Что выбирал буриданов осел сканворд 4 буквы
Проблема правильного выбора или парадокс Буриданова осла
Философский вопрос, известный под названием «буриданов осел», будет будоражить умы человечества всегда. Здесь мы разберем значение фразеологизма, его происхождение, и как не стать этим самым ослом.
1. ПРОБЛЕМА БУРИДАНОВА ОСЛА
На самом деле никакой проблемы нет. Есть осел, умирающий от голода, и есть две кучи вроде бы одинакового сена. Что выбрать? Согласно притче, осел может бесконечно решать и в конце концов просто умереть от голода. Также лопоухое животное может просто выбрать один из двух стогов и приступить к трапезе. Сформулировать вопрос выбора именно таким образом смог Жан Буридан. Можно ли сделать рациональный выбор, если не совсем возможно просчитать, к чему приведет то или иное решение? Правда, по сохранившимся на сей день слухам, Буридан, рассказывая эту историю слушателям, всегда спрашивал, видел ли он в таких случаях, чтобы ослы умирали. В противном случае вся Азия была бы просто завалена трупами ушастых животных. На самом деле животных не мучает проблема выбора, это свойство присуще только человеку.
2. ИЛИ ПАН, ИЛИ ПРОПАЛ
3. ОРЕЛ ИЛИ РЕШКА?
Начнем с самого простого варианта – когда нужно выбрать одну из двух альтернатив (вещей, предметов, возможностей). В такой ситуации часто используется принцип «орла или решки», что, конечно, значительно упрощает саму процедуру выбора, но автоматически предполагает наличие у выбирающего определенной «покорности судьбе». Как говорится, «пан или пропал». Хотя в Сети мне недавно попалась заметка, в которой утверждается, что подброшенная монетка руководима какими-то сложнейшими физическими закономерностями.
4. НЕ ОСЛИТЬ!
Впрочем, и без вмешательства сложных научных теорий выбор из двух равнозначных альтернатив умудрились донельзя усложнить еще в глубокой древности, придумав небезызвестную притчу о буридановом осле, который издох от голода, так и не сумев выбрать, с какого из двух одинаковых стогов сена ему лучше начать свою трапезу. Притча демонстрирует то, что очень часто происходит во многих научных рассуждениях о выборе, где одна проблема незаметно подменяется другой. Реальный осел наверняка оказался бы умнее придумавших его философов и вряд ли озаботился бы проблемой абсолютной идентичности двух стогов сена, а повиновался бы инстинкту самосохранения, предписывающему во что бы то ни стало удовлетворить голод, а не решать сложные логические задачки. Он просто начал бы есть один из стогов! А впрок закусил бы и вторым. Простому смертному неплохо бы использовать эту самую «ослиную стратегию», то есть задаться не вопросом реализации сложной закономерности, а вспомнить о цели своего выбора. Главная задача осла – наесться, а не выбрать лучший из стогов. Сразу понимаешь, что только люди способны так изощренно морочить себе голову умозрительными рассуждениями в ущерб собственному желудку.
5. ШАГ В БУДУЩЕЕ
Проблема еще и в том, что любой выбор – это всегда некий выбор будущего. А оцениваем мы его, уже оглядываясь назад из «получившегося» будущего, и решаем – удачным он был или не очень. Поэтому сама задача – сделать удачный выбор – в настоящем времени решения не имеет. Можно только предпринять определенные действия, которые в будущем принесут или не принесут позитивный результат. В результате проблема выбора часто сводится не к выбору как таковому, а к проблеме отсутствия у человека образа желаемого будущего. К неумению оформить собственное желание – что же нам нужно? То есть за проблемой выбора мы часто прячем проблему самоанализа. Мы не можем решить, что нам нужно.
