Здесь мало б.у. американский Билайнер вне конкуренции по соотношению цена/отдача. Только далеко от берега отходить не надо.
— Но прежде, чем вести девочку в каюту ее надо прокатить))), а здесь РИБу нет конкуренции. Это как экстремальные аттракционы — страшно, но в глубине души понятно, что безопасно.
— Водные развлечения: купания, дайвинг, подводная охота — все это удобнее с низким надувным баллоном, чем с высоким бортом.
— Придумаю еще — допишу…)))