6. «СВОБОДА» ВЫБОРА
Часто за проблемой выбора «прячутся» проблемы, порождаемые, так скажем, определенной организацией нашего сознания и воспитанием, основанным на «актуальных» ныне ценностях. Ведь для того, чтобы человек потерял сон, решая, какую марку одежды ему предпочесть, нужно, чтобы для него этот самый выбор «бренда» был значим. Если присмотреться повнимательнее, то «свобода выбора» разрешена в современном обществе практически только в сфере потребления. Одно время у нас даже само понятие «свободы» как-то незаметно «слиплось» с возможностью выбирать именно товары и услуги. Обилие товаров стало символом свободного мира. Хотя в чем свобода-то? В том, что вам жестко диктуют, как вы должны выглядеть на работе, вводя понятие «дресс-кода»? Или в том, что до определенной степени богатства общество вам диктует все – марку машины, место проживания, способ и место отдыха? И только самым богатым вновь позволено «чудить» и решать на свое усмотрение. Есть старый анекдот о том, как молодой сотрудник пришел в крутую фирму, где был очень строгий контроль за соблюдением всех современных норм, начиная от одежды и заканчивая строгим запретом на курение, и вдруг видит курящего у окна мужичка в потертых джинсах и выцветшей футболке. Он удивленно и довольно громко начинает интересоваться, кто это такой. На что получает ответ испуганным шепотом: «Тише, тише, не мешай ему! Когда он вот так в прошлый раз задумался, наша фирма заработала несколько десятков миллионов долларов!»
7. СТРАХ КАК СТИМУЛ
Довольно часто выбор, особенно в личных взаимоотношениях, делается из страха либо под принуждением обстоятельств. Не у каждого ведь хватает мужества рискнуть дождаться «своего» человека. Не раз приходилось слышать от приходящих на консультацию по поводу не сложившихся семейных отношений дам, что мотивацией выхода замуж именно за этого мужчину стало: «другого не было», «он был лучшим из того, что было», «настала пора заводить ребенка». Другой разговор, что жизнь настолько сложная и непредсказуемая штука, а человеческие отношения столь загадочная субстанция, что и при таких хлипких основаниях иногда случаются счастливые браки. Даже «по залету».
8. СМЫСЛ ТЕРПЕНИЯ
Выдержка перед лицом выбора – тоже искусство. Если вы долго не можете выбрать, скорее всего оба варианта вас не очень устраивают – а обстоятельства не позволяют подождать третий. Если вы все же сделали свой выбор из двух не совсем устраивающих альтернатив, то будьте готовы принять на себя ответственность за очевидное – скорее всего, ваш выбор через какое-то время не устроит и придется снова выбирать. Так что не придумывайте людям место в вашей жизни, подождите немного, и они сами займут подобающее.
9. ПРАВИЛА
Итак, прежде чем выбирать, стоит рассмотреть простенький список из четырех вопросов: «Зачем выбираем? На основании чего выбираем (чем руководствуемся?) В какой ситуации выбираем?» И только потом – «Что выбираем?».
1. Для начала определитесь с целью выбора – задайте себе вопрос о причинах. Не забывайте, что отчетливое понимание «зачем» делает элементарным любое «что».
2. Помните, что часто люди в ситуации цейтнота или особой значимости выигрыша начинают вводить «второстепенные» причины – от несущественных до выдуманных. Например, при игре в рулетку или лотерею они начинают основывать свой выбор на «значимых» датах, днях рождения и прочем, приписывая им свойства «счастливых» чисел. Так что если выбор приходится делать в экстремальных условиях, доверяйте своей интуиции. Особенно в тех случаях, когда дело касается вашей профессиональной компетенции.
3. Кое с чем стоит смириться заранее и «не заморачиваться». Так, например, в ситуациях, когда мы выбираем в условиях, от нас не зависящих, мы можем только пробовать снижать риски. То есть либо пытаться «просчитать риски» (что в современных условиях практически нереально), либо «минимизировать» возможные потери, заранее рискуя только той суммой (теми ресурсами), которые мы можем относительно безболезненно потерять.
4. Не стоит упускать из внимания и еще одну возможность. Ведь далеко не всегда нам действительно нужно делать выбор между чем-то. Часто выбор заключается в отказе от него. Наиболее простая стратегия заключается в снижении ценности того, что нам предлагается выбрать либо хотелось бы получить, но нет такой возможности. Вспомним хотя бы известную крыловскую басню про лису и виноград: «На взгляд-то он хорош, да зелен – ягодки нет зрелой: тотчас оскомину набьешь!»
Буриданов Осёл
Из нового цикла миниатюр «Игры Логики»
Интересна история про Буриданового осла, который стал именем нарицательным для нерешительного человека. Того, которому сложно сделать выбор между двумя равнозначными вариантами.
Интересна история тем, что француз Жан Буридан, философ – схоласт ХIV века, чьим именем назван бедный ослик, никогда не писал ее. Писал об этом многим раньше грек Аристотель, описав историю с ослом, выбирающим из какого стога есть. Буридан, зная эту историю, развил ее в рамках морального выбора человека из «двух зол». Но про осла он ничего не писал. Тем ни менее в историю культуры этот ослик вошел именно, как Буриданов.
В искусстве тему выборов из равнозначных вариантов описывали (в виде драмы выборов) Данте Алигьери, Эудженио Монтале, Гюнтер де Бройна, Генри Олди и многие другие великие люди. В науке, в виде математической задачи, ее представил немецкий математик Лейбниц. Кроме того, суть ее показана в теореме Вейерштрасса. Уже более 600 лет (а может и больше) люди думают над загадкой выборов из равнозначных вариантов, вспоминая историю нарицательного ослика. Не много ли?
В чем же состоит история Буриданова осла?
Перед привязанным ослом, на равном удалении от морды, поставили два одинаковых стога сена (по другой версии, его поставили между двух лужаек с одинаковой травой, по третьей – перед двумя одинаковыми кормушками). Осел был умным (по-своему) и никак не мог решить из какого стога (с какой лужайки, кормушки) ему есть. Страдал от этого, будучи нерешительным, так и умер голодным.
И вот умные люди, глядя на эту печальную ситуацию шире (ослам это не свойственно, они мыслят более предметно) – стали рассуждать, о чем же свидетельствует эта загадка. И пришли к такому выводу: в ситуации равнозначных вариантов отсутствует факт свободной воли. Действие осуществляется под влиянием внешних обстоятельств.
Вспомнил поучительную ситуацию, весьма жизненную и немного опровергающую этот вывод.
Да и много других примеров. Но вернемся к Буридановому ослу. Поиграем немного логикой и посмотрим, что получается.
Перед привязанным ослом два равнозначных стога сена на одинаковом расстоянии. Из какого есть?
Стоит классический Буриданов осел и думает над проблемой выбора (вместо того, чтобы выбирать), не приходя к решению. В результате он не ест ни из какого и умирает голодной смертью. Вредно много думать, когда нужно принимать решение. Но зададимся вопросом – много ли мы найдем ослов в природе, которые думают над проблемой выборов? Отсюда и оптимизм – ни один живой реальный ослик, к счастью, не стал Буридановым и потому остался жив.
Синтетичный или системный Буриданов осел сдвигает стога вместе и ест из объединенного стога. Он еще и прожорливый, съедает больше. Хорошо быть синтетиком (от слова синтез – объединение). Но ведь не всегда так получается. Если не дадут сдвинуть? А вот если не дадут – тогда и стоит подумать. А пока не запрещают – сдвигает и ест вдвойне. Но опять же – где и когда в природе мы видели ослов, обладающих синтезом?
Хитрый Буриданов осел не удосуживается сдвигать стога (зачем затрачивать дополнительные усилия), а ест то из одного стога, то из другого («наш пострел везде поспел», «и нашим, и вашим»). Он не задумывается об альтернативах, а использует обе поочередно. Никто же запретов не устанавливал для ослика. Таких осликов обнаружим немало в природе.
Эзотеричный Буриданов осел, столкнувшись с проблемой выбора, не решает сам, а возлагает свои надежды на Волю Свыше. И дожидается- таки того момента, когда, увидев его, изголодавшегося и нерешительного, хозяин сам подаст ему сена. Доброму хозяину дорог каждый осел. Здесь лишь одна загвоздка – добр ли его хозяин. Хозяева ведь бывают разные.
Остался один ослик, которого можно назвать не-Буридановым. Собственно, это есть обычный нормальный вислоухий, живущий в природе, а не в мифах (как хорошо ему, серому, что он не знает ни Буридана, ни Аристотеля, ни Данте, ни Лейбница). В названной ситуации он не думает про задачу выбора, а просто очень хочет есть. Он кушает из любого стога, не задумываясь, из какого именно. Кушает в меру, кушает, когда голоден, не затягивая с питанием (дорог стог сена к обеду) и отходит довольным.
И какой вариант лучше?
Это выбирать Буридановым ослам, ибо стога сена перед ними. А людям, понимая эту историю, стоит, может быть, не испытывать своими опытами бедных осликов, которые хотят есть. И не давать им сложных задач (ведь те хотят кушать, а не решать придуманные кем-то задачи), а просто покормить. Ослики ведь живые и все понимают. Они благодарно оценят такую заботу о них. И сытое «иа» будет означать, что их поняли правильно.
Ну, а если чуть посерьезней, то вот, что получается.
Буриданов осел оказывается нерешительным по одной простой причине: он не видит дальше своего носа. Когда труден выбор из двух равных вариантов (которые, подчас, кажутся разными), то возможно, что ни один из них не является «тем самым», желанным.
Буриданов осел останется стоять на привязи между этими вариантами, продолжая выбирать между ними. Человек же, видя шире и прислушиваясь к себе, к своей умной человеческой природе, разорвет привязи (коими могут являться привычки, а то и страхи), отойдет от имеющихся вариантов и пойдет дальше. И найдет-таки то, что даст ему отчетливо понять: «Вот оно! Вот то, что мне нужно».
о с е л
• животное из семейства лошадиных, невысокого роста с большой мордой и длинными ушами
• животное — эталон упрямства
• непарнокопытное животное рода лошадей
• скакун ходжи Насреддина
• средство передвижения Санчо Пансы
• ученый музыковед из басни Крылова
• младшему сыну достался кот, а среднему?
• друг мультипликационного Шрека
• вьючный транспорт с норовом
• герой басни Крылова, осмелившийся лягнуть состарившегося льва
• «сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь» (загадка)
• транспорт Христа для триумфального въезда в Иерусалим
• символ демократической партии США
• упрямец, не желающий вылезать из басен
• чемпион по упрямству
• упрямый транспорт Шурика
• участник крыловского квартета
• один из Бременских музыкантов
• животное рода лошадей, невысокое с длинными ушами
• животное — символ упрямства
• упрямый, тупой человек (в переносном смысле)
• транспорт Ходжы Насреддина
• не хотел идти с Шуриком
• играл в квартете (басен.)
• ученый музыковед из басни
• транспорт Санчо Пансы
• копытное домашнее животное
• «рикша» среди бременских музыкантов
• оруженосец Шрека в м/ф
• животное Шурика (кинош.)
• символ демократов США
• один из крыловского квартета
• скакун Шурика в «Кавказской пленнице»
• упрямый сородич лошади
• скакун Шурика в к/ф «Кавказская пленнице»
• скакун Шурика в к/ф «Кавказская пленница»
• скакун Шурика в к/ф «Кавказсказская пленница»
• иа, как представитель фауны
• член квартета в басне
• один из квартета Крылова
• скакун Санчо Панса и Шурика
• упрямый собрат лошади
• упрямый, тупой человек (перен.)
• какое животное лягаться умеет?
• какое животное защищали от нападок американские президенты Эндрю Джексон и Мартин ван Бурен считая его символом трудолюбия и простоты?
• кулан как животное
• упрямый родич лошади
• музыкант в квартете Крылова
• оруженосец Шрека в мультфильме
• Парнокопытное животное семейства лошадиных
• (перен.) тупой упрямец, глупец
• «Рикша» среди бременских музыкантов
• «сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь» (загадка)
• и осел м. осил, силок; накидная петля, аркан, от осилить, совладать, поймать
• какое животное защищали от нападок американские президенты Эндрю Джексон и Мартин ван Бурен считая его символом трудолюбия и простоты
• какое животное лягаться умеет
• младшему сыну достался кот, а среднему
• скакун Шурика в «Кавказской пленнице»
• скакун Шурика в к/ф «Кавказсказская пленница»
• скакун Шурика в к/ф «Кавказская пленница»
• скакун Шурика в к/ф «Кавказская пленнице»
Буриданов осел
Буриданов осел
С латинского: Asinus Buhdani inter duo prata (азинус буридани интер дуо прата). Перевод: Буриданов осел между двух лужаек.
Приписывается французскому философу-схоласту Жану Буридану (1300—1358). Якобы последний, желая доказать отсутствие свободы воли у человека, уподобил его ослу, который стоит на лугу точно посередине между двумя равными копнами сена. И философ якобы утверждал, что осел в этом случае не сможет выбрать ни одну из них, даже если будет умирать от голода. Отсюда соответственно и возникло выражение «буриданов осел».
Но нигде в сочинениях Ж. Буридана такого рода примера нет, как нет и свидетельств того, что он когда-либо высказывал такую мысль в устной беседе. Почему в данном случае упоминается имя Буридана, неизвестно.
Но мысль о том, что человек не может сделать выбор между двумя абсолютно равными вариантами, есть у других авторов. Аристотель (384—322 до н. э.) в своем сочинении «О небе» говорит о человеке, которого мучают голод и жажда, но поскольку еда и питье отстоят от него на равном расстоянии, то он остается недвижим. Также и Данте в своей «Божественной комедии» («Рай», песнь 4) описывает подобную ситуацию: если кто-то находится между двумя одинаковыми блюдами, то он скорее умрет, нежели сделает хоть какой-то выбор.
Иронически: о нерешительном, безвольном человеке, который колеблется между вариантами решения проблемы и не может выбрать ни один из них.
Полезное
Смотреть что такое «Буриданов осел» в других словарях:
БУРИДАНОВ ОСЕЛ — «БУРИДАНОВ ОСЕЛ», парадокс абсолютного детерминизма в учении о воле: осел, помещенный на равном расстоянии от двух одинаковых связок сена, должен умереть от голода, ибо не сможет избрать ту или иную связку. В сочинениях Ж. Буридана этот образ не… … Энциклопедический словарь
Буриданов Осел — Буриданов Осел ♦ Âne de Buridan Имя французского философа XIV века Жана Буридана известно сегодня исключительно благодаря этому самому ослу, притча о котором приписывается ему, хотя ни в одном из сохранившихся его сочинений ни о каком осле… … Философский словарь Спонвиля
буриданов осел — сущ., кол во синонимов: 1 • буриданов осёл (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
БУРИДАНОВ ОСЕЛ — парадокс абсолютного детерминизма в учении о воле: осел, помещенный на равном расстоянии от двух одинаковых связок сена, должен умереть от голода, ибо не сможет избрать ту или иную связку. В сочинениях Ж. Буридана этот образ не найден. В… … Большой Энциклопедический словарь
«БУРИДАНОВ ОСЕЛ» — сравнение, употребленное для объяснения свободы воли и имевшееся, по сути дела, уже у Аристотеля и Данте: осел, стоявший между двумя совершенно одинаковыми, находящимися на равном от него расстоянии охапками сена, должен был голодать, ибо – при… … Философская энциклопедия
Буриданов осел — Буриданов осёл философский парадокс, названный по имени Жана Буридана, несмотря на то, что был известен ещё из трудов Аристотеля, где был поставлен вопрос: как осёл, которому предоставлены два одинаково соблазнительных угощения, может… … Википедия
буриданов осел — бурида/нов осёл только ед., устойчивое сочетаниекнижн. Человек, колеблющийся в выборе между двумя равнозначными возможностями. Доводов было столько же за, сколько и против; по крайней мере, по силе своей доводы эти были равны, и Нехлюдов, смеясь… … Популярный словарь русского языка
«БУРИДАНОВ ОСЕЛ» — знаменитая басня, приписываемая схоластическому философу Буридану, изображающая осла, умирающего от голода между охапкой овса и ведром воды из за невозможности выбрать между двумя равноценными благами. Вопреки общепринятому мнению здесь… … Философский словарь
Буриданов осел — о крайне нерешительном человеке, колеблющемся в выборе между двумя равносильными желаниями, двумя равноценными решениями. Выражение приписывается французскому философу схоласту IV в. Ж. Буридану, который доказывал, что поступки живых существ… … Справочник по фразеологии
буриданов — Buridan. По имени фр. философа схоласта XIV в. Жана Буридана, который, якобы в доказательство того, что свобода воли отсутствует, привел такой пример: осел; находясь на одинаковом расстоянии от двух одинаковых охапок сена, должен умереть, так как … Исторический словарь галлицизмов русского языка
о с е л
буриданов зверь
• животное из семейства лошадиных, невысокого роста с большой мордой и длинными ушами
• животное — эталон упрямства
• непарнокопытное животное рода лошадей
• скакун ходжи Насреддина
• средство передвижения Санчо Пансы
• ученый музыковед из басни Крылова
• младшему сыну достался кот, а среднему?
• друг мультипликационного Шрека
• вьючный транспорт с норовом
• герой басни Крылова, осмелившийся лягнуть состарившегося льва
• «сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь» (загадка)
• транспорт Христа для триумфального въезда в Иерусалим
• символ демократической партии США
• упрямец, не желающий вылезать из басен
• чемпион по упрямству
• упрямый транспорт Шурика
• участник крыловского квартета
• один из Бременских музыкантов
• животное рода лошадей, невысокое с длинными ушами
• животное — символ упрямства
• упрямый, тупой человек (в переносном смысле)
• транспорт Ходжы Насреддина
• не хотел идти с Шуриком
• играл в квартете (басен.)
• ученый музыковед из басни
• транспорт Санчо Пансы
• копытное домашнее животное
• «рикша» среди бременских музыкантов
• оруженосец Шрека в м/ф
• животное Шурика (кинош.)
• символ демократов США
• один из крыловского квартета
• скакун Шурика в «Кавказской пленнице»
• упрямый сородич лошади
• скакун Шурика в к/ф «Кавказская пленнице»
• скакун Шурика в к/ф «Кавказская пленница»
• скакун Шурика в к/ф «Кавказсказская пленница»
• иа, как представитель фауны
• член квартета в басне
• один из квартета Крылова
• скакун Санчо Панса и Шурика
• упрямый собрат лошади
• упрямый, тупой человек (перен.)
• какое животное лягаться умеет?
• какое животное защищали от нападок американские президенты Эндрю Джексон и Мартин ван Бурен считая его символом трудолюбия и простоты?
• кулан как животное
• упрямый родич лошади
• музыкант в квартете Крылова
• оруженосец Шрека в мультфильме
• Парнокопытное животное семейства лошадиных
• (перен.) тупой упрямец, глупец
• «Рикша» среди бременских музыкантов
• «сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь» (загадка)
• и осел м. осил, силок; накидная петля, аркан, от осилить, совладать, поймать
• какое животное защищали от нападок американские президенты Эндрю Джексон и Мартин ван Бурен считая его символом трудолюбия и простоты
• какое животное лягаться умеет
• младшему сыну достался кот, а среднему
• скакун Шурика в «Кавказской пленнице»
• скакун Шурика в к/ф «Кавказсказская пленница»
• скакун Шурика в к/ф «Кавказская пленница»
• скакун Шурика в к/ф «Кавказская пленнице»